01.06.2020 – Директор брюссельского офиса «Украинской ассоциации бизнеса и торговли» (УАБТ) Назар Бобицкий в эксклюзивном интервью для AgroPolit.com рассказал о работе над улучшением экспортной стратегии Украины, аграрных перспективах украинского бизнеса и нюансах относительно условий Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
«Украинская ассоциация бизнеса и торговли» (УАБТ) – достаточно молодая организация. Что стало первоочередной причиной ее создания, когда она была основана и чем конкретно отличается от других ассоциаций, которые также занимаются экспортными вопросами?
Действительно, наш союз достаточно молод. Как юридическое лицо ассоциация была создана, согласно украинскому законодательству, в конце 2019 года, а также в январе 2020 года был основан офис УАБТ в Брюсселе. Учредителями ассоциации стал ряд крупных украинских экспортеров из агробизнеса, а также некоторые аналитические организации, которые работают в сфере инвестиций и торговли. Подробная информация об учредителях есть на нашем сайте.
Замечу, что мы не позиционируем себя как очередную организацию или ассоциацию, которая занимается общими вопросами украинского экспорта. Наша миссия – восполнить пробел в экспертном диалоге между Украиной и Евросоюзом, который существует еще со времен начала работы углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВ ЗСТ) между Украиной и ЕС.
Напомню, что объемы украинского экспорта в ЕС составляют почти 38 % ($23,9 млрд.) от общего экспортного показателя ($63,7 млрд.), а мы до сих пор не имеем в ЕС представительства, которое бы доносило голос украинского бизнеса к институтам, которые устанавливают правила игры на этом рынке. Поэтому мы работаем над тем, чтобы офис УАБТ в Брюсселе был «европейским» офисом украинского бизнеса.
Несколько организаций, такие, как Торгово-промышленная палата Украины, Федерация работодателей, «Украинский союз промышленников и предпринимателей» (УСПП), очень много работают над тем, чтобы достойным образом выполнять такие функции. Мы, в свою очередь, хотим усилить это направление.
Стоит помнить, что основными рынками сбыта украинской продукции остаются три региона: страны Европейского Союза, Азии и Африки. На них приходится более 90% стоимости украинского экспорта сельхозпродукции. Также потенциально привлекательными направлениями для украинской продукции являются страны Северной Америки и Персидского залива. Поэтому торговые представители должны быть минимум в 5 ключевых торговых точках мира: в Европе, на Ближнем Востоке, в странах Азии (с отдельным направлением в Китай), Африке, США.
Наше главное отличие от профильных экспортных ассоциаций – мы не конкуренты, а партнеры. Каждой из украинских бизнес-ассоциаций, что интересуются экспортом и рынком ЕС, мы предлагаем партнерство. И готовы дополнить их нашими возможностями и нашим присутствием в Брюсселе.
Украинским экспортерам очень важно понимать, что происходит сейчас на рынках, и чего стоит ожидать завтра, например, по линии стандартов и правил торговли на рынке стран ЕС. Компании вынуждены обращаться за помощью в профильные учреждения, министерства, дипломатические представительства. Мы хотим стать теми, к кому они могут обратиться.
Сколько членов входит в состав вашей ассоциации, и кого вы будете рады видеть среди участников организации в будущем?
У нас достаточно специфический формат работы с потенциальными участниками нашей организации и партнерами, который отличает нас от классических бизнес-ассоциаций. Преимущественно мы работаем на основе целевых спецпроектов для компаний или отраслевых ассоциаций, которые не входят в число учредителей УАБТ.
Как я уже говорил, наша задача – помогать экспортерам. Мы формируем для наших партнеров пакет услуг, который способен удовлетворить их запросы.
Среди наших партнеров есть компании, которые экспортируют не только сырье, но и продукцию с высокой добавленной стоимостью. Их пропорциональность составляет примерно 50/50.
Также мы поставили для себя задачу – выйти за пределы агросектора и приобрести универсальный характер. Сейчас мы активно работаем с компаниями, которые не принадлежат к аграрной или пищевой промышленности, но заинтересованы в работе на рынке ЕС.
Правда, карантин немного скорректировал наши планы и замедлил реализацию замыслов, поэтому контакты сегодня происходят менее интенсивно. Но мы рассчитываем, что ситуация вскоре выровняется.
Стоит отметить, что последние 3 месяца такие встречи проходят неофициально, преимущественно онлайн, поэтому информация о партнерстве будет обнародоваться после того, как в компании определятся с формализацией сотрудничества с нами.
Как вы оцениваете экспортную стратегию Украины, и какой, по вашему мнению, она должна быть?
К сожалению, очень часто нашей первой реакцией, когда стратегия не работает, является то, что ее нужно менять. Но, по моему мнению, экспортная стратегия, которую разработало предыдущее руководство Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) – это очень хороший фундамент и хороший визир будущего развития экспортно-ориентированных секторов экономики.
Над ее разработкой достаточно фундаментально в свое время поработала команда заместителя министра экономического развития и торговли Натальи Микольской. Там были основательно прописаны пункты по секторальному развитию отдельных направлений торговли.
Насколько мне известно, аналитическая часть стратегии базируется на научных разработках, которые проводились независимыми экспертами при поддержке международных донорских организаций.
Стоит отметить, что любой план редко выдерживает столкновения с реалиями и экспортная стратегия, утвержденная несколько лет назад, – не исключение. Я считаю, нужно работать дальше. Нужно смотреть, где эту стратегию нужно корректировать на основе обратной связи от экспортеров. Следует индивидуально работать с развитием ключевых экспортных секторов украинской экономики.
И самое главное, необходимо подводить под эту стратегию инструментальную базу. Это, например, экспортно-кредитное агентство. Сейчас мы четко видим, где оно не работает. И, нужно отдать должное, действующий торговый представитель Украины Тарас Качка четко видит эти вызовы.
Нам нужно приложить усилия и все-таки запустить на уровне государства институт торговых атташе. Этот институт должен стать точкой взаимодействия на оперативном уровне между Министерством иностранных дел, Минэкономики и отраслевыми министерствами, а также экспортерами.
Как вы считаете, сколько времени нужно для создания такого института, сколько времени у нас есть и что конкретно нужно сделать, чтобы эта институция нормально заработала?
Стоит понимать, что для создания такой структуры нужно время, минимум нездорового шума вокруг этого вопроса, хотя, конечно, контроль над работой со стороны общественности все же нужен.
Так же нужен конструктивный межведомственный диалог, с целью разграничения компетенции, оптимального распределения источников бюджетного финансирования, учитывая современную сложную бюджетную ситуацию. Чтобы бюджеты министерств не пострадали и никто не чувствовал себя обиженным и, самое главное, трезвый и конструктивный взгляд на опыт и интересы других стран, где такой институт уже работает, например, в Нидерландах, Канаде.
Главный залог успешности в развитии такого института в Украине – это политическая воля, качественная межведомственная координация и кропотливая работа над нормативной базой, над финансированием и подбором кадров. Кадры должны тщательно подбираться из специалистов, которые знают нюансы работы правительства и то, как работают различные ведомства, а также из тех, кто знает толк в работе и потребностях бизнеса. Поэтому этот вопрос должен четко и недвусмысленно стать одним из приоритетов программы деятельности правительства.
В 2021 году Украина и ЕС должны пересмотреть параметры углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли (УВ ЗСТ) в рамках Соглашения об ассоциации. Как вы считаете, на каких пунктах этого процесса должны сосредоточиться представители Украины, когда речь идет об АПК?
Стоит помнить, что Соглашение обязывает стороны провести консультации с целью рассмотрения целесообразности пересмотра УВ ЗСТ, однако не накладывает на них обязательства осуществить такой пересмотр. Поэтому надо также учитывать сценарий, когда Европейский Союз во время консультаций может заявить, что пересмотр пока не имеет оснований.
В свою очередь, мы должны искать, чем можем заинтересовать Брюссель, чтобы в 2021 году ЕС согласился пойти на основательный пересмотр торговых частей соглашения.
Например, пересмотреть тарифные условия или объем беспошлинных тарифных квот. Или же мы можем предложить креативный, более широкий пересмотр условий и коснуться регуляторной части, где говорится про аппроксимацию Украиной экономического законодательства ЕС, что позволит устранить нетарифные барьеры, например, для промышленных товаров и пищевой отрасли, пересмотр стандартов, торговли услугами и тому подобное.
Значит, мы должны заинтересовать ЕС чем-то таким, чтобы они согласились принять положительное внутреннее решение. Следует помнить, что ЕС – объединение стран с достаточно разнообразными экономическими интересами. Можем предложить, например, интересный для них пересмотр квот на импорт в Украину? Масштабы нашего рынка вряд ли могут серьезно заинтересовать европейских экспортеров. Поэтому, по моему мнению, должны предлагать какие-то асимметричные поощрения, ради которых мы готовы просить пересмотра тех параметров, которые важны для нас.
Мы должны интересоваться, что сейчас является приоритетным для экономического развития ЕС, его торговой политики, и пытаться найти какие-то точки соприкосновения.
Такой точкой соприкосновения может быть проблематика климатических изменений. Европейское законодательство в этой сфере формулирует соответствующие требования к европейской промышленности и агросектору. Выполнение этих требований повлечет за собой значительные расходы европейского промышленного комплекса, поэтому ЕС очень хочет, чтобы определенных экологических стандартов придерживались и торговые партнеры в других странах, иначе европейские производители станут неконкурентоспособными.
Европейский Союз также активно ищет союзников, чтобы спасти Парижское климатическое соглашение. Возможно, мы сможем здесь что-то предложить. Это должен быть точечный стратегический подход.
Другой пример – это гармонизация правил в сфере цифровой экономики. Брюссель сейчас делает ставку на формирование единого цифрового рынка ЕС (ЕЦР), где он надеется достойно конкурировать с Китаем и США. Поэтому готовится целый пакет европейского законодательства в сфере ЕЦР. Мы могли бы предложить внедрение некоторых из этих норм и стандартов.
Таким образом, наш рынок станет интересным для европейских технологических компаний, а также откроет европейский рынок для наших. Это то, что мы можем активно предлагать Европе в обмен на какие-то вещи, которые нужны нашим производителям.
Мне кажется, что это наиболее реалистичный вариант создания благоприятных условий для модернизации условий зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Три последствия ЗСТ с ЕС для Украины
Какой экономический эффект для агросектора дала ЗСТ с ЕС за 5 лет действия соглашения?
Во-первых, это прямой эффект от либерализации торговли, связанный со снижением пошлин в рамках действия ЗСТ и появлением новых беспошлинных тарифных квот. До 2014 года – года подписания соглашения и его одностороннего исполнения ЕС относительно автономных преференций, эти возможности были недоступны. Можно предположить, что наибольший экономический эффект ощутили те товарные позиции, по которым Украина быстрее всего выбирает тарифные квоты: это зерновые, соки, сахар, обработанные томаты, мясо птицы и другие.
Стоит отметить, по данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, Украина в 2019 году обеспечила $63,7 млрд. поступлений валютной выручки от экспортной продукции, что на 5,8 % больше, чем за аналогичный период 2018 года. Это однозначно положительный результат действия УВ ЗСТ.
Среди товаров АПК, экспорт которых вырос в течение 2019 года, первое место занимает кукуруза (+$3,4 млрд.); далее идет пшеница (+$1,3 млрд.), семена рапса (+$543 млн.); соевые бобы (+$670 млн.); жмых (+$287 млн.); масло (+$321 млн.).
Второе достижение – это нетарифное регулирование. Яркий пример – Госпродпотребслужба, которая приложила титанические усилия, чтобы обеспечить достижения в соответствии требованиям европейских санитарных и фитосанитарных стандартов и получить доступ к европейскому рынку, куда поставляется наша молочная продукция, яйца, курятина, аквакультуры, мед и другие товары.
И третье, косвенное достижение – украинские аграрии и производители пищевой продукции с правом экспорта на рынок ЕС одновременно получили доступ к рынкам других стран, к странам Балканского полуострова, Ближнего Востока, Африки. Соответствие украинских товаров нормам ЕС становится для многих третьих стран своеобразным знаком качества.
Входит ли в сферу вашей ассоциации поддержка экспортных возможностей малого и среднего бизнеса?
Вряд ли кто-то будет отрицать, что ключевым моментом поддержки украинского экспортера и лучшим стимулом поддержки малого и среднего бизнеса является налаживание стабильных, прозрачных и справедливых условий деятельности в Украине. Это должен быть адекватный таможенный режим для экспорта, прозрачное стабильное налогообложение, чтобы производители имели возможность планировать наперед свою деятельность. Тогда у них появится шанс выйти за пределы сырьевого сектора и получать большие доходы от экспорта продукции с добавленной стоимостью.
В свою очередь мы планируем поддерживать наших производителей с помощью инструментов В2В, и будем помогать им, продвигать собственную продукцию на рынки стран ЕС. Мы планируем распространять специализированную практическую информацию относительно правил и требований на рынках ЕС для тех или других категорий продуктов.
Также будем проводить миссии заинтересованных предприятий в Брюссель и европейские страны, и помогать предпринимателям, находить прямые выходы на потенциальных контрагентов.
Как вы считаете, какое место в экспортной политике Украины должны занимать малые и средние производители и кто должен позаботиться об их будущем? Должно ли государство создавать условия для их кооперации?
Сегодня мы видим, что бизнес собственными силами решает все вопросы, хотя доля малого и среднего бизнеса определена в стратегии развития государства как приоритетная. Обязанность государства – это, прежде всего, создание прозрачных, адекватных стартовых условий на собственном рынке, чтобы наши экспортеры имели надежный «тыл», выходя на внешние рынки.
Также мы уже говорили о создании таких вспомогательных инструментов, как институт торговых атташе при наших заграничных дипломатических учреждениях, запуск экспортного кредитного агентства.
Что касается кооперации, мне кажется, что поддержка международной деятельности отраслевых бизнес-ассоциаций со стороны государства – это как раз один из тех инструментов помощи, которые может предложить государство малым и средним предпринимателям, а они уже решат, как ими пользоваться.
Наша ассоциация также может помочь в этом вопросе. УАБТ имеет контакты с европейскими отраслевыми бизнес-ассоциациями, которые представляют потребителей украинского экспорта, и они открыты к сотрудничеству. Это направление нужно разрабатывать, нужно искать соприкасающиеся сферы общих интересов, как в части регуляторной поддержки наших производителей, так и в поиске контрагентов для развития бизнеса.
Автор: Виталий Хворостян
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.