13.09.2019 – «ЖЗЛ: Жизнь. Зерно. Люди» – новый совместный проект компании KMZ Industries и Agravery.com. Это нетривиальный взгляд на личности, которых хорошо знает украинское зерновое сообщество. Чем они живут, какие новые бизнес-идеи имеют, о чем мечтают и даже что делают в свободное время – смотрите в этой серии публикаций.
Имя главы Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева хорошо известно отечественным аграриям и трейдерам. Управленец с многолетним опытом работы убеждает, что сегодня Украина аграрная стоит на новом для себя этапе трансформаций – не только в политике, но и в утверждении себя как мощной, амбициозной страны-экспортера.
Он не боится отвечать на острые, иногда провокационные вопросы, называть вещи своими именами и открыто говорит о проблемах зерновиков – потому, что они болят ему больше всего. Признается, что хотя свободного времени остается слишком мало, с удовольствием тратит его на хобби. А оно, в свою очередь, часто помогает ему в принятии решений.
Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал открытие рынка земли, что это может состояться уже в ближайшее время. Разделяете ли вы эти стремления?
— Основная задача государства – эффективно управлять использованием ресурсов. Земля – это ресурс, государство должно понимать, сколько из этого ресурса можно заработать денег. Приведу пример: на землях с орошением на Херсонщине можно выращивать 30 тонн клубники с гектара и продавать ее хотя бы по доллару – и это 30 тыс. долларов с 1 га, или, выращивая пшеницу 4 тонны по 150 долларов за тонну, получать 600 долларов. Что более эффективно – вопрос неоднозначный.
К примеру, во Франции фермер, чтобы взять в аренду землю, должен доказать, что он умеет и может обрабатывать эту землю. Новичок должен сдать местным фермерам своеобразный экзамен – спрашивают, что он будет выращивать, какие технологии будет использовать, и даже дети будут ли ходить в местную школу. Потому что фермерство это также участие в социальной жизни общины.
И даже если землю вы получили в наследство, вам могут не позволить ее обрабатывать. К чему я веду — тотальный либерализм в земельных вопросах, это может привести к непрогнозируемым последствиям. Это напоминает маленьких детей или подростков, которые хотят пуститься во все тяжкие и делать все, что захотят, бесконтрольно. Поэтому следует учитывать и мировой опыт в вопросах рынка земли, и понимать последствия действий.
Не могу не затронуть вопрос, который сейчас очень живо обсуждают, а именно отмена Минагропрода как отдельного министерства, и переход его в подчинение МЭРТ. Что думаете по этому поводу?
— Если это на самом деле произойдет, то страна и агропроизводители потеряют очень много. Из-за переподчинения Минагропрода потеряются зародыши аграрной политики, которые удалось наработать. Для этого оно должно быть независимым от других министерств. Ведь все проблемы, которые возникают, находятся в кроссекторальном пространстве – там, где интересы Минагропрода пересекаются с Министерством экономики, Министерством экологии, Министерством инфраструктуры.
Поэтому на сегодня главный вопрос – это построение независимого беспристрастного Минагропрода: оно не должно быть частью других структур. Приведу еще один момент – к примеру, Украина ведет диалог о взаимной аграрной торговле с более чем 200 странами, и даже в переговорах наши интересы должны представлять министр Минагрополитики, а не «заместитель заместителя» или «начальник департамента» – поэтому даже с точки зрения протокола эта должность не может исчезнуть.
Предлагали ли вам кресло нового министра?
— Лично мне не предлагали должность министра, и я ее не рассматриваю как возможную на данном этапе. Я не думаю, что сейчас возможны те изменения в министерстве, которые мне хотелось бы видеть. Каждый из новых министров сталкивается с одной и той же проблемой – ГПЗКУ, лесное хозяйство, «Укрспирт». Эти государственные предприятия приносят больше вреда, чем пользы, их нужно давно продать. Они очень вредят имиджу государства и государственной политике в глазах наших партнеров.
О зерновом сезоне и коллапсе благодаря Украинской железной дороге
По вашим оценкам, как сложится текущий зерновой сезон? Какие итоговые урожаи и экспорт будем иметь?
— Я ожидаю рекордного производства зерновых и масличных. Если в прошлом году производители вырастили чуть более 92 млн. тонн зерновых и масличных, то в этом году мы ожидаем более 94 млн. тонн. А в сезоне 2022 года – соберем не менее 100 млн. тонн.
Если говорить о динамике экспорта, то если в прошлом сезоне мы вывезли около 52 млн. тонн зерна, то в текущем – ожидаем экспорт 55 млн. тонн зерновых и масличных. Будем иметь хороший урожай кукурузы – на уровне 35 млн. тонн, экспорт будет на уровне 30 млн. тонн.
В этом году аграрии собрали больше пшеницы – 28 млн. тонн, при этом внутренние потребности населения Украины не превышают 3-4 млн. тонн. Я не совсем согласен с тем, что нужно существенно нарастить переработку зерна внутри страны – люди не будут, есть больше хлеба, чем по норме, а экспортировать его невозможно, перерабатывать зерно, к примеру, на муку – она не так долго хранится, как целое зерно.
Украина продолжает расширять рынки сбыта зерна – к примеру, 32 тыс. тонн было недавно отправлено в Эквадор. Будут ли отправлены в эту страну еще партии, и в другие страны – есть ли следующие на очереди?
— Наши трейдеры готовы экспортировать в любую страну. Однако перед этим должны быть подписаны межгосударственные торговые соглашения и взаимные требования по фитосанитарному контролю.
В мире не существует либеральной политики в отношении поставок зерна или другого продовольствия, каждая страна защищает своих производителей. К примеру, поставку в Эквадор нам пришлось согласовывать в «пожарном» порядке, хотя запросы относительно Эквадора и Мексики и еще нескольких стран Центральной Америки мы подавали еще год назад. Относительно поставок в Эквадор – пока информации нет, пусть, по крайней мере, первая поставка будет завершена.
Знаю, что были определенные проблемы с поставками зерна в Индонезию, в частности, из-за требования страны предварительно прокаливать зерно перед отправкой судном. Удалось ли найти консенсус с этой страной?
— Как я уже упоминал, Украина ежегодно увеличивает урожайность и урожаи, при этом спрос со стороны Европы и Африки относительно стабилен, а избыток отправляется в азиатские страны, где есть повышенный интерес в зерне, особенно в Индонезии и Филиппинах. Здесь у нас есть конкурент – Австралия, и разница в цене на транспортировку составляет $30 не в пользу Украины. Но с изменением климата Австралия потеряла свой статус стабильного производителя, она сильно зависит от погоды.
Проблема в поставках в Индонезию в том, что мы расположены в северном полушарии, и у нас в течение зимы отрицательные температуры, что сокращает количество грибковых заболеваний, и они считают товарное зерно от нас угрозой, хотя это не так, и рисков для здоровья нет. Они хотят, чтобы мы прожигали зерно перед загрузкой, но не все терминалы это могут сделать, потому что нет сушилок, к тому, же это существенно повлияет на скорость загрузки судна, а у причала очередь.
Индонезийская сторона предложила нам создавать так называемые свободные карантинные участки, а это сложно, поскольку трейдер не владеет землей, а фермеры не имеют времени на это.
Мы предложили Госпродпотребслужбе и Минагропроду обследовать 100% украинских земель на все грибковые заболевания, а профинансировать этот проект смогут экспортеры, с которых можно взять по 1$ с каждой тонны. Обследование обойдется примерно в один доллар на гектар – получается около 30 млн. долларов. В масштабах страны и чтобы больше не возвращаться к вопросу фитосанитарии – это мизер.
Вы неоднократно подчеркивали, что увеличение производства зерна приведет к нехватке зерновозов и коллапсу в УЖД. Ряд крупных агрокомпаний приобрели зерновозы, однако вопросов это не решило. Прокомментируйте, пожалуйста, причины.
— Это правда. Три года назад в распоряжении Украинской железной дороги было 11000 вагонов-зерновозов, а сейчас – уже 26000 вагонов-зерновозов, и это все было достигнуто усилиями бизнеса. Учтите, что один новый зерновоз стоит от $50 до $70 тыс. а в Европе – вдвое дороже. Вагоны приобретены, однако встает вопрос с тепловозами, которые могут это все довезти в порт. Есть такие антирекорды, когда вагоны идут в порт по несколько недель. В других странах зерновозы за сутки преодолевают 250-270 км, а у нас в лучшем случае – 50 км.
Бизнес может купить тепловозы, однако не принят закон о железнодорожном транспорте, который может пустить частную тягу на пути общего следования. УЖД четко дала понять, что они не рассматривают возможность выхода частных локомотивов на пути. Они не хотят конкуренции, потому что перевозка зерна – это самая доходная доля их операций.
Но хоть какой-то диалог есть? Они слышат вашу проблему?
— Диалог есть, наши потребности железнодорожники слышат. В «Железной дороге» свои планы КРИ у менеджмента и свои представления о том, как это делать. К примеру, мы не согласны с определением станций – в Украине более 500 станций, которые могут грузить зерно, в прошлом году железная дорога вывезла из 75 маршрутных станций половину зерна.
По мнению железнодорожников, если станций будет 150, то они вывезут 100% зерна. Однако эта чистая математика не учитывает регионального размещения маршрутных станций – к примеру, в нескольких регионах их вообще нет.
Получается, что в этот момент железная дорога определяет, в каких регионах лучше выращивать зерно. Эти действия не согласованы ни с профильными ассоциациями, ни с министерством. Вырастить хлеб производитель может, однако транспортировка обойдется в 250-300 гривен на тонне дороже, чем из маршрутных элеваторов, а при урожайности 4 тонны на 1 га это 1100-1200 грн. на одном га, и это как раз весь доход, который может заработать аграрий.
Значит, производство зерна в этих областях становится нерентабельным по сравнению с другими регионами. Будет происходить миграция работников, капитала, и за это все должна отвечать Украинская железная дорога своей мнимой эффективностью.
Если бы УЖД была частной компанией – без вопросов, пусть делают, что хотят, но она – государственная собственность, а значит, действия должны быть согласованы с государственной политикой.
На мой взгляд, в связи с изменением климата и засухой, развивать строительство маршрутных элеваторов нужно на западе и востоке. А бизнесмены, строя элеватор, совсем не уверены, что маршрут будет проложен, есть станции, на которых производители готовы грузить по 50 вагонов в сутки, однако подъездных путей нет.
Таким образом, бизнес находится в заложниках развития инфраструктуры железной дороги. Чтобы добавить немного меда в этот сплошной деготь, отмечу, что Украинская железная дорога в год перевозит больше зерна, и это не может не радовать производителей.
Об ассоциации, работе с властью и критике
УЗА в прошлом году отпраздновала свое 20-летие. Для профильной ассоциации — достаточно почтенный возраст. Тем не менее, если в Европе и США ассоциации воспринимаются как мощный движок для изменений, то в Украине рядовые аграрии говорят об ассоциации как о ненужном, обременительном, в том числе и финансовом, бремени. Прокомментируйте, почему так?
— Первое и самое главное – роль ассоциаций очень важна, именно люди, которые работают в конкретной отрасли, понимают ее проблемы лучше и могут направлять власть в нужном направлении. В общем, в наших рядах около 50 компаний, в этом году приняли 5-6 новичков. Мы в авангарде проблем и предлагаем государственным институтам возможные варианты их решения. Почему у нас производители относятся к профессиональным ассоциациям с определенным предубеждением? По моему мнению, это инертность восприятия коллективного права управления.
Большинство людей считает, что, оторвавшись от коллектива, могут единолично найти лучшую идею, а среди других они могут потеряться. Однако это не так – только коллективно можно «родить» ту идею, которая будет работать. Убежден, что новое поколение фермеров будет относиться к ассоциации совсем иначе, еще лет 10-15, и роль ассоциаций будет совсем на другом уровне.
Но и действия «УЗА», и вас как ее руководителя часто критикуют. Как воспринимаете это?
— Критика позволяет понять свои слабые стороны. Зависит, от кого она исходит – от добрых людей, или от тех, кто завидует, или от конкурентов. Критику следует ранжировать, и понимать, какую цель она имеет, и уже потом либо принимать к сведению, или нет. Критикуют меня часто, но, как говорил Наполеон: «О величии человека говорит величие ее врагов». Поэтому я не переживаю — чем выше цели, тем больше критиканов, которые пытаются подвинуть с выбранного пути.
О спорте в жизни, планах и принципах в бизнесе
О вашей насыщенной профессиональной жизни известно много. Расскажите, а как вы вообще попали в сельское хозяйство?
— Должен сказать, что в сельском хозяйстве я работаю уже 27 лет. Хотя никто из моих предков этим не занимался, у нас даже собственного огорода в деревне не было. Сказать по правде, я никогда не думал о агро как о чем-то серьезном и навсегда. Мне было всего 19 лет, когда распался Советский Союз. Стало понятно, что в этом хаосе нужно искать стабильную отрасль, и ею как раз и стал агробизнес, особенно на этапе его становления.
Вспомним, раньше было два министерства – хлебозаготовок и отдельно – зерна. Система разрушилась, а новой не было. Тогда производители выращивали продукцию, но не знали, как ее правильно реализовать. Я, как энергичный молодой человек учился на практике – перекрыть дефицит, быстро найти продавцов и покупателей, понять, какой подсолнух можно продать на перерабатывающее предприятие, какое качество зерна должно быть.
Когда вы слышите слово «зерно», какие первые ассоциации у вас это вызывает?
— Вы знаете, каждый день я просыпаюсь с одной мыслью. Судьба так сложилась, что деятельность, которой я занимаюсь, кормит мир. Живя в Украине, мы кормим гораздо больше населения, чем тех, кто живет в государстве. И это феноменально! Поэтому для меня зерно означает «я помогаю кормить мир».
А если бы не агро, то какую бы сферу для себя выбрали?
— Честно – не знаю. В моем детстве все дети мечтали быть космонавтами или военными. Это связано с тем, что в милитаризованном Советском Союзе всю славу и все деньги получали именно они. Поэтому подсознательно хотелось быть знаменитым, чтобы тебя уважали и показывали по телевидению.
Надеялась на другой ответ, ведь, насколько мне известно, вы профессионально занимаетесь спортом и участвуете в марафонах. Не так ли?
— В детстве мне казалось, что я хороший спортсмен, – плавал и занимался велоспортом. Однако позже я решил не связывать свою судьбу с этим – глядя на тренеров, которые на то время откровенно бедствовали, мне совсем не хотелось жить так же. Сейчас уже в течение 14 последних лет я участвую в марафонах. Последний марафон длиной в 42,2 км в этом году в Париже я пробежал за 3 часа и 7 минут, и 4 года назад в Берлине результат был примерно такой же.
Хочется пробежать быстрее, чем за 3 часа, однако не хватает времени на тренировки. К примеру, во время подготовки к марафону я бегаю 350-400 км в месяц, а нужно – 500-600 км в месяц. Особенно трудно это делать зимой, когда надо выбегать в 5 утра, когда еще темно, скользко. Или, к примеру, в командировках – помню, как в феврале, в Парагвае, днем было +45, поэтому нужно было бегать в 3 часа ночи, да еще и диких собак камнями отгонять.
А какие еще виды спорта вам импонируют?
— Для меня спорт – это возможность проявить все свои качества. Мне нравится противостоять, прилагать усилия. Я умею терпеть, ждать и соответственно получаю хорошие результаты. Нравится плавание – спокойно проплываю 3 км за час. Нравится парусный спорт, яхтинг – даже получил удостоверение шкипера. Однако это требует много свободного времени, которого у меня нет, – рабочий график этого не позволяет.
Жена болеет за вас во время спортивных стартов?
— Она не только поддерживает, но и бежит рядом. Мы вместе большую часть жизни, женаты 27 лет. Наши интересы, стремления почти всегда совпадают. Очень приятно, когда именно твоя жена бок обок с тобой проходит дистанцию. Мы вместе бежали марафоны в Барселоне, Эдинбурге, Париже, а в этом ноябре будем бежать в Нью-Йорке. Должен сказать, что не только жену, но и своих друзей увлек идеей – около 20 человек в моем окружении также начали это делать.
Несмотря на такой плотный график – работа плюс спорт, успеваете ли ездить в отпуск?
— За свою трудовую деятельность я максимально долго был в отпуске 2 недели. Последние годы мой отпуск – это максимум неделю, и то между праздниками. Но и на отдыхе с семьей про спорт не забываем – у нас по 2-3 тренировки в день, я даже велосипед с собой беру.
Эти спортивные победы помогают вам работать? Какими принципами руководствуетесь в бизнесе?
— Спорт помогает мне держать равновесие. Я не спешу успеть сделать все, а лучше – сделаю это правильно. Поэтому для меня баланс – это очень важный элемент в принятии бизнес-решений.
Мои принципы – во-первых, доходность. Если деятельность не приносит прибыли, то лучше этим не заниматься, во-вторых – безопасность: за слишком рискованные дела я не берусь, однако если маржинальность может перекрыть риски, то почему бы, не попробовать, и третье – новые вызовы и инновационность: все старое – это работа по шаблону, а от этого нужно отходить. Новое – добавляет энергии!
Ваш сын так же начал работать на аграрной ниве. Это была ваша идея, чтобы он продолжил своеобразную династию?
— Да, это правда. Я никого не заставлял становиться своим преемником, это должен быть осознанный выбор. Дети должны выбрать свой путь, делать то, что им импонирует. Если это будет агро – я только поддержу и приложу максимум усилий, чтобы они в этом разобрались.
Мой старший сын учился в Великобритании и Франции, работал там, в компании Soufflet. Недавно вернулся в Украину – работает в одной из мощных агрокомпаний, которая занимается зерном. Пока что ему все нравится и оставлять это дело, а тем более страну, он не хочет.
Считаете ли себя успешным человеком?
— Как говорится, всегда не хватает одного дня и одного доллара. Я критически подхожу ко всему – хочу лучше и эффективнее использовать свое время, добиваться целей. Хочется реализовать себя в чем-то более важном. Хочу и личных побед, и профессиональных.
Думаете ли о будущем, чем хотите заниматься, например, через 10-15 лет? Поменяете ли отрасль или будете оставаться в сельском хозяйстве?
— С возрастом все труднее менять вектор деятельности, ибо в определенной области ты уже эксперт. Уйти во что-то новое – это вызов, но будет ли это эффективным? В агро еще много того, чем надо и стоит заниматься, – это принесет больше пользы. Главное – я хочу быть эффективным во всем, что делаю.
О чем мечтаю в дальнейшем? Вот на пенсии хочу подготовиться и пройти соревнования Ironman. Потом буду заниматься собой, семьей и внуками. Может, книжку сказок напишу.
Автор: Ирина Глотова
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.