Высокоскоростные поезда способны гораздо быстрее преодолевать расстояния по сравнению с традиционным железнодорожным транспортом. Причем высокоскоростные поезда в основном ездят по стандартным железнодорожным путям, что позволяет им покрывать большие расстояния за меньшее время и деньги.
По сути, это и есть основная причина увеличения спроса на услуги высокоскоростного пассажирского движения в секторе железнодорожного транспорта.
В целом развитие высокоскоростной инфраструктуры и расширение использования высокоскоростных поездов позволит разгрузить транспортный трафик и существенно уменьшить время поездок вкупе с обеспечением комфортного и быстрого передвижения из одного места в другое.
Вместе с тем, высокие капитальные вложения и операционные затраты оказывают негативное влияние на динамику рынка высокоскоростного пассажирского движения в сфере железнодорожного транспорта.
- Определение высокоскоростного пассажирского движения (критерии)
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии №90 от 14 сентября 2021 г. «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии» высокоскоростным железнодорожным подвижным составом считается железнодорожный подвижной состав, состоящий из моторных и немоторных вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, а также почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.
Согласно определению Международного союза железных дорог (UIC) высокоскоростная железная дорога (High-Speed Rail, HSR) включает следующие элементы, которые вместе образуют целостную интегрированную систему:
— инфраструктура для новых линий, рассчитанных на скорость 250 км/ч и выше;
— модернизированные существующие линии со скоростью движения до 200 км/ч или даже до 220 км/ч, включая соединительные линии между высокоскоростными участками железной дороги;
— железнодорожный подвижной состав;
— телекоммуникации, системы сигнализации, специальное оборудование и др.
Поскольку многие высокоскоростные поезда также совместимы с обычной железнодорожной сетью, термин «высокоскоростное движение» (High-Speed Traffic) часто используется для обозначения движения таких поездов по обычным линиям, но на скоростях ниже тех, которые предусмотрены на высокоскоростной железной дороге.
К слову, в статистической базе данных UIC в разделе High Speed содержатся три показателя:
1) протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше по состоянию на конец года (1004 : Length of HS lines — Maximal line speed: 250 km/h and over — end of year);
2) протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения более 160 км/ч, но меньше 250 км/ч по состоянию на конец года (1005 : Length of HS lines — Maximal line speed: more than 160 km/h and less than 250 km/h — end of year);
3) протяженность высокоскоростных железных дорог по состоянию на конец года (1006 : Length of HS lines — end of year).
При этом показатель «протяженность высокоскоростных железных дорог» (1006) представляет собой сумму двух предыдущих показателей «протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше» (1004) и «протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения более 160 км/ч, но меньше 250 км/ч» (1005).
Так, по данным UIC, в России по состоянию на конец 2020 г. протяженность высокоскоростных железных дорог составила 650 км, в том числе протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше – 0 км и протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения более 160 км/ч, но меньше 250 км/ч – 650 км.
Кроме того, в статистической базе данных UIC на основе всех высокоскоростных железных дорог рассчитаны следующие показатели:
1) пробег высокоскоростных поездов, в тыс. поездо-км (4004 : High Speed Train runs, ktrain-km);
2) количество пассажиров, перевезенных высокоскоростными поездами, в тыс. пассажиров (5005 : HS — Passengers, k-pass);
3) пассажирооборот, в млн. пассажиро-километров (5008 : HS — Pkm, Mp-km);
4) средняя дальность перевозки пассажиров, в км (5009 : HS — Average distance travelled per passenger, km);
5) коэффициент заполняемости высокоскоростных поездов, в % (5211 : HS — Occupancy rate, %).
В настоящее время в базе данных UIC отсутствуют статистические данные о динамике перечисленных показателей в разрезе высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше и высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения более 160 км/ч, но меньше 250 км/ч.
В свою очередь, Европейская комиссия в отчете «Long-distance cross-border passenger rail services» считает высокоскоростной железной дорогой (High-speed line) ту линию, которая специально построена для обеспечения движения поездов со скоростью равной либо превышающей 250 км/ч на основных участках дороги. Причем такие высокоскоростные железные дороги могут включать соединительные участки, где скорость может быть меньше указанного порога с учетом местных условий.
При этом под услугами высокоскоростного пассажирского движения (High-speed services) Европейская комиссия подразумевает услуги пассажирского железнодорожного транспорта, предоставляемые высокоскоростными поездами со скоростью движения, как минимум, 200 км/ч хотя бы на отдельном отрезке пути. Причем использование высокоскоростной железной дороги в данном случае не является обязательным.
- Анализ рынка высокоскоростного пассажирского движения
Исследовательская компания Global Industry Analysts Inc. в своем отчете «Bullet Train / High-Speed Rail. Global Market Trajectory & Analytics» прогнозирует тенденцию роста глобального рынка высокоскоростного пассажирского движения в сфере железнодорожного транспорта на фоне имеющихся больших потребностей в сокращении времени поездок пассажиров и уменьшении перегруженности транспортного трафика.
При этом значительный потенциал роста рынка поддерживается такими факторами, как высокая эффективность, безопасность, надежность и экологичность высокоскоростного железнодорожного транспорта.
По оценке экспертов компании, глобальный рынок высокоскоростного пассажирского движения в ближайшие годы получит существенный импульс на фоне растущих объемов финансирования строительства высокоскоростной железнодорожной сети со стороны отдельных государств мира, увеличения пассажирского трафика и появления привлекательных стимулов, связанных с использованием энергоэффективного железнодорожного транспорта.
Новые возможности для дальнейшего развития рынка связаны с увеличением объемов жилищного строительства, стремительной урбанизацией и индустриализацией стран. На этом фоне растет потребность в создании новой высокоскоростной транспортной сети, которая будет оптимально соединять города, пригороды и сельские населенные пункты.
Наконец, в качестве положительного фактора следует отметить внедрение передовых технологий с использованием искусственного интеллекта, машинного обучения и компьютерного зрения, позволяющих повысить безопасность высокоскоростного пассажирского движения в сфере железнодорожного транспорта.
По данным Global Industry Analysts Inc., глобальный рынок высокоскоростных железнодорожных поездов в 2020 г. составил около 5,6 тыс. штук. По прогнозу компании, в 2026 г. рынок возрастет до 7,6 тыс. штук, в том числе продажи электропоездов увеличатся до 7,2 тыс. штук.
Следует пояснить, что электропоезда по сравнению с дизельными поездами являются более надежными, мощными, экологичными и тихими. При этом электроэнергия для электропоездов может вырабатываться из различных источников энергии, включая возобновляемые источники энергии, способствуя, тем самым, уменьшению зависимости от нефтепродуктов.
Интересно, что в Соединенных Штатах, которые являются крупнейшей экономикой мира, в 2021 г. продано всего 49 высокоскоростных железнодорожных поездов, что составляет всего лишь 0,9% от общего объема глобального рынка.
В то же время, в Китае, который является второй крупнейшей экономикой мира, государственная железнодорожная компания China Railway по состоянию на конец 2020 г. использовала в своей деятельности более 9,6 тыс. высокоскоростных поездов, включая единственные в мире ночные высокоскоростные поезда со спальными местами для пассажиров.
Причем по прогнозу Global Industry Analysts Inc., рынок высокоскоростных поездов в Китае в ближайшие годы продолжит расти и в 2026 г. достигнет 3,7 тыс. штук, что будет составлять почти половину от общего объема мирового рынка.
В настоящее время Китай располагает наиболее протяженной сетью высокоскоростных железных дорог в мире. Так, по данным UIC, в Китае по состоянию на конец 2020 г. протяженность высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения более 160 км/ч составила 37929 км, что составляет более двух третей от общей протяженности высокоскоростных железных дорог в мире. Статистические данные по состоянию на конец 2020 г. в разрезе высокоскоростных железных дорог с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше и с максимальной скоростью движения более 160 км/ч, но меньше 250 км/ч пока не опубликованы.
К 2035 г. компания China Railway планирует увеличить сеть высокоскоростных железных дорог в Китае до 70000 км с тем, чтобы соединить ими все города с численностью населения более 500 тыс. человек. Объем инвестиций в реализацию указанного проекта оценивается в размере около 42,6 млрд. долл. в эквиваленте.
При этом Китай планирует соединиться высокоскоростными железными дорогами с 20 странами мира. Так, в декабре 2021 г. совместная китайско-лаосская компания China-Laos Railway запустила высокоскоростное пассажирское движение по маршруту между китайским городом Куньмин и столицей Лаоса городом Вьентьян общей протяженностью 1035 км (включая 422 км по территории Лаоса).
Кроме того, эксперты Global Industry Analysts Inc. прогнозируют дальнейший рост рынка высокоскоростного пассажирского движения в Европе, чему будет способствовать реализация долгосрочного плана Европейской комиссии в части расширения сети высокоскоростных железных дорог с нынешних 9700 км до 30750 км в 2030 г. К слову, Испания на данный момент располагает второй по протяженности после Китая сетью высокоскоростных железных дорог – более 3200 км.
В целом в настоящее время в клуб стран с высокоскоростным пассажирским движением с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше входят Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (специальный административный район Китая), Испания, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Дания, Турция, Саудовская Аравия, Марокко.
В 2022 г. с запуском движения высокоскоростного поезда Avelia Liberty к ним присоединятся Соединенные Штаты, а в 2026 г. – Индия (в случае запуска движения электропоезда E5 Series Shinkansen).
Кроме того, проекты по организации высокоскоростного пассажирского движения с максимальной скоростью движения 250 км/ч и выше реализуются либо планируются в таких странах, как Индонезия, Иран, Россия, Австралия, Южно-Африканская Республика, Казахстан, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Польша, Украина, Чешская Республика, Норвегия, Португалия, Швеция, Бразилия, Бахрейн, Катар, Израиль, Канада и Мексика.
Ведущими мировыми производителями высокоскоростных поездов и соответствующей инфраструктуры являются китайская компания CRRC Corporation, французские компании Alstom Transport, Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles и Thales Group, канадская компания Bombardier Transportation (с 2021 г. этой компанией владеет Alstom), немецкая компания Siemens Mobility, швейцарские компании ABB Ltd и Stadler Rail AG, японские компании Hitachi Rail Systems, Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries и Toshiba Infrastructure Systems & Solutions Corporation, южнокорейская компания Hyundai Rotem, испанская компания Talgo SA, нидерландская компания Strukton и др.
- Вызовы, драйверы и барьеры развития высокоскоростного пассажирского движения
На современном этапе перед сектором высокоскоростного пассажирского движения стоят следующие вызовы.
— Сокращение первоначальных капитальных вложений. Всемирный банк в 2019 г. оценивал стоимость строительства 1 км высокоскоростных железных дорог в Китае в размере 17-21 млн. долл., что является одним из самых низких значений в мире. Для сравнения: в Великобритании стоимость строительства 1 км строящейся высокоскоростной железной дороги High Speed 2 составляет около 192 (!) млн. фунтов стерлингов, что является рекордным показателем в мире. Причем стоимость строительства High Speed 2 протяженностью 530 км возросла с первоначальных 32,7 млрд. фунтов стерлингов в 2012 г. до 106 млрд. фунтов стерлингов в 2020 г.
— Уменьшение операционных затрат. В данном случае речь идет в первую очередь о повышении энергоэффективности высокоскоростных поездов, поскольку многие поезда технически способны развивать более высокие скорости, но не делают этого по экономическим соображениям (при большей скорости движения поезда произойдет увеличение расхода электроэнергии, которое выльется в удорожание цены билета для пассажиров).
— Увеличение скорости высокоскоростных поездов. Здесь речь идет о технологических инновациях в секторе высокоскоростного пассажирского движения. В данном случае можно выделить высокоскоростные поезда на магнитной подушке (маглевы), способные развивать скорость до 600 км/ч, а также сверхскоростные поезда гиперлупы, которые гипотетически в будущем смогут разгоняться до 1000-1200 (!) км/ч.
— Повышение уровня безопасности высокоскоростного пассажирского движения. В данном случае среди прочего речь идет о внедрении передовых технологий с использованием искусственного интеллекта, машинного обучения и компьютерного зрения. В качестве примера можно привести сотрудничество компаний Nokia и Schweizer Electronics в части внедрения базирующейся на искусственном интеллекте системы мониторинга и анализа железнодорожной безопасности Nokia Scene Analytics для швейцарского транспортного оператора Baselland Transport AG в городе Мюнхенштайн (Münchenstein).
В настоящее время основные драйверы развития высокоскоростного пассажирского движения выглядят следующим образом.
— Увеличение спроса на услуги высокоскоростного пассажирского движения. В данном случае увеличение спроса обусловлено более комфортным и быстрым передвижением при более низких ценах на билеты для пассажиров. По сути, высокоскоростные поезда позволяют пассажирам преодолевать большие расстояния с меньшими затратами времени и денег. Так, по данным UIC, во Франции средняя дальность перевозки пассажиров высокоскоростными поездами в 2020 г. составила 556 км, в Италии – 388 км (данные за 2019 г.), в Испании – 375 км, в Германии – 330 км, в Китае – 311 км, в Японии – 286 км (данные по компании CJRC), в Южной Корее – 233 км, в Тайване – 178 км (данные за 2019 г.).
— Увеличение инвестиций в сектор высокоскоростного пассажирского движения со стороны государств и компаний. В данном случае страны заинтересованы в том, чтобы разгрузить транспортный трафик, ускорить темпы экономического роста, углубить региональную интеграцию внутри стран и на международном уровне, улучшить экологическую ситуацию и др.
— Урбанизация и повышение плотности городского населения. Так, по данным Wendell Cox Consultancy, численность населения отдельных городских агломераций в 2021 г. выглядит следующим образом: Токио – 39,105 млн. человек (плотность населения 4751 человек на 1 км2), Шанхай – 22,118 млн. человек (5436 человек на 1 км2), Гуанчжоу – 21,489 млн. человек (4950 человек на 1 км2), Пекин – 19,437 млн. человек (4658 человек на 1 км2), Москва – 17,693 млн. человек (3009 человек на 1 км2), Санкт-Петербург – 5,207 млн. человек (3793 человека на 1 км2), Нижний Новгород – 1,578 млн. человек (1841 человек на 1 км2), Казань – 1,209 млн. человек (2698 человек на 1 км2).
— Ожидаемое увеличение туристических потоков. В данном случае отмена ограничений, введеных из-за распространения коронавируса COVID-19, будет способствовать увеличению туристических поездок (включая поездки с использованием высокоскоростных поездов).
— Появление экологических стимулов и инициатив на фоне серьезных климатических изменений в мире. Европейская комиссия в отчете «Long-distance cross-border passenger rail services» отмечает возможность повышения налогов на использование углеводородного топлива на глобальном, европейском и национальном уровнях с тем, чтобы сократить потребление такого топлива за счет его удорожания, и, тем самым, уменьшить углеродные выбросы в атмосферу. В этом случае высокоскоростные электропоезда получат дополнительное конкурентное ценовое преимущество по сравнению с другими видами пассажирского транспорта.
Причем европейский регулятор также считает возможным введение субсидий для стимулирования дальнейшего развития высокоскоростного пассажирского движения в Европе и других странах.
В указанном отчете приводится интересный пример внесения изменений в законодательство Франции в целях стимулирования развития высокоскоростного пассажирского движения в стране. В частности, французский парламент в 2021 г. запретил внутренние авиарейсы в тех случаях, когда поездка на поезде по тому же маршруту занимает не более 2,5 часов. Причем изначально предлагался более радикальный вариант с запретом авиарейсов и в случаях, когда на поезде можно доехать за 4 часа.
— Ожидаемый рост мировой экономики. Мировая экономика продолжает демонстрировать высокие темпы роста в условиях масштабной денежной эмиссии со стороны Федеральной резервной системы Соединенных Штатов. Так, по прогнозу Международного валютного фонда, мировой ВВП в текущих ценах в 2026 г. возрастет по сравнению с 2020 г. сразу на 42,419 трлн. долл. (или на 49,9%) до рекордных 127,391 трлн. долл.
По данным ФРС США, денежный агрегат М2 в январе 2020 г. – ноябре 2021 г. увеличился сразу на 5,990 трлн. долл. (или на 38,8%) до рекордных 21,426 трлн. долл. на 1 декабря 2021 г. Причем отдельно в ноябре 2021 г. денежный агрегат М2 возрос сразу на 247,3 млрд. долл. в абсолютном выражении. Такое беспрецедентное увеличение денежного предложения со стороны ФРС США способствует падению покупательной способности американского доллара.
По прогнозу МВФ, ВВП России в текущих ценах в 2026 г. возрастет по сравнению с 2020 г. на 465,2 млрд. долл. (или на 31,5%) до 1,944 трлн. долл. (см. таблицу 2). При этом среднедушевой ВВП в текущих ценах увеличится в анализируемом периоде на 3284 долл. (на 32,5%) до 13399 долл. в 2026 г.
В настоящее время Россия располагает необходимыми средствами для финансирования реализации проектов в сфере высокоскоростного пассажирского движения. Так, по данным Центрального банка, золотовалютные резервы России в 2020-2021 гг. увеличились на 76,268 млрд. долл. (или на 13,8%) до рекордных 630,627 млрд. долл. на 1 января 2022 г. По размеру накопленных золотовалютных резервов Россия занимает 5-е место в мире после Китая, Японии, Швейцарии и Индии.
В текущей ситуации барьеры для развития высокоскоростного пассажирского движения выглядят следующим образом.
— Пандемия коронавируса COVID-19. Распространение коронавируса COVID-19 существенным образом ограничило мобильность людей, что по цепочке оказало негативное влияние на динамику мирового рынка высокоскоростного пассажирского движения. Железнодорожные компании столкнулись с заметным падением выручки и прибыли. На этом фоне отдельные страны приостановили строительство высокоскоростных железных дорог. При этом продажи новых высокоскоростных поездов снизились.
К сожалению, несмотря на продолжающуюся вакцинацию населения, начиная с конца декабря прошлого года отмечается существенное увеличение регистрации новых случаев заражения коронавирусом в мире, что выглядит достаточно тревожно. Так, по данным Center for Systems Science and Engineering at Johns Hopkins University, количество зарегистрированных новых случаев заражения коронавирусом в мире на неделе 10-16 января текущего года возросло до рекордных 20,589 (!) млн. человек против 17,301 млн. человек на неделе 3-9 января, 9,982 млн. человек на неделе 27 декабря 2021 г. – 2 января 2022 г. и 5,495 млн. человек на неделе 20-26 декабря прошлого года.
— Необходимость выделения новых земельных участков и возведения мостов и туннелей. В идеале высокоскоростная железная дорога должна быть похожа на прямую линию. Однако на практике это не всегда возможно. В результате происходит удлинение пути вкупе со снижением скорости движения.
— Значительный размер первоначальных капитальных вложений. В данном случае существует риск того, что капитальные вложения при строительстве высокоскоростных железнодорожных путей могут не окупиться.
— Увеличение операционных затрат и цены билета при повышении скорости высокоскоростных поездов. Как отмечается в отчете Европейской комиссии «Long-distance cross-border passenger rail services», индикативные затраты на 1 пассажиро – километр в поезде со скоростью движения 300 км/ч более чем в полтора раза превышают аналогичный показатель в поезде, движущемся со скоростью 200 км/ч.
— Расширение сегмента удаленной работы и дистанционного образования в мире. В данном случае можно предположить, что расширение сегмента удаленной работы и дистанционного образования в мировом масштабе будет способствовать уменьшению трудовой миграции и образовательной миграции, и, как следствие, снижению спроса на услуги высокоскоростного пассажирского движения со стороны работников и студентов (при прочих равных условиях).
- Ключевые тенденции развития высокоскоростного пассажирского движения
На современном этапе можно выделить следующие ключевые тенденции развития высокоскоростного пассажирского движения.
— Повышение энергоэффективности за счет диджитализации и автоматизации высокоскоростного пассажирского движения. Отдельные новые высокоскоростные поезда потребляют меньше электроэнергии в результате внедрения более качественных систем разгона, тяги и торможения, обеспечивающих экономию электроэнергии до 30% в зависимости от уровня автоматизации.
— Повышение безопасности высокоскоростного пассажирского движения. Автоматизированное оборудование и цифровые технологии, используемые в поездах и на железной дороге, также позволяют повысить безопасность высокоскоростного пассажирского движения вкупе с увеличением гибкости в части координации пассажирского и грузового движения, что подстегнет развитие рынка в ближайшем будущем.
— Развитие трансграничного высокоскоростного пассажирского движения. В данном случае можно отметить усилия, предпринимаемые Европейским союзом и Китаем для стимулирования трансграничного высокоскоростного пассажирского движения (более подробная информация представлена в отчете Европейской комиссии «Long-distance cross-border passenger rail services»).
— Увеличение интереса к высокоскоростным маглевам и сверхскоростным гиперлупам. На данный момент практический интерес к высокоскоростным маглевам проявляют Япония, Китай, Гонконг и Соединенные Штаты. В проектах по разработке гиперлупов участвуют такие компании, как SpaceX, Virgin Hyperloop, TUM Hyperloop, Nevomo, Hyperloop Transportation Technologies, Transpod, DGWHyperloop, Zeleros, Hardt Global Mobility, Arrivo и EuroTube.
- Ключевые конкуренты высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок
Ключевыми конкурентами высокоскоростных пассажирских железнодорожных поездов являются самолеты, автобусы и классические ночные поезда. Для отдельных европейских стран можно сделать следующие выводы.
— Пассажирские перевозки высокоскоростными поездами являются более дорогими по сравнению с автобусными пассажирскими перевозками.
— Услуги ночных поездов со спальными вагонами стоят дороже услуг самолетов.
— Высокоскоростные поезда выглядят дешевле самолетов на дистанции до 200-400 км в зависимости от размера аэропортных сборов, взимаемых с авиакомпаний.
Следует пояснить, что ситуация в других странах может отличаться в зависимости от различных факторов.
При этом фактический расклад сил в будущем будет зависеть от динамики цен на сырую нефть, нефтепродукты и электроэнергию, действий властей государств (включая возможное повышение налогов на использование углеводородного топлива, введение субсидирования с целью стимулирования высокоскоростного пассажирского движения, запрет авиарейсов в тех случаях, когда их можно заменить поездками на поезде) и других факторов.
- Сравнительный анализ лидеров развития высокоскоростного пассажирского движения
В настоящее время лидерами развития высокоскоростного пассажирского движения являются Китай, Япония, Франция, Испания, Италия и Германия.
— Китай. На данный момент Китай обладает наиболее протяженной сетью высокоскоростных железных дорог. При этом шанхайский маглев, передвигающийся по высокоскоростной магнитной дороге от шанхайского аэропорта Пудун до первой станции метро Шанхая с максимальной скоростью до 431 км/час, является самым быстрым высокоскоростным поездом и единственным в мире высокоскоростным поездом на магнитной подушке, находящимся в коммерческой эксплуатации.
В июле 2021 г. Китай представил новый маглев CRRC 600, способный развивать скорость до 600 км/ч. В случае запуска указанного маглева в коммерческую эксплуатацию он сможет преодолевать расстояние между Пекином и Шанхаем (более 1000 км) за 2,5 часа, в то время как самолету на это потребуется 3 часа, а высокоскоростному поезду – 5,5 часов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что высокие издержки и несовместимость с существующей железнодорожной инфраструктурой остаются серьезными препятствиями на пути развития рынка маглевов.
— Япония. В настоящее время Япония реализует амбициозный проект по строительству линии для маглева SCMAGLEV по маршруту Токио – Нагоя протяженностью 286 км с планами продления линии до Осаки с максимальной скоростью движения до 505 км/ч. В результате запуска проекта время поездки между Токио и Нагоя сократится до всего лишь 40 минут, а между Токио и Осакой – до 67 минут. Интересно, что около 90% пути Токио – Нагоя будет проходить через туннели. Ожидается, что участок Токио – Нагоя будет запущен в коммерческую эксплуатацию в 2027 г., а участок Нагоя – Осака – в 2037 г.
К слову, японской моделью маглева SCMAGLEV заинтересовались две американских компании The Northeast MAGLEV и Baltimore Washington Rapid Rail, которые планируют запустить маглевы на территории США.
Наконец, в качестве положительного момента необходимо отметить действия Европейского союза в части развития трансграничного высокоскоростного пассажирского движения и углубления интеграции европейских высокоскоростных железных дорог.
- Прогнозные потребности пассажиров в части высокоскоростных пассажирских перевозок
В рамках сценария, предполагающего достижение к 2050 г. нулевых выбросов углекислого газа со стороны глобального энергетического сектора (Net Zero Scenario), запланировано повышение доли железнодорожного транспорта в структуре пассажирских перевозок в мире с 8,5% в 2020 г. до 10,6% в 2025 г. и 12,6% в 2030 г.
Таким образом, в рамках этого сценария даже в случае сохранения общего объема пассажирских перевозок на прежнем уровне объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в 2020-2030 гг. должен возрасти почти в полтора раза. Причем этот ощутимый прирост будет обеспечен в первую очередь за счет развития высокоскоростного пассажирского движения в мировом масштабе.
Однако, как отмечают эксперты компании IEA в своем отчете «Rail. More efforts needed», для успешной реализации указанного сценария требуются более решительные действия со стороны властей стран в целях повышения конкурентоспособности высокоскоростных электропоездов по сравнению с самолетами. В частности, авторы отчета среди прочего рекомендуют направлять поступления транспортного налога на развитие высокоскоростного пассажирского движения.
Выводы
На основе проведенного исследования полагаем, что при оценке целесообразности вложений в развитие проектов высокоскоростного пассажирского движения в секторе железнодорожного транспорта наряду с экономической эффективностью следует учитывать экологические, социальные, демографические и прочие эффекты.
В числе таких эффектов улучшение экологии и демографической ситуации, выравнивание уровня жизни населения в разрезе регионов, укрепление научного и технологического потенциала, развитие региональной интеграции внутри стран и на международном уровне и др.
С учетом перечисленных эффектов инвестиции в развитие высокоскоростного пассажирского движения, на наш взгляд, выглядят рациональными и обоснованными.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.