27.05.2020 – Какие перспективы имеют украинские производители на внешних рынках, и в чем заключается роль государства. Экономические пертурбации в 2020 году способны значительно повлиять на мировую торговлю в целом и украинскую в частности.
Уже сейчас очевидно, что, по крайней мере, некоторое время более низкие цены на энергоносители и менее пострадавшие от пандемического шока цены на основные статьи украинского экспорта определенное время будут создавать благоприятный баланс для государства. Это подтверждается тем, что в марте – апреле 2020 года, по которым уже есть данные, импорт товаров в Украину уменьшался значительно быстрее, чем экспорт.
С одной стороны, если присмотреться внимательнее, то оказывается, что на самом деле в условиях пандемии, лишь это предыдущие тенденции. Цены на энергоносители стали снижаться вследствие сланцевой революции и обострения конкуренции между основными поставщиками задолго до появления информации о COVID-19 и, вероятно, после пандемии будут значительно ниже, чем до нее.
С другой стороны, продовольственное сырье, по крайней мере, в среднесрочной перспективе и дальше будет иметь спрос на фоне стремительного роста численности населения в развивающихся странах, ведь у них есть для его закупок доходы, благодаря более высоким у развитых стран темпам экономического роста.
Для энергозатратной и вместе с тем все более зависимой от экспорта сырья и продовольствия украинской экономики это совпадение факторов формирует сложный вызов. С одной стороны, он представляется позитивным в краткосрочной перспективе, в том числе и для наращивания производства в традиционных отраслях.
А с другой стороны это способно загнать страну в ловушку, законсервировать и даже ухудшить структуру экономики и место страны в мировом разделении труда, что в итоге приведет к долгосрочной деградации.
Так же и с локализацией производственных цепочек. Мир после пандемии может оказаться более закрытым, а поставки товаров без критической потребности станут минимизированными. Хотя бы потому, чтобы предотвратить травматические последствия в производстве готовой продукции от будущих потрясений, подобных нынешней пандемии, и связанных с этим ограничением.
Дональд Трамп в США уже не скрывает намерений использовать повод о прикрытии Китаем информации о COVID-19 для расширения ограничений против китайских товаров и возобновления торговой войны.
Однако тренд на усиление протекционизма так же оказался задолго до появления информации об инфекции. И Украине придется искать свою нишу в этой новой реальности. Да и предположение, что из-за пандемии западные компании, возможно, будут искать другие страны для размещения производственных мощностей, и этим при определенных условиях могла бы воспользоваться Украина, кажется слишком оптимистичным на фоне крайне низкого уровня политических элит в стране и отсутствия у них стратегического видения экономической политики.
Украина может оказаться интересной для европейских индустриальных компаний. Она может использовать преимущества Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС и одновременную свободу от определенных ограничений, которые существуют в странах – членах сообщества. Но использование возможностей, что, вероятно, откроются в новых условиях перед Украиной, не будет происходить автоматически.
Экспорт китайских товаров, в том числе и на европейский рынок, в последнее время действительно изрядно просел. Однако это происходит на фоне не менее значительного снижения экспорта туда и производимой в Украине продукции, особенно не сырьевой.
Естественный отбор
А вот вызовы нового мира с активными игроками, которые отстаивают только собственные интересы и играют против пассивной Украины, имеются уже сейчас. Пандемия только ускорит тренд на усиление протекционизма и экономического национализма в мире. Украина должна научиться отстаивать свои интересы в новых условиях или окончательно превратиться в придаток экономики других государств.
Не только в апреле, но и в целом с начала года наблюдалось ускоренное уменьшение экспорта именно готовой украинской продукции и продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Например, в целом украинский экспорт товаров снизился на 6,2% в апреле и на 1,7% за четыре месяца с начала года. Экспорт зерна даже вырос на 4,2% и 6,6%, железорудного сырья на 22,5% и 18,4%, глинозема – сырья для производства алюминия на российских предприятиях – в апреле 2020 года также добавил 15,5%.
Однако экспорт сырья, в частности сельскохозяйственного, имеет свои, часто внеэкономические риски. Например, экспорт зерна в текущем маркетинговом году (длится с июля по июнь) уже по состоянию на начало мая 2020 года превысил показатель за весь предыдущий маркетинговый год (соответственно 50,9 млн. и 50 млн. т). Однако к концу июня ожидается вывоз еще, по крайней мере, в несколько миллионов тонн.
И уже в следующем сезоне объемы экспорта резко снизятся по естественным причинам. Последние оценки Минэкономики свидетельствуют о высокой вероятности снижения урожая зерна 2020 года на 15 млн. т по сравнению с предыдущим годом. А это будет означать автоматическое уменьшение физических объемов его экспорта в 2020/2021 маркетинговом году, по крайней мере, на 25-30%.
Наряду с ожидаемым снижением цен на кукурузу из-за использования значительной ее части для производства биотоплива, будет означать еще большие потери валютной выручки для украинских экспортеров. И компенсировать такие убытки не удастся с помощью продовольственной пшеницы, спрос на которую существенно, вряд ли уменьшится, а возможно, и вырастет в охваченном пандемией мире. Объемы ее экспорта будут лимитированы как значительно меньшим ожидаемым урожаем, так и необходимостью гарантировать внутренние потребности.
Картина с продовольственными продуктами с большей добавленной стоимостью будет представляться куда хуже. Например, экспорт молочных продуктов уменьшился на 36% в апреле и на 30,4% с начала года, сахара – соответственно на 74% и 60%, говядины – на 16% и 17,3%, мяса птицы – на 19,2% и 9,5%, готовых продуктов из мяса и рыбы – на 10,8% и 17,3%, муки – на 34,5% и 12,1%, продукции плодоовощной промышленности – на 10,2% и 18,4%, овощей – на 2,7% и 11,8%.
На фоне значительного роста экспорта железорудного сырья, продажа готового проката черных металлов из страны снизилась на 25,3% в апреле и 26,1% с начала года, трубной продукции – соответственно на 7,2% и 21,6%.
По предварительным данным Укрметалургпрома, за четыре месяца 2020 года чугуна произведено на 7,6% меньше, чем за тот же период в прошлом году, стали – на 9,6%. К тому же, если еще в марте спад составил 4,6% чугуна, 9,1% стали, то в апреле он ускорился соответственно на 23,1% и 27%.
Объяснение спада производства и экспорта украинской металлопродукции общемировыми тенденциями или распространением в последнее время COVID-19, является лишь попыткой оправдать запущенность этой отрасли в Украине.
Сырьевая трансформация украинского горно-металлургического комплекса происходит на фоне доминирования в мировой металлургии китайских компаний и роста производства в ряде других стран, которые до недавнего времени покупали эту продукцию в Украине. В частности, по итогам I квартала 2020 года, по данным World Steel, из выплавленных объемов в мире 333,7 млн. т чугуна и 443 млн. т стали, на Китай выпало соответственно 199,7 млн. и 234,5 млн. т.
Если остальные производители потеряли 5,6 млн. т производства чугуна и 9 млн. т стали, то отраслевой гегемон, наоборот, нарастил производство соответственно на 4,6 млн. и 2,8 млн. т.
В Турции, которая использует в значительной степени украинские полуфабрикаты, выплавка стали возросла на 9,6% и составила почти в 1,7 раза больше, чем в Украине (9 млн. т против 5,3 млн. т). Иран в I квартале 2020 года, несмотря на то, что стал второй страной в Азии по масштабам распространения коронавирусной инфекции после Китая, увеличил выплавку стали на 13,2%, или 0,8 млн. тонн.
Украина же оказалась в кругу крупных поставщиков железорудного сырья, которые теряют производство готовой металлопродукции. Скажем, Бразилия также уменьшила выплавку стали на 7%.
Ускоренные потери экспорта готовой продукции по сравнению с сырьем, наблюдались также в легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности. В частности, поставки за рубеж обуви, одежды и прочих готовых текстильных изделий снизились в апреле и с начала года соответственно на 35,6% и 14,6%, керамических изделий – на 41,2% и 17,6%.
Продажа продукции деревообрабатывающей промышленности уменьшилась на 25,4% и 6,9%, в частности плит (ОСБ, ДВП, ДСП и фанеры) – на 48,2% и 29,6%.
Экспорт мебели обвалился на 56% и 14,8%. Тогда как вывоз сырья — малообработанных лесоматериалов — уменьшился за апрель лишь на 8,4%, а с начала года соответственно на 13%.
В машиностроении ситуация была неоднозначной. С одной стороны, резко уменьшились поставки за рубеж из размещенных здесь дочерних компаний крупных ТНК. Проблемы в отрасли мгновенно отразились сокращением производства на второстепенных для ТНК украинских производственных площадках, которые изготавливали комплектующие для автомобильной промышленности.
Как следствие, экспорт из Украины кабельной продукции, который до недавнего времени составлял львиную долю всего отечественного вывоза электротехнических товаров, в апреле обвалился почти в шесть раз, а с начала года уже на 24,4%.
В то же время и дальше рос экспорт ряда видов готовой продукции украинского машиностроения, которая имеет спрос на мировом рынке. Среди крупнейших статей экспорта можно выделить турбодвигатели и газовые турбины (добавили на 8% с начала года), суда (+10%), прокатные станы (+10,3%), воздушные насосы и компрессоры (+20%), стиральные машины (+22,4%), электродвигатели и генераторы (+34%), электронагревательные приборы (+68%), средства сигнализации (+225%).
Новые рынки
Если взглянуть на географию сбыта украинской продукции, то заметнее всего уменьшился объем ее продаж в ЕС, США, Россию, Беларусь, в ряд других крупных потребителей украинской продукции таких, как Индия или Египет.
Основным рынком сбыта для производителей является ЕС, доля некогда основного потребителя отечественной продукции – России – неуклонно приближается к 5% – уровня, где находятся другие наши потребители: Турция, Египет, Индия.
Увеличиваются поставки преимущественно в страны Азии и Африки, которые, по единичным исключениям, до недавнего времени покупали немного украинской продукции. Особое место занимают страны Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан), что, несмотря на свои умеренные объемы, не только являются крупными потребителями украинской готовой продукции, но и наращивают закупки в последнее время.
В то же время география и динамика экспорта украинской продукции требуют уточнения в отношении ее структуры, так, например, украинский экспорт в ЕС в последнее время резко уменьшился по сырью и продовольствию, а также кабельной продукции мировых ТНК. Экспорт украинского зерна на европейский рынок уменьшился с начала года на 23,5%.
В то же время поставки украинских машин и оборудования в ЕС даже выросли на 8,7% на фоне снижения всего украинского экспорта на рынок союза на 10,6%. И сейчас поставки украинских машин и оборудования в ЕС приближаются к 40% поставок во все страны мира. Это свидетельствует, что украинская продукция может иметь сбыт на этом рынке.
Украинский экспорт в страны Азии и Африки растет в последнее время динамичнее, чем в ЕС (+11,1% с начала года), а его совокупный объем уже значительно превышает объем поставок в ЕС ($7,3 млрд. против $6,2 млрд.).
Однако в этом направлении присуща не только ныне сырьевая структура, а в основном такая же динамика. В частности, экспорт украинского зерна в страны Азии и Африки в январе – апреле 2020 года был на 24,3% больше, чем за то же время в прошлом году. И составил более трети всех наших поставок ($2,55 млрд. с $7,3 млрд.), на втором месте – подсолнечное масло — $1,12 млрд., объем поставок его за год вырос на 9,2%.
На третьем месте железорудное сырье +123% к аналогичному периоду в прошлом году и объемом $0,79 млрд.
В то же время уже экспорт готового стального проката в страны Азии и Африки был на 26% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. И составил лишь $0,57 млрд.
А стальных полуфабрикатов был меньшим на 11,2% и измерялся всего в $0,48 млрд. Объем экспорта продукции машиностроения из Украины в страны Азии и Африки хоть и растет несколько динамичнее, чем в ЕС, однако, пока составляет только 1,5% от всего нашего экспорта в эти страны, он составляет 7% украинского экспорта машиностроительной продукции и эквивалентен лишь 12% поставок машиностроительной продукции из Украины на рынок Евросоюза.
Азия и Африка остаются основным рынком для экспорта украинского мяса и яиц, однако объемы поставок с начала года также резко снизились, по мясу птицы на 13,6%. В то же время на рынок этих стран динамично растет поставка готовой продукции украинской пищевой промышленности.
Конечно, речь идет преимущественно о масле. Однако также и о ряде других изделий. Так экспорт продуктов украинской пищевой промышленности, за исключением масличной отрасли, за четыре месяца 2020 года возрос на 12,4% и достиг $76,7 млн. – это около 22% всего украинского экспорта соответствующей продукции за этот время и эквивалентен почти 60% ее поставок из Украины на рынок ЕС.
Наиболее динамично здесь растет поставка готовых продуктов из зерна – на 31% с начала года, которые и составляют свыше половины всех готовых пищевых продуктов, их экспортируют сейчас из Украины в страны Азии и Африки. Это, прежде всего разнообразные кондитерские изделия из муки, макаронные и хлебобулочные изделия.
Ситуацию с нашей азиатской торговлей хорошо иллюстрирует пример Китая – крупнейшего потребителя украинских товаров за пределами ЕС. Поставки украинских товаров в эту страну с начала года показали стремительный рост и уже почти вдвое превысили аналогичный показатель в соседней России, и в таких крупных потребителях украинской продукции, как Индия, Турция или Египет.
При более внимательном рассмотрении оказывается, что экспорт в Китай вырос в основном благодаря сырью. В частности, экспорт железорудного сырья увеличился в 3,3 раза, жмыха – 3,8 раза, подсолнечного масла – почти вдвое (+95%). На 13,8% Китай увеличил импорт украинских лесоматериалов, в 14 раз – сои.
На экспорт украинской готовой продукции в пищевой промышленности, стального проката или машиностроения приходится всего по несколько процентов наших продаж в Поднебесной. А поставки украинской молочной продукции с начала года уменьшились более чем на 30%. Причина – Китай держит закрытым свой один из крупнейших в мире рынков для поставок украинской готовой продукции, предпочитая покупать лишь те виды сырья, которые ему критически нужны. Однако Украина превратилась в настоящий рынок сбыта для китайских товаров.
Текущие тренды свидетельствуют, что если украинское правительство не начнет активно продвигать интересы отечественных производителей готовой продукции на рынках других стран, то страна потеряет даже те экспортные возможности, которые до сих пор имела, и закрепится в мировом разделении труда как поставщик только нужного другим государствам сырья.
Важно исходить из того, что нет ничего плохого, чтобы быть крупным экспортером зерна, масла или железорудного сырья. Если уже мы имеем соответствующий потенциал. Но ошибочно соглашаться на роль потребителя импортной готовой продукции в обмен лишь на право вывозить столь необходимое другим государствам сырье.
Поэтому нужна активная политика государства, которое имеет возможность позволить производителям из других стран продавать в Украине готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, в обмен на возможность реализации значительных объемов такой же отечественной продукции на рынках соответствующих стран. Иначе доступ их товаров на украинский рынок должен быть закрыт.
И нечего бояться. На самом деле, это никак не скажется, в худшем случае – минимально, на закупке украинского сырья, которое действительно нужно иностранным потребителям.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.