Любовь к земле и случайный выбор профессии сделали из обычного парня из города одного из самых известных аграриев Украины – история старшего агронома компании «Зернопродукт МХП».
Успешными людьми не рождаются. История каждого из наших героев – это долгий нелегкий путь, поиск решений, умение мыслить нестандартно. Можно быть успешным предпринимателем и без значительных финансовых ресурсов вывести компанию в топ аграрных рейтингов, а можно достичь высот, даже занимая должность агронома. Стать примером и для предпринимателей, и для представителей других профессий, как надо стремиться к переменам, мгновенно и метко принимать решения.
Именно к такому представителю аграрной отрасли – старшему агроному компании «Зернопродукт МХП» Виктору Марценюку – мы и отправились в поисках истории успеха.
Читайте также: Компания «Маис» и ее основатель Сергей Терещук стояли у истоков семенного бизнеса страны
Как настойчивость и внимание к деталям помогли фермеру стать одним из лучших в своем регионе
Как построить эффективный аграрный холдинг: советы Сергея Тарасова
Бизнесмен Сергей Кролевец: Квантовый прыжок
Как Владимир Кудрик превратил «ЛУБНИМАШ» в ведущее производство
По дороге в Ладыжин, где расположен центральный офис «Зернопродукта», чувствуем приближение зимнего периода – трасса покрыта плотным холодным туманом, в воздухе явно ощущается морозное дыхание недалекого декабря. А вдоль дороги проглядывает первая зелень озимых, аграрии торопливо собирают последнюю кукурузу.
Чтобы сократить время в дороге, обсуждаем с фотографом, каким должен быть настоящий агроном-новатор. Воображение рисует то солидного мужчину, которого распирает от чувства своей значимости, то наоборот ученого от агроиндустрии, погруженного в свои мысли и расчеты.
Реальность оказывается совсем иной. На крыльцо скромного двухэтажного здания офиса «Зернопродукта МХП» выходит молодой приветливый мужчина, глядя на которого, нельзя поверить, что в его подчинении такая «махина» и на нем лежит вся ответственность за урожай культур.
Сначала Марценюк немного стесняется быть в центре внимания, не знает, как вести себя перед объективом камеры, но уже через несколько минут вместе смеемся над какой-то шуткой. Время у него – на вес золота, поэтому начинаем разговор.
В составе «Зернопродукта» 18 филиалов с земельным банком более 90 000 га. Из них в обработке более чем 88 000 га, которые расположены в Винницкой и Житомирской области.
ЧТО ТАКОЕ «ЗЕРНОПРОДУКТ МХП»
Сразу пытаюсь понять, почему Марценюк попал к новаторам агробизнеса. Спрашиваю, сколько агрономов в его подчинении, и получаю немного потрясающий ответ: «Около семидесяти». Тридцатидвухлетний человек руководит целой командой агрономов, большинство из которых, наверное, намного старше него. И тут начинаю понимать, что агроном-новатор – это, прежде всего ответственность.
Непосредственно в зоне ответственности Марценюка пашня площадью 17 000 га в Тульчинском, Гордеевском, Оляницком и Иванопольском филиалах «Зернопродукта». Наш разговор происходит в Оляницком филиале.
«Зернопродукт МХП», основанный в 2004 году, входит в группу предприятий агроиндустриального холдинга «Мироновский хлебопродукт». В составе «Зернопродукта» 18 филиалов с земельным банком более 90 000 га, из них в обработке более чем 88 000 га, которые расположены в Винницкой и Житомирской области. Крупнейшие по земельным банкам – Бершадский филиал (около 9000 га), Гайсинский (почти 10 000 га), Немировский (около 6700 га), Козятинский (до 6000 га), Тульчинский и Хмельницкий (оба – по 7000 га).
СЛУЧАЙНЫЙ АГРОНОМ
Пока хозяин перечисляет все достижения «Зернопродукта», интересуюсь, что именно привело его в сельскохозяйственную отрасль.
Ответ довольно неожиданный: новатор агробизнеса стал агрономом почти случайно. Виктор Марценюк родился в 1986 году в Виннице, был обычным городским парнем. С детства он мечтал стать водителем троллейбуса, и намерение стать рулевым электротранспорта было достаточно устойчивым, он всерьез думал пойти по этому пути. Но, в конце концов, высшее учебное заведение выбирал очень практически — в Винницкий национальный аграрный университет решил поступить потому, что он был расположен рядом с его домом.
«Идя в университет, в принципе не знал, что такое агрономия. Влечение к агрономии появилось уже во время обучения, и я понял, насколько важна и перспективна эта профессия, – делится Марценюк. – К тому же, специалистов в этой области не хватало и не хватает и сейчас. Это постоянно стимулирует расти, развиваться, не останавливаться», — говорит Марценюк.
Правда, как признает собеседник, тяга к земле у него была – еще с детства очень любил возиться на огороде, наблюдать, как развиваются и плодоносят растения, пробовать сажать что-то новое, обрабатывать огород новыми препаратами…
Карьеру начинал в дистрибьюторских компаниях, сотрудничающих с сельскохозяйственными предприятиями. Продержался год – просто заскучал, понял, что сидеть в офисе долго не сможет, и пошел в агрономы, в «Зернопродукт».
«Не могу я без земли, без поля. Если день прошел без выезда на посевы – что-то не так, ощущение, будто что-то осталось недоделанным», – говорит старший агроном.
Еще интереснее оказался рассказ о начале сотрудничества с компанией BASF. По словам Марценюка, на момент его прихода МХП уже давно и плодотворно сотрудничал с концерном. Можно было взять самые современные разработки в сфере агрохимии, получить консультацию, пройти обучение.
«Видимо, это было общее желание – я стремился приобщиться к разработкам BASF, а в BASF заметили это желание. Компания вообще очень внимательно относится к сотрудничеству именно с агрономами. Так я и стал новатором», – объясняет он.
НЕОЖИДАННЫЙ АРХИТЕКТОР
Сразу прошу агронома объяснить, как принимается решение о закупке и применении препаратов и в какой степени он автономен в этих вопросах.
По его словам, от руководства холдинга «Мироновский хлебопродукт» он получает лишь общие рекомендации. Основное направление «Зернопродукта» – обеспечение кормов для птицефабрик, то есть компания должна обязательно сеять в больших объемах кукурузу и подсолнечник. Кукуруза затем перерабатывается на корм, а шелуха подсолнечника используется на подстилку для птиц (сами ядра подсолнечника перерабатываются на масло).
А вот все остальные вопросы решаются непосредственно на месте. «Мы сами формируем структуру посевных площадей, посев, севооборот. В разных филиалах разная почва, влажность, климат, условия. Поэтому агрономы на местах самостоятельно подбирают гибриды, культуры, минеральное питание, средства защиты растений. Затем делается общий заказ, а поставщики определяются на тендерах, которые проводит МХП», – рассказывает Марценюк.
Не удерживаюсь и спрашиваю об инновационном морфорегуляторе-фунгициде Архитект™ компании BASF, его Украина получила для применения первой в мире. Ведь на него возлагалось очень много надежд.
Марценюк сразу с восторгом переключается. По его словам, в этом году предприятие провело тестирование препарата и получило отличные результаты – в сравнении с обычной средней урожайностью других участков урожайность подсолнечника, где был применен Архитект™, была выше на 4 ц/га.
Но для «Зернопродукта» главным оказалось даже не повышение урожайности, а результаты влияния препарата на растения. Морфорегулятор-фунгицид позиционировали в первую очередь как препарат, который формирует толще стебель, мощную корневую систему, снижает высоту подсолнечника, увеличивает размер корзины, ее наполненность и влияет на налив зерна.
«Зернопродукт» собирает подсолнечник рано, чтобы успеть обеспечить потребности птицефабрик. Такая технология вынуждает предприятие проводить десикацию растений (то есть сушку, обработку специальными препаратами, которые ускоряют вызревание).
Из-за привычной высоты подсолнечника «Зернопродукт» проводил десикацию с помощью полевой авиации – обычные колесные опрыскиватели не могли пройти по полю, потому что сбивали корзинки подсолнечника. Даже относительно небольшое снижение высоты стебля позволило обработать участки с помощью опрыскивателей.
«Теперь можно будет вообще отказаться от авиадесикации – это очень дорого и не дает такого эффекта, как применение колесных опрыскивателей. Кроме того авиадесикация несет риск, что препарат попадет не на те посевы, будет внесен в неправильной пропорции и тому подобное», – подчеркнул агроном.
Остается только удивляться, как быстро технологии меняют друг друга – обработка полей с самолетов, которая еще вчера считалась передовой, уже сегодня отвергается молодым специалистом как устаревшая. Помню, как был на Дне поля, который проводила BASF в июле этого года в Звенигородском районе. Региональный менеджер компании BASF по Черкасской области Александр Белик сказал мне тогда, что Архитект™ – препарат принципиально нового класса, возможности которого еще полностью не раскрыты.
Это было появление препарата, что может изменить технологию обработки подсолнечника у такого гиганта, как МХП. Еще один препарат BASF, который получил у Марценюка самый высокий балл, — фунгицид Пиктор®, который применяется на посевах подсолнечника и сои. Он вообще стал для «Зернопродукта МХП» основным препаратом по этим культурам в последние годы.
«Это, наверное, единственное действующее вещество на рынке, которое способно контролировать все заболевания подсолнечника и сои», – замечает старший агроном.
Кроме того, очень доволен он результатами применения фунгицида Капало® компании BASF. Только по озимой пшенице возделывание этим фунгицидом, по оценкам Марценюка, дало прирост урожайности в 4 ц/га.
Сразу спрашиваю об озимом горохе как очень перспективной культуре в севообороте. В хозяйстве сеяли его два года, делится Марценюк, и большой разницы с яровым горохом не заметили – разве что можно на неделю раньше собрать, раньше освободить поле и подготовить его для посева пшеницы или рапса.
Сама культура (как яровая, так и озимая) для него интересна, он охотно содержит горох в севообороте и сеять озимый горох для того, чтобы весной немного разгрузить сеялки, большого смысла не видит. Это и понятно — у «Зернопродукта» большой парк техники. А вот для небольших фермерских хозяйств вопрос высвобождения сеялки на неделю-две раньше может быть важным.
УРОЖАЙНОСТЬ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ
Когда мы приехали в Ладыжин «Зернопродукт МХП» только завершал сбор поздних культур. По словам старшего агронома, собрали 30 000 га кукурузы и получили урожайность 12,3 т/га.
С подсолнечника хозяйство в этом году мело урожайность 3,9 т с каждого гектара, по сои – 3,4 т с гектара.
«Этот год, на мой взгляд, был лучше предыдущего. Да, были проблемы с ранними зерновыми, неблагоприятная погода. Однако по поздним культурам очень вовремя прошли осадки, — говорит Марценюк. – Важно хорошо вспахать, посеять, вовремя ввести удобрения, тогда можно и надеяться на погоду. Если где-то упустили или не вовремя посеяли, на погоду можно и не рассчитывать».
Мимоходом интересуюсь, влияет ли старший агроном на выбор и закупку техники. Ответ уже знаком: агрономы выбирают параметры техники, желаемые модели, производителей, мощность. Далее идет тендер агрохолдинга, где определяется конкретный дилер.
Основной моделью трактора, который был избран, в том числе с участием Марценюка, сейчас стал Fendt 936, хотя раньше в хозяйстве работали и более тяжелые модели разных производителей. Но за 10 лет они отработали свой ресурс.
Для крупных хозяйств, по его мнению, предпочтение надо отдавать тракторам мощностью 350-400 л. с., хотя желательно иметь в парке и машины по 500 л. с. – для внесения аммиачной воды, где нужно работать с прицепной техникой с широким захватом.
И старший агроном не исключает, что уже в следующем году возникнет потребность в агрегатах по 200-300 л. с.
ПРАВЫЙ ЗАЩИТНИК
Было ощутимо, что старшему агроному неудобно разговаривать сидя в офисе, поэтому предлагаю продолжить разговор на поле – он выбирает участок с озимой пшеницей, которая уже начала подниматься.
По дороге интересуюсь, как вообще можно стать агрономом-новатором.
Марценюк дает такие советы: прежде всего не надо думать, что все знаешь и изучил в университете, ведь все постоянно меняется, нужно постоянно искать что-то новое, стремиться к переменам и иметь желание изменить хозяйство, работать с вдохновением, быть прилежным и любить свою профессию, отдаваться ей на полную.
Его рабочий день начинается на рассвете сбором информации за минувшие сутки. Потом, если есть потребность, совещание в офисе с подчиненными – и в поле. Поле с озимыми радует глаз.
Яркие, изумрудно-зеленые ростки пшеницы, густой туман, тишина создают удивительное ощущение.
Чтобы отвлечься от производственной тематики, интересуюсь личным. Оказалось, агроном увлекается футболом – и не просто смотрит матчи, а играет в команде, которую создала компания. Его место на поле (конечно, футбольном) – правый защитник, но может играть вообще по всей бровке.
Марценюк женат, два года назад родился сын, и он не хочет, чтобы парень уехал с Украины искать лучшей доли: «Я не вижу никаких проблем жить в Украине».
«Я не вижу никаких проблем жить в Украине. При хорошем образовании, желании работать и здесь можно зарабатывать, как за границей, а туда ездить отдыхать».
Сам Марценюк путешествовать любит – в прошлом году, например, был в Греции, где удалось объединить рабочий визит с отдыхом и осмотром достопримечательностей.
А среди украинских памятников лучшим считает Хотинскую крепость. Сразу интересуюсь, слышал ли он о социальном проекте BASF «Возрождай с Архитект™», в рамках которого 25 гривен с каждого проданного литра препарата инвестируются в реставрацию Шаривского дворцово-паркового комплекса.
«Я не просто слышал, а полностью поддерживаю такие проекты. Прекрасно знать, что будущее страны и ее достопримечательностей кому-то небезразлично», – отмечает Марценюк.
Из автомобильных брендов он предпочитает довольно скромный Renault – их уже поменял три модели. По его мнению, авто надежное, дешевое и простое в обслуживании.
«Если уж и буду что-то менять, то, наверное, сделаю выбор в пользу Volvo», – добавляет он. Возвращаемся к главной теме разговора. Поле, на котором мы стоим, весной будет обработано еще одним препаратом BASF – двухкомпонентным фунгицидом Абакус®.
Агроном достает из авто обычный щуп для проверки грунта – металлический стержень. Объясняет: «Он всегда со мной. Современные приборы лучше, точнее. Но пока все не почувствуешь собственными руками – ты не агроном».
Просто посреди поля прощаемся со старшим агрономом компании «Зернопродукт МХП» Виктором Марценюком – ему надо ехать дальше, проверять поля, день у него будет долгим.
КАК СТАТЬ НОВАТОРОМ – ПРАВИЛА УСПЕХА ВИКТОРА МАРЦЕНЮКА
«Никогда не думать, что все знаешь, ведь все постоянно меняется».
«Постоянно искать что-то новое, стремиться к переменам и иметь желание все изменить».
«Работать с вдохновением».
«Быть прилежным и любить свою профессию, отдаваться ей на полную».
«Искренне радоваться полученному результату».
Автор: Михаил Дикаленко
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.