Не сгореть в пламени дракона. Как наладить выгодное торгово-экономическое сотрудничество с Китаем

Деньги не пахнут. Эту фразу часто употребляют хваткие люди, особенно как оправдание сомнительных сделок. С одной стороны, они правы: деньги и мораль – принципиально разные плоскости, пересечение которых найти крайне трудно.

С другой стороны – такие люди и их сделки регулярно попадают под шквал общественной критики, из чего следует, что есть определенные одинаковые для всех красные линии, пересекать которые в поисках прибыли недопустимо. Это справедливо на индивидуальном уровне. А как насчет межгосударственных соглашений?

К слову, на профильном портале СтатИмЭкс StatImEx.Ru доступна детализированная статистика ВЭД онлайн и официальные статистические данные по внешней торговле России, включая таможенную статистику, характеризующую внешнеэкономические связи между Россией и Китаем, Россией и Украиной и др.

Пандемия коронавируса COVID-19 словно проколола западное колесо автомобиля глобальной торговли и экономики: евроатлантические экономические системы подверглись тяжелому удару, от которого нелегко оправиться. Машина наклонилась, и весь ее экипаж потянулся в другую сторону, чтобы на всех парах не выпасть из окна.

Азиатские страны справляются с пандемией значительно эффективнее, их экономики находятся в хорошей форме, что предопределяет переформатирование глобальных торговых потоков в их направлении. Украина это четко чувствует. Если за последние несколько лет основным направлением нашего экспорта была Европа, то сейчас им стала Азия, прежде всего, Китай, вывоз товаров которому за первое полугодие 2020 года вырос на 92,7%.

Возможно, такая тенденция и пройдет. Но, как говорят в народе, что нет ничего более постоянного, чем временное. Возникает вопрос, может ли Украина получить от этого еще какую-то выгоду, кроме улучшения внешнеторговой статистики?

За последние несколько месяцев в государственном управлении Украины произошел ряд изменений, которые указывают на то, что государство стремится действовать в парадигме дирижизма и осуществлять политику экономического национализма.

Мы еще точно не знаем, что вызывает эти изменения: стремление вывести страну на траекторию развития, попиариться с помощью умных слов или качественно прикрыть злодеяния новой волны коррупционеров в органах власти (уже есть четкие сигналы, подтверждающие каждую из трех гипотез, но третью больше всего).

Однако раз уж государство пошло по этому пути, то в своей лучшей версии оно предусматривает налаживание эффективных внешнеэкономических отношений, основанных на национальных интересах.

Если мерить интерес Украины пропорционально объему внешней торговли, прежде всего экспорта с каждой страной, то Китай сейчас вне конкуренции, а учитывая перспективы развития его экономики – и подавно. Следовательно, мы должны развивать торговые отношения с КНР, налаживать их так, чтобы наша страна получила от них максимальную выгоду. Как это сделать, и какие есть подводные камни?

Прежде всего, следует заметить, что Китай выстраивает собственную экономическую систему по принципу самодостаточности, то есть пытается самостоятельно производить все необходимое. Поэтому поговаривают, что в деловых переговорах с внешними партнерами китайские бизнесмены часто повторяют, что мол, мы ничего не покупаем, а только продаем (кстати, тут у китайцев можно поучиться, как бизнес умеет выдерживать генеральную линию государственной политики).

Вот доказательство. Есть такая финансово-промышленная группа «Финансы и кредит», владелец которой – Константин Жеваго. Главный ее актив – компания Ferrexpo, третий в мире экспортер железорудных окатышей. Также к ней относится автопроизводитель «АвтоКрАЗ», ряд производителей комплектующих к этим грузовикам и другие промышленные активы.

Группа «Финансы и кредит» известна очень сильным маркетинговым подразделением, которое умеет продать продукцию компаний группы в самые отдаленные уголки планеты. Поэтому каждый год группа имеет продажи почти на всех континентах. В Китае группа присутствует уже много лет (в прошлом году на эту страну приходилось 24% экспорта Ferrexpo), имеет свое представительство (возможно, и не одно), но в то же время не может продать ни одного автомобиля. Если бы был малейший шанс для такой сделки, группа Жеваго им обязательно воспользовалась бы.

До недавнего времени КНР имела человеческий ресурс, чтобы развивать самодостаточную экономику. Государство просто вытягивало миллионы крестьян из бедноты и переводило на работу в промышленность и сферу услуг в города, привлекая их значительным скачком в уровне их жизни. Поэтому на протяжении десятков лет занятость в Китае росла на несколько миллионов человек в год.

Но похоже на то, что эта тенденция иссякла. Количество занятых достигло пика в 2017 году на уровне 776,4 млн. человек (это около до среднестатистического уровня в мире в пропорции к количеству населения 1,4 млрд. человек) и с тех пор снижается, потеряв за два года почти 1,7 млн. занятых. Это означает, что китайская экономика переходит из фазы экстенсивного развития в фазу интенсивного.

Это новый, мощный тренд, особенностью которого является, во-первых, невозможность быстро нарастить производство любой продукции из-за ограниченности рабочей силы, а во-вторых, переориентация с неэффективных, не экологичных, нерентабельных производств на продукцию высших укладов экономики.

На этом этапе будут появляться узкие места в предложении товаров с (большей, но небольшой) добавленной стоимостью, поэтому Китай может начать импортировать. Доказательством этого тезиса являются показатели экспорта украинской металлургии в КНР.

Лет 15-20 назад Китай был традиционным рынком для украинских металлургов. Однако затем китайцы понастроили металлургических заводов, отказались от нашей продукции и даже вытеснили ее с многих внешних рынков. Но несколько лет назад КНР объявила курс на более эффективную металлургию, задекларировав намерение закрыть старейшие сталеплавильные заводы, и теперь, наконец дошла до реализации этих планов.

Как следствие, в первом полугодии 2020 года Украина экспортировала в Китай черных металлов (преимущественно чугуна) на $200 млн. Это существенная сумма ввиду того, что еще три года назад за этой товарной группой был почти ноль. Следовательно, не все так бесперспективно, как может казаться на первый взгляд. Просто Украина должна на регулярной основе мониторить возникающие возможности на китайском рынке. И пытаться их правильно использовать.

При более тесном сотрудничестве с китайцами будут возникать соблазны предать национальный интерес. Нечто похожее произошло во время Януковича. В 2012 году Государственная продовольственная зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) взяла у китайского Экспортно-импортного банка кредит на $1,5 млрд. главным условием которого была ежегодная поставка 4-6 млн. тонн зерна в Китай.

Деньги мы взяли. Хотя не все, было заявлено $3 млрд. из которых выбрали лишь половину как первый транш, но на протяжении нескольких лет не выполняли своих обязательств. Когда после Революции достоинства Генпрокуратура начала расследовать деятельность старого руководства ГПЗКУ, то оказалось, что корпорации был нанесен ущерб на десятки миллионов гривен и, возможно, Китай подкупил ее бывших высокопоставленных чиновников.

Новое руководство попыталось преодолеть коррупцию в компании и в 2016 году даже показало приличный результат: 1,1 млрд. грн. операционной прибыли. Но за следующие два года этот показатель был на два порядка меньше, то есть почти нулевым, а в 2019 году, после увольнения теперь уже бывшего руководства ГПЗКУ зафиксировала операционный убыток в размере 2,9 млрд. грн.

Источники «Тиждня» в компании говорят, что туда снова вернулись «схематозники», которые только ищут возможности, чтобы как можно больше урвать. Принимая во внимание то, что на конец 2018 года собственный капитал ГПЗКУ составлял — 8,1 млрд. грн., вернуть китайский кредит становится невозможно.

При таких условиях компания уверенно идет к банкротству, в случае которого выплачивать $1,5 млрд. Экспортно-импортном банку Китая будет украинское государство за средства налогоплательщиков. Вот худшая реализация «экономического национализма», которую только можно придумать.

Если мы уже решили идти по пути экономического национализма и наладить выгодную торговлю с Китаем, то сначала надо решить внутренние проблемы, чтобы иметь твердую позицию наружу. Иначе будут провалы.

В отношениях с Китаем есть и неоднозначные моменты. Например, как с продажей компании «Мотор Сичи» китайским Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Xinwei Technology Group. Здесь есть очень много факторов.

Во-первых, против соглашения выступают американцы. Кроме того, что они наши геополитические союзники, финансово, дипломатически и организационно помогают Украине, они организовали поставку комплектующих на ГП «Антонов», благодаря которым Украина недавно впервые составила планер самолета АН-178 без российских деталей.

Во-вторых, к началу конфликта на Донбассе «Мотор Сичи» имела два базовых рынка для своих двигателей – Россию и Китай. После потери Крыма рынок РФ отпал, остался единственный: в прошлом году экспорт в КНР по товарной группе «двигатели турбореактивные, турбовинтовые и другие газовые турбины» составил $141 млн. или 45% от всего вывоза по этой группе.

Без китайского рынка на «Мотор Сичи» ждут крайне тяжелые времена, а если компанию не продать китайцам, то рано или поздно они все равно научатся производить двигатели самостоятельно и откажутся от украинской продукции.

В-третьих, почти все патенты и конструкторские разработки, по которым «Мотор Сичи» производит двигатели, принадлежат конструкторскому бюро ГП «Ивченко-Прогресс». Об этом говорил президент компании Вячеслав Богуслаев.

Значит, даже в случае продажи «Мотор Сичи» китайцам наше государство все равно будет иметь право вето на их потенциальные решения использовать украинские авиадвигатели, хотя всем известно, как быстро китайцы учатся копировать. В-четвертых, сейчас в Европе считается правилом хорошего тона ограничивать наплыв китайских инвестиций, в том числе в стратегические отрасли и инфраструктуру.

В Украине такое решение может быть лакмусовой бумажкой, которая измерит истинную глубину нашей готовности к евроинтеграции. И вот все эти кое-где противоположные факторы следует учитывать, вывести суммарный вектор национального интереса и в соответствии с ним выстраивать государственную политику, обеспечивая командную игру многих органов власти вместе с бизнесом и дипломатией.

Пока что Украина демонстрирует лишь хаотичные движения в этом направлении, например, промедление АМКУ с принятием решения о сделке или заморозке акций «Мотор Сичи» Службой безопасности Украины. Но это хаос, а не системный экономический национализм.

Украина имеет, что предложить Китаю и должна на этом играть. В некоторых случаях нам нужно прилагать усилия и, так сказать, выполнять домашнее задание, как в случае с борьбой за новый «Шелковый путь» (ту борьбу мы проиграли, потому что были неготовыми).

Но в некоторых случаях подготовки не требуется. Например, ничто не мешает нам наращивать экспорт зерна в КНР, делать китайцев зависимыми от нас в этом сегменте и после говорить с ними с позиции силы. Надо только научиться выполнять обязательства и не допускать провалов не внутри, не снаружи. А это нулевая стадия дирижизма и экономического национализма, которую, к сожалению, Украина еще не прошла.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий