За последние несколько десятилетий люди привыкли к инновациям. Гаджет, который еще вчера считался последним словом техники, завтра может быть вытесненным более технологичным решением.
Страны тоже постепенно привыкают к переменам. На их рынках постоянно появляются новые товары, требующие регулирования и разработки подходов к налогообложению. Табачный рынок – один из таких примеров. За последние годы он сущесвенно изменился. На полках магазинов начали появляться табачные изделия для электрического нагрева (ТИЭН), а также электронные сигареты, которые приобретают популярность в мире.
Распространение этих изделий поставило перед правительствами стран вопросы налогообложения. Как его решали в разных государствах?
Как выглядит этот рынок в ЕС
Первые современные электронные сигареты появились в Китае в 2004 году, а затем попали на европейский и американский рынки. Табачные изделия для электрического нагрева — младшая альтернатива традиционным сигаретам. Электронные сигареты – это портативные устройства для нагрева жидкости и генерируют пар. Жидкости для них могут быть с никотином или без него.
Системы для электрического нагрева табака действуют по схожему принципу, но нагревают не жидкость, а ТИЭН – так называемые стики. Система не сжигает табак в стиках, как в традиционных сигаретах, а нагревает его, создавая никотиносодержащий аэрозоль без продуктов горения. В 2014 году одна из первых свою систему для электрического нагрева табака – устройство IQOS со стиками HEETS – вывела на рынок компания Philip Morris International. В 2019 году эти системы уже были в 50-х странах.
В 2016 году British American Tobacco запустила свой вариант системы – glo. По данным опросов, количество постоянных потребителей электронных сигарет в ЕС в течение 2017-2020 годов выросло на 32% до 16,22 млн. человек. Это 13,2% от общего количества курильщиков.
Наиболее распространены электронные сигареты в Великобритании. Их предпочитает почти треть курильщиков — 3,6 млн. британцев. Эти устройства популярны во Франции (2,2 млн. потребителей или 12% курильщиков) и Германии (2,1 млн. потребителей или 10% курильщиков). Этот продукт выбирают 2 млн. итальянцев (16%), 1,8 млн. поляков (19%), 1,4 млн. испанцев (13%).
В Европе рынок электронных сигарет развивается неравномерно. За последние четыре года Дания зафиксировала рост потребления электронных сигарет по сравнению с классическими сигаретами на 414%, Португалия – на 332%, Бельгия – на 292%, Румыния – на 273%, Великобритания – на 269%, Чехия – на 260%.
В Украине в 2020 году рынок электронных сигарет оценивался в 0,67 млн. человек, это 7% от общего количества курильщиков, отмечает одна из авторов исследования о налогообложении альтернатив традиционным сигаретам Татьяна Кощук.
«Распространение электронных сигарет в ЕС неравномерно, потому что там существуют разные подходы к налогообложению. Это влияет на цену и спрос», – объясняет ведущий научный сотрудник отдела секторальных прогнозов и конъюнктуры рынков Института экономики и прогнозирования НАНУ, доктор экономических наук Виталий Венгер.
«Объем рынка электронных сигарет в ЕС в 2020 году составил около 6,9 млрд. евро. Это втрое больше, чем три года назад», — добавляет Кощук.
Например, британский рынок электронных сигарет оценивается в 2,8 млрд. евро, французский – 941 млн. евро, немецкий – 899 млн. евро, итальянский – 493 млн. евро. «В ЕС наблюдается тенденция постепенного замещения курения традиционных сигарет альтернативными способами потребления никотина», – говорит Кощук.
Однако европейский рынок табачных изделий для нагрева значительно меньше и представлен преимущественно одним видом продукции, поэтому данных об этом рынке тоже меньше. В 2017 году объем рынка ТИЭН в ЕС оценивали 432 млн. евро или 1,9 млрд. стиков в год, тогда как за 2020 год Philip Morris International Inc отчитывалась в росте отгрузок в ЕС до 20 млрд. стиков в год.
British American Tobacco в регион Европы и Северной Африки, в том числе в Украину и РФ, в 2020 году отгрузила 3,3 млрд. стиков. Среди стран ЕС ТИЭН больше всего распространены в Польше — 0,75 млн. потребителей или 7,9% курильщиков, в Германии – 0,74 млн. человек или 3,5% курильщиков, в Испании – 0,46 млн. человек или 4,2% курильщиков.
Согласно годовому отчету Philip Morris International Inc, на конец 2020 года в мире насчитывалось 17,6 млн. потребителей IQOS. Из них 12,7 млн. полностью перешли на IQOS с традиционных сигарет, остальные курит их частично, а доля IQOS на рынках, где он присутствует (за исключением США), выросла до 6,1%.
По оценкам British American Tobacco, количество пользователей glo в 2020 году составило 4 млн. Эти два показателя демонстрируют приблизительное количество пользователей ТИЭН в мире – 21,6 млн. человек.
По словам гендиректора Philip Morris International Inc Андре Каланцопулоса, этот вид продукции в 2020 году продолжал расти. Это свидетельствует об общем росте доли ТИЭН на рынке табака и других продуктов, содержащих никотин.
В некоторых странах ЕС системы электрического нагрева табака не представлены. Это связано с запретом рекламы таких изделий, их использования в общественных местах и другими мерами борьбы с употреблением табака, комментирует Венгер.
По оценкам исследователей, в Украине ТИЭН в 2019 году потребляли 380 тыс. человек, что составляет 3,9% от общего количества курильщиков. В 2020 году их доля увеличилась до 8%, а в начале 2021 года компания «Филипп Моррис Украина» оценила количество тех, кто предпочитает ТИЭН, в 1 млн. потребителей.
Как облагаются налогом электронные сигареты
Регулирование рынка новых товаров всегда вызывает бурные дискуссии. В 2019 году в США зафиксировали вспышку легочной болезни вследствие потребления электронных сигарет. Количество обращений за медицинской помощью начало расти в июне 2019 года, а в сентябре зафиксировали их пик.
Причиной осложнений признали наличие «самодельных» каннабиноидов в жидкостях для электронных сигарет. В феврале 2020 года ситуация нормализовалась, но важность регулирования рынка стала очевидной. Налогообложение – это также способ регулирования рынка, ведь акциз влияет на ценообразование.
По своей природе ТИЭН и электронные сигареты – это технологически разные продукты, поэтому и подходы к их налогообложению разные. Электронные сигареты и жидкости для них не содержат табака, однако могут иметь в своем составе никотин, поэтому некоторые страны облагают акцизом все жидкости для них. Так делают Греция, Италия, Венгрия и Финляндия.
В Италии ставка акциза на жидкости с никотином вдвое больше, чем на жидкости без никотина, а Словения и Португалия облагают налогом только содержащие никотин жидкости. В Хорватии электронные сигареты отнесены к подакцизным товарам, но к ним применяется нулевая ставка акциза. Считается, что они могут быть менее вредной альтернативой традиционным сигаретам.
В 2020 году Еврокомиссия отметила, что различные подходы к налогообложению жидкостей для электронных сигарет препятствуют работе единого рынка и усложняют администрирование. Италии, Венгрии и Португалии пришлось снизить ставки акцизного налога на жидкости для электронных сигарет.
Итальянское правительство несколько раз меняло правила регулирования рынка. В 2019 году оно снизило ставку акциза для жидкостей с никотином на 90%, без никотина – на 95%. Дело в том, что итальянцы покупали более дешевые жидкости в зарубежных интернет-магазинах. И налоги поступали в бюджеты стран-соседей. Так же поступила Венгрия: правительство снизило акциз на жидкости для е-сигарет с 55 до 20 форинтов за 1 мл жидкости.
Формула акциза для ТИЭН
У ТИЭН все иначе. Хотя принцип их потребления заключается не в сжигании табака, а в его нагревании, эти изделия можно отнести к таким, что содержат табак. Каким именно?
«Европейское гармонизированное законодательство определяет три категории изделий из табака: сигареты, сигары и сигариллы, другой табак для курения. Обычно ТИЭН относят к третьей группе, но отдельные страны, ввиду особых физических характеристик этого продукта, выводят его в отдельную категорию. Большинство стран ЕС применяют ставки акциза на уровне, которым облагается категория «другой табак для курения», – объясняет Кощук.
Значит, большинство стран ЕС устанавливает для ТИЭН более низкие ставки акциза, чем для традиционных сигарет. Причем чаще всего базой налогообложения является единица массы табака в килограммах, а не количество стиков. Акцизная нагрузка на табачные изделия для нагрева в странах ЕС ниже всех категорий изделий из табака. Средний размер акциза на ТИЭН составляет 26,6% от акциза на традиционные сигареты, поясняет Виталий Венгер.
Еще один факт: в 2019 году в среднем в ЕС разница между суммой акциза в цене пачки стиков для IQOS или glo и сигарет равнялась 73%. Акциз на табачные изделия для нагрева был в четыре раза ниже, чем на сигареты.
Радикально другим путем в налогообложении ТИЭН пошла Молдова. «Молдова стала первой европейской страной, где акциз на ТИЭН был установлен на уровне минимального акцизного налогового обязательства для сигарет. Так государство устанавливает минимальный акциз, который должен быть уплачен с каждой пачки сигарет независимо от ее цены. Это не единственная радикальная реформа. Ранее молдавский акцизный налог на мелко нарезанный табак скачкообразно вырос до уровня, который на 160% выше акциза на сигареты», – рассказывает Кощук.
Эксперт добавляет, что такой акцизной нагрузки на этот продукт нет ни в одной другой стране мира. Молдова и в предыдущие годы проводила радикальную фискальную политику на табачном рынке.
Как утверждают специалисты Научно-исследовательского института фискальной политики, стремительный рост акцизов на сигареты привел к сокращению доли легального рынка сигарет и переориентации потребителей на более дешевый рассыпной табак и сигариллы.
Хрупкий рынок
Украина, похоже, выбрала молдавский путь. С 1 января 2021 года акциз на ТИЭН вырос на 320%, сравнявшись с акцизом на сигареты, был введен акциз на жидкости для электронных сигарет, заработали новые правила их маркировки. Государство решило считать все жидкости для электронных сигарет, произведенные до 1 января 2021 года, немаркированными, что парализовало их официальную продажу.
ВАЖНО ЗНАТЬ. Согласно исследованиям группы «Рейтинг», проведенным в пяти крупнейших украинских городах, табачные и содержащие никотин продукты потребляет 33% взрослого населения. Из них 7% отдают предпочтение системам для электрического нагрева табака, 1% – электронным сигаретам. С 1 января, после вступления в силу изменений в законодательстве, табачная компания «JTI Украина» прекратила продажу электронных сигарет Logic Compact. Роста продаж не произошло, возникли проблемы с маркировкой, пояснили в компании.
Ранее в компании JUUL, которая вывела на украинский рынок электронные сигареты JUUL и жидкости для них JUULpods, заговорили о возможном выходе с украинского рынка. Эксперты предполагают, что из-за налоговых изменений ситуация на рынке электронных сигарет и ТИЭН может кардинально измениться. «Легальный рынок ТИЭН будет развиваться очень вяло», — считает Кощук.
В странах Евросоюза этот рынок развивается неравномерно, поэтому и подходы к налогообложению таких товаров в разных странах существенно отличаются.
С 1 января 2021 года Украина облагает налогом стики в соотношении до 1 тыс. штук. Ставка акцизного налога составляет – 1 456,33 грн. или 43,3 евро за тыс. стиков (4774,85 грн. или 141,48 евро за кг табака). Ранее соответствующая продукция облагалась налогом по ставке 1139,76 грн. (около 34 евро) за кг табака в стиках. Акцизный сбор вырос в четыре раза.
Правда, в 2020 году Еврокомиссия признала, что различия в подходах к налогообложению новых изделий, содержащих никотин, в разных странах ЕС создают препятствия для единого рынка и являются административными барьерами. Вполне вероятно, что вскоре начнется движение к гармонизации акцизного налога на такие товары.
При поддержке компании «Филипп Моррис Украина»
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.