В течение последних нескольких лет развитие креативных индустрий в Украине значительно оживилось. Соответственно выросло и количество фирм, предоставляющих услуги в сферах креативных индустрий. Чаще всего речь идет именно о компаниях, работающих в сфере компьютерного программирования и информационных технологий. Хотя активно развиваются также другие направления.
Согласно отчету Киевской школы экономики по заказу МКИП, на 2019 год было 205,5 тысяч субъектов хозяйствования креативных индустрий. В июне 2021 года Александр Ткаченко в своем фейсбуке рассказал о первом заседании Совета по развитию креативной экономики. В частности, отметил, что в 2020 году сфера дизайна выросла на 31%, IT – на 26%, реклама, маркетинг и PR – на 5%.
Также Ткаченко отметил, что, несмотря на пандемию, креативные индустрии Украины остаются мощным сектором.
Развитие индустрии требует высококвалифицированных кадров. Откуда браться этим кадрам? Обязательно ли должны иметь дизайнеры, креативные менеджеры, звукорежиссеры и другие работники сферы диплом вуза? Достаточно ли так называемого «неформального образования» — частных курсов? По каким стандартам преподают дисциплины в университетах? Какие политики и подходы являются самыми удачными, когда речь идет об образовании для работы в креативных индустриях?
Об этом и многом другом говорили во время Creative Spark Policy Forum. Форум в рамках программы Creative Spark уже второй раз проводит Британский совет в Украине.
Общий опыт Украины и Великобритании
Великобритания считается одной из стран, где креативные индустрии, а также образование в них развиваются очень успешно. По словам Дины Кейн, председателя Совета правления Лондонского университета Голдсмит и участницы Совета креативных индустрий Великобритании, в британских креативных индустриях сейчас занято около 2 млн. человек. Несмотря на это, сфера растет, а соответственно появляются и новые рабочие места.
Самой удачной политикой в сфере финансирования высшего образования, по мнению Кейн, была в 2018 году. Тогда в Британии произошло разделение общего органа финансирования высшего образования. Одна его структура теперь занимается именно инвестициями в исследования при вузе, другая же обеспечивает средствами именно обучение через кредитование студентов. Теперь большинство внимания уделяют именно уровню курсов и качеству программ.
Кроме того, интересно, что в Британии мощными центрами развития креативных индустрий часто становятся небольшие города, где функционируют специализированные учебные заведения. Например, в Манчестере преподают курсы для телевизионной индустрии, в Кардиффе можно получить образование по направлению экранных искусств, в Йоркшире есть признанные международные программы текстильных технологий и моды.
«В Украине достаточно высокие инвестиции в образование и очень высокий уровень количества выпускников, однако часто есть проблемы с программами обучения. Эта же проблема есть и во многих вузах Британии», — говорит Дина Кейн. В конце концов, высшее образование не может чисто физически дать весь спектр необходимых для работы знаний и умений, некоторая информация предоставляется напрямую работодателями.
Однако Дина Кейн считает, что Украине может помочь сокращение некоторых программ, чтобы сделать их более гибкими. Также не теряет актуальности дистанционное обучение.
Василий Косив, доктор искусствоведения, ректор Львовской национальной академии искусств, говорит, что значительными барьерами в развитии образования в креативных индустриях является медлительность в принятии стандартов. Например, дизайнеры сейчас учатся по программе, стандарты которой приняты еще в 2016 году. Сама же сфера развивается стремительно и ежедневно. Процесс утверждения стандартов очень долгий — уже на момент принятия их можно считать устаревшими, говорит ректор ЛНАМ.
Это также сводится к необходимости реализовать нестепенные программы, которые будут длиться не четыре года, как бакалаврская, или два, как магистерская. А значит, будут более гибкими и адаптивными.
Однако согласно статистике трудоустройства бывших студентов, Великобритания и Украина идут примерно на равных. По словам Дины Кейн, например, среди дизайнеров 82% имеют высшее образование.
Украинские представители на форуме приводят такую статистику трудоустройства бывших студентов: 90% выпускников факультета дизайна КНУТД трудоустраиваются по специальности, говорит Людмила Ганущак-Ефименко, проректор по научной и инновационной деятельности Киевского национального университета технологий и дизайна. Похожая ситуация и в Львовской национальной академии искусств — там также 90% выпускников-дизайнеров находят себе работу в отрасли после выпуска.
Однако Василий Косив добавляет, что о формате сбора такой информации стоит подискутировать. Сейчас статистику собирают путем Гугл-форм и опросов среди выпускников, поэтому больше верят на слово. Кроме того, во многих сферах креативных индустрий самый распространенный способ получить работу – быть самозанятым.
Андрей Ремизов, исполняющий обязанности директора государственного учреждения «Офис по развитию предпринимательства и экспорта», говорит о необходимости собирать обратную информацию – изучать потребности в кадрах владельцев бизнеса. «Предприниматели могут говорить, что часто есть нехватка высококвалифицированных кадров. Но каких именно профессий – нет четкой статистики. Сбор такой системной аналитики также является одной из необходимых политик в развитии креативных индустрий».
Формальное vs неформальное образование
Сегодня разнообразные частные курсы становятся серьезным конкурентом для «классического» университетского образования. Они предлагают получить необходимые для работы знания гораздо быстрее, кроме того, они чаще обновляются и являются более актуальными. Кроме того, такие курсы обычно являются приближенными к владельцам бизнеса – потенциальным работодателям. Вопрос значения такой альтернативы также рассмотрели на форуме.
Василий Косив в комментарии для LB.ua рассказывает: «Я определенно против того, чтобы противопоставлять эти два явления. Есть сильные преподаватели и сильные программы и там, и там. Так же есть и более слабые. Проблема лишь в том, что в наших университетах нет нестепенных программ.
Я даже часто встречаю такую ситуацию. Утром преподаватель читает материал по бакалаврской программе, вечером он уже преподает на краткосрочных курсах для тех, кто получает сертификат. Этот преподаватель вряд ли хуже утром, а вечером лучше. Мы просто должны расширить «меню» классических университетов».
Похожего мнения и Людмила Ганущак-Ефименко. Она считает, что украинское неформальное образование не может стать альтернативой обучения в вузе, поэтому и не является конкурентным университетскому образованию.
«Какой бы вы не получили сертификат, он будет удостоверять только практические навыки или узкоспециализированную компетенцию. Понятно, что нынешний соискатель образования для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, он должен иметь практический опыт. И это, прежде всего мотивация студенчества к тому, чтобы самосовершенствоваться и саморазвиваться постоянно».
Проректор считает, что идеальной является модель, когда университеты в осуществлении своей образовательной деятельности добавляют в систему преподавания элементы «неформального образования». Значит, когда студенты имеют возможности в рамках учебного процесса прослушать практический курс и получить сертификат, удостоверяющий приобретенную компетенцию.
«Еще одним удачным примером сочетания формального и неформального образования является дуальное образование, когда лекции проводят в аудиториях, а практические проекты – в компаниях. Таким образом, работа студенчества не вредит учебе, а наоборот – становится его частью и развивает практические навыки на рабочем месте. На сегодня это работает во многих университетах и в Киевском национальном университете технологий и дизайна в частности», – рассказывает Людмила.
Кроме того, привлечение стейкхолдеров в учебный процесс, не только во время прохождения студентами практики в компаниях, позволяет постоянно совершенствовать образовательный процесс. Например, КНУТД практикует приглашение гостевых лекторов-профессионалов, рассказывающих о реальной работе отрасли.
Сара Пеппер, директор по креативной экономике Кардиффского университета, делится опытом Великобритании. В Кардиффском университете программа преподается в соотношении 50 на 50 как учеными, так и специалистами из отрасли. Практики преподают более конкретные, узкоспециализированные дисциплины, а также те предметы, где речь идет об инновационной деятельности. Например, продакшн или правовые основы интеллектуальной собственности.
Искусство или бизнес?
Креативные — это о творчестве, индустрии же касаются бизнеса. Поэтому, говоря об этом секторе, не стоит забывать и об умении продавать и находить потребителя. Конечно, речь идет также и об уровне образованности аудитории креативных или художественных продуктов. А значит, и способности потребителя разделять качественное и некачественное искусство.
«Здесь стоит говорить обо всех звеньях образования. Воспитывать потребителя нужно не только художественной продукцией, но и образованием в целом. Если проводить границу между высоким искусством и креативными индустриями, она будет иметь такое же значение и происхождение, как граница между фундаментальной и прикладной наукой», – говорит Олег Шаров, генеральный директор директората профессионального и высшего образования.
Галина Григоренко, председатель Государственного агентства Украины по вопросам искусств и художественного образования добавляет: «Если мы не работаем с аудиторией, дальше нам будет труднее понимать необходимость инвестировать наши общие деньги в высокое искусство. Работа на опережение и воспитание вкуса и критического мышления – это важнейшая задача, которую общество должно ставить себе».
Однако это не означает, что в креативных индустриях не может сочетаться бизнес-составляющая с творчеством. Что касается образования, то здесь важно найти правильное соотношение воспитания менеджерских навыков и собственно профессиональных. Например, преподавать менеджерские дисциплины на магистерском уровне. В конце концов, даже тренды массовой культуры, так или иначе, продуцируются высоким искусством.
Уметь продавать и находить аудиторию работникам креативных индустрий также может помочь повышение междисциплинарной коммуникации. Владимир Воробей, продюсер форума, директор Агентства экономического развития PPV Knowledge Networks, объясняет, что речь идет даже не о взаимодействии между художниками и дизайнерами, а о, например, врачах, которые могут прийти к тем же дизайнерам и заказать оформление медицинских кабинетов.
Именно такой всесторонний обмен, который начинается с качественных программ в университете и на частных курсах и заканчивается поиском клиентов трудоустроенных бывших выпускников, и является необходимой составляющей развития креативной экономики в Украине.
Creative Spark — программа, направленная на поддержку международных университетских и институционных партнерств для развития предпринимательских навыков и креативной экономики. В Украине сегодня работает 10 партнерств этой программы. К ним привлечено 10 университетов из Великобритании и 15 университетов и 11 организаций из Украины. Объединив усилия, эти институты и организации работают над доступностью для студентов и начинающих предпринимателей информации о ведении проектов в бизнесе и помощи в их реализации.
Форум, который проводится в рамках программы, ежегодно собирает партнеров и стейкхолдеров для того, чтобы обсудить развитие компетенций бизнеса именно в высшем образовании.
Автор: Анастасия Нерознак
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.