Направления активизации социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций

В условиях трансформации структуры занятости, проблемы согласования квалификаций рабочей силы с потребностями имеющихся, вновь созданных и перспективных рабочих мест приобретают первоочередное значение.

Статья посвящена практическим аспектам построения социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций. На примере двенадцати стран-членов ЕС исследованы механизмы взаимодействия социальных партнеров в направлении прогнозирования квалифицированной рабочей силы. Определены проблемы согласования квалификаций с потребностями рынка труда в Украине.

Предложен механизм социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций, направленный на реализацию интересов всех субъектов, заинтересованных в согласовании квалификаций с экономическими потребностями; повышения качества мониторинга рынков труда и образования.

А также определение текущих и перспективных потребностей в квалификациях; создание достоверного информационного обеспечения для принятия решений о перспективных инвестициях в человеческий капитал на всех уровнях. Определены ожидаемые положительные эффекты от реализации социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций для нано-, микро-, макро уровней.

Ключевые слова: рынок труда, социальный диалог, рабочая сила, квалификация, предложение, спрос, дисбаланс, прогнозирование квалификации.

Постановка проблемы. В конце прошлого века практически все страны мира столкнулись с серьезными системными проблемами несоответствия квалификаций потребностям рынка труда, что было охарактеризовано как кризис образовательных систем. Главной причиной этого кризиса стало обострение противоречий между качественными изменениями, которые произошли в глобальном мире за счет увеличения спроса на знания и интенсивности их распространения, а также эволюционно-экстенсивного развития образования в рамках его традиционных форм.

Проблема соответствия между образованием и жизнью инновационной, образованного сообщества, общества знаний «приобретала новые измерения и большую актуальность по мере того, как экономические системы требовали от претендентов на рабочие места постоянного обновления знаний. А также вооружения новыми компетенциями и освоением принципиально новых профессий, которые поспособствуют не только успешному трудоустройству, но и самостоятельно создавать новые рабочие места».

Украина сегодня характеризуется как страна с относительно высоким уровнем образованности населения, значительным количеством контингента в системе высшего образования и одновременно высокими показателями молодежной безработицы.

Социальные исследования убедительно доказывают, что существуют существенные расхождения между спросом и предложением труда по образовательно-квалификационным характеристикам, а компетенция рабочей силы, которая пополняет рынок труда, лишь частично соответствуют современным потребностям рабочих мест. Большинство ученых и практиков согласны с тем, что выход из образовательного кризиса находится в плоскости консолидации усилий социальных партнеров на проблемах согласования спроса и предложения квалифицированной рабочей силы.

Анализ последних исследований и публикаций. Необходимость согласования квалификаций и использования социального диалога как инструмента решения этого вопроса встала в эпицентре социально-экономических исследований, начиная с середины 1970-х годов.

Развитие идей несовпадения квалификаций с потребностями рынка труда и основные подходы к ее оценке и регулированию прослеживаются в работах Р. Фримена (Freeman), Г. Беккера (Becker), Дж.  Хаскеля, К. Мартина (Haskel, Martin) Г. Маасена ван ден Бринка, (Maasen van den Brink), П. Слоуна (Sloane), Ф. Бюхеля (Büchel), С. МакГинесса (McGuiness), В. Бартлетта (Bartlett), Г. Уилсона (Wilson) и других.

Среди отечественных ученых, которые активно ищут пути построения социального диалога в направлении повышения эффективности подготовки кадров, стоит отметить А. А. Гришнову (О. А. Hrishnova), Т. А. Заяц (Т. А. Zayacz), А. М. Колотая (А. М. Кolot), О. Ф Новикову (О. F. Novikova) И. Л. Петрову (I. L. Petrova), М. В. Семыкину (M.V. Semykina) и других.

Оценкой соответствия квалификаций потребностям рынка труда и их прогнозированием в Украине занимаются Е. М. Либанова (E.M. Libanova), Л. С. Лисогор (L.S. Lisogor), В. Г. Сариогло (V. G. Sarioglo) и другие. В то же время, несмотря на широту спектра исследований, посвященных решению проблем согласования квалификаций с потребностями рынка труда, в научной литературе недостаточно внимания уделено механизму социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций.

Целью статьи является исследование международной практики взаимодействия стейкхолдеров по прогнозированию квалификаций и разработка механизма социального диалога в сфере прогнозирования квалифицированной рабочей силы в Украине.

Изложение основного материала. Активизация научных изысканий в направлении согласования квалификаций с потребностями рынка труда и необходимости построения социального диалога по решению этой проблемы усилилась после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.

Снижение объемов мирового производства способствовало постепенному росту безработицы, а одновременные процессы сокращения старых рабочих мест и создание новых, более производительных, ускоряли структурные изменения в экономике и занятости.

Формирование спроса на компетенции во времена экономического оживления происходило в основном под влиянием технологических изменений, глобализации и торговли. Все чаще предприниматели сетовали на нехватку квалифицированных кадров и несоответствие квалификаций рабочей силы требованиям имеющихся рабочих мест.

С одной стороны, рабочая сила, которая обладала определенными компетенциями, не могла трудоустроиться из-за нехватки рабочих мест, отвечающих их квалификации, а с другой – работодатели не могли заполнить вакантные должности из-за дефицита претендентов с нужными компетенциями.

Дисбаланс спроса и предложения на компетенции проявлялся в чрезмерной (или недостаточной) образованности и квалификации, в старении профессиональных навыков, в дефиците (профиците) квалифицированных кадров. Вполне естественно возникла необходимость в поисках путей согласования спроса и предложения квалификаций, которые способны сократить дисбаланс, способствовать росту уровня занятости и снижению объемов дефицита квалифицированных кадров.

Сбалансирование спроса и предложения на компетенции предусматривает принятие ряда решений всеми заинтересованными сторонами на разных уровнях и в разных временных рамках.

Домохозяйства принимают решения по выбору направления профессиональной подготовки и объемов инвестиций в человеческий капитал; учебные заведения определяют направления профессиональной подготовки, учебные программы, планы и содержание курсов, которые будут предлагать.

Представители Министерства образования и политики формируют стратегию развития национальной системы подготовки кадров, возможности его рациональной трансформации и перераспределения финансирования в пользу направлений подготовки специалистов, дефицит которых будет ощущаться в будущем.

В то же время работодатели принимают решения по обеспечению кадровых потребностей предприятий на перспективу и достижения квалификационного соответствия рабочей силы потребностям рабочих мест.

Учитывая то, что структура рабочих мест постоянно трансформируется, а содержание труда со временем меняется, параллельно с этими процессами под влиянием непрерывного обучения и трудовой деятельности постоянно меняется качество квалификаций рабочей силы, что обуславливает динамичность процессов согласования спроса и предложения на компетенции.

Таким образом, достижение идеального соответствия между спросом и предложением на компетенции не всегда достижимо или необходимо.

Сбалансирование спроса и предложения на компетенции практически недостижимо в условиях нестабильности экономики, быстрой изменчивости рыночной конъюнктуры, и в таком сбалансировании нет необходимости, если большинство трудоспособного населения с различными наборами квалификаций имеет свободный доступ к качественным рабочим местам.

Однако подавляющее большинство развитых стран, которые имеют относительно стабильные темпы экономического роста, считают необходимым прогнозировать спрос на квалификации и их предложение, измерять объемы дисбаланса на рынке труда и принимать упреждающие меры по его сокращению.

С этой целью консолидируются усилия всех игроков от профсоюзов, объединений работодателей, руководителей учреждений высшего и профессионального образования, ученых, посредников в трудоустройстве в профильные министерства и ведомства.

Стоит отметить, что долгое время прогнозирование квалификаций в Европе было непопулярной темой, поскольку считалось, что в принципе оценить соответствие квалификации потребностям рабочих мест практически невозможно, тем более  спрогнозировать их развитие.

Однако постоянное превышение молодежной безработицы над общим в среднем вдвое, а также узкие возможности трудоустройства в силу ряда субъективных причин побудили молодежь или идти на работу, которая значительно ниже их образовательно-квалификационного уровня, или возвращаться в учреждения профессионального и высшего образования с намерениями приобрести необходимые на рынке труда квалификации.

Практика убедительно свидетельствовала, что в большинстве случаев система профессионального и высшего образования слабо связана с рынком труда, направления образовательной подготовки бегло учитывают квалификационные потребности рабочих мест, рынок образования более жесткий и требует длительного времени приспособления к меняющейся рыночной конъюнктуре.

Исследования ученых в сфере занятости доказывают, что рабочая сила с высшим образованием более востребована экономикой, более мобильна и может быть использована по широким спектрам профессий.

Тогда как в системе профессионально-технического образования формируются компетенции, которые пользуются спросом в значительно более узкой сфере профессиональной деятельности, что требует постоянного поиска компромисса между производительностью и гибкостью образовательных курсов профессионально-технических учебных заведений.

Стало понятно, что вместо политики прямого вмешательства в образовательную систему целесообразнее избрать путь согласования рынков труда и образования, который основывается на консолидации усилий всех социальных партнеров в обеспечении информационной прозрачности обоих рынков.

А также в создании надежной информационной базы для принятия управленческих решений по регулированию обоих рынков. А для создания целостной картины потребностей в образовательно-квалификационном и профессиональном разрезах необходимо вводить прогнозирование квалификаций на короткую, среднюю и долгосрочную перспективу.

Прогнозирование квалификаций имеет целью определение перспективных потребностей в навыках как со стороны спроса на них, так и со стороны предложения в разрезе конкретных образовательных и профессиональных уровней. Фактически результаты прогнозирования должны дать ответ на вопрос: «Какого качества рабочую силу потребует рынок труда через несколько лет, в первую очередь по образовательному и профессиональному уровню»?

Результаты такого прогнозирования должны быть достоверными и доступными для всех игроков на рынке труда. Основными пользователями результатов такого прогнозирования должны стать чиновники, политики, эксперты по вопросам занятости и профессиональной подготовки, руководители высших учебных заведений, ученики, студенты, их родители и тому подобное.

Результаты исследования опыта стран-членов ЕС в направлении сбалансирования квалификаций показывают, что каждая развитая страна имеет собственную историю прогнозирования потребностей рынка труда, собственные оригинальные модели прогнозирования и собственные механизмы социального диалога в этой сфере, которые удовлетворяют национальные запросы.

Чаще всего прогнозирование квалификаций в Европе осуществляется независимыми научно-исследовательскими институтами или местными организациями, которые занимаются проблемами занятости (в Ирландии – Институт социальных и экономических исследований; в Греции – Обсерватория занятости; в Германии – Институт прикладных и информационных технологий, Институт изучения проблем труда; в Нидерландах – Бюро анализа экономической политики).

Независимые организации, как правило, выполняют прогнозирование квалификаций за счет прямого заказчика, третьих лиц (международных организаций) или за свой счет. В основном финансирование таких прогнозов осуществляется в рамках заключенных соглашений относительно объемов работ и сроков их выполнения.

Тем не менее, существуют практики, когда к прогнозированию квалификаций привлекают исключительно представителей одного или нескольких министерств.

Например, Министерство экономики и телекоммуникации в Эстонии; Министерство труда и образования во Франции, где созданы специальные департаменты, осуществляющие прогнозирование квалификаций в рамках их повседневной работы. В отдельных случаях работа по прогнозированию может строиться на базе консолидированных усилий других министерств и ведомств.

Например, в Норвегии четыре министерства сформировали консорциум и создали научно-исследовательский проект долгосрочного прогнозирования квалификаций. В Польше также была создана межправительственная целевая группа, в которую вошли представители Министерств образования, здравоохранения, экономики, инфраструктуры, ученые кафедры пространственной эконометрики Лодзинского Университета (на правах подрядчиков) и представители организаций работодателей.

Финансирование прогнозирования квалификаций в этих случаях полностью реализуется за счет государства и не предусматривает дополнительного финансирования, поскольку оно не рассматривается как отдельный проект, а является прямой обязанностью подразделений названных министерств. В случаях заказа прогнозирования потребностей в квалификациях для локальных уровней, затраты на работу покрываются путем прямого финансирования местными органами власти.

В зависимости от того, кто является исполнителем прогноза и для кого он выполняется, определяется и доступ к статистической информации. Например, если заказчиком является государство, чаще всего исполнители получают все необходимые статистические данные от национальных органов статистики на безвозмездной основе, в иных случаях – должны оплачивать доступ к необходимой информации.

В большинстве исследуемых случаев прогнозирование квалификаций выполняют на среднесрочную перспективу — на 5 лет (Чехия, Греция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Польша). Среднесрочные прогнозы квалификаций в странах ЕС считают более точными.

Это, прежде всего, связано с тем, что пятилетний горизонт прогнозирования позволяет максимально точно учесть потребности в замещении рабочей силы, транзит молодежи от образования к рынку труда, следовательно, позволяет принимать стратегические решения по перераспределению инвестиций в человеческий капитал в пользу более уязвимых направлений подготовки.

Наряду с этим признается, что краткосрочные прогнозы могут быть более полезными, когда речь идет о принятии решений по подбору персонала, реализации краткосрочных учебных и профессиональных курсов, организации программ переподготовки безработного населения и тому подобное.

Наиболее вариативный горизонт прогнозирования является в Австрии, где рассматривается перспектива от двух до четырех, пяти и восьми лет. В Эстонии прогнозирование спроса и предложения квалификаций выполняют на период в восемь лет, а во Франции и на Кипре предпочитают долгосрочное прогнозирование (десять лет). В то же время, есть исключения, где долгосрочные прогнозы делаются для периода 10-15-20 лет, в частности в Германии и Великобритании.

Повторяемость прогнозов, их проверка во времени, устранение ошибок и корректировка позволяет усовершенствовать модель прогнозирования и выбрать наиболее приемлемые методы прогнозирования.

В этом контексте среди стран ЕС также наблюдаются определенные различия. К примеру, в Эстонии, Греции, Ирландии, Италии, Нидерландах, Австрии, Финляндии и Великобритании прогнозы выполняют на постоянной основе раз в год или раз в два года. Во Франции прогнозирование квалификаций повторяют через каждые три года. В остальных исследуемых странах прогнозирование квалификаций осуществляют не регулярно, что связано, прежде всего, с ограниченностью финансовых ресурсов.

Целевой аудиторией пользователей прогнозирования квалификаций в основном являются чиновники и политики, которые работают над формированием стратегий социально-экономического развития, кадрового обеспечения государства и заключают образовательную доктрину страны.

Чаще всего основными пользователями результатов прогнозирования квалификаций являются министерства, государственные службы занятости, агентства по трудоустройству, консалтинговые компании по построению карьеры, представители сферы образования и тому подобное.

В связи с тем, что результаты прогнозирования квалификаций создают целостное представление о перспективных тенденциях на рынке труда и изменениях структуры рабочей силы, большинство исследуемых стран используют результаты этих прогнозов для обоснования структурной, инновационной, инвестиционной и социальной политики государства.

Кроме того, результаты прогнозирования широко используют в консалтинговой деятельности служб занятости и кадровых агентств, которые информируют людей о перспективных профессиональных или образовательных потребностях и возможностях в контексте изменения структуры занятости (Нидерланды, Италия, Чехия, Великобритания, Польша).

В некоторых странах ЕС результаты прогнозирования квалификаций доступны физическим лицам и общественности (Кипр, Финляндия, Чехия, Великобритания), что создает почву для воспитания ответственности за собственный выбор образовательного направления и профессиональной деятельности и рационального потребительского поведения инвестирования в человеческий капитал.

Изучение зарубежного опыта сбалансирования квалификаций на рынке труда убедительно свидетельствует, что в условиях динамичных и сложных рынков труда согласование квалификаций рабочей силы с потребностями имеющихся, вновь созданных и перспективных рабочих мест приобретает первостепенное значение.

Сбалансирование квалификаций на рынке труда в условиях быстрых технологических изменений и усиления глобальной конкурентной борьбы является чрезвычайно актуальной стратегической задачей, решение которой будет способствовать обеспечению продуктивной занятости населения, повышению его социальной мобильности и росту доходов.

В Украине, как и в других странах постсоветского пространства, в период плановой экономики статистические данные о текущих и перспективных потребностях в кадрах аккумулировались в кадровых управлениях и в учебных заведениях министерств и ведомств. Затем обобщенную информацию присылали сначала в плановые комитеты республиканского значения, а оттуда в Государственный плановый комитет СССР.

Последний на основании этой информации выполнял прогнозирование и планирование развития кадрового обеспечения отраслей и определял объемы подготовки кадров профессионально-техническими, средними специальными и высшими учебными заведениями. Переход к рыночным отношениям способствовал коренным изменениям во всех сферах экономической жизни и пересмотру и кардинальной перестройки системы формирования государственного заказа на подготовку (переподготовку) кадров.

На сегодня законодательно предусмотрено, что государственный заказ на подготовку специалистов, педагогических и рабочих кадров, повышение их квалификации и переподготовку должен опираться на результаты среднесрочного прогнозирования потребностей рынка труда.

Согласно нормативным документам, заказчиком такого прогнозирования является правительство, а исполнителем – Министерство экономического развития и торговли Украины при информационном сопровождении государственной службы статистики Украины.

В 2014 г. по заказу Министерства экономического развития и торговли Украины и при содействии Европейского фонда образования началась разработка модели прогнозирования потребностей в квалифицированной рабочей силе.

Разработчиком модели на тендерных началах стал Институт демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины. По результатам работы в 2015 году общественности и всем заинтересованным сторонам была презентована модель прогнозирования квалифицированной рабочей силы.

Разработчики и исполнители модели отметили, что среднесрочное прогнозирование рабочей силы в Украине осложняется из-за недостатка информации о занятых лицах в неформальном секторе экономики и их образовательно-квалификационного распределения.

А также из-за отсутствия точных прогнозов экономического развития Украины в среднесрочном и долгосрочном периодах. Закрытости доступа в административных регистрах, содержащих информацию макро уровней в отношении профессионально-квалификационного состава наемных работников. Ограниченности в возможности прогнозирования по половозрастным группам и профессионально-квалификационному составу рабочей силы.

Кроме того, согласование спроса и предложения на квалификации в Украине осложняется вследствие нестабильности экономики, которая находится в состоянии стагнации и нуждается в реструктуризации и модернизации предприятий; нерешенности ситуации с вооруженным конфликтом на Донбассе; слабого взаимодействия между представителями Министерств экономического развития и торговли.

А также ослабляется вследствие социальной политики, образования и науки, председателями отраслевых советов, профсоюзами и работодателями, учеными и руководителями учебных заведений различных уровней; из-за отсутствия надлежащего финансирования проведения отраслевых исследований, совершенствования мониторинга рынка труда и внедрения на постоянной основе прогнозирования спроса на компетенции.

Решение указанных проблем невозможно без построения эффективного социального диалога в исследуемой сфере. В этом контексте возникает необходимость разработки и внедрения в практику механизма социального диалога по прогнозированию квалификаций, который предусматривает системную направленную деятельность всех заинтересованных сторон в направлении согласования квалификаций с потребностями экономики.

Целью механизма социального диалога относительно прогнозирования квалификаций является реализация интересов всех субъектов по согласованию квалификаций в соответствии с потребностями рынка труда с максимальной степенью удовлетворения потребностей каждого. Также повышение качества мониторинга рынков труда и образования, оценка текущих и перспективных потребностей в квалификациях; создание достоверного информационного обеспечения для принятия решений о перспективных инвестициях в человеческий капитал на всех уровнях.

Субъектами социального диалога относительно прогнозирования квалификаций являются носители как первичного, так и делегированного права в сфере социально-трудовых и социально-экономических отношений.

В частности Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования и науки, Министерство социальной политики, Государственная служба статистики Украины, Государственная служба занятости Украины, Федерация работодателей Украины, отраслевые советы, Федерация профсоюзов, ученые и практики в сфере прогнозирования квалификаций, руководители учебных заведений высшего и профессионального образования и другие.

Ученые и практики в сфере прогнозирования квалификаций привлечены к социальному диалогу как непосредственные разработчики модели прогнозирования квалификаций и исполнители прогнозирования. Их участие обязательно, поскольку именно в процессе наработки методологии прогнозирования и реализации прогноза наиболее наглядно проявляются недостатки в системе мониторинга рынков труда и образования.

Необходимость привлечения к социальному диалогу представителей высшего и профессионального образования обусловлена тем, что они формируют предложения образовательных услуг, принимают непосредственное участие в разработке профессиональных и образовательных стандартов, поэтому должны владеть информацией о перспективных изменениях конъюнктуры рынка и в пределах собственных полномочий способствовать обеспечению гибкости образовательной системы.

Социальный диалог в системе прогнозирования квалификаций реализуется в формах проведения совместных консультаций сторон; реализации коллективных переговоров с последовательным заключением договоренностей и соглашений.

А также согласованием сотрудничества в направлении реализации мониторинга рынков труда и образования; обеспечением обязательного обмена необходимой информацией среди всех участников; реализацией прогнозирования квалификаций с последовательным оглашением результатов и обсуждением путей совершенствования модели прогнозирования; принятием решений о согласовании квалификаций.

Основные задачи социального диалога в системе прогнозирования квалификаций условно можно классифицировать по трем направлениям:

  1. I. Формирование информационного обеспечения прогнозирования квалификаций, что требует непрерывного мониторинга рынков труда и образования и предусматривает:

1) сбор и обработку статистической информации о движении населения, основные макроэкономические показатели, образовательные, профессиональные и квалификационные характеристики населения и развитие рынков труда и образования;

2) выявление основных тенденций в изменениях половозрастной структуры населения, трансформации экономики и структуры рабочей силы;

3) статистический анализ показателей экономической активности населения, занятости и безработицы;

4) изучение основных принципов функционирования рынков труда и образования;

5) статистическое изучение предложения рабочей силы, спроса на нее и конъюнктуры рынка;

6) статистическая оценка неполной занятости и использования рабочего времени;

7) исследование занятости в неформальном секторе экономики;

8) статистическое изучение стоимости рабочей силы на рынке труда и ее динамики;

9) изучение производительности труда и ее динамики и тому подобное.

