Нефть приближается к 100 долларам за баррель. Что происходит и почему мир это не радует?

К чему может привести значительное подорожание нефти, кто выиграет от высоких цен, и какими могут быть последствия для мировой экономики.

Нефть – самый востребованный в мире энергоресурс, на который приходится около трети мирового потребления первичной энергии. В 2020 году мир забыл, что такое дорогая нефть, ведь из-за ограничения передвижения во время карантина спрос на нее существенно упал. Два года понадобилось энергетическому рынку, чтобы цена на «черное золото» выросла до семилетнего максимума.

В начале февраля за баррель нефти марки Brent давали 95 долл. — почти в пять раз больше чем в начале пандемии коронавируса в 2020 году. И это еще не конец.

В Goldman Sachs считают, что на конец 2022 года цена на сырую нефть будет превышать 100 долл. за баррель. У JPMorgan прогнозы еще более пессимистичные — 125 долл. Почему растут цены на «черное золото», что будет сдерживать дальнейшее подорожание, и какие последствия для мировой торговли будет иметь дорогая нефть?

Почему дорожает нефть

В 2020 году мир остановился. Из-за карантина на континентах закрывались фабрики, а гражданам рекомендовали без надобности не выходить из дома. Когда передвижение людей свелось к минимуму, спрос на топливо, а вместе с ним и цены на нефть резко пошли вниз.

Это заставило нефтяные компании законсервировать некоторые месторождения, чтобы уменьшить убытки от низких цен. Суточная добыча нефти в 2020-м упала на 6,6 млн. баррелей, по сравнению с 2019-м, когда каждый день с земли доставали до 94 млн. баррелей.

Вскоре спрос начал восстанавливаться, однако вернуть добычу из нефтяных скважин на докризисный уровень трудно. В исследовательской компании Rystad Energy прогнозировали, что 10-15% из тех месторождений, которые сократили в Канаде и США, могут быть закрыты навсегда по техническим и экономическим причинам.

Тренд на «озеленение» экономики и низкий спрос на нефть заставили энергетических инвесторов переключиться на возобновляемые источники – ветряки и солнечные панели. Из-за этого нефтяные компании недополучили финансирование и теперь не могут быстро нарастить добычу и увеличить предложение на рынке.

Инвестиции в разработку норвежских месторождений в Северном море в 2020 году упали до минимума за последние 50 лет.

Финансовые трудности постигли Анголу и Нигерию – крупнейших африканских производителей сырой нефти и членов узкого круга Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Недостаток инвестиций привел к задолженности в техническом обслуживании скважин в этих странах. Поэтому наращивать добычу в соответствии с планами ОПЕК значительно труднее.

По оценкам компании Refinitiv, в сентябре эти две страны отставали от своей квоты на 276 тыс. баррелей в сутки. В декабре отставание самой лишь Нигерии составляло 349 тыс. баррелей в сутки.

С проблемами столкнулась и Россия. Если до кризиса в соседней стране добывали ежедневно 11,26 миллиона баррелей нефти, то по итогам 2021 года этот показатель составил 10,52 млн. баррелей.

Даже Соединенные Штаты прогнозируют, что их ежедневная добыча нефти в 2022 году будет на 500 тыс. баррелей меньше, чем в 2019-ом.

В этом январе 13 стран ОПЕК в целом смогли нарастить суточную добычу лишь на 40 тыс. баррелей, по сравнению с декабрем 2021 года. Такой результат обусловлен отставанием нескольких стран-экспортеров от нормы.

Высокие цены на нефть связаны не только с нехваткой финансирования, но и с военно-политическим напряжением.

В Ливии добыче угрожает военный конфликт внутри страны. Недавно Ливийская национальная нефтяная корпорация заявила, что суточная добыча сократилась на 100 тыс. баррелей из-за поврежденной инфраструктуры в результате боевых действий.

Казахстан, который является членом ОПЕК+, просит нефтяные компании поставлять больше на свой внутренний рынок, чтобы стабилизировать цены на топливо, которые стали триггером для массовых протестов в январе. Из-за боев на улицах временно прекращалась добыча на одном из крупнейших месторождений — Тенгиз.

Иран из-за провальных переговоров по ядерному оружию находится под санкциями. Западные страны не могут покупать иранскую нефть.

Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия страдают от нападений хуситов – йеменских повстанцев, которых поддерживает Иран. Боевики время от времени обстреливают нефтяные объекты этих стран и держат трейдеров в напряжении.

Не способствуют улучшению ситуации и погодные условия. Заморозки в Техасе – ключевом американском нефтедобывающем регионе – привели к замерзанию скважин и сокращению добычи.

Спрос на «черное золото» растет. Ожидалось, что появление более заразного штамма коронавируса «омикрон» в начале года снова приведет к локдаунам и остановкам на производствах. Однако из-за малой смертности ограничения почти не внедряли, и влияние на нефтяные цены было незначительным.

Дополнительная потребность в нефти возникла из-за дефицита газа. Голубое топливо стало очень дорогим для использования на тепловых электростанциях, и это сделало выгодным производство электричества из нефтепродуктов.

По данным аналитической компании Rystad Energy, высокие азиатские цены на газ привели к увеличению суточного спроса на нефть на 400 тыс. баррелей.

Подогревает цены и возобновление производства в Китае, который является крупнейшим импортером сырой нефти в мире. Ожидается, что в 2022 году ежедневный спрос Поднебесной вырастет на 600-700 тысяч баррелей и полностью компенсирует падение в 2021 году.

Постепенно восстанавливаются и авиационные перелеты. На эту отрасль приходится около 8% мирового потребления нефти. По прогнозу компании OAG Aviation, в первом квартале этого года пассажиропоток в аэропортах увеличится на треть.

Как свидетельствуют данные ресурса FlightRadar24, с начала 2022 года количество коммерческих рейсов уже выросло на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По оценкам Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть в текущем году должен вырасти на 3,3 млн. баррелей в сутки и на 200 тыс. баррелей превысить докризисный показатель.

Разница спроса и предложения истощает мировые резервы и способствует росту цен. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что стоимость нефти в третьем квартале превысит отметку 100 долл. за баррель, а нефтяные резервы в странах ОЭСР уменьшатся до минимума с 2000 года.

Что может сдержать цены на нефть

Ключевые производители сырой нефти борются за то, чтобы нарастить добычу и стабилизировать цены. Слишком высокая стоимость нефти не выгодна даже экспортерам, ведь это в долгосрочной перспективе уменьшит конкурентоспособность энергоносителя. Еще в июле прошлого года коалиция из 23-х стран ОПЕК+ договорились ежемесячно увеличивать суточную добычу нефти на 400 тыс. баррелей. По данным агентства Argus, на январь экспортеры отстали от запланированных объемов на 800 тыс. баррелей в сутки.

Из-за низких темпов наращивания добычи заявленные в начале года планы стран продолжать с марта увеличивать добычу не вызвали никакой реакции рынка. Впрочем, некоторые страны добавляют оптимизма. Нигерия, которая отставала от нормы в предыдущие кварталы, сейчас постепенно наращивает добычу, и недавно вышла на 9-месячный максимум. Правда, это до сих пор на 160 тыс. баррелей в сутки ниже квоты ОПЕК.

В долгосрочной же перспективе рынок может рассчитывать на добычу сланцевой нефти в США, добыча которой значительно вырастет на высоких нефтяных ценах. В 2023 году добыча в штатах превысит показатель 2019 года. Потенциал увеличения добычи имеет и Саудовская Аравия, которая к 2027 году планирует увеличить суточную добычу на 3,5 млн. баррелей, или на 35%. Конкуренция американской и саудовской нефти может облегчить ситуацию для импортеров.

К концу подходит зимний сезон. В ближайшие месяцы с потеплением цена на природный газ может снизиться, и тепловые электростанции снова будут использовать этот энергоноситель для выработки электричества вместо мазута и дизельного топлива. Это частично ослабит спрос на сырую нефть.

Большие надежды рынок возлагает на переговоры США и Ирана по ядерной сделке, которые недавно возобновились в Вене. Ожидается, что Иран откажется от планов на разработку ядерного оружия в обмен на снятие американских санкций. Пока аналитики осторожны в прогнозах, однако стороны приближаются к определенному компромиссу, где фигурирует пункт о разрешении импортировать иранскую нефть. Это может ослабить давление на цены, ведь страна входит в десятку мировых лидеров по добыче нефти.

Соединенные Штаты заинтересованы в этой сделке, ведь на американских граждан давят высокие цены на бензин. Средняя розничная цена галлона бензина в США за последний год выросла на 46%. Президент Джо Байден в ноябре объявил о поставках на рынок 50 млн. баррелей нефти из стратегических запасов для стабилизации цен. Впрочем, это имело лишь кратковременный эффект. После коррекции на 15% нефтяные цены снова поползли вверх.

Байден также попросил высвободить резервы у китайского лидера Си Цзиньпина. И по данным источников Reuters, Поднебесная все-таки отправит на рынок свои стратегические запасы.

Ожидается, что в 2022 году ФРС будет поднимать ключевую ставку 3-4 раза. Это ограничит доступ импортеров к финансированию и может частично снизить спрос на нефть. Впрочем, реальное влияние этого фактора на стоимость нефти может быть ограниченным.

Кто выиграет, а кто проиграет

В выигрыше окажутся ключевые страны-экспортеры – США, Саудовская Аравия и Россия. По оценкам агентства Bloomberg, если цена на «черное золото» будет выше 90 долл. за баррель, российские годовые доходы вырастут на 65 млрд. долл. — это укрепит рубль.

В 2014 году цена за баррель нефти упала со 100 долл. до 50 долларов.

В Европейском Союзе посчитали, что при таких ценах мировой ВВП ежегодно дополнительно рос на 0,7% благодаря повышенным спросу и инвестициям. Низкие цены способствовали созданию в ЕС до 3 миллионов новых рабочих мест в отраслях с высокой долей использования нефти.

Теперь же цены на энергоносители возвращаются к семилетним максимумам и лишают мировую экономику этих преимуществ, уменьшая спрос и разгоняя инфляцию до рекордных показателей.

Высокие цены на нефть прямо влияют на стоимость производства некоторых товаров: резины, асфальта, пластика, краски, одежды, лекарств и тому подобное. Более того, из-за подорожания топлива эти товары будет дороже транспортировать, что увеличит их конечную цену для потребителей. Это является проблемой для компаний, ведь большая часть производств этих товаров расположена в Азии, и мир уже переживает беспрецедентный кризис цепей поставок и рост цен на контейнерные перевозки.

В Украине из-за высоких мировых цен на нефтепродукты пострадают потребители указанных импортных товаров, автомобилисты и компании, связанные с транспортными перевозками.

«Наша страна зависит от импорта нефтепродуктов на три четверти. Учитывая это, цены на заправках определяются стоимостью топлива на границе и курсом национальной валюты. С начала года импортируемые нефтепродукты – белорусский и литовский бензин, российское и белорусское дизельное топливо – выросли в цене на 15%. Трейдеры платят акцизный налог в евро. Недавно эта валюта подорожала более чем на 1 гривну. Поэтому не удивительно, что цены на заправках пошли вверх», – сказал главный научный сотрудник национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев.

Из-за импортной зависимости украинские власти могут лишь ограниченно регулировать цены на бензин, контролируя наценку на заправках. Чиновники называют это «вынужденной и временной мерой на период действия карантина», однако даже он не способен удержать влияние мировых цен на украинский рынок.

Автор: Богдан Мирошниченко

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий