Новая нормальность на рынке труда: из третьего мира в первый благодаря пандемии

По результатам исследований, дистанционные работники на 25% эффективнее офисного персонала. Какие перспективы открывает новый рынок труда?

Говоря про коронавирус, привычнее подсчитывать убытки: сколько потеряла экономика, какие объекты малого бизнеса навсегда закрыли свои двери, сколько наемных работников осталось без работы в трудное время.

Однако, как и любой другой процесс, пандемия имеет другую, положительную сторону. Людям пришлось менять социальные роли, быстрее приспосабливаться к иной реальности, усиливать лидерские качества, трансформировать отношение к работе.

Что изменила пандемия

По данным исследования, проведенного компанией Ernst & Young Global Limited (EY), пандемия изменила ожидания работодателей и наемных работников.

В новой реальности офис уже не воспринимается как норма. Работники готовы считать дистанционную работу типовым условием, которое позволяет выполнять поставленные задачи. Компании меняют подходы к оценке эффективности работы: учитывают полученные результаты и количество отработанных часов.

По результатам глобальных исследований, дистанционные работники на 20-25% эффективнее, чем офисный персонал. Компании могут нанимать сотрудников без привязки к городу или району проживания. Работники могут следить за work-life балансом, чувствовать меньше усталости, исключая время на дорогу к месту работы и обратно.

При этом растет спрос на креативных специалистов, которые помогают увеличивать стоимость бренда благодаря визуальным коммуникациям, перестройке стратегии развития новых направлений, на которые до пандемии было сложно вовлечь персонал в офис.

Также специалисты из HR ищут кросс-функциональных работников. Маркетолога-сейлза, который промоутирует и продает интеллектуальный продукт или бухгалтера-кадровика, который берет на себя бухгалтерский и кадровый учеты. Также нужен курьер-грузчик, который доставит все — от листа до мебели.

После пересмотра функциональных обязанностей работодатель увеличивает заработную плату, поэтому работник совмещает опции нескольких штатных единиц.

Удаленная работа, какая она

Если меняются реалии работы, то подход к ее организации тоже нуждается в трансформации. Отныне выполнение должностных задач не всегда имеет привязку к офису. Благодаря пандемии появились нетипичные варианты рабочих мест.

Дистанционной работой называют форму организации труда, которая предполагает выполнение работы не в помещении работодателя, а по месту жительства сотрудника или в другом месте по его выбору. При этом наемный работник может использовать информационно-коммуникационные технологии.

Преимущества дистанционной работы: более гибкий рабочий график, возможность распоряжаться собственным временем, высокая мобильность, возможность уделять время семье, экономия на одежде, проезде и обедах, больше возможностей для лиц с инвалидностью, концентрация на задачах, не требующих участия коллег.

По данным исследования EY, до пандемии внедрение и регулирование дистанционной работы практиковалось в 33% опрошенных компаний. Из-за Covid-19 работодателям пришлось увеличить количество «внеофисных» дней. При этом дистанционная работа до сих пор невозможна для складского персонала, операционных работников, сотрудников производства или фронт-линий.

На что ориентируются компании 

В своей работе и работе партнеров мы видим, что работодателям важно, чтобы внешний кризис минимально влиял на операционную деятельность. Такая комфортная жизнь во время затяжного шторма. Поэтому ожидается лавина технологий, которая поможет автоматизировать процессы. На что ориентируются компании?

Во-первых — на появление новых профессий и явлений. Компании занимаются непрерывным обучением, благодаря чему работники овладевают soft и hard skills.

Во-вторых – на скорость. Работу без планирования на год или на пять лет.

В-третьих – на гибкость. Поиск новой ниши для развития, расширение продуктовой линейки, создание инновационных и персонифицированных решений.

Для налаживания работы используют инструменты, помогающие планировать выполнение процессов и управлять проектами, организовывать рабочие файлы и налаживать коммуникацию. При этом помогают новые продукты, которых до распространения коронавируса не существовало.

Более 58% опрошенных работников заметили, что их производительность не изменилась из-за перехода на дистанционную форму работы. Чтобы измерять эффективность работы компании учитывали количество отработанного времени, соблюдение графика работы и сроков выполнения задач.

Работникам приходилось вести табели рабочего времени и следить за активностью в рабочие часы. Однако даже с такими ограничениями они почувствовали улучшение концентрации, снижение стресса и повышение результатов.

Спрос на диджитализацию 

Настоящую и всеобъемлющую. Если до карантина использование цифровых технологий сулило удобство, то с распространением пандемии диджитализация стала необходимостью. Все сферы социальной жизни ушли в онлайн. Работодателям и работникам осталось только «выжать» пользу из этого процесса.

Одним из недостатков дистанционной работы называют замедление коммуникации. Если раньше работники могли решать срочные вопросы за пять-десять минут личного разговора, то теперь на это можно потратить втрое больше времени.

Один из главных секторов улучшения — разработка продуктов для поддержания общения между коллегами одного ранга и менеджерами-подчиненными. Для этого привлекаются креативные специалисты с узкими навыками.

Во время пандемии 53% компаний использовали Skype и Zoom для проведения видеоконференций. Однако сотрудники чувствуют усталость уже через 30 мин. Особенно ценятся работники, которые могут «сжать мысли» до 5-минутного доклада и представить выводы коллегам в понятной форме.

Изменения ощутили и высшие уровни руководства. CEO – это не только хороший менеджер, но и лидер, способный сплотить команду и держать ее в позитивном настроении. Пандемия помогает выявить естественных лидеров, умеющих налаживать общение в минимальных группах и больших командах, презентовать результаты работы.

Мы в MasterBundles на четвертом-пятом месяце карантина заметили стремительный рост количества добавленных работ в маркетплейс дизайнерами со всего мира.

Многие дизайнеры восприняли пандемию как вызов и начали работать на западных клиентов. Это начало перехода из третьего мира в первый благодаря стиранию профессиональных границ и сплочению профессионального сообщества.

Что нужно работникам для успеха

Ловкими оказались не только дизайнеры. Учитывая внимание к автоматизации, около 40% компаний планируют нанимать высококвалифицированных работников для выполнения временной работы. Например – на время создания коммуникационной сети, что позволит наладить контакт с работниками, которые не возвращаются в офис. Для этого понадобятся IT-специалисты, которые имеют соответствующие hard skills.

Также растет спрос на специалистов, которые могут шифровать данные, налаживать обработку больших баз данных, заниматься кодированием.

Работодатели заинтересованы в расширении количества штатных единиц из числа специалистов по автоматизации процессов, нужны аналитики информационной безопасности, специалисты по интернет-управлению оборудованием, разработчики программ и мобильных приложений, специалисты по цифровой трансформации. В то же время наблюдается ощутимый спрос на специалистов «сферы попечительства»: на медицинских сестер, сиделок, воспитателей.

Независимо от сферы занятости работник будущего должен быть наделен аналитическим мышлением, оригинальностью, умением комплексно решать проблемы, иметь стратегию на получение знаний.

По данным анализа «Будущее рабочих мест 2020», подготовленного Всемирным экономическим форумом, работники ощутят особую потребность в таких «мягких навыках», как критическое мышление, глубинный анализ, самоуправление, обучение, быстрое приспосабливание к изменениям, стрессоустойчивость, гибкость.

Почти все компании ожидают, что их сотрудники овладеют новыми знаниями и навыками, даже если их должности не изменятся. Поэтому особую популярность имеют программы по онлайн-обучению. На время карантина престижные учебные заведения вроде Гарварда или Сорбонны открывали курсы для всех желающих. Сейчас повысить квалификацию можно по сниженным ценам или бесплатно.

«Дистанционка» становится новой нормой. Теперь можно работать из любого уголка мира. По исследованиям, 20-45% работников не планируют возвращаться в офисы.

Каждая компания и государство в целом должны взять от этой new normal максимум. Не говоря о самих работниках, которые, сплошь и рядом находясь в Николаеве, выбирают между заказчиками из Лондона и Амстердама.

Вместо выводов

Пандемия показала, что выживают только те бизнесы, которые быстро реагируют на непреодолимые обстоятельства. Одним из вариантов реакции является создание цифрового рабочего пространства. Для выполнения большого количества задач не нужен офис.

Сотрудник может работать где угодно, если есть нужные навыки, может презентовать результаты работы и поддерживать коммуникацию с коллегами.

Пандемия выявила новые приоритеты: гибкость, скорость, внимание к автоматизации, спрос на креативных и узкоспециализированных специалистов с аналитическим мышлением и влечением к знаниям. Новые навыки и знания можно получить на онлайн-курсах.

Пандемия создала новую нормальность. Сегодня можно оставаться в привычной для себя среде, строить связи и бизнес со всем миром, зарабатывать на уровне первого мира и развивать его здесь и сейчас в родной стране.

Автор: Николай Токарев, CEO MasterBundles

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий