Налоговая амнистия: что ждет декларантов

С 1 сентября украинцы могут воспользоваться правом налоговой амнистии по льготным ставкам. Какие существуют плюсы, минусы и подводные камни в этой процедуре?

Государство давно обсуждает вопросы налоговой амнистии и важность этого события сложно переоценить.

Первая эйфория постепенно исчезает, поэтому самое время разобраться, кто и как сможет получить льготные налоговые ставки и какие нюансы нужно учитывать, чтобы избежать сложностей во время подачи декларации и споров с налоговыми органами.

Кто сможет воспользоваться амнистией

Закон об амнистии направлен на узкий круг лиц, которые имели личные не задекларированные доходы: физических лиц-резидентов, в том числе ФЛП, и нерезидентов, которые были резидентами на получение соответствующих доходов.

На практике для ведения бизнеса создаются корпоративные структуры, которые несут риски хозяйственной деятельности, в том числе налоговые. Например, для владения и инвестирования в иностранные активы могут создаваться иностранные фирмы. Они владеют существенной частью активов, которые могли бы быть амнистированы.

Однако эти активы не подпадают под амнистию, поскольку принадлежат компаниям, а не украинским налогоплательщикам. Для «амнистирования» имущества иностранных компаний законодатель предусмотрел возможность их безналоговой ликвидации, но это другой порядок, да и сроки там истекают в конце 2021 года в отличие от амнистии.

Не смогут воспользоваться амнистией лица, которые в любой период, начиная с 1 января 2005 года, были обязаны подавать декларации в соответствии с законодательством о противодействии коррупции, то есть были государственными служащими.

Чтобы эффективно отсеивать таких лиц, необходимы реестры. Единый государственный реестр деклараций содержит данные о госслужащих только с 2016 года. До этого информация о госслужащих в единую базу данных не вносилась.

Значит, государство должно за месяц централизовать все данные в отношении госслужащих до 2016 года, или какой-то государственный орган, например, Национальное агентство по вопросам государственной службы, должен будет проверять декларантов в ручном режиме. В связи с этим возникает несколько рисков.

Во-первых, это может затруднить амнистирование наличных. Такие средства можно будет задекларировать, если они будут размещены на специальных банковских счетах. Банк имеет право открыть специальный счет и поместить деньги клиента только после подтверждения, что декларант не был госслужащим.

Если такие запросы будет обрабатывать агентство в ручном режиме, и запросов будет много, то получение данных по каждому декларанту может затянуться на месяцы. Поэтому амнистировать наличные станет гораздо сложнее.

Во-вторых, налоговые органы могут затягивать рассмотрение деклараций, пока агентство не предоставит соответствующую информацию. В наиболее негативном случае налоговые органы могут переложить на декларантов обязанность предоставлять такую информацию и не принимать декларации без подтверждения.

В таком случае декларантам лучше заранее собрать необходимые документы, например, справку из агентства о том, что они не были госслужащими.

В-третьих, это создает возможность для бывших государственных служащих злоупотребить незнанием государства и амнистировать свои теневые доходы.

26 июля 2021 года Национальный банк Украины обратился в агентство с просьбой организовать документооборот между банками и агентством для оперативного получения информации о декларантах. Однако агентство пока не рассмотрело это обращение и проблема до сих пор не решена.

Какие активы можно амнистировать

Налоговая амнистия распространяется на такие активы.

  1. Банковские металлы, средства в национальной и иностранной валюте, размещенные на украинских или иностранных банковских счетах, права денежного требования.
  1. Недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, не принятые в эксплуатацию или право собственности, на которые не зарегистрировано, но имущественные права, на которые принадлежат декларанту. Они не приняты в эксплуатацию и расположены на земельных участках, права на которые принадлежат декларанту.
  1. Движимое имущество: корпоративные права, иные права в объединениях без статуса юридического лица, ценные бумаги, транспорт, права интеллектуальной собственности.

Однако определение специального декларирования сформулировано так, что указанные в нем термины можно отнести к различным событиям.

В результате эту норму можно трактовать двумя способами. Первый — можно декларировать активы, приобретенные до 1 января 2021 года. Второй – можно декларировать любые активы, приобретенные за доходы, полученные до 1 января 2021 года.

На наш взгляд, авторы закона планировали амнистировать только активы, приобретенные до 1 января 2021 года. Вероятно, именно эту позицию займут и налоговые органы. Однако такой подход может ограничить права украинцев на участие в амнистии.

Например, у декларанта в 2020 году был доход, подлежащий амнистии. Он не знал о том, что в июне 2021 года будет принят закон об амнистии, и в феврале 2021 года приобрел за этот доход недвижимость. Этот декларант не сможет задекларировать ни свой теневой доход, так как он его потратил и не сможет подтвердить его наличие на дату декларирования, ни приобретенный актив, поскольку он формально не подпадает под амнистию.

В таком случае декларант не сможет принять участие в амнистии и в перспективе может отвечать за то, что не задекларировал свой доход за 2020 год.

База налогообложения

По общему правилу для движимого и недвижимого имущества база налогообложения может определяться на основании затрат на его приобретение либо оценочной стоимости, а для ценных бумаг – также на основании их номинальной стоимости.

Вероятно декларанты, которые амнистируют недвижимость или предметы искусства, для расчета базы налогообложения будут использовать затраты на их приобретение. Это логично, поскольку в основном стоимость таких активов со временем увеличивается, а значит, увеличивается и сумма сбора к уплате.

Если у декларанта нет нужных документов, то необходимо будет проводить оценку стоимости активов. Такие декларанты окажутся в невыгодном положении, поскольку они будут вынуждены нести дополнительные расходы на оценку имущества, а стоимость оцененного имущества может существенно отличаться в зависимости от оценщика.

Владельцам иностранных активов также необходимо взвешенно подходить к декларированию. Для иностранных активов база налогообложения определяется в гривне по курсу, установленному Нацбанком Украины на дату подачи декларации.

Такой подход не полностью соответствует реалиям сегодняшнего дня, курс гривны может быстро и существенно меняться, особенно в условиях пандемии. В результате декларанты, владеющие имуществом с одинаковой стоимостью в валюте, но подающие декларации в разные даты, могут уплатить разные суммы сбора.

Например, если бы амнистия проходила в 2020 году, и два декларанты задекларировали иностранный актив стоимостью 1 млн. долл., то тот, кто подал декларацию в феврале, заплатил бы 1,739 млн. грн., а тот, кто подал декларацию в сентябре, – 1,929 млн. грн. Разница составляет почти 200 тыс. грн.

Ставки сбора

Налоговая амнистия предусматривает высокие ставки сбора по сравнению с безналоговой ликвидацией иностранных компаний или налоговой амнистией, проведенной в других странах. Для сравнения: в Италии налоговая амнистия 2002 года предусматривала сбор 2,5%, в Индонезии в 2015 году минимальная ставка составляла 2%.

В Украине декларанты смогут оплатить сбор по таким ставкам.

  1. Активы, расположенные в Украине, – 5%, если сбор уплачивается одним платежом, и 6%, если сбор уплачивается тремя равными частями.
  1. Активы, расположенные в других юрисдикциях, – 9%, если сбор уплачивается одним платежом, и 11,5%, если сбор уплачивается тремя равными частями. Если сбор уплачивается с 1 сентября 2021 года по 1 марта 2022 года, то ставки сбора составят 7% и 9,5% соответственно.
  1. Доходы, за которые декларант приобрел украинские ОВГЗ со сроком обращения не менее 365 дней без права досрочного погашения с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года и до подачи декларации – 2,5%, если сбор уплачивается одним платежом, и 3%, если сбор уплачивается тремя равными частями.

Основная идея такой градации ставок – стимулировать украинцев возвращать деньги в украинскую экономику. Однако этот стимул обладает рядом недостатков.

Во-первых, мало кто воспользуется ставкой 2,5%, поскольку эта ставка распространяется только на деньги, а не на недвижимость или ценные бумаги, и для этого необходимо будет приобрести ОВГЗ и заморозить свои средства минимум на год.

ОВГЗ привлекательны тем, что с дохода по ним не уплачиваются налоги, и ставки доходности превышают средние рыночные ставки по банковским депозитам. Однако не каждый готов расстаться со своими средствами на столь длительный срок, особенно если это большая сумма.

Во-вторых, если для получения более низкой ставки декларанты будут переводить средства с иностранных счетов в Украину, то вывести их обратно в иностранные банки можно будет только в рамках обычных е-лимитов.

Сейчас такой лимит составляет 200 тыс. евро в год. Получается, что декларант сможет перевести 5 млн. евро со своего украинского счета на иностранный за 25 лет.

Инвестиционные активы

При продаже инвестиционных активов – акций, корпоративных прав, ценных бумаг – НДФЛ платится с инвестиционного дохода, то есть с разницы между доходами от продажи и расходами на приобретение. Чтобы уменьшить базу налогообложения, необходимо документально подтвердить такие расходы.

Амнистия не позволяет декларанту использовать стоимость актива, указанную в декларации, или сумму уплаченного сбора как расходы на его приобретение.

Декларанты смогут уменьшить базу налогообложения, если у них есть первичные документы, подтверждающие другие расходы на приобретение инвестиционных активов. Если этих документов нет, то продажа амнистируемого актива будет облагаться по ставке 18% от стоимости продажи, что нивелирует эффект от амнистии.

Происхождение средств

Налоговая амнистия должна позволять декларантам не раскрывать источник происхождения активов. Закон только частично придерживается этого подхода.

Налоговые органы не имеют права требовать документы, подтверждающие происхождение задекларированных активов. Однако банки имеют право просить информацию об источнике средств, которые декларант планирует разместить на счетах.

С одной стороны, это логично: банк обязан проводить финансовый мониторинг и следить за соблюдением законодательства о противодействии отмыванию средств. С другой стороны, такое право банка может не дать декларанту воспользоваться амнистией.

Например, декларант захочет внести на специальный счет наличные, происхождение которых он не может подтвердить документально. У банка не будет формального подтверждения, что эти деньги были получены законным путем.

В таком случае банк может не открыть счет. Учитывая суммы штрафов, которые государственные регуляторы могут налагать на банки за нарушения правил финансового мониторинга, банки будут неохотно открывать такие счета.

В связи с этим декларанты, скорее всего, не смогут амнистировать свои наличные средства без документов, подтверждающих источник их происхождения.

Перспективы налоговой амнистии 

Налоговая амнистия призвана выполнить многие задачи: привлекать деньги в госбюджет, легализовать активы украинцев и увеличивать доверие к государству. Однако для этого механизмы амнистии должны быть простыми и понятными.

На практике видим несколько иную картину. Закон об амнистии содержит неточности, которые могут привести к судебным спорам с налоговыми органами, владельцы имущества не смогут воспользоваться самой низкой ставкой 2,5%, декларанты, которые переведут деньги на украинские счета или купят ОВГЗ, не смогут в случае необходимости быстро перевести деньги на свои зарубежные счета.

На наш взгляд, налоговая амнистия была введена в основном потому, что это требование для присоединения Украины в международную систему обмена налоговой информацией. Прежде чем воспользоваться амнистией или отказаться от участия в ней, необходимо оценить не только риски участия, но и риски неучастия.

Как правило, амнистия является первым шагом перед ужесточением контроля в налоговой сфере. Это подтверждает и закон об амнистии. Он обязывает правительство до мая 2022 года подать в парламент законопроект об усилении контроля над налогообложением. Пока Кабмин не предоставил перечня этих мер.

Однако можно предположить, что такие меры будут включать повышение штрафов, новые способы обеспечения, механизмы обращения взыскания на имущество налоговых должников и, возможно, контроль над расходами физических лиц.

Авторы: Александр Бородкин, партнер ЮФ «Василь Кисиль и партнеры», Роман Емец, юрист ЮФ «Василь Кисиль и партнеры»

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий