Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев: Той системы образования, которая была у нас еще в начале марта этого года, уже нет

О необходимости системного государственного реагирования на ситуацию в украинском образовании в условиях пандемии COVID-19, о положительном опыте дистанционного образования, а также о необходимости изменения модели коммуникации между школами, родителями и общинами «Тижденю» рассказал образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.

Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш в одном из своих недавних выступлений отметил, что в результате пандемии COVID-19 система образования в мире сейчас подверглась самому серьезному удару за все времена истории. Осознают ли в Украине, что речь идет о кризисе в стратегически важной сфере, от которого действительно зависит наше будущее?

— Это действительно так. Проблемы, которые сейчас решает Украина, не являются уникальными, они достаточно типичны для стран всего мира, поскольку речь идет именно о глобальном кризисе. По данным ЮНИСЕФ, более полутора миллиардов учеников и студентов испытывают в настоящее время большие трудности с доступом к образованию. И этот сверхсложный комплекс проблем приходится решать, как говорится, в полете, потому что никто не оказался готовым к кризису, который мы теперь имеем.

Уникальными для любой страны и Украины также являются наши условия и наши возможности. Не надо это рассматривать лишь как нечто негативное, ибо любой кризис — это не только проблемы, но и возможности развития. Мы в Украине уже имеем свой неплохой опыт осуществления дистанционного обучения, неплохие наработки, достаточно четкое понимание того, что делать дальше.

Также есть существенные проблемы, прежде всего нехватка денег. Для меня, как образовательного омбудсмена, абсолютно понятно, что безопасное и качественное образование требует существенных средств, качественного государственного финансирования. С последним имеем большие проблемы, о чем скажу позже.

Главным вопросом, безусловным, аксиоматичным приоритетом образования является жизнь и здоровье участников образовательного процесса. Ибо если нет жизни и здоровья, то остальное теряет смысл. Именно поэтому, понимая сложность нынешней ситуации и то, что образование должно быть качественным, мы должны руководствоваться ведущим принципом действий в условиях опасного для жизни и здоровья форс-мажора.

Мы вынуждены вводить определенные ограничения в нашу повседневную жизнь, следуя принципу наименьшего вреда. Если вынужденно приостанавливаются занятия в школах и университетах, это, безусловно, вредит качеству образования. Но если не приостановить занятий, вред для жизни и здоровья обучающихся может быть гораздо сильнее, чтобы не сказать – трагичнее.

Многое нынче изменилось. Той системы образования, которая была у нас еще в начале марта этого года уже нет. Зарождается новая система образования, хотя не все до конца осознали этого. Еще есть определенное желание затормозить работу, вернуть «старые добрые времена». Но этого не будет, потому что ситуация изменилась коренным образом.

Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш прав, что образование столкнулось с историческим, эпохальным вызовом, потому что меняется эпоха в образовании. Чем раньше мы все это осознаем, тем раньше начнем жить и действовать в соответствии с обстоятельствами новой эпохи, тем лучше будет для наших детей, которые смогут получить более качественное образование в безопасных условиях. Без осознания и мотивации таких изменений будет очень сложно.

Наше государство имеет фонд, направленный на финансирование противодействия пандемии COVID-19. Однако помощь сейчас нужна не только медикам, но и педагогам, поскольку речь идет об обеспечении гарантированного права на предоставление образовательных услуг. Осознают ли на самом высоком государственном уровне потребность выделения таких средств и на что именно они должны быть направлены, прежде всего?

— В упомянутый фонд из бюджета образования было направлено почти пять миллиардов гривен. Но образование из тех денег практически ничего не получило на преодоление последствий пандемии. Разве что 52 млн. грн. в качестве возмещения за внезапную и непонятную отмену пробного ВНО. На данный момент, к сожалению, я не слышал публичных заявлений на самом высоком уровне о необходимости дополнительного финансирования образования.

В частных разговорах эта необходимость признается, но пока не вижу действий, которые свидетельствовали бы, что такое личное понимание воплощается в конкретных государственных решениях. Меня это очень беспокоит, потому что образование испытало мощное негативное влияние пандемии и изрядно нуждается в поддержке. Иначе критически нежелательные для общества последствия будут ощущаться еще много лет.

Именно поэтому я 18 августа направил премьер-министру письмо, в котором предлагаю немедленно вынести на рассмотрение Кабмина вопрос о предоставлении образованию целевой субвенции из государственного бюджета на преодоление негативного влияния пандемии.

Есть несколько абсолютно прозрачных вещей, которые нужно сделать. Например, одним из ключевых требований безопасности для жизни и здоровья является соблюдение социальной дистанции – это требование Минздрава. На практике для школы это означает, что в классе должно находиться меньше учеников. Если да, то школьный класс надо делить на подгруппы. Конечно, в разных школах есть разные условия.

В Украине 16 тысяч школ, и если средняя наполняемость школьного класса составляет 18 детей, то в небольших городках она около 10, а в крупных городах – существенно больше: средняя – 28, а бывает и более 30.

Поэтому одни школы имеют свободу для маневра из-за небольшой наполненности помещений, а другие будут вынуждены делить классы. Возможно, выводить часть классов на вторую смену. А это означает двойную нагрузку на учителей. Или придется применять принцип маятника, когда на одной неделе учится одна половина класса, на следующей неделе – другая: одни работают в классе, другие – дистанционно. Но с ними всеми надо кому-то работать!

Опыт весеннего карантина нам до боли ярко продемонстрировал, что работа учителя в условиях дистанционного обучения сложнее, чем в обычном режиме. Причина вполне понятна, что то, что учитель делает, обычно наработанное многими годами опыта.

А теперь все это пришлось сделать буквально с нуля и очень быстро. Это проблема. Это требовало такого труда, что те учителя, которые реально работали, были заняты по 12-15 часов в сутки. А таких было немало, хотя были и те, кто отказывался работать дистанционно. Мол, это не прописано в их должностных обязанностях. Что и говорить о профессиональном выгорании добросовестных людей.

А многие из них работают очень напряженно, потому что чувствуют ответственность. Чтобы так выкладываться, надо тщательно готовиться. Но, извините, если мы хотим осуществлять образование не только руками ряда энтузиастов, а усилиями системы образования, нужны деньги на оплату дополнительного рабочего времени. Вот на это, прежде всего и нужно финансирование.

Равный доступ к образованию является одним из гарантированных государством украинцам правами. Как их обеспечить в нынешних условиях детям из поселков и маленьких городков, где доступ интернета проблемный? 

— Это еще один из ключевых приоритетов для выделения денег на обеспечение учебных заведений качественным доступом к интернету и необходимым оборудованием. Это то, что нужно делать за бюджетный счет. Что касается обеспечения необходимой техникой семей, то здесь все сложнее, ни один бюджет не потянет таких безумных расходов. Хотя для определенных социально уязвимых групп населения такие расходы должны быть предусмотрены.

По данным нашего опроса, типичной ситуацией в украинских семьях этой весной была «битва за компьютер». Было бы очень интересно и важно спросить маркетологов, каким образом изменилась структура потребления и закупок в сфере мобильных гаджетов, насколько растет их оборот.

Ожидаю, руководствуясь здравым смыслом и пониманием ситуации, что украинские семьи задумаются над структурой своих расходов – с учетом того, что необходимо обеспечить ребенку доступ ко всем современным образовательным возможностям.

Хватает ли нам сейчас педагогов, которые готовы работать в условиях смешанного образовательного процесса, то есть комбинирования традиционных и дистанционных форм обучения? Кто сегодня разрабатывает смысл, формы и методы дистанционного обучения?

— Знаете, мне ситуация в образовании весной 2020 года несколько напомнила весну-лето 2014 года. Армии практически не было, техники тоже, управление было почти потеряно. Фактически в тех условиях нас спасли волонтерское движение и готовность государства это движение тогда поддерживать. У нас есть волонтерское движение среди педагогов, и, поверьте, еще и какое! К нашему счастью, несколько предыдущих лет у нас был отличный опыт развития движения EdCamp, создавая довольно много онлайн-курсов на платформах Prometeust EdEra.

Был замечательный опыт внедрения Новой украинской школы, поддержанный и самими родителями, и прогрессивными педагогами, которые почувствовали, что надо менять образование. Поэтому, по моей оценке, к нештатной ситуации весной мы пришли не с пустыми руками, на счастье. То, что делали весной наши учителя, иначе, чем отчаянным пассионарным волонтерством, назвать сложно. Люди самостоятельно разрабатывали дистанционные курсы (а это очень ценная работа), потому что чувствовали ответственность за судьбу страны и своей профессии.

А это является ключевой мотивацией для любого волонтера. Мы получили мощное педагогически-волонтерское движение. Теперь надо это движение дальше поддерживать, переводить его на профессиональные рельсы. Этому неописуемо ценному опыту нужно финансирование, организация, структура, обобщение и распространение. Это нужно сейчас, и это уже делается.

Весной мы имели еще один замечательный опыт, это телевизионные уроки, Всеукраинскую школу онлайн. Это не дистанционное обучение в полном смысле этого слова. Но мы понимаем, что есть технические ограничения во многих населенных пунктах, не везде есть качественный интернет, а вот телевидение есть везде. И это было очень хорошим решением, которое помогло смягчить этот страшный удар по образованию. Это асинхронное обучение: учитель рассказывает, а что делают дети, как они воспринимают, ему неизвестно.

Важно дать информацию, изложить новый материал. Меня очень возмутила травля из-за ошибок, которые были на первых уроках. Это были ошибки технические, организационные, иногда – сугубо оговорки, иногда – от недостаточной эрудиции учителя в другой сфере, которая не касается его предмета.

Но выходить практически в прямой эфир с учебным материалом – чрезвычайно сложно, знаю по себе. Потому что когда готовлю какой-то обучающий онлайн-курс, то для съемки короткого ролика минут на семь-восемь приходится по три — четыре часа работать в студии, делать многочисленные дубли.

Больше скажу, что для такого большого количества уроков численность ошибок была невысокой – их можно было ожидать существенно больше, но коллеги справились.

Сейчас имеем отличные наработки и инициативы на местах, в управлениях и департаментах образования, от директоров школ, которые на основе рекомендаций Министерства образования страны нарабатывают свои алгоритмы и порядок действий. Общался с несколькими директорами киевских школ. Все эти школы сейчас проводят тренировки перед началом учебного года.

Кто-то выступает в роли учеников, кто-то в своей привычной роли учителей, и моделируют: как дети заходят в школу, потом в класс, что тогда происходит. Таким образом, шлифуется предложенная модель. Но должен сразу сказать, что первые недели учебного года будут очень сложными.

Мы имеем понимание, что и как надо делать, но также все вменяемые люди осознают, что реальная жизнь будет подбрасывать нам сейчас много неожиданных вещей.

Нам важно очень гибко реагировать, делать быстрые выводы и действия. Это сложно, иногда психологически травматично для некоторых, но другого пути у нас просто нет, если мы хотим, чтобы наши дети учились безопасно и эффективно.

Украина имеет положительный опыт по разработке образовательных дистанционных курсов для детей из Крыма и неподконтрольных районов Донбасса. Как можно использовать наработанные дистанционные инструменты и опыт для всех украинских школьников? 

– Этот опыт, во-первых, надо распространять. Я считаю очень важной возможность подстраховаться, обогащать инструментарий образования. Обучение должно быть, на мой взгляд, смешанным, даже при обычных условиях. Цифровые платформы намного расширяют возможности учителя и создают дополнительные возможности для учеников.

Опрос среди родителей показал, какие цифровые платформы для обучения используют. Это и Zoom, Skype, MicrosoftTeams, и самый популярный, по данным нашего опроса, Google Класс. Последнюю платформу я использовал как учитель в своей работе с 2017 года. Не ожидал, пока ко мне придут и предложат использовать такой инструмент, а сам овладел им – и предложил ученикам. Тогда же для учителей школы, где я работал директором, провел тренинг, как использовать Google Класс.

Угадайте, сколько учителей после этого начали этот инструмент использовать? Аж двое, к тому же эпизодически. А когда выяснилось, что нет другого способа достучаться к детям, чем через эти цифровые платформы, вот тогда, педагоги наши бросились. Это очень обнадеживает, потому что появились мотивация и новая волна роста цифровой компетентности украинского учительства. За эти три месяца весны 2020 года она выросла в разы больше, чем за предыдущие десятки лет, потому что люди почувствовали потребность.

По инициативе службы образовательного омбудсмена совместно с компанией Google Украина сделала совместный проект с Академией цифровых тренингов, провели бесплатно обучение в развертывании инструментов, цифровых платформ для учителей. На такой тренинг записалось более трех тысяч человек, в обучении приняло участие более двух тысяч, а сертификаты о его прохождении получило почти полторы тысячи. Это очень весомый результат. Обычно к финишу онлайн-курса доходит не более 20% участников, а здесь – почти 70%.

Мы и дальше будем искать возможности для того, чтобы еще обучать коллег. Очень хочу, чтобы в этом приняла участие Microsoft и другие крупные компании. Есть над, чем работать и есть перспектива, что делать.

Концепция Новой украинской школы предусматривала систему партнерства между школой, учениками и их родителями. В свете нынешнего кризиса усилилась дискуссия, кто именно ответственный за предоставление среднего образования — родители или школа? Какое ваше видение этого?

— Это извечная дискуссия относительно того, кто за что отвечает. Родители кивают на школу, школа – на родителей. На самом деле это должно быть партнерство, когда каждый имеет свой кусок работы, и каждый ее ответственно выполняет. Первейшая обязанность школы — предоставить качественное образование в нынешних условиях.

Школа должна обеспечить качественное образование и не перекладывать свои обязанности по образовательной деятельности на родителей. То, что у нас происходило весной, – следствие того, что все мы оказались застигнутыми ситуацией врасплох. Вот в школе все в порядке, а вечером объявляют, что завтра в школу не идем, и это длится уже полгода.

Но школа не обеспечивает и не должна обеспечивать такие вещи, как местом для выполнения уроков ребенком, книгами дома (если родители не читают, то откуда ребенок получит этот навык?). Всем было сложно.

Понимаю родителей, которые вынуждены были делать то, что не является их профессией, что очень их нагружает, требует огромной концентрации и профессионального опыта. Думаю, что теперь, в сентябре, когда мы уже имеем опыт, сделаем определенные выводы, и школа и родители будут сотрудничать и действовать иначе. Главная задача родителей – обеспечить ребенку качественные условия дома, возможность учиться.

Кроме этого, родители должны заботиться о здоровье ребенка вне школы. И не только собственного ребенка, но и других детей. Если вдруг появляется повышенная температура, ребенка лучше не пускать в школу, потому что будет опасность для всех. Школа же должна настраивать дистанционные платформы, привлекать родителей и детей к совместной проектной работе.

Много проблем, связанных с обеспечением образовательного процесса возникает там, где нет эффективной коммуникации между местными общинами, родителями и школами на местах. Каким образом можно исправить такую ситуацию, на ваш взгляд? 

— Это очень зависит от того, кто возглавляет учреждение образования. Знаю немало примеров, когда между родителями и школой есть вполне конструктивные отношения. Это не значит, что они безоблачны, потому что образование – очень сложная система, где пересекаются интересы ряда заинтересованных лиц и социальных групп.

Главное, чтобы все конфликты, разногласия интересов проговаривали – не скрывали, а решали. Большая часть этой работы, кстати, – качественная коммуникация образования с обществом и родителями. Нам крайне не хватает этого.

За год работы образовательным омбудсменом я увидел, что почти треть обращений о нарушении образовательных прав на самом деле является нарушением лишь одного права – права на достоверную и актуальную информацию.

Часто образование и местная власть не коммуницируют с обществом, не рассказывают, что происходит, не дают расчетов, не выполняют статью 30 закона Украины «Об образовании», которая так и называется: «Прозрачность и информационная открытость учебного заведения». Важно рассказывать, сколько денег есть и куда они должны пойти.

Я, как директор школы, готов был привлекать родителей к формированию бюджета школы, распределению средств. Такой запрос от родителей был. Но родителей, которые реально готовы приобщаться к такой работе, оказалось не так уж много. Вопрос о том, как школа работает, как развивается, интересует, к сожалению, немногих родителей. Это, кстати, одна из причин, почему до сих пор процветают поборы в школах.

В этих поборах есть очень важный психологический элемент: работать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, вдохновлять, поддерживать, в чем-то по возможности помогать – это сложно, требует ресурсов и времени, а также определенного собственного переобучения. Гораздо проще дать в школу деньги и считать это выполненной обязанностью в отношении ребенка.

Вынужденные карантинные ограничения оставили свой отпечаток на деятельности школы не только средней, но и высшей. Какие специфические проблемы и вызовы, по вашему мнению, встают сейчас перед учреждениями высшего образования и теми, кто его получает?

– Проблем много – как системных, так и локальных. Главная проблема заключается в том, что высшей школе в целом придется очень быстро и гибко перестраивать модель реализации своих образовательных программ.

Хорошо это заметно на примере лучших западных университетов, таких как Стэнфорд или Гарвард. Они довольно длительное время свысока относились к онлайн-образованию, утверждая, что настоящее качественное образование можно получить только в непосредственном контакте между преподавателем и студентами.

А теперь, когда возник кризис, они вдруг изменили взгляд. Теперь они говорят: «У нас есть такие классные курсы онлайн, давайте к нам!». Вопрос здесь не просто о деньгах, но и о содержании обучения, потому, что должны исследовать этот мир и получать образование не только традиционными способами, но и с помощью новейших цифровых технологий.

Многие украинские университеты раньше использовали онлайн-платформы и создавали собственные. В этом году университеты, которые об этом позаботились давно, не почувствовали слишком большого кризиса. Просто увеличили объем того, что выкладывается через эти платформы. Те, кто об этом не слишком заботился, получили существенные проблемы.

Студенты теперь действительно более мотивированы и ориентированы на результат. Наряду с этим проблема академической добропорядочности и плагиата является очень острой, а во время работы с дистанционными инструментами она выходит на новый уровень, что становится реальной опасностью для качества образования. Украинское образование поражено вирусом плагиата, и лечиться придется долго.

———————-

Сергей Горбачев родился в городе Запорожье. Украинский педагог, журналист, первый образовательный омбудсмен Украины. На протяжении 1984-1988 годов работал учителем русского языка и литературы в нескольких запорожских школах. Был одним из создателей лицея «Логос» в Запорожье – одного из первых образовательных учреждений для одаренных детей в Украине.

Занимал должность директора лицея с 1990 по 1996 год. В 2015 году, после победы в конкурсе на замещение вакантной должности, становится директором школы № 148 в Киеве. Тогда же начинает преподавать зарубежную литературу и медиаграмотность. С 14 августа 2019 года занимает должность образовательного омбудсмена Украины.

Автор: Анна Трегуб

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий