Президент Владимир Зеленский с командой сделали первые шаги для деолигархизации страны. Что именно они предусматривают и сработают ли они.
Накануне Владимир Зеленский внес в Верховную раду так называемый проект закона об олигархах. Полное название документа — «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».
По данным источников ЭП, над документом работала команда министра юстиции Дениса Малюськи под кураторством заместителя руководителя Офиса президента Андрея Смирнова. Что предполагает проект, и на самом ли деле это начало войны с олигархами, которая будет доведена до логического завершения?
Параллельно Кабмин внес в парламент «антиахметовский закон». Он касается налоговых изменений, преимущественно влияющих на бизнес самого богатого человека страны. Официально чиновники называют документ «налоговой реформой», а между собой – «антиахметовским».
Кто будет считаться олигархом
Олигархами закон предлагает считать всех, кто отвечает, по меньшей мере, трем из четырех перечисленных признаков.
- Принимает участие в политической жизни.
- Имеет значительное влияние на средства массовой информации.
- Является конечным владельцем (контроллером) компании – субъекта естественных монополий или монополиста на одном из рынков.
- Подтвержденная стоимость активов превышает 1 млн. прожиточных минимумов (2,27 млрд. грн., или 83 млн. долл.).
Далее — о каждом из этих пунктов.
Критерий 1. О влиянии на политику
В проекте звучит так: «участвует в политической жизни». Под этот признак подпадает вся властная верхушка государства. Это президент и руководство его офиса, народные депутаты, члены правительства с заместителями, главы Службы безопасности Украины и Национального банка, генеральный прокурор, руководители других центральных органов государственной власти.
Достаточным условием для применения этого критерия является связанность бизнесмена с одним из упомянутых лиц. Под связанностью понимается совместное владение бизнесом.
Кроме того, под этот признак подпадают лица, занимающие должности в руководящих органах политических партий или финансировали деятельность политических партий, политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями.
Критерий 2. Владельцы медиа
В проекте звучит так: «имеет значительное влияние на средства массовой информации». Этот признак выглядит едва ли не самым принципиальным для Зеленского. Под него подпадают владельцы и совладельцы печатных или электронных средств массовой информации, информационных агентств, радио и телевидения.
Чтобы лица, подпадающие под эту норму, не переоформили права собственностиСМИ на номинального собственника, в документе установлены два предохранителя.
Если после вступления в силу закона и до момента его применения к определенному лицу, которое продало свои доли в СМИ связанным людям или тем, кто не обладает безупречной деловой репутацией, признак все равно будет применяться к прежнему владельцу.
Связанными называются лица, с которыми есть совместный бизнес. Значит, если гражданин А продаст СМИ гражданину Б, но окажется, что у них есть доли в компании Х, то они связаны. Соответственно, к гражданину А будет применяться признак влияния на средства массовой информации.
Если говорить о безупречной деловой репутации, то обычно под этим понятием подразумевается отсутствие непогашенной судимости, включения в список санкций или осуществления террористической деятельности. Однако не в этот раз.
Полный список требований состоит из семи пунктов, среди которых – задолженность по уплате налогов на 600 тыс. грн., существенные и системные нарушения законодательства о СМИ и финансового и даже покупка СМИ по цене, существенно ниже рыночной. Как будут определяться «рыночные» цены, документ не указывает.
Порядок проведения проверки деловой репутации покупателей СМИ определит Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.
Критерий 3. Монополисты
В проекте звучит так: «является конечным владельцем компании, которая на день введения в действие закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное положение на общегосударственном товарном рынке в соответствии с законом «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение».
Этот пункт стоит разделить на две ключевые части: естественные и неестественные монополии.
С первой частью немного проще, хотя вопросы есть и к ней. Все субъекты естественных монополий сведены в Единый реестр, который есть в публичном доступе на сайте АМКУ. Всего в перечне 162 компании, большая часть из них – под контролем государства.
Что касается частных компаний, которыми владеют участники списка Forbes, то здесь стоит обратить внимание на облгазы и облэнерго. Большой частью первых владеет Дмитрий Фирташ, который, по разным оценкам, контролирует до 70% распределения газа в стране.
Долями в облэнерго прямо или косвенно владеют Ринат Ахметов, Игорь Суркис, Юлия Левочкина, Петр Порошенко, Игорь Коломойский, Юрий Бойко, Константин Григоришин и другие. Большинство из них контролируют и медиа-активы.
«Даже если бизнесмен владеет одним активом естественной монополии, то, согласно этим законопроектам, он тоже может попасть в список олигархов. Поэтому в этой части отдельное решение АМКУ не требуется. Но проблема в том, что не все бизнесмены владеют этими активами прямо», — комментирует бывшая государственная уполномоченная АМКУ Агия Загребельская.
Вторая часть касается субъектов хозяйствования, которые имеют монопольное положение на общегосударственном товарном рынке. В этой части должны быть решения АМКУ о признании субъекта монополистом и штрафе за такое нарушение.
Кто из бизнесменов, которых в Украине принято считать олигархами, был признан монополистом и уплатил за это штраф? Никто. «Если брать список Forbes, то я не помню, чтобы в отношении кого-то АМКУ принимал такое решение, и оно устояло в судах», — объясняет эксгосуполномоченная комитета.
Однако есть важный нюанс, в проекте сказано, что субъект должен иметь монопольное положение в момент вступления закона в силу. «Когда АМКУ признает кого-то монополистом, речь идет о прошедшем периоде. Чтобы этот закон работал, регулятор должен провести повторное расследование и признать субъекта монополистом на день принятия закона», – говорит Загребельская.
По ее словам, на это понадобится немало времени. Она предполагает, что такой закон может стать лишь базой для других антитрастовых законов, которые позволят полноценно работать с лицами, включенными в список олигархов.
Признает это и секретарь СНБО Алексей Данилов. По его словам, внесенный президентом законопроект является лишь шагом на пути к деолигархизации, но этот процесс требует дополнительных законодательных рычагов, в том числе антитрастовых.
Критерий 4. Кто олигарх в деньгах
В проекте звучит так: «подтвержденная стоимость активов превышает 1 млн. прожиточных минимумов (2,27 млрд. грн. или 83 млн. долл.)».
Одним из критериев, для признания олигархом, является наличие у него больших денежных средств. Такими будет считаться совокупная стоимость активов лица и компаний, бенефициаром которых оно является, более чем на миллион прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. В расчет состояния не будут включать активы в медиа, которыми владеет потенциальный олигарх.
Скольких людей в Украине можно признать олигархом в соответствии с этим критерием? Их, по меньшей мере, сто. Состояние ста самых богатых украинцев по версии журнала Forbes превышают минимальное значение, установленное в законопроекте.
Это, в частности, такие лица:
— Ринат Ахметов (7,6 млрд. долл.),
— Виктор Пинчук (2,5 млрд. долл.),
— Константин Жеваго (2,4 млрд. долл.),
— Игорь Коломойский (1,8 млрд. долл.),
— Геннадий Боголюбов (1,7 млрд. долл.),
— Александр и Галина Гереги (1,7 млрд. долл.),
— Петр Порошенко (1,6 млрд. долл.),
— Вадим Новинский (1,4 млрд. долл.),
— Александр Ярославский (820 млн. долл.),
— Юрий Косюк (780 млн. долл.).
Владеют СМИ или существенно на них влияют такие богатые украинцы:
– Игорь Коломойский (группа «1+1 медиа»),
– Петр Порошенко (телеканалы «Прямой» и «5 канал»),
— Дмитрий Фирташ (Inter Media Group),
– Ринат Ахметов (ТРК «Украина»),
— Григорий и Игорь Суркисы («1+1 медиа»),
– Виктор Медведчук («1+1 медиа», телеканалы заблокированы 112.ua, ZIK и NewsOne),
— Виктор Пинчук (StarLightMedia),
— Константин Жеваго («Эспрессо ТВ»).
Однако это далеко не все. Например, под два из четырех критериев олигархов (большое состояние и влияние на медиа) подпадает новый владелец УП Томаш Фиала. Его состояние Forbes оценил 340 млн. долл. Хотя Фиала является гражданином Чехии, это не освобождает его от возможности быть включенным в реестр: в тексте законопроекта нет никаких требований к гражданству потенциальных олигархов.
Третьим критерием, под который может подпадать Фиала, является влияние на политику. В СМИ не раз появлялась информация, что Фиала якобы финансировал партию «Голос».
«Я официально не имею права (как иностранец) и не финансировал ни Вакарчука, ни «Голос». Но я им симпатизировал. Есть некоторые работники «Драгона» (компания Dragon Capital, владелец «Украинской правды»), которые финансировали «Голос». Моя жена также поддерживала финансово», — заявил Фиала в интервью УП.
Один из высокопоставленных чиновников партии «Слуга народа» неофициально подтвердил ЭП, что Фиала будет подпадать под критерий олигарха.
Другой потенциальный олигарх, владелец «1+1» Игорь Коломойский, на просьбу ЭП прокомментировать резонансный документ заявил: «Пока ничего не думаю. Если честно — даже не читал его».
Кто будет определять олигархов
Критерии, по которым законопроект устанавливает определение олигархов, имеют несколько слабых мест. Например, в документе не прописано, как будет осуществляться оценка совокупных активов потенциального олигарха и кто должен ее проводить.
Однако если взглянуть на статью 5 законопроекта, становится понятно, почему эти критерии такие нечеткие: решение о признании лица олигархом будет принимать Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), который возглавляет президент. Значит, перечень олигархов будет устанавливаться в ручном режиме.
Перестать быть олигархом также можно только по решению СНБО и только в случае, если лицо перестанет подпадать под три из четырех критериев, определенных в проекте.
Право подать на рассмотрение СНБО решение о признании лица олигархом будут иметь члены СНБО, Кабмин, НБУ, СБУ, Антимонопольный комитет. После признания человека олигархом его внесут в специальный реестр.
Какие существуют последствия для олигархов
Попадание в реестр олигархов внесет некоторые коррективы в бизнес и повседневную жизнь таких людей. Прежде всего, им нужно будет ежегодно подавать электронную декларацию, которую подают чиновники. Однако это не главное.
Пожалуй, самым болезненным исходом с экономической точки зрения станет запрет олигархам участвовать в большой приватизации. Этот запрет будет распространяться не только на олигархов, но и на компании, владельцами которых они являются.
Также законопроект ограничивает влияние олигархов на политику. Им запретят делать взносы в поддержку политических партий (прямо и косвенно). Об осуществлении неофициальных платежей в поддержку партий в законопроекте упоминаний нет.
Общение с олигархом станет «токсичным» для политиков и чиновников. За каждый такой контакт они обязаны будут публично отчитываться, подавая соответствующую декларацию. Сами олигархи будут обязаны предупреждать чиновников о том, что они олигархи, и после встречи с ними нужно подавать декларацию. Как будет реализовываться закон, в частности в части декларирования контактов, непонятно.
Степень возможных трудностей можно продемонстрировать на примере двух потенциальных «олигархов в законе» – Петра Порошенко и Вадима Новинского. Их точно касаются три из четырех критериев. Оба являются народными депутатами и находятся среди тех, кто после элементарного приветствия должен отчитываться перед СНБО о сути разговора.
Даже перед тем, как поздороваться друг с другом, Порошенко и Новинский сначала должны предупредить друг друга о том, что они являются олигархами. Не говоря о том, что о предмете партийных разговоров с их участием необходимо отчитываться в СНБО.
Какие последствия ждут чиновников
Истории, когда государственные служащие тайком встречаются с богатейшими украинцами, после принятия закона должны остаться в прошлом. Уже на следующий день после контакта с лицом, которое есть в реестре олигархов, или с их представителями государственные служащие обязаны подать в СНБО соответствующую декларацию, указав место, дату контакта и содержание разговора.
Кто должен подавать декларацию
Президент и руководство его офиса, народные депутаты, члены правительства и их заместители, главы НБУ и СБУ, генпрокурор и его заместители, судьи, в том числе Конституционного суда, руководители и члены всех коллегиальных органов, в том числе СНБО, главы и заместители ФГИ, Гостелерадио, НАПК, НАБУ, ГБР, Бюро экономической безопасности, уполномоченный Верховной рады по правам человека, госслужащие, которые занимают должности категории «А», председатели и заместители местных государственных администраций, военные в ранге выше генерал-майора, лица начальствующего состава правоохранительных органов.
В случае непредставления декларации чиновников ждет «политическая и дисциплинарная ответственность». Какая именно?
Законопроект детализирует санкции лишь в отношении нескольких госслужащих. Например, для главы Нацбанка и членов правления регулятора отсутствие сообщения о встрече с олигархом может стать достаточной причиной для отставки. То же касается руководства СБУ, НАБУ, ГБР, членов Высшего совета правосудия, председателя Счетной палаты.
Декларацию о контактах не нужно подавать, если госслужащий и олигарх или его представитель встретились на официальных мероприятиях, транслируемых по радио, телевидению или интернету, на совещаниях или во время судебных заседаний.
Вместо заключения
Очевидно, что документ сырой и неоднозначный. Большинство собеседников ЭП — бизнесменов и парламентариев – употребляли в отношении него слово «популизм». «Это попытка поставить под контроль все СМИ, зачистить конкурентное поле во второй срок, поставить в зависимость всех богачей», – говорит один из известных бизнесменов, который имеет прямое отношение к политике.
Так выглядит с одной стороны. С другой стороны это, возможно, первая попытка, способная помочь стране избавиться от кланово-олигархического устройства. Конечно, если команда Зеленского действительно этого хочет, а не использует это как козырь для политических игр.
Пока что возникает именно такое ощущение, ведь все эти критерии ничего не стоят без понятной методологии подсчета активов олигархов и определения монополистов, которых в Украине де-юре нет уже 30 лет.
Авторы: Николай Максимчук, Николай Топалов, Ярослав Винокуров
Источник: УП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.