15.01.2020 – Эксперт Украинской климатической сети Олег Савицкий рассказал УНИАН, как от экологии зависит экономика, зачем экологам качественная судебная реформа, а депутатам – экологическое видение, почему нужно повышать цены на электроэнергию для населения и почему Украине необходимо поскорее присоединиться к технологической революции, которая происходит в Европе.
Представьте, что ведем с вами разговор не в первые после праздничные дни, а где-то в конце 2020 года. Что будете считать успехом в вопросах экологической политики?
Прежде всего, экологическая политика не может строиться отдельно от энергетической политики, экономической, антикоррупционной. То, что касается окружающей среды, касается всего. Потому что окружающая среда – это все.
Поэтому Верховная Рада должна эволюционировать в плане жизненных ценностей законотворчество. Раньше на первом месте всегда были отдельные интересы отдельных людей или политических сил, поэтому, если партия, которая называет себя «Слугой народа», рассчитывает на дальнейшее будущее, последовательная экологическая политика будет очень важным маркером.
Что конкретно может быть показателем эффективности государственной экологической политики? На что ориентироваться населению?
Чтобы внедрять экологическую политику, надо, прежде всего, институционально упорядочить систему защиты окружающей среды в Украине. На сегодня она фактически уничтожена. Остались только какие-то фрагментарные органы от предыдущих властных структур и недореформ, полный хаос.
Поэтому надо выстроить институциональную способность. И этот вопрос ко всему правительству, а не только к Министерству энергетики и защиты окружающей среды. Правительство должно системно работать над созданием институциональной структуры защиты окружающей среды, которая будет согласованно работать.
В современном мире вопросы внедрения экологической политики должны быть интегрированы в деятельность практически всех органов центральной исполнительной власти. Так ее внедряет Европейский Союз.
Относительно институтов… Сейчас звучат обещания громких изменений и перезагрузки Государственной экологической инспекции – органа, который должен осуществлять надзор над соблюдением требований экологического законодательства. От чего зависит успешность реформирования?
Без тектонических сдвигов в судебной системе мало что изменится, даже если реформированная Госэкоинспекция будет качественно работать и собирать доказательную базу нарушений. Все это не имеет смысла, если нарушителей будут привлекать к ответственности. Мы это видели в самых резонансных делах предыдущих лет.
Например, по Дарницкой ТЭЦ в Киеве: Госэкоинспекция обратилась к загрязнителю, a токсические пылевые бури с отвала золы, как накрывали левый берег города несколько лет назад, так и накрывают. Чтобы Госэкоинспекция смогла работать, ей нужно взаимодействие с правоохранительными органами и действующая судебная система.
По словам и. о. председателя Госэкоинспекции Егора Фирсова, вскоре должен быть зарегистрирован законопроект «Об экологическом контроле», который предоставит органу реальные возможности контроля. Какие положения должны быть в документе, чтобы он имел смысл?
Не думаю, что вопрос в отдельных документах. Важнее вопрос политической воли.
Ведь можно писать хорошие документы, после принятия, которых дальше ничего не происходит. Отдельные рекомендации системно предлагались кучей экспертов из экологических организаций («Экология-право-человек» и других), которые посвятили этому немало времени и подготовили замечательные исследования. Но политической воли раньше не было, и ничего не происходило.
Что было бы эффективным инструментом привлечения к ответственности предприятий-нарушителей?
Прежде, чем говорить об ответственности, надо иметь независимую систему мониторинга и контроля, которая в Украине отсутствует. Иначе попытки кого-то привлечь будут всегда восприниматься политическими разборками. Мол, кто-то преследует политических оппонентов и бизнес-конкурентов, используя свою власть над экологическими органами. Поэтому конкретные прецеденты привлечения нарушителей к ответственности должны быть действительно хорошими. Доказательная база должна гарантировать, что это не политическое преследование.
На самом деле на сегодня есть куча инициированных общественностью попыток привлечь к ответственности нарушителей, судебные дела против них (например, против Трипольской ТЭС в Киевской области). Но эти дела идут очень тяжело, судебные органы максимально затягивают их рассмотрение. Более того, есть основания считать, что имеет место влияние на судей. Поэтому нужна судебная реформа.
В конце прошлого года был принят закон о мониторинге выбросов парниковых газов.
Парниковые газы – это только один из элементов, он больше связан с экономической и фискальной политикой. Выбросы CO2 не убивают людей сразу – они вызывают изменения климата, которые могут убить наших детей и внуков. Однако существует целая куча загрязняющих веществ, которые убивают нас уже сегодня. Те же предприятия, которые выбрасывают парниковые газы, так же выбрасывают в воздух большое количество токсичных веществ.
Чтобы предотвратить это, нужно принимать соответствующие стандарты и регламенты по мониторингу выбросов. Нужна техническая политика. Во всех развитых странах действуют цифровые системы мониторинга, которые нам тоже надо построить. Это базы данных, которые автоматизированы и собирают информацию из тысяч предприятий.
На каждой трубе должен стоять датчик, который в онлайн-режиме передавал бы информацию о выбросах в центральный орган, ответственный за мониторинг. Опять же, нам нужно создать эту институциональную способность. Ведь сейчас ни один центральный орган исполнительной власти не в состоянии администрировать такие мощные электронные системы.
Это должен быть единый орган на целую страну?
Да, единая база данных, которая централизованно администрируется. Важно, чтобы это был политически независимый орган. Когда мы будем иметь такой орган, будем получать объективную информацию, Министерство энергетики и защиты окружающей среды сможет обоснованно осуществлять какую-то экологическую политику.
Например, специально принимать программы для отдельных регионов. Выдвигать более жесткие требования к местным предприятиям из-за высокого уровня загрязнения воздуха. Без информации хотя бы о состоянии воздуха о какой-то последовательной и обоснованной экологической политике нечего и говорить.
Как так случилось, что мы раньше не создали государственную систему мониторинга воздуха? Кто виноват?
На самом деле, это печальная и сложная история. Министерство экологии и природных ресурсов и его предыдущие версии с другими названиями пробовали создать какие-то современные системы.
Если мы говорим именно о мониторинге качества воздуха, то были проекты международной технической помощи, даже закупалось какое-то оборудование (часто по завышенным ценам). Однако все попытки заканчивались полным фиаско. Был даже случай, когда закупленное мониторинговое оборудование в Киеве просто не передали на баланс, и оно исчезло.
Только после появления общественной системы мониторинга качества воздуха власть начала как-то заниматься этим вопросом и делать какие-то заявления. Но еще два года в Украине не было, ни одной мониторинговой станции, которая подавала бы в онлайн-режиме показатели качества воздуха.
Главный показатель качества воздуха – это содержание микрочастиц. Его очень просто измерять и он очень индикативный — показывает наиболее вредные для человека загрязнения. Так вот, общественная система мониторинга качества воздуха показала, что ее можно создать за минимальные средства. Если смотреть на бюджеты проектов, которые осваивали ранее в Минприроды, систему мониторинга качества воздуха в стране можно было построить раз десять, а то и больше.
Хочется верить в декларируемые сегодня обещания ее построить. Но всегда есть риски.
Поэтому нужно продолжать общественное давление. Не надо рассчитывать, что без постоянного прессинга и контроля общественности правительство будет что-то делать. Должен быть, как государственный, так и общественный мониторинг. Чтобы не было возможности манипулировать, подменять данные или искажать их. Если говорить об объективности, то должна быть возможность проверить любые данные.
Что считаете ключевой причиной экологических нарушений среди украинских предприятий — нерабочие законы или низкое экологическое сознание? Что преобладает?
Ни первое, ни второе. Прежде всего, влияют финансовые интересы и то, как строится экономика в стране. Эффективная модернизация производства, внедрение новейших стандартов и экологических норм – это многолетняя фундаментальная работа. Никто не будет вкладывать средства в предприятие без долгосрочных стратегических программ.
Если нет безопасности в стране, невозможно планировать на пять-десять лет. Когда экономика строится на эксплуатации природных ресурсов (причем, самым варварским способом), на использовании полученных путем незаконной приватизации и рейдерства предприятий, то строить устойчивое развитие, просто невозможно. Все гонятся за прибылью сегодня и сейчас.
В прошлом году были зарегистрированы / проголосованы в первом чтении ряд экологических законопроектов. Есть ли какие-то законодательные инициативы, которые вызывают у вас определенные опасения?
Самый большой риск сейчас – закон о рынке земли – очень важный для экологической политики государства и нашего будущего в целом. Мы аграрная страна и не приходится надеяться, что у нас вдруг разовьется промышленность. Но прежде чем открывать рынок земли, надо навести порядок с «Госгеокадастром». Мы должны видеть, где земли природно-заповедного фонда, где расположена критическая инфраструктура (газопроводы, линии электропередач).
Перед тем, как говорить о сдвиге в сторону продажи земли, все земли должны быть сведены в одну прозрачную интегрированную систему. Потому что без прозрачности, подотчетности и доступа общественности к информации о том, что происходит с землей, все может закончиться трагически. Мы просто потеряем последний ресурс, на котором еще может отстроиться экономика Украины.
Относительно еще каких-то фундаментальных вещей, то у нас до сих пор не урегулирован вопрос развития возобновляемой энергетики. Идут большие баталии по пересмотру «зеленого» тарифа, его реструктуризации и тому подобное. Почти весь прошлый год эта тема была горячей. Уже под новый год Минэкоэнерго приняло подзаконные акты для проведения «зеленых» аукционов на строительство новых объектов возобновляемой энергетики.
Однако, за прошедшие два года по очень высоким «зеленым» тарифом было построено столько мощных объектов солнечной и ветровой энергетики, что это уже создает заметное давление на рынок электроэнергии. Прежде всего, на промышленных потребителей. Ведь наше население вообще исключено из рынка электроэнергии и платит по старым тарифам. Хотя, на самом деле, может платить за электроэнергию больше, и в Минэкоэнерго уже были попытки работать в этом направлении…
…после таких слов стоит ожидать негативных комментариев.
Даже в Советском Союзе не было такого, чтобы население платило в четыре раза меньше, чем предприятия. Это полностью подрывает экономику, ведь для развития промышленности нужна дешевая и доступная электроэнергия, а более высокие цены для населения стимулируют энергоэффективные мероприятия и энергосбережение.
У нас сейчас население субсидируется, независимо от достатка. Владелец дома с двумя бассейнами платит за электроэнергию по той же стоимости, что бабушка с пенсией в три тысячи гривен в квартире с бойлером или электрическим отоплением. С одной стороны должны быть рыночные условия, с другой — справедливая система социальной защиты.
Надо понять, что при нормальном развитии ключевых секторов экономики, например, электроэнергетики, у нас не было бы такой бедности в стране. Если предприятие имеет нормальный и безопасный доступ к энергоресурсам, оно развивается. На рынок приходят новые инновационные игроки, способные предлагать более низкие цены за электроэнергию. Тогда развивается экономика, а прибыль идет в бюджет.
Если же мы живем только за счет добычи и вывоза ресурсов за границу – развитие экономики не происходит. Доходы выводятся в офшоры, а государство получает копейки.
На самом деле сегодня добывающие отрасли работают не на Украину, а на внешних игроков. Мы остаемся просто ресурсной колонией. Притом, что мы имеем серьезные проблемы с энергетической безопасностью, зависимостью от России, покупаем миллионы тонн угля, но продолжаем продавать электроэнергию в Польшу, Венгрию, Словакию. И продают электроэнергию за границу именно угольные электростанции, которые принадлежат известному олигарху.
С 1-го января вступила в действие новая Стратегия экологической политики до 2030 года. В чем ее смысл?
Самое важное то, что она привязана к нашим обязательствам в рамках «Соглашения об ассоциации» и договора «Об энергетическом сообществе». Это декларация того, что мы действительно внедряем европейскую экологическую политику и стремимся стать европейской страной.
В частности, в Стратегии прописано, что к 2030 году должен быть разработан интегрированный Национальный план по энергетике и климату для Украины. На самом деле этот документ не ограничивается энергетикой, потому что от него зависит вообще структура экономики страны. ЕС сейчас переживает научно-техническую революцию, ведущие страны Европы уже имеют в энергетическом балансе тридцать-сорок процентов возобновляемой энергетики.
Технологии возобновляемой энергетики (ВИЭ) на сегодня стали дешевле и более экономично привлекательными, чем ископаемое топливо, зависимость от которого создает геополитические угрозы и разрушает нашу окружающую среду. Переход на ВИЭ фундаментально меняет дальнейшее развитие европейской экономики.
В ЕС принят курс на «электрификацию 2.0» с повсеместной диджитализацией. Подразумевается внедрение умных сетей, интеграция электроэнергетики с другими секторами (с транспортом, с отоплением, промышленными процессами, в которых ранее использовали ископаемое топливо).
Это фундаментальные технологические и экономические сдвиги. И нам пора определяться, какую роль мы будем дальше играть в Европе. Будем «серой зоной» на восточной границе, ресурсным придатком, или пройдем весь путь интеграции и станем полноценной современной экономикой, которая будет иметь равные права и интересы в составе ЕС.
Что может помешать успешному старту Стратегии в этом году? Какие-то неудачные законы?
Проблема не в законах. В Украине законодательство даже в худшие времена было на нормальном уровне, даже принятое предыдущими законодателями при Януковиче. Глобально все зависит от видения развития страны и политической воли со стороны реальных держателей власти. Вы знаете, какое обычно отношение к тематике окружающей среды. Мол, это что-то второстепенное, идеалистическое и не имеет отношения к фундаментальным интересам…
… то есть к деньгам…
… да, к финансовым потокам и экономике, в целом. Но это не так.
На самом деле весь мир сейчас сталкивается с необходимостью полной перестройки экономики – из-за антропогенных изменений климата. Чтобы удержать глобальное потепление в допустимых пределах, согласно консервативным выводам ученых, за тридцать лет мы должны полностью отойти от использования ископаемого топлива. Во всех странах мира. В Европе эта технологическая революция уже происходит, и мы можем в ней тоже играть свою роль.
Но пока, как страна, мы не участвуем в этом. В лучшем случае, остаемся просто рынком для чужих технологий. Поэтому, чтобы Стратегия экологической политики имела шанс на реализацию, она должна стать приоритетом не только для одного министерства, а всего правительства.
Когда в прошлом году в первом чтении приняли закон об ограничении оборота пластиковых пакетов, экоактивисты многие говорили, что в нем на самом деле не заложено системное решение проблемы. Какие законы нам нужны, чтобы покончить с появлением стихийных свалок и запустить полноценную сортировку?
Нужно принимать законы и другие нормативные акты, внедряя фундаментальный принцип расширенной ответственности производителя. Потому что просто нет экономической возможности решить проблему отходов, если соответствующие отчисления на обращение с отходами не будут платить производители товаров, которые преимущественно составляют объем бытовых отходов.
В практике ЕС существует так называемая иерархия мер по решению проблемы отходов и переработка отходов является лишь одним из элементов. Первое в ней – это вообще уменьшение производства вещей, которые оказываются на свалке. Ведь, если продолжать производить одноразовый пластик и другие вещи, цикл жизни которых составляет несколько минут, проблема останется.
Минэкоэнерго в нынешнем виде было образовано только в прошлом году (объединились два министерства – энергетики и экологии). Как оцениваете его приоритеты? Не отстает ли тема окружающей среды?
К концу прошлого года приоритетным вопросом был вопрос газовых контрактов и транзита, он практически перекрывал все остальное. Но, думаю, что следующие несколько месяцев действительно покажут способность Министерства выстраивать экологическую политику.
Помните нашумевшую ситуацию со смогом в Киеве и критическим загрязнением во многих городах, метеорологические условия прошлого года? Она показывает реальную ситуацию в стране с загрязнением воздуха. Просто в обычные дни мы этого не замечаем, но когда воздух не движется, и загрязняющие вещества накапливаются, мы все это сразу видим.
Задекларированное создание системы мониторинга качества воздуха действительно в приоритете. Это нужно было делать еще десять-двадцать лет назад. Так о какой работе можно говорить без объективной информации о ключевом показателе состояния окружающей среды. Мы все дышим воздухом, и его загрязнение влияет на нас больше всего.
На ваш взгляд, с какой экологической темы начнется новый политический сезон?
Продолжаются баталии вокруг запрета пушных ферм в Украине, думаю, скоро это вновь будет горячей темой в Раде. Напомню, что еще с прошлого созыва был соответствующий законопроект, на основе которого разработан новый. Это проект закона №2360 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правового регулирования мехового производства в Украине», он сейчас на рассмотрении в министерстве.
Думаю, что в январе будут какие-то публичные обсуждения. Несмотря на то, что мне известно, вокруг этого закона будут серьезные баталии. Уже создано лобби с серьезными финансовыми вложениями от пушного бизнеса, чтобы противодействовать этим инициативам.
Автор: Ирина Шевченко
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.