18.06.2020 – Обязательства Украины в рамках новой программы сотрудничества с Международным валютным фондом включают криминализацию незаконного обогащения недобросовестных лиц. Об этом говорится в Меморандуме об экономической и финансовой политике между Международным валютным фондом и Украиной.
- Система страхования депозитов с достаточным уровнем капитализации и финансирования имеет решающее значение для финансовой стабильности. Большое количество выплат вкладчикам после ликвидации свыше 100 банков с 2014 года, а также низкий уровень восстановления активов привели к неплатежеспособности ФГВФЛ.
Министерство финансов и ФГВФЛ по согласованию с НБУ, МВФ и Всемирным банком подготовят до конца июля 2020 года план с ограниченным сроком действия для восстановления платежеспособности ФГВФЛ до конца 2021 года, сохраняя стимулы для максимального возврата средств от обанкротившихся банков. Совет финансовой стабильности примет этот план до конца августа 2020 года.
- Мы обеспечим соответствие нашей системы банковского надзора передовым практикам. С этой целью мы внесем изменения в закон о банковской деятельности, подготовленные совместно с МВФ и Всемирным банком:
(I) для устранения пробелов в отношении надежных практик корпоративного управления в контексте рекомендаций Базельского комитета 2015 года по корпоративному управлению для банков, включая коллективную пригодность наблюдательного совета;
(II) для введения новой структуры капитала, с соответствующим графиком реализации и буферов капитала;
(III) для предоставления НБУ правовых полномочий по калибровке требований по капиталу и ликвидности на основе профиля риска банка;
(IV) с целью усиления наших требований по лицензированию и требований к акционерам (структурный маяк на конец ноября 2020 года).
- Мы улучшили наши текущие меры реагирования и принятия решений в нескольких аспектах. Чтобы иметь возможность эффективно реагировать на критические угрозы для надежности нашей финансовой системы в случае неблагоприятных судебных решений относительно ранее принятых решений по урегулированию.
И с целью полной защиты интересов государства и украинских налогоплательщиков, мы приняли, путем консультаций с экспертами МВФ, как предыдущая мера, пакет законодательных изменений, вносящих изменения в закон о банковской деятельности, закон «О ФГВФЛ», Кодекс административного судопроизводства и других процессуальных кодексов, чтобы осуществить такие срочные усовершенствования:
a). Изменения в закон о банковской деятельности. Эти изменения вводят понятие профессионального суждения для поддержки проведения дискреционных оценок НБУ, предусматривают требование предварительного согласования НБУ у всех членов наблюдательного совета перед тем, как они будут приступать к исполнению обязанностей.
И совершенствуют нашу систему раннего вмешательства, включая определение проблемного банка и принятие решения об антикризисной реструктуризации, подчеркивая гибкость НБУ в признании проблемного банка неплатежеспособным в течение 120-ти дней, а также совершенствуя механизмы реструктуризации исходя из показателей капитала и ликвидности.
б). Судебный пересмотр решений по реструктуризации. Отмена решений по урегулированию отношений банков в ряде случаев спровоцировала значительную юридическую неопределенность, что создает потенциальный риск для финансовой стабильности и государственных финансов.
С целью обеспечения баланса финансовой стабильности и защиты прав человека в соответствии с лучшими практиками, вышеупомянутые поправки к закону гарантируют, что:
(и) решения НБУ, ФГВФЛ, правительства и Министерства финансов, связанные с урегулированием, не могут быть предметом судебных запретов, и должностным лицам НБУ и ФГВФЛ нельзя чинить препятствия в исполнении их обязанностей;
(I) суды полагаются на техническую экспертизу и решения НБУ, ФГВФЛ, правительства и Министерства финансов по вопросам урегулирования банков;
(III) учитывая потенциальное влияние пересмотра любых решений на финансовую стабильность и интересы вкладчиков, решения по урегулированию в отношении банков, включая временную администрацию и ликвидацию, не могут подлежать пересмотру. Но суды могут принять решение о денежной компенсации как способе возмещения за подтвержденные убытки.
В случае незаконного урегулирования или инициирования ликвидации, убытки будут определяться авторитетной международной аудиторской компанией, назначенной судом, соответствующей определенным критериям, на основе стоимости акций по состоянию на дату.
При этом стоимость акций считается не существующей, если чистая стоимость активов банка была отрицательной, учитывая всю имеющуюся информацию, в том числе информацию после урегулирования и после исключения любой государственной финансовой поддержки, предоставленной банку, и путем вычета любого финансового оздоровления, проведенного акционерами при урегулировании / ликвидации.
С целью подотчетности и прозрачности эти поправки требуют, чтобы решение по урегулированию в отношении банков были тщательно обоснованными, тогда как НБУ продолжит усиливать процесс принятия решений.
с). Инструменты урегулирования. Мы способствовали эффективному урегулированию банка путем участия государства. Среди прочего, в эти изменения вошли гибкий подход к временным рамкам инструментов урегулирования, в которых участвует государство, включая создание переходного банка (bridge bank) перед решением по окончательному урегулированию и на более длительный период, используя при этом льготный период (3 месяца) для соблюдения пруденциальных требований.
Эти поправки дополнительно предусматривают, что приостановление платежей является дискреционным, если государство участвует в урегулировании, уточняют специфику продажи акций государства. В том числе, если государство имеет частичный пакет акций в банке, предусматривают механизм определения активов и обязательств, подлежащих передаче.
Включая перечень обязательств, не подлежащих передаче, таких как требования связанных сторон, способствуя при этом приобретению активов и обязательств пакетом путем подписания соответствующих договоров банком-получателем или переходным банком, также как часть процесса ликвидации, и с возможностью впоследствии исправить ошибки в балансе счетов.
- Мы также обеспечили дальнейшее усиление наших процедур и механизмов кризисного регулирования. По консультациям экспертов МВФ в рамках механизма раннего вмешательства и урегулирования, мы подготовили надежный и тщательно проработанный план на случай непредсказуемых обстоятельств.
Для того чтобы смягчить и эффективно решить вопрос о потенциальных рисках, которые появляются для финансовой стабильности и для государственных финансов в случае принятия неблагоприятных судебных решений, относительно прошлых решений по урегулированию банка.
Мы обеспечили, что тот план, который принят Советом финансовой стабильности (предварительная мера), является:
(I) юридически обоснованным;
(II) является пригодным для операционного внедрения;
(III) защищает финансовую стабильность;
(IV) минимизирует фискальные расходы;
(V) минимизирует риски убытков.
Во время проведения своих регулярных заседаний Совет финансовой стабильности будет продолжать осуществлять проверку готовности всех заинтересованных сторон, и, при необходимости, в случае существенных изменений, будет актуализировать план.
- Мы полностью готовы усиливать правовую и нормативную базу для небанковских финансовых рынков. Как основной шаг в этом направлении, нами был принят закон «О Сплит», согласно которому, ответственность за осуществление надзора над небанковскими финансовыми посредниками была передана НБУ.
В дополнение к этому, до конца октября 2020 года, нами будет принят законопроект (ранее зарегистрированный за номером № 6303), который усиливает независимость и институциональную способность, полномочия относительно трансграничного и внутреннего сотрудничества, и правоприменительные полномочия Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку для того, чтобы обеспечить соблюдение им стандартов IOSCO.
В конце концов, до конца июня 2020 года нами будет принят закон, который упрощает осуществление инвестиций и внедрение финансовых инструментов (№ 2284).
При необходимости, мы будем тесно координировать нашу деятельность с экспертами МВФ и Всемирного банка, направленную на дальнейшее обеспечение гармонизации этих законов с передовыми практиками. Мы расширим централизованный кредитный реестр для того, чтобы включить в него небанковские кредитные учреждения, и снизим пороговое значение для подачи информации, как для банков, так и для небанковских учреждений.
- Структурная политика
Борьба с коррупцией и верховенство права
- Мы будем прилагать усилия по продвижению эффективного управления и борьбы с коррупцией на высоком уровне.
Мы обеспечим, чтобы новые антикоррупционные институты – Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАС) – удерживали свою независимость и добропорядочность. В том числе, путем предоставления им достаточных ресурсов, чтобы обеспечить эффективные и надежные расследования, обвинения и судебное разбирательство дел о коррупции на высоком уровне.
Для дальнейшей поддержки наших антикоррупционных усилий, мы усилим и внедрим системы декларирования активов и борьбы с отмыванием средств и противодействия финансированию терроризма, и будем предотвращать любой отход от недавних достижений в антикоррупционном режиме:
a). Незаконное обогащение. Криминализация незаконного обогащения – это важный инструмент антикоррупционной системы, и часть обязательств органов власти по предыдущей программе поддержки МВФ и международных обязательств конвенции ООН по борьбе против коррупции.
Для того чтобы решить правовые вопросы, которые были подняты в решении Конституционного суда в феврале 2019 года, как предыдущее мероприятие, нами был принят закон о ре-криминализации коррупции.
Мы будем проводить мониторинг реализации этого закона, особенно в той части, что касается связи с доходами, задекларированными в декларации активов государственного служащего, инициировать проведение уголовного расследования в отношении активов, которые превышают определенную верхнюю предельную границу, и приобретение активов третьими лицами или через третьих лиц.
б). Антикоррупционный суд. ВАС, который был создан согласно закону №2018/2447-VIII, официально начал свою деятельность в сентябре месяце 2019 года. Был также принят закон № 2019/100-IX, который уточнил юрисдикцию ВАС в отношении коррупционных дел, расследования по которым велись НАБУ и САП до создания Высшего антикоррупционного суда. В то же время с предоставлением постоянного помещения для ВАС произошла задержка.
Мы продолжим обеспечивать полную функциональность ВАС путем предоставления достаточных финансовых ресурсов для его деятельности. В том числе, обеспечим комплектацию штата, соблюдение требований по IT ресурсам, и конкурентным вознаграждением для компетентных сотрудников. И примем решение в обеспечении постоянного и специально отведенного и пригодного для работы ВАС помещения.
На конец августа 2020 года, в собственность ВАС будет предоставлено постоянное офисное помещение для первой инстанции и апелляционного уровня, которое будет соответствовать потребностям, а также требованиям службы безопасности и протокола, что действуют для его работников и зданий. ВАС будет публиковать отчеты о результатах своей деятельности относительно количества и типов коррупционных дел, решений об осуждении или оправдании, и наложенных штрафов, согласно шаблону, подробное описание которого подается в ТМВ.
с). Деятельность НАБУ. Мы будем обеспечивать независимость и добропорядочность НАБУ, в том числе путем соблюдения процедур назначение его руководителя и сохранения ограниченных и серьезных оснований для его увольнения, согласно закону № 2014/1698-VII.
Мы также будем поддерживать эксклюзивные и исключительные полномочия НАБУ по проведению расследований коррупционных деяний с крупными суммами средств, или совершенными должностными лицами высокого уровня.
Мы усилим следственные полномочия НАБУ путем использования широкого диапазона приемов и техник проведения расследований. В том числе осуществление операций под прикрытием, снятие информации с каналов общения, доступ к компьютерным системам и системам контролируемой доставки, без необходимости использования инфраструктуры других агентств, что соответствует международным стандартам борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.
С этой целью мы внесли изменения в законодательство (закон № 2019/187-IX), которые позволят НАБУ самостоятельно снимать информацию с каналов коммуникации. До конца июля 2020 года мы примем все необходимые нормативно-правовые акты и обеспечим надлежащими ресурсами и оборудованием НАБУ, которые позволят ему эффективно и независимо осуществлять перехват коммуникаций на стационарных линиях до конца сентября 2020 года.
Кроме того, мы будем продолжать поддерживать надлежащие финансовые и кадровые ресурсы для НАБУ и обеспечивать сохранение оплаты труда персонала на уровнях, предусмотренных законом № 2014/1698-VII (с изменениями).
Мы обеспечим проведение внешнего аудита НАБУ в соответствии с требованиями, определенными в законе «О НАБУ» № 2014/1698-VII. В частности, в том, что аудит будет проведен группой в составе трех авторитетных и уважаемых экспертов со значительным международным опытом в сфере внедрения антикоррупционного законодательства и что они будут обеспечены всеми достаточными ресурсами для того, чтобы эффективно и своевременно провести аудит НАБУ.
Отчет о результатах проведения аудита, в соответствии с международной практикой, будет включать четкие и приоритетные рекомендации относительно результативности деятельности НАБУ, его операционной и институциональной независимости.
Мы обеспечим, чтобы компетенция создаваемого органа финансовых расследований экономических преступлений не пересекалась с уголовной юрисдикцией НАБУ, и чтобы НАБУ имело основную юрисдикцию в делах о коррупции.
С целью мониторинга своей деятельности, НАБУ и САП на своих веб-сайтах будут публиковать квартальную статистику количества расследованных коррупционных дел, количества дел с привлечением к уголовной ответственности, а также количества дел, которые подлежат к рассмотрению в ВАС. Согласно шаблону, детальное описание его представлено в ТМВ.
д). САП. Мы обеспечим автономность САП. На выполнение этого, мы пересмотрим нормативно-правовую базу для того, чтобы улучшить процедуры отбора должностных лиц для работы в САП, чтобы усилить ее способность осуществлять свою организационную деятельность по аналогии с офисом региональной прокуратуры. И оценить свою результативность в результате использования внешнего аудита, который будут проводить авторитетные и уважаемые эксперты с международным опытом работы во внедрении антикоррупционного законодательства.
е). Электронное декларирование. Обеспечение того, чтобы в политически значимых лиц (ПЗЛ) продолжали применяться требования о всестороннем и публичном декларировании имущества, остается приоритетом, поскольку это имеет решающее значение для эффективного противодействия незаконному обогащению и предотвращению отмывания доходов от коррупции.
В этом контексте следует отметить принятие изменений в закон о Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК), что обеспечивает НАБУ прямым и безопасным электронным доступом к полным имущественным декларациям всех лиц, которые подпадают под следственную юрисдикцию НАБУ (закон № 2019/140-IX).
Мы выдали и зарегистрировали в Министерстве юстиции соответствующий порядок, а также внедрили механизмы, необходимые для содействия в автоматическом и неограниченном электронном доступе НАБУ в базы данных НАПК относительно электронных имущественных деклараций до конца июня 2020 года.
Мы также усилили управленческую структуру и систему НАПК с целью повышения ее результативности в проведении оценки имущественных деклараций и концентрации ее усилий в проверке политически значимых лиц.
ф). Борьба с отмыванием средств, полученных преступным путем. Мы остаемся преданными необходимости укрепления и мобилизации системы противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма, чтобы поддержать усилия, направленные на преодоление коррупции на высоком уровне.
В этом направлении, по согласованию со специалистами МВФ, мы приняли поправки в законодательную базу борьбы с отмыванием средств, (предварительная мера), в том числе для обеспечения:
(I) внедрение трехуровневой системы отчетности (отчеты о подозрительных операциях по определению FATF, отчетность, кассовые операции и международные переводы средств, превышающие определенную пороговую сумму и обязательная отчетность про операции, связанные с юрисдикциями с высоким уровнем риска и с ПЗЛ);
(II) согласование определения лиц, связанных с ПЗЛ, с подходом, основанном на оценке риска, предусмотренного стандартом FATF;
(III) введение пропорциональных и убедительных санкции НБУ в случае нарушения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем;
(IV) предоставление актуальной, достоверной и публично доступной информации о фактических владельцах компаний в Едином государственном реестре юридических лиц, предпринимателей и общественных организаций;
(V) и того, что осуждение за предикатное преступление (опасное преступное деяние, которому предшествовало отмывание средств) не является обязательным для расследования или привлечения к ответственности за отмывание средств.
На конец декабря 2020 года, мы улучшим информацию о бенефициарных владельцах, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, механизмами, что позволяют принимать санкции в отношении юридических лиц за несоблюдение законодательных норм. И обеспечим открытый и публичный доступ к информации реестра, предполагающей отчетность финансовых институтов о любых несоответствиях.
Для того чтобы проводить мониторинг мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, Государственная служба финансового мониторинга Украины (подразделение финансового мониторинга в Украине) продолжит публиковать квартальную статистику о той информации, которая передается этой службой в НАБУ (согласно шаблону, подробное описание которого содержится в параграфе 98 ТМВ).
НБУ будет продолжать проводить минимум четыре квартальные проверки банков с повышенным риском отмывания доходов от коррупции, ориентируясь на регуляторные требования, связанные с проверкой должной добросовестности клиентов и УСЛ, в том числе относительно требований идентификации ПЗЛ, для проверки информации об источниках их богатства и бенефициарной собственности.
- Мы усилим верховенство права путем обеспечения независимости, добропорядочности и подотчетности судебных органов. Мы обеспечим то, что управление и внедрение процесса отбора судей и дисциплинарных механизмов, в том числе в Верховном Суде, будет осуществляться лицами с высоким уровнем компетентности, доверия и добропорядочности.
Мы усилим административные процедуры для того, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень судейского рассмотрения тех дел, где обжалуются решения национальных государственных органов, и обеспечим защитные механизмы против осуществления ненадлежащего влияния на принятие решений.
В этом направлении, при обеспечении согласованности с Европейскими судебными стандартами и выводами Венецианской комиссии, мы:
а). Внесем изменения в закон о Высшем совете правосудия (ВСП) с целью усиления качества отбора для того, чтобы членами ВСП были люди с безупречной репутацией и добродетелью (до конца октября 2020 года структурный маяк). По поправкам в закон о ВСП (закон № 2016/1798-VIII) и согласно решению Конституционного суда, принятого в марте 2020 года, будет создана комиссия для предварительной проверки потенциальных кандидатов в ВСП и оценки их добропорядочности.
Эта комиссия проведет аналогичную единовременную проверку действующих членов ВСП. По крайней мере, половина членов комиссии будут уважаемыми экспертами с признанными этическими стандартами и судебным опытом, в том числе с соответствующим опытом других стран.
Комиссия предоставит указанным экспертам решающую роль и решающий голос.
Кроме того, поправками будут определены процедуры и критерии процесса предварительного отбора кандидатов в ВСП, включая объявления комиссии о подаче заявок.
Далее комиссия номинирует не менее двух кандидатов на каждую вакансию, которые будут направлены в соответствующие органы назначения, определенные Конституцией, для окончательного отбора и утверждения.
В случае негативной оценки комиссией действующего члена ВСП, комиссия направит рекомендацию относительно его увольнения в соответствующий орган по назначению.
б). Внесем изменения в основной закон о ВСП (закон № 2016/1798-VIII) до конца ноября 2020 года с целью создания постоянного инспекционного подразделения в пределах ВСП.
Это подразделение будет отвечать за проведение расследований дисциплинарных дел против судей, и предоставление ВСП рекомендаций относительно дисциплинарных мер и санкций в отношении судей.
Мы обеспечим, чтобы с целью обеспечения согласованности в практиках расследования, непрерывности и объективности в работе над дисциплинарными делами, в состав подразделения вошли постоянные штатные работники.
В соответствии со статьей 131 Конституции Украины, Высший совет правосудия состоит из двадцати одного члена. Из них десять членов — выбирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, двоих назначает президент Украины, двух – избирает Верховная Рада Украины, двух — выбирает съезд адвокатов Украины, двух — избирает всеукраинская конференция прокуроров, двух – выбирает съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Председатель Верховного Суда – это двадцать первый член ВСП (по должности).
с). Внесем изменения в процессуальные кодексы для передачи судебного пересмотра образцовых административных дел против общегосударственных органов в Верховный Суд, как суд первой инстанции и в Большую Палату Верховного Суда, как в апелляционный суд. После дальнейших консультаций с заинтересованными сторонами и согласования со специалистами МВФ, критерии определения образцовых административных дел, которые должны быть переданы в Верховный Суд, будут завершены до конца августа 2020 года.
Критерии будут включать такие факторы, как дела общегосударственного значения, дела, которые превышают предварительно определенный порог, или имеют значительное влияние или вред для страны и касаются решения, действия или бездействия конкретных общегосударственных органов (например, Кабинета Министров, министерств, Национального банка Украины, Антимонопольного комитета, ВСП, НАБУ, НАПК, ВАКС).
д). С целью содействия по повышению эффективности в судах мы также приняли закон №2020/460-IX для того, чтобы оптимизировать судебные процедуры и уменьшить высокий уровень загруженности делами в судах, и способности рационализации административных судов приостанавливать действие решений государственных органов национального уровня.
Реформа энергетического сектора
- Мы продолжим наши усилия, направленные на избежание повторного возникновения квазифискальных дефицитов, на усиление конкуренции, на повышение добычи с целью достижения энергетической независимости. Работая в этом направлении, мы продолжим предоставлять субсидии на коммунальные услуги для малообеспеченных и уязвимых домохозяйств для того, чтобы помочь компенсировать влияние газовых и тепловых тарифов на их доходы.
Отдельно:
a). Газовые тарифы. По состоянию на 1 января 2020 года в соответствии с постановлением правительства № 867 мы либерализовали газовые тарифы для населения. На оставшееся время текущего отопительного сезона оптовая цена на газ, который НАК «Нафтогаз» поставляет согласно специальным обязательствам, будет соответствовать уровню импортного паритета.
И на каждый месяц будет определяться как среднее значение спот цен природного газа на сутки вперед на хабе TTF на период с 1-го по 22-ой день месяца, плюс стоимость транспортировки и ввоза в Украину. В течение нескольких рабочих дней в районе 22-го дня каждого месяца НАК «Нафтогаз» будет публиковать оптовую цену.
Мы обязуемся системно применять эту схему ценообразования, базирующуюся на рыночных принципах без всякой верхней предельной ценовой границы. Действие Положения о возложении специальных обязанностей на субъекты рынка природного газа для обеспечения общих общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа будет прекращено 1 июля 2020 года, после чего цены будут полностью определяться рынком.
Мы обеспечим формирование оптовых цен на прозрачном и эффективном рынке.
Положение о возложении специальных обязанностей будет оставаться действующим до мая 2021 года только в отношении поставки газа коммунальным предприятиям, а тарифы будут основываться на полностью рыночных ценах на газ; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) приведет тарифы на распределение до полного возмещения расходов.
б). Тарифы на тепло. Мы отменили фиксированную максимальную величину для тарифов на тепло путем отзыва постановления правительства № 560 от 26 июня 2019 (предварительная мера).
Мы обеспечим до конца августа 2020 года, что все тарифы на отопление, которые находятся под юрисдикцией НКРЭКУ и местных органов власти, они будут пересмотрены и официально приняты для полного отображения стоимости газа и не газовых затрат, включая капитальные расходы (часть структурного маяка).
До конца июня 2020 года мы законодательно установим срок 1 октября 2020 года для заключения новых договоров на коммунальные услуги, включающие пересмотренные тарифы на отопление.
Начиная с отопительного сезона 2020-2021 годов, тарифы на отопление будут пересматриваться и устанавливаться по меньшей мере один раз в год до начала отопительного сезона для обеспечения адекватного отражения стоимости газа и не газовых затрат, включая капитальные затраты в тарифах на отопление.
С этой целью до начала отопительного сезона 2020 – 2021 годов мы отменим постановление правительства №1082 от 24 декабря 2019 года, которое предусматривает асимметричные изменения счетов за отопление без необходимости учитывать тарифы на отопление во время изменения входной цены природного газа.
Для уменьшения риска возникновения будущей задолженности мы разработаем при помощи консультирования Всемирного банка, механизмы для обеспечения буферов для предприятий теплоснабжения для преодоления волатильности оптовой цены на газ.
с). Поставщик последней инстанции. Для обеспечения безопасности в газоснабжении домохозяйств мы создадим механизм временного поставщика последней инстанции (ППИ). Мы выберем ППИ путем конкурсного тендера до конца июня 2020 года.
Мы обеспечим ППИ полным доступом к базе данных потребителей.
д). Усиление конкуренции на рынке розничной торговли. Мы обеспечим, чтобы процедура смены поставщиков для бытовых потребителей упростилась таким образом:
(I) чтобы создавалось минимальное административное бремя для бытового потребителя;
(II) чтобы процедуру мог осуществлять новый поставщик, который бы выступал как основное контактное лицо от имени бытового потребителя;
(III) чтобы начало поставки новым поставщикам не препятствовало существование неурегулированных вопросов между бытовым потребителем и предыдущим поставщиком, включая любые непогашенные требования по платежам (часть структурного маяка на конец августа 2020 года).
Кроме того, бытовые потребители должны иметь право разрешить передачу текущих данных о потреблении, а операторы системы распределения должны будут предоставлять доступ к своим данным о потреблении любому поставщику, которого избирает бытовой потребитель.
Такое предоставление данных должно осуществляться бесплатно. Для этого мы запустим единый центр данных для бытовых потребителей газа.
е). Реструктуризация долга и взыскание платежей. Мы рассмотрим вопрос задолженности и платежной дисциплины домохозяйств, ТКЭ и облгазов для обеспечения непрерывности получения газовых номинаций и содействия развитию конкурентного рынка.
Мы разработаем адекватные инструменты для предприятий теплоснабжения для обеспечения взыскания платежей с домохозяйств, в том числе за счет более высоких штрафов и упрощенного законодательства.
ф). Транзит газа. Мы ввели независимого, коммерчески-ориентированного оператора газотранспортной системы, сертифицированного регулятором сектора энергетики (НКРЭКУ), после того как он прошел проверку и получил подтверждение Европейского энергетического сообщества, о его соблюдении требований соответствующего Европейского законодательства.
ж). Регулирование. Мы примем законодательство направленное на то, чтобы привести полномочия и ответственность энергетического регулятора (НКЭРКУ) в соответствие с Третьим энергопакетом ЕС — договором об энергетическом сообществе и законом о НКРЭКУ 2016 года до конца марта 2021 года.
Мы также внесем изменения и имплементируем вторичные нормативно-правовые акты о рынке газа в соответствии с законодательством ЕС о газовом рынке.
н). Добыча газа. Для того чтобы увеличить добычу газа и способствовать обеспечению энергетической независимости, мы упростим и ускорим процедуры для получения разрешений на проведение работ по разведке и разработке газовых месторождений в условиях обеспечения прозрачности. В том числе путем проведения открытых аукционов на разрешения через ProZorro.Sales и проведения тендеров на заключение соглашений о разделе продукции.
Мы также будем содействовать осуществлению инвестиций в уже действующие газовые месторождения для увеличения добычи газа при соблюдении экологических стандартов.
Земельная реформа
- Мы создадим рынок сельскохозяйственных земель, отменив мораторий на продажу земли и внедрив механизм финансовой поддержки мелких фермеров. Отдельно:
a). Права собственности на землю. Мы приняли закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разработанный при содействии Всемирного банка, но с поправками, которые разрешают физическим лицам – гражданам Украины купить и продать землю площадью до 100 га с 1 июля 2021 года, а юридическим лицам, которые принадлежат гражданам Украины, до 10 000 га, начиная с 2024 года. Мы изучим возможности для достижения большей вовлеченности и конкуренции на рынке.
б). Предупредительные меры. Мы приняли законодательство, которое предусматривает:
(I) автоматизацию обмена информацией между реестром прав собственности и земельным кадастром, а также оцифровку и передачу в реестр прав собственности по всем бумажным записям (антирейдерское законодательство № 0858);
(II) обеспечение свободного и открытого доступа к данным кадастров и взаимодействие земельного кадастра и реестра прав собственности (№ 2370).
До конца июня 2020 года мы также примем законодательство, которое:
(I) создает частичный гарантийный фонд для обеспечения финансовой поддержки малых фермеров путем предоставления портфельных кредитных гарантий;
(II) упорядочивает процедуры передачи земель и децентрализует управление землей (№ 2194), передавая государственные земли в коммунальную собственность и перекладывая функции контроля над землепользованием из кадастра в соответствующие органы;
(III) устанавливает прозрачный процесс проведения электронных земельных аукционов и предоставляет мандат на продажу земель государственной и коммунальной собственности на аукционах (№ 2195).
с). Внедрение и мониторинг. Для обеспечения выполнения законодательных положений и предотвращения уклонения от уплаты налогов мы до 1 января 2021 года создадим систему государственного мониторинга, основанную на установленных связях между информацией из кадастра, реестра и фискальной службы на пакетном уровне.
Для предотвращения невыполнения международных стандартов борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма, мы введем механизм определения конечных бенефициарных владельцев юридических лиц, владеющих землей.
Мы также свяжем реестр компаний с реестром прав собственности и введем достаточные гарантии, для обеспечения достоверности и актуальности данных о бенефициарных владельцах в реестре компании.
Приватизация и реформирование предприятий государственной собственности и рынков
- Мы будем продолжать придерживаться нашей стратегии реформирования государственных предприятий, которая направлена на существенное уменьшение размера сектора предприятий государственной собственности. Отдельно:
a). Приватизация. Мы назначили новое руководство Фонда государственного имущества (ФГИ), в то же время парламент принял закон, который предусматривает сокращение списка предприятий, не подлежащих приватизации, оставив в нем только предприятия стратегического значения или те, которые имеют важное значение для национальной безопасности. По состоянию на конец марта 2020 года 530 предприятий было передано отраслевыми министерствами в ФГИ.
До конца декабря 2020 года ФГИ объявит тендеры на продажу, по крайней мере, 2 крупных государственных предприятий в зависимости от ситуации на рынке, и еще 3 на конец июня 2021 года, в том числе предприятий из следующего перечня: «Одесский припортовый завод», «Объединенная горно-химическая компания», «Центрэнерго», «Электротяжмаш», «Угольная компания «Краснолиманская», и «Президент-Отель».
Мы продолжим осуществлять продажу малых предприятий и имущества, и сдавать в аренду государственное имущество с использованием открытых, конкурентных и прозрачных двухуровневых электронных аукционов (ProZorro.Sales).
До конца ноября 2020 года мы внесем изменения в закон о приватизации для того, чтобы продлить тот период, во время которого предприятия можно продавать в соответствии с законодательством Великобритании, по крайней мере, на три года, чтобы усилить способность ФГИ и рационализировать его процедуры.
Для того чтобы обеспечить дополнительные пути привлечения частных инвестиций в управление государственным имуществом, в том числе, морскими портами и аэропортами, мы приняли законы о сдаче в аренду государственного имущества, и о концессии.
б). Управление государственными предприятиями. Мы обеспечим, чтобы государственные предприятия, включая государственные банки, могли продолжать работать в рыночных условиях, сохраняя прогресс, достигнутый в укреплении корпоративного управления, в том числе путем поддержки наблюдательных советов с независимым большинством.
Мы будем и в дальнейшем укреплять корпоративное управление ГП, включая:
(I) пересмотр структуры корпоративного управления для государственных предприятий при содействии ОЭСР и ЕБРР, для приведения их в соответствие с Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению государственными предприятиями;
(II) принятие проекта закона о корпоративном управлении ГП для расширения полномочия наблюдательных советов, которые будут назначать руководителей, и утверждать финансовые планы;
(III) принятие общей политики в отношении государственной собственности;
(IV) принятие нового корпоративного устава для НАК «Нафтогаз» (структурный маяк, до конца сентября 2020 года), в соответствии с рекомендациями ОЭСР по корпоративному управлению и действующему законодательству, включая действующий закон «Об акционерных обществах».
- Мы усилим Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в соответствии с передовыми международными практиками. Мы примем закон, для того, чтобы обеспечить:
(I) финансовую и операционную независимость АМКУ;
(II) прозрачность, конкурентность и защищенность от политического вмешательства процессов назначения и снятия с должности председателя и государственных уполномоченных АМКУ;
(III) усиление полномочия АМКУ по проведению физических обысков и конфискации документов и обеспечению обмена информацией с другими правоохранительными органами;
(IV) чтобы обеспечить то, что решения АМКУ получат статус правоприменительных исполнительных документов, и таким образом, обеспечат отсутствие необходимости использования процесса для обеспечения выполнения решений.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.