Органический рынок Дании и Швеции: экспорт и что иметь ввиду производителям

01.09.2019 – Какую органическую продукцию ждут в Швеции и Дании, и с какими проблемами придется столкнуться экспортерам органики. Недавно на Agravery.com была опубликована статья об особенностях органического рынка США и Канады, а в этот раз я решила более подробно остановиться на высокомаржинальных скандинавских рынках – Дании и Швеции.

Дания  

Общие сведения об органическом секторе 

Почему Украине стоит брать пример в развитии агроотрасли и, в частности, органического сектора с Дании? Датская органическая политика является катализатором органических инноваций и роста. Эта страна была первой, которая ввела органические маркировки, органические правила и общественные проверки.

А в 1987 году Датский парламент одним из первых в мире среди скандинавских стран принял развернутое законодательство по вопросам органического сельского хозяйства. Сейчас 13,3% всех продуктовых покупок датчан являются органическими. Это самая большая доля по сравнению с любой другой страной мира – на втором месте по этому показателю Швеция, а на третьем – Швейцария. 51,4% датчан покупают органическую пищу каждую неделю.

В стране работает примерно 3500 органических ферм, или 8,8% от общего количества хозяйств. Если посмотреть на территорию, что находится под агропроизводством в стране, то 9,2% из них являются органическими. Это примерно 245 тыс. га. Для сравнения: в Украине около 400 тыс. га заняты под органическим производством – это как сертифицированные земли, так и те, что находятся в переходном периоде.

В 2018 году в Дании появилось более 1000 фермеров, которые начали переход на органическое производство. Danish Agricuture&Food Council ожидает, что к 2020 году 20% сельскохозяйственных участков Дании будет использоваться для органического земледелия.

Это связано со специальной органической программой европейского правительства под названием САР 2014-2020 (Common Agriculture Policy) и требованиям постановления ЕС 2018/848 от 30 мая 2018 года относительно органического производства и маркировки органической продукции, которое вступает в силу с 2021 года. Эта программа призвана обеспечить производство и переработку локальной органической продукции для нужд животноводства.

Согласно постановлению, существует требование, что минимум 60% кормов должно поступать с самой фермы или, если это невозможно, или такой корм недоступен, должен производиться в сотрудничестве с другими органическими или в стадии переходного периода производственными подразделениями и операторами кормовой индустрии, которые используют корма и кормовые материалы из того же региона. Этот процент будет повышен до 70% с 1 января 2023 года.

Значит, потенциальному украинскому поставщику сырья на корма в ЕС в будущем остается для экспорта лишь 30-40%. В отличие от Украины, молочный сектор является двигателем органического сектора Дании. Там существует много пастбищ для органического скота, вырабатывается большое количество органического молока, а также немало площадей задействованы под производство органических зерновых.

Также постоянно растет производство свинины, ведь ее потребление является частью традиций датчан. По состоянию на 2017 год 3,5% свинины, продаваемой в ритейле, было органичной.

Концепция потребления органики

Потребление органики по 2017 году на душу населения составило 2500 DKK (датских крон), или примерно 335 евро. И это второй показатель в мире по величине. Рынок очень динамично развивается – с 2017 по 2018 год продажа органической продукции в Дании увеличилась на 14%. Кроме того, более половины (51,4%) датчан покупают органическую продукцию еженедельно, а 93% потребителей – время от времени. Если для украинского покупателя органика все еще в новинку, то для рядового датчанина – это уже норма жизни.

Хочу обратить внимание на то, что кроме обязательного «зеленого евролистка», на органических продуктах в Дании есть еще и локальная государственная эко-маркировка – датский логотип органики (логотип Ø). А также некоторые производители сертифицируют свою продукцию по стандартам биодинамического производства DEMETER.

Продукты, которые производятся и контролируются в соответствии с органическим законодательством ЕС, могут быть добровольно маркированные этим логотипом в дополнение к логотипу ЕС для органического земледелия. Но это только в случае, если последняя подготовка (обработка) продукта проводилась проверенной государственными органами датской компанией в Дании. Поэтому логотип Ø можно увидеть как на продуктах питания, происходящих из датских органических ферм, так и на импортных продуктах, которые перерабатываются, упаковываются, или маркируются в Дании.

Развитие органического сектора в стране поддерживается, как на уровне государства, так и на уровне ритейлеров и экспортеров, а также на уровне двух организаций – это Organic Denmark и Danish Agricuture&Food Council. Компетентный орган, ответственный за имплементацию законодательства ЕС и национального органического законодательства, – Министерство окружающей среды и продовольствия Дании.

В рамках Министерства за инспекцию органических фермеров и поставщиков органических кормов, семян, зерновых, удобрений и других непродовольственных товаров отвечает Датское сельскохозяйственное агентство, в то время как Датская администрация ветеринарных и пищевых продуктов проверяет компании по производству органических продуктов питания.

Не могу обойти вниманием органические топовые продукты. По потреблению в Дании на первом месте морковь (46,7% продаж), далее овсянка (42,6%), натуральный йогурт (40,2%), далее идет растительное масло, бананы, мука, яйца, апельсины, детское питание и тому подобное.

Стоит объяснить, что морковь является для датчан традиционным продуктом потребления, поэтому в том, что именно этот корнеплод оказался на первом месте ничего удивительного. Сегодня он также служит снеком, или ежедневным перекусом. В Дании выращивают специальные сорта моркови – она более сладкая, с повышенным содержанием полезных веществ.

Если рассмотреть этот рынок в разрезе органической части продукции от общего объема по категориям, то наибольший процент занимает овсянка, яйца и молоко, чуть меньше имеют соки, мясо, мармелад и кофе, а наименьшую долю занимает органическая курица, черный хлеб и колбаса. В секторе розничной торговли, треть органических продаж составляют фрукты и овощи (33%), молочная продукция (21%), а вот на яйца приходится лишь 6% продаж.

Импорт Дании состоит из органических фруктов и овощей, зерна и кормов для животных из других стран ЕС, в частности Германии, Нидерландов и Италии.

Важные детали и тренды

Дания является самой передовой страной по пищевым инновациям, и эти инновации двигают именно кластеры. Вообще, эта страна была одной из первых стран, в которой производители начали объединяться в кластеры. И от этого есть выгода – к примеру, известный в стране Danish Food Cluster. В его компании увидели, что дети в Дании не очень заинтересованы кушать морковь, поэтому предложили инновацию, чтобы печатать морковь на 3D принтере, и таким образом надеются, что молодое поколение начнет больше обращать внимание на полезный продукт.

Что касается трендов, то самый большой акцент на сегодня на здоровую, веганскую, безлактозную, безглютеновую продукцию, которая должна быть удобной, в инновационной упаковке. Кроме того, все больше продукции продается в формате снеков, то есть быстрых перекусов. А еще в Дании есть тренд к потреблению органических безалкогольных напитков. Там даже есть специальные органические игристые вина, которые производятся на основе яблочного и других видов соков.

В общем, в 2018 году датчане купили органической продукции на 16 млн. DKK. Что касается каналов продаж датской органической пищи, то датчане покупают много органики в розничных сетях и Интернете (12,9 млн. DKK – по состоянию на 2018 год) и через разнообразные фуд-сервисы (2,5 млн. DKK), остальные покупки – через минимаркеты. Лидерами по продажам органики в стране являются такие магазины как NETTO, Superbrugsen, Fotex, IRMA и онлайн сервис nemlig.com.

Не могу не отметить еще один интересный момент – практически все продукты питания в Дании очень высокого качества и дорогие, а потому разница в цене между органической и неорганической продукцией минимальна.

Швеция 

Общие сведения об органическом секторе

Швеция входит в ТОП-10 стран по уровню потребления органической продукции в мире, хотя и уступает по объемам Канаде, США, Германии, Франции и др. В отличие от Дании, в Швеции есть органический стандарт KRAV. Это стандарт ассоциации производителей, адаптированный к европейским требованиям IFOAM и в некоторых сферах имеет более широкий спектр применения. К примеру, с точки зрения защиты климата, благосостояния животных, социальной эффективности и здоровья.

Кроме того, стандарты KRAV определяют правила для территорий, которые не охвачены регулированием ЕС, – например, рыболовство, забой скота и сертификация ресторанов. В общем, сертифицированные фермы должны соответствовать 37 нормам, уменьшающим влияние климата на землю — к примеру, это обязательство по использованию возобновляемой энергетики.

Отметка KRAV очень известна, и используется на 80% органических продуктов, что продаются в Швеции. Как заявляет сама организация KRAV — сельскохозяйственное производство, что сертифицированное KRAV сейчас возвращает фермерам Швеции стоимость примерно в 1,5 миллиарда шведских крон ежегодно.

Не удивительно, что 70% органических площадей сертифицировано по стандартам KRAV, а это 20% площадей в целом отведенных под сельское хозяйство в Швеции. С 609 тыс. га сельскохозяйственных земель Швеции под органикой (в том числе и в процессе конвертации) — 428 тыс. га сертифицированы KRAV. За последние 10 лет органические площади выросли на 58%, то есть на 224 тыс. га.

Цель правительства — 30% сельскохозяйственных угодий Швеции должны быть органическими до 2030 года. Вторая национальная цель состоит в том, чтобы к 2030 году доля потребления в государственном секторе (школы, мед учреждения и т. д.) органической сертифицированной продукции составила 60%. Кстати, украинский орган сертификации «Органик Стандарт» позволяет сертифицироваться по стандартам KRAV.

Концепция потребления органики

Суммарная стоимость органической еды, проданной в Швеции в 2018 году, составила почти 29 млрд. шведских крон. Органическая доля в общем количестве еды и напитков составила 9,6%. Интересно, что по данным исследований EkoWeb темпы роста рынка органических продуктов в Швеции резко замедлились в 2018 году. Вероятнее всего, это связано с тем, что шведские потребители перешли на продукты с новой маркировкой обычной продукции и новые ценностные предложения – меньше выбросов углекислого газа во время производства, дополнительные стандарты качества и тому подобное.

Значит, люди переходят от просто органической продукции на не менее качественную обычную, но с дополнительными «эко бонусами». Но и от исконной органики в потреблении шведы тоже не отказываются.

Темп роста продаж в ICA, Coop и Axfood — крупнейших каналов сбыта органических продуктов уменьшился после нескольких рекордных лет. Только Axfood сообщает об увеличении стоимости органических продаж в 2018 году. Однако показатели роста в 20-70% можно увидеть у меньших сетей Lidl и Netto, а также в отделениях электронной коммерции. Ведущий участник сектора продовольственного обслуживания, Martin & Servera, сообщает о неизменной доле органики по стоимости.

Systembolaget, монополист в сфере алкоголя, что является вторым по величине одиночным игроком на рынке органики Швеции, отмечает наибольший рост всех отечественных каналов. Продажи в Systembolaget выросли на 9% (500 миллионов шведских крон, 49 миллионов евро), что составляет половину общего прироста продаж в Швеции в 2018 году.

В потреблении органики наибольшую ставку делают именно на женщин, ведь согласно исследованиям, мужчины в возрасте от 40 до 60 лет являются наименее заинтересованными в покупке и потреблении органики. К тому же, шведы не слишком делают ставку на органику и не выделяют ее среди продуктовой корзины, как это делают большинство потребителей в других странах ЕС, например, в Германии.

Также среди основных игроков органического рынка Швеции отмечают компанию по продаже упакованных органических продуктов питания и напитков – Arla Foods Amba, Lactalis Groupe и Hipp GmbH & Co. Vertrieb KG.

Важные детали и тренды

И в Швеции, и в Дании активно борются с выбросами в атмосферу углекислого газа. Поэтому, чтобы быть конкурентным на этих рынках украинским производителям желательно подтвердить, что их органическое производство не превышает лимиты по выбросам углекислого газа (CO2 footprint). Швеция является неплохим рынком сбыта для таких продуктов как органический белый хлеб или рафинированный сахар, мороженое, готовые органические блюда, фруктово-травяные чаи и ароматизированные порошки на основе шоколада.

Потребители отдают предпочтение тем продуктам, которые подвергаются наименьшей обработке, а, следовательно, являются более полезными для здоровья, и производятся экологичным способом. Существует мода на смешивание традиционных рецептов с нетрадиционными для этой местности добавками – к примеру, добавлением перца чили, экзотических овощей и фруктов.

В то же время, продукт должен быть максимально простым, понятным и натуральным – слишком переработанный продукт вряд ли найдет своего покупателя. Большой спрос имеют продукты с пометками «не пастеризованный», «не фильтрованный» и тому подобное.

Только последние несколько лет Украинские органические экспортеры начали продавать продукцию напрямую шведским и датским импортерам и переработчикам. Раньше вся органическая продукция в данные страны шла через иностранных трейдеров в Голландию, Германию, Италию и Великобританию.

Самый популярный органический товар на экспорт из Украины в Данию и Швецию – пшеница, кукуруза, жмых подсолнечника и соя. Большинство продукции идет на использование для производства кормов, меньше — на производство пищевых продуктов.

Производителю органики важно обратить внимание на упаковку продукции, а особенно на информацию, содержащуюся на ней. Ведь вся информация о содержании указаний на упаковке регулируется стандартами ЕС.

Обязательно должна содержаться информация о месте производства, название экспортера или импортера продукции и их адреса, информация об органическом статусе, код органа сертификации, перечень ингредиентов продукции в случае более чем одного ингредиента. Важно понять, что продукция должна быть максимально прослеживаемой, а информация о ее составе и содержании – максимально полной.

Автор: Мария Махновец, консультант по торговле органической продукцией, руководитель Ukrainian Organic Cluster.

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий