Население Киева: оценка фактической численности и перспективы миграции

Статья посвящена формированию научно обоснованной оценки фактической численности населения Киева, основанной на результатах подобных оценок 2009-2011 гг. с учетом трансформации социально-экономического развития Украины в течение последнего десятилетия.

Также в статье разработан прогноз миграционного движения населения в городе к 2040 г. Актуальность исследования обусловлена наличием значительных контингентов незарегистрированного населения в столице, в соответствии официальные данные по численности населения Киева являются заниженными.

Новизной исследования является уточненная методика оценки фактической численности населения Киева и незарегистрированного населения, а также выявление перспективных тенденций течения миграции населения в столице Украины. Осуществлен анализ миграционной ситуации в городе, особое внимание уделено новому типу миграций населения — движению внутренне перемещенных лиц. На основе методичных подходов, разработанных в ходе исследования, оценена фактическая численность населения Киева.

Разработаны четыре метода определения фактической численности населения города, на основе результатов которых получена обобщенная оценка. Численность фактического населения Киева на начало 2018 г. оценена в 3361,6 тыс. человек, то есть численность зарегистрированного населения превышает 468,4 тыс. лиц или составляет почти 14% фактического населения. На основе комплексного анализа миграционных процессов осуществлено прогнозное оценивание будущей миграционной ситуации в городе.

Демографический прогноз Киева, в частности, прогноз миграции населения города, разработан в двух вариантах. Реалистичный вариант прогноза описывает наиболее вероятный сценарий развития, опираясь на особенности динамики компонентов естественного и механического движения населения и соответствующего достигнутого уровня показателей.

Оптимистичный вариант является вероятным в условиях быстрого обновления благоприятных тенденций социально-экономического развития и успешного осуществления мероприятий государственной демографической политики. Разработаны гипотезы прогноза миграции населения к 2040 г., изложены результаты расчета прогноза численности и половозрастной структуры населения на начало 2041 г. и прогнозного оценивания на период до начала 2061 г.

Ключевые слова: миграция, фактическое население, незарегистрированное население, прогнозирование миграций населения.

Постановка проблемы, актуальность. Проблема определения реальной численности населения г. Киева, как и других крупных городов мира, является достаточно сложной. Крупные города занимают особое место в теории урбанизации, поскольку отличаются от других типов поселений численностью и составом населения, функциями, инфраструктурными объектами и тому подобное.

Особенностью демографического развития таких городов является значительный приток мигрантов, часть которых не охвачена регистрацией в соответствии с национальным законодательством. Поэтому оценка численности населения крупного города является серьезной и актуальной методологической и практической проблемой, которая в мировой практике до сих пор не решена. Вследствие этого оценки численности населения некоторых городов мира могут различаться в разы.

Столица Украины город Киев является основным в стране центром притяжения мигрантов, как внутригосударственных, так и внешних. Это объясняется тем, что город является мощнейшим образовательным, культурным и научным центром Украины, одним из крупнейших ее промышленных центров.

В городе стабильно фиксируется превышение прибытия населения над выбытием, однако значительная часть миграционных перемещений не сопровождаются изменением места регистрации, следовательно, не охвачены государственным статистическим учетом. Вследствие этого сформировался многочисленный контингент лиц, которые фактически живут и работают в Киеве, но зарегистрированы в других регионах Украины.

Наличие значительных контингентов незарегистрированного населения обусловливает необходимость оценки его численности, поскольку сведения о фактическом количестве жителей города являются базой для определения потребностей в товарах и услугах, а также нагрузки на коммунальное хозяйство, транспортную и социальную инфраструктуру. Отсутствие таких сведений затрудняет формирование эффективной миграционной политики.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам миграции отечественные ученые уделяют немало внимания, в частности А. Иванкова-Стецюк (O. Ivankova-Stetsyuk), Е. Либанова (E. Libanova), О. Малиновская (O. Malynovska), О. Овчинникова, И. Прибиткова (I. Prybytkova), М. Романюк (M. Romanyuk), М. Шульга (M. Shulga).

Вопросы миграции населения в метрополийных городах Украины, в частности в Киеве, отражены в Национальном докладе, подготовленном специалистами ряда институтов НАН Украины в конце 2018 г. В то же время исследование миграции населения в крупных городах остается одним из наименее развитых направлений миграционных исследований в Украине. Даже, несмотря на то, что такие города являются основными центрами притяжения мигрантов.

Вопрос миграционного влияния на развитие крупных, в частности крупных городов является чрезвычайно актуальным, что подтверждается интересом к этой проблематике со стороны ведущих мировых экспертов и организаций. В 2015 году Международная организация по миграции подготовила специальный доклад, посвященный миграции в городах, а в подобную тему доклада, подготовленного 2018 г., был включен раздел, посвященный этой теме.

Однако проблемы оценки реальной численности населения крупных городов остались без внимания составителей докладов, все приведенные данные о численности городов базировались исключительно на официальных данных соответствующих стран.

Первая попытка оценить фактическую численность населения Киева произошла в конце 2007 г. при участии группы экспертов (ученых и представителей органов государственного управления), созданной при Институте социологии НАН Украины.

К сожалению, их результаты не были адекватно отражены в научных публикациях. Специалисты Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины с участием автора дважды на рубеже первого и второго десятилетий XXI в. осуществляли такие оценки, но сегодня они уже устарели.

В последние годы в научной литературе поднимается вопрос об оценке миграционных потоков и реальной численности населения городов с помощью т. н. больших данных (Big Data), в частности информации мобильных операторов, интернет-запросов и тому подобное.

Однако реализация таких намерений скорее возможна в отдаленной перспективе, на сегодня как международные эксперты, так и отечественные ученые, признают, что большие данные в ближайшем будущем не смогут составить конкуренцию традиционным методам исследования миграционных процессов.

Примером применения больших данных (наряду с другими методами) является оценка численности наличного населения Украины и регионов по состоянию на 1 декабря 2019 года. Уже после проведения исследования, представленного в данной статье, осуществлена разработка рабочей группой, созданной при Кабинете министров Украины – коллективом ученых, представителей органов государственной власти и неправительственных организаций, согласно которой в Киеве живет 3703,1 тыс. лиц.

Целью статьи является формирование научно-обоснованной оценки фактической численности населения Киева на основе результатов подобных оценок, проведенных в 2009-2011 гг., и с учетом трансформации социально-экономического развития Украины, которые состоялись в течение последнего десятилетия, а также разработки прогноза миграционного движения населения в городе.

Работа осуществлена в рамках НИР «Комплексный анализ социально-демографической ситуации в г. Киеве и обновление прогноза социально-демографического развития г. Киева до 2040 года и на отдаленную перспективу до 2060 года» Институтом демографии и социальных исследований (ИДСД) им. М. В. Птухи НАН Украины по заказу коммунальной организации исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) «Институт Генерального плана г. Киева» в 2019 г.

Новизной исследования является уточненная методика оценки фактической численности населения г. Киева и численности незарегистрированного населения, а также выявление перспективных тенденций течения миграций населения в столице Украины.

Методы исследования – абстрактно-логический, системный подход, метод комплексного использования информации из различных источников в ходе оценки фактической численности населения города; методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования для формирования гипотез развития миграционных процессов.

Изложение основного материала. В отличие от других регионов Украины, в Киеве уже много лет наблюдается стабильная тенденция к росту численности населения. Причем население растет не только благодаря превышению прибытия мигрантов над выбытием. Численность родившихся в городе также более высокая, чем количество умерших.

Такая ситуация объясняется не только и не столько сравнительно высокой рождаемостью и относительно низкой смертностью (по отечественным меркам), как достаточно молодой возрастной структурой населения, которая является следствием многолетнего притока молодежи в столицу Украины.

На сегодня по абсолютным масштабам и относительным коэффициентам миграционного прироста (речь в данном случае идет о зарегистрированной миграции) Киев занимает второе место среди регионов Украины, уступая лишь Киевской области, а до 2016 г. удерживал позиции лидера. При этом город имеет положительное сальдо как внешней, так и межрегиональной миграции.

Фактическое население. Киев является суммой двух составляющих: постоянного населения города (информацию о численности и состава которого ежегодно разрабатывают и предоставляют органы государственной статистики) и незарегистрированного населения – совокупности лиц, которые фактически живут в Киеве и работают на киевских предприятиях (или являются членами семей таких работников) и при этом не охвачены государственной статистикой.

Специалисты Института им. М.В. Птухи НАН Украины, как указано выше, дважды разрабатывали оценку фактической численности населения Киева и его половозрастной структуры. Первая такая оценка, полученная по состоянию на начало 2009 г., опиралась на данные государственной статистики, как по демографическим тенденциям, так и по другим аспектам социально-экономического развития.

А также результаты обследования иногородней рабочей силы на рынке труда Киева выполнены отделом миграционных исследований ИДСД им. М. В. Птухи НАН Украины в 2005 году. При этом было разработано четыре метода определения фактической численности населения города:

  1. Оценка на основе объемов реализации соли и норм ее потребления (для разных возрастных групп);
  1. Оценка на основе данных переписи населения в 2001 г. относительно количества маятниковых мигрантов в Киеве, соотношение между маятниковыми и собственно трудовыми мигрантами по данным обследования иногородней рабочей силы на рынке труда Киева (2005) и оценкой количества неработающих членов семей трудовых мигрантов;
  1. Оценка, которая учитывает изменения численности зарегистрированного населения, рассчитанная по второму методу, в период после переписи, на основе сведений о количестве работающих в Киеве (на крупных и средних предприятиях), которые проживают на территории других регионов;
  1. Оценка на базе сопоставления численности учащихся общеобразовательных учебных заведений, сведений о численности детей школьного возраста (6-17 лет) в составе постоянного населения города и уровня охвата данной возрастной группы школьным образованием.

По обобщенной оценке, основанной на совмещенных результатах применения указанных четырех методов, численность фактического населения Киева на начало 2009 г. была определена в 3144,3 тыс. человек, соответственно численность зарегистрированного населения составляла около 420 тыс. лиц.

С момента получения этой оценки не только прошло 10 лет, но и состоялся ряд социально-экономических трансформаций, которые делают фактически невозможным применение этой методики для оценки численности фактического населения города в современных условиях.

Уже в 2011 году во время второго оценивания исследователям пришлось отказаться от первых двух из вышеназванных методов, которые потеряли корректность в условиях финансово-экономического кризиса.

Второй метод опирался на гипотезу относительно формирования контингента незарегистрированного населения в начале XXI в. и стабилизацию в дальнейшем, тогда как в условиях кризиса уменьшились возможности хорошо оплачиваемой занятости в городе, что не могло не стимулировать часть иногородних лиц к возвращению в места предыдущего проживания.

Первый метод был изъят из-за изменения моделей потребления киевлян с началом мирового финансово-экономического кризиса: в частности, уменьшения частоты крупных закупок в магазинах и супермаркетах и повышения количества мелких покупок, в частности у физических лиц-предпринимателей (их оборот не учитывает государственная статистика).

На основе уточненной методики получена численность фактического населения Киева в 3149,3 и 3144,9 тыс. человек на начало 2010 и 2011 гг. соответственно, численность зарегистрированного населения составляла в эти даты 405,5 и 387,0 тыс. лиц.

Начиная с 2014 г. произошли кардинальные изменения в структуре незарегистрированного населения Киева: появилась новая категория внутренних мигрантов – внутренне перемещенные лица (ВПЛ). Этот особый миграционный контингент сформировался после утраты Крыма и начала боевых действий на Донбассе.

Учет ВПЛ осуществляли Министерство социальной политики Украины и Межведомственный координационный штаб Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (МКШ). Данные двух ведомств были разными: в сравнении с Минсоцполитики статистика МКШ показывала значительно меньшее количество ВПЛ в г. Киеве, поскольку охватывала только реальных ВПЛ.

В то же время, учет Минсоцполитики учитывает также лиц, которые фактически живут на неподконтрольной территории и периодически приезжают для получения пенсии или социальной помощи на контролируемые центральной властью территории («пенсионный туризм»). Впрочем, сейчас единственно возможным является использование данных Министерства социальной политики Украины, поскольку МКШ прекратил собирать информацию о ВПЛ в июне 2017 года.

По состоянию на конец декабря 2018 г., по данным Минсоцполитики, количество ВПЛ в Киеве составляло 173 тысячи или 11,5% от общего количества ВПЛ в Украине. По сравнению с данными за июнь 2015 г., количество ВПЛ в столице выросло почти вдвое. Однако, несмотря на учет контингента Минсоцполитики, эти лица не попадают в статистику Госстата и не учтены этой службой в расчетах численности и структуры населения.

Еще одна проблема оценивания численности населения столицы заключается в том, что на сегодня исчезли возможности применения третьего из разработанных в 2009 году методов. Поскольку форма ГСС № 6-ПВ (годовая) «Отчет о количестве работников, их качественном составе и профессиональном обучении» была отменена приказом Госстата Украины от 30.09.2015 № 260.

Соответственно с 2015 г. эту информацию не собирают. Но для получения новой оценки можно использовать данные по численности избирателей (включая лиц, которые сменили место голосования), регистрации ВНЛ в городе, сведений о численности ВПЛ, результаты исследований различных институтов.

Еще в процессе осуществления первого оценивания фактической численности населения Киева (2009) была определена нецелесообразность применения показателей потребления электроэнергии, воды, пассажирских перевозок и тому подобное.

Это связано с тем, что в условиях отсутствия специальных исследований по изменениям поведенческих стратегий различных категорий населения невозможно определить, насколько изменения инфраструктурных показателей обусловлены изменением количества потребителей соответствующих услуг и насколько – изменениями интенсивности пользования этими услугами.

Следовательно, оценка численности фактического населения Киева опирается на ряд методов. Первый основан на сопоставлении численности учащихся общеобразовательных учебных заведений по данным статистической отчетности (301,2 тыс. человек на начало 2018/2019 учебного года) и сведений о численности детей школьного возраста (6-17 лет) в составе постоянного населения города (332,4 тыс. лиц по состоянию на 01.01.2018).

Согласно данным переписи 2001 г., в общеобразовательных учебных заведениях обучалось 79,3% от общего количества детей в возрасте 6-17 лет. Беря за основу это соотношение, определяем количество детей школьного возраста в Киеве – это 379,8 тыс. лиц. Итак, в составе незарегистрированного населения насчитывается 47,4 тыс. детей в возрасте 6-17 лет. Учитывая их долю в структуре незарегистрированного населения, можно определить численность последнего в 412,5 тыс. человек, численность фактического населения – в 3305,7 тыс. лиц.

Второй метод основан на данных общего украинского социологического исследования «Система регистрации места проживания в Украине: ее влияние на реализацию прав и жизненных интересов человека», выполненного в рамках проекта «Свобода передвижения для каждого: реформа системы регистрации места проживания в Украине». Его реализовал Центр прав человека ZMINA в партнерстве с Аналитическим центром CEDOS, Украинским независимым центром политических исследований при финансовой поддержке Европейского Союза в сентябре 2018 г.

Согласно полученным данным, в Киеве проживали вне места своей регистрации 13% опрошенных взрослых лиц, в том числе 5% были зарегистрированы по другому адресу в пределах столицы и 8% – вне Киева. При этом исследование не охватило ВПЛ и иностранцев и лиц без гражданства. Учитывая объемы этих контингентов и долю иногородних среди опрошенных, численность фактического населения по второму методу оценки составляет 3349,2 тыс. человек, незарегистрированного – 456,0 тыс. лиц.

Третий метод учитывает количество лиц, которые изменили место голосования из других регионов Украины на Киев во время выборов президента Украины 2019 г. и долю правоспособного населения в его общей численности.

Очевидно результаты применения этого метода (численность незарегистрированного населения в 68,0 тыс. человек, фактического населения – в 2961,2 тыс. человек) являются явно заниженными по причине нежелания значительной части незарегистрированного населения участвовать в выборах, в частности из-за необходимости осуществления процедуры по изменению места голосования.

Наоборот, явно завышены результаты применения четвертого метода, который опирается на соотношение количества лиц, которые зарегистрировались ВНЛ в столице, и численности постоянных жителей Киева соответствующего возраста согласно данным государственной статистики (численность зарегистрированного населения по этому методу оценки составляет 1142,0 тыс. лиц, фактического населения – 4035,2 тыс. лиц).

Учитывая уровень надежности каждого из четырех методов, целесообразно определить первым двум весовые коэффициенты по 0,4, двум другим – по 0,1. На основе сделанных допущений получаем численность фактического населения Киева в 3361,6 тыс. человек, то есть численность зарегистрированного населения превышает 468,4 тыс. человек и составляет почти 14% фактического населения.

Прогноз демографического развития Киева к началу 2041 г. разработан в двух вариантах. Реалистичный вариант прогноза описывает наиболее вероятный сценарий развития, опираясь на особенности динамики компонентов естественного и механического движения населения и соответствующего достигнутого уровня показателей.

Оптимистичный вариант является вероятным в условиях быстрого обновления благоприятных тенденций социально-экономического развития и успешного осуществления мероприятий государственной демографической политики. Согласно обоим вариантам прогноза, в столице ожидается рост, как суммарного коэффициента рождаемости, так и средней продолжительности жизни мужчин и женщин (оптимистичный вариант предполагает более высокие темпы роста этих показателей).

Однако наибольшее влияние на динамику численности и половозрастной структуры населения в будущем будут оказывать миграционные процессы. Город Киев, как указано выше, имеет положительный миграционный баланс как в обмене населением с другими регионами Украины, так и в межгосударственной миграции. Оба варианта прогноза предполагают сохранение этой тенденции. Оптимистический вариант предполагает усиление миграционного притока, поскольку одним из его основ является опережающее развитие экономики столицы по сравнению с другими регионами.

Прогнозирование параметров миграционного движения населения осуществлено отдельно для межрегиональной и внешней миграции. Общее сальдо миграций населения Киева и каждой половозрастной группы рассчитано как сумма сальдо внешней миграции и сальдо межрегиональной миграции населения (соответствующей половозрастной группы).

Согласно реалистичному варианту прогноза, приток мигрантов из областей Украины в столицу в ближайшие годы стабилизируется, после чего начнет несколько усиливаться. Сальдо межрегиональных миграций будет постепенно расти и на конец периода достигнет значений, которые фиксировались на границе первого-второго десятилетий ХХІ века. Однако баланс внешней миграции ухудшится вследствие общего снижения привлекательности Украины для мигрантов.

Хотя число прибывших в столицу Украины из-за рубежа будет превышать объем обратного потока, величина этого превышения уменьшится к концу 2030-х годов вдвое (по сравнению с показателями 2017-2018 гг.). В конце прогнозного периода сальдо миграций населения Киева составит 11,3–11,4 тыс. человек в год, при этом более 4/5 общего миграционного прироста будет обеспечиваться за счет межрегиональной миграции.

В случае реализации оптимистичного варианта в прогнозе притоков населения в Киев из других регионов Украины, результат будет масштабнее. Величина положительного сальдо межрегиональных миграций к концу прогнозного периода возрастет на треть по сравнению с современным уровнем. Миграционный прирост в обмене населением с другими странами также будет постепенно увеличиваться, прежде всего, за счет роста прибытия мигрантов из стран, с замедлением темпов обратного потока.

Общее миграционное сальдо населения столицы достигнет в конце периода уровня 18,5 тыс. человек в год, причем почти треть миграционных достижений будет обеспечиваться за счет внешней миграции. Таким образом, Киев получит многочисленные контингенты молодого активного населения, что также окажет положительное влияние на развитие городской экономики.

По оптимистичному варианту прогноза численность населения Киева увеличится до конца прогнозного периода больше, чем на 350 тыс. человек. По этому варианту развития событий ожидается, что численность постоянных жителей столицы на начало 2041 г. составит 3262,3 тыс. человек (вместе с зарегистрированным населением – 3848,0 тыс. лиц).

На долгосрочную перспективу по вышеприведенному варианту прогноза численность населения Киева будет расти и на начало 2061 г. количество постоянных жителей составит 3476,9 тыс. человек (численность фактического населения составит около 4132,9 тыс. лиц).

Реалистичный вариант прогноза также предполагает увеличение численности населения Киева, однако, более медленными темпами, чем по оптимистичному варианту. Прогнозная численность постоянного населения Киева в начале 2041 г. составит 2993,3 тыс. лиц (фактического населения – 3561,2 тыс. лиц).

На долгосрочную перспективу по реалистическому сценарию прогноза численность населения Киева будет расти и на начало 2061 г. количество постоянных жителей составит 3023,7 тыс. человек (численность фактического населения – примерно 3649,7 тыс. лиц).

Выводы. В отличие от других регионов Украины, в столице государства, г. Киеве, продолжается рост численности населения. Кроме того, как свидетельствуют результаты исследования, численность населения, которое фактически проживает в Киеве, заметно превышает показатели постоянного населения, которые обнародовал Госстат Украины.

Рост численности жителей крупных городов за счет миграции содержит в себе как положительные моменты – поддержание на достаточном уровне трудовых ресурсов, стимулы и ресурсы для будущего экономического и социального развития и т. д., так и вызовы – нагрузка на инфраструктуру, обеспечение гармоничного сосуществования коренного и приезжего населения.

Оценка численности фактического населения Киева опирается на данные государственной статистики о численности постоянного и наличного населения города. А также на использовании современных методик демографического анализа с учетом показателей фактической численности учащихся в общеобразовательных школах, численности избирателей Киева на выборах президента Украины 2019 года, количества человек, которые зарегистрировались на сдачу ВНО в столице, на результатах социологических исследований других институтов и тому подобное.

Всего разработано четыре метода определения фактической численности населения города, на основе результатов которых и получена обобщенная оценка.

Численность фактического населения Киева на начало 2018 г. оценена в 3361,6 тыс. лиц. Реальное превышение фактического количества жителей над данными государственной статистики составляет почти 14%, значит, гипертрофированные оценки численности населения города, распространенные в массовом сознании, не подтверждены.

Численность зарегистрированного населения оказалась больше параметров оценивания, осуществленного авторским коллективом в 2009-2011 гг., однако при этом треть контингента составляют ВПЛ. Количество неофициальных экономических мигрантов (то есть незарегистрированного населения без учета ВПЛ) по сравнению с пределом первого-второго десятилетий ХХІ века уменьшилось из-за переориентации части внутригосударственных мигрантов на внешнюю трудовую миграцию вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в Украине с 2014 г.

Согласно расчетам по представленной методике, численность лиц, которые реально проживают в Киеве, оказалась примерно на 10% меньше результатов оценки рабочей группы при Кабинете министров Украины. Сейчас трудно точно определить, чем обусловлены такие различия, поскольку методология оценивания Кабмина представлена с недостаточным уровнем детализации (особенно по оценке на региональном уровне).

Разные датировки оценок объясняет лишь около 1/12 от общей разницы. Численность постоянного населения Киева за период с 01.01.2018 до 01.12.2019 г. выросла, по данным Госстата, на 31,8 тыс. лиц. Согласно обнародованной рабочей группой при Кабмине информации, отклонение оценок численности имеющегося населения на общегосударственном уровне по трем методам не превышает ±2,86% от определенной величины. Логичным является предположение, что на уровне регионов такие отклонения должны быть большими.

В ближайшие десятилетия, согласно обоим вариантам прогноза, в Киеве ожидается рост численности как постоянного, так и фактического населения (по оптимистическому варианту развития событий темпы этого роста будут выше).

Представленный прогноз разработан в середине 2019 г., то есть задолго до начала эпидемии COVID-19, поэтому изменения, вызванные ней, в прогнозе не могли быть учтены. Если последствия эпидемии (в том числе экономические) будут преодолены достаточно быстро, они могут повлиять на промежуточные результаты прогноза, но вряд ли скажутся на конечных результатах.

Наоборот, если вызванный эпидемией кризис приобретет затяжной характер, ожидаемое течение демографических процессов может резко измениться. В любом случае, в будущем представляется целесообразной корректировка прогноза после получения полной информации по показателям демографического развития Киева в 2020 г.

Автор: А.В. Позняк, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, е-mail: olex_poznyak@ukr.net, ORCID 0000-0002-1323-3896

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий