В статье рассматриваются вопросы определения сущности бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия и формирование организационно-методического обеспечения в реализации диагностического процесса.
Это обусловлено необходимостью установления содержательного наполнения, последовательности в реализации превентивных мер защиты от внутренних и внешних угроз основных бизнес-процессов, с целью обеспечения эффективной текущей деятельности для достижения стратегических целей развития субъекта хозяйствования.
Целью исследования является формирование организационно-методического обеспечения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия.
Методология исследования включает приемы анализа и синтеза – для изучения сущности производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия, абстрактно-логический метод – для установления этапов бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия, метод системного подхода – для формирования принципов реализации диагностической процедуры и набора диагностических показателей, графический метод – для наглядного представления материала.
Результаты. В статье определено, что целью проведения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия является своевременно полученные и примененные в практической деятельности релевантные данные относительно уровня эффективности деятельности субъекта хозяйствования, причины отклонения от стратегического направления развития.
Обоснован алгоритм проведения бизнес-диагностики, который предполагает согласование выбранной стратегии предприятия и его текущей деятельности, оценку фактического состояния эффективности производственно-коммерческой деятельности, определение разрыва между фактическими и плановыми показателями, разработку мероприятий по повышению уровня результативности деятельности, контроль над реализацией мероприятий.
Установлено, что диагностика производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия исследует основные бизнес-процессы.
В статье обобщены требования формирования системы показателей, которая обеспечивает получение обоснованного заключения об эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Доказано, что для успешного проведения диагностической процедуры должна быть сформирована методическая основа, которая предполагает соблюдение принципов, использование научных методов расчета, анализа и прогнозирования сформированного набора диагностических показателей, наличие информационного обеспечения.
В условиях, которые характеризуются ухудшением мировой и отечественной экономики в результате пандемии COVID-19, неопределенностью внешней среды, дальнейшее развитие предприятий возможно только при обеспечении прибыльного уровня деятельности в каждом текущем периоде. В связи с этим особое значение приобретает диагностика критериев эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия и контроль над достижением установленных плановых показателей.
Для периодического сравнения фактических показателей с плановыми, выявления разрывов между планируемым и реальным развитием организации, разработки мероприятий по устранению определенных недостатков и контроля над процессом их реализации, целесообразно вводить в управленческий процесс проведение диагностики бизнес-процессов предприятия.
В современной научной литературе, под бизнес-процессами понимается совокупность бизнес-операций, определенное количество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов (поставки ресурсов, возникновения идеи бизнеса, идеи нового продукта, услуги и т. п.) и заканчиваются созданием продукции, необходимой клиенту.
В рамках процессного подхода любой субъект хозяйствования рассматривается как бизнес-система, что представляет собой взаимосвязанные бизнес-процессы, конечными целями которых является выпуск продукции или оказание услуг.
Для промышленных предприятий важным является обеспечение эффективной реализации основных бизнес-процессов, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента и что обеспечивают получение дохода для организации.
Таким образом, реализация основных процессов бизнеса промышленного предприятия осуществляется в рамках производственной коммерческой деятельности. Поэтому ее диагностика является важной частью управленческого процесса.
Процесс реализации бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия выдвигает проблему выбора методологии, на основании которой она должна проводиться.
Проблемами исследования эффективности деятельности предприятия занимались такие ученые: И. В. Замула, Т. А. Мулик, Ю. М. Уткина, А. М. Лизунова. Отдельные вопросы относительно критериев оценки экономической эффективности деятельности предприятия освещены в трудах Г. А. Швиданенко, В. Г. Ковальчук, Г. М. Тарасюк, А. Ю. Красовской.
Однако освещенные в работах позиции ученых относительно исследования эффективности деятельности предприятия в сочетании с современными реалиями функционирования промышленных предприятий, порождают все больше актуальных дискуссионных вопросов, которые требуют дальнейшего изучения.
Цель статьи
Целью статьи является обоснование организационно-методического обеспечения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия с учетом современных условий хозяйствования.
Изложение основного материала исследования
На сегодняшний день отечественные промышленные предприятия функционируют в сложных условиях хозяйствования. Деятельность промышленного предприятия связана с осуществлением основных операционных бизнес-процессов связанных с производством продукции по определенной технологии и с ее реализацией.
Поэтому менеджеры промышленных предприятий, разрабатывая управленческие решения, направляют свои действия на эффективное управление производственными бизнес-процессами, обеспечение удовлетворительного финансового состояния и формирование стратегического потенциала, который способен адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Обеспечение эффективности производственных процессов предприятия зависит от уровня его коммерческой деятельности, значение которой в современных условиях хозяйствования возрастает. Производственно-коммерческую деятельность промышленного предприятия характеризуют как деятельность, которая направлена на выявление и удовлетворение потребностей потребителей в его продукции (услугах) и продаже ее на рынке с целью получения прибыли.
Современные концепции управления отмечают, что управление предприятиями должно опираться на критерии эффективности производства, маневренности производства, гибкости стратегии. Исследовать указанные критерии возможно благодаря использованию процесса бизнес-диагностики.
Под бизнес-диагностикой понимают ретроспективное (на основе прошлой деятельности), оперативное (текущее состояние) и перспективное (прогноз развития) комплексное исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет разработки его хозяйственной политики.
Целью бизнес-диагностики является выявление наиболее важных проблем и приоритетов ведения хозяйственной деятельности, предоставления количественных и качественных характеристик среде бизнеса, разработка программ краткосрочных и долгосрочных мер, которые позволят улучшить эффективность и финансовые показатели деятельности предприятия.
По определению «эффективность производственно-коммерческой деятельности предприятия», стоит отметить, что единая трактовка в профессиональной литературе отсутствует, однако наиболее распространенно объясняет экономическую категорию как соотношение полученного результата (прибыли) с ресурсами (затратами) деятельности предприятия; соотношение полученного результата с намеченными целями.
Таким образом, проведение бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности предприятия объясняется необходимостью принятия обоснованных управленческих решений по формированию экономических результатов функционирования и обеспечения динамики роста прибыли более быстрыми темпами, чем увеличиваются затраты на деятельность.
Так, результатом эффективности производственно-коммерческой деятельности является достижение запланированного уровня эффективности полученного от производства и реализации продукции, цель реализации бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия можно рассматривать с таких позиций:
— определение уровня соответствия и эффективности использования производственного потенциала с точки зрения имеющейся системы ресурсов, по обеспечению производственного процесса и достижению целей деятельности предприятия;
– исследование целесообразности маркетинговой деятельности с точки зрения в улучшении коммуникации субъекта хозяйствования с потребителями, с целью обеспечения роста объемов в реализации продукции;
– установление целесообразности сбытовой политики относительно сложившегося уровня эффективности реализации изготовленной продукции.
Учитывая современные потребности ведения бизнеса, и учитывая существующие теоретические наработки, считаем, что целью проведения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия является своевременное получение объективных данных относительно текущего уровня эффективности основных бизнес-процессов и выявление причин стратегического несоответствия.
Полученная информация дает возможность определить потенциальные возможности улучшения состава и структуры ресурсов предприятия, повысить результативность их использования, формировать альтернативные предложения достижение текущих и стратегических целей производственно-коммерческой деятельности.
Таким образом, алгоритм проведения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности должен формироваться из этапов, обеспечивающих реализацию стратегии деятельности предприятия.
Кроме алгоритма проведения диагностической процедуры, организационно-методическое обеспечение процесса бизнес-диагностики предполагает соблюдение принципов исследования бизнес-процессов субъекта хозяйствования, определение набора показателей для их характеристики, использование обоснованных методов расчета, анализа и прогнозирования.
Для достижения цели бизнес-диагностики, система показателей производственно-коммерческой деятельности предприятия должна обеспечивать сопоставимость и сведение данных, отражать реальные условия ведения предпринимательской деятельности, способствовать повышению эффективности работы организации и всех ее звеньев.
Современные ученые утверждают, что для результативного практического применения показателей бизнес-диагностики деятельности предприятия на этапе формирования набора диагностических инструментов, целесообразно придерживаться таких требований: единство для всей организации в целом; измеримость, возможность количественного выражения показателей; прямая взаимосвязь с важнейшими факторами, которые формируют результаты деятельности.
Методы бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности – это совокупность способов, приемов, с помощью которых обеспечивается: расчет диагностических показателей и их интерпретация; организация процесса принятия управленческих решений; генерация идей по обеспечению устойчивого развития предпринимательской деятельности.
Из перечня общенаучных методов наиболее для реализации диагностического процесса подходят традиционные методы анализа (система показателей, сравнение, детализация и группировка, балансовый прием и др. которые используются для оперирования количественной стороной экономических явлений) и методы полевых исследований (опрос, наблюдение, эксперимент, имитационное моделирование, панельное исследование, которые являются основой любых маркетинговых исследований).
Среди специальных методов экономического анализа (нетрадиционных), которые применяются во время проведения комплексных расчетно-аналитических процедур и могут применяться для проведения бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности предприятия является:
– детерминированный факторный анализ, который позволяет установить, есть ли связь между двумя или более показателями;
— экономико-математические методы, применяемые для прогнозирования развития событий;
– корреляционный анализ используется для исследования взаимозависимости признаков в генеральной совокупности, которые являются случайными величинами с нормальным характером распределения.
Использование метода предполагает наличие достаточного количества наблюдений, совокупности факторных и результативных показателей, а также их количественное измерение и отражение в информационных источниках:
— экспертная оценка предусматривает определение экспертами количественных или качественных характеристик процесса или явлений на основе профессиональных знаний и опыта;
– методы теории стратегии, которые предусматривают построение матриц SWOT-анализ, конкурентный анализ отрасли.
Проведение бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия предполагает определение стратегического разрыва между установленными целями и текущим уровнем развития, формирование мероприятий по повышению эффективности реализации бизнес-процессов. Поэтому, разработанные мероприятия целесообразно подкреплять прогнозными расчетами, свидетельствующими об их действенности.
Также для обеспечения достижения прогнозных тенденций развития есть потребность в проведении периодического контроля.
Реализация контроля предполагает определение в сложившейся системе диагностических показателей тех, которые наиболее полно отражают развитие объекта исследования. Выбранные целевые параметры развития помогают осуществить процесс контроля быстрее и результативнее.
Достоверность выводов по результатам проведения диагностической процедуры обеспечивает соблюдение определенных правил (принципов). Исследование профессиональных литературных источников дало возможность установить, что к актуальным принципам бизнес-диагностики производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия целесообразно отнести следующие:
— принцип системности — предусматривает взаимное согласование всех направлений исследования объекта, устранение противоречий между ними;
– комплексность – проведение диагностики базируется на понимании о взаимообусловленном и пропорциональном взаимосогласованном развитии предприятия как единого целого, которое обеспечивает связь всех его подсистем и элементов;
– объективность (достоверность, точность) – реализация диагностики производственно-коммерческой деятельности должна базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами;
– релевантность – предусматривает использование релевантной информации, которая важна для принятия управленческих решений, поскольку она содержит данные, которые следует использовать для расчетов при подготовке информации для менеджеров.
Также по результатам диагностики должно формироваться такое информационное заключение, которое позволит облегчить и ускорить процесс принятия наилучшего управленческого решения:
– оперативность – заключается в том, что процесс экономической диагностики должен применяться лишь тогда, когда возникает потребность выявить причины недостатков в работе предприятия и разработать пути повышения эффективности деятельности;
– научность – предполагает глубокое познание объективной реальности функционирования экономической системы, влияния объективных факторов ее изменения и развития, четкое определение цели и задач диагностики, применение научной методики и организации аналитических исследований;
– принцип однозначности трактовки рассчитанных показателей – предусматривает избрание для проведения диагностической процедуры такого набора показателей, результат расчета которых оценивается по определенным критериям, а полученные значения дают возможность установить положительные и отрицательные тенденции развития деятельности предприятия;
– принцип согласованности стратегических целей на текущем уровне – принцип предполагает, что цели и задачи проведения диагностики производственно-коммерческой деятельности предприятия должны отражать определенные стратегические ориентиры развития;
– адекватность диагностических выводов реальной действительности – принцип реализуется благодаря исследованию факторов, влияющих на эффективность производственно-коммерческой деятельности;
— принцип баланса интересов субъектов коммерческих отношений — понимается, что интерес производителя продукции, который заключается в увеличении прибыли, захвате большей части рынка, обеспечении устойчивого развития, должен согласовываться с потребностями потребителя. Например, максимизация прибыли от производственно-коммерческой деятельности не должна приводить к ухудшению качества конечного товара (услуг);
– принцип эффективности означает, что затраты на проведение аналитического исследования должны быть наименьшими при оптимальной глубине и комплексности;
— принцип понятности и адекватности толкования – достигается через обязательное объяснение полученных результатов исследования (расчетов) в виде соответствующих выводов, комментариев, путем составления пояснительных записок;
— принцип действенности — заключается в том, что результаты проведенной диагностики должны активно влиять на ход производства и его эффективность, вовремя выявлять недостатки и упущения в работе, информировать об этом руководство предприятия. Здесь необходимым является практическое использование результатов проведенной диагностики деятельности предприятия для управления;
– принцип периодичности (или регулярности) – предполагает необходимость систематического проведения аналитических исследований на основе высокой их организации и планирования работы;
– автоматизации диагностического процесса – принцип предусматривает применение современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта экономической диагностики, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.
Без информационного обеспечения реализация исследования деятельности субъекта хозяйствования невозможна. Задействованную информацию для проведения диагностики производственно-коммерческой деятельности разделяют на внешнюю и внутреннюю.
Источниками внутренней информации являются бухгалтерские, финансовые, статистические и другие отчетные документы организации; организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, инструкции). А также нормы и нормативы; анкеты, которые заполняют сотрудники организации. Созданные в организации информационные системы, которые содержат достаточно разнообразную информацию, которая определяет качество управления.
В свою очередь, внешняя информация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная информация формируется в результате специальных полевых исследований, используется для обоснования конкретных управленческих решений, которые нацелены на достижение прогнозных результатов.
Вторичная информация образуется в результате обработки сведений, получаемых из постановлений органов государственного управления, региональных и муниципальных структур. Вторичная внешняя информация попадает также из отраслевых министерств и ведомств, ассоциаций и союзов.
Обязательными требованиями информационного обеспечения бизнес-диагностики являются своевременность, достоверность, четкость, поскольку от качества входящей информации зависит эффективность системы управления.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Учитывая вышеизложенное определение, под бизнес-диагностикой производственно-коммерческой деятельности предприятия целесообразно понимать комплекс теоретико-методических знаний. Они последовательно воплощены в процессе реализации определенных аналитических процедур, которые осуществляются с применением определенной системы показателей и соответствующего методического инструментария.
Их целью является выявление фактического уровня эффективности и сравнения его с желаемым, формирование предложений по повышению эффективности деятельности субъекта хозяйствования.
Бизнес-диагностика производственно-коммерческой деятельности является необходимой процедурой, которую следует проводить периодически, учитывая особенности функционирования предприятия.
Реализация исследования результативности производства продукции и процесса ее реализации дает возможность определить слабые места этих звеньев деятельности предприятия и разработать соответствующие меры по преодолению выявленных недостатков.
Информация, которая используется в процессе проведения диагностики и полученное информационное заключение по результатам реализации диагностической процедуры, имеет весомое влияние для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому, во избежание ошибочных расчетов и формирования на их основе ложных выводов, следует придерживаться принципов (правил) проведения такого рода исследований.
Также стоит отметить, что обязательным условием определения целесообразности результатов проведенной диагностики производственно-коммерческой деятельности является возможность согласования стратегических и текущих целей развития предприятия, для обеспечения дальнейшего эффективного функционирования.
В перспективе бизнес-диагностика производственно-коммерческой деятельности позволит агрегировать показатели стратегической и тактической оценки эффективности управленческих мероприятий и станет основой для разработки инструментов по оценке экономической эффективности управляющей системы субъекта хозяйствования с применением процессно-структурированного подхода.
Автор: Ангелина Сотник, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства, Государственный университет «Житомирская политехника», kornangelina@gmail.com.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №4 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.