14.07.2018 – Регион Ближнего Востока и Северной Африки, который еще часто называют MENA, на сегодня является одним из нестабильных регионов в мире, который проходит сложный период экономической и политической турбулентности. Сирия, Ирак, Ливия и Йемен переживают гражданские войны, что влечет огромные убытки как для жизни миллионов людей, так и для инфраструктуры данных стран. Об этом говорится в отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Пятнадцать миллионов человек покинули свои дома в Иордании, Ливане, Джибути и Тунисе и пытаются найти покой в других, преимущественно Европейских, странах. Это самый большой кризис беженцев со времен Второй мировой войны. На данный момент беспорядки в Йемене не просто остановили, а отбросили развитие этой страны на несколько лет назад. Блокады и регулярные циклы насилия в Газе, привели к наивысшему в мире уровню безработицы.
Страны, в которых происходят постоянные политические переходы власти, такие как Египет, Тунис, Марокко и Иордания, вынуждены решать проблемы безопасности в первую очередь. Относительно мировых экспортеров нефти, таких как Алжир, Иран и страны GCC, то правительства стран борются с низкими ценами на нефть наряду с хронической безработицей среди молодежи и не диверсифицированными экономиками.
Однако среди положительных трендов является достижение определенного политического консенсуса в Тунисе, а также относительная либерализация законодательства в Марокко, Иордании и Египте, которые дают больше прав женщинам и защищают свободу выражения мнений и обмена информацией. Это, помимо прочего, является подтверждением того, что граждане все чаще принимают участие в формировании политики своих стран.
Ситуация в регионе постепенно, но меняется. Руководство таких стран, как Египет и Тунис, уделяет постоянное внимание внутренней стабилизации, сосредоточивает свои усилия на экономических реформах. Ожидается, что структурные реформы и улучшение бизнес-среды помогут восстановить подорванное доверие. Другие страны, такие как Ливия, Ливан и, особенно, Сирия, как и раньше, страдают от конфликтов или беспорядков, как в пределах своих собственных границ, так и в соседних странах.
Объединенные Арабские Эмираты берут на себя ведущую роль в регионе. Проведение Expo-2020 и стремление страны к кардинальным реформам побуждают рост количества экономических инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности. Эти усилия приносят свои плоды:
улучшается институциональная структура, инфраструктура страны, макроэкономическая стабильность, наблюдается использование современных технологий на высоком прогрессивном уровне. Стабильная макроэкономическая среда, положительные аспекты роста доверия к государственным институтам власти, высокое общественное доверие политиков и правительства являются ключевыми конкурентными преимуществами ОАЭ.
По оценке Всемирного банка, прогноз по экономическому росту региона, который в конце 2015 г. составлял 2,9 процента за год, возможно, придется пересмотреть в сторону снижения, поскольку экономические перспективы стран Ближнего Востока и Северной Африки остаются не самыми оптимистичными. Начиная с 2013 года, региону MENA не удалось избежать спирали «медленного роста» по целому ряду причин, среди которых в том числе войны и военные конфликты.
Эти факторы, как ожидается, ослабят краткосрочные экономические перспективы в регионе, если не будет достигнут определенный прогресс в мирных переговорах.
Если перемирие в Сирии и мирные переговоры в Йемене и Ливии материализуются, что в свою очередь может убавить распространение нестабильности и конфликтов в других странах региона, тогда прогноз экономического роста в регионе может улучшиться в течение прогнозируемого периода (2017-2018 годов). Рост реального ВВП в регионе MENA прогнозируется примерно на уровне 4% в 2017 и 2018 годах. Уровень безработицы на данный момент составляет 12%.
При этом дефицит государственного бюджета и государственный долг, в странах остаются достаточно высокими. В частности, государственный долг Ливана, уже составляет 138% ВВП и, как ожидается, увеличится еще на 7% ВВП в 2016 году.
Ситуация в странах-экспортерах нефти, в том числе шести странах GCC, будет зависеть от уровня цен на нефть и их стабильности. Темпы роста экономик в странах GCC, как ожидается, снизятся до 2,2% в 2016 году с 3,1% в 2015 году. Среди других стран-экспортеров нефти выиграет в частности Иран, в первую очередь от отмены санкций в 2016 году. Стране удастся увеличить экспорт нефти к уровню перед введением санкций, это, в свою очередь, приведет к росту ВВП, в среднем на 4% в 2016 и 2017 годах.
Мясной рынок региона
В состав стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – на английском языке Arab Gulf Cooperation Council – (AGCC) входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.
Это страны с молодым населением, преимущественно мусульманской веры, которое неустанно растет и, по разным оценкам, составит 50 млн. человек до 2020 года.
По данным Euromonitor International, Саудовская Аравия (26,5 млн.) и Объединенные Арабские Эмираты (8,2 млн.) являются странами, в которых проживает наибольшее количество экспатов. Эта группа населения положительно реагирует на глобальные тенденции в питании и способствует развитию современных форматов розничной торговли.
В то время как мясо птицы является основным мясным продуктом, импортируемым странами Совета, экспорт в арабские государства Персидского залива халяльной говядины, начиная с 2009 года, неуклонно растет, достигнув по объему в денежном эквиваленте почти 1,3 млрд. долл. в 2013 году.
В первую пятерку нерегиональных экспортеров говядины входят Индия, Австралия, Пакистан, США и Бразилия.
Индия, в основном, поставляет в страны Залива свежее мясо говядины в отрубах (без костей).
Большинство говядины, импортируемой в государства Персидского залива, это замороженные отрубы мяса, которые составляют 60% от всех продуктов говядины, импортируемых в регион. Чуть больше 21% от этой величины составляют свежие мясные отрубы и 15% это обработанные продукты из говядины. На рынке очень мало представлены субпродукты из говядины и почти отсутствует замороженное или свежее мясо на кости.
Животноводство играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и питания в регионе, это и поддержка сельскохозяйственных производителей, и обеспеченность занятости и доступа к продуктам питания животного происхождения (ПХТП, или же на английском — ASF – animal source foods).
В период с 1993 по 2013 год, в то время как мировое поголовье скота увеличилось на 16%, количество голов в регионе NENA выросло на 25%, а именно с 77 миллионов единиц скота к 96 млн. Здесь применяются различные варианты содержания скота: пастбищное, агропастбищное, смешанно экстенсивное, интенсивное и безземельное.
Эти «производственные системы» уживаются рядом и быстро развиваются от традиционного, семейного двора к коммерческой ферме, с целью удовлетворения растущих потребностей населения в продуктах питания животного происхождения.
За последние два десятилетия потребление пищевых продуктов животного происхождения выросло в регионе на 4%, то есть вдвое по сравнению со средним мировым ростом, и достигло в 2014 году 13,4 млн. мяса и 35 миллионов тонн (в пересчете на молоко) молока и молочных продуктов. Реакция переработчиков на такое увеличение спроса была адекватной и привела к удвоению выпуска мясной и молочной продукции, что в течение указанного периода, составило 9 млн. тонн и 28 млн. тонн, соответственно. Такая же тенденция наблюдалась и на мировых рынках.
Почти три четверти прироста производства мяса в регионе за последние два десятилетия произошло за счет интенсивного выращивания птицы, особенно в странах, где динамично развивается потребительский рынок продуктов питания, — Иране, Египте и Марокко. Ежегодный 5-ти процентный рост продукции птицеводства сопровождался соответствующей эскалацией спроса на корма для животных.
К 2014 году на регион приходилось 24% мирового импорта грубого зерна и 11% протеиновых продуктов питания, а общий объем импорта продуктов питания животного происхождения и кормов превысил 34 млрд. долл.
Демонстрируя ежегодный прирост в размере 10% за последние 20 лет, импорт продуктов питания животного происхождения сейчас составляет около 32% от общего объема импорта продовольствия и увеличился на более чем 40% в денежном эквиваленте в регионе за период с 2010 по 2014 год.
Основные факторы, влияющие на потребление продуктов питания животного происхождения в регионе MENA
Рост доходов населения коренным образом меняет состав продовольственной корзины и кухню региона. Демографические изменения, в том числе урбанизация, непосредственно влияют на высокие темпы роста, потребления продуктов питания животного происхождения.
Доход на душу населения является одним из основных факторов, влияющих на изменения предпочтений к продуктам с высокой добавленной стоимостью, таких как ПХТП. В странах ССАГПЗ доход на душу населения достаточно высок и находится в пределах от 20 до 97, 419 тыс. долл. Потребление мяса и молока составляет от 44 до 75 кг/чел./год и от 83 до 197 кг/чел./год, соответственно, и является одним из самых высоких в регионе.
Однако анализ ситуации в регионе свидетельствует, что наиболее быстро растущее потребление продуктов ХТП встречается в странах, доход на душу населения, в которых находится в пределах от 2 тыс. долл. до 10 тыс. долл., а именно, в странах Магриба и в большинстве стран Машрик, а также в Иране. Страны с достаточно высоким количеством животных на душу населения, такие как Мавритания и Судан, имеют относительно высокий уровень потребления продуктов ХТП, несмотря на то, что доход на душу населения в них не превышает 1, 275 тыс. долл. и 1, 876 тыс. долл., соответственно.
Прогнозы, предоставленные ФАО ООН, свидетельствуют о том, что спрос на высококачественные продукты ХТП в регионе NENA будет продолжать свой рост в будущем.
Перспективы развития продовольственного потребительского рынка региона
По данным Австралийской — Арабской торговой — промышленной палаты (Australia Arab Chamber of Commerce & Industry AACCI Media Release), потребительский рынок Арабского мира превзошел рынок Китая, как основного для сбыта австралийского охлажденного и замороженного красного мяса и мясопродуктов. Так в течение первой половины 2015 года общий объем экспорта австралийского мяса в арабские страны составил 103, 783 тыс. тонн, по сравнению с 102, 884 тыс. тонн, которые были экспортированы в Китай с января по июнь 2015 года.
Экспорт охлажденного и замороженного мяса из Австралии, Арабского мира вырос на 5% в течение последних 6 месяцев и на 11% за весь 2014 — 2015 финансовый год. За этот же период, экспорт мяса Австралии в Китай снизился на 11% в течение 6 месяцев и на 24% за весь год. Одно из фундаментальных отличий между арабскими странами и Китаем, это то, что в Арабском мире меньше, чем 10% пахотных земель. Продовольственная безопасность имеет первостепенное значение для региона.
Самообеспеченность пищевыми продуктами здесь недостижима. Сегодня же в Арабском мире проживает 380 миллионов человек. Ожидается, что эта цифра удвоится к 2050 году, и арабские страны, к тому времени, будут импортировать продовольственных товаров на сумму 100 млрд. долл. для обеспечения питания своих жителей.
Экспорт баранины в страны MENA и НЕНА
Австралия является главным поставщиком мяса овец арабскому миру с долей 69% от общего импортного рынка баранины в регионе. Здесь Австралия конкурирует с продукцией из Новой Зеландии (16%) и Индии (14%). За последние 5 лет потребление мяса, баранины в арабском мире увеличилось на 26%. 121, 483 тыс. тонн было экспортировано из Австралии в течение 2014 – 2015 финансового года, в том числе 69, 362 тыс. тонн ягнятины и 52, 121 тыс. тонн самой баранины.
Экспорт говядины в страны MENA и НЕНА
Экспорт охлажденной и замороженной говядины из Австралии в арабские страны за последние пять лет вырос на 146%. В 2010 году поставки австралийской говядины составляли 2,6% от общего объема импорта этого мяса. Сейчас доля австралийской говядины достигла 7% от общего количества в 837, 395 тыс. тонн, что была импортирована в течение 2014 – 2015 финансового года. Индия и Бразилия доминируют на рынке говядины в арабском мире, имея доли в 48% и 41%, соответственно.
Саудовская Аравия это мощнейший рынок говядины в арабском мире. Королевство импортировало 19,699 тыс. тонн замороженной говядины и 9,691 тыс. тонн охлажденной говядины из Австралии в 2014 – 2015 фин. году, из этого объема 54% было получено из Квинсленда, а 34% — поступило из штата Виктория.
Экспорт охлажденного мяса в регион воздушными перевозками
Прослеживается устойчивая тенденция экспорта охлажденной ягнятины и говядины премиум класса из Австралии в страны арабского мира, которые в этом сегменте перевозок занимают ведущее место. Экспортеры из Австралии используют этот путь экспорта, отправляя продукты с высокой добавленной стоимостью, это отруба мяса без костей высшего сорта и другие мясные продукты премиум категории.
В течение 5 лет общий объем авиаперевозок мяса из Австралии увеличился на 77%. Если же речь идет об авиаперевозках мяса, экспортируемого из Австралии в страны арабского мира, то этот показатель за тот же период времени увеличился на 187%. Арабский мир явно стимулирует рост объемов экспорта мяса авиафрахтом из Австралии. В течение 2014 – 2015 финансового года, с использованием воздушных перевозок из Австралии в арабские страны было экспортировано 50,862 тыс. тонн мяса.
Штат Виктория является крупнейшим экспортером охлажденного мяса, которое поставляется авиатранспортом. Так в 2014 – 2015 фин. году экспорт охлажденного мяса в арабские страны из этого штата составлял 29,311 тыс. тонн, затем следует Новый Южный Уэльс, который экспортировал воздушным путем 12,593 тыс. тонн. Авиаперевозками Западная Австралия экспортировала в арабские страны 6.150 тыс. тонн ягнятины. При этом 91% от указанного объема составили охлажденные ягнячьи тушки.
Конкуренция и вызовы
В то время как MENA предоставляет много возможностей для экспорта украинских мясных продуктов, мы не можем не сказать о чрезвычайно высокой конкуренции со стороны других глобальных трейдеров.
В регионе любая компания-экспортер столкнется со многими проблемами, в том числе колебаниями валютных курсов, условиями кредитования, низкими ценами на нефть, а также близостью к Европейскому Союзу и его культурным влиянием на регион.
Для того чтобы достичь успеха на рынке, украинские компании должны стремиться к удовлетворению уникальных потребностей клиентов путем налаживания партнерских отношений с ведущими экспертами во всем мире и должны развивать инфраструктуру, необходимую для экспансии поставок качественных продуктов на рынок.
Поставщики вкладывают все больше времени и усилий в конкурентную борьбу в этом регионе. Прямой контакт с покупателями и конечными потребителями и развитие прочных, долгосрочных отношений являются ключом к увеличению объема и стоимости украинских мясных продуктов, которые экспортируются на рынки стран MENA.
Общий обзор ритейла
В прошлом году Ближний Восток столкнулся с существенными экономическими и политическими потрясениями, что не могло не сказаться на ритейле. Несмотря на рекордное падение цен на нефть, рост розничных продаж, как и ожидалось, продолжается.
Следует отметить чрезвычайно высокую интенсификацию и покрытие торговых площадей, при этом несколько крупных проектов находятся в стадии реализации в Катаре, ОАЭ и Омане. При этом Кувейт непропорционально снизил темпы наращивания оборотов отрасли в первую очередь из-за его высокой зависимости от нефти и относительного отсутствия диверсификации.
Тенденция региональной экспансии со стороны местных чемпионов продолжается: Majid Al Futtaim (MAF), Landmark Group и Panda строят розничные сети по всему региону и активно наращивают свое присутствие. Кроме того, на Ближнем Востоке продолжают процветать и международные бренды, такие как macy’s (в ОАЭ) и Харви Николс (в Катаре), что не мешает расширению уже существующих предприятий розничной торговли.
По каждому количественному критерию страны были проланжированы от 1 до 19 (где 1 – наивысший показатель/сильная позиция, 19 – самый низкий показатель/слабая позиция) и с помощью матричной схемы определено 7 стран с сильнейшими и наиболее привлекательными позициями в рамках одного критерия. Страны, которые попали в ТОП-7 по наибольшему количеству показателей и сформировали базис для выбора финалистов анализа.
Многофакторный анализ является необходимой составляющей данного исследования, поскольку позволяет оценить полный спектр показателей и их совокупный вес в общей структуре анализа, нивелировав при этом значения не репрезентативных показателей.
По результатам исследования, страны, набравшие наибольшее суммарное количество показателей были отобраны для дальнейшего детализированного рассмотрения. Среди их такие:
- Саудовская Аравия:
№1 как по натуральному объему импорта (1 179 тыс. тон), так и по денежному объему (2 535 млн. долларов).
Высокий уровень ВВП на душу населения – 24 161 долларов.
№6 в регионе по текущему количеству (31,5 млн. чел.) и прогнозируемому количеству населения до 2030 года (39 млн. чел.).
Высокий уровень импорта мяса на душу населения – 80,38 кг в год.
Высокие темпы прироста импорта мясной продукции – 20% за 5 лет.
- ОАЭ:
Средний показатель ВВП на душу населения – 43 963 долларов.
Самый высокий темп прироста экономики – 4,6% в год.
Высокие показатели импорта мясной продукции как в натуральном эквиваленте (628 тыс. т), так и в денежном эквиваленте (1 731 млн. долларов).
Высокие темпы прироста импорта мясной продукции – 29% за 5 лет.
В среднем страна импортирует 189,1 кг мясной продукции на душу населения в год.
- Египет:
Самый высокий уровень населения в регионе, как текущий (91 млн. чел.), так и прогнозируемый (117 млн. чел.).
Высокие показатели импорта мясной продукции как в натуральном эквиваленте (536 тыс. т), так и в денежном эквиваленте (1 373 млн. долларов). При этом темпы прироста импорта за 5 лет – 29%.
Не смотря, на хорошие показатели, именно египетский рынок будет одним из самых сложных для выхода украинских компаний из-за ряда факторов, это:
Высокий уровень внутреннего производства и самообеспечение молочными продуктами.
Нестабильность курса фунта к доллару.
Отсутствие надлежащих условий для качественного хранения мясных продуктов.
Это именно тот рынок, который не прощает ошибок и требует чрезвычайно высокого уровня контроля.
Объединенные Арабские Эмираты
Экономика
Совет по сотрудничеству государств Персидского залива (GCC-4), представляет собой относительно однородную группу малых стран с общим населением 19 миллионов человек. Основным источником дохода этих стран является энергетический бизнес. В каждой стране высокий доход на душу населения (Катар – $ 101 000, ОАЭ $ 49 000, Кувейт – $ 40 800, и Оман $ 28 800). Уровень инфляции на уровне от 2 до 5 процентов.
Из рынков, входящих в состав GCC-4, особо выделяется ОАЭ – наибольшее количество населения, огромный наплыв туристов и бизнесменов со всего мира, активность и возможности страны для реэкспорта, делают этот рынок крупнейшим в регионе.
Дубаи является коммерческим центром и региональным торговым центром. Это поддерживается в первую очередь эффективной инфраструктурой (морские и воздушные порты по последнему слову техники), большое количество зон свободной торговли и сильная бизнес-ориентация. Дубаи генерирует значительный доход от реэкспорта товаров и вкладывает значительные средства в модернизацию инфраструктуры для привлечения иностранных инвестиций и покупателей.
Другие страны в регионе и другие Эмираты в ОАЭ, в частности, Абу-даби, столица ОАЭ, продолжают следовать примеру Дубаи, чтобы улучшить свою инфраструктуру и привлечь дополнительные инвестиции в бизнес.
Суровый климат, в сочетании с ограниченными водными ресурсами и бедными почвами, как и раньше невероятно усложняют возможности для увеличения сельскохозяйственного производства в GCC-4. Следовательно, странам, неизбежно, необходимо импортировать около 90 процентов на свои пищевые и кормовые нужды, в том числе сырья для дальнейшей переработки.
Согласно торговым данным ООН, ежегодный импорт продуктов питания GCC-4 достиг $ 24 млрд. в 2013 году, из которых доля ОАЭ составляет около 60 процентов. Из-за огромного количества точек выхода, точные торговые данные относительно реэкспорта не всегда доступны, по оценкам, 40-50 процентов продовольственных товаров импортируемых в ОАЭ предназначенные для реэкспорта в страны Ближнего Востока, Азии и Африки.
Рост населения не является единственным определяющим фактором для роста импорта. Увеличение объема инвестиций в GCC-4 и увеличение набора высококвалифицированных рабочих и менеджеров со всего мира, устойчивый рост бизнеса и туризма являются решающими факторами, влияющими на рост импорта. Много импортеров продуктов питания сообщают об агрессивных планах расширения объемов сбыта, улучшении продаж и оптимизма по поводу будущего, в частности, для сектора розничной торговли и продовольственных услуг.
Перспективы органических натуральных продуктов питания и гастрономических продуктов хорошие, но темпы роста этих рынков гораздо медленнее. Интересным фактом относительно структуры населения в странах GCC-4 является то, что количество экспатриантов в этих странах значительно превышает местное население и большинство этих экспатов из Азии, а именно из Индийского субконтинента, на втором месте эмигранты из других стран арабского мира.
Как правило, этот значительный слой населения задействован в сферах связанных с ручным трудом. Они также занимают значительную долю конторских, технических, средних и высших руководящих должностей.
На руководящих должностях много профессионалов из Западной Европы и Северной Америки. В Дубаи, где находятся региональные штаб-квартиры большинства транснациональных компаний, работающих на Ближнем Востоке, экспатрианты составляют примерно 80 процентов населения. Такое количество иностранцев существенно влияет на структуру импорта.
Также стоит отметить, что большинство местного населения достаточно много путешествует по делам или на отдых в западные страны и старается получить образование за рубежом, формирует их приверженность к западным продуктам.
С распространением международного телевидения через спутниковые и кабельные сети, покупательские и вкусовые предпочтения потребителей находятся под влиянием обще региональных рекламных кампаний. Кроме того, все большее число женщин, работающих вне дома, особенно замужних создали новые модели потребления на этом рынке – частые ужины вне дома, доставка в дома готовых блюд, розничная продажа готовых полуфабрикатов и приготовленных блюд.
Мясная промышленность
Объединенные Арабские Эмираты в 2013 году потребили более 108 тысяч тонн говядины. С 2008 года по 2015 год совокупный среднегодовой темп роста (CAGR — Compound Annual Growth Rate) объема рынка составил 5,5%. До 85% потребляемого продукта в ОАЭ импортируется. При этом HoReCa является доминирующим каналом продаж в Эмиратах и составляет 56% от общего объема, 35% сегмента продаж принадлежит организованной розничной торговли и 9% занимают мясники, торгующие на, так называемых, традиционных «зеленых», или же «влажных» рынках.
Собственное производство говядины составило в 2013 году 16 тыс. тонн, при импорте в 92, 8 тыс. тонн, который включал охлажденную говядину в объеме 33,7 тыс. тонн — 11% CARG с 2008 года, и замороженную — чуть меньше 60 тыс. тонн, объем которой продолжал ежегодный рост более медленными темпами — 2,6% CARG. Большая часть охлажденной говядины — 66% — продается через канал организованной розничной торговли.
Индия, Бразилия, Пакистан, Австралия и США являются основными игроками на рынке мяса ОАЭ. Индия доминирует в категории замороженной говядины с долей рынка 69%, в то время как Пакистан является лидером на рынке охлажденной говядины с долей 36%.
По состоянию на 2014 год, ОАЭ импортировали живой крупный рогатый скот на сумму 31 млн. долл., что является ростом на 2,07% по сравнению со средними показателями импорта за последние пять лет. В свою очередь, Эмираты экспортировали живой крупный рогатый скот в соседние страны Залива, на сумму в 8 млн. долл. Кроме того, в 2014 году в страну было импортировано мяса крупного рогатого скота на сумму 250 млн. долл. (40 тыс. тонн). В основном из Австралии, что является «скачком» в 0,72%, по сравнению с прошлым годом.
Основные движущие факторы развития рынка мяса ОАЭ
Основными движущими факторами развития рынка являются улучшение экономических условий, начиная с 2009 года, прирост населения — до 6,6% в год, бурное развитие индустрии туризма, а также рост сектора современной розничной торговли.
Следует отметить определенную роль экспатов, что проживают в ОАЭ. Кроме того, большая часть рабочего населения в ОАЭ считает, что физический труд предполагает употребление белковой пищи. Обработанное мясо является важным продуктом питания людей в регионе.
Основные события на рынке
Страны ССАГПЗ, среди которых ОАЭ достаточно авторитетная страна, запретили импорт необработанной говядины из США (февраль 2012) и Бразилии (декабрь 2012 года). Из-за случаев коровьего бешенства (Губчатой Энцефалопатии, Bovine spongiform encephalopathy — BSE). Этим сразу воспользовались австралийские и индийские экспортеры говядины. Так, импорт австралийской говядины значительно вырос, увеличив свою долю на рынке с 4% в 2010 году до 9% в 2015 году.
Кроме того, вырос спрос на продукты говядины премиум — класса, например на мраморный Ангус из Австралии. Однако, спекуляции о возможном снятии запрета на бразильский импорт мяса в этом году, наряду с отменой запрета на французскую говядину, заставляет Австралию подписать соглашение о свободной торговле со странами ССАГПЗ, чтобы обеспечить свой экспорт.
Страны Залива отменили запрет, длившейся 15 лет на импорт говядины из Франции. Он предоставлял экспортерам некоторое облегчение от сокрушительного давления цены на мясо. Это происходило из-за российского эмбарго.
Выводы
В течение 2016 — 2019 прогнозируется рост рынка мяса ОАЭ в среднем на 8,7%, за счет высокого дохода на душу населения и увеличения доли молодежи, что будет способствовать спросу на товары широкого потребления.
Из семи видов мяса, что предлагается на потребительском рынке ОАЭ, самая большая категория, это свежее охлажденное мясо на раскладке Fresh Meat (Counter). Как по цене, так и по объему, в то время, как приготовленные мясные изделия это быстро растущая категория — среднегодовой темп роста 10,9% в течение 2014 — 2019 гг.
Рынок на мясо ОАЭ все-таки имеет потенциал для будущей конкуренции, где основными международными игроками в настоящее время выступают Americana Group, Tulip Food Company A/S, Prime Gourmet, Farm Fresh Meats Inc.
Private Label имела значительное продвижение на рынке — 14,7% в 2014 году.
Прогнозируется, что использование пленки для упаковки мясных продуктов будет расти на высоком ежегодном уровне, в среднем на 8,2% в течение 2014-2019 гг., из-за значительного спроса на охлажденное упакованное сырое мясо – чистые отруба и на охлажденное упакованное сырое мясо – обработанное.
Что касается категории обработанного красного мяса, то его основными поставщиками в ОАЭ является Индия, Австралия, Новая Зеландия и США. Индия поставляет баранину невысокого качества для предприятий розничной торговли, а также местным переработчикам для дальнейшего потребления населением. В сегмент более высокого класса розничной торговли и общественного питания, в основном, поставляются охлажденные мясные отруба. Новая Зеландия является одним из крупнейших поставщиков мяса в сегмент HoReCa.
Кроме того, следует отметить, что в данном регионе рынок ОАЭ, пожалуй, самый совершенный, где спрос перемещается от традиционных замороженных туш к охлажденным продуктам. Домашняя птица в основном импортируется из Бразилии, здесь она доминирует, хотя есть импорт и от некоторых региональных производителей, в частности, из Саудовской Аравии. Это свидетельствует о том, что большая часть мяса все-таки импортируется, и это обстоятельство снижает уровень конкурентоспособности национальной продукции страны.
Около половины этого импорта, учитывая очень ограниченный объем внутренних ресурсов мяса птицы, поставляется местным компаниям для дальнейшей обработки. Такие переработчики ОАЭ, как Al Islami Foods, Al Kabeer, Al Areesh, Arctic Gold, Royal Meat and Emirates Meat уже экспортируют значительные объемы своего производства в другие страны Залива и Ближнего Востока, а также государства Северной Африки, Ирана, Афганистана и даже на рынок Центральной Азии.
Бенчмаркинг
Бизнес процессы по переработке мяса в ОАЭ очень сходные с такими технологиями, которые практикуют в Иордании. Также количество производителей в странах, примерно, одинаково. Как и в Иордании, в Эмиратах динамично растет сектор быстрого и общественного питания. Количество потребителей может быть сравнимо (в ОАЭ — больше). Дубаи является основным шлюзом к другим странам Ближнего Востока и Центральной Азии. Большое количество экспатриантов формирует достаточно широкий спрос на продукты питания.
Что касается потребления мяса, то здесь четко прослеживается тенденция перемещения от традиционного спроса на замороженные туши к охлажденным мясным отрубам. Как и в Иордании, в ОАЭ значительная часть сырья импортируется.
Все мясо и мясные продукты, которые завозятся в ОАЭ, должны иметь сертификат Халяль. Исключением является свинина и продукты из нее, что продаются в некоторых специально лицензированных точках розничной торговли. Все мясные продукты (переработанное мясо) в ОАЭ также должны быть сертифицированы по системе Халяль.
За последние несколько лет Дубаи и Абу-даби, в частности, продемонстрировали повышенный спрос к продуктам премиум — класса и продуктам «здорового питания». Ожидается, что, несмотря на последствия финансового кризиса, эта тенденция будет сохраняться, укрепляться и распространяться.
Для поддержания рыночного спроса, обеспечения потребностей местных, региональных и международных компаний пищевой промышленности, Dubai World Trade Centre (DWTC) проводит ежегодную специализированную выставку пищевого сектора.
Например, в течение 19 – 22 февраля 2016 года выставка Ingredients Middle East особое внимание уделила сырью для халяльного приготовления пищи, всем ингредиентам, которые используются в процессе обработки мяса с целью улучшения вкуса, аромата, цвета, структуры и питательности продукта, обеспечения его безопасности, длительного хранения, транспортировки и сроков потребления.
В целом же, ОАЭ является наиболее конкурентоспособным игроком в сегменте обработки мяса, из стран региона. Основными факторами, поддерживающими высокую конкурентоспособность предприятий в этом сегменте Эмиратов, является высокий спрос на мясо и мясопродукты на всех уровнях ритейла, большое количество объектов HoReCa, а также высокий уровень доходов населения. Кроме того, рынок характеризуется очень сильной, разветвленной и технически оснащенной системой дистрибуции.
Рынок Халяль продуктов
Нынешний мировой рынок продуктов питания категории Халяль оценивается в 547 млрд. долл. в год. И ожидается, что к 2018 году, его стоимость, которая, в среднем, будет расти на 6, 9% в год (CAGR) составит 1,6 трлн. долл. Повышение информированности мусульманских потребителей относительно своих религиозных обязательств создает все больший спрос на продукты питания категории Халяль и другие потребительские товары.
Продукты питания категории Халяль занимают сейчас сектор в 12% от всего объема мировой торговли агропродовольственной продукцией. Ожидается, что рост глобального агропродовольственного рынка повлечет и увеличение сектора продуктов Халяль.
Естественно, что целевая потребительская аудитория рынка Халяль продуктов это мусульмане, однако, принимая во внимание строгие правила и требования, предъявляемые ко всем этапам и процедурам производственного процесса, высокое качество халяльной продукции, она с удовольствием потребляется большинством слоев общества. Кроме того, известно, что до 80% всех производителей продукции Халяль не являются мусульманами, но они ценят требования к качеству конечного продукта.
Более того, не только мусульманские страны производят продукты питания, что имеют соответствующий сертификат Халяль. Так, уже много лет бразильские производители поставляют аккредитованные продукты питания категории Халяль на рынки мусульманских стран и зарекомендовали себя успешным игроком на мировом рынке с проверенной репутацией производства качественных товаров.
Однако, потребители халяльной продукции это, все же, преимущественно мусульманские страны. Самые свежие данные, к сожалению, это цифры 2012 года, в соответствии с которыми, наибольший объем потребления продуктов питания категории Халяль в денежном эквиваленте составляют рынки Индонезии (197 млрд. долл.). Турции (100 млрд. долл.). Пакистана (93 млрд. долл.). Египта (88 млрд. долл.).
Импортный рынок продуктов питания категории Халяль стран Персидского Залива, по прогнозам, должен увеличиться до 53,1 млрд. долл., а годовой объем импорта этих продуктов питания ОАЭ, как ожидается, достигнет 8,4 млрд. долл. уже к концу десятилетия.
Импорт
Рынок продуктов питания в ОАЭ, как и других стран Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт) является зависимым от импорта в среднем на 90%. Среди указанных выше стран, по данным Всемирного банка, только КСА удовлетворяет собственные потребности на 20%. Уровень самообеспечения других стран не превышает 10%.
ОАЭ импортируют достаточно много продукции и входят в ТОП-20 крупнейших стран-импортеров мира. Ежегодно на территорию страны ввозится продукции более чем на 70 млрд. долларов США.
В 2015 году 67% мясного импорта в страну составило мясо птицы. При этом по темпам прироста стремительно растут субпродукты и жиры (11%) и другие виды мяса (9% прироста за 5 лет).
Структура ритейла по продуктам
В то время как в течение последних 5 лет на Ближнем Востоке чувствовалась массовая экспансия гипермаркетов, тенденция начала двигаться в сторону небольших магазинов. Это объясняется, главным образом, следующими факторами:
1) отсутствие достаточного количества мест в густонаселенных районах;
2) рост расходов на приобретение земли, а также развитие и инвестиционные расходы. Высокой популярностью пользуются потребительские кооперативные магазины. Они сильны на рынках ОАЭ и Кувейта, и в меньшей степени в Катаре и охватывают почти 70 процентов рынка розничной торговли в Кувейте, и имеют долю рынка в 25 процентов в ОАЭ. В дополнение к лояльным местным акционерам и клиентам, они привлекают много потребителей среднего класса арабского и индийского происхождения.
Все чаще ведущие розничные сети оказывают услугу по доставке на дом продуктов для своих клиентов. Некоторые розничные торговцы вводят в действие программы лояльности для привлечения и удержания покупателей путем предоставления привилегий, таких как:
- Специальные цены.
- Скидки и промоакции для держателей карт лояльности.
- Накопление баллов за покупки с последующим обменом на подарки или товары.
Учитывая жесткую конкуренцию на рынке и агрессивную маркетинговую политику большинства компаний, важно не только уметь захватить большую долю на рынке или увеличить ее, но и быть способным удерживать существующую.
Компании, которые хотят зайти на рынок должны понимать, что в свои инвестиционные планы необходимо включать маркетинг продукта и промо, и быть готовым разделить с импортером затраты на вход в торговые сети, ведь большинство дистрибьюторских компаний не будут самостоятельно инвестировать в новый продукт без поддержки со стороны производителя/поставщика.
Распространение спутниковых сетей сделало мультимедийную рекламу более простой и доступной, но все, же для большинства средних компаний расходы будут непомерно высокими. Поэтому реклама в печатной прессе и промо в магазинах остаются наиболее распространенными методами продвижения товара.
HoReCa
Сектор HoReCa потребляет около 40-50 процентов импортируемых из США и ЕС готовых продуктов питания и напитков, особенно красного мяса и мяса птицы. Этот рынок стремительно расширяется в GCC-4, ведь страны развивают свои туристические и бизнес — сектора. В частности, в ОАЭ, Омане и Катаре в течение 10 лет открылось большое количество 5-ти звездочных отелей. В этом секторе наибольшим спросом пользуются полуфабрикаты, по сравнению с продуктами с более высокой степенью переработки и соответственно более высокой степенью добавленной стоимости.
Наиболее потребляемыми в секторе HoReCa являются следующие продукты: красное мясо, мясо птицы, молочные продукты. Также масло, сыры, сливки, молоко, йогурты, сухие смеси для дальнейшего использования в кондитерских изделиях. Рис, пищевые масла, орехи. Обработанные и свежие фрукты, овощи, закуски и обработанные яйца.
В ОАЭ работают около 430 фирм в области переработки и производства пищевых продуктов. В других странах залива, таких как Кувейт и Оман их количество значительно меньше с наименьшим количеством в Катаре. Этот сектор потребляет большую часть объема B2B продуктов полуфабрикатов и промежуточных продуктов.
Логистика и правила ввоза
Организация по стандартизации стран Персидского залива (GSO), состоящая из 6 стран Персидского залива и Йемена, отвечает за разработку технических регламентов (ТР) относительно продовольственных и непродовольственных стандартов, сроков годности и маркировки, считается основой регулирования импорта продуктов питания.
Обязательные сроки хранения продуктов питания
Охлажденные пищевые продукты: хранить при температуре от 0°C — 5°C.
Таможенные тарифы
В январе 2003 года был принят «Единый таможенный закон и единый таможенный тариф» (UCL) для стран GCC. UCL установил единый таможенный тариф в пять процентов для почти всех пищевых продуктов, а также установил единую политику точек входа. Другими словами, на продукт, ввезенный на любой рынок членов GCC, будет начислен соответствующий таможенный сбор только в точке входа и затем разрешается беспошлинный транзит между странами-членами союза.
Среди 7 Эмиратов ОАЭ, только Дубаи требует, чтобы все продукты питания, ввозимые через свои точки входа, были предварительно зарегистрированы и этикетки предварительно одобрены местным отделом здравоохранения.
Маркировка фасованных пищевых продуктов:
День-месяц-год для пищевых продуктов, имеющих срок годности менее 3-х месяцев.
Месяц, год для пищевых продуктов, имеющих срок годности более 3 месяцев.
При написании даты производства и окончания срока годности указываются только месяц и год.
Срок годности определяется с начала месяца, указанного как дата производства и до конца месяца указанного, как конечный.
Даты должны быть выгравированы или рельефно напечатаны чернилами, что не смывается, непосредственно на всех индивидуальных упаковках или на оригинальной этикетке только производителем.
На этикетке должна быть указана следующая информация:
Название продукта.
Ингредиенты в порядке убывания.
Добавки: использование их групповых имен и обозначений «E» являются приемлемыми.
Источник жиров животного происхождения (говядина, буйволы, и т.д.).
Пищевой продукт и ингредиенты, которые вызывают повышенную чувствительность (аллергию).
Чистое содержание в метрических единицах.
Дата производства и конечная дата потребления.
Страна происхождения.
Название и адрес изготовителя, дистрибьютора, импортера, экспортера или поставщика.
Специальные условия хранения и приготовления, если таковые имеются.
Номер партии.
Пищевая ценность продукта.
Процедура импорта
Каждая партия продуктов питания подлежит визуальному осмотру в момент прибытия в порт назначения для проверки соответствия этикеток и сроков годности со стороны инспектора по охране здоровья, что вместе с таможенниками также проверяет соответствие документов. Периодически, в случайном порядке, отбираются образцы для лабораторного исследования.
Продукт, что впервые завозится в страну, подлежит жесткому лабораторному контролю. Партия, из которой отобрали образцы, должна находиться на таможенном складе по выбору импортера на территории эмирата, в который ввозилась продукция. Результаты анализов известны на протяжении 5-10 дней.
Продукт будет запрещен для ввоза, если будет определено, что он непригоден для употребления в пищу человеком, или не соответствует требованиям маркировки. В таком случае продукт будет уничтожен местным муниципалитетом, или реэкспортирован в страну происхождения в течение 30 дней, по выбору импортера.
Продукт, в котором выявлено несоответствие маркировки также может быть реэкспортируемый в третью страну (не GCC). OAA Дубаи рекомендует экспортерам и импортерам предварительно согласовывать и регистрировать этикетку и состав продукта, который планируется к ввозу.
Все продукты, запланированные для импорта, должны быть зарегистрированы в регистрационной и классификационной системе (часть FIRS) на основе штрих-кода. Это является обязательным условием для осуществления импорта.
Процедура регистрации торговой компании в ОАЭ
Срок проведения регистрации от трех до шести дней.
Приблизительная стоимость официальной лицензии – 20 000 AED.
Услуги юридической компании – 12 000 AED.
51% компании должен принадлежать местному основателю, полный состав учредителей прописывается в меморандуме.
Процедура регистрации
Получение первоначального согласования в Экономическом департаменте.
Получение первоначального согласования названия компании.
Регистрация юридического адреса
Утверждение в отделе планирования (в случае арендованного помещения – почтовый адрес).
Подписание меморандума совладельцев в Суде Дубаи.
Регистрация Ejari
Получение согласования отдела по продуктам питания в муниципалитете Дубаи.
Получение лицензии.
Регистрация в бюро труда.
Регистрация в бюро эмиграции.
Открытие счета в банке.
В некоторых случаях также нужна справка из полиции.
Документы необходимые для регистрации
Копия паспорта.
Копия страницы с визой.
Письмо о не возражении (NOC)
5-6 вариантов названия компании.
Оригинал договора аренды офиса.
Оригинал договора на аренду склада, что соответствует виду деятельности фирмы.
Королевство Саудовская Аравия
Экономика
Королевство Саудовская Аравия является крупнейшим импортером продовольствия и сельскохозяйственной продукции стран, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC). Количество подданных Королевства превышает общую численность населения пяти государств GCC (ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн) на 150%. В 2014 году в Саудовской Аравии проживало, примерно, 30 миллионов человек, и ожидается, что в 2025 году эта цифра достигнет 40 миллионов человек.
Еще одним признаком страны является длительное повышение основных экономических показателей в течение последнего десятилетия, что способствовало росту дохода на душу населения. В 2014 году этот показатель достиг $ 25 400. Считается, что именно это будет питать спрос на импорт продовольствия в Саудовскую Аравию.
По оценке специалистов, 80 процентов своих потребностей в потреблении продуктов питания в стране удовлетворяется за счет импортных поставок. Высокой доход на душу населения влияет на изменение образа жизни подданных Королевства, обогащение продуктовой корзины новыми продуктами. Повышается спрос на продукты питания высокого качества.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что в 2014 году в Саудовскую Аравию ввезено продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на сумму $ 19 млрд., что в, денежном отношении на 5 процентов меньше от импорта 2013 года. Пятью крупнейшими поставщиками продуктов питания на рынок Саудовской Аравии были: Индия с 11,7% доли рынка, Бразилия — 10,8%, США 7,8%, Германия — 3,9% и 3,7 % от общего рынка импорта имела Аргентина.
Значительное снижение импорта в Саудовскую Аравию сельскохозяйственных и пищевых продуктов в основном произошло из-за снижения цен на зерновые, такие как кукуруза, пшеница, ячмень и рис.
В 2014 году общий объем пищевой и сельскохозяйственной продукции импорта страны составил около $ 9,1 млрд. На потребительские продукты питания, пришлось около 48% импорта. Бразилия была крупнейшим поставщиком продукции с высокой добавленной стоимостью, с долей импортного рынка 14,1%. Потом шла Индия с 10,8%, за ней США на уровне 6,5%. Франция и Египет имели соответственно 5,9% и 5,6%.
Администрация пищевых продуктов и медикаментов Саудовской Аравии (Saudi Food and Drug Authority — SFDA) является единственной правительственной организацией, что устанавливает и обеспечивает правила соблюдения требований норм и стандартов пищевых продуктов. А также является основным органом, который проводит инспекцию импортируемых пищевых продуктов с целью проверки соответствия требованиям всех правил и стандартов, установленных в Саудовской Аравии. Или же в документах ССГПЗ – Совета сотрудничества государств Персидского Залива (Gulf Cooperation Countries – GCC).
В частности в Положении над контролем качества пищевых продуктов стран Персидского Залива – GCC Guide for Control on Imported Foods – документе, который принят Организацией стандартов ССГПЗ – GCC Standardization Organization – GSO, SFDA установлено требование строгого контроля. Особенно необходимо строго следить над соблюдением национальных требований GCC относительно пищевых продуктов, правил импорта, норм и циркуляров, что регулируют допустимые пределы содержания съедобных добавок в продуктах питания, требований к маркировке и т.д.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.