Стартап DressX, основанный Дарьей Шаповаловой и Натальей Моденовой, в течение нескольких лет превратился в крупнейший в мире магазин цифровой одежды и теперь стоит миллионы долларов. Как это стало возможным.
В начале июля 2021 года основанный двумя украинками стартап DressX привлек от западных венчурных фондов 2 млн. долл. инвестиций. Речь идет об интернет-магазине, инновации его заключаются в создании и продаже виртуальной одежды. Всего за год работы его ассортимент вырос с 35 до 1 500 позиций, благодаря чему он стал крупнейшим в мире магазином цифрового одежды с капитализацией 6-15 млн. долл.
Как была создана компания DressX, какая бизнес-модель заложена в основу этого бизнеса и как этому способствует поведение поколения Z.
Кто основательницы
Стартап DressX в августе 2020 года запустили украинки Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, которые с юности связаны с миром моды.
После окончания Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Шаповалова стала работать на телевидении и сразу, в 2007 году стала ведущей авторской программы «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой» на ТРК «Киев», которую вела семь лет.
В сфере моды ее интересовал бизнес fashion-индустрии, и именно это она пыталась освещать в своей программе.
«В 18 лет я программу запустила, а в 25 поняла, что хочу уйти с телевидения, потому что меня больше интересует другая деятельность в сфере моды», – рассказывает 34-летняя предпринимательница.
В 2014 году она сосредоточилась на развитии проекта Kiev Fashion Days, который основала вместе с командой в 2010 году. Тогда Kiev Fashion Days был брендом, под ним компания Дарьи и Натальи проводила недели моды.
На них украинские дизайнеры представили новые коллекции участникам fashion-индустрии, в частности байерам (крупные покупатели коллекций, которые формируют ассортимент магазинов), известным и состоятельным людям, которые следят за трендами в мире моды, профильным СМИ.
Развить Kiev Fashion Days Дарье Шаповаловой помогли связи, которые она наладила во время работы на телевидении с влиятельными представителями отечественной и зарубежной fashion-индустрии. Показы финансировали спонсоры, а дизайнеры платили взносы за участие в показах.
Kiev Fashion Days быстро стал популярным в Украине и за ее пределами. Уже через год постоянным спонсором мероприятий стала компания Mercedes-Benz, благодаря которой неделю моды переименовали в Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Такое название, как и спонсорство со стороны автомобильного производителя, просуществовало шесть лет.
За время существования проект получил статус крупнейшей Недели моды в Восточной Европе.
В 2014 году страну охватил кризис. Не обошел он и fashion-индустрию. Люди боялись инвестировать в украинских дизайнеров, поэтому Дарья и Наталья создали еще одну, на этот раз международную компанию More Dash, чтобы продавать коллекции украинских дизайнеров за границу.
«Мы очень быстро вышли в прибыль. Мне кажется, что More Dash никогда не была неприбыльной, потому что мы четко понимали нашу рыночную нишу и помогали дизайнерам с бизнес-процессами», – вспоминает Дарья.
«Занимаясь развитием компании, я много читала и следила за тем, что происходит в мире. Впоследствии поняла, что все инновации происходят в tech (сфере технологий), поэтому захотела получить дополнительное образование», – рассказывает она.
Шаповалова подала документы в Hult International Business School и получила грант на обучение в сфере MBA в отделении школы в Сан-Франциско. После года обучения она осталась жить в США и начала строить следующую компанию.
Создание стартапа
DressX помогает решить главную проблему fashion-индустрии – перепроизводство.
Почти из каждой новой коллекции мировые дизайнеры продают лишь 40% одежды, остальные 60% через три месяца отдают в стоковые магазины. Если в течение двух лет одежду не купили, ее выбрасывают или увозят в страны третьего мира.
В последние годы представители поколения Z (люди, родившиеся в 1997-2010 годах) регулярно публикуют в Instagram и TikTok контент с изменением внешнего вида. Создание образов требует новой одежды и аксессуаров.
«Я поняла, что в мире есть огромная проблема перепроизводства товара, которая сильно связана с желанием людей производить новый контент: видео, фото, рассказывать о себе. Мы на всех фотографиях в одежде. При этом все больше людей, особенно поколение Z, видят часть своей жизни в Instagram и TikTok», – объясняет Шаповалова.
Еще в 2018 году Дарья и Наталья, которая тоже переехала в Соединенные Штаты, зарегистрировали в Лос-Анджелесе компанию по управлению двумя экспериментальными магазинами одежды.
В магазине можно было приобрести одежду, взять ее в аренду за 25-30 долл. или сделать в ней профессиональный контент: короткие видео или профессиональные фото, которые недоступны людям, не связанным с fashion-индустрией.
Один такой магазин располагался на главной шопинг-улице Лос-Анджелеса Мелроуз авеню, другой – в районе Беверли Хилз.
Через год стартап получил 100 тыс. долл. «ангельских инвестиций» (частные венчурные инвестиции на раннем этапе развития стартапа), которые поступали в течение полутора лет.
Магазины имели хорошие финансовые показатели, поэтому в декабре 2019 года основательницы начали разрабатывать бизнес-план, который предусматривал масштабирование с открытием сотен магазинов в США. Однако эти планы в феврале 2020 года резко изменил COVID-19.
«В Америке все закрылось за день. Все было очень серьезно. Я поняла, что нам нужно делать то же самое, только не офлайн. Люди никуда не будут ходить, и как долго это продлится, неизвестно.
Мы поняли, что если результатом того, что мы продавали, были фото и видео, то надо делать все в цифровом виде. То есть вообще без одежды», — отмечает она.
На чем DressX зарабатывает
В начале 2020 года к проекту присоединилась Юлия Красниенко, бывший директор по маркетингу украинского стартапа Looksery, который в 2019 году приобрела американская компании Snapchat за 166 млн. долл. В новой компании Юлия возглавила разработку продукта.
DressX запустили 1 августа 2020 года в виде сайта, на котором любой мог приобрести виртуальную одежду.
Процесс покупки цифрового одежды прост: человек заходит на сайт, выбирает одежду, загружает фото человека, которого нужно одеть, платит. Специалист по 3D стартапу DressX получает фотографию, «одевает» виртуальные вещи на фотографию и отправляет заказчику.
Процесс «одевания» включает ручную работу, но Дарья говорит, что стартап приближается к созданию алгоритма для автоматизации этого процесса. Сейчас клиент получает фото с приобретенной «одеждой» через 24 часа.
На старте проекта покупатели могли выбирать виртуальный наряд среди 30 доступных моделей. Их Наталье присылали пять-шесть 3D-дизайнеров, которые создают модели обычной одежды.
Цена виртуальной одежды формировалась вместе с дизайнерами. По условиям сотрудничества с DressX, дизайнер получает 15-30% от каждой продажи, тогда как его доля в физическом изготовлении одежды составляет около 30%.
Одна фотография с одетым цифровым платьем стоила 20-300 долл.
На вопрос, почему человек не может скачать с интернета, например, пиджак и с помощью Photoshop «надеть» его на свое фото или обратиться с таким заказом к специалисту, Дарья отвечает, что самостоятельно сделать это очень сложно, а услуги специалиста обходятся дороже.
Несмотря на необычный вид услуг, после запуска интернет-магазин DressX ежемесячно посещали 15-20 тыс. пользователей, отмечает Шаповалова.
Сейчас виртуальный магазин ежемесячно посещают 20-30 тыс. человек. Им доступно более 1 500 моделей одежды. Примерно 40% разработали независимые дизайнеры, 60% – это коллекции собственного бренда DressX.
Какой процент посетителей сайта пользуются услугами магазина, предпринимательница не раскрывает, но говорит, что после первого приобретения 15% клиентов возвращались и покупали снова.
Средний чек DressX — 23 долл., 40% покупателей – мужчины, 60% клиентов – жители США. За ними следуют Великобритания, Франция, Россия и Украина.
Поскольку проект начал интенсивно расти, через три месяца он получил 250 тыс. долл. «ангельских инвестиций». На эти деньги стартап нанял первых инженеров, которые начали работать над созданием мобильного приложения для iOS. С августа 2020 года по февраль 2021 года штат команды стартапа увеличился с трех до шестнадцати человек.
В июле 2021 года DressX подписал соглашение на 2 млн. долл. венчурных инвестиций. По словам Дарьи, после этого компания получила еще один раунд инвестиций, но их размер она не разглашает.
С учетом этого раунда предпринимательница оценивает капитализацию стартапа в 6-15 млн. долл.
Над чем работают сейчас
Благодаря щедрому финансированию стартап быстро развивается. В августе 2021 года DressX запустил приложение на iOS, которое предусматривает подписку: за 2,99 долл. на неделю пользователь имеет доступ к 35 виртуальным платьям и технологиям дополненной реальности.
Технология позволяет в режиме реального времени «одевать» на себя цифровые вещи и создавать видео для соцсетей. Доступ на месяц стоит 9,99 долл., в год – 99,99 долл. Вскоре в приложении появится тысяча моделей одежды, обещает Шаповалова.
Приложение для Android стартап планирует запустить в 2022 году. Одновременно в DressX разрабатывают функцию интернет-магазина, что позволит продавать виртуальную одежду в виде NFT. Эта технология основана на технологии блокчейна: владелец виртуальной одежды может подтверждать свои права собственности на него и перепродавать его.
«Фэшн — одна из индустрий, которые больше всего загрязняют планету. Мы всем инвесторам говорим, что наша главная цель – снизить производство лишних вещей. Такие вещи должны существовать только на видео и фото», – заключает Дарья.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.