Украинская аграрная политика и продвижение торговых интересов на международном уровне ощутимо хромают. Ярким примером является то, что правительство рискует провалить пересмотр соглашения с ЕС – вторым крупнейшим торговым партнером Украины.
Имея год на пересмотр соглашения о ЗСТ, Кабмин начинает делать первые шаги по решению задачи только сейчас. Чем они занимались все восемь месяцев до этих пор, и какой результат ожидают достичь за последующие четыре месяца – вопрос без ответа.
Такие достижения мы видим и в развитии остальных важных международных рынков. AgroPolit.com проанализировал показатели стратегических аграрных рынков Украины и определил, что именно не сделано для наращивания экспорта в Китай, ЕС, Индию, США, Израиль и другие страны.
Торговая статистика: срез экспорта и импорта
По данным Государственной службы статистики Украины, экспорт агропродовольственной продукции в январе-июне 2020 года остался почти на уровне прошлогодних показателей за соответствующий период и составил $10,2 млрд.
Больше всего товаров за первые 4 месяца 2020 года Украина экспортировала в Китай (почти на $1,79 млрд., на 95% больше, чем за январь-апрель 2019 года).
Да и вообще, в I полугодии 2020 года Украина смогла увеличить объемы экспорта продуктов питания только в страны Азии. Об этом сообщил член-корреспондент НААН Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Николай Пугачев.
Такая ситуация является следствием негативного влияния от введения карантинных ограничений, связанных с пандемией коронавируса COVID-19, который, хоть и не сразу, сказался на отечественном аграрном экспорте, как пояснил эксперт. Если в I квартале 2020 года его сумма на 6-8% превышала показатель января-марта 2019 года, то по итогам 6 месяцев этого года рост составил лишь 1%.
Итоговые показатели внешней торговли 2020 года будут зависеть от того, насколько быстро восстановится деловая активность в Украине и в наших основных странах-партнерах, отметил Николай Пугачев.
По расчетам ученых Института аграрной экономики, доля экспорта агропродовольственной продукции в общем экспорте Украины по результатам шести месяцев 2020 года превышает 45%.
Основными рынками сбыта отечественной агропродукции остаются четыре региона: страны Азии, Африки, Европейского Союза и СНГ. В I полугодии 2020 году их суммарная доля составляла более 97% стоимости украинского экспорта сельхозпродукции, отметил ученый.
По его словам, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 только Азия смогла нарастить объемы зарубежных поставок отечественных продуктов питания. Это произошло на фоне того, что с начала года порты Китая, основного для Украины рынка сбыта, работали с перебоями, а после прохождения критического периода пандемии некоторое время еще были перегруженными.
«Позицию основного импортера отечественной агропродукции уже несколько лет подряд удерживают азиатские страны. За I полугодие 2020 года они закупили украинского продовольствия на более чем $4,9 млрд., превысив прошлогодний показатель на 14,5%, отметил ученый. Доля Азии за этот период составила 47,4% от общего экспорта аграрной продукции», – говорится в сообщении.
В течение трех последних лет на страны-члены Европейского Союза приходилось около трети отечественного экспорта сельхозпродукции. В этом году в значительной степени доля европейских стран в зарубежных поставках агропродукции из Украины уменьшилась до 28,7%, вследствие введения карантинных ограничений, связанных с COVID-19. За январь-июнь 2020 года в ЕС закупили украинского продовольствия почти на $3 млрд., тогда как в прошлом году за тот же период поставки в этот регион составляли на $3,4 млрд.
Объемы экспорта в страны Африки остались почти на уровне соответствующего периода прошлого года, то есть около $1,6 млрд. Доля этого региона составляет 15,2% от общего экспорта аграрной продукции из Украины.
В то же время после незначительного оживления экспорта отечественной сельхозпродукции в страны СНГ, которое произошло в 2017 и 2018 годах, наблюдается нисходящая тенденция. Страны этого региона за январь-июнь 2020 года импортировали украинского продовольствия на $0,6 млрд., или, иначе говоря, 6% от общего экспорта аграрной продукции.
По результатам I полугодия 2020 года рейтинг стран – импортеров отечественной агропродукции возглавляет Китай, который против января-июня 2019 года увеличил объемы закупок украинского продовольствия более чем в полтора раза (+52,8 %) – до $1410 млн.
Второе место удерживает Египет, который приобрел отечественных продуктов на $789 млн.
Индия, которая до 2019 года традиционно лидировала в топ-10, второй год подряд занимает третье место в рейтинге. По результатам шести месяцев 2020 года, она импортировала из Украины сельхозпродукции на $743 млн.
Значительную торговую выручку украинские экспортеры получили также из Нидерландов ($709 млн.), Испании ($583 млн.), Турции ($545 млн.), Польши ($357 млн.), Италии ($302 млн.), Беларуси ($250 млн.).
В топ-10 рейтинга стран – импортеров отечественной агропродукции впервые попал Ирак, вытеснив с верхней части списка Германию. Объемы поставок сельхозпродукции из Украины в эту азиатскую страну достигли отметки в $272 млн.
Суммарно названные 10 стран обеспечили Украине около 58% доходов от зарубежных поставок продукции агропромышленного комплекса в I полугодии 2020 года.
Определяющими товарами для украинского экспорта остались зерновые, масло и масличные культуры, остатки и отходы, а также мясо и субпродукты. Вместе они обеспечили более 85% выручки от продажи отечественного аграрного продовольствия на рынках стран мира.
«Наибольшие изменения в структуре аграрного экспорта Украины касаются масличных культур. В I полугодии 2020 года зарубежные поставки этого вида сельхозпродукции уменьшились по сравнению с январем-июнем 2019 году почти вдвое в натуральном и стоимостном выражении», – подытожил Николай Пугачев.
Стоит отметить, что коронавирусные угрозы обошли стороной сырьевую часть украинского экспорта, и ударили по другой продукции.
«Есть положительные моменты и отрицательные. Среди положительных моментов в торговых показателях первой половины 2020 года можно отметить динамику продаж масложировой продукции. Многие компании, законтрактованные даже в отношении урожая на 2021 год. Они уже продают урожай следующего маркетингового года. Также есть положительная тенденция в восстановлении спроса на украинскую молочную продукцию, особенно в арабских странах.
Если же говорить не о сырьевой продукции, а товарах с большей маркетинговой составляющей, а, например, о кондитерских изделиях, то там ситуация, к сожалению, хуже. Ключевая причина — ограничения из-за вспышки коронавируса.
Продажи украинских экспортеров упали в среднем на 30 %, а худшее – были нарушены цепочки поставок, поэтому постоянные клиенты, которые брали украинскую продукцию, во многих случаях прекратили ее покупать, хотя и ожидают восстановления прежних контактов», – прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию директор Совета по вопросам экспорта продовольствия (UFEB) Богдан Шаповал.
По мнению председателя совета ОО «Бизнес-Варта», экс-нардепа и аграрного трейдера Ивана Мирошниченко, сегодня экономическая и политическая политика Украины будто флюгер, потому что мы не понимаем, куда точно надо идти, а куда – нет.
«Зеленскому следует посоветоваться и принять соответствующие решения с умными людьми, каким образом профессионально развести торговые интересы и конфликты между США, ЕС, Китаем, Россией, и после проведенной дипломатической, межправительственной работы показать публично эти направления. Например, у Китая можно взять $20-30 млрд. кредита под проекты машиностроения, телекоммуникационную отрасль и связь, перерабатывающую отрасль или инфраструктуру.
В США — совместное развитие энергоресурсов, в частности на морском шельфе. Новые проекты в ракетно-космической отрасли и ВПК. С европейцами развивать машиностроение, энергетику, транспорт, торговлю, экспортировать газ. Каждый день экономической неопределенности все больше подводит страну в экономическую кому. Эти стратегические решения следует принимать, иначе их примут за нас, как это сейчас происходит с украинской землей и законом о рынке земли», – объясняет он.
Отсутствие стратегического видения, отсутствие конкретной цели и четкого плана действий заставляет нас топтаться на месте и тянуть тогда, когда внешние условия требуют конкретных решений.
«За I полугодие 2020 года украинский АПК экспортировал продукции на $10,27 млрд., что всего на 1% больше, чем в 2019 году. По результатам первых 6 месяцев говорить об ощутимом наращивании объемов экспорта продукции АПК мы не можем. Региональная структура экспорта осталась традиционной для последних лет. Больше всего мы экспортировали продуктов АПК в страны Азии ($4,99 млрд.), на втором месте – страны ЕС ($2,9 млрд.), на третьем – страны Африки ($1,57 млрд.).
Изменения на наших традиционных рынках сбыта, связаны с общей экономической турбулентностью и высокой степенью неопределенности на глобальных рынках. С одной стороны, мы видим, что спрос на основные сельскохозяйственные товары не снизился, несмотря на кризис, вызванный COVID-19, и в то же время ценовая ситуация для некоторых культур (кукуруза) остается не очень благоприятной», — прокомментировала для AgroPolit.com ситуацию экс — и. о. министра аграрной политики и продовольствия Украины Ольга Трофимцева.
Поднебесные перспективы
В 2019 году Китай стал основным торговым партнером Украины по объемам экспорта и импорта, заменив Россию. Китай — страна с наибольшей численностью населения в мире и второй экономикой мира по уровню ВВП. Это лидер международной торговли с общим объемом торговли товарами и услугами, который превышает $5 трлн. Впрочем, Пекин применяет ряд торговых ограничений.
Сотрудничество Украины с Китаем является не только экономическим, но и геополитическим вопросом. Китай усиливает свое влияние как глобальный производственный центр. Однако Украина, по мнению специалистов, должна плодотворно работать над улучшением собственных позиций, а не просто ожидать удобного случая.
«Нам долго рассказывали, что Китай и США ведут торговую войну. Но я еще год назад говорил, что нет там никакой войны, только идет позиционное отстаивание интересов перед подписанием 20-летнего соглашения. По состоянию на сегодня мы видим, что это соглашение в экономических аспектах уже подписано. Поэтому они договорятся и в других вопросах.
А мы думали, что нам манна небесная подвалит, ведь наши конкуренты «воюют». Да, нет, ребята! Надо ежедневно работать над вопросами, которые нас интересуют, нужно и с Америкой работать по ряду продуктов, и с Китаем, и с Индией», – прокомментировал для AgroPolit.com генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК) Павел Коваль.
По его словам, мы также должны осознать, что на мир накатывается очередная волна экономического кризиса. Как бы этот факт не пытались нивелировать, избежать последствий не удастся, а это, в свою очередь, может создать мультипликативный эффект и ухудшить ситуацию не только на внешнем, но и на внутреннем фронте.
Вектор сотрудничества с Китаем находится в плоскости решения вопроса кредита ГПЗКУ, считает Иван Мирошниченко.
«Китайская сторона и правительство Китая настроены на развитие отношений с Украиной в широком спектре, в рамках «шелкового пути», ГПЗКУ и в других секторах экономики. Мы можем иметь различные проекты с китайской стороной в различных отраслях. Я говорил, что это и кредиты, и партнерство в десятки миллиардов долларов в течение следующих 2-5 лет. Сейчас со стороны украинских властей нужно не допустить никаких непонятных китайской стороне движений, в частности, не согласованной приватизации или подковерной реструктуризации с ГПЗКУ.
Шкаф с $ 1,5-миллиардным китайским кредитом не должен «громко» упасть на рынке. Следует стараться максимально исправить ошибки. Как? Можно и нужно обновить китайско-украинское сотрудничество как раз в части соглашения с ГПЗКУ», — объясняет он.
По его мнению, есть два пути выхода из ситуации с долгом ГПЗКУ.
Первый – можно повернуть в другую сторону эту сделку. Свернуть кредит, возможно, через приватизацию кампании для уменьшения убытков государства, то есть конвертировать часть долга в капитал компании. Квоту на поставки кукурузы на китайский рынок можно спокойно продать всем игрокам украинского рынка на тендере – и ее охотно купят, деньги пойдут в бюджет.
«Второй вариант – это «прибавить газу» и как на байке войти в сложный поворот. Поскольку соглашение уже заключено, то было бы ошибкой не использовать весь его потенциал. Сейчас осталось $1,5 млрд., но ведь можно эту сумму кредита увеличить до $5 млрд. под конкретные совместные инвестиционные проекты, стратегически важные для экономики Украины, туда, где не приходит частный капитал.
Значит, контракт с ГПЗКУ сейчас может стать платформой для построения новых более тесных и экономически выгодных отношений. Китайских партнеров надо брать в партнерские отношения и менеджмент для изменения уровня и качества менеджмента, распределения рисков, доступа к рынкам сбыта», – говорит Иван Мирошниченко
На одном из совещаний в КМУ, рассказывает Мирошниченко, он предложил правительству именно вариант «прибавить газу». Вместе с китайской стороной, роль Украины здесь должна быть ключевой, определить важные направления и проекты, куда по определенным причинам инвестиции от бизнеса быстро не пойдут (где длительный период окупаемости, сложный бизнес) и приводить под них кредиты.
«Размер кредитной линии имеющегося соглашения по ГПЗКУ под такие объекты можно увеличить на эти нужды до $5 млрд. Китайских партнеров привлекать уже на этапе реализации проектов для совместного их выполнения, усилив при этом управленческую структуру таких проектов и менеджмент представителями китайской стороны. Такие инвестиции нужны для развития животноводства, орошения на юге Украины, сельхозмашиностроения, в развитие ГПЗКУ (модернизацию активов корпорации, развитие дистрибьюции, трейдинг, логистику, возможно, строительство экспортного терминала)»…
Правительство и президент сейчас должны четко понять, что ГПЗКУ – это же история не об элеваторах, зерне, а о долгосрочных стратегических отношениях и глобальных рисках, которые ты должен признавать, и которыми должны управлять. На втором месте — вопрос активов и всего остального. Китайская сторона сейчас ждет четкой позиции от Украины по решению проблемы с кредитом и дальнейшей судьбы заключенного соглашения и стратегии развития отношений между странами.
Китайское правительство сегодня настроено только на развитие отношений с Украиной и нахождение решений в отношении этой сделки или ее модернизации и настроены на мощное развитие в новых проектах и направлениях, как я рассказал», – объясняет он.
И в целом азиатский регион для Украины очень перспективный и не только с точки зрения Китая.
«Сегодня, например, есть рынки, которые нуждаются в новых продуктах. Это рынки MENA (Middle East and North Africa), азиатских стран. На MENA надо давать дешевые продукты, которые содержат сухое молоко с растительным жиром, но для этого следует произвести модернизацию сушилок. На этих рынках сегодня присутствуют европейские производители с комбинированными продуктами. Они освоили их и вместе с властями выработали определенную систему «входа» для своих потенциальных конкурентов. Например, там действует на украинские продукты въездная пошлина.
Чтобы снять ее, нужна слаженная работа МЭРТ и МИД. Стоит со всеми странами из этого региона подписать соглашения о свободной торговле», – говорит в комментарии AgroPolit.com Вадим Чагаровский.
Европейский Союз требует действий, Украина колеблется и теряет время
Около 42% товарооборота Украины приходится именно на страны ЕС – одного из основных торговых партнеров Украины и крупнейшего инвестора в украинскую экономику. Стоит отметить, что появилась такая возможность благодаря Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Именно оно открыло для украинского бизнеса доступ к крупнейшему рынку на европейском континенте.
«В Евросоюзе возник «долговой» кризис, а это повлияет на развитие экономики стран ЕС и соседних стран, в частности Украины, которая поставляет в ЕС наибольшее количество зерна и другой продукции (мед, продукция птицеводства и тому подобное).
И тут встает еще один вопрос. Например, качество украинского сахара соответствует нормам европейского рынка и нам можно торговать, но отрасль почему-то стагнирует. Почему? А потому что отсутствует государственная политика в отношении этого сектора. Осталось около 30 заводов по переработке сахара, а еще 15-20 лет назад было 192. Поэтому снова мы видим вопросы, которые нужно решать на государственном уровне», – утверждает Павел Коваль.
В 2021 году стороны должны пересмотреть пункты этого соглашения, представителям Украины есть над, чем поработать.
Снижение пошлин в рамках действия зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом и появление новых беспошлинных тарифных квот, нетарифное регулирование, доступ украинских аграриев и производителей пищевой продукции на рынки стран Балканского полуострова, Ближнего Востока, Африки – это три последствия действия зоны свободной торговли с ЕС для Украины. Об этом в эксклюзивном интервью для AgroPolit.com заявил директор брюссельского офиса «Украинской ассоциации бизнеса и торговли» (УАБТ) — Назар Бобицкий.
«Стоит помнить, что соглашение обязывает стороны провести консультации с целью рассмотрения целесообразности пересмотра ПВ ЗСТ, однако не накладывает на них обязательства осуществить такой пересмотр. Поэтому надо также учитывать сценарий, когда Европейский Союз во время консультаций может заявить, что пересмотр пока не имеет оснований. В свою очередь, мы должны искать то, чем можем заинтересовать Брюссель, чтобы в 2021 году ЕС согласился пойти на обстоятельный пересмотр торговых частей соглашения.
Например, пересмотреть тарифные условия или объем беспошлинных тарифных квот. Или же мы можем предложить креативный, более широкий пересмотр условий и коснуться регуляторной части, где говорится про аппроксимацию Украиной экономического законодательства ЕС, что позволит устранить нетарифные барьеры, например, для промышленных товаров и пищевой отрасли, пересмотр стандартов, торговля услугами и тому подобное», – сказал Бобицкий.
По его словам, Украина должна заинтересовать ЕС чем-то таким, чтобы они согласились принять положительное внутреннее решение.
Следует помнить, что ЕС — объединение стран с достаточно разнообразными экономическими интересами. Будет ли, например, интересным для них пересмотр квот на импорт в Украину? Масштабы нашего рынка вряд ли могут серьезно заинтересовать европейских экспортеров. Поэтому, по моему мнению, должны предлагать какие-то асимметричные поощрения, ради которых готовы просить просмотр тех параметров, которые важны для нас.
Мы должны интересоваться, что сейчас является приоритетным для экономического развития ЕС, его торговой политики, и пытаться найти какие-то точки соприкосновения, добавил эксперт.
Такой точкой соприкосновения, по мнению Бобицкого, может быть проблематика климатических изменений.
Европейское законодательство в этой сфере формулирует соответствующие требования к европейской промышленности и агросектору. Выполнение данных требований повлечет за собой значительные расходы европейского промышленного комплекса, поэтому ЕС очень хочет, чтобы определенных экологических стандартов придерживались и торговые партнеры в других странах, иначе европейские производители станут неконкурентоспособными.
Европейский Союз также активно ищет союзников, чтобы спасти Парижское климатическое соглашение. Возможно, мы сможем здесь что-то предложить. Это должен быть точечный стратегический подход, подчеркнул Бобицкий.
Как прокомментировал экспортный потенциал Украины исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации Сергей Иващенко: «Страны ЕС занимают около 35-40 % украинского экспорта зерновых. Прежде всего, это кукуруза, пшеница, рапс, соя, подсолнечник и тому подобное. Есть несколько моментов, на которые я хотел бы обратить внимание, что во-первых, это квоты на импорт зерновых, они достаточно низкие (например, на кукурузу – около 1 млн. т, а мы экспортируем в ЕС 12-14 млн. т). Их стоит пересмотреть».
По словам Иващенко, украинскому бизнесу и руководству страны стоит задуматься над будущим уже сегодня, а некоторые вопросы следовало решить еще вчера.
«Нам следует обратить внимание на синхронизацию и адаптацию украинского законодательства с законодательством ЕС, в частности в части фитосанитарных процедур. Например, вопрос пестицидов, а именно – хлорпирифоса, следовало бы согласовать. Напомню, что в феврале 2020 года Европейская комиссия решила, что с октября 2020 года уровень остатков пестицидов в зерне должен быть уменьшен почти в 10 раз.
Украинским экспортерам довольно трудно выполнить эту норму, ведь на момент принятия решения зерно уже было обработано пестицидами во время подготовки к посевной кампании. Поэтому, по моему мнению, этот момент, как и многие другие, следовало бы учесть и согласовать во время переговорного процесса между Украиной и ЕС. Нам нужен переходный период, который позволит нам подготовиться к переходу на нормы ЕС», – заявил Сергей Иващенко.
Он также напомнил, что с 2021 года украинских предпринимателей ждет еще одна важная инициатива от европейцев.
«Еще один вопрос — это выбросы парниковых газов. С 2021 года ЕС не будет принимать украинское зерно без национального отчета по выбросам парниковых газов. Этот вопрос уже стоит на повестке дня лет 5, но так и не сдвинулся с места.
Я хотел бы напомнить, что рынок ЕС остается для Украины одним из самых перспективных, ведь он имеет высокую платежеспособность и удобное географическое расположение, хорошую логистику. Поэтому имеем большие надежды на плодотворную работу специалистов МЭРТ в решении этих вопросов и в привлечении экспертов к разработке соответствующих шагов», – напомнил Иващенко.
Его беспокойство разделяет и Павел Коваль, который указывает, что промедление в решении этих важнейших вопросов может привести к потере традиционных рынков сбыта ряда ключевых товаров, которые поставляет Украина.
«Выяснилось, что бизнес не готов к этому, и мы рискуем потерять ряд рынков. Ведь Индия и Индонезия присоединились в программу ЕС об уменьшении пестицидов в зерновых культурах. Мы не имеем права даже мысленно предположить, что можем потерять эти рынки! Если мы потеряем рынки ЕС и Индии, мы будем лишены 75% сбыта продукции из масличных культур! Нам нужно реагировать. В ЕС говорят, если вы не готовы сейчас подписывать, то скажите, по крайней мере, когда, и объясните, какая у вас дорожная карта?
Наши аграрии говорят, что они против подписания, а в МЭРТ утверждают, что от этого никуда не деться и нужно подписывать. Но у нас уже закуплены эти препараты, нужно понимать, как их использовать и какие остатки окажутся на складах, как дальше в новых условиях работать? Это должно быть разумное решение, и сегодня мы наблюдаем лишь последствия отсутствия умеренной политики, а политики нет, потому что отсутствует аграрное министерство», – объясняет ситуацию Павел Коваль.
Трудно оспорить очевидные факты. Пересмотр условий соглашения с ЕС состоится в 2021 году, а мы лишь через 8 месяцев после начала этого процесса начинаем проводить подготовительные мероприятия и консультационные совещания.
Только 28 июля 2020 года стартовал первый диалог с украинским бизнесом по обновлению Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Во время, которого вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина призвала представителей украинского бизнеса оценить эффективность работы зоны свободной торговли с ЕС и присылать свои предложения по ее улучшению.
«Впервые бизнес-игроки имеют возможность сознательно и прозрачно оценить эффективность работы зоны свободной торговли с ЕС, определить имеющиеся барьеры в торговле, отстоять собственные интересы и приумножить свои возможности», – добавила Ольга Стефанишина.
Основные акценты обновления соглашения предусматривают следующие направления:
обновление приложений — углубление секторальной интеграции;
обновление торговых (тарифных и нетарифных) параметров – увеличение объемов беспошлинного экспорта на рынок ЕС;
устранение нетарифных мер, ограничивающих торговлю с ЕС.
Для формирования обоснованной и реалистичной позиции в предстоящем переговорном процессе с ЕС по обновлению ПВЗТТ правительство Украины рассчитывает услышать предложения украинского бизнеса.
В свою очередь, Export Promotion Office/Офис по продвижению экспорта призывает всех экспортеров к проактивной позиции и просит предоставить структурированные предложения правительству, став частью переговорного процесса на правительственном уровне.
«Офис по продвижению экспорта продолжает работать с бизнесом над повышением конкурентоспособности украинской продукции и интернационализацией украинских МСБ в рамках имеющихся услуг: аналитика, консалтинг, Хелпдеск для экспорта в ЕС; экспортное образование, а также онлайн-инструменты поиска партнеров за рубежом», – прокомментировала и.о. директора Офиса по продвижению экспорта Татьяна Миськова.
Однако пока соответствующие органы начинают собирать предложения и пожелания со стороны бизнеса, время неустанно всплывает.
«Сегодня важнейший вопрос для Украины — мы ни в коем случае не имеем права потерять те внешние рынки, на которые уже ушли, ведь есть немало желающих, которые хотят потеснить нас там – это восточные наши соседи, и не только они», – объясняет Павел Коваль.
По его словам, внутренний рынок любой страны всегда ограничен. Именно поэтому все страны заинтересованы в выходе на максимально возможные объемы продаж на внешних рынках. Это простая коммерческая истина, особенно, если рассматривать ее с позиции государства.
«У нас уже есть правильный и нужный закон об Экспортно-кредитном агентстве. Эту структуру нужно развивать, ведь такое агентство будет способствовать выходу на внешние рынки, как отдельных предприятий, так и целых секторов.
Государство — потенциально самый успешный провайдер, который может привести успешный бизнес на внешние рынки, со всеми необходимыми международными нормами и требованиями. Экспортно-кредитное агентство (ЭКА) должно развиваться. Поэтому нам нужно развивать это направление, помня, что ЭКА влияет на все отрасли экономики. Также одним из аспектов продвижения интересов Украины на внешних рынках должно быть введение должности аграрного атташе», – заявил Павел Коваль.
Израиль
Соглашение о ЗСТ между Украиной и Израилем подписали 21 января 2019 года. Соглашение должно увеличить объемы двусторонней торговли между странами. Так, украинским компаниям позволят экспортировать товары в Израиль без пошлин, что увеличит их конкурентоспособность в этой стране.
В рамках соглашения о свободной торговле Израиль отменит около 80% всех пошлин против украинских промышленных товаров и 9% пошлин, которые применяются против товаров агросектора. Однако Украина также отменит около 70% пошлин, которые применяются к израильской промышленной продукции и 6% пошлин против сельскохозяйственной продукции.
Согласно Экспортной стратегии Украины, в частности дорожной карты стратегического развития торговли в 2017-2021 годах в Украине, Израиль входит в топ-20 перспективных рынков для экспорта украинской продукции, а также является одним из главных торговых партнеров Украины в регионе Ближнего Востока. Наиболее перспективными для сотрудничества считаются сферы агропроизводства, туризма, переработки углеводородов, связи, медицины, энергоэффективности и экологии.
Украинская сторона завершила процедуру ратификации 6 августа 2019 года, ратификация вновь избранным Кнессетом (парламентом) государства Израиль ожидается в 2020 году. Кнессет (парламент) Израиля в ближайшие недели планирует ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли с Украиной. Соответствующее заявление в разговоре с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой сделал глава МИД Израиля Габи Ашкенази 15 июня 2020 года, передает пресс-служба украинского министерства.
«На запрос главы МИД Украины, министр иностранных дел государства Израиль заверил, что новый Кнессет Израиля намерен в ближайшие недели ратифицировать соглашение о свободной торговле между Украиной и Израилем», – сообщили в МИД.
И снова встает «ребром» вопрос о лоббировании интересов украинских производителей.
Что интересует израильтян? Источники AgroPolit.com во власти озвучили несколько пунктов. Они вырисовались после визита израильской бизнес-делегации в прошлом году.
Во-первых, Израиль имеет развитое животноводство (в этом хромает Украина), особенно молочное скотоводство. Кроме того, там развит ряд инновационных агротехнологии, например, выращивание овощей в теплицах без воды на гидропонике и прочее, которые можно спокойно адаптировать и перенести в определенные области Украины с похожим климатом или очень близким к израильскому. Для этого подходят земли Центральной Украины.
Как утверждают источники AgroPolit.com в офисе президента, израильский бизнес, как и остальные мощные международные игроки из США, ОАЭ и Китая, интересуются свободным рынком земли и присутствием на украинских землях.
Была информация, что израильский бизнес интересует центрально-южная Украина. Такие области, как Николаевская, Одесская, Херсонская, Черкасская и Полтавская, – говорит наш источник.
Почему именно эти земли могут быть интересными?
Первое — кроме благоприятного для переноса технологий климата, в части озвученных регионов очень привлекательное стратегическое размещение для экспорта, морские порты, перевалка грузов и тому подобное. Кроме того, цена таких земель, особенно на юге Украины, в условиях роста засушливого климата, неразвитой системы орошения на юге и фактора войны – все это формирует интересные ожидания относительно цены на 1 га.
Во-вторых, в Украине, в частности, в одной из областей, есть значительные запасы воды, что тоже интересно с точки зрения строительства в перспективе завода по производству питьевой воды.
Как будет приходить израильский бизнес? Четкого ответа нет, можно лишь предполагать – очевидно, как и остальные международные игроки.
Страны Америки в украинской перспективе
Северная Америка на 2-м месте после Европы по количеству потребления органической продукции из Украины. Благодарить за это можно кого угодно, кроме профильных должностных лиц различных амбассад и министерств.
Ведь за более чем 20 лет они так и не смогли разработать или инициировать создание соответствующей программы сотрудничества между Украиной и странами Америки, не говоря уже о введении аграрных атташе или хотя бы полноценных торговых представителей, а не третьих заместителей секретаря посла. Хотя весомость украинского АПК на фоне контактов с представителями иностранных государств не стоит недооценивать.
«Сегодня продовольствие во многих случаях является более весомым рычагом воздействия, чем оружие. Из года в год страх перед нехваткой продовольствия усиливается во многих странах. Ведь население растет, а площади для выращивания зерновых сокращаются из-за глобального потепления и ряда других факторов. И нам нужно обязательно учитывать этот факт», – акцентирует внимание на глобальных факторах влияния президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.
Стоит отметить, что к «ряду других факторов» в вопросе цен на зерновые выступают колебания цен на газ, нефтепродукты и биоэтанол. И украинские интересы, в данном случае, нередко пересекаются с американским фактором.
«Не стоит забывать об Америке, которая производит 400 млн. т кукурузы по сравнению с нашим рекордом – 42 млн. т украинской продукции. Нам нужно очень внимательно наблюдать за ключевыми игроками на рынке. Я думаю, что игроки договорятся о квотах на нефть (или это будут другие события), потому что мы уже сегодня видим цены в $40-42 за баррель.
По прогнозам, цены на нефть к новому году вырастут до $50/баррель. Следовательно, либо будут квоты, либо кто-то прекратит производить. Это означает, что мы увидим возобновление переработки этанола из кукурузы в США», – заявил в комментарии для AgroPolit.com председатель совета ОО «Бизнес-Варта», народный депутат 8-го созыва Иван Мирошниченко.
Похожее мнение, хоть и несколько шире, высказал и Леонид Козаченко, связав общемировые тренды и объяснив внутренние проблемы Украины.
По его словам, в 2020 году просели цены на зерновые через опосредованное влияние спада цены на нефть и газ. Упала цена на масличные культуры.
Не забывают специалисты учесть и коронавирусный фактор, хотя ключевые проблемы украинских аграриев лежат в другой плоскости.
«Упала, хотя и незначительно цена на продукты животноводства из-за последствий коронавирусных ограничений, снижения экономической активности и уменьшения денежного состояния у людей. Добавили и климатические условия в нашем государстве, что сказалось на потерях в растениеводстве. Да и у животноводческого комплекса возникло немало проблем, особенно мы теряем в молочной отрасли. Здесь ключевая проблема – отсутствие доступных долгосрочных кредитов. Для полномасштабного развития такого предприятия требуется до 10 лет, а ни один банк не дает такие кредиты, а если и дает, то цена заимствований очень высокая.
В большинстве стран мира, в частности в США, субъекты хозяйствования могут воспользоваться кредитами с нулевой ставкой. Это сделано для того, чтобы местные производители могли увереннее чувствовать себя в условиях кризиса. У нас в стране кредиты для бизнеса предлагаются под нереально высокие проценты, независимо от того, в гривне или в валюте. Это один аспект, но самое главное – это невозможность получить кредит сроком на 5 и более лет», – объясняет Леонид Козаченко.
Украина пока остается одной из немногих стран, которым торговый конфликт между США и Китаем не принес какого-либо вреда, ведь большинство стран, которые сумели нарастить свой экспорт в США, все равно оказались в проигрыше из-за снижения спроса на их товары со стороны Китая. Однако украинские аграрные экспортеры могут столкнуться с новыми рисками, из-за закрепленных соглашением обязательств Китая увеличить в течение двух лет закупки американской сельхозпродукции на $32 млрд. по сравнению с 2017 годом.
«Практически все виды украинских продуктов, которые экспортируют в Китай, включая основные — зерно и масло, входят в перечень обязательств Китая по закупке товаров США. Несмотря на большую емкость китайского рынка, привилегированное положение американских экспортеров все же способно значительно нарушить взаимодействие спроса и предложения, дискриминировать продукцию из других стран вплоть до нарушения принципов и правил Всемирной организации торговли», – сообщает руководитель подразделения по корпоративному анализу группы ICU Александр Мартыненко.
По его словам, в такой ситуации экспортеры из стран с небольшим политико-экономическим весом могут стать первоочередными жертвами смены приоритетов. Более того, двусторонний характер договоренностей создает угрозу новых дисбалансов на мировых рынках. Негативное влияние до сих пор действующих финансово-торговых санкций и новая эскалация противостояния остаются среди главных рисков для мировой экономики в этом году. Реализация этих угроз может повлиять на Украину гораздо сильнее, чем в прошлом году.
Канада готова обновить соглашение о ЗСТ с Украиной
Правительство Канады инициирует общественное обсуждение вариантов усовершенствования соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной. Об этом еще в начале 2020 года заявила министр малого бизнеса, развития экспорта и международной торговли Канады Мэри Ин.
Вступление в силу соглашения о ЗСТ в 2017 году привело к значительному росту двусторонней торговли и создало коммерческие преимущества, как для канадцев, так и для украинцев.
Напомним, соглашение подписали в 2017 году, это было выдающееся событие, особенно на фоне атак со стороны РФ по всем направлениям, в частности в экономическом секторе. Канада — одна из самых первых стран, которая протянула руку помощи Украине в трудные времена, но дружба дружбой, а деньги врозь. Представители Канады готовы определить свои торговые интересы. Почему не слышно голоса Украины?
Главное достижение соглашения с Канадой – то, что украинские экспортеры могут поставлять подавляющее большинство сельскохозяйственных товаров по нулевой ставке ввозной пошлины. Нам удалось добиться выгодных условий для агрокомпаний. В соглашении акцент делается на поставки товаров с высокой добавленной стоимостью: кондитерские изделия, консервированные и готовые овощи, масло, соки, алкогольные напитки, рыбная продукция и тому подобное.
Поэтому отечественные товаропроизводители получили дополнительный шанс на новых клиентов и более уверенные позиции на канадском рынке. Бизнес получил то, что давно просил при наших совместных встречах в Министерстве аграрной политики и продовольствия. Зафиксированные условия для агросектора очень важны, потому что ЗСТ с Канадой ― это выход на рынок одной из крупнейших экономик североамериканского континента и мира.
Восстановление Минагрополитики, аграрные атташе и четкая стратегия действия
Украине стоит готовиться к международному землетрясению в торговых вопросах. Ведь большинство стран, учитывая кризисные явления в мировой экономике, а, следовательно, и в своей, будут прибегать к протекционизму.
«Одним из долгосрочных последствий текущей ситуации станет некоторый рост проявлений национального протекционизма в различных регионах мира и обострение торговых «войн» (США, КНР, ЕС и другие). Я бы сказала, что все более явной становится такая экономическая «Realpolitik» с прагматичными и просчитанными подходами.
Еще одной знаковой тенденцией является ослабление роли глобальных организаций вроде ВТО, членом которой является Украина, которые оказались неспособными быстро и эффективно реагировать на кризисные вызовы и усиление тренда к региональным и двусторонним торговым и преференциальным соглашениям», – прогнозирует Ольга Трофимцева.
В ответ Украина должна прибегнуть к своему экономическому патриотизму. Что это такое, объяснил депутат из группы «За будущее», секретарь аграрного комитета Иван Чайковский: «Мы представители этой политсилы исповедуем экономический патриотизм, который внедряем на своей земле, в собственных хозяйствах, взяв гривну в украинских банках, развиваем страну. У нас есть собственный пример успешных историй в бизнесе и колоссальный опыт. Мы хотим защитить людей и себя. Нам надоело происходящее. Если себя не защитим, то завтра придут состоятельные представители ЕС или США и купят за копейки, это ничего тогда не будет стоить», – рассказывает Чайковский.
В чем логика экономического патриотизма? Развитие собственной экономики, что принесет новые рабочие места, добавленную стоимость и наполнение налогами всех уровней бюджета. Условно говоря, депутаты «За будущее» выступают за создание собственных производств в Украине, а не за сохранение звания сырьевого придатка мира. Чтобы страна не экспортировала свои трудовые ресурсы в Италию или Испанию, которые завтра будут работать на крупяных или мясных заводах там, и послезавтра продукцию оттуда будут поставлять на украинские прилавки в магазины.
Но, прежде чем идти по дороге экономического патриотизма, следует решить несколько базовых вопросов, чтобы устранить оперативно все международные торговые недоработки.
Первое — обновить Минагро.
«Сегодня в Украине отсутствует аграрное министерство — это наша большая беда. Необходимо немедленно вернуться к восстановлению этой структуры. Однако разрушить министерство можно за месяц, а на восстановление может уйти не один год. И этот факт отнюдь не способствует выводу украинской продукции на внешние рынки. И хотя у МЭРТ есть торговые представительства и профессиональные кадры, но они занимаются не только АПК и заботятся не только аграрной продукцией. Поэтому в Украине должны быть созданы новые и восстановлены те органы, которые будут сконцентрированы исключительно на аграрных вопросах», – заявил Павел Коваль.
Поэтому и получается, что нет единой «точки сборки и разборки проблемы». Отсутствует структура, которая бы на стратегическом уровне предлагала варианты решения проблем. Нет министерства, следовательно, некому ежедневно заниматься аграрным комплексом задач и проблем.
Второе — торговые атташе, которые сейчас есть только на бумаге, а в реальности их нет. «Сегодня даже торговые представители не в каждом посольстве есть, уже не говоря об аграрных атташе. Поэтому эту систему нужно развивать, пока мы не потеряли рынков, которых не так много осталось. Поскольку, несмотря на внутреннюю ситуацию в Украине, мы имеем не так много ресурсов, которые готовы покупать на внешних рынках», – говорит Павел Коваль.
По мнению генерального директора Украинской аграрной конфедерации (УАК), при каждом посольстве, по крайней мере в ведущих странах, должен быть аграрный атташе.
«Если сегодня Украина производит более 20% аграрной и пищевой продукции в структуре ВВП; если аграрии обеспечивают более 40% экспорта; если АПК обеспечивает около 30% валютных поступлений в страну, а это и макроэкономическая стабильность, и курс гривны, и внешнеэкономический баланс, то почему мы не можем претендовать, как отрасль, на внедрение должности аграрных атташе при каждом посольстве в развитых странах? Именно они должны ежедневно заниматься продвижением украинской аграрно-промышленной продукции на внешних рынках. Нам обязательно нужно это делать», — уверен Павел Коваль.
Его дополнил Богдан Шаповал: «Это не должно быть вопросом, который касается исключительно МИД или МЭРТ. Это общее дело. Главное, чтобы была создана прозрачная структура управления функционалом, куда будут привлечены (после восстановления) Минагрополитики, МЭРТ, МИД и, возможно, профильные ассоциации. Но сегодня остро стоит вопрос финансирования такой структуры — откуда взять средства?
Ведь создание офиса агарного атташе — это немалые расходы, так как речь не идет о втором или третьем секретаре посольства, который формально выполняет функции экономического советника. Речь о создании полнокровной структуры, хотя бы в тех 8 странах, которые рассматривались еще в 2016 году, где будет присутствовать четкий функционал, стратегия и специалисты в команде, которые будут экономически подкованы и умелые в проведении переговоров. Возникает вопрос, готово ли государство финансировать этот проект? Хотя целесообразность создания такой структуры даже обсуждается – она нужна», – уверен Богдан Шаповал.
Третье — стратегия развития отрасли. «Должна отметить, что полноценная и успешная реализация национальной экспортной стратегии и секторальной экспортной стратегии предусматривает большое количество мероприятий, которые должны быть осуществлены в АПК с точки зрения стимулирования развития МСБ в аграрном секторе, формирования цепочек добавленной стоимости с организацией глубокой переработки и много других направлений. Здесь, по моему мнению, аграрная политика последнего года является фактически провальной. И это прямое следствие отсутствия профильного министерства и единой стратегии развития отрасли», – уверена Ольга Трофимцева.
Четвертое — нужен вице-премьер по развитию села и аграрного бизнеса.
«Нам нужен вице-премьер по развитию села и аграрного бизнеса, нам нужно аграрное министерство и министр аграрной политики. Это две огромных задачи — развитие села и развитие аграрного бизнеса, а в составе аграрного бизнеса будет и развитие внешнеэкономической деятельности. Там нужен соответствующий департамент, нужна сформулированная стратегия. Ведь министерство – инструмент реализации определенной стратегии (без этого министерство не стоит и восстанавливать), это координация и направление», – заявил Павел Коваль.
Автор: Виталий Хворостяный
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.