Очередная стратегия Нафтогаза: энергетический Uber, футуризм и успешный успех

Как Нафтогаз в третий раз планирует увеличивать добычу газа на морском шельфе и из плотных пород, наращивать клиентский портфель, строить ветровые станции и выходить на IPO?

Руководство НАК «Нафтогаз Украины» (группа Нафтогаз) 18 февраля презентовало новую стратегию развития компании до 2025 года.

100% акции Нафтогаза принадлежит государству. На сегодня в группе сконцентрированы такие крупнейшие активы:

Укргаздобыча — крупнейшая компания, добывающая газ в стране.

Укртрансгаз – компания, оперирующая подземными хранилищами газа (ПХГ).

50% + 1 акция Укрнафты, что является крупнейшей компанией по добыче нефти в стране. 43% акций Укрнафты принадлежат финансово-промышленной группе Игоря Коломойского.

Укртранснафта — компания, оперирующая нефтепроводами.

Компании «Нафтогаз Трейдинг» и газоснабжающая компания «Нафтогаз Украины», осуществляющие реализацию газа.

43% акций Укртатнафты – единственного крупного переработчика нефти в стране, оперирующего Кременчугским НПЗ. Мажоритарный пакет акций принадлежит группе Игоря Коломойского.

Презентация длилась более двух часов. Главным лейтмотивом стратегии Нафтогаза ожидаемо было увеличение добычи газа.

За последние пять лет это уже третья стратегия Нафтогаза, которая предусматривает увеличение добычи. Две предыдущие имели громкие названия. В конце 2016 года Кабмин Владимира Гройсмана утвердил концепцию по увеличению добычи украинского газа. Позже эта стратегия получила название Программа 20/20.

Реализацию программы должен был обеспечить Олег Прохоренко, возглавлявший Укргаздобычу (УГД) в 2015-2019 годах. Программа предполагала, что в 2020 году УГД увеличит добычу до 20 млрд. кубов газа в год. По факту, в 2020 году УГД уменьшила добычу до 14,15 млрд. кубов с 14,9 млрд. кубов в 2019 году.

Следующая стратегия называлась «Трезубец» из-за трех основных направлений деятельности: шельф Черного моря, сверхглубокое бурение и добыча из плотных песчаников. Ее в феврале 2020 года, ровно год назад, презентовал Андрей Фаворов, на тот момент – глава дивизиона «Интегрированный газ в Нафтогазе».

Впрочем, через два месяца Фаворов ушел из Нафтогаза. Как он рассказал в интервью БЦ, он разошелся в стратегическом видении с новым исполняющим директором Нафтогаза Отто Ватерландером, который ранее работал в консалтинговой компании McKinsey.

«Я отвергаю идею матричной структуры, которую с 1980-х годов проповедуют выходцы из McKinsey. Я считаю, что решения должны приниматься ближе к скважине, а не корпоративной бюрократией, которая рассказывает мужикам на скважине, что им делать. Именно эта идеология продвигается «маккинзерами», — говорил тогда Фаворов.

Очевидно, именно Ватерландер был главным разработчиком нынешней стратегии Нафтогаза. В целом стратегия предусматривает значительные инвестиции в добычу газа – до $25 млрд., в течение ближайших 10 лет.

Также много внимания уделено развитию розничного бизнеса – реализации газа, а в будущем – электроэнергии и услугам центрального отопления, бытовым потребителям (населению).

Председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев называет эту концепцию энергетический Uber. Отдельно уделено внимание развитию низкоуглеродистой энергетики. Нафтогаз, якобы, собирается инвестировать в построение ветряных электростанций на шельфе Черного моря и в производство «зеленого водорода». Впрочем, кроме общих футуристических стратегий, никаких конкретных планов по объемам инвестиций не было озвучено.

Кроме того, менеджеры Нафтогаза заверили, что венцом реализации стратегии станет публичное размещение ее акций в 2025 году и привлечение новых инвестиций со стороны международного капитала. Одним словом — успешный успех.

«БизнесЦензор» сделал короткий конспект по выступлениям руководителей группы Нафтогаз на презентации стратегии развития до 2025 года, которая состоялась 18 февраля.

Председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев 

О политике собственности

Политика собственности Нафтогаза включает пять стратегических целей.

Достижение энергонезависимости. Она предусматривает увеличение добычи газа, увеличение разведанных запасов газа и энергоэффективность – уменьшение потребления энергоресурсов.

Создание конкурентного газового рынка.

Обеспечение эффективной транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Эффективное представление украинских интересов на международном рынке, что включает борьбу за сохранение статуса Украины, как транзитера газа.

На будущее – вывод Нафтогаза на IPO (первичное публичное предложение акций на фондовые биржи).

О целях на рынке газа

Мы хотим увеличить добычу газа. Но мы хотим увеличить его экономически целесообразным способом. Мы хотим увеличить компетенции в трейдинге. Хотим вернуть себе статус крупнейшего трейдера газа на оптовом рынке.

По сути, такой трейдер будет исполнять роль банка, или страхования всего рынка, сглаживая ценовые пики, которые происходит время от времени. В январе 2021 года мы видели такой пик на розничном рынке газа. В будущем мы хотим выйти на другие рынки источников энергии. Таких как тепло, таких как электроэнергия.

У нас в Нафтогазе есть слово, которое мы используем для розничного рынка – это газовый Uber. Мы хотим, чтобы все потребители могли получить качественный, простой, прозрачный и справедливый сервис. Мы хотим получить клиентскую базу объемом не менее 30% от всех бытовых потребителей в Украине.

О причинах провала Программы 20/20 

Часто наши критики вспоминают Программу 20/20. По поводу этого я привожу следующую аллегорию. Представьте, что у вас аграрный бизнес. Вы решили в него инвестировать и дали вашему менеджеру деньги. Эти деньги были вложены в первую очередь в оборудование. Вы купили новые комбайны. Но новые поля, на которых эта техника может работать, вам не предоставили.

Похожая ситуация произошла с группой Нафтогаз. Нам удалось кардинально изменить парк нашего оборудования. Инвестировать в это существенные деньги. Но, к сожалению, предпосылки, заложенные в Программу 20/20 относительно новых лицензий, по упрощению налоговых условий, подписание соглашений о разделе продукции (СРП) – они не были выполнены. Из 19 условий, которые были перечислены в этой программе, полностью и вовремя было выполнено только одно.

О благодарностях и «победах» последних месяцев

Мы благодарны правительству и президенту за возможность подписать четыре СРП (крупнейшее соглашение с румынской Expert Petroleum в апреле 2020 года). Это заняло примерно два года с момента начала этого процесса.

Мы благодарны за то, что смогли приобрести компанию «Надра Юзовская». Это фактически позволило нам начать работу на новых газоносных площадях – так называемых плотных песчаниках. Там мы заканчиваем бурение скважины, которая позволит нам выяснить, с каким темпом и каким образом мы сможем максимально ускорить освоение этой площади.

Мы так же благодарны за возможность работать на шельфе Черного моря. Мы, как Нафтогаз, не сможем освоить этот кусок работы сами. Поэтому мы подписали меморандум с международной компанией OMV Petrom, которая с 2002 года, активно работает над исследованием возможностей шельфа Черного и Азовского морей. Мы знаем, что участники в этой компании являются инвесторами в «Северный поток – 2». Но это наша возможность сказать западному миру: «Мы лучшие партнеры, работайте с нами».

Условия реализации стратегии

Мы должны уменьшать бюрократию внутри компании. Мы должны завершить внедрение газового рынка. Нас ожидает реформа на рынке электроэнергии. Она нам нужна, потому что мы хотим продавать бытовым потребителям не только газ, но и электроэнергию.

Мы надеемся на завершение реформы в сегменте генерации тепла. Создание полного цикла качественного рынка во всех направлениях получения энергии является обязательной предпосылкой для успешного развития не только Нафтогаза, но и всей страны. На этом пути стоит проблема долгов. Проблему 80 млрд. грн. долгов нужно решить в ближайшее время. Нам нужна сбалансированная политика в отношении дивидендов. Ни одна компания не может развиваться, не понимая, сколько денег ей оставит акционер.

О последствиях реализации или не реализации стратегии

Если наша стратегия не будет реализована, это приведет к потере 200 тыс. рабочих мест, неполучению бюджетом более 100 млрд. грн. налогов, неполучению 30 млрд. грн. Пенсионным фондом. Если стратегия будет реализована, это даст дополнительно 290 тыс. рабочих мест, 360 млрд. грн. доходов бюджета, 36 млрд. грн. поступлений в Пенсионный фонд, рост ВВП на 440 млрд. грн.

Квинтэссенция нашей стратегии: «Мы – партнер, которого выбирают». 

О согласовании стратегии

Относительно формального согласования стратегии, было несколько попыток с 2016 года. Мы направляли свои стратегии акционеру (в Кабмин). Ни разу мы не получили ни формального отказа, ни формального согласования. Но из-за изменения Устава НАК «Нафтогаз Украины» полномочия утверждать стратегию компании получил наблюдательный совет.

Но мы, конечно, передадим стратегию правительству, чтобы они были с ней ознакомлены. И в тех частях, где это нужно, могли ее комментировать.

Финансовый директор Группы Нафтогаз Петер Ван Дрил 

О глобальных условиях развития энергетических рынков

Думаю, в 2021 году спрос и цена на газ вернутся на уровень, который мы видели в 2019 году. Это произойдет из-за восстановления экономики. В Европе атомная энергия и уголь занимают все меньшую долю в энергетическом миксе. Но газ в энергетическом миксе останется на многие десятилетия. И благодаря этому Нафтогаз имеет очень хорошие позиции.

Мы должны увеличить эффективность. Мы возвращаемся к вопросам уменьшения бюрократизации, большей концентрации. Возможно, даже иногда, уменьшение количества работников.

О защите инвестиций 

Наш вызов — мы должны сбалансировать рост с возвращением инвестиций государству Украина. В 2020 году 13% государственного бюджета состояли из налогов группы Нафтогаз. Это 142 млрд. грн. Мы хотим удержать эту позицию. Но в, то, же время мы должны инвестировать в будущее.

Сегодня инвестор не может прийти в Нафтогаз с кучей денег и сказать: успеха вам. Нам надо доказать инвесторам, что мы ответственная компания. Мы должны финансировать рост. Но если к нам приходит инвестор в облигации, он должен быть уверен, что эта среда является надежной для инвестиций. Это касается инвестирования в акции, когда мы выйдем на публичное размещение. Украина должна доказать, что она прекрасное место для инвестирования.

Главный исполняющий директор Группы Нафтогаз Отто Ватерландер 

Об увеличении запасов газа

Каждый день нас спрашивают, когда мы увеличим добычу газа? В течение последних нескольких месяцев произошла самая большая трансформация — мы получили новые резервы. Подавляющее большинство запасов, которые у нас сейчас есть, сегодня находятся в процессе добычи. У нас мало новых запасов, которые бы мы могли разрабатывать. Но за последние несколько месяцев мы получили лицензии. Это Юзовский участок и шельф Черного моря. Также мы верим, что в Карпатах есть большое количество неразведанных запасов.

Мы рассчитываем, что наши запасы с новыми лицензиями вырастут до 500 млрд. кубов газа. Это в 10 раз увеличит наши возможности по добыче газа.

Об инвестициях в добычу

Мы надеемся в течение ближайших 5 лет инвестировать около $7 млрд. в добычу. А в течение следующих 5 лет увеличить эту сумму в два раза. Поэтому мы планируем действовать. Наша стратегия позволяет нам привлекать соинвесторов, что смогут инвестировать вместе с нами. В этом году мы большую часть средств еще инвестируем в старые скважины. Но уже в следующем году мы хотим закончить сейсмические исследования на шельфе Черного моря. На Юзовском участке мы имеем план, начать бурение уже в этом году.

Все это мы делаем для того, чтобы отойти от значительных инвестиций в старые скважины (Brownfield) и перейти к новым месторождениям (Greenfield). Это важнейшая трансформация, которую мы можем предложить Украине в последующие годы.

О перспективах Украины

Почему я здесь? Не только потому, что мне нравится Украина. Нефтегазовая сфера Украины предлагает нам чрезвычайные возможности. В Европе добыча газа постоянно уменьшается. Как было и в Украине в последние годы. Но только Украина имеет потенциал наращивать добычу в будущем.

Мы надеемся, что в ближайшие годы Украина станет третьей в Европе по объемам добычи после Норвегии и Великобритании.

Про трейдинг

Возможно, это не очень совпадает с тем, что хорошо для потребителей в Украине. Поэтому мы хотим построить трейдинг мирового класса. Возможно, через год-два мы привлечем таланты с международного рынка, чтобы усилить местных специалистов.

Что такое трейдинг? Он процветает там, где есть волатильность цены. Мы видим, что для потребителей это добавляет значительные риски. В течение последних месяцев у нас происходят интенсивные дискуссии с правительством. Наша ответственность – стабилизировать розничные цены. Нафтогаз первым предложил продукты с фиксированной ценой для потребителей на 12 месяцев. Конечно, это включает в себя риски для Нафтогаза.

Каким образом мы можем преодолеть эти риски? Мы можем перейти на международные рынки, где будем продавать или покупать продукт.

О газовых хранилищах

Еще один важный ресурс, который у нас есть – это ПХГ. В прошлом году мы создали независимого оператора ПХГ (Укртрансгаз). Нам удалось сделать невероятно успешным этот год. Мы не только дошли до почти максимума заполнения газохранилищ, но нас также признало международное сообщество. У нас было около 100 иностранных компаний, которые заключили контракты на хранение газа в Украине. Это вдвое больше, чем было в предыдущем году.

Мы предпочитаем не продавать избыточный газ летом, когда цены слишком низкие. Мы бы лучше перенесли реализацию газа на зимний период, когда лучшие цены.

О доходности шельфового газа 

Наши ожидания, что себестоимость добычи газа на шельфе Черного моря будет меньше $200 за тысячу кубов. Иначе мы бы этого не делали. Производственный цикл на шельфе составляет сроком в 5 лет, от инвестиций до добычи. И в международном контексте это очень быстро.

Бурение одной скважины на шельфе может стоить нам от $50 млн. до $80 млн. Нам нужно 3-5 скважин, чтобы понять какая ситуация. Тогда мы начнем вкладывать инвестиции.

Директор дивизиона «Розничный бизнес» Группы Нафтогаз Максим Рабинович 

О целях в розничном бизнесе

Наша задача стать национальным поставщиком энергетических услуг. Это очень глобальная идея, которая требует времени. Мы хотим поставлять не только газ, но и все ресурсы, которые нужны нашим клиентам.

Наша цель имеет три этапа. Первый начался в 2020 году, когда мы начали поставлять газ. На втором этапе мы планируем стать поставщиком энергетических услуг. Мы надеемся, что в ближайшее время рынок электрической энергии откроется. А также откроется рынок тепловой энергии и других ресурсов.

Мы занимаемся проектами по энергоэффективности. Потому что только это, кроме цены, может дать нашим клиентам доверие к нам, как к поставщику.

Третий этап – это когда мы берем все потребности клиента и превращаем их в возможности.

О методах достижения целей

Что нам нужно делать, как розничному бизнесу? Первое — это диджитализация. Автоматизация процессов. 30% наших клиентов – это субсидианты. Им нужно понимать, что переход к новому поставщику не ухудшит их положение. Сейчас мы договорились с Минсоцполитики об автоматическом обмене реестрами. Поэтому клиентам не придется стоять в очередях на подтверждение субсидии. Это и есть автоматизация.

Второе — это оптимизация расходов. Трейдинг дает нам возможность получать самые лучшие и стабильные цены. И гарантировать нашим клиентам, что всегда будет ресурс.

Текущие достижения 

Мы должны идти за клиентом, а не клиент за нами. Сейчас есть как онлайн каналы, так и офлайн каналы для смены поставщика. Уже есть 2 тысячи таких офлайн точек по стране. В этом году мы надеемся открыть еще 2 тысячи таких точек. Мы уже национальный поставщик. За 6 месяцев у нас есть плюс 600 тысяч новых клиентов. Сейчас наш коммерческий портфель — это 850 тыс. клиентов.

Еще 500 тыс. клиентов у нас имеется, как у поставщика последней надежды (ППН). Мы можем работать с этими клиентами и предлагать им дополнительные услуги. Это и есть квинтэссенция нашего бизнеса. Сейчас 9% рынка находится уже в поставке группы Нафтогаз. На рынке всего 12,5 млн. клиентов. Наши амбиции — иметь минимум 30% рынка.

Руководитель направления «Низкоуглеродистый бизнес» Группы Нафтогаз Лана Зеркаль

О зеленой трансформации

Страна определила на 2035 год значительное увеличение зеленой энергетики. Что это значит для нашей компании? Во-первых, это уменьшение углеродных выбросов, а во-вторых, это изменения в предоставлении услуг нашим потребителям. Это окажет влияние на весь наш бизнес-портфель.

Мы, как компания, которая выходит на шельф с целью добычи газа, рассматриваем перспективы строительства ветровой генерации на шельфе. Согласно анализу Всемирного банка, Украина имеет самый высокий потенциал в развитии этого направления: до 250 ГВт ветровой энергии с 460 ГВт потенциала на шельфе Черного моря.

Помимо ветровой генерации, мы являемся привлекательным партнером в производстве водорода. На сегодня мы заключили меморандум с Энергоатомом по развитию водородной энергетики. Потенциал этого ресурса — достижение 23% в структуре мирового энергопотребления к 2050 году.

Автор: Сергей Головнев

Источник: «БизнесЦензор»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий