16.09.2018 – Украинские чиновники открыто признают: сегодня легального лотерейного рынка в стране практически не существует. Вместо него под видом лотерей действует азартный бизнес, запрещенный законом еще в 2009 году. Однако, признавая это, как и факты, много миллиардных потерь бюджета, власти, прежде всего Министерство финансов, которое отвечает за политику в сфере лотерейной деятельности, отказывается делать любые шаги, чтобы исправить ситуацию.
При этом новая команда в руководстве Минфина вместо того, чтобы для начала навести порядок на рынке лотерей, отделив его от запрещенных азартных игр, похоже, намерены до победного конца отстаивать их легализацию. Почему именно такое развитие событий интересно некоторым из вновь назначенных высоких чинов Минфина, разбирался «Главком».
В начале июля, выступая в Верховной Раде, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Кабмин планирует навести порядок на рынке лотерей, под видом которых функционирует теневой азартный бизнес. «Лотерейный бизнес сейчас – это не бизнес, на мой взгляд. Это просто «теневые» схемы, и еще до этого надо добраться. Мы сейчас разбираемся с контрабандой, доберемся еще и к лотереям, там, где «теневые» потоки ходят косяками. Их надо всех загнать в государственный бюджет», – заверил тогда глава правительства.
Подобные заявления украинцы регулярно слышат из уст самых высоких чиновников последние четыре года. «До четверга» разобраться с игорным бизнесом три года назад обещал глава МВД Арсен Аваков. Тотально закрыть игровые точки намеревался генпрокурор Юрий Луценко.
И, конечно же, навести порядок в этой сфере, обещали все, без исключения, послереволюционные руководители Минфина, включая уволенного недавно Александра Данилюка. Последний даже пытался оперировать конкретными цифрами, называя годовой объем запрещенного игорного бизнеса – $1 млрд. – и обещая приложить все усилия, чтобы перенаправить эти деньги в бюджет.
Отметиться заявлениями о решении проблемы не успела Оксана Маркарова, которая пришла на смену Данилюку. Она выполняет сейчас обязанности министра. Впрочем, решение вопросов лотерейного рынка и засилья игорного бизнеса будет совсем не ее делом.
Юристы в законе
В конце июля правительство назначило на должности заместителей министра финансов Сергея Верланова и Юрия Джигиря. Обратим внимание на персону Верланова, который пришел на место Сергея Марченко, который курировал в министерстве, среди прочих, вопрос лотерейного рынка.
До утверждения в должности заместителя главы Минфина Сергей Верланов работал юрисконсультом ряда предприятий Львовской области, юристом в одной из компаний «Большой четверки» – PwC. А с 2015 года занимал должность партнера в юридической фирме Sayenko Kharenko. Она известна тем, что ее юристы являются консультантами ряда серьезных структур международного уровня, в том числе государственных институтов.
Так, в 2015 году, именно в период, когда Верланов пришел в Sayenko Kharenko, эта юридическая фирма занималась консультированием Министерства финансов по вопросам подготовки новой законодательной базы игорного бизнеса.
Более того, как утверждает информированный собеседник «Главкома», чиновники Минфина в ходе рабочих встреч представляли юристов Sayenko Kharenko как разработчиков законопроекта №3632 о легализации азартных игр. Это, несмотря на то, что в самом Минфине есть целый штат специалистов, которые получают зарплату именно за разработку подобных документов.
В прессе того периода можно найти множество комментариев представителей Sayenko Kharenko, в которых они расписывают преимущества, с их точки зрения, легализации азартных игр посредством принятия правительственного, а по сути разработанного ими законопроекта.
«В основном такие законопроекты предусматривают возможность открытия игорных зон в отелях разных категорий – как правило, речь идет об отелях категории «пять звезд». Есть также предложения в отношении гостиниц «четыре» и даже «три звезды». По нашему мнению, подобный подход является разумным с точки зрения круга лиц, у которых будет доступ к азартным играм. Уместность такого подхода, помимо прочего, подтверждается тем, что подобная практика достаточно распространена в других странах», – рассказывала юрист Sayenko Kharenko Анжела Махинова.
Лоббистом этого законопроекта выступала и другой юрист этой компании – Алина Плющ. Целую статью о преимуществах легализации написал старший юрист Sayenko Kharenko Олег Климчук.
Такая активность становится понятной, если учесть, что подобная работа (разработка документа и его дальнейшее продвижение) стоила, как утверждают источники «Главкома», немалых денег.
По мнению как экспертов в сфере лотерейного рынка и азартных игр, так и народных депутатов из антикоррупционного комитета, законопроект содержит существенные коррупционные риски, вместе с тем не фиксирует весь спектр инструментов контроля со стороны государства. Получается, что заплаченные юридической фирме деньги были потрачены зря.
Однако то, что закон неприемлем, совсем не означает, что Минфин не будет иметь попыток его протолкнуть. В любом случае, это следует из ответа министерства Антимонопольному комитету, который интересовался у Минфина ситуацией с рассмотрением его предложений по ситуации на лотерейном рынке.
Как сообщила в июле государственный уполномоченный АМКУ Агия Загребельская, ее ведомство получило письмо от Минфина, в котором утверждается, что замечания антимонопольного комитета якобы учтены министерством в разработанном ими проекте закона, который имеет целью регулировать как лотерейную деятельность, так и азартные игры.
Речь идет о правительственном законопроекте №4663, который пришел на смену законопроекта №3632 и в основном повторяет его положения. Этот законопроект, который, кстати, также всячески продвигают юристы Sayenko Kharenko, также был признан как такой, что содержит коррупционную составляющую.
Козырный заместитель министра
Впрочем, вернемся к недавно назначенному заместителю министра финансов, бывшая компания которого засветилась в лоббировании азартных игр. Кроме юридической практики, Верланов был членом различных общественных организаций: сопредседателем Американской торговой палаты в Украине, членом Всеукраинской общественной организации «Ассоциация юристов Украины» и членом Общественного совета добродетели.
Но, пожалуй, самая интересная его общественная должность – это соучредитель федерации покера Украины. В любом случае, в реестре юридических лиц он и до сих пор зафиксирован как основатель этой всеукраинской общественной организации.
Кто-то может сказать: и что тут такого? Дело в том, что до последнего времени покер в Украине не имел официального статуса. И в случае, если в эту игру играли на деньги (а это довольно частое явление), то попадали под действие закона «О запрете игорного бизнеса в Украине», то есть покер считался нелегальной азартной игрой. Кстати, в правительственном проекте закона №4663 покер планируется отнести именно к азартным играм.
А как же так называемый спортивный покер, возможно, он разрешен? Действительно, совсем недавно, а вернее с 16 августа 2018 года, спортивный покер вдруг оказался разрешенным видом спорта в соответствии с приказом Минмолодьспорта.
Странное совпадение: в июле назначают заместителем министра покерного лоббиста, а в августе – легализуют эту игру.
Самым интересным в этой ситуации является то, что кроме двух слов «спортивный покер», в приказе нет ни одного определения спортивного покера. В результате существует огромный риск, что под видом спортивного в Украине будет практиковаться самый обычный кэш-покер, то есть азартная игра на деньги.
Почему это может произойти, «Главкому» подробно объяснила эксперт в этой сфере Зорина Топорецкая. По ее словам, единственное определение спортивного покера как игры без денежных ставок можно найти в одном из решений Высшего административного суда. Впрочем, по ее мнению, это определение можно элементарно обойти.
«Если мы берем просто фишки, играем, и как выигрыш получаем эти фишки, то это не является азартной игрой. Но в законодательстве указано, что разрешаются спортивные соревнования, условиями которых является получение денежного или имущественного выигрыша. Это фактически дает возможность участникам игры в спортивный покер прописывать, что правилами игры разрешается выигрыш. А если разрешается выигрыш, то откуда он формируется, определяется правилами игры. Кто эти правила утверждает? Фактически, сами организаторы или участники игры», – пояснила Топорецкая.
Вот и выходит, что отнесение спортивного покера к разряду спортивных игр фактически дает зеленый свет азартному покеру.
«Здесь существует еще один серьезный риск. Если спортивный покер признан одной из спортивных игр, то, по аналогии с детскими шахматными клубами, у нас будут и детские клубы покера. Ведь государство обязано поддерживать развитие спорта: «пожалуйста, приводите детей с 5-6 лет, мы их, по вашему желанию, научим играть в шахматы, а если хотите – в покер». Риск заключается в том, что, во-первых, государственные деньги можно будет списывать на открытие так называемых спортивных покерных школ, а во-вторых, детей втягивать в эти игры в покер. Значит, мы начнем приучать детей к азартным играм. Ведь сегодня им интересен покер, а завтра – другие карточные игры», – считает Топорецкая.
И, наконец, фактическая легализация покера как спортивной игры, то есть игры, которая зависит от умений игрока, а не только от случайности, по словам эксперта, открывает путь для легализации в Украине других игр на деньги под видом спортивных.
«Ведь можно говорить, что знания и умения есть у игроков, которые занимаются букмекерством. Поэтому, если уж мы спортивный покер признаем спортивной игрой и позволяем игру на деньги, то чем она тогда отличается от букмекерства? Там тоже игроки применяют умения, хотя присутствует и элемент случайности. И букмекерские конторы с радостью вам предоставят соответствующую статистику.
Значит, завтра у нас можно будет букмекерскую деятельность с таким же успехом отнести к спортивным играм. Если уж государство говорит, что спортивный покер – это вид спортивной игры, то пусть предоставит ему определение. В целом же, я считаю, что это было ошибкой разрешать спортивный покер, когда азартные игры у нас запрещены», – подытожила Топорецкая.
Крапленые чиновники
На сегодня имеем такую ситуацию: один из руководителей Минфина, а именно заместитель министра, который отвечает за ситуацию на лотерейном рынке, в том числе за то, чтобы под видом лотерей не проводились запрещенные азартные игры, является лоббистом покера, который можно отнести к подобным играм. Сразу же после его назначения этот вид игры странным образом получил легальный статус.
Кроме того, юридическая компания, где он работал, разработала законопроект, который предусматривает легализацию азартных игр и который Минфин намерен и дальше продвигать, несмотря на то, что он не только не соответствует антикоррупционному законодательству, но и принципам, принятым в цивилизованном мире.
Справедливости ради отметим, что такую позицию Министерство финансов демонстрировало задолго до прихода на должность заместителя министра Сергея Верланова – при многих бывших министрах и их заместителях. Это дает основания говорить о том, что, возможно, одна из причин в таком подходе находится в самом ведомстве, на уровне ответственного структурного подразделения Минфина, например, руководства отдела, в обязанности которого входит надзор за лотерейной деятельностью.
Так, бессменный начальник лотерейного управления, а затем отдела Минфина Анатолий Берещенко известный своим умением занимать позицию «моя хата с краю». Интересно взглянуть, что случилось с лотереями за время, в течение которого он отвечал за это направление, независимо от людей на должностях министров и заместителей.
Во-первых, был нарушен закон «О лотерейном рынке» в части сроков разработки и принятия Минфином лицензионных условий для лотерейного рынка – на сегодня просрочка составляет почти пять лет.
Во-вторых, из-за отсутствия государственного контроля, обязанность, организовать его находится в компетенции этого чиновника, лотерейный рынок пока фактически утерян, а на его костях пляшет азартный бизнес.
В-третьих, в разработанном якобы лотерейным отделом Минфина законопроекте об азартном рынке найдены коррупционные риски.
В-четвертых, проект лицензионных условий, за который также отвечает отдел Берещенко, нарушает множество норм законодательства, о чем, в частности, не раз заявляли эксперты, а также представители АМКУ и других госорганов.
И, наконец, за время, пока Берещенко отвечал за лотереи в Минфине, перечисления в бюджет от лотерейной деятельности упали на сотни миллионов гривен.
Ранее СМИ неоднократно исследовали вопрос, в чьих интересах действуют ответственные лица Минфина, когда принимают определенные решения (например, вносят в проект лицензионных условий положения, которые предоставляют преференции одному конкретному оператору) или когда отказываются принимать другие (например, когда игнорируют очевидную необходимость введения жесткого контроля на лотерейном рынке).
Туманные перспективы
Как будут развиваться события для лотерейного рынка в такой ситуации, когда, с одной стороны, есть премьер, который обещает разобраться с «теневым» бизнесом. С другой стороны – заместитель министра финансов, который отстаивает интересы азартных игр, и его подчиненный, который отвечает за лотерейный рынок, прогнозировать сложно.
С точки зрения закона, шаги государства очевидны. Во-первых, Минфин обязан как можно скорее доработать и отдать на утверждение Кабмина лицензионные условия для лотерейного рынка. Согласно закону «О государственных лотереях в Украине» он должен был это сделать еще почти пять лет назад.
На сегодня проект этого документ существует, но в совершенно непригодном виде. Серьезные замечания к нему высказал целый ряд государственных органов, которые отметили, что его положения нарушают законодательство Украины. Кроме того, как утверждают эксперты, проект этого документа явно написан под нынешнего фактического монополиста на рынке – компанию «УНЛ», что нарушает принципы честной конкуренции.
От срочного утверждении лицензионных условий зависит и выполнение требований еще одного закона – «О запрете игорного бизнеса в Украине». Дело в том, что запрещен этим законом нелегальный игорный бизнес процветает в Украине, прежде всего из-за того, что в каких нормативных документах не прописаны четкие дефиниции, которые позволили бы разграничить собственно лотереи от азартных игр, которые под них маскируются.
Кроме того, в законодательстве нет четко прописанных механизмов контроля со стороны государства за рынком лотерей, прежде всего – по оборотам операторов. Введение таких механизмов, в свою очередь, дало бы возможность контролировать процесс проведения лотерей и прекращать деятельность, которая не укладывается в понятие «лотереи», то есть относиться, к азартному бизнесу. Все эти положения можно реализовать, добавив соответствующие пункты лицензионных условий.
Также Минфину стоило бы, наверное, разобраться с кадрами, которые отвечают за лотерейную политику, проанализировав, почему проекты министерства в парламенте признаются коррупционными, а бюджет продолжает терять сотни миллионов из-за бесконтрольного распространения азартных заведений.
Относительно глобального закона о легализации игорного бизнеса, то, возможно, учитывая то, что текущий законопроект признан непригодным, Минфину стоило бы на некоторое время отложить его. Тем более что, как утверждают информированные источники «Главкома», в нынешнем составе парламент этими вопросами заниматься уже не будет.
Значит, перспектива принятия подобного закона откладывается минимум на год. А учитывая, что новым депутатам нужно будет определиться с собственной позицией, войти в курс дела, то и на более длительный срок. Поэтому целесообразнее было бы навести порядок там, где Минфин должен это сделать по закону – на лотерейном рынке, доработав и приняв, наконец-то лицензионные условия.
Автор: Инна Михайловская
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.