  1. II. Прогнозирование квалификаций требует:

1) совершенствования прогнозной модели для определения потребностей в квалифицированной рабочей силе;

2) прогнозирования численности занятого населения по видам экономической деятельности;

3) прогнозирования спроса на квалификации, обусловленного экономическим развитием; 4) прогнозирования спроса на квалификации, обусловленного выбытием рабочей силы по видам экономической деятельности, уровням квалификации и профессиональным группам;

5) прогнозирования предложения квалификаций по профессиональным группам для каждого прогнозного года;

6) статистической оценки дисбаланса спроса и предложения квалификаций.

III. Имплементация результатов прогнозирования квалификаций, которая предусматривает совокупность целенаправленных организационно-правовых и институциональных мер, реализуемых социальными партнерами и, что направлены на реализацию взятых, на себя обязательств по совершенствованию системы согласования квалификаций. Основными задачами в этом направлении являются:

1) обеспечение широкого доступа всех заинтересованных сторон к результатам прогнозирования;

2) разработка проектов по регулированию процессов кадрового обеспечения;

3) разработка программ развития трудового потенциала;

4) корректировка объемов и содержания непрерывного профессионального образования;

5) разработка стратегии развития профессионального и высшего образования;

6) обоснование политики занятости населения и принятие решений по инвестициям в человеческий капитал.

В результате реализации механизма социального партнерства в сфере прогнозирования квалификаций с потребностями рынка труда потребители образовательных услуг (на уровне рядовых граждан) получат возможность: оценить перспективы реализации в профессиональной сфере любой отрасли или региона; определить выгоды и риски трудовой миграции; рационализировать выбор направления образовательно-профессиональной подготовки.

Положительные эффекты на уровне предприятий и организаций будут заключаться в оптимизации потребностей предприятий в квалификациях; повышении эффективности планирования кадрового потенциала; предотвращении сокращения оттока наемных работников; активизации участия работодателей в процессах регулирования профессиональных стандартов с учетом перспективных требований времени.

На уровне государства положительными эффектами станут создание достоверной информационной базы о развитии квалификаций по видам экономической деятельности, образовательным и профессиональным уровням, оптимизация содержания и объемов подготовки кадров по образовательно-квалификационным уровням и профессиям.

Реализация механизма социального партнерства в системе прогнозирования квалификаций возможна при условии соблюдения пяти последовательных этапов:

— осознания представителями правительства проблемы дисбаланса квалификаций на рынке труда и необходимости ее регулирования;

— создания необходимой институциональной и нормативно-правовой базы развития социального партнерства и закрепления взаимодействия всех заинтересованных в согласовании квалификаций сторон регламентными документами (законами, концепциями, стратегиями);

— обеспечения координации и привлечения к решению проблем регулирования спроса и предложения на квалификации руководителей учебных заведений профессионального и высшего образования, ученых и экспертов в области оценки и прогнозирования квалификационного соответствия, работодателей и профсоюзов с последовательной разработкой и подписанием соглашений о сотрудничестве;

— содействия реализации социального партнерства в системе согласования квалификаций на государственном и региональном уровне, что предполагает пересмотр региональной политики по подготовке квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Этот этап очень ответственный, поскольку предполагает использование множества технологий взаимодействия всех социальных партнеров, корректность реализации которых будет определять эффективность консолидации усилий;

— выполнение мониторинга социального партнерства и оценка его эффективности, что предполагает не только оценку обратных связей по реализации социального партнерства, но и поиск новых технологий усовершенствования взаимодействия в направлении сбалансирования спроса и предложения на компетенции и разработка соответствующих рекомендаций с последовательным внедрением в регламентные документы.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, сокращение квалификационного несоответствия на рынке труда можно и необходимо преодолеть путем реализации механизма социального диалога. Сбалансированность интересов всех заинтересованных сторон в этом направлении будет способствовать достижению максимального эффекта по согласованию квалификаций с потребностями рынка труда, оптимизацией расходов на человеческий капитал и обеспечением стабильного развития экономики.

Перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении будут связаны с исследованием положительной выгоды от социального диалога в сфере прогнозирования квалификаций в странах ЕС и разработки методологии оценки эффективности социального диалога.

Автор: Л. М. Ильич, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: ilyich_l@meta.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий