Организационно-правовые основы реформирования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Социально-экономическим двигателем государственных преобразований, роста и прогресса является активное трудовое население, которое каждый день, работая, поддерживает экономический потенциал страны.

Важно понимать, что безопасность граждан, в частности на рабочих местах, должна быть одной из приоритетных целей государственной политики. Именно для выполнения данной цели призвана государственная система социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая направлена на избежание страховых случаев на рабочих местах, а также необходимость обеспечить жизнедеятельность граждан, которые уже попали под влияние опасного производственного фактора.

Фактор увеличения количества страховых случаев, в том числе смертельных, порождает потребность в реформировании функций Фонда социального страхования, ведь количественные показатели указывают на их существенные недостатки в некоторых областях, и в целом недостаточную эффективность в условиях функционирования украинских предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности и направлений деятельности.

Исходя из указанного выше, возникает потребность в исследовании всех аспектов осуществления данной системы, а также определение ее недостатков с последующей перспективой реформирования. В частности путем заимствования и использования международных стандартов социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Целью статьи является анализ сущности системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прежде всего, страховых выплат и превентивных мер, предложить организационно правовые пути реформирования функций Фонда социального страхования.

Результаты. Установлено, что национальная система социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонд социального страхования, как институция, которая выполняет функции предупреждения, и финансирования страховых случаев на производстве нуждается в реформировании, что должно стать одной из приоритетных задач социально-экономической политики в Украине.

Рассмотрены основные недостатки украинской системы страхования от несчастных случаев, а также предложены пути ее совершенствования, в частности путем внедрения международных стандартов управления системой страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ключевые слова: система социального страхования; несчастный случай на производстве; профессиональное заболевание.

За годы независимости Украины система социального страхования прошла определенные этапы развития, характеризующиеся значительными достижениями, в частности: создание организационно-правовой основы функционирования системы, законодательной базы, институтов и тому подобное. Однако остался ряд проблем, решение которых позволит улучшить систему, и вывести ее на значительно более эффективный уровень.

Согласно закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», каждое застрахованное лицо имеет также право на возмещение материальных потерь, причиненных воздействием опасного производственного фактора, повлекшего вред здоровью, а также право на социальные и медицинские услуги. Реализация перечисленных прав гражданина — первоочередная задача Фонда социального страхования Украины. Он кроме вышеупомянутого требования выполняет ряд других функций, таких как:

  1. Обеспечивает разработку и выполнение превентивных мероприятий в отношении страховых случаев;
  1. Осуществляет распоряжение имеющимися финансовыми ресурсами, а также разрабатывает пути их привлечения, анализирует и прогнозирует поступления ресурсов от уплаты ЕСВ;
  1. Принимает участие в расследованиях страховых случаев на предприятиях;
  1. Организует или принимает участие в проведении исследований по социальному страхованию населения;
  1. Выполняет ряд других функций, предусмотренных в разделе 2, статьи 9 закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании».

Итак, стоит понимать, что функцию управления системой социального страхования возложенную на фонд, согласно исследованию проблем и недостатков системы в целом, стоит начинать с функциональных недостатков данного учреждения.

Исследования вопросов в недостатках функционирования страховой системы Украины осуществлялись многими отечественными учеными. Систему социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исследовали такие ученые, как И. Ткаченко, И. Шпарка, Г. Трунова, А. Сорока.

Проблематику совершенствования и реформирования системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в частности через деятельность Фонда социального страхования изучали: Н. Бойченко, И. Нечаева, А. Якимова, В. Горб, Н. Шаварина.

Несмотря на то, что научный интерес исследователей по вопросу реформирования системы страхования от несчастных случаев и функциональных обязательств Фонда социального страхования достаточно широк, данная проблематика остается раскрытой не до конца, поэтому требует более глубокого исследования.

Цель и задачи статьи

Целью исследования является выявление проблематики функционирования системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний через функции Фонда социального страхования, а также дальнейшей возможности ее реформирования.

Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо определить ряд задач:

— определить конкретный ряд проблем, которые существуют в пределах функционирования описываемой системы;

– проанализировать деятельность Фонда социального страхования и возможные недостатки в ней;

– выявить пути ликвидации проблем, в частности с возможным использованием опыта управления системой социального страхования мировых государств.

Изложение основного материала исследования 

Исходя из функций Фонда социального страхования, которые законодательно задекларированы, можно выделить две основные области управления системой социального страхования при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях: предупреждение возникновения страховых случаев и сглаживание их последствий.

Рассмотрим предупредительные пути фонда, для предотвращения возникновения страховых случаев:

— профилактические проверки предприятий;

— проведение семинаров, совещаний, тренингов и круглых столов относительно обязательности в безопасности труда на предприятиях и профилактики страховых случаев;

— публикации в СМИ о важности соблюдения безопасных условий труда и тому подобное;

– осуществление работы страховых экспертов, контролирующих охрану труда на предприятиях.

Для того чтобы определить недостатки данных шагов, необходимо для начала рассмотреть их в количественном разрезе.

Как показывает исследование, наибольшее количество выявленных нарушений законодательства об охране труда наблюдается в 2018 году, именно в этом году было проведено рекордное количество профилактических проверок предприятий. Поэтому такой шаг является обязательным в недопущении возникновения страховых случаев.

Также можно проследить такой факт, что с уменьшением количества информационной деятельности на предмет соблюдения трудового законодательства – увеличивается количество его нарушений.

Что касается страховых выплат и медико-социальных услуг, которые предоставляются с целью сгладить последствия несчастных случаев на производстве, они классифицируются следующим образом:

— возмещение утраченного заработка;

— пособие в связи с временной нетрудоспособностью;

— страховая выплата пострадавшему во время его профессиональной реабилитации;

– покрытие расходов на медико-социальную помощь, учитывая покупку медицинских препаратов, специальных средств для передвижения, дополнительного питания, бытовое обслуживание, покрытие финансовых затрат на реабилитационные мероприятия в сфере здравоохранения, а также санаторно-курортного лечения;

— страховая выплата лицам, которые находились на иждивении потерпевшего, если несчастный случай повлек смерть застрахованного лица;

– компенсации на проезд к месту реабилитации или лечения, а также компенсация стоимости проезда и проживания для сопровождающего лица;

– обеспечение автомобилем при наличии медицинских показаний для этого (закон №1105-XIV).

Как видим, законодательство Украины регламентирует широкий спектр выплат и услуг, на которые может рассчитывать пострадавший от несчастного случая или профессионального заболевания. Для того чтобы понять эффективность данных выплат, стоит рассмотреть их размеры.

Основные факторы, от которых зависит размер пособия, например при временной потере трудоспособности, – это страховой стаж, а также среднедневной доход застрахованного лица. Первые 5 дней нетрудоспособности оплачиваются работодателем, последующий период оплачивается средствами фонда в зависимости от страхового стажа:

– лицам со страховым стажем до 3-х лет – 50% дохода;

– лицам со страховым стажем от 3 до 5 лет – 60% дохода;

– лицам со страховым стажем от 5 до 8 лет – 70% дохода;

– лицам со страховым стажем более 8 лет – 100% дохода (закон № 1105-XIV).

Сразу можно подчеркнуть недостаток – данная страховая выплата не в полной мере замещает предыдущие доходы гражданина, что способствует падению уровня и качества жизни гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Существенной проблемой является то, что Фонд социального страхования должен обеспечивать финансирование мероприятий по профилактике несчастных случаев, которые декларируются национальными и региональными программами обеспечения безопасности производственной среды. Сам фонд не участвует в разработке указанных программ, однако должен выделять на их реализацию ресурсы согласно определенным объемам, что является очень проблематичным. (Якимова А., Горб В., 2017).

Статистические данные указывают на то, что каждый год количество мероприятий, которые должны не допускать возникновения несчастных случаев, реализуемые Фондом социального страхования, имеют динамику к уменьшению, соответственно в противовес прогрессирует динамика увеличения количества увечья на производствах.

В значительной степени это связано с возможностями государства к финансированию таких шагов, ведь политическая и социально-экономическая ситуация в стране требует значительных финансовых вливаний в другие сферы, такие как военно-оборонная, сфера здравоохранения и тому подобное. Именно поэтому, необходимо фокус установить на тех мероприятиях, которые потребуют незначительных экономических ресурсов, но будут давать максимальный эффект.

Поэтому по результатам проведенного исследования можем разработать некоторые рекомендации относительно государственной политики по предотвращению возникновения несчастных случаев на производстве, для того чтобы улучшить ее эффективность. Первое, что предлагаем – разработать и внедрить жесткие рычаги наказания для работодателей, и должностных лиц, которые виновны в нарушениях законодательства Украины в области охраны труда.

В первую очередь, повысить финансовые санкции, которые:

во-первых, дадут стимул работодателям перевести фокус на улучшение трудовых условий, чем уплату штрафов за их нарушения;

во-вторых, будут увеличивать бюджет фонда для формирования страховых компенсаций, а также других необходимых действий, ведь такое количество страховых выплат и услуг оказывает значительное давление на бюджет фонда, который нуждается в финансовых вливаниях.

Стоит также улучшить механизмы взаимодействия исполнительных органов Фонда социального страхования, страховых экспертов и работодателей в вопросах устранения нарушений норм и нормативов в сфере трудовой деятельности, а также устанавливать усиленный контроль над предприятиями, которые не реагируют на подачу специалистами фонда требований об устранении нарушений.

Кроме этого, решающим шагом, который поможет ликвидировать не только описываемую нами проблему, а также и ряд других – борьба с коррумпированностью органов государственной власти, которая ставит под угрозу добродетельное выполнение должностных обязанностей государственными служащими, а также соблюдение работодателями всех нормативов в сфере охраны труда и предотвращения распространения несчастных случаев на производстве.

Для эффективной работы украинской системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний стоит не только ликвидировать имеющиеся проблемы, но и заимствовать опыт международных стран, в которых данная система работает с максимальной эффективностью.

На наш взгляд, стоит заимствовать некоторые элементы страховой системы Испании, где страхование от несчастных случаев на производстве – в руках частных неприбыльных обществ, которые в основном образуются самими работодателями, и имеют региональный характер (Соловьев А., 2016).

Такой подход к организации страховой деятельности позволит решить проблему значительных административных расходов на содержание фонда, а также обеспечит непосредственное участие каждого работодателя в системе, что позволит определенным образом децентрализовать систему управления превентивными шагами, а значит – уменьшить количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

На наш взгляд, эффективной является страховая система Финляндии, где ответственность за причиненный работнику вред лежит полностью на работодателе, а страховщик не принимает участия в реабилитации пострадавшего (Соловьев А., 2016). Такой подход, на наш взгляд, можно попробовать реализовать в Украине, уменьшив процент обязательного взноса на общеобязательное социальное страхование.

Значит, у работодателя и наемных работников будет оставаться больше ресурсов для того, чтобы, в том числе и создавать безопасные условия труда. Фонд в таком случае может принять роль надзирателя, что позволит сократить расходы на его содержание, а также снизить количество коррупционных проявлений, что является не менее важным.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Стоит понять, что имеются достаточно большие нагрузки на Фонд социального страхования Украины, что в свою очередь может вызвать недостаточную эффективность его действий, поэтому стоит разрабатывать новые подходы к управлению описываемой системой, где активное участие будут принимать работодатели, как главные субъекты реализации экономической деятельности и поставщики рабочих мест.

Есть необходимость реформировать функции фонда в сфере предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для того чтобы повысить эффективность страховой системы в целом.

Открытым и неисследованным остается вопрос поиска новых путей и направлений совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Авторы: Татьяна Шаповалова, кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Национальный университет «Львовская политехника», E-mail: gg39358@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-2535-867X, https://publons.com/researcher/3770408

София Заришнюк, кафедра социологии и социальной работы, Национальный университет «Львовская политехника», E-mail: s.zaryshniuk@gmail.com

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий