Статья посвящена оценке современных тенденций внешних трудовых миграций населения Украины и их влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие.
Внешняя трудовая миграция рассматривается как совокупность трех типов. Это разовый выезд с возвратом; циркулярная миграция; долгосрочная миграция, переходящая в постоянную. Они являются взаимосвязанными между собой и могут трансформироваться одна в другую.
Определены основные последствия внешних трудовых миграций, показано существование взаимосвязей между положительными и отрицательными последствиями процесса. Осуществлена оценка количественных параметров долгосрочного влияния современных тенденций трудовых миграций на демографическую ситуацию и развитие рынка труда.
Выявлено, что возможный переход внешней трудовой миграции в постоянную форму существенно не повлияет на прогнозную динамику численности и состава населения, но дополнительное уменьшение численности экономически активного населения, вызванное трудовой миграцией, на 3-4 года ускорит наступлению ситуации дефицита рабочей силы в Украине.
Классифицированы направления использования денежных переводов в зависимости от степени полезности для экономического развития, определено влияние денежных переводов на территориальную дифференциацию доходов населения Украины.
Показано, что денежные переводы от внешних трудовых мигрантов нивелируют шестую часть имеющейся территориальной дифференциации доходов населения Украины. На основе аналитических разработок, созданных в процессе исследования сформированы рекомендации по совершенствованию государственной миграционной политики в современных условиях.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, долгосрочные последствия, оценка долгосрочных последствий, денежные переводы, регулирование трудовых миграций.
Постановка проблемы. В течение не менее двух десятилетий внешняя трудовая миграция была самым масштабным среди миграционных потоков в Украине. Только с начала 2014 г. в результате утраты Крыма и событий на Донбассе сформировался новый для Украины тип миграций населения – движение внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которое достигло объемов, сопоставимых, а, возможно, даже больше объемов внешней трудовой миграции.
Трудовые миграции является сложным комплексным и масштабным феноменом, который влияет на развитие социально-экономической системы Украины, рынок труда, численность и структуру населения. Поэтому определение будущего пути развития Украины, возможностей реформирования экономики и социальной сферы страны не может происходить без учета современного течения трудовых миграций и оценки их последствий. Такое оценивание необходимо для формирования взвешенной политики внешних трудовых миграций.
Анализ последних исследований. Интерес к трудовым миграциям в отечественной научной литературе стабильно высок. Это объясняется как масштабами процесса, так и ролью миграций в демографическом и социально-экономическом развитии. В Украине выполнено много исследований тенденций трудовых миграций, социально-демографических характеристик мигрантов, их положения на рынках труда зарубежных стран, среди которых в первую очередь стоит упомянуть два общенациональных опроса по вопросам трудовой миграции 2008 и 2012 гг.
Исследованию трудовых миграций посвящены труды А. Иванковой-Стецюк (O. Ivankova-Stetsiuk), О. Купец (O. Kupets), Е. Либановой (E. Libanova), И. Майданик (I. Maidanik), О. Малиновской (O. Malynovska), И. Маркова (I. Markov), И. Прибитковой (I. Prybytkova), М. Романюка (M. Romaniuk), Г. Селещука (H. Seleschuk), М. Шульги (M. Shulha) и других.
В частности, украинскими учеными детально исследованы тенденции внешних трудовых миграций, сделано несколько попыток оценить роль денежных переводов мигрантов в развитии, исследованы жизненные стратегии мигрантов, оценены последствия трудовых миграций для мигрантов и их семей.
Вместе с тем вопросы влияния трудовых миграций на социально-экономическое развитие остаются малоисследованными, что же оценки долгосрочных последствий трудовых миграций для развития рынка труда и социальной системы страны, то исследователи в основном ограничиваются обобщенными выводами без определения конкретных количественных показателей.
Целью работы является оценка влияния современных тенденций внешних трудовых миграций на долгосрочное социально-экономическое развитие Украины, в частности количественная оценка отдельных последствий процесса.
Изложение основного материала. На сегодня Украина остается одной из стран, являющихся крупнейшими поставщиками рабочей силы в Европу. Согласно данным первого общенационального опроса по вопросам трудовых миграций, выполненного Государственным комитетом статистики Украины (ныне – Государственная служба статистики, Госстат) совместно со специалистами Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины в середине 2008 г., в течение 2005 и первой половины 2008 гг. за рубежом работало 1,5 млн. жителей Украины. Это 5,1% населения Украины трудоспособного возраста.
По результатам второго общенационального обследования по вопросам трудовой миграции, проведенного Госстатом совместно с ИДСД им. М. В. Птухи НАН Украины по заказу МОТ в апреле–июне 2012 г., количество граждан в возрасте 15-70 лет, которые с 1 января 2010 г. до 17 июня 2012 г. работали или искали работу за рубежом, составляло 1,2 млн. человек, то есть 3,4% населения соответствующего возраста.
При этом оба обследования не охватили членов домохозяйств, которые в полном составе выехали за границу и проживают там уже в течение многих лет. А также лиц, которые выехали работать за границу до 2005 г. (во время обследования 2008 г.), в 2010 г. (во время обследования 2012 г.) и с тех пор не возвращались в Украину. Здесь реальные масштабы украинских заробитчан большие. В 2008 г. автор оценил их в 2,1 млн. человек.
После 2012 г. общенациональных обследований по вопросам трудовых миграций в Украине не проводили, поэтому об изменении хода процесса мы можем судить лишь по данным социологических опросов, которые выполняют различные учреждения, и экспертных оценок.
Они свидетельствуют о некотором повышении интенсивности внешних трудовых миграций по сравнению с 2012 г. В частности, в ходе исследования «Украинско-польский миграционный коридор: особенности и значение», проведенного О. Малиновской по заказу МОТ, обнаружен рост интенсивности трансграничной мобильности на украинско-польской границе в последние годы.
Согласно итогам опроса «Общественное мнение о социально-экономических ориентациях экономически активного населения Украины», проведенного Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко (УИСИ) по заказу Федерации работодателей Украины в августе 2015 г., в течение последних 12 месяцев перед опросом за рубежом работали на протяжении 30 дней. Или больше 4,3% экономически активного населения Украины.
И почти втрое больше человек (12,4% опрошенных) сообщили, что за рубежом работает или работали в течение соответствующего периода члены их семей. При этом межрегиональные различия показателя личного участия во внешней трудовой миграции значительно меньше, чем различия уровня вовлечения во внешнюю трудовую миграцию членов семей опрошенных. Самый высокий показатель личного участия наблюдается в Киеве (западный регион занимает второе место).
Очевидно, ответы на вопрос о работе за границей членов семей отражают устоявшуюся, обычно долгосрочную или циркулярную внешнюю трудовую миграцию. Члены семей респондентов, которые работают за рубежом в течение многих лет, теоретически не могли попасть в выборочные совокупности анализируемого опроса, а вероятность охвата опросом лиц, которые выезжают на работу за границу на короткие периоды, но часто, априори является небольшой.
Вероятно, что те, кто лично работал за границей и попал в выборочную совокупность, преимущественно совершил разовую непродолжительную поездку, что характерно, прежде всего, для начальной стадии вовлечения во внешние трудовые миграции.
Здесь можно сделать вывод, что в Украине в настоящее время происходит оживление интенсивности внешней трудовой миграции, которая все чаще охватывает лиц, проживающих за пределами Западного региона, прежде всего горожан и, в частности, столичных жителей.
Активизация трудовых поездок за границу киевлян является непосредственным следствием экономического кризиса, охватившего Украину: занятость в Киеве для многих его жителей больше не гарантирует приличный уровень жизни, к которому киевляне привыкли на рубеже первого и второго десятилетий XXI века, и едва ли не единственным источником его обеспечения становится работа за границей.
Внешняя трудовая миграция рассматривается как единство трех взаимосвязанных типов, которыми являются: разовый выезд с возвратом; циркулярная миграция; долгосрочная миграция, переходящая в постоянную.
Между различными типами миграции нет четкой границы, они могут трансформироваться одна в другую. В частности, мигрант, выезжая за границу с целью разовой непродолжительной поездки, может в процессе миграции решить остаться на постоянное жительство, или же совершить по возвращении не планируемую ранее вторую поездку.
Соответственно разовый выезд с возвратом трансформируется в постоянную или циркулярную миграцию. С другой стороны, мигрант, который остался за границей на постоянное жительство, может по тем или иным причинам передумать и вернуться с дальнейшим отказом от миграции или с переходом к осуществлению циркулярных поездок. Существует взаимосвязь различных типов миграции.
Основными составляющими процесса трудовой миграции, является выезд и возврат, еще одним важным элементом процесса являются денежные переводы мигрантов. Соответствующие элементы трудовых миграций по-разному сказываются на кратко — и долгосрочном социально-экономическом развитии.
Влияние элементов процесса внешней трудовой миграции на социально-экономическое развитие является разноплановым, оно охватывает прямое влияние, которое вызывает непосредственные изменения параметров социально-экономичных процессов, и косвенное (опосредованное) влияние, последствия которого проявляются только в долгосрочной перспективе.
Следовательно, существуют взаимосвязи между положительными и отрицательными последствиями. Так, прямое влияние возвращения мигрантов на социально-экономическое развитие является преимущественно негативным, однако косвенные последствия возврата обычно положительные.
Оценка количественных параметров влияния трудовых миграций на долгосрочное социально-экономическое развитие осуществляется путем сравнения будущих параметров демографических и социально-экономических показателей, которые будут достигнуты в условиях ожидаемых трансформаций процессов трудовой миграции, и значения тех же показателей, вероятных, если соответствующие трансформации не состоятся. Показатели трудовой миграции, принятые для количественных расчетов, приведены в исследовании.
При этом оценка параметров 2008 г. была осуществлена в ходе предыдущих исследований. Учитывая соотношение показателей, полученных в результате обследований 2008 и 2012 гг., можно предположить, что уменьшение объемов циркулярной миграции за этот период частично произошло за счет перехода ее в постоянную форму, частично – за счет прекращения участия в трудовых поездках за границу ряда мигрантов.
Учитывая изменения ситуации в Украине после весны 2014 г., логично предположить возобновление участия в трудовых поездках за границу лицами, которые ранее прекратили такие поездки, и усиление перехода временной трудовой миграции в постоянную форму.
Кроме того, к внешней трудовой миграции привлекаются новые контингенты. О чем свидетельствуют, в частности, результаты упомянутого опроса по теме: «Общественное мнение о социально-экономических ориентациях экономически активного населения Украины». Следствием закрепления части украинских трудовых мигрантов на новых местах жительства в других странах станет уменьшение доли лиц, которые присылают или привозят заработанные средства в Украину, среди трудовых мигрантов.
Оценка влияния внешней трудовой миграции на долгосрочное демографическое развитие осуществлена в двух вариантах. Первый (вариант «трудовая миграция 1») учитывает уже осуществленный переход внешней трудовой миграции в постоянную форму в количестве (по оценке) 700 тыс. человек, вместе с членами семей трудовых мигрантов составляет почти 885 тыс. лиц. Этот контингент считается фактически не находящимся в составе постоянного населения Украины по состоянию на 01.01.2015 г.
Второй вариант (вариант «трудовая миграция 2») учитывает выход из состава постоянного населения страны в течение 2015-2016 гг. еще 200 тыс. мигрантов (вместе с членами семей – почти 253 тыс. человек). Половозрастная структура потерь постоянного населения Украины оценена с учетом структуры долгосрочных трудовых мигрантов и соотношений численностей возрастных групп родителей и детей, характерных для населения Украины.
Расчеты опираются на прогноз численности и состава населения Украины, разработанный ИДСД им. М. В. Птухи НАН Украины от базы начала 2014 г. (вариант средний уровень рождаемости и смертности/стабилизация стационарной миграции).
Как видим, влияние внешней трудовой миграции на долгосрочное демографическое развитие является несущественным.
На фоне уменьшения численности постоянного населения Украины на 2014-2061 гг., согласно прогнозу Института им. М.В. Птухи НАН Украины – на 21,5%, дополнительное уменьшение численности населения, вызванное переходом части временной трудовой миграции в постоянную форму, составляет меньше (по варианту 1) или чуть больше (по варианту 2) 2 п.п. Еще слабее было влияние внешней трудовой миграции на долгосрочные трансформации возрастной структуры населения.
Доли основных возрастных групп в структуре населения Украины на конец прогнозного периода, по прогнозу ИДСД им. М. В. Птухи НАН Украины и по расчетам, которые учитывают внешнюю трудовую миграцию, отличаются на 0,1-0,2 п. п.
Несколько более высоким является влияние трудовой миграции на долгосрочную динамику численности экономически активного населения. Расчеты показывают, что вследствие возможного перехода временной трудовой миграции в постоянную форму дефицит рабочей силы в Украине может наступить, по крайней мере, на три года раньше.
Хотя любые поступления в страну, безусловно, полезны для ее экономики, социально-экономическое значение денежных переводов существенно зависит от направлений их использования. Здесь представлена классификация направлений использования денежных переводов в зависимости от степени полезности для экономического развития. Все основные направления использования переводов разделены на три группы.
К частично полезным направлениям отнесены те, которые имеют значение для благосостояния домохозяйств-получателей, но влияние, которых на экономику проявляется только через мультипликативный эффект.
К полезным включены направления использования переводов, которые отличаются более быстрым и мощным мультипликативным эффектом. Те направления использования поступлений от трудовых мигрантов, которые осуществляют непосредственное влияние на развитие экономики, объединены в группу особо полезных.
Поскольку большинство трудовых мигрантов являются жителями Западного региона, где доходы населения ниже, денежные переводы мигрантов влияют на территориальную дифференциацию доходов населения Украины. Оценка этого влияния осуществлена для условий 2013 г. и опирается на данные относительно имеющегося дохода населения и выполненные в ходе исследования оценки распределения денежных переводов от трудовых мигрантов по регионам Украины.
Располагаемый доход домохозяйства рассчитывается как сумма всех элементов валового личного дохода всех членов домохозяйства (включая все виды заработков и выплат). А также элементы валового дохода на уровне домохозяйства (выплаты, жилищные субсидии, доход от сдачи в аренду имущества или земельного участка и т. п.) за вычетом налога на доходы физических лиц и взносы на социальное страхование.
При расчете располагаемого дохода учтены также трансферты между домохозяйствами. Однако, принимая во внимание то, что значительная часть денежных переводов от трудовых мигрантов осуществляется по неформальным каналам, и, кроме того, домохозяйства не склонны демонстрировать доходы от переводов родственников, работающих за рубежом, будем условно считать, что имеющийся доход не учитывает поступлений от трудовой миграции.
Тогда показатель располагаемого дохода с учетом поступлений от трудовых мигрантов равен сумме имеющегося дохода и объема поступлений от трудовых мигрантов.
Общий объем денежных переводов в Украину в конце 2000-х – начале 2010-х гг. в ходе предыдущих исследований был оценен около 4,5 млрд. долларов США, что по среднегодовому курсу 2013 г. (7,991 грн за 1 долл.) составляет почти 36 млрд. грн. Количество трудовых мигрантов из конкретного региона определено в соответствии с результатами второго общенационального опроса по вопросам трудовой миграции 2012 г.
Определение весовых коэффициентов является самым сложным элементом оценки. Уровень заработков украинских трудовых мигрантов является более высоким в странах т. н. «старого ЕС», чем в странах, которые являются новыми членами Евросоюза и странах СНГ. При этом количество работающих лиц в странах ЕС-15 значительно выше, чем в Украине в целом. Именно в областях Галичины и особенно является высокой – в Черновицкой области.
В соответствии со структурой мигрантов по странам приложения труда весовой коэффициент для Черновицкой области был оценен на уровне 1,33, для Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей – на уровне 1,2, для всех других регионов – принят за 1. Понятно, что результаты расчетов стоит воспринимать не как точные данные, а как оценочные.
Расчеты показывают, что если по Украине в целом отношение поступлений от трудовых мигрантов к имеющемуся доходу населения составляет около 3%, то в Закарпатской и Черновицкой областях оно превышает 23%. В Ивано-Франковской и Тернопольской области отношение составляет от 12 до 19 процентов. В других западных регионах – 7-10%. Однако в большинстве центральных, восточных и южных регионов этот показатель меньше 1,5%.
Если максимальное среди 27 регионов Украины значение показателя располагаемого дохода на душу населения в 2013 г. превышало минимальное значение в 3,1 раза, то для показателя располагаемого дохода с учетом поступлений от трудовых мигрантов на душу населения соответствующее отношение составило 2,6 раза. Здесь денежные переводы от внешних трудовых мигрантов нивелируют шестую часть имеющейся территориальной дифференциации доходов населения Украины.
В современных условиях стратегическими направлениями государственной политики в миграционной сфере должно стать повышение уровня возвратности внешних трудовых поездок, обеспечение постепенного возвращения тех трудовых мигрантов, которые готовы или при определенных условиях могут проявить готовность к реэмиграции.
А также усиление социальной защищенности украинских работников за границей, расширенное привлечение миграционных денег в экономику Украины, привлечение населения (в т. ч. представителей украинской диаспоры) в Украину.
Демографические прогнозы показывают, что дальнейшее уменьшение численности возрастных контингентов, формирующих рабочую силу, является неизбежным. Учитывая существующую демографическую ситуацию в Украине Кабинету министров необходимо разработать и принять Государственную программу возвращения и реинтеграции долгосрочных мигрантов, дополнив ее региональными программами. Безусловно, политика возврата трудовых мигрантов в Украину может быть реализована только после нормализации ситуации в государстве.
Ключевым элементом соответствующих программ должно стать содействие предпринимательской деятельности как перспективным направлением привлечения заработков мигрантов в экономику Украины. В программах необходимо предусмотреть предоставление мигрантам информационных и консультационных услуг по вопросам открытия и ведения бизнеса, трудоустройства и т. п., процедуры признания полученной за рубежом квалификации, психологическую помощь лицам, которые в ней нуждаются.
При этом для трудовых мигрантов, которые работали за пределами Украины не менее двух лет и возвращаются в Украину, надо установить налоговые и таможенные льготы на ввоз в страну личных вещей, а также средств производства и товаров производственного назначения с целью создания / развития собственного дела или для ведения собственного хозяйства. Благоприятные возможности для начала и ведения малого бизнеса могут стать тем механизмом, который будет стимулировать часть работников к возвращению домой.
Хотя, несмотря на сферы, в которых занято подавляющее большинство украинских трудовых мигрантов, можно ожидать, что при возвращении в Украину эта категория граждан привезет с собой современные инновации и технологии, или вернется с навыками управления бизнесом.
Однако, во-первых, мигранты, которые возвращаются, являются носителями европейских ценностей и норм поведения, присущих обществам стран развитой рыночной экономики, во-вторых, это люди, которые и до выезда имели высокий уровень ориентации на решение зарождающихся проблем собственными силами. Значит, в условиях улучшения бизнес-климата в Украине именно обратные мигранты и члены семей трудовых мигрантов будут демонстрировать повышенную готовность к предпринимательству.
Так, анкетирование детей трудовых мигрантов, которые достигли 18 лет и имеют право финансовой подписи, в рамках исследования «Формирование потенциала действий, направленных на расширение возможностей местных органов власти по совершенствованию миграционной и социально-образовательной политики в интересах детей, женщин и местных общин» проведенное в 2010 г. по заказу МОМ, показало следующее.
Что даже при неблагоприятных условиях ведения собственного дела, в Украине в целом дети трудовых мигрантов в значительной степени настроены на осуществление предпринимательской деятельности, более половины из них видят перспективы для открытия и ведения предпринимательской деятельности совместно со своими родителями, которые находятся за рубежом.
Большинство детей мигрантов регулярно или время от времени делает сбережения, почти треть имеют (вместе с родителями) необходимые для открытия собственного дела средства.
На сегодня важным является усиление информирования населения об условиях и рисках трудоустройства за рубежом, а также о возможности добровольного участия в системе пенсионного страхования.
Такое информирование должно охватывать социальную рекламу, издание специальных выпусков СМИ, телепередач, систему факультативных занятий в высших учебных заведениях Украины, издания и распространения информационных буклетов (прежде всего в сельской местности, где эффективность других средств распространения информации ниже).
Социальная реклама должна быть направлена на формирование ответственного поведения потенциальных мигрантов (сохранение ими связей с семьей и родиной, тщательную проверку всей информации об перспективных местах трудоустройства и тому подобное).
Усиление социальной защиты украинских граждан за рубежом обуславливает необходимость создания при дипломатических учреждениях информационно-консультационных пунктов, в том числе на общественных началах, с привлечением представителей общественных организаций мигрантов, а также вводятся должности атташе по трудовым и социальным вопросам из числа специалистов Министерства социальной политики Украины.
Важно активизировать работу по заключению двусторонних соглашений со странами-реципиентами о социальном обеспечении, признании (нострификации) документов об образовании и документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, водительских удостоверений и прочих, а также о зачислении пенсионного стажа, заработанного в странах пребывания, при возвращении в Украину.
Стоит также начать переговоры с правительствами стран, принимающих трудовых мигрантов из Украины, о распространении европейских программ добровольного возвращения (Assisted Voluntary Return).
Еще одним важным направлением международного сотрудничества является разработка и внедрение программ циркулярной миграции: именно она больше всего выгодна не только для Украины, но и для стран-реципиентов, то есть реальным является привлечение средств соответствующих стран в ее финансирование.
С целью усиления связей украинских заробитчан с родиной и увеличения уровня возвратности трудовых миграций нужно расширять возможности дистанционного обучения детей трудовых мигрантов, которые вместе с родителями находятся за пределами государства, осуществлять учебно-методическое руководство украинских учебных заведений за границей.
А также создавать украинские средние учебные заведения за границей, в том числе за счет средств местных общин и с привлечением преподавательского персонала из числа трудовых мигрантов.
С целью минимизации потерь интеллектуального потенциала, предотвращения чрезмерного выезда молодежи из Украины нужно, во-первых, расширить систему грантов для одаренной молодежи (в том числе с привлечением средств европейских доноров).
Во-вторых, внедрить процедуры заключения контрактов с выпускниками высших учебных заведений по отдельным специальностям, которые обучались за счет бюджетных средств, с целью регулирования временной и постоянной эмиграции этих специалистов и полного или частичного возмещения средств на обучение.
Кроме того, требует пересмотра процедура признания Украиной иностранных дипломов об ученой степени или квалификации (нострификация), которая сейчас является длительной и дорогостоящей (нострификация предполагает проверку подлинности документов и установление соответствия квалификации в дипломе образовательно-квалификационному уровню в Украине) и молодежью признана одним из препятствий для возвращения на родину.
Выводы. На сегодня в Украине наблюдаются значительные масштабы внешней трудовой миграции, которые, по экспертным оценкам, превышают 2 млн. человек. В новых условиях происходит усиление эмиграционных настроений среди населения Украины. Трудовая миграция в Украине имеет преимущественно циклический и сезонный характер, поэтому демографические потери невелики.
Однако с увеличением срока пребывания вероятность перехода временной внешней трудовой миграции в постоянную форму возрастает, а возможность воссоединения семей повлечет выезд также и детей трудовых мигрантов из Украины. В современных условиях эти тенденции усиливаются вследствие ухудшения экономической и политической ситуации в Украине.
Хотя возможный переход внешней трудовой миграции в постоянную форму является негативным явлением, расчеты показывают, что он существенно не будет влиять на прогнозную динамику численности и состава населения. Вместе с тем дополнительное уменьшение численности экономически активного населения, вызванное трудовой миграцией, на 3-4 года ускорит наступление ситуации дефицита рабочей силы в Украине.
Денежные переводы от внешних трудовых мигрантов являются источником благосостояния их домохозяйств и важным фактором экономического развития. Будучи направленными, преимущественно в западные регионы, где уровни заработных плат ниже, поступления от мигрантов нивелируют шестую часть имеющихся различий в доходах населения между регионами Украины.
Сила влияния переводов на экономическое развитие зависит от направлений их использования, особенно полезными являются прямые инвестиции в экономику.
Учитывая значительное ухудшение возможностей занятости и заработков в Украине, вряд ли стоит ожидать уменьшения интенсивности внешних трудовых миграций в ближайшем будущем. В этих условиях украинскому государству необходимо стараться максимально использовать трудовую миграцию в интересах развития общества и минимизировать ее возможные негативные последствия.
На ближайшие годы основная цель государства заключается в обеспечении поддержки связей трудовых мигрантов с Украиной и стимулировании денежных переводов.
Политика в отношении новых трудовых мигрантов (которые начали поездки за границу после кризиса 2014-2015 гг.) должна быть направлена на предотвращение превращения циркулярной трудовой миграции в эмиграцию, которая приводит к безвозвратной потере населения. На очереди разработка стратегического документа, который бы содержал перечень мероприятий для работы украинского государства с каждой категорией трудовых мигрантов из Украины в зависимости от их особенностей.
С улучшением ситуации в Украине политика в отношении внешней трудовой миграции должна быть постепенно переориентирована на первоочередное содействие возвращению тех мигрантов, которые готовы или при определенных условиях могут проявить готовность к возвращению.
Кроме того, учитывая перспективный значительный демографический дефицит в Украине и невозможность его полного покрытия за счет иммиграционного потенциала украинской диаспоры, возникает необходимость принятия мер по привлечению в Украину мигрантов из стран, что развиваются. Эти меры могут быть эффективно реализованы лишь после нормализации ситуации в стране.
На сегодня стержнем государственной политики в области иммиграции должно стать содействие интеграции тех иммигрантов, которые уже находятся в Украине.
Автор: А.В. Позняк, кандидат экономических наук, зав. сектора, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, е-mail: olex_poznyak@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.