Образование как инструмент профессиональной и социальной мобильности

Актуальность темы исследования. Современное образование — это мощный механизм социальной интеграции, выравнивание стартовых возможностей граждан, при резком имущественном и социальном разграничении украинского общества образование является одним из немногих социальных институтов, которые изначально обеспечивают молодому поколению активное участие в рыночной экономике на равных правах.

Проблема профессиональной и социальной самореализации обычно рассматривается опосредованно через вопрос трудоустройства как фактор сбалансирования отдельных сегментов рынка труда, то есть как сугубо экономическая проблема безотносительно к инновационному характеру общественного воспроизводства. В контексте достижения продуктивной занятости образованию отводится вспомогательная роль.

Однако на современное образование возлагается две функции: во-первых, фундамент экономики постиндустриального, информационного общества, основывающегося на знаниях; во-вторых, образование сегодня — важное средство и ресурс становления креативной личности, которая будет иметь необходимые знания, навыки и компетентности для интеграции в информационное общество на разных уровнях и способна обучаться на протяжении жизни.

Отношение к образованию как к отрасли, обеспечивающей технологическое развитие и играющей роль социального лифта, требует серьезных реформационных шагов к обновлению содержания общего и профессионального обучения, механизма функционирования образовательных учреждений.

Цель статьи заключается в обосновании направлений и конкретных мер, обеспечивающих переход от разработки кратко — и среднесрочных программ развития образования к долгосрочной модели образования, которая дает возможность повысить адаптивность граждан к изменениям, обучить их специфическим компетенциям поиска, оценки и внедрения инновационных технологий.

Формирование у молодых людей культуры поиска и обновления знаний, практико-ориентированных навыков способствует их профессиональному росту и социальной самореализации.

Институционализация этих целевых наставлений должна реализовываться через усовершенствование образовательных технологий, повышение содержательности образования, его организационной и экономической модернизации. Выдвижение указанных вопросов на передний план для страны, претендующей на восходящий экономический тренд, – одна из насущных задач данной работы.

Изложение основного материала. Инвестиции в образовательную отрасль должны обеспечивать развитие образования глобального инновационного уклада, исключающего опасные для социальной стабильности зоны неравенства на рынке труда.

Для современной Украины острота проблем образования не вызывает сомнения, подтверждением чего является информация Госкомстата и результаты международного мониторинга. Первое, на что нужно обратить внимание, это удельный вес образовательного вида деятельности в создании ВВП по сравнению с другими видами деятельности. В Украине в течение 2001-2007 годов доля образования в создании ВВП выросла с 4,2% до 5,0% и превышает долю целого ряда отраслей производства.

В целом за этот период темпы роста валовой добавленной стоимости, объем которой приходится на образование, превышают такие показатели валовой добавленной стоимости, что создана за счет всех видов экономической деятельности (5,06 и 4,1% соответственно).

Приведенные цифры свидетельствуют о положительной тенденции роста роли интеллектуального труда в украинской экономике. Однако в то же время они демонстрируют 6-кратное отставание по этому показателю от развитых стран.

На пути перехода к постиндустриальному обществу Украина не может решать экономические проблемы за счет простого наращивания численности занятых лиц. Все большее значение будут приобретать качественные характеристики человеческого капитала — квалификация, способность к получению знаний в течение жизни, состояние здоровья, культуры, психологической готовности к принятию решений, действий в нестандартных ситуациях, творческого и инициативного подхода к делу.

Практика развитых стран показывает, что даже в условиях высокотехнологичных производственных процессов человек остается главным фактором производства, и должно быть отношение к работнику как к личности.

Инновационный характер образования становится важным инструментом воздействия, как на молодое поколение, так и на людей среднего и старшего возраста. Его роль в социализации трудоспособных групп населения определяется требованием современной жизни к открытости и развитию образовательной системы.

Закрытость образования, ограничение его традиционным содержанием образовательных методов обучения и организации учебного процесса дает возможность только выживать, но не развиваться. Стагнация образовательной системы препятствует достижению успеха и оставляет малоимущие слои населения на низших уровнях социальной стратификации.

Анализируя состояние образования в Украине, необходимо обратить внимание на результаты социологических исследований, которые свидетельствуют, что различные звенья образовательной системы перестают выполнять функции «социальных лифтов», в отдельных сферах даже теряют статус защитного института, который способствует социальному равенству.

Есть все основания полагать, что современное украинское среднее образование по своим стандартам значительно отстает от зарубежного. Мониторинг по международной программе оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment), который осуществлялся в 32 странах мира, выявил низкий уровень функциональной грамотности учащихся стран СНГ.

Результаты мониторингового исследования касаются и украинской средней школы, поскольку подходы к обучению сходны с обследовавшимися странами. Исследование образовательных достижений учащихся проводилось по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделялось оценке овладения учащимися обще-учебными и интеллектуальными умениями.

По результатам исследования, учащиеся России и Латвии по вышеупомянутым направлениям распределились на 26-29 местах среди 32 стран.

Результаты исследования показывают, что в системе общего образования сформировались негативные, с точки зрения профессиональной и социальной мобильности, явления и тенденции. Их причины различны, однако они являются следствием невысокого качества образования.

В контексте профессионального роста молодежи проблема эффективности образования приобретает важное измерение — наличие и качество связей между отдельными звеньями образовательной системы, что предполагает содержательную и организационную преемственность между уровнями и степенями обучения.

Эффективным средством выравнивания стартовых возможностей детей считается дошкольное образование. Рядом исследований установлено, что дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, тяжело осваивают школьную программу и уступают в успеваемости более подготовленным ученикам.

В Украине проблема дошкольного образования в последние годы обострилась и пока не приобрела приоритетность в образовательной политике государства. Сеть дошкольных учреждений в течение 1990-2008 годов сократилась на 37,1% при уменьшении в них мест на 49,2 процента. Уровень охвата детей остается недостаточным, особенно в сельской местности, где он составляет 33% и ниже уровня 1990 года – 43 процента. В городских поселениях охват детей дошкольными учреждениями в 2008 году несколько превышал уровень 1990 года и составил 69% против 64%.

Чистый показатель охвата образованием в дошкольных учреждениях детей разных возрастных групп (численность воспитанников определенного возраста в % к численности населения соответствующего возраста) остается в целом по Украине на 13,4% ниже уровня 1990 года, в том числе в городах – на 7,5%, в сельской местности – на 28,9%.

С каждым годом проблема дефицита мест в дошкольных учебных заведениях становится все ощутимее. Она искусственно решается увеличением количества групп на базе функционирующих заведений, что приводит к перегрузке проектной мощности дошкольных учреждений.

Результаты исследования показывают, что тенденция к плотности дошкольных учреждений усиливается. Так, плотность мест в них в течение 2007-2008 годов повысилась на 6,9%, тогда как сеть этих заведений выросла на 2,9%. Фактически показатель плотности детских учебных заведений повысился на 3,9% за один год.

Более подробный анализ свидетельствует, что перегрузка произошла за счет группы заведений, в которых на 100 мест приходится наибольшее количество детей (131-160 человек). Здесь показатель перегрузки повысился на 7,6%. К тому же воспитание осложняется устаревшей материально-технической базой дошкольных учреждений, которая нуждается в обновлении.

В этих условиях государственная политика в сфере дошкольного образования должна сформулировать реалистичные задачи, ориентированные на положительный результат в рамках задач школьной реформы.

Главные цели реформирования образовательной системы — повышение качества, доступность, эффективность обучения – безусловно, сохраняют свое стратегическое значение. Однако они должны быть конкретизированы в соответствии с состоянием образования и современного этапа развития экономики страны.

Ключевой задачей является преодоление барьеров на пути доступности населения в дошкольные учебные заведения. Одним из факторов, ограничивающих доступность к детским садам, особенно к тем, где созданы хорошие условия для воспитания детей, является платность пребывания в дошкольных учреждениях. В наибольшей степени неравенство доступа к детским садам зависит от типа поселения.

По данным Всемирного банка, для 16,6% детей, не посещающих дошкольные учреждения, основной причиной является нехватка средств на оплату услуг учреждения в их родителей. Другие причины: неприемлемость часов работы заведения, отсутствие свободных мест или его удаленность от места жительства имеют второстепенное значение. Проблема недоступности для семей услуг дошкольного учреждения более актуальна для небольших населенных пунктов, где проживает семья.

Если в большом городе лишь 4,3% всех дошкольников не посещают детские сады по указанным причинам, в малом городе – 7,9%, то в сельской местности более трети таких детей. Таким образом, на передний план выдвигается проблема доступности детских дошкольных учреждений для сельских семей.

Неравенство доступа к дошкольному образованию в зависимости от типа поселения является лишь частью проблемы малодоступности для социально уязвимых, малообеспеченных и даже средне обеспеченных слоев населения.

Исследования показывают, что большинство дошкольных учреждений неудовлетворительно оснащены современным дидактическим оборудованием, испытывают дефицит в квалифицированных педагогах, вследствие чего они не обеспечивают растущий спрос родителей на качественное воспитание детей.

Острота проблемы уменьшается развитием сети частных дошкольных учреждений, услуги которых доступны только средне — и высокодоходным домохозяйствам, преимущественно проживающим в мегаполисах и крупных городах. Такое состояние консервирует социальное неравенство, способствует маргинализации детей из бедных семей.

Важной задачей в деле доступности дошкольных учреждений является модернизация существующего механизма возмещения родителями стоимости пребывания детей в детских учреждениях.

Сейчас в соответствии с нормативными документами родители вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размере, не превышающем 50% (в городской местности) и 30% (в сельской местности) от стоимости питания в день. Для родителей, имеющих 3-х и более детей, плата за питание составляет 25%.

Таким образом, плата за пребывание детей в дошкольном учреждении адаптирована, во-первых, к механизму социальной поддержки многодетных семей, во-вторых, к нивелированию ценовых различий на рынке продовольственной продукции между городами и сельской местностью.

Механизм возмещения родителями расходов за пребывание детей в дошкольном учреждении выполняет социальную функцию, которая связана с дифференциацией возмещения стоимости питания и индифферентна к соотношению динамики цен на продовольственные продукты и доходам населения.

На протяжении последних девяти лет цены на питание опережали заработную плату в 2,5 раза. В этих условиях необходимо вводить компенсирующие механизмы возмещения стоимости питания, которые дают возможность нейтрализовать негативное влияние цен на доходы населения, или на ухудшение качества питания в случае неспособности родителей возместить повышенную стоимость продуктов.

Учитывая особую значимость дошкольного образования и проблемную ситуацию с его качеством и доступностью, возможно, целесообразно на законодательном уровне принять решение об его обязательности. Такой шаг создаст условия для реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступности качественного дошкольного образования. Он будет включать ответственность должностных лиц и родителей за дошкольное образование детей.

Гарантия общей доступности дошкольных учебных заведений должна подкрепляться финансовыми механизмами, которые направлены на расширение дошкольной сети, повышение эффективности их деятельности, бюджетную поддержку родителей для оплаты услуг как государственных, так и коммерческих дошкольных учреждений.

Следующее звено образования — средняя школа, по субъективным и объективным причинам также, и как  дошкольное образование, не соответствует требованиям современного обучения. В условиях реформы целевые наставления общеобразовательной школы должны подкрепляться новыми образовательными технологиями. Изменение технологий в образовании играет ключевую роль в получении надежных результатов.

В информационном обществе технологии управления знаниями, индивидуализации образования и развития отдельных навыков и способностей приобретают все большее распространение и формируют новую культуру мышления, которая приходит на смену образовательной идеологии ХХ века.

Содержание новых технологий заключается в формировании креативных компетенций, которые до последнего времени рассматривались как элитарные, а также в массовой готовности молодежи к постоянному образованию.

Главным отличием новой модели образования становится индивидуальный характер обучения, что повышает потенциальную мобильность учащихся за счет выбора ими курса и программ и на уровне формального образования, и в дополнительном образовании. Сегодня в Украине учебных заведений, обеспечивающих такой важный культурный сдвиг, единицы, и расположены они в крупных городах.

Переход к инновационным формам обучения, в частности с применением персонализированных образовательных технологий, позволяют себе страны, в которых ВВП на душу населения свыше 15-20 тыс. долл.  Данный признак соответствует уровню общественных расходов на образование таких стран, как США, Франция, Бельгия, Швейцария, скандинавские страны и ряд стран Азии.

В Украине экономический потенциал (ВВП на душу населения значительно меньше 15-ти тыс. долл.) не позволяет пока поднять уровень финансирования образования и расширить масштабы его инноваций до уровня богатых стран. Однако требуется серьезная модернизация обучения в средних классах, где, как свидетельствуют международные сравнительные исследования, наблюдается проблемная ситуация с обучением.

Преобразования в среднем образовании направлены на полную реализацию потенциала учащихся, не достигающих своих целей. Одна из основных причин низкой эффективности школьной реформы заключается в формальном подходе к организации общего образовательного процесса, осуществляемого в Украине в соответствии с Болонским процессом. По европейским стандартам внедрена 11-летняя профильная средняя школа.

Профильное образование уже начинается на нижней (1-4 классы базового образования) и средней (5-9 классы базового образования) степени с ориентацией каждого ученика после окончания 9-го класса на будущую профессию. После завершения основного (базового) среднего образования, общее образование в старшей школе продолжают получать две трети учеников, для которых актуальным является введение профильного обучения.

В связи с этим важной частью новой модели среднего образования становится выделение специфических методов и подходов к обучению на разных степенях базового образования. Следовательно, каждая степень рассматривается как олицетворенная.

Фактически, по мнению специалистов, при трансформации 10-летней советской трудовой школы в 11-летнюю школу европейского типа не было создано организационной структуры европейской школы, где начальная (6-10-летние дети), основная (10-15-летние) и старшая (15-17(18)-летние) – это не разные ступени одной школы, как теперь в Украине, а отдельные заведения. Такое распределение целесообразно, учитывая возрастные особенности, учебные цели и условия организации учебного процесса.

Положительным для профильной школы является акцент на взаимосвязь между качеством и доступностью образования, что расширяет возможности профессиональной мобильности молодежи. Осуществление программы профильной школы таким образом, чтобы она стала активным социальным инструментом на уровне профессиональной подготовки учащихся, требует дополнительных кадровых и материальных ресурсов.

По мнению специалистов, профилирование средней школы потребует двойного увеличения финансирования. Поддерживать достойный уровень результатов обучения при высокой степени равенства образования доступно странам с высоким инвестиционным потенциалом. Так, успехи учеников Республики Корея (Южная Корея) объясняются многократным увеличением инвестиций в школьное образование.

Не случайно, что корейские ученики средней школы активно пополняют контингент высшей школы.  По количеству выпускников в вузах эта страна занимает третье место в мире. Аналогичная ситуация наблюдается и в Финляндии. Почти 65% финских учеников продолжают образование в университетах или политехнических институтах. В Украине в университеты тоже поступают 65% выпускников школ. Однако уровень их подготовки не обеспечивает потребности рыночной экономики.

Украина сегодня не имеет достаточных ресурсов для реализации комплекса мер, направленных на обеспечение качества профильного образования для всех семей. Учитывая важность развития профильного образования, необходимо постепенно и последовательно двигаться к поставленным задачам, вводя новые и нестандартные организационные и экономические инструменты. В частности, целесообразно использовать возможности, которые дает кооперация усилий школьных учреждений.

Практическим шагом в данном направлении может быть объединение школ в ресурсные центры, территориальные объединения или образовательные округа. Финансирование новых структурных объединений будет состоять из средств государственного бюджета, местных бюджетов, корпоративных и других источников. Необходимым условием функционирования объединений школьных учреждений является переход учебных заведений из бюджетного статуса в автономное учреждение, что дает школам широкую экономическую самостоятельность.

К инструментам, обеспечивающим взаимосвязь между успешностью обучения и социальными факторами, следует отнести нормативно-душевое финансирование. Такой институциональный механизм сочетает финансирование со справедливым распределением ресурсов, дает возможность повысить эффективность использования средств образовательных учреждений.

Сейчас на душевое финансирование образования перешли все страны Восточной Европы. В Украине переход на нормативно-душевое финансирование сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы, приемлемых методик расчета нормативов по уровню образования, типу и видам образовательных учреждений.

В значительной степени профессиональная и социальная мобильность в сознании населения связаны с высшим образованием. Можно с высокой вероятностью утверждать, что гражданам Украины свойственно устойчивое убеждение в социальной ценности профессиональной подготовки в вузах. Более того, в последнее время высшее образование воспринимается как норма качества жизни.

Сегодня 70% выпускников школ и 80% – системы среднего профессионального образования настроены на получение высшего образования. Поэтому не случайно, что в 2009 году в высшие учебные заведения III–ІУ уровней аккредитации принято 463,9 тыс. человек, тогда как выпуск учеников средней школы составлял в этом году 391,3 тыс.

Украина по темпам охвата населения высшим образованием и количеству лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, занимает достаточно высокое место в мире. С 1990/1991 года в расчете на 10 тыс. населения в вузах III–ІУ уровня численность студентов выросла более чем в 3 раза и составляет 511 человек.  Профессиональное образование получает примерно 60% населения соответствующего возраста.

В странах Организации сотрудничества и развития этот показатель составляет 25,1%. Общая тенденция спроса на высшее образование дает основания надеяться, что и в будущем Украина останется страной с высоким уровнем образованности населения. Мотивация населения к получению высшего образования должна быть обеспечена соответствующими социальными мероприятиями на государственном и корпоративном уровнях.

Дело в том, что Украина, как и большинство стран мира, в начале ХХІ века столкнулась с проблемой неспособности обеспечить из бюджета растущие расходы на образование. В этих условиях высшие учебные заведения начали переходить к платному обучению, которое, в свою очередь, поставило на повестку дня проблему предоставления образовательных кредитов и перспективу развития данного вида потребительского кредитования населения в Украине.

При государственном регулировании образовательные кредиты дадут возможность сконцентрировать внимание на государственном финансировании образования и направить дефицитные бюджетные ресурсы на приоритетные направления развития учебного процесса, а также перейти на гибкие формы смешанного финансирования профессионального образования.

Международный опыт имеет как положительные, так и отрицательные последствия внедрения программ студенческого кредитования. В зарубежных странах интерес к ним возник в связи с расширением высшего образования, обострением бюджетных проблем и желанием придерживаться принципа равенства образовательных услуг. В соответствии с этим и рассматривалось влияние механизмов кредитования на подготовку студентов и их мобильность на рынке труда.

В настоящее время большинство стран, особенно в Европе, предлагают финансовую помощь в виде грантов и ссуд, однако произошел очевидный сдвиг в сторону большего использования последних. Принимая во внимание этот факт, Всемирный банк еще в 1994 году рекомендовал в качестве приемлемой формы студенческой финансовой помощи студенческие ссуды, гарантированные государством, а не гранты.

При обосновании целесообразности кредитной помощи эксперты исходили из доходов обучающихся студентов, уровень которых позволяет возмещать ссуду. Предложения Всемирного банка актуальны и для условий Украины. Однако масштабы и возможности кредитования населения пока не нашли соответствующего обоснования в научных исследованиях.

Применение модели займов для финансовой поддержки студентов предполагает осуществление анализа спроса населения на образовательные услуги. В основу расчетов положен закон Энгеля. При построении кривой спроса Энгеля, как правило, предполагается линейная зависимость расходов населения на потребительские товары и услуги от одного фактора и не учитывается уровень дифференциации домохозяйств по доходам.

В отличие от подхода Энгеля, который использует один фактор (денежный доход), при построении функции спроса в данной работе использованы дополнительные регрессоры (коэффициенты Джини и Аткинсона), что дало возможность оценить влияние уровней дифференциации домохозяйств по доходам на изменение платежеспособного спроса.

В отделе социальной инфраструктуры Института демографии и социальных исследований НАН Украины для этого разработана модель двухфакторной логарифмической регрессии, по которой оценивается динамика спроса населения в зависимости от уровня доходов домохозяйств и показателей социального неравенства (дифференциации).

Указанное уравнение является функцией спроса на услуги образования в зависимости от вышеназванных двух факторов. Двухфакторная функция представляет собой параболическую кривую (кривая Энгеля), где коэффициенты эластичности А1 и А2 показывают относительное изменение спроса на услуги учебных заведений при изменении уровней дохода и показателей материальной дифференциации домохозяйств на один процент.

Первый переменный фактор характеризуется уровнем денежных доходов домохозяйств, второй — индексами неравенства (дифференциации) Джини и Аткинсона. Индекс Джини дает представление о динамике спроса в целом по всей совокупности домохозяйств.

Индекс Аткинсона в зависимости от значения его параметра, величина которого изменяется с 0,25 до 4, оценивает платежеспособный спрос на услуги учебных заведений в зависимости от дифференциации домохозяйств по доходам. Наименьший параметр А(0,25) присущ наиболее обеспеченным группам домохозяйств, наибольший А(4) – малообеспеченным.  Моделирование платежеспособного спроса населения осуществлялось по двум вариантам:

а) пофакторно по уравнению Энгеля для выявления социальной мобильности домохозяйств безотносительно к равной динамике их доходов;

б) с учетом размера доходов домохозяйств по годам.

Анализ данных, приведенных в исследовании, показывает, что в целом в Украине платежеспособный спрос населения на образовательные услуги находится преимущественно под влиянием увеличения доходов домохозяйств. При росте размера их денежных доходов на 1% расходы на образовательные услуги повышаются не более чем на 0,6%. При этом влияние фактора материальной дифференциации минимально. Его величина в целом по Украине составляет лишь 0,1%.

Дальнейший анализ свидетельствует, что общая тенденция роста платежеспособного спроса на образование по-разному проявляет себя в разных типах домохозяйств. При увеличении материальной дифференциации интенсивнее растут расходы на образование в наименее обеспеченных домохозяйствах.

Это объясняется тем, что в малообеспеченных домохозяйствах депривация по потребностям на образование компенсируется перераспределением расходов семейного бюджета и ограничением, вследствие этого, платежеспособного спроса на питание, здравоохранение, отдых, досуг.

Следовательно, развивается противоречивая тенденция: при переходе от состоятельных домохозяйств к бедным спрос на платные услуги растет. Так, при увеличении параметра индекса Аткинсона от 0,25 до 4 эластичность спроса на образование по уровню дохода (А1) повысилась на 15,1%, по уровню дифференциации (А2) – в 19,7 раза.

Сопоставление этих двух тенденций — свидетельство высокой мотивации населения к профессиональной и социальной мобильности за счет образования. Бедные домохозяйства пытаются получить образование за счет уменьшения расходов на потребительские нужды, одежду, отдых.

При построении функции платежеспособного спроса домохозяйств по годам (2004-2007гг.) в зависимости от уровня дохода домохозяйств или от уровня материальной дифференциации выявлено, что в целом по Украине спрос на услуги образования возрастает при повышении денежных доходов, тогда как влияние на него индекса неравенства домохозяйств уменьшается.

Так, за указанный период эластичность спроса повысилась в 1,75 раза. Его динамика по экономическим группам домохозяйств показывает, что платежеспособный спрос повысился за счет наиболее состоятельных слоев населения. Они демонстрировали растущий спрос в течение четырех лет, в то время как слои с низким доходом демонстрировали снижение расходов на образование. Так, в двух последних группах бедных домохозяйств спрос уменьшился в 2007 году на 48,4 и 36,1% соответственно.

Это доказывает, что бедные домохозяйства нуждаются в наибольшем внимании со стороны банков и в особых механизмах кредитования образовательных услуг. Анализ влияния дифференциации на спрос населения на платные образовательные услуги свидетельствует, что в 2004, 2005 и 2006 годах рост дифференциации домохозяйств уменьшал спрос населения. В 2007 году показатель эластичности расходов на образование изменил отрицательный знак (-) на положительный (+).

В наиболее благополучных домохозяйствах спрос на услуги образования стал практически нейтральным к показателям дифференциации. В малообеспеченных домохозяйствах наоборот — эластичность расходов на образование под влиянием дифференциации остается достаточно высокой, хотя и показывает регрессивную динамику.

Изучение зависимости платежеспособного спроса от социальной дифференциации дает возможность с высокой вероятностью говорить, что в малообеспеченных слоях населения мотивация к социальной мобильности превышает их экономический потенциал, способный ее реализовать. В бедных домохозяйствах спрос на образование в 2007 году составил 0,5-0,6% на 1% роста показателя дифференциации.

Выводы. Среди направлений, которые являются критическими для повышения профессиональной и социальной мобильности молодежи, можно выделить следующие.

Современное образование необходимо рассматривать как деятельность креативную, связанную с интеллектуально-творческим развитием учащихся, с увеличением их вклада в человеческий потенциал общества. Для этого нужно обеспечить единый подход к обучению, основанный на ключевых компетентностях, на технологической взаимосвязанности различных звеньев системы образования.

Успешность выполнения этой задачи зависит от привлечения основных субъектов образовательного процесса к постановке целей дальнейшего развития образования, разработки стратегии и тактики, оценки результатов.

В условиях постиндустриального информационного общества, основанного на знаниях, необходимо обеспечить провозглашенный образовательной реформой принцип равного доступа к качественному образованию.

Первоочередным шагом в этом направлении можно считать законодательное провозглашение обязательности дошкольного образования с внесением поправок в закон Украины «О дошкольном образовании», усиление роли государственных и местных органов в оплате услуг детских садов. А также ускорение перехода к профильному обучению в старшей школе, введение и модернизацию финансового механизма среднего образования на основе внедрения нормативно-душевого метода финансирования.

Расширение доступности высшего профессионального образования должно осуществляться за счет образовательных, в том числе беспроцентных, кредитов и грантов. Предоставление банковской и государственной поддержки должно зависеть от ряда факторов, основным из которых должен стать уровень материальной обеспеченности студентов.

Наибольшей поддержки нуждаются студенты из малообеспеченных домохозяйств. Для них необходимо применять экономные механизмы кредитования.

Автор: В.Н. Новиков, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий