В 2018 году Национальный банк Украины ввел стресс-тестирование в крупнейших банках Украины. Оно показало, что при реализации базового сценария развития экономики, большинство финансовых учреждений продолжит генерировать прибыль и не будет проблем с капиталом. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
Однако половина банков, по оценкам НБУ, не сможет пройти без значительных потерь из-за кризиса в случае его наступления. От этих финучреждений требуется реструктурировать балансы или увеличить капитал, чтобы снизить уязвимость к рискам и создать запас прочности с помощью буфера капитала. Это должно усилить финансовую устойчивость, как отдельных банков, так и системы в целом. Банки, для которых была обнаружена потребность в капитале, уже начали выполнять требования НБУ.
Читайте также: В Украине уровень долларизации банковского сектора остается высоким
В Украине банки ожидают повышения качества кредитного портфеля в 2019 г.
Председатель Национального банка Украины Яков Смолий: Какая экономика – такой и курс гривны
Виктор Пинзеник: Риски создают не выборы. Риски делают популисты и решения, которые они проталкивают
Во время следующей оценки устойчивости банков НБУ планирует сохранить ключевые предположения предыдущего стресс-тестирования, обратив особое внимание на выявленные системные риски.
В 2018 году проведена первая ежегодная оценка устойчивости банков. Она состоит из оценки качества активов (asset quality review, AQR) и стресс-тестирования. Стресс-тестирование охватывает крупнейшие банки по объемам взвешенных на риск активов и депозитов населения, то есть такие финучреждения, ухудшение финансового состояния которых может негативно повлиять на банковский сектор и финансовую стабильность. В 2018 году стресс-тестирование прошли банки, на которые приходится более 94% активов банковской системы.
Стресс-тестирование – распространенный инструмент выявления системных рисков. Центробанки применяют его для микро — и макропруденционного регулирования. Цель его проведения – не спрогнозировать возможное развитие событий в секторе, а определить, что могло бы случиться с банками в случае возникновения кризисных явлений. Для этого НБУ моделирует убытки банков от гипотетического кризиса и определяет потребность в капитале под покрытие таких убытков.
Для стресс-тестирования НБУ разрабатывает два сценария – базовый и неблагоприятный. Последний содержит факторы крупнейших, по мнению регулятора, рисков, его предположения основываются на статистике предыдущих кризисов и консистентных с точки зрения макроэкономических взаимосвязей.
Неблагоприятный сценарий сконструирован таким образом, что его воплощение приводит к реализации, прежде всего кредитного, а также процентного и валютного рисков. В нем заложено снижение реального ВВП, девальвация гривны, ускорение инфляции и связанное с этим повышение процентных ставок.
Горизонт прогнозирования составляет три года — это позволяет отразить все стадии развертывания кризиса — от его возникновения до начала восстановления экономики. Базовый сценарий служит базой для сравнения результатов стресс-теста и не является прогнозом.
Стресс-тестирование 2018 года выявило, что восемь банков требуют капитала по базовому сценарию. Сумма этой потребности составляет 6 млрд. грн.
Главные факторы – кредитный риск портфеля и снижение эффективности операционной деятельности. Среди указанных банков и два банки с государственным российским капиталом, которые в течение 2018 года продолжали сворачивать свою деятельность и постепенно уменьшали присутствие на рынке. Все эти банки должны покрыть потребность в капитале, выполнив план капитализации до апреля 2019 года. Однако такое уменьшение капитала для ряда банков не является системной проблемой.
Ведь по условиям базового сценария в целом в банковской системе прогнозируется рост прибыли и повышение за его счет уровня достаточности основного капитала на 13 п.п. за три года.
При неблагоприятном сценарии потребности в капитале значительно выше. Средневзвешенное значение норматива достаточности основного капитала снизится до около 3%. Оцененное влияние кризиса на снижение достаточности основного капитала банков составляет около 9 п.п. Для 12 финансовых учреждений определена потребность в капитале на общую сумму 42 млрд. грн. Существенная часть этой суммы приходится на два государственных банка. В целом же стресс-тестирование выявило потенциальные убытки от реализации ряда существующих системных рисков.
При неблагоприятном сценарии основной капитал банков в целом уменьшится на 70% по сравнению с базовым сценарием. В значительной степени это обусловлено ростом кредитного риска крупных должников из-за высокого уровня концентрации портфелей банков.
Чтобы оценить это изменение кредитного риска, были спрогнозированы показатели деятельности крупных должников и рассчитана их способность вовремя обслуживать долг. Оказалось, что валютная переоценка долга – самый весомый фактор роста кредитного риска, потому что большинство крупных должников, не получает доходов в валюте.
В то же время уровень кредитного риска без учета валютной переоценки задолженности компаний с приемлемой долговой нагрузкой суммарно снижался даже по негативному сценарию. Индивидуальное стресс-тестирование крупных должников банков с использованием специфических отраслевых предположений будет применяться и в дальнейшем.
Рост кредитного риска по остальным портфелям банков также существенно повлияет на капитал. Это произойдет из-за миграции кредитов в неработающие. Коэффициент миграции был оценен с помощью эконометрической модели на основе макроэкономических данных как кризисных, так и не кризисных периодов.
Результаты свидетельствуют, что этот подход недостаточно консервативен, особенно для портфелей со сравнительно коротким сроком и значительной динамикой, в частности потребительских кредитов. Во время следующего стресс-тестирования НБУ будет предполагать более существенный рост доли неработающих кредитов, учитывая исторические данные именно для кризисных периодов.
Другой фактор роста кредитного риска по неблагоприятному сценарию – предположение об увеличении коэффициента потерь в случае дефолта (LGD) в, по меньшей мере, 85% от объема неработающих кредитов. Этот фактор не оказал значительного влияния на банковскую систему в целом, однако оказался существенным для ряда банков. В условиях значительных юридических рисков и гипотетического кризиса маловероятно получить возмещение за выданные кредиты путем взыскания и реализации залога. Особенно это касается старых неработающих кредитов.
Именно поэтому Постановление №351 требует полностью амортизировать стоимость залога в течение четырех лет после признания кредитов неработающими. Предположение о росте LGD будет сохраняться в дальнейшем. Для уменьшения его негативного влияния на результаты стресс-тестирования банки должны или активнее заниматься взысканием залога, или признавать кредитный риск заблаговременно, осознавая, что вероятность получить возмещение по дефолтным кредитам низкая.
Еще один потенциальный риск – изменение процентных ставок, что тоже весомо влияет на капитал банков. Неблагоприятный сценарий предполагал, что ставки по краткосрочным депозитам вырастут более высокими темпами, по депозитам сроком свыше шести месяцев – несколько ниже, по кредитам – еще медленнее. В отличие от миграции кредитов в неработающие, эффект от изменения ставок варьируется в зависимости от структуры фондирования и текущей процентной политики конкретного банка.
В итоге в первый год негативного сценария под действием этого фактора у одних банков норматив достаточности основного капитала вырастет на 1 п.п., а в других – снизится на 10 п.п. Как и предполагалось, особенно чувствительны к этому фактору банки, имеющие преимущественно краткосрочное розничное фондирование.
Следует отметить, что примененный в этом году подход к стресс-тестированию допускал увеличение процентной маржи. Однако, принимая во внимание высокие текущие ставки по кредитам, их рост в условиях кризиса маловероятный. Поэтому в будущем НБУ планирует закладывать в предположение стресс-тестов неизменные ставки по кредитам и рост стоимости фондирования.
Негативный эффект от девальвации гривны проявляется косвенно из-за ухудшения платежеспособности должников, которые привлекли средства в иностранной валюте. Однако прямое ее влияние на капитал положительное для части финучреждений, ведь благодаря длинным открытым валютным позициям переоценка стоимости увеличивает активы значительней, чем обязательства.
В будущих стресс-тестах НБУ будет сохранять предположения о значительной девальвации гривны. Это побудит банки со значительной валютной составляющей в кредитном портфеле сбалансировать его. В то же время постепенное приведение банками открытых валютных позиций к установленным НБУ лимитам снизит положительное влияние девальвации на капитал во время следующих стресс-тестирований.
Результаты стресс-тестирования показали, что в нынешних условиях банки достаточно капитализированы, при отсутствии шоков, однако, до сих пор уязвимы к кризисам. В результате его проведения ряд банков увеличил капитал и обязался устранить имеющиеся дисбалансы. НБУ и в дальнейшем ежегодно будет оценивать устойчивость банковской системы, чтобы выявлять системные риски для финансовых учреждений.
В следующем году в неблагоприятный сценарий будут заложены более жесткие предположения для выявления уязвимости банков к рискам, в частности быстрый рост доли неработающих потребительских кредитов, неизменные ставки по кредитам и увеличение параметра потерь в случае дефолта.
Безопасность безналичных расчетов
В Украине стремительно становятся популярными безналичные платежи, ведь они являются удобными и безопасными. После кризиса расширяется платежная инфраструктура – растет количество активных карт в обращении, увеличивается насыщенность платежными терминалами розничной торговой сети.
НБУ осуществляет оверсайт платежных систем, чтобы обеспечить надежность безналичных платежей. Постоянно совершенствуются подходы к мониторингу операционных рисков платежных систем для недопущения их реализации. Повышение надежности финансовой, в частности, платежной, инфраструктуры – одна из ключевых целей НБУ в контексте обеспечения финансовой стабильности.
Безналичные операции растут
Рост безналичных расчетов сопровождает развитие практически всех современных экономик и финансовых систем. Эта тенденция набирает обороты и в Украине, поскольку безналичные расчеты быстрые, удобные и безопасные, и все большая часть населения дает им преимущество. Рост доли безналичных расчетов также способствует уменьшению теневой экономики.
НБУ является инициатором и активным участником проекта “безналичная экономика” (cashless economy).
Эффективность этого проекта оценивается на основании нескольких ключевых индикаторов: соотношение наличных денег вне банков к ВВП, доли безналичных операций с использованием платежных карточек, насыщенности платежными терминалами. За последние годы достигнут определенный прогресс по этим показателям, положительные тенденции продолжатся и в дальнейшем.
Надежность платежных систем – цель оверсайта НБУ
Поскольку роль безналичных платежей растет, возникает вопрос, насколько безопасными являются электронные платежи и каковы риски их невыполнения или же потери средств.
Деятельности платежных систем присущи определенные риски. Это связано с технологической сложностью процедур и инструментов, высокой мобильностью и оперативностью расчетов, быстрым развитием новых технологий и систем дистанционного банковского обслуживания и др.
Для обеспечения непрерывного надежного и эффективного функционирования платежных систем НБУ осуществляет оверсайт платежных систем, который включает мониторинг, оценку платежных систем на соответствие международным стандартам и, в случае необходимости, инициирование изменений в их деятельность.
Критическое значение для финансовой стабильности имеет эффективное управление операционным риском и обеспечение непрерывности деятельности платежных систем.
В стратегии макропруденциальной политики НБУ в целом определил, что усиление устойчивости финансовой, в частности платежной, инфраструктуры является промежуточной целью политики.
Для снижения рисков в работе платежных систем НБУ внес изменения в Положение о надзоре (оверсайте) платежных систем и систем расчетов (постановление от 28.11.2014 №755), которыми ужесточены требования к организационным и техническим мерам по обеспечению непрерывности их деятельности.
В частности установлено требование, отчитываться НБУ о нарушении непрерывности деятельности платежных систем, участников платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры. Такие сообщения должны содержать информацию о причинах, последствиях, продолжительности нарушения, мер, принятых для восстановления деятельности платежной системы и др.
Информация, полученная в процессе оверсайта, будет использоваться для определения индикатора операционной доступности платежных систем для повышения уровня управления рисками и предотвращения подобных нарушений в будущем. Это соответствует опыту ведущих центральных банков мира.
Кроме того, НБУ в 2018 году разработал Методические рекомендации по управлению рисками в платежных системах, которые учитывают опыт центральных банков других стран, рекомендации Всемирного банка и МВФ.
Системой электронных платежей (СЭП) НБУ через СЭП НБУ осуществляется 97% межбанковских переводов в национальной валюте в пределах Украины.
Участниками системы являются, в частности, все банки Украины, Госказначейство и НБУ. Она является инфраструктурной и технологической основой для реализации денежно-кредитной политики НБУ, выполнения бюджетных платежей, осуществления операций с ОВГЗ. Согласно международным подходам, а также критериям, определенным НБУ, СЭП является единственной системно важной платежной системой в Украине.
СЭП имеет особое значение для поддержания финансовой стабильности, ведь нарушения ее работы могут иметь негативные последствия для всех банков. Поэтому НБУ периодически оценивает соответствие системы международным стандартам оверсайта “Принципы для инфраструктур финансового рынка”, которые признаны Советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board). Они являются одними из ключевых международных стандартов обеспечения эффективных и стабильных финансовых систем и едиными стандартами в области платежей, клиринга и расчетов.
Карточные платежные системы
Ключевыми игроками в этом сегменте являются международные платежные системы MasterCard, Visa, а также национальная платежная система “ПРОСТОР”. Через эти три системы осуществляется почти 100% платежей в Украине с использованием карт.
Общее количество операций за девять месяцев 2018 года составляло почти 2.8 млрд. единиц (+27% г/г) на сумму около 2 трлн. грн. (+39% г/г). Доля безналичных операций в общем объеме операций с платежными картами по итогам девяти месяцев 2018 года составила 44.3%.
Проектом “Cashless economy” определен целевой показатель в размере 55% к концу 2020 года.
Непрерывное функционирование карточных платежных систем – залог роста доверия населения к банковской системе и национальной валюте, а нарушение их деятельности может иметь негативные социальные последствия и ограничить доступ населения к платежным услугам.
Учитывая важную роль платежных систем MasterCard и Visa в Украине НБУ относит эти системы к социально важным, и устанавливает требования к управлению рисками и обеспечению непрерывности деятельности в соответствии с международными стандартами.
Кроме того, для обеспечения совместного оверсайта платежной системы MasterCard, через которую выполняется 70% безналичных карточных операций в Украине, НБУ подписал Меморандум об обмене конфиденциальной информацией с Национальным банком Бельгии, несет основную ответственность за оверсайт этой системы.
Розничная платежная инфраструктура
Рост объемов безналичных операций возможный лишь при условии достаточной разветвленности инфраструктуры для осуществления карточных платежей. Сеть торговых платежных терминалов (POS терминалов) выросла с начала 2018 года на 13.6% до 264 тыс. единиц. Около 79% сети торговых терминалов страны позволяют осуществлять бесконтактные расчеты.
Однако, несмотря на рост их количества, в некоторых областях насыщенность терминалами является критически низкой. В Киеве количество терминалов составляет 17.8 ед./1 000 жителей, а в отдельных областях этот показатель составляет менее 4 ед. / 1 000 жителей.
В среднем в стране функционирует 6.7 терминалов на тысячу населения, тогда как в Польше – 12.5, а в Великобритании – свыше 50.
По состоянию на начало октября 2018 года в Украине было установлено почти 18.5 тыс. их количество сократилось с начала года на 0.7%. Клиенты банков могут снимать деньги практически во всех банкоматах с минимальными затратами или вообще без затрат. Это является следствием комиссионной политики карточных платежных систем. Из-за этого у банков нет необходимости расширять собственные сети банкоматов, расходы, на содержание которых являются высокими (в частности из-за стоимости инкассации).
Важной составляющей платежной инфраструктуры является программно-технические комплексы самообслуживания (ПТКС), которые обеспечивают потребность населения, в осуществлении платежей наличными (пополнение счетов в банках, счетов операторов мобильной связи, оплата коммунальных услуг) в формате 24/7. Такие ПТКС устанавливаются банками, их коммерческими агентами и небанковскими финансовыми учреждениями, которые получили лицензию НБУ на перевод средств. В начале октября функционировало около 61 тыс. ПТКС.
Мошенничество с платежными картами
Развитие карточных платежей сопровождается, к сожалению, ростом случаев мошенничества с использованием платежных карт и путем несанкционированного перевода средств со счетов клиентов.
В первом полугодии 2018 года 30 банков-участников карточных платежных систем сообщили о 32.6 тыс. случаев незаконных действий / сомнительных операций с использованием платежных карт и / или их реквизитов на общую сумму 83 млн. грн. (за первое полугодие 2017 года — 32.4 тыс. 69 млн. грн). Это означает, что на 1 млн. грн. расходных операций с использованием платежных карт 64 гривны приходилось на незаконные операции (77 грн. в первом полугодии 2017 года).
В последнее время существенно растет количество незаконных действий/сомнительных операций с использованием такого вида мошенничества как “социальная инженерия”. Такой тренд объясняется смещением внимания мошенников по технологическим методам мошенничества на человеческий фактор.
Поэтому все участники платежного рынка должны приобщиться к реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности держателей карточек. В то же время оплата в торговой сети становится одним из самых безопасных способов использования платежных карт (по сравнению с убытками, которые понесли держатели и банки через банкоматы и сеть Интернет).
Выводы и ожидания
НБУ постоянно работает над гармонизацией украинского законодательства и практик оверсайта в платежной сфере, чтобы внедрить лучшие международные подходы к обеспечению безопасности платежей и защиты прав потребителей.
Параллельно развиваются национальные платежные системы и платежная инфраструктура.
Инновационные платежные технологии и соответствующая инфраструктура играют ключевую роль в развитии безналичной экономики. Потенциал для их внедрения в Украине также значительный.
Например, на сегодня в Украине нет возможности осуществления мгновенных платежей между счетами в разных банках в режиме 24/7. Поэтому платежные карточки являются самым распространенным инструментом розничных расчетов. Продолжается увеличение объемов операций по переводу средств с карты на карту (Р2Р), которые приобретают все большую популярность.
С одной стороны, это результат внедрения участниками рынка удобных и доступных сервисов, с другой – недостатка альтернативных технологий.
На выполнение требований международных стандартов и в соответствии с рекомендациями МВФ, НБУ планирует усилить оверсайт платежной инфраструктуры и осуществлять также оценку на соответствие международным стандартам оверсайта центрального депозитария ценных бумаг и центрального контрагента, которые традиционно считаются системно важными для экономики страны и могут иметь влияние по поддержанию финансовой стабильности.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.