Оценка конкурентоспособности молодых специалистов с экономическим образованием на рынке труда

Предложена методика оценки конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, которая базируется на основе сравнительного анализа ожиданий и реалий содержания современного высшего образования со стороны основных потребителей образовательных услуг, работодателей и выпускников.

На основе предложенной методики проведен анализ современного уровня конкурентоспособности молодежи с экономическим образованием в Украине, рассчитан интегральный индекс качества подготовки молодых специалистов. Выявлен уровень несоответствия компетентностных ожиданий от образования с реально полученными знаниями в процессе обучения. Выяснен перечень компетенций, необходимых молодому специалисту для эффективной работы по экономической специальности.

Ключевые слова: конкурентоспособность молодых специалистов, методика оценки, компетентность, рынок труда, качество образования.

Постановка проблемы. Молодежная безработица является одной из самых острых экономических проблем во всем мире. Сегодня более 30% безработного населения планеты составляют молодые лица в возрасте от 15 до 30 лет. Значение этого показателя варьирует в зависимости от уровня экономического развития страны, традиций и мотивационных установок молодежи, системы образования и подготовки кадров.

В Украине уровень безработицы среди выпускников учебных заведений составляет около 20%.

Одной из характерных причин возникновения молодежной безработицы именно в Украине являются, в первую очередь, налицо несоответствие структуры подготовки кадров требованиям экономики и низкий уровень конкурентоспособности выпускников учебных заведений.

Кроме того, и несовершенство образовательной системы и отсутствие налаженных связей между учреждениями образования, государством и субъектами хозяйствования еще больше обостряет проблему обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов.

В этих условиях актуальным становится вопрос о необходимости разработки механизмов реформирования образовательной системы и приведения результатов обучения в соответствие с действующими требованиями.

Предпосылкой этого процесса должна стать комплексная оценка соответствия качества в подготовке современных специалистов требованиям работодателей. Это даст возможность получить объективную информацию о проблемных и наиболее критических вопросах в компетентности молодой рабочей силы и сделать предложенные меры реформирования процесса обучения более предметными.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы молодежной безработицы, конкурентоспособности рабочей силы и количественно-качественного соответствия подготовки молодых специалистов в сфере образования требованиям современности исследовали такие ученые экономисты, как В. Близнюк (V. Blyznuk), О. Гришнова (O. Grishnova), Л. Ильич (L.Ilyich), Л. Лисогор (L.Lisogor), И. Петрова (I. Petrova), М. Семыкина (M. Semykina) и другие.

В своих работах они обозначают ключевые проблемы, существующие сегодня на рынке труда, особенно это касается молодежного сегмента предложения рабочей силы, рассматривают основные направления преодоления проблем образовательно-профессионального дисбаланса, а также предлагают подходы по совершенствованию системы подготовки кадров, приближению ее к современным экономическим требованиям и тому подобное.

Но, несмотря на значимость и ценность исследований, до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы комплексной оценки работодателями уровня конкурентоспособности молодых специалистов и соответствия их компетентности имеющимся требованиям производства.

Целью статьи является разработка методологии и оценка уровня конкурентоспособности молодых специалистов с экономическим образованием на рынке труда Украины.

Изложение основного материала исследования. Оценка конкурентоспособности специалистов является очень сложным и важным процессом, что имеет глубокий смысл, глобальность распространения результатов и широкий круг оценочных показателей. Определение конкурентных преимуществ и общей конкурентоспособности продукции в классическом маркетинге проводится на основе как количественных (статистических) показателей, так и субъективных оценок потребителей.

Так же и уровень конкурентоспособности специалистов на рынке труда может быть определен как с помощью общих статистических данных относительно соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, так и с помощью непосредственной их оценки потребителями (работодателями).

В случае с услугами труда именно субъективная (социологическая) оценка лучше всего отражает действительное состояние конкуренции и позволяет оценить качество предложенной рабочей силы, не только по общим итоговым показателям трудоустройства. Она позволяет сопоставить конкретные потребности определенного работодателя с имеющимися личностными характеристиками специалиста.

Особую актуальность проведения такой оценки в получении указанных выше результатов это приобретает в случае исследования уровня конкурентоспособности молодых специалистов (выпускников учебных заведений), ведь степень регулирования и возможное влияние государства на качество рабочей силы в данном случае являются наиболее весомыми.

Одним из возможных подходов к субъективной оценке в уровне конкурентоспособности молодых специалистов является методика, в основу которой положены ключевые принципы маркетингового исследования качества услуг ServQual.  Результатом нее является определение уровня удовлетворенности потребителей товарами (услугами), которые существуют на рынке.

Предложенная методика оценки уровня конкурентоспособности молодежи базируется на отдельных этапах и охватывает широкий круг элементов анализа. Основные особенности и преимущества методики таковы:

  1. Охват. В ходе опроса происходит охват двух основных субъектов потребления результатов образовательных услуг (работодателей и выпускников), что дает возможность сопоставить их взгляды на оценку отдельных характеристик рабочей силы, определить несоответствия в восприятии уровня конкурентоспособности и наличие отдельных конкурентных преимуществ.
  1. Построение структуры опроса. В соответствии со структурой опроса респонденты (работодатели, молодые специалисты) должны по пятибалльной шкале оценить отдельные характеристики специалиста по определенным блокам. Первый блок «ожидание». Для работодателей определяет идеальные параметры желаемого молодого специалиста; для молодых специалистов – ожидания от конечных результатов образования, степень достижения отдельных навыков и характеристик.

Второй блок «восприятие». Для работодателей определяет имеющиеся характеристики современного молодого специалиста; для молодого специалиста – его личное восприятие собственных качеств на момент окончания учебного заведения. Третий блок «важность» – индикатор оценки важности предложенных характеристик в трудовой деятельности, имеет одинаковое содержательное наполнение, как для респондентов-работодателей, так и для респондентов-молодых специалистов.

  1. Критерии оценки. Перечень характеристик молодой рабочей силы определяется на основе экспертной оценки работодателей, тенденций развития производства и имеющихся профессиональных стандартов в определенной сфере деятельности, что позволяет установить их актуальность и соответствие действительности.
  1. Концептуальные подходы к анализу результатов. На основе полученных первичных данных формируется профиль идеального молодого специалиста (выступает эталоном при внесении изменений в учебные программы подготовки специалистов по специальности) и портрет современного выпускника по восприятию работодателей и молодых специалистов.
  1. Расчет частных показателей качества специалистов по отдельным характеристикам. Позволяет определить степень удовлетворенности работодателей и молодых специалистов уровню образованности и компетентности выпускников.

Удовлетворительным результатом считаются негативные коэффициенты качества, максимально приближенным к нулевому значению. Положительное значение коэффициентов указывает на «суперкачество» и случается это очень редко.

  1. Построение матрицы конкурентоспособности. Позволяет определить личностные характеристики выпускников, состояние которых является критическим, и на основе этого разработать комплекс мер по преодолению обнаруженных недостатков. Это происходит на основе сопоставления коэффициентов качества отдельных характеристик и определенного уровня их важности.
  1. Расчет интегрального показателя общей конкурентоспособности молодых специалистов. Это позволяет отнести рабочую силу к отдельной группе развития, что в дальнейшем становится основой для разработки мероприятий по решению имеющихся проблем в сфере ослабления негативных проявлений конкуренции на рынке труда.

Степень приближения значения интегрального показателя к единице указывает на высокий уровень конкурентоспособности специалиста. В целом выделяются такие группы в оценке уровня качества подготовки выпускников:

Первая группа – «суперкачество» свойственна специалистам, для которых значение интегрального показателя качества равно единице или больше единицы. Для данной группы являются характерными положительные значения коэффициента качества по большинству представленных критериев.

При этом уровень конкурентоспособности молодых специалистов достаточно высок, идеален в плане соответствия требованиям работодателей; вторая группа – высокий уровень качества, интегральный индекс качества специалистов колеблется от 1 до 0,9.

Такой уровень присущ странам, где между системой образования и работодателями налажено партнерство, а система образования приобрела высокий уровень развития; третья группа – средний уровень качества.

Значение интегрального индекса качества для данной группы находится в пределах от 0,9 до 0,7. Оно характерно для переходной системы реформирования образовательной сферы, основанной на компетенциях, при наличии распространенной образовательной инфраструктуры в стране.

Четвертая группа – низкий уровень качества, интегральный показатель находится в пределах от 0,7 до 0,5. Он является критическим и требует быстрого реагирования, вплоть до полного реформирования образовательной сферы.

Пятая группа – очень низкий уровень качества, интегральный индекс конкурентоспособности — способности специалистов меньше 0,5. Он свидетельствует о стихийности подготовки кадров, отсутствии системы государственного управления конкурентоспособностью, отсутствии желания населения получать образование и приступать к саморазвитию.

  1. Универсальность использования методики для специалистов разного профиля, возраста и специализации. Произведенная на основе предложенной методики оценка уровня конкурентоспособности молодых специалистов с экономическим образованием позволила сформулировать следующие общие результаты.

Опрос проведен автором в 2014 году, в опросе принимали участие молодые специалисты. Они не более чем пять лет назад получили высшее образование по экономическому профилю, а также руководители предприятий, на которых работают опрошенные молодые специалисты. Выборкой были охвачены малые, средние и крупные предприятия различных форм собственности, находящиеся в таких регионах Украины: Херсонская, Николаевская, Запорожская, Донецкая, Харьковская области и г. Киев.

Как свидетельствует анализ показателей блока «ожидание», современный работодатель возлагает большие надежды на систему подготовки кадров и стремится получить интеллектуально развитого работника, который является совершенным специалистом в своей профессиональной сфере, способным к саморазвитию, рациональному взаимодействию в коллективе и эффективной деятельности в соответствии со стратегией развития компании с учетом ее корпоративных интересов.

Полученный вывод подтверждает достаточно высокий показатель «ожиданий» работодателей, что варьирует в диапазоне от 4,75 до 3,0 баллов в зависимости от характеристики (средний показатель ожидания по 27 критериям оценки равен 3,9 балла из максимально возможных 5).

Ключевыми характеристиками «идеального» молодого специалиста руководители предприятий считают умение искать и использовать в своей деятельности новую информацию, способность к обучению, дисциплинированность и умение работать на компьютере: именно эти четыре критерия получили высокие оценки в ходе опроса (в соответствии 4,75; 4,67; 4,67 и 4,55 балла).

Менее важными для выпускника-экономиста критериями достижения им эталона, по мнению работодателей, являются: навыки проведения социологических исследований, знание методов психологической диагностики, наличие смежной профессии, использование невербальных навыков общения, знание методов экономико-математического моделирования и умение их использовать в профессиональной деятельности (они имеют оценки в соответствии 3,0; 3,17; 3,25; 3,33; 3,36 баллов).

Требования, что предъявляют работодатели к уровню теоретических знаний «идеального» молодого специалиста, являются достаточно высокими: около 12% опрошенных оценили надежду на эту характеристику в 5 баллов, а остальные 88% – в 4 балла, таким образом, средневзвешенная оценка составляет 4,18 баллов.

Лишь 8% работодателей оценили уровень практических навыков у идеального выпускника в 5 баллов, 50% – в 4 балла и 42% – в 3 балла, в связи с этим средневзвешенная оценка составила лишь 3,6 балла. Такое нелогичное противоречие в полученных результатах опроса, скорее всего, связано с недоверием работодателей к качеству и современности практических знаний, предоставляемых в учебных заведениях.

По оценке работодателей, современный уровень качества молодой рабочей силы с экономическим образованием является ниже среднего, об этом свидетельствуют результаты расчета среднего показателя оценки блока «восприятие» – он равен 2,9 балла из максимально возможных пяти. Наибольшую оценку получило умение работать на компьютере (4), наименьшую – навыки проведения социологического исследования (2,17).

Среди конкурентных преимуществ молодые работодатели определяют коммуникабельность (17,65% процентов респондентов), способность быстро учиться (17,65%), знание персонального компьютера и прикладных программ (13,7%).

Стоит отметить, что ни один работодатель не признал как преимущество молодого специалиста наличие стратегического мышления, что является необходимым в работе в современных динамичных условиях развития экономики и производства, и наличие качественных практических знаний.

Среди недостатков, которые не дают молодежи конкурировать со специалистами других возрастных групп, укажем на отсутствие должного практического опыта (28,6%), сверхвысокую амбициозность (14,3), которая не позволяет личности объективно оценить уровень своих умений и знаний.

Это сдерживает профессиональное, интеллектуальное, карьерное развитие и постепенно уменьшает уровень конкурентоспособности. Усугубляет проблему амбициозности то, что из-за нехватки опыта и знаний специалист не способен адекватно оценить уровень своей компетентности, потому что «не знает, чего именно он не знает».

Противоположными являются видения работодателей и молодых специалистов относительно восприятия качества подготовленности выпускников. Средний общий уровень оценки работодателями качества выбранных критериев равен 2,9 балла, а молодые специалисты оценивают свои знания, умения и навыки в 3,56 балла.

На основе построенной матрицы конкурентоспособности определено, что уровень личных характеристик современных молодых специалистов является критическим. Самая благополучная ситуация с характеристиками специалистов,  которые вошли к квадранту 1.

Для них характерна высокая степень важности и, по сравнению с другими, – высокий уровень качества. Это такие навыки и компетенции, как: умение работать на компьютере; лояльность к руководству и сотрудникам; лидерские качества, творческий потенциал и другие.

В целом все критерии, вошедшие в квадрант 1, являются положительными в плане удовлетворения потребностей работодателей. Однако существуют некоторые резервы их развития, поскольку степень отклонения качества выпускников от эталона является достаточно высокой.

Кроме того, почти половина критериев оказались в проблемной переходной зоне, что обуславливает необходимость обратить на них внимание в процессе формирования предложений по повышению уровня конкурентоспособности молодежи.

Шесть характеристик молодых специалистов оказались в квадранте 2, что указывает на низкую степень важности и высокий уровень удовлетворенности по сравнению с другими показателями. Среди них: знание иностранного языка, знание методов психологической диагностики, знание методов экономико-математического моделирования, владение смежной профессией и навыки проведения социологических исследований.

Острейшими являются проблемы с характеристиками, что вошли в квадранту 3. Это такие характеристики молодых специалистов, что требуют скорейшего улучшения, поскольку они, по мнению работодателей, являются ключевыми в трудовой деятельности экономиста и имеют сегодня самые низкие значения коэффициента качества.

Одной из проблем обеспечения качества рабочей силы является отсутствие четкой информации и представлений студентов и выпускников по степени важности разнообразных личностных и профессиональных характеристик, которые необходимы в трудовой деятельности. Это не позволяет индивиду сформировать верную стратегию самообразования и самосовершенствования для повышения уровня собственной конкурентоспособности на рынке труда.

По данным, полученным во время сопоставления взглядов работодателей и молодежи относительно важности отдельных профессиональных и личных характеристик, почти по всем критериям оценки наблюдается заниженное представление работников по сравнению с работодателями по степени важности определенных качеств специалиста в процессе трудовой деятельности.

Исключение составляет лишь такой критерий как наличие смежной профессии (по мнению специалистов, это придает им большее конкурентное преимущество на рынке труда, в отличие от взглядов работодателей).

Наибольшим является расхождение в представлениях относительно критериев: знание иностранного языка (отклонение среднего балла важности составляет 1,3); знание методов психологической диагностики (отклонение среднего балла важности – 0,56); знание специализированных прикладных программ (0,5); наличие практических навыков (0,47); умение организовать собственную деятельность как составляющую коллективной деятельности (0,41); лояльность руководства и сотрудников (0,4).

Стоит также отметить, что и работодатели, и выпускники среди ключевых навыков современного специалиста признали: умение работать на компьютере, способность к обучению и умение искать и использовать новую информацию, способность организовать собственное дело, что подчеркивает их важность и требует постоянного развития и совершенствования. Особенно это касается умения организовывать собственное дело, что по оценке качества попало в проблемный сегмент.

По проведенной общей оценке интегральный индекс качества молодых специалистов с экономическим образованием в Украине равен 0,76, что является отклоненным от идеала и свидетельствует о принадлежности к группе, со средним уровнем качества.

Но почти предельный показатель индекса качества свидетельствует о необходимости быстрого реагирования для его улучшения, ведь в условиях сохранения нынешней динамики качественного состояния профессиональной составляющей трудового потенциала существует реальная угроза резкого снижения индекса качества и перехода его в группу с низким (критическим) уровнем.

Выводы. Проведенный на основе предложенной методики анализ уровня конкурентоспособности молодых специалистов с экономическим образованием выявил высокий уровень неудовлетворенности работодателей качественными характеристиками выпускников.

Особенно острым является несоответствие по наиболее важным характеристикам, таким как: наличие практических навыков, профессиональная адаптивность, знание специализированных прикладных программ, умение учитывать корпоративные интересы в трудовой деятельности и прочее.

Несмотря на то, что объективно система высшего образования в Украине является  больше теоретической, уровень удовлетворенности работодателей теоретическими знаниями студентов является очень низким.

Это свидетельствует о том, что современная система образования не полностью справляется даже с выполнением минимально поставленных задач, а именно оказанием качественного теоретического образования, формирования мировоззрения и интеллектуального развития выпускников.

Однако причина низкой конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда кроется не только в несовершенстве системы подготовки кадров, но и в социально-адаптивном восприятии молодежью своего будущего и будущего своей страны, в отсутствии мотивации к получению образования и трудоустройству.

По результатам проведенного опроса, большинство выпускников не имеют минимально необходимого набора общих компетенций, которые позволили бы строить профессиональные отношения в коллективе, четко понимать и выполнять поставленные задачи, а также организовывать свою собственную работу.

Указанные проблемы, обозначенные в ходе проведенной оценки, актуализируют необходимость внедрения комплексных мероприятий по повышению эффективности деятельности современной системы образования, а также содержательного пересмотра молодежной политики в Украине.

Актуальным может стать внедрение следующих мероприятий. Это налаживание социально-партнерских отношений между сферой образования, государством и работодателями по поводу подготовки, оценки и будущего трудоустройства молодых специалистов; внесение изменений в учебные программы с целью приближения их к практике.

А также создание независимой системы оценки качества высшего образования, которая учитывала бы все требования всех заинтересованных субъектов процесса подготовки кадров; проведение надлежащей молодежной политики, направленной на формирование у молодежи ответственного отношения к выбору будущей специальности, обучения и профессиональной самореализации.

В создании системы стажировки, основанной на результатах рейтинговой успеваемости студентов с возможностью их дальнейшего трудоустройства; в развитии систем профессиональной ориентации школьников, прежде всего таких ее элементов, как профессиональное диагностирование и профессиональное самоопределение и тому подобное.

Автор: М.А. Крымова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, Е-mail: krymova@idss.org.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий