Доказано, что одним из инструментов обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий являются принципы и модели логистики, в том числе закупочной.
Аргументировано, что среди основных задач закупочной логистики сельскохозяйственного предприятия является повышение качества, оптимизация состава и структуры материальных ресурсов, используемых в производственной деятельности, соблюдение научно обоснованных норм их расходования, что обусловливает экономию производственных затрат, и в конечном счете – усиление конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка.
Установлено, что наибольшая часть общих логистических затрат приходится на сферу снабжения и управления запасами, которые могут составлять от 50-60% от общей величины логистических затрат. Именно поэтому, обоснование моделей управления закупками материальных ресурсов для сельскохозяйственных предприятий является актуальным вопросом в современных условиях хозяйствования.
Цели. Целью статьи является обобщение теоретико-методических положений и обоснование моделей управления закупками материальных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями.
Результаты. Уточнены термины «управление закупками» и «поставки», а логистика снабжения была рассмотрена как часть процесса стратегического управления материальными и сопутствующими потоками.
Установлено, что управление закупками сельскохозяйственного предприятия следует рассматривать как функцию логистики поставок, ответственное за организацию приобретения необходимого количества товаров и услуг соответствующего качества по оптимальным уровням затрат в установленные сроки.
Проанализированы существующие методы управления запасами и расчет параметров заказа, обоснованы возможности их использования в практической деятельности сельскохозяйственных предприятий. Выявлено, что существующие методы учитывают фактор цены как статическую величину и аргументирована необходимость учета цены как динамической величины в случае закупок товаров, для которых характерна ценовая нестабильность.
Ключевые слова: логистика снабжения; управление закупками; минимизация совокупных затрат; материальные ресурсы; сельскохозяйственное предприятие.
Вступление
Одним из инструментов обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий являются принципы и модели логистики, в том числе закупочной. Важность закупочной логистики для любого предприятия объясняется тем, что одной из основных сфер хозяйственной деятельности является материально-техническое снабжение.
Среди основных задач закупочной логистики сельскохозяйственного предприятия является повышение качества, оптимизация состава и структуры материальных ресурсов, используемых в производственной деятельности, соблюдение научно обоснованных норм их расходования, что обусловливает экономию производственных затрат, и в конечном счете – усиление конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка.
В то же время, реализация указанных выше задач сдерживается субъективными и объективными факторами, которые обусловливают снижение уровня самообеспечения хозяйствующих субъектов материальными ресурсами в полном составе и структуре, которые соответствуют целям операционной деятельности.
Исследованиями установлено, что наибольшая доля общих логистических затрат приходится на сферу снабжения и управления запасами. Эти сферы включают в себя затраты на закупки семенного материала, минеральных удобрений, кормов, средств защиты растений, гербицидов.
А также препаратов ветеринарного назначения в животноводстве, запасных частей и комплектующих для технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, горюче-смазочных ресурсов. Транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, транзакционные затраты на хранение запасов, управленческие, транзакционные расходы в затратах связанные с «замораживанием» оборотных или ссудных средств.
Так, по отдельным оценкам доля логистических затрат на материальное снабжение производственной деятельности предприятия составляют от 50-60% от общей величины логистических затрат. Именно поэтому, обоснование моделей управления закупками материальных ресурсов для сельскохозяйственных предприятий является актуальным вопросом в современных условиях хозяйствования.
Цель и задачи статьи
Целью статьи является обобщение теоретико-методических положений и обоснование моделей управления закупками материальных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями.
Изучению вопросов организации материального снабжения и управления закупками посвящены труды таких отечественных и зарубежных исследователей: И. Васюка, В. Ивы, А. Гуторова, Ф. Джонсона, И. Кабанчика, А. Кальченко, Д. Ламберта, М. Линдерса, В. Лукинского, Ю. Неруша, Н. Прозоровой, Л. Рудюка, А. Хаджинова, Х. Фирона, А. Флина и многих других.
Однако в большинстве работ рассматривают особенности и направления формирования логистической системы снабжения сельскохозяйственными предприятиями и эффекты от ее внедрения, оставляя не достаточно исследованными существующие модели управления закупками и обоснования возможностей их практического использования.
При подготовке статьи были использованы теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области логистики, управления закупками, управления запасами.
Во время разработки и решения поставленных задач использованы следующие методы: абстрактно-логический и монографический методы использовались в процессе теоретического обобщения и формулирования выводов; метод системного анализа, абстрактно-логический, процессный метод позволил систематизировать модели управления закупками и обосновать целесообразность их использования в практической деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Метод ретроспективного анализа, индукции и дедукции при сравнительном анализе методов закупки материальных ресурсов и определении их преимуществ и недостатков.
Изложение основного материала исследования
Обобщая задачи логистики закупок, можно сделать вывод о том, что эта область деятельности интегрирует функции контроля качества, закупок, транспортировки, управления поставщиками, стратегического управления на уровне обеспечения надежности поставок сырья и материалов и развития партнерских взаимоотношений с поставщиками.
При этом управление закупками как функция логистики снабжения включает в себя деятельность, связанную по осуществлению рационального приобретения товаров и услуг, в интеграции с другими областями логистики.
Следовательно, управление закупками на сельскохозяйственных предприятиях является одной из основных функций логистики снабжения, которая находится на стыке внешней среды предприятия и внутренней, что предопределяет необходимость обеспечения требований гибкости, адаптивности, надежности в исследуемой управленческой области в результате проявления высокого уровня неопределенности параметров материального и сопутствующих потоков.
Управление закупками сельскохозяйственных предприятий в области управленческих решений в рамках снабжения является центром сосредоточения неопределенностей, которые имеют разную природу проявления.
Эти неопределенности могут быть обусловлены рынком, который представлен продавцами и товаропроизводителями ресурсов и услуг (цены, объемы, временные параметры), рынком потребителей конечной продукции предприятия, который характеризуется потребностями в сырье, материалах и услугах, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, в отношении сельскохозяйственного предприятия, учитывая сущность логистики, наиболее полным определением является подход, в котором поставки рассматриваются в качестве части процесса стратегического управления материальными и сопутствующими потоками, а управление закупками, как одна из функций снабжения.
Итак, логистика поставок — это интегрированное управление материальными и сопутствующими потоками с целью полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах и услугах с оптимальным уровнем затрат в определенные сроки.
Отметим, что сферу материально-технического снабжения стали рассматривать как закупочную логистику (purchase logistics), что связано с изменениями характера обеспечения предприятий материальными ресурсами, то есть переход от централизованной формы поставки к операциям, которые осуществляются на рынке свободной торговли материальными ресурсами.
В зарубежной литературе по логистике содержатся такие мнения относительно понятий «закупки», «поставки» и «приобретения». Так, в общем смысле термин «закупки» описывает процесс, состоящий из следующих этапов: осознание потребности, поиск и выбор поставщиков, переговоры по цене, а также других условий поставки.
А термин «приобретение» является более емким и включает закупки, складирование, движение, внутреннюю проверку и хранение товара.
Отметим, что по исследованиям зарубежных ученых допускается, что в будущем словосочетание «осуществление закупок» будет заменено термином «управление снабжением».
Другими зарубежными исследователями термин «снабжение» рассматривается шире, чем закупочная деятельность, предусматривающая приобретение товаров и услуг на денежный или иной эквивалент. Существуют также подходы, в которых отождествляются сроки «закупки» и «поставки».
В то же время, под процессом поставки понимают процесс, который включает в себя закупки и организацию внешних поставок материальных ресурсов, производственных компонентов и/или готовой продукции от поставщика на производственные предприятия, на склады или предприятия торговли.
Кроме этого авторами используется термин «снабжение» при характеристике процессов планирования и поддержки производства, обеспечении государственных нужд в товарах и услугах. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что термины «закупки» и «снабжение» соотносятся следующим образом: используются как синонимы; являются подобными, но применяются к различным сферам деятельности предприятия; закупки являются частью процесса снабжения.
Следовательно, в отношении сельскохозяйственных предприятий, учитывая сущность логистики, наиболее точным является подход, в котором поставки рассматриваются в качестве процесса стратегического управления материальными и сопутствующими потоками, а управление закупками как одна из функций снабжения.
Перед тем как рассмотреть модели управления закупками материальных ресурсов, хозяйствующими субъектами и обосновать направления их использования, определим особенности сельскохозяйственного производства, влияющие на организацию закупочной деятельности.
На процесс управления закупочной деятельности сельскохозяйственного предприятия влияют внутренние и внешние факторы. К эндогенным (внутренним) факторам можно отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы производства, стратегию организации, хозяйственную и ценовую политику, структуру активов, методику оценки запасов.
Среди экзогенных (внешних) факторов выделяют формы и объемы государственной поддержки, темпы инфляции, доступность кредитных ресурсов, климатические и погодные условия, и тому подобное. Отметим, что формирование запасов материальных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями зависит от сочетания отраслей растениеводства и животноводства.
Так, в растениеводстве вложения в материальные ресурсы в различные производственные циклы происходят не одновременно. Сначала капитал используется в одном производственном цикле, укладывается в следующий цикл, кроме случаев, когда параллельно выполняются работы под урожай текущего и будущего периодов.
Характерной особенностью использования материальных ресурсов в растениеводстве является то обстоятельство, что продолжительность их круговорота в данной области зависит от почвенно-климатических и биологических факторов. Они включают посевное качество семян, сортовых особенностей растений. В частности, сроки созревания, устойчивость к полеганию и болезням, осыпанию, характер развития корневой системы, длительность различных периодов их вегетационного развития.
При этом производственный цикл в растениеводстве включает время, в течение которого предметы труда, находящиеся в обращении, подпадают под влияние природных факторов без участия человека. Так, в растениеводстве, от завершения посева и до начала уборки урожая рост и развитие растений находится в основном под влиянием природных факторов, что объясняет зависимость от них оборачиваемости материальных ресурсов в данной отрасли.
В случае неблагоприятных агроклиматических условий, способствующих увеличению периода созревания растений, появляется необходимость в дополнительных вложениях в сферу производства определенной величины авансированной стоимости.
Значительное несовпадение между временем производства и рабочим временем в растениеводстве обусловлено частыми перерывами в процессах труда. Эта особенность отрасли оказывает значительное влияние на формирование запасов материальных ресурсов.
В свою очередь, система обеспечения производственными ресурсами операционной деятельности представляет собой совокупность функциональных форм, между которыми существует взаимосвязь и взаимодействие с целью обеспечения бесперебойного производства.
Так, на первой стадии кругооборота авансированной стоимости в растениеводстве является приобретение материальных ценностей, овеществленных в производственные запасы, использование собственных материальных ресурсов на нужды производственной деятельности. Эти действия являются важным условием начала процесса производства.
Отметим, что на этом этапе денежные средства целесообразно направлять на приобретение только тех материальных ценностей, которые необходимы для этой стадии круговорота, что и определяет эффективность их использования.
На второй стадии круговорота (производственной) процесс обращения прерывается. Материальные ресурсы, которые включаются в производственный процесс, приобретают форму незавершенного производства. На этой стадии в круговорот вступает основная масса материальных ресурсов, а после ее завершения ранее созданные запасы теряют свою изначальную натуральную форму.
Завершением производственной стадии означает получение готовой продукции, величина которой в натуральном и стоимостном выражении при прочих равных условиях обязательно должна превышать начальные авансированные средства.
В отличие от растениеводства, для животноводства характерной является большая равномерность вложений в материальные ресурсы. Однако в животноводстве отсутствует определенная последовательность вложений капитала в производственные циклы. Кроме того, различным подотраслям животноводства присущи специфические черты, которые влияют на движение материальных ресурсов.
Производственная специализация сельскохозяйственных предприятий существенно влияет на поступление выручки и возможности удовлетворения потребностей в материальных ресурсах. Так, в хозяйствах молочной специализацией выручка в течение года поступает более равномерно, а период кругооборота материальных ресурсов короче, чем на животноводческих предприятиях иной специализации.
Неодинаковой является продолжительность круговорота материальных ресурсов на сельскохозяйственных предприятиях, специализирующихся в производстве продукции мясного скотоводства, свиноводства, яичного и мясного птицеводства.
В товарном свиноводстве и мясном птицеводстве продолжительность оборота материальных ресурсов короче, а в мясном племенном свиноводстве – более длительный процесс. В незавершенном производстве хозяйства, производящие продукцию мясного скотоводства, авансированные материальные ресурсы находятся более длительный период времени.
Отметим, что к материальным запасам относят: сырье и материалы, топливо (топливные и смазочные материалы), запасные части, семена и посадочный материал, минеральные удобрения и средства защиты растений.
Состав материальных запасов имеет значительную амплитуду колебаний в разные периоды года, что обусловлено сезонностью производства. Объем и доля материальных затрат в растениеводстве достигают максимального значения перед началом уборки урожая и резко сокращаются до конца года.
Очевидно, что биологический цикл развития растений приводит к необходимости концентрации материальных запасов в начале производственного цикла. Отметим, что к наиболее значительным сезонным колебаниям подпадают запасы органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, семян и посадочного материала.
При этом надо учитывать то обстоятельства, что часть семенного и посадочного материала, органических удобрений на сельскохозяйственных предприятиях восстанавливается в процессе кругооборота за счет собственного производства.
Материальные ресурсы сельскохозяйственных предприятий можно разделить на две группы. В первую группу входят предметы труда сельскохозяйственного производства – корма, семена, посадочный материал, сельскохозяйственное сырье, а во вторую – предметы промышленного производства, предназначенные для использования в сельском хозяйстве – запасные части, нефтепродукты, топливо, минеральные удобрения и другие.
Следовательно, в нынешних условиях основными детерминантами эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий является обоснование моделей управления закупками материальных ресурсов, достижение рационального уровня обеспечения и повышения качества, а также соблюдение научно обоснованных норм их расходования, что предопределяет важность углубленного изучения этих аспектов.
Отметим, что на сегодня методы управления закупками в большинстве своем ориентированы на минимизацию величины суммарных затрат на закупку и хранение запасов. Снижение затрат при этом достигается путем снижения уровня запасов, организации систем бесперебойного снабжения, установления оптимальных параметров заказа. В то же время, эти методы не учитывают проявление неопределенности и риска, а также не рассматривают методы их нейтрализации и минимизации.
Управление закупками с позиции логистики должно базироваться на принципах кооперации и интеграции, и предполагает решение следующих задач. Это расчет потребности в материальных ресурсах и услугах; поиск и анализ рынков, востребованных материальных ресурсов и услуг; поиск, оценка и организация взаимодействия с поставщиками.
А также организацию, планирование, осуществление и контроль процесса приобретения материальных ресурсов и услуг; оптимизацию уровня затрат, связанных с процессом приобретения материальных ресурсов и услуг; рационализацию процессов и методов управления материальными и сопутствующими потоками при осуществлении закупок необходимых ресурсов и услуг в координации с другими элементами логистических систем.
В отношении сельскохозяйственного предприятия, учитывая принципы логистики, наиболее точным является подход, в котором поставки рассматриваются в рамках процесса стратегического управления материальными и сопутствующими потоками, а управление закупками как одна из функций снабжения.
Так, в логистике снабжения и в сфере управления закупками объектом управления является материальный поток, который представляет собой движение материальных ресурсов, незавершенное производство и готовую продукцию. Вся совокупность материальных ресурсов и услуг, необходимых для нормального функционирования производственной подсистемы сельскохозяйственного предприятия, называют производственной необходимостью.
Потребность в материальных ресурсах может быть разовой, когда необходимость в них возникает нерегулярно, и постоянной, то есть регулярная потребность в основных материальных ресурсах, которая зависит от характера производства и типа логистической системы.
Определение потребности является первым этапом при рассмотрении процесса управления закупками, который в упрощенном виде может быть представленным следующим образом: определение потребности и параметров заказа; поиск, оценка и выбор поставщика; согласование условий и заключение контракта; осуществление закупок; взаимодействие покупателя с поставщиками в зависимости от условий контракта.
Существующие методы определения величины потребности можно разделить на две группы: первая группа включает в себя детерминированные методы, предполагающие расчет вторичной и третичной потребностей при условии наличия данных о первичной потребности. К таким методам относят модель MRP (Material resource planning – планирование потребности в материалах).
Вторая группа методов включает в себя формализованные модели планирования и подгруппу интуитивных моделей, которые включают методики коллективных оценок, которые используются в качестве дополнения методов прогнозирования. На выбор конкретного метода влияют многочисленные факторы внутренней и внешней среды предприятия.
Отметим, что менеджеры сельскохозяйственного предприятия осуществляют функцию закупок на основе детерминированных методов, которые базируются на производственной программе. Качество сборки и горизонт планирования всех видов потребностей в материальных ресурсах влияет на управленческие решения, принимаемые на этапе планирования закупок, определения параметров заказа, построения систем управления запасами.
Следующим после определения потребности в материальных ресурсах этапа закупочного процесса является поиск и выбор поставщика. Важность этого этапа объясняется не только большим количеством посредников, которые предлагают одинаковые или подобные материальные ресурсы и услуги, но и необходимостью выбора надежного поставщика, который бы отвечал логистической стратегии предприятия.
На этом этапе рекомендуют использовать такие методы, как субъективный анализ поставщиков, расчет баллов по разные стороны их деятельности, определение приоритетов, метод расстановки приоритетов, метод приемлемости преимуществ, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик и другие.
Отметим, что чаще всего выбор поставщика определяется на основе метода рейтинговых оценок или метода доминирующих характеристик, хотя этим методам присущи существенные недостатки. Так, в методе доминирующих характеристик не учитываются многие параметры отбора, а использование метода рейтинговых оценок может привести к не обоснованному решению, поскольку совместно используют несопоставимые по смыслу данные.
Процесс выбора поставщика рассматривают на основе достоверной информации по всем поставщикам, которые сложно получить в короткие промежутки времени. Альтернативой самостоятельному выбору поставщика является организация конкурсных процедур или выбор торговой площадки с жесткими требованиями к участникам торгов.
Способы закупки разделяют на следующие виды: конкурентные и неконкурентные. К конкурентным закупкам относятся: конкурсные (открытый конкурс, закрытый конкурс) и внеконкурсные (запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры). Закупку от единого источника относят к неконкурентным способам закупки.
Конкурентные способы закупок целесообразно использовать при приобретении технически сложных товаров (работ, услуг), а также типовой продукции на критическую для бюджета предприятия величину денежных средств. Известно, что подход с определением пороговых значений цен является обязательным для государственных структур, однако может также использоваться частными корпоративными структурами.
К традиционным или неконкурентным способам закупок относятся следующие: изучение рынка материальных ресурсов или услуг, которые предполагается приобрести, путем анализа прайс-листов, прейскурантов поставщиков, оценка ценовых коммерческих предложений; прямые закупки у традиционных поставщиков на основе долгосрочных партнерских соглашений.
Традиционные способы закупок целесообразно использовать в случае, когда расходы на поиск, проведение переговоров и отбор поставщиков могут быть несопоставимо большими по сравнению с ценой приобретения продукции или в случае срочной потребности в закупке малого объема. Следовательно, этот метод целесообразно использовать при незначительных объемах закупок.
Кроме этого целесообразно выделить такой вид закупок как биржевые, основным преимуществом которых является то, что заказчики могут покупать биржевые товары оперативно и без длительного проведения конкурсных процедур по выбору контрагентов.
Здесь при этом биржевые закупки минимизируют кредитные риски, связанные с контрагентом, создают конкурентную среду, а покупатель не тратит время на проведение конкурсов и поиск лучшего предложения, сокращает «серые схемы» в конкурсных процедурах.
Однако такой вид закупок в отечественной практике ограничен, вследствие отсутствия цивилизованной биржевой среды в стране.
В научной литературе выделяют следующие методы закупок: закупка товара одной партией предполагает поставку товара большими партиями за один раз (оптовые закупки). Приобретение товаров, потребность в которых возникает непредвиденно, не требуют длительного хранения.
В сельскохозяйственном производстве к таким товарам можно отнести средства защиты посевов в периоды проявления болезней и вредителей, болезней и гибель животных в периоды пандемии; регулярные закупки небольшими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которые поставляются ему в течение определенного периода времени в соответствии с графиком потребности в них.
К этой группе материальных ресурсов следует отнести горюче-смазочные материалы, корма, в частности, комбикорма, кормовые добавки, и тому подобное; периодические закупки на основе анализа цен, что используются в случае приобретения дешевых товаров.
Как правило, к этой группе закупок сельскохозяйственного предприятия следует отнести вспомогательные товары в производственной деятельности. Это такие как бумага, канцтовары, и т. п.; закупки по мере необходимости подобные регулярной поставке товаров, но что характеризуются следующими особенностями.
Такими как количество товаров на приобретение не устанавливается, а определяется приблизительно, оплачивается только поставленное количество товара, то есть после окончания срока договора заказчик не должен принимать и оплачивать товары, которые будут поставленными.
А также форвардные закупки, которые могут осуществляться в двух формах: предприятия заказывают больше материальных ресурсов, чем им необходимо в текущий момент времени и сохранять излишки в запасах; заключать контракты на доставку материальных ресурсов в определенный будущий период.
Существуют следующие методы осуществления закупок: оптовые закупки (одна крупная партия в год).
Такой метод закупок используется сельскохозяйственными предприятиями при приобретении минеральных удобрений; регулярные закупки материалов, покупатель заказывает необходимое количество материалов, которые поставляются к нему мелкими партиями на протяжении определенного времени (концентрированные корма, кормовые добавки, ветеринарные препараты).
Ежедневные (ежемесячные) закупки (используется при закупках дешевых материалов); получение материальных ресурсов по мере необходимости (гербициды, пестициды, и т. п.); единичные закупки (материальные ресурсы заказываются в случае, если есть потребность в них и вывозятся со склада поставщиков в случае, если невозможно получить их по мере необходимости).
Отметим, что на выбор метода закупок влияют многочисленные факторы: вид материального ресурса (основные, вспомогательные, специфические требования к хранению и транспортировке); особенности потребления материального ресурса, производства (интенсивность потребления, ритмичность).
Особенности системы складирования и хранения на предприятии (площади складов, пропускная способность, уровень издержек хранения, общие расходы на содержание складских мощностей); особенности рынка материального ресурса (тип рынка, ценовая динамика, география поставщиков, разнообразие источников закупок); особенности логистической системы поставок (уровень взаимодействия участников взаимодействия, уровень развития транспортной сети).
Метод закупки представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение материальных ресурсов или услуг необходимого объема, качества, в определенные сроки с минимальными затратами. Если индикатор качества материальных ресурсов зависит от поставщика, то объем ресурсов и сроки поставок, а также уровень общих расходов регулируются потребителем.
Одним из основных критериев выбора метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки материальных ресурсов и содержание складских запасов. Основным параметром оптимизации при организации закупок является объем заказа. В то же время, объем заказа и периодичность заказа это взаимосвязанные параметры, то такой индикатор как интервал поставки также используется в качестве параметра оптимизации.
Итак, вопросы определения параметров заказа, в частности, объем, точка и периодичность заказа, которые влияют на величину суммарных расходов, являются основными параметрами при построении систем управления закупками АО запасов.
Методы определения параметров заказа, на которых базируются модели управления запасами построены на принципе минимизации величины суммарных затрат, включая затраты, связанные с поступлением, хранением партии заказа, организацией закупок, транспортировкой и другие.
Метод «партия за партией» (Lot-For-Lot, LFL) – наиболее распространенный метод определения объема заказа. По этому методу размер каждой партии точно соответствует потребностям в определенный короткий период времени, при этом к концу периода запасы целиком потребляются.
Для этого метода свойственным являются следующие особенности использования: обеспечивает точное соответствие запланированных заказов определенным потребностям; определяет точную потребность на каждую неделю; минимизирует затраты на хранение; не учитываются ограничения производственных возможностей; требует дополнительных затрат на пуско-наладочные работы или затраты на размещение затрат.
Этот метод целесообразно использовать, когда основным критерием оптимизации является минимизация затрат на приобретение и содержание материальных ресурсов, в случае производства одного вида продукции.
В сельскохозяйственном производстве узкая специализация не является распространенной, как правило, высокая эффективность производственной деятельности достигается при условии рационального сочетания отраслей животноводства и растениеводства.
Другой метод базируется на фиксированном объеме заказа материальных ресурсов, по которому заказ осуществляется по предварительно определенным равным партиям через определенные промежутки времени. Заказ на поставку очередной партии осуществляется при уменьшении заказа на складе до установленного критического уровня – точки заказа.
Метод наименьших общих затрат (Least Total Cost – LTC) – пошаговый метод, при котором размер партии определяется по результатам сравнения расходов на хранение и затрат на пуско-наладочные работы (или затрат на размещение заказа) при разных размерах партии. После сравнения партии, для которой эти затраты являются одинаковыми.
Метод расчета объема заказа на основе фиксированного периода заказа поставки (Periods of supply, POS). Сущность метода заключается в том, что объем заказа, рассчитывается на основе общей потребности в материальных ресурсах за период поставки, при этом период поставки является фиксированной величиной.
Метод наименьших удельных затрат (Least Unit Cost – LUC) – пошаговый метод определения размера партии, при котором суммарные затраты, которые определяются по периодам аналогично как в предыдущем методе, делят на общий объем материальных ресурсов за определенное количество периодов. Полученная величина характеризует удельные затраты, по минимуму которых определяется размер партии.
Метод последовательной балансировки по отдельным периодам (Part-Period Balancing, РРВ) – более динамичный подход к выравниванию затрат. Этот метод использует дополнительную информацию с учетом прогнозных показателей о величине запасов. Сущность метода предполагает балансировку затрат на изменение производственной программы на основе данных о спросе. Основным в данном случае является соотношение затрат на изменение производственной программы к затратам на хранение.
Как убеждают исследования, наиболее употребляемым подходом к определению оптимальных параметров поставки является использование формулы Уилсона. Она представляет собой инструмент оптимизации суммарных затрат, используется для расчета оптимального экономически обоснованного размера заказа, и используется при построении систем управления запасами при планировании закупок.
Отметим, что в научной литературе и исследованиях, посвященных вопросам управления закупками и запасами, представлены многочисленные модификации формулы Уилсона, которые избегают ограничений и учитывают другие факторы. Отметим, что эта модель может быть использована только при условии фиксированной производственной потребности.
В случае если производственная мощность не является фиксированной, используется динамическая модель, которая использует алгоритм Вагнера-Уайтина.
Эта модель учитывает простое изменение потребности в материалах по отдельным периодам. Алгоритм Вагнера-Уайтина представляет собой годовой процесс, для которого имеющийся запас в конце последнего периода равен нулю. Логика алгоритма предполагает выбор из n вариантов общих заказов такого варианта, при котором будут минимизированы совокупные для периодов с первого до n.
Основным требованием использования этого метода является длительный горизонт планирования, не менее 10-12 этапов.
Эвристический метод Сильвера-Милла используется в том случае, если затраты на закупку единицы материальных ресурсов постоянны и одинаковы для всех этапов. Метод ориентируется на сокращение затрат на размещение и хранение запаса.
Эффективность этого подхода зависит от равномерности стоимости размещения заказа в течение всего периода, также пошаговый подход не позволяет достичь минимума всей функции, эффект достигается путем нахождения суммы минимумов, которая не является минимумом суммы функций.
Размеры партий, которые рассчитаны на основе рассмотренных выше методов, не являются точными, поскольку производственная программа не способна оперативно отреагировать на частые изменения.
В то же время, исследователи отмечают, что наиболее целесообразно использовать метод «партия за партией» LFL, поскольку размер партии может быть измененным, с учетом различных ограничений. Этот метод обеспечивает получение наиболее экономических результатов.
В случае, если затраты на изменение производственной программы являются высокими и спрос – постоянная величина, допустимые результаты могут быть обеспеченными методом последовательной балансировки по отдельным периодам, алгоритмом Вагнера-Уайтина, моделью оптимального (экономически обоснованного) размера заказа EOQ.
Очевидно, что использование логистической технологии или концепции в закупках требует наличия партнерских отношений между контрагентами, которые их реализуют. Охарактеризуем логистические технологии и концепции, которые используются в закупочной деятельности.
На сегодня наиболее распространенной является концепция логистики DDT (Demand-driven Techniques) – логистика, ориентированная на спрос.
Эта концепция используется в сфере распределения, но если ее рассматривать с позиции предприятия, которое использует, то она предусматривает организацию взаимодействия с поставщиками таким образом, что процесс поставок осуществляется непосредственно поставщиком в рамках следующих технологий.
Это «точка перезаказ» (rules based reorder – RBR), «быстрого реагирования» (quick response – QR), «непрерывного пополнения (continuous replenishment – CR) и «автоматического пополнения» (automatic replenishment – AR).
Другим подходом к организации снабжения является управление закупками на основе логистической технологии «точно в срок» (Just in time – JIT), согласно которой система логистики должна быть организована на основе тянущего принципа, в которой уровень запасов является минимальным. По этому подходу управления материальными потоками предусматриваются закупки мелкими партиями у поставщиков по мере необходимости.
Параметры заказа в системе JIT целесообразно рассчитывать на основе оперативного удовлетворения производственной потребности без формирования запасов. Экономический эффект возникает вследствие избегания затрат на хранение запасов, однако при этом увеличивается частота заказов. Основным условием реализации концепции JIT является высокий уровень качества взаимодействия с поставщиками.
Развитие этой концепции в направлении интеграции систем снабжения привело к возникновению концепции JIT II, которую называют разновидностью отношений союзнического типа.
Основная идея JIT II заключается в интеграции потребителя и поставщика путем замены части персонала поставщика, занятого в области закупок, на представителей поставщика, который занимается закупками и поставками определенных материальных ресурсов.
Эта концепция имеет положительные моменты, что проявляются сокращением уровня запасов, отходов, времени на согласование и обработку информации, а также отрицательные – потеря самостоятельности предприятия, снижение гибкости в области управления закупками.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что ни один из рассмотренных методов нельзя назвать универсальным, поскольку каждый из методов рациональный только при конкретных условиях с учетом ограничений и допущений. Существующие модификации рассматриваемых методов ориентируются на учет большого количества факторов, усложняя модель и приближая ее к реальным условиям.
Рассмотренные методы управления закупками преимущественно ориентируются на минимизацию величины суммарных затрат на закупку и хранение запасов. Снижение затрат при этом достигается путем снижения уровня запасов организации систем бесперебойного снабжения, определения оптимальных параметров заказа.
Для сельскохозяйственных предприятий в практической деятельности при формировании материальных ресурсов целесообразно ориентироваться на рациональное сочетание отдельных моделей управления закупками на основе учета вида материального ресурса, его участия в операционном цикле, частоты потребности в нем и других факторов.
Однако по материальным ресурсам, предусматривающим формирование производственных запасов, целесообразно ориентироваться на модели, которые обеспечивают минимизацию совокупных затрат на их приобретение и хранение.
В то же время, в условиях усиления риска существует необходимость учета в моделях управления закупками материальных ресурсов фактора цены как динамической величины.
Очевидно, что цена рассматривается либо как относительно постоянная величина, которая не влияет на сумму затрат, либо учитывается в случае предоставления скидок.
Однако, в случае осуществления закупок материальных ресурсов в условиях ценовой нестабильности, ценовые изменения могут частично или полностью нейтрализовать полученный эффект минимизации затрат, что и требует проведения исследований в этом направлении.
Авторы: А. Н. Варченко, доктор экономических наук, профессор, Белоцерковский национальный аграрный университет, E-mail: omvarchenko@ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-9090-0605
И.А. Герасименко, кандидат экономических наук, доцент, Белоцерковский национальный аграрный университет, E-mail: irina-gerasimenko@ ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-7829-8009
А. А. Варченко, доктор PhD, Белоцерковский национальный аграрный университет, E-mail: 1207Olia@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-3543-6926
Н. А. Вернюк, кандидат экономических наук, доцент, Белоцерковский национальный аграрный университет, E-mail: n.verniuk@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-9478-5088
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.