Основной целью исследования является анализ системы профессиональной ориентации учащейся молодежи и обоснование приоритетов во внедрении инновационной программы профессиональной ориентации учащейся молодежи в государственной службе занятости на основе территориального подхода (на примере Николаевской области).
Проанализировано состояние современного рынка труда Николаевской области и спроектированы прогнозные показатели перспективного рынка труда с учетом стратегии экономического развития региона.
Представленные результаты анкетирования учащихся общеобразовательных учебных заведений 10-11 классов Новобугского района Николаевской области относительно их профессионального выбора свидетельствуют, что лишь пятая часть учащихся определились с дальнейшим профессиональным выбором, две трети не знают потребностей региона в кадрах по профессиональному признаку.
Приведен перечень профессий и видов деятельности, указанных учащимися для дальнейшего обучения. Доказаны разные полюсы деятельности рынка образовательных услуг и рынка труда.
Предложена инновационная программа профессиональной ориентации учащейся молодежи в государственной службе занятости на основе территориального (регионального) подхода, что позволит объединить потребности рынка образовательных услуг и рынка труда в специалистах, на которых есть спрос в конкретном регионе. Это обеспечит уменьшение количества абитуриентов по профессиям, неактуальным на рынке труда региона и приведет к функциональным изменениям на рынке труда, увеличению количества малых предприятий за счет учреждения молодежью собственного дела.
Методы и алгоритм разработаны для выбора инновационной программы профессиональной ориентации школьников в государственной службе занятости. Результаты исследований могут быть применены специалистами отдела в предоставлении социальных услуг центров занятости различных уровней, а также учеными, которые занимаются проблемами профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, учащаяся молодежь, регион, региональная экономика, рынок труда.
Постановка проблемы. В Украине отсутствует четкая и взвешенная система профессиональной ориентации населения, не определена сущность профессионально-ориентированной работы в современных условиях, ее организационная структура, приоритетные направления работы и основные субъекты. Создание такой системы — одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, потому что ее отсутствие существенно усложняет профессиональное самоопределение растущего поколения, трудоустройство безработных, работу службы занятости.
Определенное распространение получила практика создания профессиональной ориентированной среды как элемента взаимодействия системы: общеобразовательное учебное заведение – профессиональное учебное заведение (наиболее распространенная система «СОШ – ВУЗ», менее распространенная – «ПТУ – ВУЗ», существуют единичные случаи создания систем «СОШ – ПТУЗ»).
Деятельность Государственной службы занятости по профессиональной ориентации в этом звене отсутствует, хотя в соответствии со ст. 6 закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, имеет право на социальные услуги. А согласно ст. 7 этого же закона профессиональная ориентация является одной из социальных услуг.
Предоставление качественных профессионально-ориентационных услуг гражданам, подпадающим под категорию социально уязвимых на рынке труда, к которой и относится молодежь, зависит от профессионального уровня специалистов центров занятости, наличия у них соответствующих действенных знаний и практических навыков.
Ученые отмечают, что, имея поверхностное представление о рынке труда и особенностях трудоустройства в современных условиях, молодежь, чаще всего, демонстрирует ложную поведенческую стратегию во время поиска работы, не имеет представления, каким образом можно преодолеть неблагоприятную ситуацию. Появление таких проблем можно было бы предотвратить, если бы молодежь своевременно получила необходимую помощь со стороны квалифицированных профконсультантов.
Е. Либанова, исследуя молодежный аспект рынка труда 2013 года, отмечает, что для украинской молодежи характерен высокий уровень образования – больше половины уже получили или получают высшее образование, а начальный уровень образования имеют лишь 0,1% лиц в возрасте 15-29 лет.
Более 17,4% обучающихся лиц сочетают получение образования с экономической активностью на рынке труда. Большинство из них учатся в высших учебных заведениях. 55,5% молодежи, которая закончила обучение, имеет высшее образование, еще 1,2% – последипломное. 21,2% молодежи окончили учреждения профессионально-технического образования на базе полного общего среднего образования, 6,8% – базового общего среднего.
Сегодня центры занятости вынуждены заниматься проблемами профориентации учащейся молодежи потому, что все упущения в этой работе значительно усложняют процесс трудоустройства, когда выпускники учебных заведений попадают на рынок труда. Понимая такое положение, центры государственной службы занятости прикладывают недюжинные усилия, чтобы помочь учебным заведениям в организации и внедрении профессионально-ориентационных мероприятий, но их возможности в этом существенно ограничены.
Эффективная взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда за более чем двадцать лет построения рыночных отношений в Украине так и не сформирована.
Согласно закону Украины «О занятости населения», рынок труда – система правовых, социально-трудовых, экономических и организационных отношений, возникающих между лицами, которые ищут работу, работниками, профессиональными союзами, работодателями и их организациями, органами государственной власти в сфере удовлетворения потребности работников в занятости, а работодателей – в найме работников в соответствии с законодательством.
Одно из объяснений, которые предоставляют ученые, исследуя дисбаланс между профессиональным образованием и работой по конкретной специальности, является таким, что система образования в своей деятельности ориентируется преимущественно на спрос домохозяйств как «поставщиков» абитуриентов и потребителей образовательных услуг.
В то время как спрос на рабочую силу специалистов формируют на рынке труда работодатели. При этом система образования из-за недостатка достоверной, а главное – полной информации о реальных потребностях экономики продолжает действовать по инерции, не «улавливает» сигналов рынка труда.
Ученые отмечают, что именно профессиональная ориентация учащейся молодежи играет важную для рынка труда роль: способствует превентивному формированию предложения рабочей силы, влияет на формирование рынка образовательных услуг. Именно профессионально-ориентационная работа является одним из самых эффективных методов помощи учащейся молодежи в выборе профессии.
Анализ последних исследований и публикаций. В ходе проведенного исследования выявлено, что подавляющее большинство научных наработок по профессиональной ориентации учащейся молодежи осуществлено представителями педагогически-психологических наук. Эти научные труды посвящены психологической стороне выбора профессии: исследованию способностей, задатков ученика, его готовности к выбору профессиональной деятельности, они опираются на психологическую подоплеку, первоначальные составляющие формулы выбора профессии – «хочу» и «могу».
Д. А. Закатнов (D.O. Zakatnov) исследовал технологии подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению. О. В. Лавриканец (O.V. Lavrikanets) изучала формы профориентационной работы с учащейся молодежью. Н. Л. Отрощенко (N.L. Otroschenko) профессиональную ориентацию рассматривала как социально-педагогическую проблему.
А. Н. Пильтяй (А. Н. Pyltyay) изучала влияние рынка труда на профессиональную ориентацию школьников. Н. А. Побирченко (N.A. Pobirchenko) исследовала профессиональную ориентацию как научную дисциплину. Е. М. Ахромкин (E.M. Ahromkin) и А. В. Перепелюкова (O.V. Perepelyukova) изучали влияние рынка образовательных услуг на формирование трудового потенциала региона.
Весомый вклад по внедрению технологий профессионального самоопределения осуществили зарубежные ученые Д. Холланд (J. Holland) и С. Фукуяма (S. Fukuyama).
Профессиональной ориентации в Службе занятости посвящены научные труды Л. Г. Авдеева, Ю. М. Маршавина, М. А. Миропольской, Н.В. Ортиковой и других.
Л. Г. Авдеев (L.G. Avdeev) исследовал состояние и перспективы развития профессиональной ориентации в Украине, Н.В. Ортикова (N.V. Ortikova) и М. А. Миропольская (M.A. Miropolska) изучали профессиональную ориентацию безработных граждан и молодежи. Ю. М. Маршавин (Yu.M. Marshavin) исследовал эффективность профессиональной ориентации в службе занятости, ее экономическую сущность для предупреждения молодежной безработицы и прогнозирования развития рынка труда.
Ученые отмечают, что для успешной интеграции молодежи в рынок труда необходимо продолжить реформирование традиционной системы образования, создавать профессионально различные в структурном плане системы подготовки, осуществлять меры по сбалансированию потребностей местной экономики и рынка труда с возможностями системы образования и профессиональной подготовки.
Слабыми местами современной профессиональной ориентации учащейся молодежи являются:
— отсутствие профессиональных консультантов (профконсультантов) в штатной или – сельской местности общеобразовательных учебных заведений;
— ограниченность информации в структуре профессионально-ориентационных мероприятий (преимущественно психологически-педагогические характеристики личности);
— перегруженность профессионально-ориентационных мероприятий игровыми методами;
— отсутствие системного подхода к проведению профессионально-ориентационных мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях, так и специалистами службы занятости;
— отсутствие единой технологии проведения профессионально-ориентационных мероприятий в государственной службе занятости.
Целью статьи является формирование теоретико-методологических основ осуществления профессиональной ориентации учащейся молодежи в государственной службе занятости на основе территориального подхода.
Изложение основного материала. Внеурочные профессионально-ориентационные мероприятия — это основа профессионально-ориентационной работы в школе. Д. А. Закатнов констатирует, что главная цель системы внеурочных профессионально-ориентационных мероприятий заключается в формировании в учащихся готовности к профессиональному самоопределению. Указанная цель реализуется в процессе решения комплекса таких воспитательных учебных задач:
— отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, осознание своей индивидуальной неповторимости, от ответственности за принятие решений относительно собственного профессионального будущего;
— формирование систематизированных знаний о мире профессионального труда;
— изучение современных требований к специалистам на рынке труда, тактики и стратегии собственного развития как профессионала;
— развитие способности к самопознанию, самооценке, самоанализу и актуализация потребности в самосовершенствовании.
Ученые констатируют, что в организационном плане сегодня в школах ключевой фигурой, которая отвечает за осуществление профессионально-ориентационной работы, являются практические психологи.
Единственными образовательными учреждениями, в которых до сих пор существует должность методиста по профориентации, являются межшкольные учебно-производственные комбинаты, но их количество за последние два десятилетия существенно сократилось, школа не выполняет поставленных задач по профессиональной ориентации, поскольку нет формальных обязательств перед государством в области профессиональной ориентации учащихся.
В научных трудах ученых присутствуют элементы критического подхода к ориентации учащейся молодежи по профессии, которые нужны рынку труда, но такой подход не учитывает индивидуальных психологических задатков и способностей, унаследовав от СССР систему образования, которая была ориентирована на удовлетворение плановой экономики в воспроизводстве и развитии профессионального потенциала.
Исследуя генезис профессиональной ориентации, а именно наследие таких исследователей как Т. Мальковской, И. Аванесян, Т. Бугорина, что выделяют среди психологических задатков и способностей еще и такие компоненты профориентации.
Это информацию о профессии, необходимую национальному хозяйству, пути овладения ими, потребности местного рынка труда, в котором проживает учащаяся молодежь и ориентацию на эти профессии, стоит отметить, что в таком понимании ученые употребляют термин «трудовая гипер ориентация». На смену, которой пришла профильная школа, приобрела черты классического академического образования, которая готовит школьников к обретению высшего, преимущественно гуманитарного образования.
В сегодняшних условиях состоялись «перекосы» от «трудовой гипер ориентации» до «психолого-педагогического» ракурса и ориентации на внутреннее желание.
Исследования свидетельствуют, что практически каждый третий выпускник среднего общеобразовательного учебного заведения выбирает себе будущую профессию стихийно, без всестороннего анализа реальных и потенциальных ресурсов, оценки возможностей их мобилизации для достижения определенной цели, коррекции своих профессиональных предпочтений с долговременными тенденциями конъюнктуры профессий и тому подобное.
Существует очень сильная зависимость выбора от случайных факторов, например, советов друзей или знакомых, погони за модной профессией.
Как свидетельствует статистика, молодежь составляет треть общей численности клиентов государственной службы занятости. Почти ежегодно в этот отряд присоединяются более 100 тыс. выпускников учебных заведений разных типов. Из них 37% – выпускники высших учебных заведений, 33% – выпускники учебно-воспитательных учреждений, остальные 30% – выпускники общеобразовательных школ.
Оказавшись на рынке труда такие лица, попадают в затруднительное положение – без профессии, жизненного и профессионального опыта они не способны на равных конкурировать с представителями других возрастных категорий.
Центры занятости охотно откликаются на приглашения школ и участвуют в профессионально-ориентационных мероприятиях. Они приглашают учащихся к себе, знакомят с направлениями своей деятельности, предлагают услуги; привлекают учащихся к таким мероприятиям профессионально-ориентационного характера как ярмарки вакансий, дни профессий, конкурсы по профессиям и тому подобное.
Наличие структурной диспропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением является фактором, который ограничивает как возможности трудоустройства безработных, так и удовлетворение потребностей работодателей.
Для предупреждения этого в экономически развитых странах разработаны методы прогнозирования перспективного рынка труда, межотраслевая макромодель прогнозирования занятости SONIA, которая дает возможность строить прогнозы на 10 лет, позволяет осуществлять расчеты межотраслевого баланса трудовых ресурсов на уровне видов экономической деятельности.
Специалисты центров занятости, обладая актуальной информацией относительно конкурентоспособных специальностей и потребностей рынка труда, а, также имея ресурсы и соответствующий инструментарий с ориентации молодежи на необходимые профессии, в значительной степени могут помочь педагогическим коллективам школ в учебно-воспитательной работе по профессиональному самоопределению учащихся.
С учетом вышеприведенного необходимо разработать инновационную программу профессиональной ориентации учащейся молодежи на основе территориального подхода. Для этого необходимо провести исследование состояния и перспектив развития конкретного региона. Регион (лат. regionis-область, район) — теория, отличающаяся от других рядом признаков и характеризующаяся определенной целостностью и взаимосвязанностью ее составных элементов.
Николаевский регион относится к приморским территориям. Николаевская область – это высокоразвитый регион государства, который определяется мощной многоотраслевой промышленностью, что имеет очень важное значение в структуре народнохозяйственного комплекса Украины. Природные и климатические условия области благоприятны для интенсивного высокоэффективного развития сельского хозяйства.
В Николаевской области функционирует мощная транспортная система, в состав которой входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный и трубопроводный транспорт. Николаевская область имеет значительный рекреационный потенциал.
Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным местам: села Васильевка, Покровка, Черноморка Очаковского района, город Очаков, села Викторовка, Коблево, Морское, Луговое, Рыбаковка Березанского района. Перечень водных объектов, месторождений минеральных вод — Очаковское, Коблевское, Казанковское, месторождений лечебных грязей – Бейкушское, Тилигульское.
На территории курортных зон Николаевской области работают базы отдыха: с. Коблево – 81, с. Рыбаковка – 61, с. Луговое – 13, с. Морское – пять, с. Черноморка – 37, с. Покровка – одна, г. Очаков – семь. На территории области функционирует семь лечебных санаториев и пансионатов, 111 санаториев и учреждений отдыха, девять санаториев-профилакториев, 14 домов отдыха и пансионатов и 81 база отдыха.
Для реализации человеческого, научного и остатков материального ресурса в области судостроения исследователи развития региона предлагают переход от крупномасштабного и военного кораблестроения на коммерческое и частное.
Состояние современного рынка труда Украины и Николаевской области проанализировано с помощью показателей спроса на рабочую силу.
В 2015 году наибольший процент трудоустроенных безработных в Украине наблюдался в таких отраслях как сельское, лесное и рыбное хозяйство (26,9%), перерабатывающая промышленность (16,6%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств (16,1%). Государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование (6%), образование (6%), здравоохранение и предоставление социальной помощи (4%), транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность (4,4%).
В Николаевской области наибольшее количество трудоустроенных в 2015 году в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (42,6%), перерабатывающей промышленности (10%), оптовой и розничной торговле, в сфере ремонта автотранспортных средств (9,8%), государственном управлении и обороне (6,8%), образовании (7,7%).
Перспективность рынка труда Николаевской области прогнозируемая путем изучения ситуации на рынке образовательных услуг, равна численности выпускников учебных заведений региона, которые являются ресурсами для обеспечения перспективного рынка труда, и путем опроса учащихся общеобразовательных учебных заведений по выбору профессиональной деятельности.
В Украине выпуск вузами специалистов с высшим образованием превышает на 34% выпуск рабочих кадров. В Николаевской области выпуск высшими учебными заведениями слушателей с высшим образованием превышает выпуск рабочих кадров на 52%. Количество выпускников высших учебных заведений, которые получили направление на работу в 2015 году в Украине, составляет 21,9% от общего количества, в Николаевской области этот процент составляет 29,1%.
Как свидетельствуют итоги работы ПТУ в Украине в 2014/2015 учебном году, восемь из каждых десяти выпускников (79,1%) трудоустроены по профессии. Наибольшее количество трудоустроенных лиц (78,5%) получили работу по договорам на предприятиях, в организациях, по квоте для молодежи. Больше всего выпускников профессионально-учебных заведений трудоустроено в промышленности (31%), торговле и общественном питании (19,6%), на транспортных предприятиях — 16%.
В процессе исследования выполнено анкетирование учащихся общеобразовательных учебных заведений 10-11 классов (291 ученик) Новобугского района Николаевской области относительно их профессионального выбора.
Ученикам была предложена следующая схема анализа выбранной ими профессии. Перечень основных характеристик профессии: предмет труда, цель, средства труда, условия труда, характер общения в труде, ответственность в работе, особенности работы, типичные трудности, с которыми сталкивается человек в ходе труда, минимальный уровень образования, необходимый для овладения профессией, место работы по окончании учебного заведения.
Опрос показал, что лишь 21% учащихся определились с дальнейшим профессиональным выбором, из них 14% назвали профессию и области ее применения, приводили примеры учебных заведений, в которых можно получить выбранную профессию. Респонденты данной категории обладают знаниями о предмете труда выбранной профессии (будет работать с людьми, техникой, животными, растениями, знаковыми системами и др.), интересовались, где будут работать по выбранным профессиям, отметили запланированное место дальнейшей работы после окончания учебного заведения.
4% опрошенных учащихся знают лишь название профессии, не владеют знаниями о видах учебных заведений, не определились с учебным заведением для получения профессии, сомневаются в предмете труда выбранной профессии, не владеют информацией относительно радиуса применения профессиональных знаний.
2% респондентов определились с видом деятельности, определяют предмет труда (буду работать с людьми, животными, растениями, техникой и др.), но название профессии не называют. 79% опрошенных учеников не определились с выбранной профессией, 84% не интересовались потребностями своего региона в кадрах.
Перечень профессий и видов деятельности, указанных учащимися для дальнейшего обучения. Это органы правопорядка (милиционер, полицейский, следователь, инкассатор) – 24%, сельское хозяйство (агроном, пчеловод) – 10%, IT-технологии – 10%, образование и наука (воспитатель дошкольного образовательного учреждения, учитель иностранного языка) – 10%, энергетика (инженер-энергетик) – 5%, сфера обслуживания (парикмахер, дизайнер) – 10%, медицина и фармация (стоматолог, фармацевт, врач, акушер, медицинская сестра) – 19%, морской транспорт (моряк) – 5%, банковское дело – 5%.
Сравнив области перспективного развития региона и выбор учащихся, можно отметить отсутствие в выборе таких отраслей, как железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный и трубопроводный транспорт, отрасли судостроения (военное кораблестроение, коммерческое и частное), низкий процент избранных профессий в морском транспорте; не называют ученики и рекреационную зону как перспективную для дальнейшего трудоустройства, отсутствует в выборе гостиничная ресторанная отрасль, а значит, возможность открытия собственного дела.
В случае экономического роста указанных отраслей, что определены перспективными направлениями для развития инфраструктуры региона, параллельно будет происходить развитие социальной инфраструктуры, что обеспечит создание новых рабочих мест.
Исходя из исследований выбора профессии молодежью, количества выпускников вузов и потребности рыночной экономики, только за 2015 год наблюдается абсолютно разные полюсы деятельности рынка образовательных услуг и рынка труда: старшеклассники не знают о перспективных отраслях в регионе, перспективах трудоустройства по профессии. Выбор учащихся общеобразовательных учебных заведений находится вне сферы потребностей рынка труда.
Ученые отмечают, что такую опасную тенденцию может преодолеть переход на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Это одна из действенных мер взаимодействия органов образования и службы занятости.
Для практического воплощения выше обозначенного принципа необходима инновационная программа, суть которой состоит во внедрении унифицированных, системных профессионально-ориентационных уроков «Техника выбора профессии» одновременно во всех общеобразовательных учебных заведениях государства в 1-11 классах.
Алгоритм действия профконсультанта государственной службы занятости во время осуществления инновационной программы профессиональной ориентации такой: изучение потребностей регионального рынка труда в кадровом обеспечении, применение полученной информации в четырех этапной методике «Техника выбора профессии» с учетом возрастных особенностей детей в каждом звене общеобразовательной школы:
I этап – «Мир профессий»;
II этап — «Моя профессия в мире профессий»;
III этап – «Я и моя профессия»;
IV этап – «Будущее выбираю сегодня».
Авторская концепция инновационной профессиональной ориентации является регионально-центрированной много профессиональной ориентацией, которая даст системные знания относительно потребностей и перспектив кадрового развития регионов.
Существующая программа профессиональной ориентации школьников в государственной службе занятости сейчас опирается на психолого-педагогические аспекты, а макроэкономические основы, в частности территориальный подход, остаются вне сферы исследования.
Содержание современного школьного образования недостаточно адаптировано к будущим потребностям учащихся за пределами школы. Для внедрения авторской концепции необходимо:
— разработка и внедрение методики прогнозирования перспективного рынка труда на государственном уровне, что даст возможность знакомить учащуюся молодежь с потребностями регионального рынка труда; включение в научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации профессиональной пропаганды приоритетных видов деятельности в отдельных регионах и стране в целом;
— разработка научно-методического обеспечения осуществления профессионально-ориентационных мероприятий специалистами службы занятости во всех звеньях общеобразовательной школы;
— обновление структуры, содержания, форм и методов профессиональной ориентации во всех звеньях общеобразовательной школы;
— формирование кадрового состава специалистов по профессиональной ориентации в государственной службе занятости.
Это обеспечит:
— функциональные изменения на рынке образовательных услуг: уменьшение количества абитуриентов по профессиям неактуальным, на рынке труда региона (изменится предложение);
— функциональные изменения на рынке труда (изменится спрос); увеличится количество малых предприятий за счет открытия молодежью своего дела в тех видах деятельности, на которые есть спрос.
Риски внедрения инновационной программы профессиональной ориентации:
— сложная предсказуемость направлений в развитии потребностей рынка труда;
— нелегальная, скрытая занятость в перспективных отраслях экономики;
— стереотипность мышления взрослого населения (родителей) по выбору профессии молодежью, низкая осведомленность домохозяйств о развитии региона;
— ориентация учебных заведений на потребность домохозяйств;
— материальные затраты для внедрения обновленной программы профессиональной ориентации (увеличение численности профессиональных ориентиров в службе занятости, обновление методического обеспечения осуществления профессиональной ориентации учащейся молодежи в общеобразовательных учебных заведениях).
Выводы. В результате проведенного исследования:
— проанализировано современное состояние системы профессиональной ориентации учащейся молодежи;
— установлено, что профессиональная ориентация является вторичным аспектом деятельности школы;
— приведен перечень профессий и видов деятельности, указанных учащимися для дальнейшего обучения;
— доказаны разные полюсы деятельности рынка образовательных услуг и рынка труда;
— доказано, что традиционная система профессиональной ориентации учащейся молодежи в государственной службе занятости не имеет единой системной базовой технологии;
— доказано, что организация эффективной профессиональной ориентации невозможна без учета особенностей в потребностях рынка труда региона в содержании этой ориентации;
— рекомендован обновленный алгоритм действий для организации профессиональной ориентации учащейся молодежи на основе регионально-отраслевого принципа;
— установлена необходимость организации коррекционно-кадровых мероприятий по подготовке специалистов к внедрению инновационной программы профессиональной ориентации.
По результатам исследования рекомендовано осуществить структуризацию программы профессиональной ориентации в службе занятости с учетом территориальных и отраслевых аспектов, условий развития отдельных регионов, что повлияет на формирование экономических знаний учащейся молодежи относительно текущего и перспективного спроса региональных субъектов на перспективное кадровое обеспечение.
Обстоятельное информирование учащихся о региональных особенностях и потребностях региональной экономики создаст для будущего выпускника учебного заведения конкурентные преимущества на рынке труда специалистов с высшим образованием. Инновационная программа профессиональной ориентации предоставит учащейся молодежи экономические знания о регионах, и будет способствовать сознательному выбору профессиональной деятельности.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов выбранной проблемы профессиональной ориентации и не обеспечивает предотвращение молодежной безработицы из-за дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Перспективы дальнейших исследований предполагают проведение экспериментальной части исследования на основе разработанных теоретико-методологических основ инновационной программы профессиональной ориентации учащейся молодежи в государственной службе занятости.
Авторы: Л.А. Лутай, доктор экономических наук, профессор, Институт подготовки кадров Государственной службы занятости Украины, E-mail: lutay2012@yandex.ua
С.Г. Поминчук, аспирант кафедры управления персоналом и экономики труда, Институт подготовки кадров государственной службы занятости Украины, зам. начальника отдела предоставления социальных услуг, Новобугский районный центр занятости, E-mail: svitlana.pominchuk.73@mail.ru
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.