Одним из путей улучшения качества образования в Украине является внедрение образовательных новаций, эффективность и значимость которых доказана на уровне пилотных проектов, программ практик, в том числе в других странах. Для этого целесообразно воспользоваться прикладным потенциалом концепции масштабирования, которая помогает обосновать структуру и алгоритм взаимосвязанных действий на различных институциональных и управленческих уровнях.
Актуальность статьи обусловлена тем, что сейчас на международном уровне масштабирование в сфере образования находится под влиянием междисциплинарных разработок и быстрого накопления эмпирических данных в новых сферах образовательной деятельности, в частности по вопросам устойчивого развития, а среди отечественных ученых и специалистов эта тематика до сих пор недооценена. Это обусловливает целесообразность обобщения концептуальных рамок и институциональных практик масштабирования для дальнейшей концептуализации его процесса.
Цель статьи — формулирование многомерной концептуализации масштабируемых образовательных новаций с учетом современных теоретических и эмпирических исследований масштабирования в социально значимых сферах, а также логики согласованности ключевых компонентов, процессов и результатов масштабирования.
Новизна исследования свидетельствует о том, что получила дальнейшее развитие многомерная концептуализация в масштабировании образовательных новаций, где как объект масштабирования предложено рассматривать новацию, поскольку это понятие является более широким по инновации и охватывает большой диапазон образовательной деятельности, в частности относительно имплементации принципов устойчивого развития.
Обоснована необходимость введения в отечественный научный оборот англоязычного понятия «сайт масштабирования» (scaling site), что является важным для понимания и интерпретации концепции масштабирования.
Среди результатов исследования следует отметить предложенную автором визуализацию модели масштабирования, которая генерирует различные междисциплинарные идеи и структуры процесса масштабирования с системной точки зрения, охватывая ключевые этапы и циклы.
Внимание сфокусировано также на элементах и стратегиях масштабирования (субъектах, контекстах, измерениях, ресурсах и финансовых моделях, подходах и драйверах), сценариях адаптации (сайтах, уровнях, секторах, циклах и сроках) и сценариях трансформации объекта (включая мониторинг и оценку).
Сделан вывод о целесообразности использования концепции масштабирования в сферах образовательной деятельности, для которых критически важными являются результативность и темпы внедрения соответствующих нововведений.
Ключевые слова: образовательная новация, концепция масштабирования, объект масштабирования, субъект масштабирования, сайт масштабирования, стратегия масштабирования, сценарий масштабирования.
Постановка проблемы и актуальность. Для Украины, как и большинства стран, присоединившихся к выполнению «Целей устойчивого развития до 2030 года» (ЦСР), обеспечение качественного, справедливого и инклюзивного образования не только не теряет актуальности, но и требует поиска современных инструментов и механизмов по ускоренному обновлению всей образовательной экосистемы.
Они, наряду с другими преимуществами, позволяют оптимизировать ресурсный потенциал общества путем внедрения новшеств, эффективность и значимость которых доказана на уровне пилотных проектов и программ в Украине или за ее пределами.
Как свидетельствуют многолетние международные исследования, в социально значимых сферах (здравоохранение и санитария, образование, социальная защита, продовольственная безопасность) автоматическое перенесение таких единовременно тестируемых новаций в «ткань» более широкого социального бытия практически невозможно.
Это сделать невозможно из-за контекстуальных, институциональных, финансовых, политических, социальных или другие факторов, а результаты необоснованных воздействий и вмешательств очень часто оказываются ограниченными, временными или не устоявшимися, в частности с точки зрения функциональных, управленческих и межсекторных соображений.
Для избегания этих и других противоречий, а также ускорения процесса внедрения новаций, ученые и практики, в том числе международные организации и доноры, применяют концепцию масштабирования и продолжают активную работу над разработкой универсальных междисциплинарных прикладных инструментов масштабирования (методик, рекомендаций, дорожных карт и т. д.).
Концепция масштабирования помогает обосновать структуру и порядок сложного комплекса взаимосвязанных действий на различных институциональных и управленческих уровнях, что является важным для образования, поскольку сфера его применения постоянно расширяется. Например, образовательные компоненты международных, региональных и национальных программ борьбы с бедностью, сохранение репродуктивного здоровья, противодействие домашнему насилию, охрана окружающей среды.
О полезности концепции масштабирования свидетельствует и возможность пролонгации активности инвестиций. Так, по оценкам специалистов The World Bank, около 90% инвестиций международных доноров, сделанных до 1995 года в штате Баия (Бразилия) для внедрения новой модели оказания социальных услуг, оставались активными и в 2000 году из-за весомого социального эффекта для бедных слоев населения в сфере здравоохранения и образования.
Анализ последних исследований и публикаций. Существует значительный прикладной потенциал концепции масштабирования, из-за чего за последние десятилетия стремительно растут объемы секторальных, тематических, междисциплинарных и других исследований и публикаций.
Мейнстримом является увеличение теоретических и эмпирических знаний о том, что именно делает масштабирование успешным и обеспечивает долговременное влияние – общие подходы, выбор стратегий для оптимальной траектории масштабирования, универсализм объекта масштабирования, апробация инструментов для избегания потенциальных помех.
Концепция масштабирования является относительно новой для ландшафта образования (в отличие от бизнеса, здравоохранения, международных программ развития, социального предпринимательства), но сейчас она вызывает значительную заинтересованность в научных и профессиональных кругах.
Среди публикаций, которые дали толчок и вдохновение автору для выполнения этого исследования, стоит отметить разработки международных организаций и структур: The World Bank, UNDP, ExpandNet-WHO, FAO UN, UNICEF, UNESCO, USAID, Brookings Institution, а также ученых и экспертов.
Внимания заслуживают разработки международной сети ExpandNet-WHO относительно продвижения науки и практики масштабирования, в том числе улучшение стратегического планирования и управления процессом масштабирования в сфере здравоохранения.
В публикации в 2009 году представлены концептуальные рамки масштабирования, в (2010) – детальный алгоритм процесса масштабирования. В (2011) обоснована необходимость определения конечной цели масштабирования еще на этапе планирования пилотных проектов или исследований с целью увеличения их потенциала для будущих крупномасштабных воздействий.
В публикации (2013) предложена концептуальная основа и дорожная карта для масштабирования инициатив UNDP на национальном, региональном и глобальном уровнях, в том числе политические циклы и сценарии масштабирования. Предоставлена хронология концепций масштабирования (1995-2013), включая эволюцию содержания, определений и путей применения.
Специалистами USAID 2015 года на основе бизнес-подхода обоснованы принципы, пригодные для глобального масштабирования международными донорами и партнерами-исполнителями инноваций в сфере здравоохранения (а фактически, любого медицинского продукта – принадлежностей, лекарств, диагностических средств, вакцин и тому подобное).
Что касается непосредственно сферы образования, то, прежде всего, акцентируем внимание на работе С. И. Кобурн (C.И. Coburn). Для обоснования стратегий образовательных реформ и дизайна соответствующих исследований она одна из первых предложила концептуализацию масштабирования. Это опирается на четыре взаимосвязанных измерения – глубину, постоянство, распространенность и сдвиги в сфере ответственности за реформу.
Подвергая критике исследования, сосредоточенные лишь на количественном воспроизведении образовательной деятельности (показатели охвата, количества), С. И. Кобурн подчеркивает необходимость включения институциональных аспектов и социальных сетей, помогающих глубоко и осмысленно изменять практику.
Дж. Перлман Робинсон (J. Perlman Robinson), Р. Уинтроп (R. Winthrop) и Е. МакГивней (E. McGivney) рассматривают масштабирование как действенный инструмент ускорения прогресса ЦСР в сфере образования. В частности по достижению равных возможностей для детей и молодежи в странах с низким и средним уровнями доходов.
Они обосновали важность подхода к инновациям в области образования с точки зрения масштабирования, а также предложили инструменты для оценки потенциала масштабирования и разработки эффективной стратегии масштабирования.
Центральным для исследователей стал также вопрос успешного масштабирования качественного обучения (successful scaling of quality learning), в частности процесса в распространении основных принципов эффективных моделей обучения и их адаптации в различных контекстах, а также улучшение результатов обучения с компетентным подходом.
Подходы UNICEF к отбору финалистов международного конкурса «Инновации в образовании» с помощью инструмента оценки масштабирования Inter na tional Systems Management (MSI) освещены, что также позволяет оценить реалистичность масштабирования инноваций программными менеджерами и определять особенности финансирования инноваций донорскими организациями.
М. Микелсон (M. Mickelsson) и Г. Денилсон (A. Danielsson) исследовали концепцию масштабирования сквозь призму проблематики субъективности образовательных проектов. И предлагают рассматривать масштабирование как процесс обучения (learning process) субъектов, внедряющих или распространяющих образовательные инновации в новые контексты, сайты, деятельность. По этому подходу, по их мнению, можно исследовать возможности и ограничения образовательных инноваций, фокусируясь на масштабировании объекта, субъекта и сайта.
М. Микельсон (M. Mickelsson), Д. А. Кронлид (D.O. Kronlid) и Х. ЛотцСиситка (H. Lotz-Sisitka) рассматривают масштабирование «образования для устойчивого развития» (ОСВ) как процесс обучения. И предлагают выделять ОСР — деятельность, обусловленную сложностью, специфичностью и этичностью проблем устойчивости.
Презентован Re-Solve-инструмент итерационного процесса наращивания потенциала для построения данных по масштабированию деятельности, масштабирование ОСР -деятельности трактовано как движение и моменты реконструкции, адаптации и трансформации.
Ф. Спира (F. Spira) и С. Тшинингамве (S. Tshiningayamwe) рассматривают характеристики и особенности процесса масштабирования OCP, а также систематизируют эмпирические знания о сетевом партнерстве. Акцент сделан на необходимости учета вариативности объектов, субъектов и сайтов масштабирования ОСР через многофункциональность и разнонаправленность деятельности в сфере ОСР.
Таким образом, масштабирование образовательных нововведений находится под влиянием междисциплинарных исследований и быстрого накопления эмпирических данных в новых сферах образовательной деятельности, что обусловливает целесообразность дальнейшей концептуализации процесса масштабирования и комбинации его ключевых компонентов.
Цель статьи – формулирование многомерной концептуализации масштабирования образовательных новаций, что учитывает современные теоретические и эмпирические исследования масштабирования в социально значимых сферах, а также логику согласованности ключевых компонентов, процессов и результатов масштабирования.
Новизна работы. Получила дальнейшее развитие многомерная концептуализация масштабирования образовательных новаций, в том числе визуализация модели масштабирования. Как объект масштабирования предложено рассмотреть новацию, поскольку это понятие шире инновации и охватывает больший диапазон образовательной деятельности, в частности относительно имплементации принципов устойчивого развития.
Обоснована необходимость введения в отечественный научный оборот англоязычного понятия «сайт масштабирования» (scaling site), что является важным для понимания и интерпретации концепции масштабирования.
Методы исследования. Исследование выполнено в два этапа. На первом проанализированы современные академические дискурсы и систематизированы теоретико-методологические подходы, концептуальные рамки и институциональные практики масштабирования в социально значимых сферах, в частности по имплементации принципов устойчивого развития.
Это позволило на втором этапе исследования развить многомерную концептуализацию масштабирования образовательных новаций. Предложенная концептуализация генерирует различные междисциплинарные идеи и структуры процесса масштабирования с системной точки зрения, охватывая все этапы и циклы масштабирования.
В работе использована совокупность общенаучных методов исследования: обобщения, синтеза, аналогий, а также абдуктивный метод, с помощью которого системный и логический анализ сочетается с развитием теории и научным моделированием на основе графических символов.
Изложение основного материала исследования. В различных областях исследований термин «масштабирование» является одним из наиболее часто используемых в широком спектре определений общей концепции масштабирования масштаба.
Главную идею, которую ученые трактуют как процесс переноса или расширения/ увеличения деятельности, продукции, функций, доступа, воздействия/интервенций и тому подобное, в частности за счет более эффективного использования или добавления определенных ресурсов. А также модификации системы, в которой или для которой осуществляют масштабирование.
В социально-экономическом контексте активное обсуждение концепции масштабирования началось еще с 1970-х годов. Но обзор публикаций последних лет показал не только разнообразие интерпретаций самой концепции, но и отсутствие консенсуса относительно дефиниции масштабирования. Даже к самому термину применяют ряд синонимических понятий, что затрудняет перевод.
Среди наиболее употребляемых английских слов и словосочетаний являются: Scaling, scaling out, deep scaling, Scale (один из вариантов перевода на русский – масштабирование). Scaling up (Idem или увеличение/поднятие масштаба). Expansion, expanding — (расширение). Growing, explosion — (рост). Ro lling out, going to scale — (развертывание). Spreading, spread, diff usion — (распространение, распространение, увеличение). Replication, replicating — (тиражирование, репликация). Mainstreaming — (актуализация, интеграция). Developing — (развитие, освоение).
Из-за ограниченных объемов статьи приведем несколько определений масштабирования, касающихся сферы образования.
В рамках ОСР в работе предложено рассматривать масштабирование (scaling, scaling up) через включение количественных и качественных измерений расширения ОСР и признания того, что масштаб OCP происходит в разных измерениях, масштабах и на многих уровнях.
В исследовании, также в рамках OCP, масштабирование (scaling) предлагают рассматривать как целенаправленный заранее подготовленный процесс, благодаря которому OCP меняет систему, где ее применяют, путем углубления влияния на конкретную локацию или целевые группы и контексты институционального управления в других локациях.
Относительно масштабирования доступного качественного образования термином «масштабирование» (scaling) в работе определяют диапазон путей, которые расширяют и углубляют эффективные подходы (такие как политика, практики, идеи), что приводит к долговременному улучшению жизни людей.
В этой работе отмечено, что именно дефиниция масштабирования будет определять, как будут разрабатывать политику полисмейкеры, какими будут дизайн и имплементация программ и политик, как доноры будут финансировать вмешательство/интервенции, а ученые – исследовать эти проблемы.
Различают узкий и широкий подходы к трактовке масштабирования. По узкому подходу его рассматривают в традиционном значении этого термина, то есть как линейный, механистический перенос практик, знаний или вмешательств, которые доказали свою эффективность в небольших локациях, условиях, ландшафтах. В этом случае расширение проектов, программ, реформистских мероприятий означает охват большого количества бенефициаров, сообществ, регионов или институциональных единиц.
По более широким подходам процесс масштабирования должен учитывать как можно больше взаимосвязанных и контекстуальных измерений (экономических, социальных, политических, исторических, культурных, этических, технологических и прочее). На различных уровнях (глобальном, региональном, национальном, местном).
Методологические последствия такого подхода дают возможность оценить глубину, постоянство, потенциал и ограничения соответствующих воздействий или трансформаций, при этом критерии оценки будут намного сложнее (не просто количественными), и будут меняться, а разработка и обобщение таких критериев потребует совместной наработки знаний. Таким образом, процесс масштабирования исследуется как многомерное и динамичное явление.
Элементы и стратегии. В рамках нашего подхода объектом масштабирования является образовательная новация. Этот термин (от лат. novatio – обновление, изменение) использован для обозначения самого факта появления новшества, нового нематериального явления или материального объекта, которые, по сравнению с их аналогами (если таковые имеются), имеют совершенно новые качества или свойства.
По нашему мнению, в сфере образования появляется все больше новаций, которые имеют абстрактный характер (например, имплементация ценностей постоянства). На следующих этапах масштабирования новация может эволюционировать в инновацию. Например, воплощение новых педагогических подходов, образовательных программ и т.п. А, значит, начнет содержать компонент процесса и «подчиняться» теории диффузии инноваций. (по разработке Е. М. Роджерса (E.M. Rogers).
Контентный анализ теории и практики масштабирования показал, что объектом могут быть идея, принцип, подход, эксперимент, модель. Метод, инициатива, методика, практика, услуга, технология. Проект, программа, политика, реформа и тому подобное. Сейчас объекты могут быть цифровыми (например, онлайн доставка цифровых технологий) и касаться одновременно формального и неформального образования.
Образовательные проекты по вопросам OCP чаще всего масштабируют не полностью, а как конкретные аспекты проекта (как — вот принципы, нормы и ценности, модель процесса обучения, технология управления, модель институционального подхода), при этом сам объект масштабирования также может изменяться. По этому подходу внимание фокусируется на одной инициативе или аспектах инициативы ОСР, которые успешно пилотируют на одном сайте, а затем переносят в другие локации или целевые группы.
Однако такой подход сейчас подвергают критике, ведь целью масштабирования не является упрощенное тиражирование программ или расширение индивидуальных инициатив в разных локациях. Масштабирование должно сосредоточиться на том, как работают организации для достижения коллективного влияния, как действуют сети организаций-партнеров для трансформации системы. Также международный опыт свидетельствует, что деятельность по масштабированию ОСР может содержать несколько объектов масштабирования одновременно.
Субъекты масштабирования – это все участники процесса масштабирования – его инициаторы, доноры, спонсоры, провайдеры, а также пользователи, бенефициары, потенциальные получатели и другие стейкхолдеры. Субъектами могут быть международные структуры и организации, национальные и местные институты, негосударственные и общественные организации, специалисты, полисмейкеры, исследователи, члены профессиональных сообществ и тому подобное.
Субъекты могут создавать разнообразные конфигурации (институты государственного сектора и сеть частных провайдеров), занимать несколько позиций во время процесса масштабирования (как инициаторы и/или партнеры и/или бенефициары), а также находиться на различных функциональных и управленческих уровнях (от исследований до политики и практики). Важным вопросом является определение полномочий по принятию управленческих решений и общего руководства, а также порядка координации между субъектами.
Контексты масштабирования. Масштабирование не происходит в вакууме, поэтому, по подходу ExpandNet-WHO, как один из ключевых элементов масштабирование стоит рассматривать как «среду, которая окружает» (enviro nment) – условия и институты, которые являются внешними по отношению к пользователям, однако взаимодействуют между собой и принципиально (как возможности или ограничению) влияют на элементы, процессы и перспективы масштабирования.
Это политическая система и политика; бюрократические структуры и бюрократическая культура; объемы и продолжительность донорской поддержки; целевой сектор масштабирования и другие релевантные институты; социально-экономический, культурный, гендерный и другие социально-культурные контексты; права человека и потребности населения.
Понимание «окружающей среды» помогает сбалансировать различные (иногда конфликтные) интересы и влияния, облегчает разработку и управление стратегиями масштабирования, ускоряет адаптацию объекта масштабирования.
Для образования это особенно актуально, поскольку оно является контекстуальным по своей сути. Исследователи рассматривают масштабирование как процесс и результат интерактивного процесса (взаимодействия, обмена опытом, практик, эмпатии и др.), который может иметь ситуативную специфику. Например, особенности комбинаторики мероприятий для улучшения качества образования в разных странах, последствия децентрализации ответственности за получение образования, существование социального консерватизма по внедрению программ сексуального воспитания.
Измерения/типы масштабирования относятся к сфере стратегического выбора процесса масштабирования. Обычно выделяют три планируемых измерения — горизонтальное, вертикальное и функциональное. Существует также незапланированное/неуправляемое масштабирование — спонтанная диффузия. Поскольку для успешного масштабирования используют различные комбинации измерений, универсальная система масштабирования до сих пор не разработана.
Горизонтальное — это масштабирование на новые географические локации или охват новых целевых групп, сообществ и тому подобное.
Вертикальное (или институционализация) – это масштабирование через принятие политических обязательств, официальных правительственных решений для адаптации инициатив и тому подобное, которые приводят к институализации путем национальных/ международных механизмов планирования, изменения/адаптации политики, законодательства, регулирования или других юридических действий.
Избрание этого измерения масштабирования предполагает понимание политических процессов, касающихся сферы масштабирования. Это измерение касается масштабирования по институциональной шкале/уровням. От местного уровня, локального до субнационального, общенационального, международного уровня или наоборот. И, как правило, охватывает многих стейкхолдеров.
Функциональное масштабирование (или диверсификация) фокусируется на увеличении сфер и/или видов деятельности вследствие выявления новых потребностей.
Выделяют также организационное масштабирование по укреплению потенциала, увеличению эффективности, результативности и устойчивости деятельности за счет участия других организаций или создания новой организации, сети и тому подобное.
Ресурсы масштабирования — это организационные и управленческие возможности, логистические и информационные системы, финансы и техническая помощь, институциональные и партнерские структуры, человеческие ресурсы, система обучения персонала, то есть различные виды ресурсов, которые используют как запланированные или мобилизуют дополнительно в процессе масштабирования.
Финансовая модель предусматривает источники и виды инвестиций для масштабирования. Например, для инициатив ОСР используют:
государственные субсидии, предоставляемые преимущественно как гранты под конкретные проекты. Средства могут поступать от министерств и ведомств различных профилей (образовательного, экологического, экономического);
частные средства или гранты в виде ежемесячных пожертвований, доходов от кампаний, заявок на участие в крупных частных фондах;
заработанные средства — важный источник финансирования для неприбыльных организаций, действующих как социальные предприятия. В таких случаях инициатива предлагает продукты и услуги, которые (частично) оплачивают целевые группы.
Выбор источника финансирования зависит, прежде всего, от контекста инициативы ОСР, предпринимательского опыта и ноу-хау персонала. В странах, где преимущественно государственный сектор образования, важным источником финансирования инициатив ОСР является национальное или местное правительства.
Если инициативу позиционируют как средство содействия осуществлению государственной политики и программ, то здесь вероятнее мобилизация правительственного финансирования.
Государственные субсидии и частное спонсорство являются важными источниками финансирования инициатив для целевых групп, которые не способны самостоятельно финансировать деятельность в рамках ОСР. Стратегии самостоятельного заработка средства срабатывают лучше в случаях, когда целевая группа способна оплатить услуги, а инициатива способна совместить логику влияния с логикой бизнеса.
Как показывает международный опыт, финансовые обязательства, прежде всего доноров, в процессе масштабирования могут сокращаться и переводиться на регулярную бюджетную основу. Поэтому масштабирование требует стабильного и долгосрочного финансирования, в том числе через применение многоуровневой модели финансирования на разных этапах масштабирования.
Подходы к масштабированию отражают конкретные варианты его осуществления. Например, в работе приведена классификация подходов для инициатив ОСР по таким пяти доменам: партнерство; открытость; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); адвокатура; финансовая модель. Эти подходы являются не организационными, то есть сфокусированными только на контексте «навигации» инициативы, в отличие от внутренне организационных подходов, нацеленных на подготовку персонала, совершенствование систем управления, укрепление команды.
Партнерство предполагает сотрудничество инициативы OCP с другими игроками (политиками, негосударственными организациями, компаниями) путем: автономной работы, без какой-либо зависимости от партнерских организаций; двусторонних партнерств, в частности в форме социальной франшизы/лицензии; работы через сети.
Открытость отражает степень открытости знаний и опыта для других. Это сохранение знаний, в том числе через товарные знаки или авторские права; обмен знаниями только со стратегическими партнерами; свободный доступ к знаниям. Использование ИКТ как ядра масштабирования (охватывающего использование ИКТ в деятельности и организационной стратегии); ассистента (ИКТ как технология только поддерживает работу инициативы); оффлайн (инициатива отказывается использовать ИКТ для доставки и распространения ее проектов, программ, а знания передают через семинары, лекции).
Драйверы масштабирования — это функции, события, обстоятельства, деятельность. Мероприятия, агенты, лидеры, которые способствуют или улучшают масштабирование.
Сценарии адаптации позволяют корректировать структуры, параметры и характер масштабирования с использованием стандартизированных и гибких подходов, процедур.
Сайт масштабирования. Одним из структурных элементов теории масштабирования является понятие «сайт масштабирования» (англоязычный вариант – scaling site), то есть «место» (положение, расположение, нахождение), где непосредственно масштабируют объект. Это может быть учреждение, локация, сектор, институт, позиция, целевая группа населения и тому подобное.
С точки зрения логики понятие «сайт масштабирования» целесообразно рассматривать как гипероним, имеющий обобщенное содержание относительно всего множества его интерпретаций, которые, в свою очередь, имеют различные признаки, свойства, характеристики (например, физические, географические, материальные).
Выбор сайта имеет весомое влияние на успех масштабирования. В работе предложено также различать ресурсный (source) и целевой (target) сайты, между которыми «эволюционирует» объект масштабирования.
Уровни. Масштабирование, как итеративный и интерактивный процесс, может происходить в разных сценариях и охватывать разные уровни. Например, национальную инициативу начинают внедрять как пилот на локальном уровне, результаты которого впоследствии оценивает институт (мезоуровень) и адаптирует нормативные акты (национальный уровень).
После этого на других сайтах масштабирования (локальный уровень) исследуют влияние изменений, в случае необходимости, меняют институциональные настройки (мезоуровень), и, наконец, внедряют программу/политику на национальном уровне.
По другому сценарию масштабирование может стартовать с локального пилотного проекта или инновации, что через институциональное оценивание, адаптацию на других сайтах и учет результатов мониторинга внедряют в национальную программу/политику.
Секторы. Масштабирование может охватывать отраслевые и институциональные сектора или их комбинацию. Например, одновременно сферы образования и здравоохранения с привлечением государственных, частных и неправительственных институтов. Важно также учесть, что институциализация объекта масштабирования в частном секторе может быть проще, чем в государственном. С его сложными управленческими, бюрократическими, программными процедурами, политической конкуренцией и сопротивлением.
Циклы. Как отмечает С. Бенет (S. Bennett), масштабирование объекта (например, пилотного проекта) может происходить в любой точке цикла реализации общенациональной секторальной реформы. Здесь такие циклы не идентичны. В течение полного цикла реформы цель и стратегии пилотного проекта могут меняться — от генерации запроса на реформу до эмпирического исследования преимуществ и недостатков альтернативных планов/механизмов реформы в конкретном контексте.
Сроки. Масштабирование крупного объекта (например, реформы, одной из задач которой является институциональная перестройка) требует длительного временного горизонта – от трех до 15 лет. Поэтому существует вероятность смены правительств, источников финансирования, приоритетов доноров и другие предопределяет рассмотрение масштабирования как системного и заранее скоординированного процесса.
Сценарии трансформации. П. Суторис (Р. Sutoris), исследуя этические аспекты масштабирования вмешательств в образование, предлагает применять концепцию интерфейса по взаимодействию таких вмешательств и контекстуальных факторов, формирующих реализацию масштабирования.
При этом он различает два компонента вмешательств. С одной стороны, это элемент вмешательства, который масштабируется, – собственно это и есть объект масштабирования. Примером объекта может служить внедрение инновационного педагогического подхода для преподавания экологического образования в школе.
С другой стороны, успех этого элемента зависит от других компонентов на каждом сайте масштабирования, что можно определить как факторы поддержки, которые, в свою очередь, могут меняться или адаптироваться в зависимости от обстоятельств. Так, на одном сайте масштабирования фактором поддержки будет готовность учителей изменить свои подходы к преподаванию, на другом – понадобится программа переподготовки учителей.
Как отмечает П. Суторис, учитывая многомерность образовательных мер, которые могут масштабироваться, факторы поддержки, в отличие от многих объектов масштабирования, вряд ли будут измеряться как количественные.
В работе приведено несколько из возможных сценариев трансформации объекта масштабирования.
По первому сценарию объект масштабирования не меняется, но сайт масштабирования не предлагает факторов поддержки в отношении такого вмешательства. В таком случае можно говорить о том, что сайт масштабирования был выбран неудачно, а масштабирование вряд ли будет успешным при отсутствии факторов поддержки.
По второму сценарию точность объекта масштабирования уменьшается пропорционально доступным факторам поддержки, так что успех масштабирования будет зависеть от того, хватит ли потенциала вмешательств на конкретном сайте масштабирования.
По третьему сценарию точность объекта масштабирования уменьшается, несмотря на большие объемы поддержки сайта масштабирования. Такой сценарий, вероятно, является следствием недостатков со стороны агента по внедрению, таких как низкая институциональная способность, неадекватный мониторинг, коррупция и тому подобное.
Следовательно, по мнению П. Суториса, хотя выбор надлежащего сайта масштабирования (как это демонстрирует первый сценарий), несомненно, важен, интерфейс между объектом масштабирования и факторами его поддержки, является ключевым для успеха вмешательства во всех этих случаях.
Для выделения явлений, которые происходят в этом интерфейсе как предмете изучения, аналитическая база должна предусматривать, что масштабирование объектов реализуется с высокой точностью на сайтах и что на каждом сайте есть соответствующие факторы поддержки.
На возможности изменения объекта масштабирования через взаимодействие с новым контекстом акцентируют внимание и другие исследователи, в частности по актуальности разработки концепции масштабирования объекта.
Мониторинг и оценка. Кроме налаживания системы отчетности (в частности для генерации накопленного опыта и знаний о масштабировании), важными являются методика, процедуры, инструменты и логистика сбора информации для оценки непосредственного (output) и долгосрочного (outcome, impact) результатов масштабирования. Получение доказательств успеха является самой сложной задачей, поскольку отслеживание полного эффекта, в частности социального, может потребовать много лет.
Выводы. Гипотеза этого исследования учитывала, что масштабирование образовательных новаций не может происходить автоматически, а требует тщательного стратегического планирования.
Результаты исследования показали, что подготовка для внедрения образовательных новаций требует одновременного определения конечной цели масштабирования, наращивания организационного и институционного потенциала, обеспечения стабильного финансирования на большие сроки, чем типовые проектные циклы, а также планирования потенциальных проблем, в том числе учета последствий в трансформации объекта масштабирования.
Независимо от выбранных элементов и стратегий масштабирования, адаптация и трансформация объекта масштабирования вряд ли будут происходить по упрощенному, линейному сценарию.
При этом субъекты и сайты масштабирования также могут претерпевать изменения. Итак, процесс масштабирования необходимо исследовать как много векторное и динамичное явление с помощью многомерной концептуализации масштабирования.
Перспективы дальнейших исследований. Во-первых, прикладные разработки по вопросам мониторинга и оценки масштабирования, в том числе критерии и типы оценок, являются стандартизированными процедурами для отслеживания прогресса масштабирования.
Во-вторых, имеется научный анализ эмпирических исследований относительно возможных сценариев трансформации объектов, субъектов и сайтов масштабирования в различных видах образовательной деятельности.
Также, по нашему мнению, исследование социального инвестирования в сфере образования сквозь призму концепции масштабирования позволит рассматривать образование как долгосрочную нематериальную инвестицию, выделить финансовые и нефинансовые инструменты социального инвестирования, в том числе социальные компоненты процесса изменений.
Автор: А.Н. Хмелевская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: kh_o@ukr.net, ORCID 0000-0002-6982-1312
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.