Основатель онлайн-рынка: Мы как Uber, только вместо такси у нас продукты

Как за один день объединить две сотни единоличников, за 150 долларов запустить социальный, но вместе с тем прибыльный проект и как планировать рост в условиях экономического кризиса? Об этом Agravery.com рассказал основатель онлайн-рынка в Гоголе, что на Киевщине, Эдуард Линник.

После закрытия продовольственных рынков производители овощей и мяса искали выхода в онлайн. Например, Agravery.com уже рассказывал историю Анны Морозовой — соучредителя проекта «витаминная коробка», предусматривающего доставку сезонных овощей и крафтовой продукции от производителя к потребителю. На этот раз в фокусе опыт программиста из Киева Эдуарда Линника, который на время карантина переехал к теще в село Гоголев – и за две недели организовал там онлайн-рынок.

Платформа разрешила продавать домашние овощи, сыр, мясо, рыбу и тому подобное не только в Гоголеве, но и жителям окрестных сел. Созданный на злобу дня проект не сбрасывает обороты и во время адаптивного карантина. Об особенностях и трудностях функционирования онлайн-рынка, способах заработка и масштабировании бизнеса его основатель поделился в интервью Agravery.com.

Онлайн-рынок – это отдельная компания или только сайт уже существующего продовольственного рынка в Гоголеве?

– Онлайн-рынок – это отдельная компания. Сейчас я занимаюсь юридическими вопросами. Скорее всего, мы зарегистрируем себя как кооператив.

Как работает рынок?

– С понедельника по пятницу мы принимаем заказы. В пятницу вечером всем производителям из окрестных городков и сел – в Требухов, Бровары, Русанов, Перемогу и др. – рассылаем заказы на продукты. В субботу вечером все завозится на склад. В воскресенье до 14 часов стараемся доставить все заказы покупателям. Свежую зелень, как правило, собираем в пять утра в день доставки – сразу после того как местные жители собирают ее с огородов.

Мясо берем утром на продовольственных рынках, а во время карантина заказывали его только у тех производителей, которые работали на рынках до их закрытия.

В планах есть создание собственной лаборатории на каждом приемном пункте. Тогда любой сможет прийти на пункт, сказать, что у него есть, показать ветеринарные справки на свою живность. Приемщик мяса с нашей стороны осмотрит хозяйство, чтобы не было злоупотреблений, тогда продавец попадет в базу производителей мяса и получит заказ.

Что понадобилось для воплощения идеи онлайн-рынка?

– Для запуска понадобилось две недели круглосуточной работы и 150 долларов. Эти деньги мы потратили на дизайн сайта, хостинг, другие технические вопросы. Я программист, и моя команда этим занималась. За три тысячи гривен в месяц мы арендовали помещение под склад. Потом у кого какие были холодильники, снесли их в состав оборудования. Однако мы особо ничего не храним на складе. Восемь авто раз в неделю осуществляют доставку.

На автомобили мы поставили холодильные блоки вроде кейсов «Glovo», на одну машину вмещается пять-шесть таких блоков, в каждый из них – по одному — два заказа. Стоимость одного холодильного кейса вместе с аккумуляторами обходится в 450 гривен.

Сейчас в команде девять человек – программисты, рекламисты, кто-то собирает заказы, кто-то – продукцию у крестьян, один человек занимается логистикой.

Окупилось ли создание онлайн-рынка и инфраструктуры для него? 

– Мы с первого дня сработали в плюс. В первую же доставку мы развезли 28 заказов, теперь в среднем получаем по 60-80 заказов в неделю. Доставка стоит 80 гривен, этого хватает, чтобы заправить авто и немного заработать самому курьеру.

Как вы собирали продавцов? Как изменилось их количество за два месяца существования онлайн-рынка?

– Во время карантина я приехал к теще в Гоголев. Узнал, что у села есть онлайн-группа, написал туда несколько сообщений, и за день в нашей закрытой группе для продавцов собралось 190 человек.

Я привез из Киева оборудование для съемки, макро-объективы, свет, люди в очередь выстроились со своей продукцией. Надо было все красиво нарезать, сфотографировать. Всего у нас двести продавцов, среди них активных – кто предоставляет продукцию раз в неделю – семьдесят. Те люди, которые постоянно торговали на продовольственном рынке, обрадовались новой возможности продать. Те же, кто этим ранее не занимался, получил возможность заработать дополнительную копейку.

Наша группа пополняется новыми участниками, кто выращивает лаванду в огороде, у кого-то осенью вырастет спаржа, недавно мы добавили цветную капусту и брокколи, одна женщина выращивает китайскую капусту Пак-Чой, уже даже живых крабов можно у нас заказать. В общем, наш поставщик – это человек, который живет в селе и выращивает не для продажи, наша продукция – это домашняя, а не фермерская еда.

Бывает ли так, что вы взяли заказ, а нужной продукции не находится? 

– Однажды нам нужны были куры, а их поставщик куда-то уехал. Мы написали в нашу закрытую группу запрос, что нам нужны три курочки – и сразу откликнулся менее активный продавец, который только раз поставил нам несколько уток и кролика. Недавно нам привезли в воскресенье утром клубнику, а она не подходила.

Мы сразу позвонили покупателю, предложили заменить клубнику малиной. Как-то договорились утром забрать у хозяйки свежий шпинат, а она не смогла вовремя его предоставить. Опять же, позвонили клиенту, извинились за неудобства. Дело в том, что мы брали шпинат только в одного человека, а надо, чтобы определенный вид продукции был хотя бы у кого-то еще из поставщиков.

Понятно, что зимой свежей зелени не будет. Зимой будем брать то, что хранится у людей в погребах. Пока нет огородных помидоров, мы договорились с владельцем теплиц (указываем на сайте об этом) и осуществляем пробные поставки тепличных томатов.

Какие существуют требования к продавцам и сколько они платят за «место» на онлайн-рынке? 

– Сейчас кто угодно может предложить свою продукцию в любом объеме. Мясо берем только у тех, кто непосредственно выращивает животных, а не у перекупщиков. Мы договорились с Институтом потребительских экспертиз в Киеве, чтобы там при необходимости проводили анализ нашей продукции. Пока жалоб не было, и за анализом на продукцию мы не обращались.

Если человек предоставляет много товара для продажи, то мы берем с него 200 грн., если мало – ничего. Планируем брать операционный сбор с продавца в размере 15% от суммы заказа. Если вы на сайте видите зелень по 15 гривен за пучок, то мы его за 15 гривен и покупаем у крестьян. Мы не покупаем у них продукты по 50 гривен, а продаем по 60. Ту сумму, что есть на сайте, и получает продавец. Поэтому мы хотим ввести операционный сбор.

Были ли проверки со стороны Госпродпотребслужбы? 

– Помещение склада не проверяли, поскольку там мы только упаковываем продукцию по ящикам. Мы как Uber, только вместо такси у нас продукты. В холодильниках может храниться растениеводческая продукция, иногда – куриные тушки. Мы не прятались, уведомили местную администрацию, ветеринара, нам на все «дали добро». Мы сами думаем купить тестер, что определяет содержание нитратов, проверить продукты в супермаркете и у нас, и сравнить.

Какова география заказов продукции с рынка? Кто ваши покупатели?

– У нас покупают продукты и молодежь, и люди почтенного возраста. Заказы поступают из Киева, Броваров, Рожнив, Пушицы, Софиевской Борщаговки. Мы хотим приобрести в лизинг три большие авто с рефрижераторами и везти ими заказ в Киев, на Троещину, Святошино и в центр. Оттуда службы доставки вроде «Glovo», «Raketa» будут развозить заказы по домам потребителей. Это удобнее, поскольку обычно наш курьер делает доставку до 13-14 часов, а так мы в 11 приехали в Киев, и у нас все заказы забрали и развезли.

Как покупатели узнают об онлайн-рынок?

– Из телевизионных сюжетов, рекламы и сарафанного радио. Немного рекламировали себя на Facebook и в Google, но пока приостановили это. Если приведем много клиентов, то нам будет трудно. Мы хотим вывести онлайн-рынок на глобальный уровень. Для этого разрабатываем специальную программу, которую смогут использовать в городах-миллионниках. Например, человек из Харькова зайдет на сайт рынка, положит в «корзину» домашнюю курицу, картошку, зелень – и ему доставят продукцию из приближенных к Харькову сел.

Как именно будет работать онлайн-программа?

– Каждый, кто желает продавать свою продукцию, будет скачивать приложение и регистрироваться в нем. После этого потенциальные продавцы будут проходить аутентификацию – будут проверяться их огороды, хлева и тому подобное. В базу будет вноситься информация о том, что и в каком количестве уже есть у производителя и какая продукция у него «на подходе».

После поступления заказа программа будет их распределять между продавцами. Планируем также создать что-то вроде call-центра. Например, за каждым оператором будет закреплена группа клиентов, с которыми он будет общаться.

В пятницу вечером наши продавцы будут получать смс-сообщения с перечнем продукции, которую нужно предоставить, и в субботу утром будут приходить на «распределительную базу», чтобы получить упаковку. Ведь для каждого товара будет своя упаковка, на которой будет указан объем продукции, код продавца для отслеживания того кто предоставляет и QR код для плохих отзывов.

Например, вы сделали заказ, в котором, в частности, есть зеленый лук. Он будет в бумажном пакете, на котором будет написано примерно следующее: «Если товар плохой, отсканируйте QR код». Как только покупатель сканирует код, ему возвращаются деньги за товар, а продавцу поступает предупреждение. Продавец в этом случае не получит денег за свой товар. Несколько таких предупреждений – и поставщик попадает в «бан».

Каким образом покупателю будут возвращать средства? 

– Банкиры предложили нам использовать для этого систему временного содержания средств. Значит, при оплате заказа картой, определенная сумма фактически не будет списана со счета покупателя до определенного времени. Эти средства будут «заморожены». И, например, вам привезли заказ в 11 утра. До полуночи у вас есть время, чтобы отсканировать код продукта, если его качество неудовлетворительное. Уплаченные за него средства будут автоматически возвращены на карту. Ориентировочно это должно заработать осенью.

На чем вы будете зарабатывать?

– На доставке, операционном сборе и, возможно, введем ежемесячную абонентную плату для продавцов.

На каких условиях вы хотите масштабировать бизнес?

– Условно говоря, мы приходим в село, ставим приемный центр и предлагаем или создать кооператив, или кто-то захочет вложиться в этот проект и построить базу на условиях франчайзинга. Мы дадим схему, программу, расскажем обо всех нюансах. Кооперативную программу видим так: условно, половина села вкладывает средства в эту систему, а половина села выращивает продукты для продажи. Тот, кто вложил средства, осенью получит за свои деньги продукцию.

Если удастся собрать кооперативы, то мы просто научим людей, и они будут работать. Мы будем брать минимальную плату, например, за то, чтобы программисты разработали систему и помогать создавать местный онлайн-рынок.

Первое масштабирование направлено в направлении Киева. Потому что уже звонят из Ирпеня, Коцюбинского, в одних куры, в других китайские свиньи – интересуются как к нам попасть. Я говорю, что мы еще не открыли новые пункты приема, поэтому физически не можем сотрудничать с новыми поставщиками.

Хотим построить три базы: одну – в Гоголеве, это Броварское направление, вторую – в районе станции метро Житомирское, третью – в районе Одесской площади. И по плану с этих трех баз будет выезжать по три рефрижераторы, далее адресно по Киеву заказы будут развозить службы доставки. Это позволит доставлять по 900 заказов еженедельно. То же самое можно создать в Харькове, Одессе и других крупных городах.

Как ваш профессиональный бэкграунд помогает управлять рынком? 

– Я по специальности политолог. Заниматься рекламой и пропагандой – это моя профессия, на которую я учился. В школьные годы посещал в Киевском дворце пионеров (ныне Дворец детей и юношества) кружок радиолюбителей. Первый компьютер мы вместе с папой спаяли самостоятельно.

Я знаю, как развивался Google, Яндекс, умею работать в Photoshop, программировать, знаю SEO, SMM, таргетирование рекламных кампаний. Поэтому за две недели удалось все это сделать. Конечно, есть небольшая команда людей, которые мне помогают.

Автор: Анастасия Карпенко

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий