Налог на выведенный капитал: длительный старт

Истории известны случаи, когда относительно небольшое событие становится импульсом к тектоническим изменениям. Таким событием – катализатором для Украины вполне заслуженно могло бы стать внедрение так называемого налога на выведенный капитал (или сокращенно НнВК) взамен классического налога на прибыль предприятий.

Несколько слов о том, что такое украинский НнВК. Базовая идея налога – не облагать текущий финансовый результат компании, скорректированный на налоговые разницы, а взимать налоги только со средств, которые владельцы выводят из бизнеса, или операций (их на сегодня 17 типов), что к ним приравнены, то есть результатом проведения которых, является скрытый вывод средств из компании.

Последний аспект, помимо прочего, является элементом защиты от схем избегания налогообложения. Такой подход стимулирует владельцев:

— вкладывать средства в развитие бизнеса, что приводит к увеличению числа рабочих мест и росту продаж, а также стимулирует развитие бизнеса в масштабах страны;

— оставлять деньги на банковском счете, увеличивая ликвидность банков, что приводит к снижению ставки процентов по кредитам для экономики в целом.

Другими словами, НнВК предоставляет бизнесу уникальное для Украины право самостоятельно и практически без участия государства решать, когда и сколько платить в бюджет с доходов компании, одновременно внедряя элементы умной защиты национальной налоговой базы и стимулируя экономическую активность.

Не удивительно, что проект активно поддержали многие объединения бизнеса (НнВК является одним из топ-10 приоритетов крупнейшей в стране Национальной бизнес — коалиции, в состав которой входят более 90 бизнес-ассоциаций, а фасилитатором является Центр международного частного предпринимательства CIPE). И политические силы (на последних выборах президента, внедрение НнВК одновременно попало в предвыборные программы действующего гаранта Конституции и нескольких его оппонентов).

В мировой науке подобный вид налогообложения – под видом корпоративного налога на денежные потоки (cash flow, corporate income tax) – имеет две версии реализации в зависимости оттого, что является базой налогообложения: реальные денежные потоки или распределение чистого капитала.

Первая форма налога, отчасти (иногда как альтернативная, иногда с полным замещением налога на прибыль) функционировала в Мексике (2008-2014 гг.) и Северной Македонии (2009-2013 гг.), активно обсуждалась в США в виде так называемого «Destination — Based Cash Flow Tax» в рамках налоговой реформы Трампа в 2016 году. А также имеет сторонников в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

Вторая форма налога (назовем его НнВК в чистом виде) была впервые реализована в 2001 году в Эстонии (в виде corporate income tax on distributed profit). Сегодня подобная модель также внедрена в Грузии (с 2017 года), Латвии (с 2018 года) и, наконец, под брендом «эстонский CIT для малого бизнеса» в Польше (с 2021 года).

Для Украины решение об отказе от классического налогообложения прибыли и переход к инновационной модели НнВК не стало простым и однозначным.

Попытки внедрения датированы 2015 годом (законопроект №3357), а затем в 2016 году (Решение Национального совета реформ от 25.10.2016), 2018 год (законопроект №8557) и в 2020 году (Решение Национального совета реформ от 30.06.2020) – вызывали и вызывают серьезное неприятие традиционалистов, как государственной системы, так и из сферы бизнеса, в основном большого.

Подобный ресентимент к НнВК основан, кажется, на ликвидации механизма переноса убытков, поскольку накопленные миллиардные убытки позволяют некоторым крупным компаниям годами не платить налог на прибыль в бюджет Украины.

Если собрать основные претензии оппонентов к налогу на выведенный капитал, то их четыре:

не дает решения старых проблем, вызванных во многом архаичным налогом на прибыль;

не проще в администрировании (по сравнению с налогом на прибыль);

не по карману украинскому бюджету (хотя на самом деле налогоплательщику);

не стимулирует инвестиции.

Разберем их по очереди.

  1. Капитальный ремонт корпоративного налогообложения

Фискальное мнение ничего более прогрессивного, чем переход на налогообложение распределенной прибыли в течение последних трех-четырех десятков лет так и не предложило. Действующими альтернативами на сегодня являются:

— включение Украины в непопулярные ныне гонки международной налоговой конкуренции путем снижения ставки классического налога на прибыль и парада соответствующих преференций и льгот (например, отчисления и налоговые кредиты на науку и инновации), как это сделали США (налоговая реформа Трампа), Сингапур, Ирландия, Венгрия, Кипр, Болгария и многие другие;

— внедрение уже почти доработанного так называемого двухкомпонентного подхода ОЭСР, что предусматривает «скрытое» сворачивание национальных правил налогообложения прибыли, и внедрение гибридного принципа уплаты налогов с прибыли, перераспределение налоговых прав, введение общемирового минимального налога на прибыль корпораций (Global Anti-Base Erosion Proposal);

— попытка апробации полностью теоретических моделей, например, проекта о единой консолидированной корпоративной налоговой базе (CCCTB) в рамках ЕС, который пылится в кабинетах европейских чиновников с 2011 года.

Ни одна из моделей нам не подходит из-за того, что даже частично комплексно не решает три сугубо украинские задачи:

снижения дискреции и уровня коррупции контролирующих органов;

крайнюю потребность переоснащения и обновления основных фондов;

прекращения доминирования оффшорных схем в экономике.

В то время как НнВК дает положительные ответы на все изложенные проблемы через:

(А) снижение количества контролируемых субъектов и количества проверок (чуть подробнее в блоке администрирования), что, в конечном итоге, дает падение уровня вмешательства государства в экономичные процессы и рост экономической свободы. Проще говоря, у украинского бизнеса станет меньше поводов встречаться с налоговиками и таможенниками;

(Б) отказ от систематического налогообложения финансового результата способствует росту капитализации компаний и увеличивает их возможности для получения внешнего кредитования, что, в свою очередь, стимулирует переоснащение и обновление основных средств, дает толчок для развития бизнеса;

(В) поощрение прозрачности финансового результата, поскольку исчезает необходимость занижения базы налогообложения (компании смогут показать реальную прибыль), следствием этого станет сужение запроса на каналы крупномасштабной налоговой оптимизации и избегания налогообложения, как через низкие налоговые юрисдикции, так и внутри страны.

  1. Администрирование

Действующая сегодня модель налога на прибыль приводит к необходимости постоянного администрирования и проведения проверок со стороны контролирующих органов более 100 тысяч компаний. В случае НнВК, эта цифра составит не более 5-7 тысяч, в основном компании, склонные к процедурам контроля ТЦО, и сектор, который регулярно платит дивиденды, в том числе госпредприятия.

Таким образом, необходимость сплошного налогового контроля финансового результата заменяется контролем отдельных операций, а именно выплаты дивидендов и приравненных платежей, что означает имманентное сокращение количества проверок, а значит и налоговых споров, падение уровня административного давления и снижение затрат на администрирование для подавляющего большинства налогоплательщиков. А еще НнВК – это отмена авансовых платежей, необходимости начисления «налоговой» амортизации, ликвидация налога на дивиденды на уровне физического лица.

  1. Потери бюджета

По консервативным оценкам экспертов МВФ, сокращение доходов бюджета от внедрения НнВК (2020-2021 гг.) может составить 1,7% ВВП, или более 71 млрд. гривен. В то же время, расчеты Министерства финансов Украины носят более адекватный, умеренный характер, и говорят о потерях государственного бюджета в реалиях текущего года в сумме 53,2 млрд. грн. (см. расчеты к законопроекту № 3665 от 16.06.2020 года).

Однако на эти цифры существует сразу несколько ответов – компенсаторов: в подготовленной на данный момент на реализацию решения Национального совета реформ версии законопроекта – в первый год ввода НнВК предусмотрен аванс в сумме 50% от налога на прибыль прошлого года (около 40-45 млрд. грн.); на погашение кассового разрыва можно/ нужно направить часть прироста уплаты НДС (например – в 2020 году рост сбора НДС составил +22 млрд. грн., а по результатам 1-го квартала текущего года +18 млрд. грн.).

Кроме этого, существует запас в виде роста имущественных налогов, способных заместить до 15-20 млрд. грн. потерь от перехода к НнВК (базируется на том, что удельный вес имущественных налогов в Украине не превышает 1% ВВП, в то время как, например, для стран ОЭСР соответствующий показатель в среднем около 2%). Таким образом, Украина, при наличии политической воли и здравого смысла, имеет потенциал для маневра по приведению потерь бюджета при введении НнВК к нулевому уровню.

  1. Отсутствие влияния на инвестиции

Оценка Всемирного банка по прямым иностранным инвестициям не так категорична, как скептиков для введения налога на выведенный капитал:

— Эстония, после внедрения НнВК в 2001 году, получила (очевидно, что это не исключительная заслуга НнВК, а совпадение ряда факторов) устойчивый рост ПИИ в период 2003-2005 годов, достигнув в 2005 году своего исторического максимума в 3,1 млрд. долл.

При этом Эстония последние семь лет (с 2014 года) по расчетам американской Tax Foundation (International Tax Competitiveness Index) объявляется наиболее конкурентоспособной в ОЭСР страной, а подобный успех, по мнению экспертов рейтинга, обусловлен четырьмя положительными особенностями ее налоговой системы, одна из которых – НнВК;

— Северная Македония, хотя вводила НнВК не на постоянной основе, а как временную меру в ответ, в том числе и на экономический кризис 2009 года, демонстрировала рост ПИИ два года подряд – в 2010 и 2011 гг.;

— Мексика демонстрировала разнонаправленные тренды, однако именно в момент работы НнВК был получен пиковый результат привлечения иностранных инвестиций – в 2013 году (50,8 млрд. долл.);

— падение ПИИ демонстрировала только Грузия, которая ввела новый налог на пике инвестиций (в 2017 году они достигли отметки в 1,9 млрд. долл.). Учитывая факты, никакого мистически негативного влияния на инвестиции НнВК не имеет, и именно во время его существования в ряде стран наблюдались рекордные показатели привлечения инвестиций.

К сожалению, не все так радужно. Понятно, что любая глубокая трансформация имеет помимо положительных аспектов, еще и недостатки:

— новые правила потребуют адаптации, как бизнеса, так и контролирующих органов (изменений массива подзаконных актов, изменений процедур администрирования и уплаты налога);

— в стране нет устоявшейся корпоративной культуры расходов (у бенефициаров и топ-менеджмента компаний возникает соблазн жить за счет компании);

— лучшее время введения НнВК упущено, а именно 2015 год, когда сборы по налогу на прибыль не превышали 40 млрд. грн., а теперь мы имеем дело с прогнозируемой суммой доходов от налога на прибыль в 107,7 млрд. грн.

Сегодня проекту приходится преодолевать не только сопротивление традиционалистов-скептиков, но и шаткую макрофинансовую ситуацию, что позволяет оппонентам нового налога взять в союзники международных кредиторов, которые без обоснований называют НнВК «плохой» налоговой политикой (пиковые выплаты по внешним долгам приходятся именно на 2018-2022 гг., и их позиция очень сильная).

Несмотря на это, ни в коем случае не стоит отказываться от введения НнВК в Украине. Великие деяния иногда рождаются от умения терпеть и дождаться своего времени.

Когда президент Украины Владимир Зеленский летом прошлого года провел первое заседание Национального совета реформ, где была представлена предварительная версия законопроекта о налоге на выведенный капитал, он прокомментировал это так: «Если он улучшает жизнь людей – надо вводить».

Внедрение новой модели налогообложения прибыли формирует широкую перспективу восстановления украинской экономики, является одним из немногих потенциально действенных рецептов выхода из долгой рецессии, начавшейся далеко не в прошлом году с приходом COVID-19. А еще из-за мирового экономического кризиса 2009 года, из которого наше государство так и не смогло выбраться до сих пор.

Остается надеяться, что желание представителей власти создавать лучшие условия для ведения бизнеса и развивать экономику окажется более высоким, чем традиционная боязнь новаций, и Украина получит инновационную модель налогообложения распределенной прибыли уже со следующего года.

Автор: Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий