26.04.2020 – Треть жалоб потребителей в Госпродпотребслужбу в период карантина по предотвращению коронавируса касаются работы торговых сетей.
Об основных направлениях деятельности Госпродпотребслужбы для обеспечения безопасности пищевых продуктов, действиях, направленных на пищевую безопасность страны и возможностях экспорта и импорта, а также о предстоящих ожиданиях со времени после карантина рассказала и.о. председателя Госпродпотребслужбы Ольга Шевченко.
В период карантина против коронавируса, украинцев интересуют два основных вопроса: хватит ли продуктов на полках магазинов до конца карантина, и будут ли они безопасными. Как сегодня Госпродпотребслужба следит за безопасностью продуктов на полках?
Госпродпотребслужба работает в штатном режиме. У нас достаточно широкий круг полномочий, которые связаны с обеспечением продовольственной безопасности и контролем над безопасностью пищевых продуктов. Это контроль над здоровьем животных в Украине, за реализацией растениеводческой продукции. Все направления нашей ответственности работают в полном объеме.
Отдельно, согласно ситуации в стране, на нас возложены обязанности по предупреждению распространения коронавируса. Работаем мы, наши территориальные органы. Часть специалистов перевелись на дистанционную работу, мы абсолютно так же, как и большинство украинцев, подошли к ситуации с коронавирусом, чтобы обеспечить защиту наших людей.
На дистанционную работу перешли те направления, которые можно было перевести на работу вне офиса, ограничили прием граждан. Но, в любом случае, к нам можно обратиться по электронным средствам, на электронный адрес.
Мы предоставили контактные телефоны, потому что все равно никто не отменял возможность обращения граждан, жалобы поступают в достаточно больших объемах. Наши специалисты продолжают с ними работать.
Как изменилось количество нарушений во время карантина, и каких проблем они преимущественно касаются?
Мы проводили анализ жалоб, которые сейчас поступают. Преимущественно в последние 3 месяца люди обращаются с вопросами, связанными с контролем цен, обращения поступают в отношении ветеринарной медицины и безопасности пищевых продуктов, защиты потребителей.
Также имеются обращения относительно деятельности заведений общественного питания. В структуре Госпродпотребслужбы все направления охвачены. Некоторый перечень направлений работы стал более актуальным.
Основные обращения – относительно жалоб на цены, особенно на цены товаров медицинского направления, пищевые продукты, сообщения о нарушениях, связанных с реализацией пищевых продуктов. По нашим выводам, в 2019 году около 65% жалоб, по которым осуществлялась проверка, касаются операторов рынка пищевых продуктов по месту их деятельности. В этом году показатель уменьшился до 30%. Это связано с тем, что был введен запрет деятельности заведений общественного питания – ресторанов, кафе – и они были переведены на адресную доставку.
В первые дни апреля были обращения международных организаций, обеспокоенных пищевой безопасностью в мире, в которых просили о менее придирчивом контроле качества продуктов – прежде всего для того, чтобы все продукты попадали к потребителям. Какова на сегодня ваша позиция по этому вопросу?
Контроль над безопасностью осуществляется в соответствии с законодательством – если мы получаем жалобы от физических лиц или на определенные нарушения правил безопасности, отравления или фальсификацию пищевых продуктов, такие случаи рассматриваются в установленном порядке. Поэтому сказать, что есть рекомендация об ослаблении контроля – неправильно. Ведь это и является гарантией продовольственной безопасности страны.
Потому что люди, покупая товар в условиях карантина, или кто привык заказывать еду в ресторанах, и не тратить время на самостоятельное приготовление, должны быть уверены, что продукция безопасна. Поэтому никто не применяет сверхурочные подходы, но мы ориентируемся на установленные условия – если получаем жалобу, то проверяем такие факты. По всей территории Украины, у нас все направления работают бесперебойно.
Трудно аналитически определить, имеются ли области-рекордсмены по количеству жалоб. Все заведения общепита, которые занимаются доставкой, выполняют условия постановления правительства №211, которое касается противодействия коронавируса, и, как и заведения производства пищевых продуктов, подпадают под государственный контроль.
Пищевые продукты, которые продавали на базарах, после их закрытия попали в маркеты, поэтому это не усложнило ситуацию безопасности продуктов?
Любая продукция, которая подлежит реализации в продуктовых сетях, должна соответствовать требованиям законодательства. Должна быть изготовлена на мощностях, которые получили эксплуатационное разрешение или государственную регистрацию, и соответственно маркированы.
Действует система, которая прослеживает, откуда такие пищевые продукты. В магазинах ничего не меняется – они должны давать на продажу и реализацию товары, которые соответствуют требованиям законодательства по безопасности и качеству пищевых продуктов. Несмотря на карантин, буквы закона должны соблюдать все.
Появлялась информация о появлении в регионах «липовых» работников Госпродпотребслужбы. Чем закончилась эта история и как действовать представителям бизнеса, если они распознали нелегальных визитеров?
Мы тоже были удивлены, когда получили такие сообщения. По нашему мнению, это довольно плохой пример в то время, когда в стране карантин, использовать такую ситуацию кому-то на неправомерную выгоду. К нам поступала информация, что были случаи, когда назывались представителями Госпродпотребслужбы, других контролирующих органов, и лишь единицы людей обращались по поводу подозрения, что это, возможно, мошенники.
Но благодаря тому, что нам оперативно сообщали о таких случаях, соответствующие материалы подготовили и передали в правоохранительные органы, чтобы предупредить такие случаи не только в Киевской области, а и в других областях.
Кроме того, проводим разъяснения, призываем тех, кто осуществляет реализацию, в случае возникновения подозрений, что к ним пришли незаконно, проверять наличие служебного удостоверения, лучше перезвонить, уточнить, проходят ли такие проверки, чтобы права представителей бизнеса были защищены, и чтобы эту ситуацию не использовали для получения неправомерной выгоды.
Мы об этом говорим, информируем людей, сети, сообщаем через наши территориальные сайты, такие ситуации возможны и как их предупредить.
Как распознать такого «липового» инспектора представителями бизнеса?
Внешне распознать, конечно, трудно, является ли этот человек настоящим работником контролирующих органов. Но первое, что должен сделать гражданин, к которому пришли с проверкой – проверить наличие служебного удостоверения. Оно содержит фамилию, имя, информацию о лице, его должность, структурные подразделения, которые он представляет, должно быть соответствующим образом оформлено удостоверение: с подписью, печатью, потому что это является первым идентификатором человека, который совершает определенные должностные обязанности.
Если, кажется, что были применены другие неправомерные действия, или прошли мероприятия, которые не действуют, в такой ситуации всегда можно обращаться на горячие линии к нам, в территориальные органы, с вопросом, проводятся ли такие проверки. Потому что есть ряд мер, которые продолжают принимать, например, фитосанитарное обследование посевов и т. д., которые являются обязательными даже в условиях карантина.
К нам обращаются ассоциации с вопросами, проводятся ли определенные мероприятия, мы подтверждаем или опровергаем их. Но в случае, если возникают подозрения или опасения в сферах осуществления хозяйствования, лучше лишний раз уточнить, чтобы были они определенными.
С введением карантина люди стали больше покупать товаров через интернет – безопасно ли для них совершать такие покупки и есть ли механизм проверки качества таких покупок?
Мы анализировали обращения, которые получали относительно осуществления интернет-торговли. Специалисты нашей службы подготовили памятку для потребителей, осуществляющих покупку через интернет, где мы пошагово выложили минимальные требования, условия, на которые должен обратить внимание потребитель, совершая покупки в интернете.
Чтобы уменьшить возможность получить некачественную продукцию, перед покупкой в интернет-магазине, следует обязательно проверять на сайте информацию о наименовании продавца, где он находится, соблюдается ли порядок в выставленной рекламации, продукции, условиях доставки, оплаты, с различными гарантийными обязательствами.
Отмечу, что мы получаем жалобы относительно покупок через интернет, но не являемся органом, осуществляющим розыскные действия. Поэтому, есть случаи, что поступают жалобы, где не указано наименование или местонахождение продавца, соответственно, к сожалению, у нас нет возможности проверки осуществления магазином интернет-торговли.
Дайте оценку ситуации, связанной с коронавирусом на сегодня, какие имеются основные тенденции, как изменилась картина импорта и экспорта, какие товары и рынки сейчас наиболее привлекательны и востребованы?
Операции импорта и экспорта в связи с карантином никто в мире не останавливал. Все страны ориентированы на обеспечение продовольственной безопасности своего национального рынка. Импорт и контроль над импортированной продукцией осуществляется. Возможно, на полках стало меньше импортированных специфических товаров, но, все же, это связано с возможностями функционирования производственных мощностей в других странах.
Кроме того, за последние 2 месяца поступало много информации о том, что на границах теперь имеются очереди машин. Поэтому налажено сотрудничество с Польшей, совместными усилиями с соседними странами, подконтрольные товарные позиции, которые ранее могли проходить контроль только на одном пункте пропуска, временно перенаправляются на другой, чтобы разгрузить очереди с грузами на границе.
Все страны, попавшие в ситуацию с коронавирусом, старались максимально способствовать осуществлению международной торговли. Экспорт тоже не остановился, я бы даже сказала, что и расширился за это время.
Мы активно продолжаем работу над снятием ограничений, связанных со вспышкой птичьего гриппа, который был зафиксирован в январе в Украине. Это единственная на сегодня вспышка, и она полностью ликвидирована. В период карантина снятие ограничений и признание возможности экспорта продукции птицеводства Европейским Союзом, рядом других стран, таких как Арабские Эмираты, Молдова и другие, является достижением.
На днях общалась с Азербайджанской ветеринарной службой, которая планирует пересматривать ограничения. Работа продолжается. Мы активно работаем над продвижением продукции на рынки. Имеем в планах на 2020 год расширение доступа к таким рынкам, как Марокко, Малайзия, США, Канада, Индия, Аргентина, Сингапур, практически со всем миром.
Все страны максимально работают дистанционно, мало кто, работает в офисах, постоянно получаем поздравления и пожелания по урегулированию ситуации с коронавирусом в мире от наших коллег из-за рубежа. Работа обеспечивается бесперебойно.
Кроме того, в данной ситуации Украина является аграрной страной, экспортоориентированной. Очень много обращений получаем по поставкам пищевых продуктов, в частности с добавленной стоимостью. За последние недели нас открыл Сингапур на экспорт переработанных пищевых продуктов из свинины, мяса птицы.
Мы работаем над порядком и условиями сертификации такой продукции. Есть обращение Саудовской Аравии. Эта работа продолжается постоянно, на нее карантин никоим образом не влияет.
Изменились ли правила экспорта в страны, где зафиксированы пики коронавируса – Китай, ЕС, США?
На сегодня не зафиксировано случаев, чтобы страны вводили дополнительные ограничения, связанные с коронавирусом. Единственная ситуация, известная нам, это экспорт в Катар, где их компетентные органы просили, чтобы экспортируемая продукция сопровождалась декларацией производителя, где бы указывалось, что весь персонал является здоровым и работает в условиях, которые позволяют предупредить распространение коронавируса.
Другие страны абсолютно никаких дополнительных ограничений, связанных с коронавирусом, на украинскую продукцию не выставляют.
В 2020 году планировались правительственные инициативы со стороны Украины для расширения возможностей в рамках зоны свободной торговли и Соглашения об ассоциации. Скажите, не помешал ли карантин таким возможностям?
Все министерства, которые привлечены в процесс переговоров по заключению различных соглашений о зоне свободной торговли и Соглашения об ассоциации, работают частично в дистанционном режиме. Так же, как и мы. Между органами действует система электронного документооборота. Возможно, перед странами возникли определенные другие приоритеты в связи с коронавирусом, но работа ведется по всем направлениям.
Чего вам сегодня не хватает для качественной проверки объектов в период карантина и для лучшей работы?
К ситуации с коронавирусом никто не был готов, в плане четкого алгоритма действий госорганов. Трудно рассчитать, какой будет ситуация. Однако правительство среагировало оперативно, предпринимая необходимые действия. Поэтому все необходимые решения, касающиеся работы Госпродпотребслужбы и тех направлений, по которым мы осуществляем контроль были поддержаны и учтены.
В течение периода карантина при необходимости мы обращались в МЭРТ, они инициировали необходимые изменения.
Например, когда встал вопрос об ограничении деятельности ветеринарных клиник и аптек, эта инициатива по возобновлению их работы была поддержана, потому что обеспечение противоэпизоотического благополучия на территории Украины чрезвычайно важно, как для продовольственной безопасности государства, так и для экспорта. Определили проблематику, и правительство очень быстро внесло соответствующие изменения в 211 постановление. То же при необходимости в рациональной работе происходит по каждому из направлений.
Если возникает какой-то проблемный вопрос, требующий законодательного урегулирования в адекватных возможных пределах, это осуществляется. Кроме того, продолжаются наработки по принятию нормативных актов.
На сайте ВР был опубликован новый законопроект № 3318 «О ветеринарной медицине и благополучии животных». Это для нас важно с точки зрения приближения законодательства к европейским требованиям. Очень надеемся, что законодательные инициативы будут принимать, несмотря на карантин. Потому что все равно нужно вводить изменения, функционировать, и очень хорошо, что эта работа не останавливается.
Конечно, если говорить об оборудовании, то никогда не бывает идеальной ситуации. Потому что у нас широкая сеть лабораторий, достаточно хорошо обустроенных, однако возникают ситуации, когда нужна замена такого оборудования, и обеспечение профессиональной экспертизы, поскольку это очень специфичная узкопрофильная сфера.
Мы предусматриваем средства на обновление оборудования и лабораторий, освоение новых методик исследования, особенно связанных с появлением новых болезней.
В первые дни весны была создана должность главного санитарного врача, соответственно, встал вопрос, чтобы функции СЭС от Госпродпотребслужбы передать другой структуре – в МИНЗДРАВ. Продолжает ли выполнять ваша служба функции, которые получила после ликвидации СЭС?
Организация Госпродпотребслужбы по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения в стране не менялась. Мы достаточно активно вовлечены в мероприятия, связанные с предупреждением и ликвидацией коронавируса в Украине. Специалисты в этом направлении выполняют поручения президента по проверке и соблюдению требований в эксплуатации водоснабжения и водоотведения. Мы еженедельно обновляем информацию у нас на сайте.
Кроме того, принимаются меры по соблюдению карантинных мероприятий по коронавирусу. Выявляются нарушения, составляются протоколы, предписания. Наши специалисты достаточно активно последние месяцы проводят разъяснительную работу, связанную с предупреждением коронавируса. Министерство инициировало, в частности среди учебных заведений, проведение информационной работы. Далее работаем с населением на местном уровне.
Также наши специалисты привлечены к медико-санитарному контролю на государственной границе, проверке и осмотру транспортных средств, контролю надзора над проведением дезинфекции органами местной власти.
Мы мониторим, как органы местной власти обеспечивают карантинные мероприятия на соответствующих территориях, а также они были включены в комиссии совместно с лабораторными центрами МИНЗДРАВА к осмотру и подготовке мест обсервации, связанные с коронавирусом. Несмотря на принятые изменения, мы продолжаем активно работать в этом направлении с главным санитарным врачом, рассматриваем обращение об оказании помощи и привлечении наших специалистов, имеющих соответствующее образование.
В нашем подчинении есть специалисты с медицинским образованием, они были делегированы в совместные эпидемиологические бригады для проведения соответствующих мероприятий на территории Украины в помощь МИНЗДРАВУ.
К каким основным мероприятиям привлечены работники ГППС?
Это контроль качества воды, контроль над проведением карантинных мероприятий, мероприятия на границе, проверка и соблюдение карантинных ограничений заведениями, которые, согласно постановлению №211, имеют или не имеют права осуществлять свою деятельность. Проводили анализ, он показал, что за последние 3 недели было проведено более 12 тысяч внеплановых мероприятий, связанных с соблюдением карантина.
Наши специалисты являются достаточно высококвалифицированными. Они консультируют, когда поступают обращения; проводят проверки, когда поступают жалобы. Стараются максимально защитить жизнь населения.
Известно, что в Ивано-Франковск передали оборудование в больницы для выявления коронавируса из лабораторий Госпродпотребслужбы. Что это за оборудование, как оно работает и есть ли в других регионах подобное сотрудничество?
Это оборудование, которое используется для проведения ПЦР-исследований. У нас достаточно большая сеть лабораторий, которые осуществляют исследования на наличие возбудителей болезней животных, так и безопасности пищевых продуктов. Около 17 лабораторий Госпродпотребслужбы имеют такое оборудование. Его используют для проведения исследований на выявление болезней животных.
Коронавирус не является исключением, как болезнь. Единственное, что там применяются другие тест-системы, о которых очень много говорят в СМИ. Методика лабораторной диагностики и использования оборудования одинакова, поэтому есть достаточно большое количество профессиональных людей, которые способны проводить такие исследования.
Единственное, что Госпродпотребслужба не имеет аккредитации лабораторий для проведения исследований на коронавирус на базе собственных лабораторий, поэтому Ивано-Франковску было передано оборудование в лабораторный центр МИНЗДРАВА, специалисты оказывали методическую помощь при коронавирусе, при проведении таких исследований.
Мы также общались с министерством о возможности привлечения лабораторий к диагностике коронавируса, если такое решение будет принято правительством. Потому что есть материально-техническая база, есть специалисты, которые могут это сделать. Это поможет при необходимости увеличить количество исследований на каждой территории.
Тем более, есть международные организации, такие как Всемирная организация охраны животных, призывающие различные компетентные органы стран при необходимости приобщать лабораторные сети своих компетентных органов, чтобы совместными усилиями, несмотря, это ветеринары или медики, бороться совместно с коронавирусом.
Мы общались с нашими специалистами, что если правительство примет такое решение, несмотря на возможную опасность, они готовы быть привлечены к таким работам, соблюдать необходимые меры защиты, проводить и соблюдать соответствующие инструктажи. Это лаборатории, которые осуществляют исследования на ПЦР оборудовании. Поэтому, если потребность будет, эти самые специалисты на том же самом оборудовании смогут исследовать коронавирус.
У МИНЗДРАВА есть своя система, свои лаборатории, но если объединить усилия наши и их, то в сутки можно будет гораздо больше проводить таких исследований.
Если учесть ситуацию, которая была до карантина и за этот месяц – каковы основные итоги работы Госпродпотребслужбы за первый квартал и каковы ваши стратегические планы на следующие 3 месяца и до конца 2020 года?
В эти месяцы, которые прошли, я бы сказала, что главная задача и цели Госпродпотребслужбы были – обеспечить работу по всем направлениям без исключения. Это не только проведение проверок над безопасностью пищевых продуктов, но и в период посевной кампании обеспечивать контроль над обследованием посевов, предупреждать распространение вредителей растений.
Продолжается положительная динамика на уменьшение случаев африканской чумы свиней, бешенства, что является достаточно важным.
Мы должны гарантировать продовольственную безопасность, быть уверенными, что такие случаи, как с птичьим гриппом, можно будет предупредить в будущем, чтобы это не влияло на наш экспортный потенциал и чтобы сохранялись рабочие места.
Кроме того, мы проводим работу с потребителями, делаем соответствующие разъяснения, стараемся максимально обеспечить легкий доступ информации к потребителям, какие у них есть права, какие возможности обращений, особенно в условиях электронных услуг и общения.
В целом, если в стратегических планах, основное, что должно быть – это полноценная работа на местах, совершенствование законодательства, продолжение процедур, содействие упрощению и ведению бизнеса субъектами хозяйствования, борьба с фальсификатом.
Несмотря на карантин, никто не завершает начатые в прошлом году инициативы. Это усовершенствование процедур, связанных с максимальным переходом на электронные системы и упрощением ведения бизнеса, в частности, относительно получения документов онлайн и различных услуг, обеспечения экспорта, работы над расширением новых рынков сбыта.
Все инициативы, которые предлагаются правительством, существуют для того, чтобы население жило лучше. А сейчас, несмотря на карантин, люди должны сохранять спокойствие, придерживаться минимальных санитарных требований и рекомендаций, максимально себя обезопасить, чтобы мы здоровыми вышли в нормальный темп жизни и вернулись к жизни без коронавируса.
Автор: Оксана Тупальская
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.