Каждый год, провожая жаркое лето, украинцы с удивлением осознают, что на днях придет осень, а с ней – День знаний; следовательно, детям пора идти в школу, а их родителям – собирать все нужное к учебному году. А еще – разведать, стоит ли ожидать от государственной системы образования чего-то нового? Особенно — в очередной год пандемии…
Чтобы утолить информационный голод на этом направлении, «Цензор.НЕТ» встретился с образовательным омбудсменом Украины Сергеем Горбачевым. Поскольку до того, как занять эту должность, Сергей работал директором одной из киевских школ, его многосторонняя осведомленность в проблемах образования и педагогов заслуживает доверия.
Поэтому не удивительно, что в этом интервью мы обсудили множество актуальных вопросов: от антиковидных мероприятий в школах – до типичных жалоб от родителей и учителей; от образовательного бюджета страны – в онлайн-обучении и религиозной экспансии в деле светского образования.
— Итак, завтра – 1 сентября (разговор состоялся накануне Дня знаний), мы с вами снова увидим школьные линейки с этими старыми сценариями, длинными речами депутатов и руководителей местной власти. Не считаете, что пора избавиться от всех этих рудиментов совка?
— Конечно, что такое недопустимо. Потому что обычно поздравляют детей, а потом приходят какие-то дяденьки, тетушки, начинают говорить какие-то скучные, совершенно ненужные детям вещи про «повышение удоев на кубометр озимых». Детям это не надо. Я когда стал директором школы – сразу обратился к депутатам, к чиновникам любого уровня с просьбой, чтобы не приходили в школу в этот день, так как их здесь вряд ли ждут.
Хотя я понимаю, что есть довольно давняя традиция как-то праздновать начало занятий, начало нового учебного года. И я не вижу в этой традиции как таковой чего-то неприемлемого. Начало каждого учебного года, как и его завершение, – это определенный этап в жизни любого человека. Тем более – для ребенка, для которого каждый год — это очень существенная часть его небольшой жизни.
Вопрос в другом, как это делать? Это снова будет скучное построение — или настоящий праздник встречи с друзьями: с веселыми играми, квестами, интересными для детей развлечениями? И многие уже так делают. Это я поддерживаю.
— Соглашаюсь, но кроме дядюшек и тетушек, есть еще и пандемия. Стоит ли помогать ей такими массовыми мероприятиями?
— Знаете, я сейчас спрашиваю, как кто готовится. И говорят, что много где не будет общих построений. Школа сама решает, как это проводить. Форму она также сама обретает. Можно собрать детей классом на открытом воздухе. И лучше, чтобы это была игровая форма, которая интересна для детей.
«ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ОТЛИЧИЕМ ЭТОГО ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБМИНА, КОТОРОЕ УСТАНАВЛИВАЕТ, ЧТО ЕСЛИ В ШКОЛЕ НЕ БОЛЕЕ 20% НЕВАКЦИНИРОВАННЫХ (ИЛИ БОЛЕЕ 80% ВАКЦИНИРОВАННЫХ ЛИЦ), ТОГДА ШКОЛА МОЖЕТ РАБОТАТЬ В ОЧНОМ РЕЖИМЕ ДАЖЕ В КРАСНОЙ ЗОНЕ»
— Продолжая тему пандемии, коснусь вашего убеждения, которое меня несколько удивило. Вы считаете, что пандемия не создала никаких новых проблем для образования. В плане знаний, доступа к информации – я склонен, с вами согласиться – действительно, проблем немного. Но ведь физическое общение с учителями, физический контакт с одноклассниками, которого не заменит ни один экран компьютера – разве это не проблема, причем огромная и, к тому же, новая?
— Нет, не новая. А что, раньше у нас школы на 2-3 недели не выходили на карантин?
— Выходили, но вовсе не на фоне такой огромной, планетарной тревоги.
— Все может быть. Но это не является совершенно новой проблемой. Имеем существенную вариацию проблемы, которая существовала и раньше. Как обеспечить образовательный процесс в условиях, когда дети не могут приходить в школу? Это та самая проблема, только значительно в большем масштабе.
— Начинается новый учебный год, и многие прогнозируют осенний всплеск COVID-19: украинцы возвращаются из отпусков, дети пойдут из дома в школы, а затем в обратном направлении. И здесь у нас серьезная проблема. Постановление Кабмина от 28 июля 2021 г. № 787 «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 9 декабря 2020 г. №1236» определяет, что для очной работы заведений должно быть вакцинировано не менее 80% работников. Но ведь оно не определяет механизмы того, как руководитель учебного заведения должен узнать о том, что работник прошел полный курс вакцинации.
По-моему, дело сверх важное. Министерство образования близко ли к определению такого механизма?
— Это, скорее, вопрос не к отдельному министерству, а к взаимодействию Министерства здравоохранения и Министерства образования. И это очень неплохо решается на местном уровне. Я знаю пример Одессы, где департамент образования и департамент здравоохранения постоянно обмениваются информацией, деперсонифицированной, что чрезвычайно важно.
— В каком смысле деперсонифицированной?
— Фамилий не предоставляют. Говорят, что в вашем учебном заведении столько-то вакцинировано. Хотя в учреждениях здравоохранения собирают и персонифицированную информацию, по фамилиям. Здесь действительно есть правовая коллизия. Ибо есть медицинская тайна. А с другой стороны, есть интересы общественного здоровья. И здесь нужно находить решения, которые дадут возможность достичь разумного баланса. Вот у нас в стране держатель информации о состоянии здоровья человека – это учреждение здравоохранения, семейный врач и обобщенная информация на более высоком уровне.
Поэтому, считаю, идеальной была бы такая схема, что департамент здравоохранения раз в неделю подает в каждую школу информацию: мол, у вас вакцинировано столько-то работников. При этом медицина видит фамилии, а образование – нет. И они не должны видеть, потому что это будет поводом к давлению и принуждению к вакцинации, которая сейчас у нас является добровольной. И хотя я не считаю, что это вполне отвечает интересам общественного здоровья – но так оно есть. И мы должны соблюдать требования действующей нормативной базы…
— Но у нас есть много граждан, которые опасаются или принципиально не хотят вакцинироваться. Вот есть такие люди среди учителей. Что с ними делать?
— А позвольте поинтересоваться, на каком именно принципе они базируются? Это научный принцип возможного вреда для личности, но безусловной пользы для общества? Или это какие-то фобии, основанные на недостоверной информации и явных фейках? Знаете, я читаю группы антивакцинаторов, реально волосы дыбом становятся!
Единственный принцип, который действительно может быть основанием для не вакцинации – это медицинские противопоказания. И я знаю такие примеры. Есть решение Верховного суда Украины. Есть решения ЕСПЧ (Европейского суда по правам человека), которые определяют законными, конституционными и не нарушающими права человека, административные ограничения к тем, кто не вакцинируется.
Скажем, нельзя ребенку, который не получил плановых прививок, посещать учреждения образования в очном режиме, но ребенок может получать образование в другой форме – это разрешено законом. Это решение подтверждено и Верховным судом Украины, и ЕСПЧ.
— Под плановыми прививками вы не подразумеваете антискользящие?
— Антискользящие прививки не являются плановыми. Это тоже проблема. У нас в Украине 7 плановых обязательных профилактических прививок от краснухи, полиомиелита, столбняка и тому подобное. Эти прививки должны осуществляться по утвержденному графику. Кстати, нынешняя эпидемия ковида никаким образом не отменяет плановых прививок против других инфекционных болезней.
— А что, с этим существуют проблемы?
— Да, существуют, врачи бьют тревогу. Есть календарь прививок, которого должен придерживаться каждый ребенок. Этот календарь должен быть соблюден, чтобы ребенка не подвергать опасности. Эпидемия кори, которая была пару лет назад – случилась именно из-за не соблюдения календаря.
— Несколько лет назад вы были учителем одной из киевских школ, поэтому хорошо понимаете ситуацию еще и под этим углом зрения. Представьте себе, пожалуйста, директором той же школы накануне нового учебного года. Какие опасения со стороны пандемии легли бы на ваши плечи? Что бы вы делали в первую очередь?
— Обеспечение средствами индивидуальной защиты учителей. Это должно быть за бюджетный счет. Обеспечение моющими и дезинфекционными средствами учебного заведения. Обеспечение функционирования так называемых пузырей, знаете, о чем идет речь?
– Я знаю, а многие из читателей — нет. Поэтому объясните, пожалуйста.
— Есть кабинетная система, когда дети переходят из класса в класс. Есть система, когда дети постоянно занимаются в одном классе, а ходят учителя. Здесь создается небольшое сообщество детей, которое меньше контактирует с другими сообществами, чтобы уменьшить риски инфицирования. Это было сделано практически еще год назад. Но это надо обеспечить. Нужно по возможности обеспечить разделение потоков: где дети входят, где выходят. Здесь необходимо как можно уменьшить количество контактов. Хотя, конечно, с детьми это очень сложно.
Какие еще первоочередные аспекты? Обеспечить качество питания. Обеспечить нормальный санитарный режим в столовой, в буфете, где дети получают пищу. И, конечно, иметь достоверную информацию.
— А доступ взрослых в школу возможно бы как-то лимитировать? Родителям же доступ в школу запрещен, не так ли?
— Во-первых, уже не запрещен. Многие об этом не знают. Действительно, постановление главного санитарного врача годичной давности от 23 августа прошлого года запрещало доступ родителям в школу. Но Постановление же №4 от 23.94.2021 апреля этого года №50 позволило родителям при условии соблюдения требований противоэпидемической безопасности заходить в школу.
Я бы директорам советовал так. Во-первых, родители являются участниками образовательного процесса, они имеют право смотреть, какие процессы происходят в школе. Но на месте родителей я бы все же отнесся к этому ответственно и не заходил в школу тогда, когда там есть дети.
Подать обращение к директору школы, мол, хотим зайти посмотреть, как дела. Окей, хорошо. Давайте, детей в школе не будет, после завершения занятий – пожалуйста. Но – не при огромном количестве, и только уполномоченные от родителей. Пожалуйста, маски, температурный скрининг – и ходите, смотрите. Вы имеете на это право. Но чтобы там детей не было. Это очень важно.
— Сейчас есть много опасений насчет очередной вспышки ковида. Если в определенном регионе такое произойдет, будет ли в реакции учебных заведений что-то методологически новое, из опыта других стран и украинского опыта прошлого года?
— Не могу сказать, что будет что-то принципиально новое. За 1,5 года пандемии мы уже наработали много важных вещей. Принципиальным отличием этого года является постановление Кабмина, которое устанавливает, что если в школе не более 20% не привитых (или более 80% вакцинированных лиц), тогда школа может работать в очном режиме даже в красной зоне. Это очень важно.
На днях я был на августовской конференции в Днепровском районе. Знаю, что есть уже несколько школ, где уровень вакцинации среди работников – 85-90%. Хотя вообще-то директора работают «по убеждению», ведь для того, чтобы заставить человека вакцинироваться, нет никаких правовых оснований. Но убеждать и делать так, чтобы школа работала, – это в силах руководителя заведения и учителей. И это существенное отличие.
Другое очень важное отличие – это наличие Всеукраинской школы онлайн – на тот случай, если придется переходить к дистанционным формам обучения.
— Помню общественный резонанс от первых эфиров этой школы. Она действительно готова по максимуму заменить непосредственное, физическое обучение в школах?
— Всеукраинская школа онлайн – это очень важная и правильная штука, которую надо широко использовать. Те телевизионные уроки, что мы их с вами видели в апреле прошлого года, – это было противопожарное мероприятие, сделанное очень не подготовленным способом. И много разговоров было о том, что учителя не обучены этому. Но были сделаны правильные выводы, и меня это очень радует. Потому что новый формат Всеукраинской школы онлайн имеет уроки по большинству предметов 5-11 классов. Это сделано совсем иначе!
— Как именно? Расскажите, это очень интересно.
— Если это раньше была такая себе 40-минутная лекция, которую дети переставали слушать через 5 минут, то сейчас так: сначала – короткий ролик (5-7 минут), в котором учитель доступно объясняет материал. Затем – конспект этой лекции, который ребенок может открыть и прочитать, воспринять информацию визуально. А еще – ученик может пройти тест именно по этой теме — и проверить себя.
Кроме того, в ВШО уже есть возможность для учителя создать свой виртуальный кабинет: учитель может создавать свои учебные сообщества, оценивать, вести учет успеваемости, реально использовать все возможности.
Как результат, имеем фактически Всеукраинскую школу онлайн, за что я очень благодарю Украинский институт развития образования и Министерство цифровой трансформации. Потому что они этим больше всего занимаются. Они сделали очень хорошую и очень нужную вещь, которая уже работает! Но, к сожалению, ею еще немного людей пользуется. И я бы очень рекомендовал, чтобы учителя на нее обратили внимание. Ведь даже когда мы занимаемся в обычном режиме, использовать материалы ВШО – это круто. Это огромное подспорье учителю.
Поверьте мне, я сам учитель. Смотрю – и вижу: уроки построены методически правильно, грамотно, с учетом детской психологии. Там есть много инфографики, визуализации. Это — классная штука!
«У НАС ПОСТОЯННО ПРОИСХОДИТ ТАКАЯ ШТУКА: ДЕНЬГИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗАХОДЯТ НА МЕСТА. НО ТАМ ИХ ЛИБО НЕ УСПЕВАЮТ РАСПРЕДЕЛИТЬ, ЛИБО ЖЕ «ПРИКАПЫВАЮТ», ДАЖЕ ЗАБРАСЫВАЮТ НА ДЕПОЗИТНЫЕ СЧЕТА, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ПРОЦЕНТЫ»
— Сменим тему. По специфике вашей должности вам приходится иметь дело с правами как учеников и студентов, так и правами учителей и преподавателей. Спрошу сначала о первой категории. Какими типичными нарушениями прав учащихся и студентов вы занимаетесь больше всего? Есть ли какая-то статистика по этому поводу?
— Только содержательная аналитика, потому что делать ее в цифрах, мы пока не имеем возможности. У нас выборка не очень большая и она довольно специфическая. Но — я специально принес показать — вот первый ежегодный доклад образовательного омбудсмена «Соблюдение прав в образовании – 2020».
Это первая в Украине системная попытка вообще показать, какие есть права в образовании и как обеспечить их соблюдение… Смотрите, вот здесь перечислены наиболее распространенные темы обращений. Если говорить о детях и родителях (потому что родители являются представителями детей), то это – безопасность в учебных заведениях, защита от буллинга, надлежащее обеспечение образовательного процесса, уважительное отношение к детям, защита прав детей, отсутствие травли, буллинга, объективность оценивания и тому подобное.
Кстати, для меня очень болезненная тема – это школьные уборные на улице, а не в помещении школы. Количество таких не обустроенных уборных в Украине существенно уменьшается, но они еще остаются. Вот я недавно был в одном довольно классном, пафосном учебном заведении, в хорошем смысле этого слова. Много сделано и хорошо сделано, а в детской гардеробной нет дверцы в кабинках. Как это?
— Есть известное выражение о том, что «театр начинается с вешалки». По-моему, любое заведение, тем более, государственное, должно начинаться с туалета.
— Откровенно признаюсь, когда 6 лет назад я вернулся в образование директором школы, ко мне пришли родители с просьбой поставить дверцу в туалетах. Я сначала не понял. А потом в голове щелкнуло: вот ты заходишь в туалет – а там вокруг тебя бегают люди, смотрят на тебя. Как ты себя чувствуешь? Поэтому мы быстренько нашли вариант — и сделали дверцу немедленно, буквально за неделю. Но я просто не понимаю директоров школ, которые говорят: «А что тут такого? Вот мы ходили в такие уборные – пусть и дети ходят».
— Теперь по наиболее популярным жалобам от учителей и преподавателей.
— Конечно, больше всего обращений — это условия и оплата труда. По этому поводу чаще всего обращаются учителя. Далее — академическая свобода, выбор методов и форм преподавания. Закон предоставил учителю академическую автономию: учитель сам решает, как ему преподавать в пределах государственного стандарта и с уважением к ребенку. Когда начинается мелочный контроль, там не будет ни качества образования, ни уважения к учителю, ни уважения к ребенку.
Учитель должен решать сам, потому что он – профессионал, он это знает. Кстати, имеем интересное следствие пандемии: многие родители поняли, что школа — это место, где учат, и для этого надо иметь образование и опыт. Потому что сами родители не могут с этим справиться. И теперь понимания учительского труда, его сложности – стало больше.
— Это потому, что родители имели возможность наглядно посмотреть, как с их детьми работает учитель?
— Именно так. Потому что альтернатива — это когда отец или мать вынуждены сами объяснять ребенку какой-то материал по физике, химии, математике, биологии, а они этого не знают и не должны знать…
— Вы перечислили типичные жалобы со стороны учеников и студентов, преподавателей и учителей. Скажите, а эта топ-пятерка вопросов, с которыми к вам обращаются эти категории людей, – насколько они совпадают с типичными вопросами, которые адресуются вашим коллегам — образовательным омбудсменам за рубежом? Я сейчас не имею в виду Беларусь и Россию, понятно, что с ними будет много общего. А вот Восточная Европа и дальше?
— Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я не располагаю релевантной информацией. Из того, что я знаю (а я регулярно общаюсь с коллегами), проблемы на самом деле разные. Но есть одна проблема – везде жалуются на низкие зарплаты учителей. Всюду. Профессия учителя ни в одной стране не является в категории высокооплачиваемых мест.
— Даже в тех странах, которым наши учителя завидуют?
— Абсолютно. Например, гуляют фейки о каких-то заоблачных зарплатах в Чехии, Польше, Финляндии. Так вот, это — неправда. Финские учителя, если брать пропорционально доходам населения, получают практически ту же зарплату, как и украинские.
— Не верится.
— Это правда. Оплата учителя всегда гуляет около средней по стране. Немножко выше, немножко ниже — но несущественно. Это действительно профессия, которая не относится к категории высокооплачиваемых мест. Но назвать ее сейчас низкооплачиваемой – тоже нельзя.
Хотя очень многое зависит от того, насколько долго человек работает в школе: чем больше стажа, чем выше категория или педагогическое звание – тем выше зарплата. И у учителей со стажем, с опытом заработная плата ощутимо выше средней. А вот для молодых учителей такая система начисления – беда: они получают, к сожалению, очень мало.
— Хочу спросить вас о статистическом сопровождении образовательного процесса. Даже из нашей беседы видим, что оно необходимо. Есть ли положительные сдвиги на этом направлении?
— Ох, это реально болезненная тема. Нельзя управлять любой системой, не имея понимания, что собственно эту систему создает, сколько там всего есть. Простой пример, что сейчас мы получили информацию от областных департаментов образования в отношении школьных уборных. Там был вопрос о количестве учебных заведений — надо же понимать, какая доля представлена в учете. Так вот, эта информация совсем не стыкуется с информацией, которая есть в единой государственной базе образования!
— Странно. А почему так?
— Не знаю. Я недавно имел встречу в Институте образовательной аналитики по подготовке второго доклада. Мы договорились сотрудничать. Образовательная статистика — это то, чего нам ужасно не хватает. Казалось бы, столько бумажек, запросов, отчетов; люди тратят время и силы, чтобы эти данные собирать, подавать… А обобщений нет!
Вот я, например, не могу (и никто в стране не может) открыть какой-то ресурс и посмотреть, а, сколько у нас в Украине сейчас есть третьих классов общеобразовательной школы? Нет такой статистики. Мы даже не знаем иногда, сколько детей учится реально в школе. А это — очень большая база для злоупотреблений. Потому что если детей в школе мало, должно быть соответствующее финансирование. И начинаются иногда приписки…
— Мертвые души? На что рассчитывают люди, которые делают такие вещи?
— Что их никто не проверит – нет механизма. Вот я смотрю сейчас единую государственную электронную базу образования (ЕДЕБО) — и вижу там, около 16 тысяч школ (включая те, которые приостановили деятельность). А потом смотрю сводные данные, которые мы получили от областных департаментов, – там, около 10 тысяч. А где еще школы? Ну, две области еще не дали данные. Пусть будет 11 тысяч. А где еще несколько тысяч школ делись?
Более того, только что появились свежие данные Минфина по финансированию общего среднего образования mof.gov.ua/uk/the-reform-of-education. И там указано количество школ — 13458. Как видим, данные везде разные. Вот вам лишь один из многих примеров того, насколько нам надо обратить внимание на образовательную статистику. Потому что без этого невозможно работать с образованием, которое является важной подсистемой экономики.
— Вопрос, о котором мы, грустно зевая, всегда вспоминаем в сентябре, как с финансированием образовательного процесса в этом году?
— В общем, я могу сказать, что финансирование является одним из ключевых факторов соблюдения прав в образовании. Потому что если нет денег, нет качественного образования, нет соблюдения прав. Тут в нашем докладе есть целый раздел, посвященный финансированию.
— О каком проценте ВВП идет речь на этот раз?
— В общем, финансирование у нас варьируется около 7% ВВП. Это не очень большие деньги, поскольку у нас ВВП не очень высокий. Но вопрос даже не в том, сколько в целом есть денег. Вопрос в том, насколько эффективно, правильно и оперативно они расходуются. И тут есть нюанс.
Во-первых, очень хорошо, что образование сейчас получает гораздо больше средств. Это, правда – и это началось с реформы децентрализации. Когда местные бюджеты (а именно они являются учредителями почти всех учреждений общего образования в Украине, ведь школы у нас коммунальные) получили возможность распоряжаться средствами, появились возможности больше давать в образование.
Я, например, вижу, что происходит, в Днепровском районе Киева, где я четыре года работал директором школы. Здесь делается огромное количество ремонтов, закупается новое оборудование и тому подобное. Но есть вопросы по использованию средств образовательной субвенции.
— Объясните читателю, как работает или не работает механизм использования.
— Для простоты: есть государственный бюджет, который утверждает Верховная рада. Там заложены расходы на образование. Они являются составляющей государственной образовательной субвенции, которая трансфертами идет в регионы. Деньги принимает местный распорядитель средств. Обычно это областной совет. Он должен провести сессию, чтобы это распределить по бюджетным распорядителям низшего уровня в районы, территориальные общины. А те уже распределяют по учебным заведениям.
— Цепочка, по которой идут деньги, понятна. И где начинаются проблемы?
— Так вот, у нас постоянно происходит такая штука, что деньги из государственного бюджета приходят на места. Но там их не успевают распределить. Или же «прикапывают», даже забрасывают на депозитные счета, чтобы получать проценты.
— Вы уже все эти трюки выучили наизусть?
— Я не был начальником управления образования, поэтому не знаю, как это делается напрямую. Но вижу последствия. По состоянию на 1 июля на счетах местных казначейств почти 7 миллиардов – 7 миллиардов! — неиспользованной образовательной субвенции. Кабмин недавно принял постановление, которым разрешил остатки неиспользованной образовательной субвенции использовать на закупку оборудования, туалеты, доплаты учителям и так далее.
Здесь возникает другой вопрос — о формуле расчета образовательной субвенции. Это очень сложная штука. Будет время — поинтересуйтесь. Это такая сложная формула, там много факторов. Но и она не является совершенной. Мы имеем большое количество обращений, когда к нам обращаются люди с жалобой, что им денег не хватило. Мы все посчитали насчет субвенции, а тут – хоп! – и не хватает…
— Чего в этих кейсах больше – безалаберности или коррупции?
— Квалификацию кейсов можно осуществлять по нескольким критериям. Проще — по последствиям. Поэтому эти все кейсы имеют одно следствие — деньги не используются должным образом. А вот причины, по моему мнению, по большей части это просто люди не умеют. Потому что у нас много лет вообще денег не было в местных бюджетах. Теперь они появились — и не все успели научиться, ими пользоваться.
Вместе с тем, когда мы провели опрос относительно того, нужно ли сделать курс для образовательных управленцев по формированию бюджетов, запрос был огромен! Многие люди хотят этому научиться.
Тем не менее, вопрос в другом. К двум причинам — неумению работать и коррупции – я бы добавил еще третью причину – принципиальное непонимание потребностей образования. Это вообще родовая травма совка — потому что когда глава общины не понимает, почему образование для него принципиально важно, он его воспринимает как затратную отрасль. А я бы очень хотел (и оно так должно быть), чтобы образование воспринималось, как отрасль инвестиционная. Ты вложил — получил результат. И мы знаем, что это очень высокорентабельная отрасль – хотя с отложенным эффектом инвестиций.
«МИНОБРАЗОВАНИЯ? СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ТАКОВОГО, К СОЖАЛЕНИЮ, У НАС НЕТ. МЫ ПИШЕМ ЗАПРОСЫ — НАМ ОБЫЧНО ОТВЕЧАЮТ. КАКИХ-ТО СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МИНИСТЕРСТВО НЕ ПРОВОДИТ. НИКАКОГО УПОМИНАНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОМБУДСМЕНЕ НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА НЕТ»
— Недавно общественная организация «Смартобразование» подготовила комплект учебно-методического курса «Уроки добродетели» для 3-4 классов и методические рекомендации. О чем идет речь? Думаю, многие родители понятия не имеют о чем идет речь в контексте термина «добродетель». Это уже общешкольные стандарты?
— Я бы очень хотел, чтобы это стало общешкольным стандартом. Ибо добродетель — это умение жить, уважая свои права и уважая права других. И вести себя честно даже тогда, когда тебя никто не видит. Ведь каждый из нас имеет свои права. Но есть такое крылатое выражение: «Мое право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего соседа».
Мы должны согласовывать свои собственные права с правом тех людей, что рядом. Самая большая проблема случается тогда, когда сталкиваются законные права. Я имею право, и вы имеете права. Вот мы сейчас находимся в помещении, и мое право общаться с вами так же зависит от права соседа рядом, который сейчас говорит громко и нам мешает. Вот вам наглядный пример…
Надо учитывать, что ты не один. Общество — это мы все. Я очень позитивно оцениваю этот курс и советую его использовать. Ибо он построен на очень простых, доступных для людей примерах; этот курс показывает, что я – человек, имеющий достоинство. И мое право состоит в том, чтобы понимать и уважать права другого. Добродетель — это об этом. Я очень поддерживаю этот курс. Они молодцы, они классно сделали.
— Слышал о том, что планируется привлекать к учебному процессу известных артистов, писателей, спортсменов. О чем именно идет речь?
— Я считаю, что образование должно быть открытым для общества. Оно не должно замыкаться на себе: мол, пришел, отчитал урок – и все. Большинство учителей, которые являются профессиональными преподавателями, тем не менее, работают только в условиях школы, они по большей части не имеют другого профессионального опыта – и они ограничены именно своим опытом. А для детей очень важно, чтобы они видели разные вещи.
И очень многое в восприятии ребенком информации зависит от того, кто это говорит. И здесь к референтной группе детей принадлежат их кумиры. Очень важно, чтобы эти люди приходили к детям с правильными месседжами. По крайней мере, с теми месседжами, которые являются социально значимыми.
— Вот сейчас, думаю, в школах должен быть огромный запрос на олимпийских чемпионов и медалистов…
— Да. Я, например, работая директором школы, приглашал таких людей, как баскетболиста Станислава Медведенко.
— Двукратного чемпиона НБА? Он же, кажется, учился в школе, которую вы возглавляли?
— Да, учился. Он регулярно приходил в школу и сейчас приходит. Я приглашал разных людей – в том числе журналистов, бизнесменов, ученых. Они приходили, общались с детьми, рассказывали о бизнесе, работе. Это было действительно интересно и очень круто.
— Еще один актуальный вопрос. Все чаще на улицах Киева можно увидеть бигборды с рекламой тех или иных религиозных объединений. И на праздник первого звонка, уверен, придут и религиозные деятели. Конечно, это решать директорам – но ведь мы знаем, что у нас светское государство, и школа должна быть отделена от церкви.
Отсюда вопрос: вы чувствуете, что это клерикальное наступление на учебные заведения?
— Да, очень чувствую. Здесь надо достаточно четко расставлять акценты. Во-первых, как любой гражданин я с уважением отношусь к религиозным убеждениям других людей. Ведь это ваше, гарантированное Конституцией, право веровать или не веровать.
С другой стороны, я понимаю, что верования есть самые разные. И статья 35 Конституции Украины определяет, что государство отделено от церкви, образование отделено от церкви. Статья 6, статья 31 закона «Об образовании» четко определяют, что образование в государственных и коммунальных учреждениях образования имеет светский характер.
А дальше давайте так: должны ли дети знать о религии? Должны. Должны ли они знать практические основы религиозных верований? Должны знать, несомненно — и религиозная этика разнообразна. Она может быть христианской, мусульманской, иудейской. Может быть агностической, просто этичной. Но когда навязывают только одну – это уже грубое нарушение Конституции.
И еще для меня очень большое значение имеет способ представления этой информации. Я об этом говорил неоднократно. Но церковники это не воспринимают. Я обеими руками «за», если учитель общественной дисциплины, истории, гражданского образования будет говорить примерно так: многие религии определяют этические правила поведения человека. Мусульманство говорит такое, христианство – такое, иудаизм – такое. И так далее…
— Значит, можно продемонстрировать детям опции, никоим образом не навязывая их.
— Именно так. Показать, какие есть возможные варианты. И в контексте государственной или коммунальной школы очень важно, чтобы это был не священник, а профессиональный преподаватель. Другое дело – если школа основана религиозной организацией; они там могут пропагандировать именно идеалы той конфессии, которая ее создала. Это их право, которое гарантировано законом.
Но мы говорим о государственных и коммунальных заведениях. Они не могут предпочитать какую-либо религию. Просто не имеют права. А сколько у нас религий и конфессий? Огромное количество, десятки, если не сотни. То выбирать какую-то одну и отдавать ей предпочтение – это противоречит принципам Конституции. Лично я – за то, чтобы дети знали основы религиозной мысли — но чтобы это было объемно, и чтобы были представлены разные направления этой мысли.
— Как на практике можно предотвращать это вмешательство религии в школьную жизнь?
— Во-первых, указаны статьи законов. Если такое ввели, это должно быть исключительно с согласия родителей. Более того, если этот урок, например, есть в расписании, а ребенок либо имеет другую конфессию, либо вообще не хочет слушать церковника, – тогда школа должна обеспечить для этого ребенка сопровождение. Этот ребенок должен быть под наблюдением. Потому что если идет урок, а ребенок ходит неизвестно где, кто за это отвечает? Школа. Поэтому школа должна заложить в бюджет двойную ставку для таких «религиозных» уроков.
И еще один нюанс. Школа является коммунальным учреждением, которое существует на наши налоги. Я как человек, имеющий определенные принципы, не хочу, чтобы за мои налоги детям вкладывали в голову какую-либо религию. Потому что это противозаконно.
— Довольно часто в наших школах случается такое, что в классы приходят служители культа, которые де-факто ведут пропаганду, рекламную деятельность, призывая нести деньги в храм. За счет этого они превращают детей в агитаторов в семье. Как вы к этому относитесь?
— Ну, напрямую никто не призывает нести деньги. Этого же никто не говорит. Но они просят приобщиться к определенной вере. Агитируют за то, чтобы дети приобщались к определенной конфессии. А по правилам этой конфессии надо десятину или какую-то часть своих доходов нести в храм этой конфессии. Поэтому этот вопрос также стоит задавать. Религиозная пропаганда в коммунальных и государственных учреждениях запрещена Конституцией, запрещена законом. Об этом стоит помнить.
— Еще один, неизбежный, вопрос. Год назад Украина получила нового министра образования, господина Шкарлета. Как вы оцениваете уровень сотрудничества Офиса образовательного омбудсмена и Министерства образования при этом министре?
— Довольно сдержанно. Потому что сотрудничества как такового, к сожалению, у нас нет. Мы пишем – нам обычно отвечают. Это определено законодательством. Каких-то совместных мероприятий министерство не проводит.
— К вам по своей инициативе Министерство образования не обращается?
— Конечно, нет. Никакого упоминания об образовательном омбудсмене на сайте министерства нет. Более того, наш годовой доклад был представлен на комитете Верховной рады, на коллегии Министерства образования. Но ссылки на доклад на сайте Министерства образования вы не найдете.
— С чем, по-вашему, это связано?
— Я не знаю, с чем это связано. Возможно, в министерстве не любят меня лично. Но вопрос заключается в том, что, любят меня или нет, должность образовательного омбудсмена предполагает, среди прочего, анализ законодательных нормативных актов.
— Например? Что вы имеете в виду?
— Например, недавнее соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Советом церквей. Если бы до публикации я видел этот документ, я сразу высказал бы свое решительное возражение. Потому что там, например, написано, что Министерство образования и Совет церквей обязуются совместно поддерживать традиционные семейные ценности.
Возникает вопрос, а какие именно ценности? Потому что если в Украине разные религиозные конфессии, которые имеют ощутимо разные ценности, то надо поддерживать их все, что принципиально невозможно. Потому что я, например, слабо себе представляю, чтобы Министерство образования поддерживало многоженство, а в определенных религиях есть такая «традиционная семейная ценность». А другой вариант – отдать предпочтение какой-то одной конфессии, что будет незаконно.
Автор: Евгений Кузьменко
Источник: Цензор.НЕТ
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.