Вступление. Демографический кризис в Украине активизирует поиск ответа на вопрос: что нужно и возможно сделать для устранения длительных негативных тенденций или хотя бы ослабления их социально-экономических последствий?
Стремительное сокращение численности населения и существенное изменение демографического баланса между поколениями значительно влияют на функционирование всего общества, его социальных институтов, политической и экономической сфер.
Одной из самых актуальных в современной демографической ситуации является проблема слишком низкой рождаемости, что приводит к сокращению численности населения, его старению, а также деформациям половозрастной структуры.
Данные переписей населения и выборочные демографические обследования подтверждают рост образовательного уровня населения, изменения в брачно-семейных процессах, определенным образом влияющие на динамику рождаемости.
Эти тенденции являются свидетельством перехода Украины, вслед за Европой, к постиндустриальному этапу развития общества, которые проявятся в таких социально-демографических явлениях, как уменьшение уровня заключения браков, распространение новых форм брачных союзов, снижение показателей рождаемости детей в семьях, повышение возраста вступления в брак, возраста рождения первого ребенка и тому подобное.
Анализ публикаций. Образованность как одну из детерминантов процессов рождаемости ученые начали рассматривать лишь в конце ХХ века. Теоретическая основа исследованию проблемы взаимовлияния процессов рождаемости и формирования и распределения человеческого капитала заложена в трудах Г. Беккера.
Весомый вклад в исследование этой проблемы сделали О. Кравдал, Р. Райт, Х. Йош, П. Хинд, Ч. Бейкер. Российские ученые В. Лупандин, И. Белобородов ведут активные дискуссии относительно приоритетов количества или качества населения, тогда как Т. Малева, А. Синявская акцентируют внимание на особенностях изменения показателей рождаемости детей под влиянием уровня образования женщин.
В отечественной науке, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется этой проблеме. Однако ряд исследователей, среди которых О. Гришнова, Е. Либанова, И. Курило, В. Стешенко и др. трактуют образованность населения как один из нетрадиционных, однако перспективных факторов улучшения демографической ситуации в качественном и количественном измерении.
Цель данной статьи заключается в исследовании направлений влияния образованности населения на показатели рождаемости и количество детей в контексте современных социально-демографических тенденций.
Изложение основного материала. В современном высокоразвитом обществе активизируется роль инновационных составляющих экономического развития, особое место среди которых занимает формирование и надлежащая реализация человеческого капитала. Человеческий капитал традиционно определяется как запас здоровья, способностей, навыков и мотиваций, воплощенный в человеке, обеспечивающем продуктивную занятость.
Формирование и накопление индивидуального человеческого капитала начинается с рождением ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Семью по праву можно считать первичным институтом воспроизводства человеческого капитала, поскольку формирование личности, накопление интеллектуальных, психологических и физиологических способностей человека закладывается в семье, а в дальнейшем только развивается и совершенствуется.
Ведущий теоретик концепции человеческого капитала Г. Беккер напрямую связывает процессы рождаемости и формирования человеческого капитала. В своей работе «Трактат о семье» он называет родителей «инвесторами», которые путем рождения детей и инвестирования в их развитие реализуют свои потребности и стремятся извлечь выгоду в будущем.
Г. Беккер предположил, что снижение рождаемости является следствием выбора родителей между количеством детей и их качеством, то есть семья принимает решение о рождении определенного количества детей в зависимости от того, какой уровень образования, воспитания, медицинского обслуживания родители смогут им обеспечить.
Таким образом, рост стоимости базовых социальных услуг будет вызывать снижение рождаемости, однако в ходе экономического роста отдача от образования увеличивается, то есть стимулируется спрос на «качественных» детей, тогда как спрос на их количество снижается. Уменьшение количества детей в семьях существенно влияет на демографическую ситуацию.
Для формирования качественного человеческого капитала ребенка нужно обеспечить не только психологический комфорт и его интеллектуальное развитие, но и биологические и физиологические потребности – питание, одежду и тому подобное.
Согласно статистическому наблюдению «социальные индикаторы уровня жизни населения» семьи, в состав которых входят двое и более детей, потребляют значительно меньше основных продуктов питания в расчете на одного человека, чем семьи с одним ребенком.
Формирование и развитие человеческого капитала в семье при таких условиях испытывает определенные ограничения – с одной стороны, дети недополучают благ для полноценного развития, с другой стороны, родители должны ограничивать свое человеческое развитие — отказываться от дополнительного обучения, повышения квалификации, оздоровления.
Следовательно, рождение детей можно рассматривать, как результат компромисса между стремлением родителей получить максимум возможностей для своего развития и потенциальной будущей выгоды от инвестиций в человеческий капитал ребенка. Все это корректируется социально-экономической ситуацией.
Украина приближается к европейской демографической модели, то есть повышение качества отдельного индивида является альтернативой количественному увеличению населения. Качественную сторону демографических процессов можно очертить категориями «качество населения» и «качество жизни».
В данном случае под качеством населения мы понимаем совокупность базовых характеристик населения – уровень здоровья, образования, культуры, сюда также можно отнести уровень миграционной активности и этнический состав.
Термин «качество жизни» вбирает в себя основные условия существования и развития человека, однако не следует отождествлять это понятие с уровнем жизни, что является лишь одним из его проявлений. Индекс человеческого развития, рассчитываемый ПРООН и признаваемый всем мировым сообществом, в настоящее время является неким аналогом индекса качества жизни.
Стоит отметить, что приоритеты «качества в отношении количества» разделяют не все ученые. Так, профессор Лупандин В. М. в своих исследованиях пришел к выводам, что качественный потенциал семьи и ее членов имеет ярко выраженную количественную зависимость, то есть жизнеспособность ребенка зависит от порядка его рождения.
В семье с тремя или четырьмя детьми, во-первых, лучшие условия для раскрытия генетического потенциала, во-вторых, большие шансы воспитать целеустремленных людей с активной жизненной позицией и чувством ответственности, в-третьих – обеспечить теплые родственные отношения – многодетные семьи значительно крепче.
Кроме того, показатели здоровья у многодетных матерей существенно лучше, чем у тех, которые родили лишь одного или двух детей или выбрали бездетный образ жизни.
Директор Российского института демографических исследований И. Белобородов утверждает, что ошибочным является мнение, согласно которому «…при переходе большинства семей к малодетной форме репродуктивного поведения повышается качественный потенциал отдельного ребенка, … качество ребенка в условиях массовой малодетности страдает в первую очередь».
Ученый подчеркивает, что многодетность является залогом эффективной социализации, механизмом развития и сохранения человеческого капитала, то есть, акцентируя внимание на «…индивидуализации качества, мы теряем не только естественные условия успешной социализации детей, но и качество всей нации».
В ходе многочисленных демографических исследований установлено наличие влияния уровня образования населения на основные демографические тенденции. Как свидетельствует практика, рост степени образованности населения имеет принципиально важное значение для долгосрочного демографического перехода от высоких показателей рождаемости к низким.
В целом научные исследования подтверждают взаимовлияние образования и основных демографических составляющих, то есть не только образование накладывает свой отпечаток на демопроцессы, но и последние играют важную роль в формировании и реализации образовательной политики.
Наиболее весомое влияние образованности на рождаемость характерно для слаборазвитых стран с высоким уровнем гендерной дифференциации. В данном случае под образованием мы понимаем начальное образование, то есть элементарную грамотность (до четырех лет обучения). Такое образование способно существенно снизить рождаемость, чего и пытаются достичь правительства таких стран.
В высокоразвитых странах бытует мнение, что чем выше уровень образования, тем ниже у женщины репродуктивные ожидания, меньшее количество детей и большая частота бездетности – речь идет о сознательном отказе от рождения ребенка не вызванном состоянием здоровья.
Многогранность влияния образования на рождаемость конкретизируют целым рядом направлений. Нами выделены четыре параметра, имеющие наиболее существенное влияние на уровень рождаемости, среди которых: возраст вступления в брак; возраст рождения первенца; продолжительность детородной активности; количество детей в семье.
Единого глобального исследования влияния образования на рождаемость не удалось отыскать. Ученые изучают лишь определенные аспекты данной проблемы, то есть влияние образования на вышеназванные демографические составляющие рождаемости.
На основе исследований Р. Барро и Дж. Ли, а также материалов World Population Prospects установлена непосредственная связь уровня образования (продолжительности обучения) и общего уровня рождаемости. Величина коэффициента детерминации (R2 =0,71) свидетельствует о наличии прямой, достаточно сильной связи между указанными величинами. Здесь с ростом уровня образования женщин наблюдается уменьшение количества детей в семьях. Эта тенденция присуща почти всем странам мира.
Действительно, снижение показателей рождаемости в странах Европы, а также на постсоветском пространстве связано с ростом уровня образованности населения, в частности женщин.
В труде Т. Малевой и А. Синявской, посвященном исследованию социально-экономических факторов рождаемости в России, достаточно глубоко проанализировано влияние уровня образования на данный демографический процесс. Эти ученые одни из первых на постсоветском пространстве исследовали показатели рождаемости и количество детей сквозь призму образованности населения. Итогами исследования стали следующие результаты:
— среди женщин с неполным средним образованием имеет место высокая рождаемость в возрасте до 20 лет, а также быстрое рождение следующих детей;
— для группы женщин со средним и профессионально-техническим образованием характерными являются более позднее первое рождение и средние показатели рождаемости в следующих возрастных категориях;
— высшее образование в основном является предпосылкой откладывания рождения первого ребенка, а также снижения показателей рождаемости относительно среднего уровня для всех возрастных групп.
Авторы на основе исследования описали определенный образовательный парадокс – репродуктивные ожидания женщин с высшим образованием противоречат принципам экономической теории. На первый взгляд, такие женщины инвестировали значительно больше в свой человеческий капитал, оплата их труда также должна быть выше, следовательно, альтернативные издержки, связанные с рождением ребенка, выше, чем у других образовательных групп.
Именно поэтому при прочих равных условиях следовало бы ожидать меньшего стремления образованных женщин иметь ребенка. В процессе исследования доказано, что желание иметь ребенка достаточно сильное для всех образовательных групп, однако для каждой из них оно реализуется в разном возрасте.
Данное исследование является лонгитюдным, поэтому еще не установлено, реализуются ли эти ожидания на практике, или нет.
Предполагаем, что аналогичные тенденции присущи и для Украины, ведь исходные предпосылки достаточно сходны: длительное влияние административно-командной системы, высокий уровень образованности населения, социально-экономический кризис 90-х годов ХХ века и тому подобное.
В свою очередь, британские демографы во главе с Р. Райтом утверждают, что образование не оказывает прямого влияния на демографические процессы. По их мнению, рождение ребенка для жительницы Британии является элементом ее самореализации и проявления репродуктивных желаний.
Здесь речь идет скорее о психологическом факторе — на реализацию «созревшего» психологического намерения не влияют ни финансовые факторы, ни государственная политика. Считаем, что такое абстрагирование от материальных предпосылок является не совсем оправданным, ведь не все женщины, принимая решение о рождении ребенка, руководствуются лишь внутренними убеждениями – внешние факторы также играют значительную роль.
В своих трудах норвежский исследователь О. Кравдал отметил положительное влияние образования на показатели рождаемости. В ходе исследования высокой рождаемости скандинавских женщин с высшим образованием установлено, что высокий уровень образования негативно влияет на рождение первого ребенка, чрезвычайно положительно на рождение второго и нейтрально относительно третьего малыша.
Такую ситуацию можно объяснить заботливой, активной социальной и демографической политикой, то есть рождение ребенка, благодаря системе социальных гарантий и либеральности законодательства, не влияет на финансовую стабильность семей, а является предпосылкой достижения ими гармонии.
Наряду с традиционными факторами влияния образованности на показатели рождаемости мы выделяем и новые, специфические. Брачные тенденции среди образованных людей свидетельствуют о более позднем возрасте вступления в брак, испытании гражданским браком, более высоком уровне материального обеспечения семей.
Названные факторы можно считать предпосылками более крепких браков. А крепкий брак, как известно, способствует повышению рождаемости, следовательно, с этой точки зрения образованность выступает катализатором процессов рождаемости в семье. С другой стороны, ежегодно растет доля детей, матери которых не состояли в зарегистрированном браке.
Для примера, в Украине, в 1990 году этот показатель составлял 11,2%, однако в 2007 году он достиг 21,4% от общего количества новорожденных. Эта тенденция не свидетельствует о снижении уровня нравственности, она лишь подтверждает постепенный переход к новым семейным устоям.
Это можно также объяснить ростом общественной роли женщины — она становится успешной, финансово независимой, и сама в состоянии воспитать ребенка. В этом явлении не последняя роль принадлежит образованию, ведь именно оно в современных условиях является залогом профессионального роста и материального благосостояния женщины.
Рождение ребенка, в некоторых случаях, рассматривают как финансовый риск для семьи. Однако для высокообразованных родителей оно не является таким материальным стрессом, как для семей с низким уровнем образования.
Высококвалифицированные специалисты ценятся на рынке труда, именно поэтому образованной женщине проще найти работу на неполный рабочий день, или же с гибким графиком. Частичная занятость способствует получению постоянного дохода, и такая семья с младенцем в состоянии избежать тяжелого финансового затруднения.
В Украине это утверждение справедливо для крупных городов, ведь в сельской местности гораздо ниже показатели занятости и экономической активности. Показатели рождаемости в сельской местности всегда были выше, чем в городах, однако в последние годы наблюдается их постепенное выравнивание. Так, в 2006 году общий коэффициент рождаемости в городской местности составлял 9,6, тогда как в сельской – 10,3.
Конечно, на показатели рождаемости влияют образовательные уровни обоих родителей, однако влияние уровня образования матери определенно выше. Как результирующая переменная нами проанализирован рост количества высокообразованных женщин в Украине по данным переписей населения.
К категории высокообразованных отнесены женщины с полным высшим образованием, незаконченным высшим образованием, а также с базовым высшим образованием (для переписи 2001 года). Зависимой переменной является общий коэффициент рождаемости.
Путем расчета коэффициента корреляции установлено, что между приведенными категориями существует сильная обратная связь (коэффициент корреляции отрицательный и составляет 0,96): с ростом в обществе количества женщин с высшим образованием наблюдается снижение рождаемости, и, соответственно, – наоборот.
Вышеприведенные расчеты подтверждают наличие влияния уровня образования женщин на показатели рождаемости. Примерно такая же зависимость между этими величинами характерна для большинства стран «Старой» Европы, а также Японии.
На основе данных переписи населения 2001 года мы рассчитали процентное отклонение показателей рождаемости от среднего значения (1,9 ребенка) для женщин разных возрастных групп и образовательных уровней. Из исследования видно, что показатели рождаемости определенным образом зависят от образовательного уровня матери: чем выше уровень образования женщины, тем ниже размещена соответствующая кривая.
На графике четко выделяются три части, на которых кривые образовательных уровней находятся в относительной стабильности. Для старшего поколения женщин всех образовательных уровней, которым в 2001 году было более 55 лет, характерны стабильные показатели рождаемости (кривые практически параллельны, размещены выше по оси ординат).
В среднем женщины этой возрастной группы родили двое детей и более, однако показатели рождаемости для женщин с высшим образованием были несколько ниже. Во второй группе женщин, которым в 2001 году было 35-55 лет, наблюдается более высокая степень дифференциации показателей рождаемости по образовательным уровням (кривые, обозначающие высокие образовательные уровни, постепенно перемещаются ниже по оси ординат).
В отношении третьей группы женщин, которым на момент переписи не исполнилось 35 лет, еще рано делать окончательные выводы, ведь у этих женщин не использована потенциальная возможность реализовать свои репродуктивные ожидания в недалеком будущем.
В целом, приведенный график иллюстрирует изменение детородной активности поколений: молодые женщины в XXI веке рожают значительно меньше детей, чем их матери и бабушки, причем уменьшение количества детей характерно для женщин всех уровней образованности.
Классификация образовательных уровней 2001 года является несколько устаревшей, так как не отражает уровня профессионально-технического образования, слишком детализирует рамки высшего и среднего образования. По итогам проведенного анализа можно выделить следующие тенденции:
- Показатели рождаемости среди женщин, которые на момент переписи 2001 года находились в возрастном диапазоне от 15 до 25 лет, для всех образовательных групп значительно ниже средних. Это является свидетельством спада детородной активности женщин, родившихся в 1970-х годах, а также показателем более позднего возраста вступления в брак. Вместе с тем, стоит учитывать, что детородная активность молодых женщин еще не полностью реализована.
- Женщины с высшим образованием предпочитают однодетную семью, реже двухдетную, поэтому графики для этих образовательных уровней практически на всей области определения являются отрицательными. Образованные женщины рожают в среднем на 20% меньше детей, чем другие женщины соответствующего возраста.
- Наиболее резкие отклонения от среднего показателя рождаемости (до 80%) присущи женщинам среднего возраста с минимальной грамотностью, которые на момент переписи находились в возрасте 35-45 лет, то есть эти женщины родили в среднем трое детей, тогда как средний показатель составлял 1,9 ребенка на одну женщину.
- Для образовательной группы «полное общее среднее образование» характерным является наименьшее отклонение от средних показателей рождаемости, то есть женщины со средним образованием рожают в основном двух детей, и эта тенденция сохраняется на протяжении последнего полувека.
- Намерения родить трое и более детей постепенно становятся не характерными для жительниц Украины.
Тенденции в рождаемости несколько различаются по месту жительства семьи. Так, в сельской местности слабее выраженной является дифференциация между количеством детей, которых родили женщины с низкими образовательными уровнями. Тогда как более заметным является критический переход от высоких показателей к низким показателям рождаемости среди матерей, имеющих высшее образование.
В городах, где показатели доступности и качества образования значительно выше, более выраженным является отклонение от средних показателей рождаемости для женщин со средним, начальным и без начального образования.
Как видно, женщины с базовым высшим образованием рожают детей примерно на 25% меньше, тогда как самые высокие показатели рождаемости зафиксированы среди малообразованных женщин – почти на 40% выше среднего уровня. Базой для расчетов является показатель среднего количества детей, рожденных одной женщиной в соответствующей местности – для городского населения – 1,7 ребенка, для сельского населения – 2,3.
Выводы. Демографические тенденции в Украине, несмотря на приближение к европейским показателям, имеют свои специфические особенности. По итогам проведенного корреляционного анализа установлена взаимозависимость между количеством женщин с высшим образованием и общим показателем рождаемости, выявлено наличие весомого влияния образовательного уровня женщин на показатели рождаемости, образовательного уровня родителей на их репродуктивные установки.
Вышеприведенные рассуждения и результаты анализа основных демотенденций подтверждают, что в процессах рождаемости должна царить гармония – семья должна иметь возможность реализовать свои репродуктивные намерения, а государство должно обеспечить социально-экономическую сторону этих процессов с целью максимального развития человеческого потенциала нации.
В условиях стремительного распространения образования, особенно высшего, остро ощущается нехватка данных, которые содержали бы информацию о взаимодействии этой социальной составляющей и основных демографических параметров.
Влияние уровня образованности на демографическую ситуацию очевидно, однако при нехватке статистических материалов трудно определить его меру, а также значение для разработки и реализации социально-демографической политики.
Для примера, удаление из статистического наблюдения смертности показателей уровня образования существенно сузило информационную базу для социально-демографических исследований. На наш взгляд, необходимо более высокое количество показателей регулярного статистического мониторинга анализировать в разрезе образовательных уровней.
Перспективы будущих исследований. Требует дальнейшего исследования механизм влияния образованности на основные демографические показатели, ведь в постиндустриальном обществе роль знаний и образования будет только расти, что, безусловно, будет определять как принципы формирования и наращивания человеческого капитала, так и основные демографические тенденции.
Автор: В.П. Думанская, Киевский экономический университет им. Вадима Гетмана
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.