В статье представлен анализ изменений основных параметров в системе высшего образования Украины на национальном и региональном уровнях, сравнение отечественных и международных трендов в сфере высшего образования, доказана необходимость адаптации сети ее учреждений к существующим демографическим и социально-экономическим вызовам.
За годы независимости основные параметры системы высшего образования в Украине (сеть заведений и ее структура, абсолютная и относительная численность студентов) постоянно менялись, в том числе вследствие действия демографического фактора. Однако исследование показало, что региональная сеть высших учебных заведений остается разбалансированной. Это подтверждает и анализ динамики среднего количества студентов на одно заведение.
Распределение студентов по направлениям подготовки демонстрирует сохранение неоправданной популярности в молодежной среде различных экономических и правовых специальностей (с точки зрения реального трудоустройства), при этом роль государства в финансировании высшего образования ежегодно растет. Поэтому необходимо изменить подходы при выработке образовательной политики, сбалансировав масштабы и результаты деятельности системы высшего образования.
Ключевые слова: система высшего образования, учебные заведения, студенческий контингент, преподавательский состав, финансирование высшего образования, образовательная политика.
Постановка проблемы. Осложнения современного демографического развития Украины с признаками демографического кризиса приобретают особое значение для сферы образования. Изменения в численности контингентов дошкольного и школьного возраста за годы независимости уже привели к негативным процессам в системе образования, в частности к значительной трансформации сети дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений.
Учитывая прогнозные расчеты специалистов Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, наиболее сложная ситуация в течение ближайших 10 лет ожидается с численностью лиц в возрасте 18-23 года, поскольку к началу 2020-х годов их количество сократится на 40%.
А этот фактор повлечет за собой целый комплекс негативных последствий для сферы высшего образования, в частности неизбежную оптимизацию сети вузов, снижение притока дополнительных финансовых ресурсов от населения, нарушения в трендах центральной периферийной образовательной миграции молодежи, к сокращению преподавательского состава.
Актуальность исследования. Необходимость системного видения трансформационных сдвигов в сфере высшего образования предопределяется прежде принятием нового закона Украины от 01.07.2014 г. № 1556-VII «О высшем образовании», в котором предполагается, по сути, радикальное переформатирование сети вузов. Поскольку отменяется понятие «уровень аккредитации», вводятся новая система типизации ВУЗ (университет, академия, институт; колледж), уровни и степени высшего образования, требования к реализации образовательных программ.
Государственный заказ в вузах будет размещаться на конкурсной основе на принципах добросовестной конкуренции, открытости и прозрачности, объективной и беспристрастной оценки предложений участников конкурса (ст. 72 закона). Учитывая вышеизложенное, «механическое» переименование учреждений не позволит построить эффективную систему высшего образования, а игнорирование накопленных деформаций в сети высшего образования усложнит ее интеграцию с европейским образовательным пространством.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема создания эффективной модели высшего образования в Украине находится в центре постоянного внимания широкого круга отечественных ученых из различных отраслей общественных наук. В контексте причин и последствий различных трансформационных сдвигов в сфере высшего образования, в обосновании направлений образовательной политики необходимо вспомнить недавние публикации.
Это таких ученых как Гейца (V. Heyets), Г. Герасименко (G. Gerasymenko), В. Кремня (V. Kremen), И. Курило (I. Kurilo), Е. Либановой (E. Libanova), И. Ликарчука (I. Likarchuk), Л. Лисогор (L. Lisogor), В. Лугового (V. Luhovyi), О. Макаровой (O. Makarova), О. Гришновой (L. Grishnova), И. Каленюка (I. Kalenyuk), В. Новикова (V. Novikov), О. Ревнивцевой (O. Revnivceva), В. Сацика (V. Satsyk), Ж. Талановой (Zh. Talanova), Л. Ткаченко (L. Tkachenko) и других.
Однако системные сдвиги в сфере высшего образования требуют более основательного анализа, поскольку значительная часть из них, подвергаясь влиянию демографического фактора, начинает формироваться на региональном уровне. Доступность баз данных Евростата и статистических служб других стран открывает широкие возможности для осуществления различных международных сравнений.
Кроме того, недавно (с 2012 г.) у отечественных исследователей появилась возможность ежегодного анализа источников в финансировании системы высшего образования в Украине с помощью данных Национального (сателлитного) счета образования, который готовит Государственная служба статистики Украины.
Целью статьи является анализ основных трансформационных сдвигов в сфере высшего образования на национальном и региональном уровнях, обоснование необходимости оптимизации сети отечественных вузов.
Изложение основного материала. За годы независимости основные параметры системы высшего образования (сеть заведений и ее структура, абсолютная и относительная численность студентов) постоянно менялись. Больше всего вузов функционировало в 1996/1997 учебном году (1064 ед.), однако даже теперь по количеству заведений, предоставляющих услуги на уровне МСКО 5А, среди стран ЕС Украина уступает только Германии (325 и 374 соответственно).
Анализ демографического развития в Украине дает основания считать, что исторические максимумы абсолютного и относительного количества студентов в Украине были зафиксированы в 2007/2008 учебном году: общая численность – 2,8 млн. человек; в расчете на 10 тыс. населения – 606 студентов. В этот год общее количество студентов в Украине превышало значение аналогичного показателя по всем странам ЕС, в том числе по Турции (2,4 млн.), Великобритании и Германии (по 2,3 млн.), Франции и Польше (по 2,1 млн.), Италии (2,0 млн.).
Сейчас в Украине обучается почти 2,1 млн. студентов, и среди стран ЕС-28 по этому показателю мы уступаем лишь Турции (4,3 млн.), Германии (2,7 млн.), Великобритании (2,4 млн.) и Франции (2,2 млн. студентов).
Анализируя основные параметры высшего образования в Украине и численность молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, есть все основания полагать, что в течение 1994-1997 годов сеть вузов была неоправданно разветвленной, прежде всего за счет вузов I-II у. а. Однако впоследствии происходило «сворачивание» сети этих заведений (как постоянный тренд – с 2004/2005 учебного года), тогда как количество вузов III–IV у. а. увеличивалось вплоть до 2009/2010 учебного года.
Несмотря на рост общего количества студентов в течение 1994/1995 – 2007/2008 учебных лет, в Украине уже с 2003 г. началось уменьшение численности молодежи в возрасте 15-19 лет, а с 2009 г. — в возрасте 20-24 года. Таким образом, сокращение количества вузов разных уровней аккредитации было обусловлено, прежде всего, демографическим фактором.
Самая низкая наполняемость отечественных вузов I-IV у. а. (МСКО 5) наблюдалась в 1996/1997 учебном году – в среднем 1477 студентов на одно заведение, когда было зафиксировано наибольшее количество вузов по стране и одно из наименьших значений общего количества студентов. В 2013/2014 учебном году в Украине среднее значение наполняемости вуза составляло 2556 студентов.
Стоит отметить, что средняя наполняемость вузов I-II у. а. является достаточно стабильной в течение всего исследуемого периода, то есть сеть этих заведений своевременно «реагировала» на сокращение своих студенческих и абитуриентских контингентов. А вот линия тренда средней наполняемости вуза III-IV у. а. «повторяет» линию тренда общего количества студентов в Украине, однако сеть этих заведений (в т. ч. их обособленных структурных подразделений) еще недавно только расширялась.
На наш взгляд, это свидетельствует об инерционности управленческих решений по корректировке параметров сети отечественных учреждений (прежде всего в течение 1995-2002 гг.), а также освещает негативные последствия коммерциализации высшего образования, когда функционирование большого количества заведений «подчинено» цели расширения и сохранения сферы платных образовательных услуг.
Аналогичные тренды усредненного показателя «количество студентов на одно учреждение высшего образования» наблюдаются и в Республике Беларусь, и в Российской Федерации, особенно при сравнении с отечественными вузами, предоставляющими услуги на уровне МСКО 5А.
При этом, например, в РФ с 2002 г. происходит сокращение численности населения в возрасте 15-19 лет (с 12,8 млн. человек до 7,2 млн. в 2013 г.). А с 2008 г. – в возрасте 20-24 года (с 12,5 млн. до 10,8 млн. соответственно), что дает основания говорить о влиянии демографического фактора на этот параметр системы высшего образования и в России.
В 1995/1996 учебном году на одно заведение высшего образования в России в среднем приходилось 3662 студента, Украине – 3619 , Беларуси – 3345. Сейчас ситуация изменилась. В отечественных заведениях обучается в среднем 5304 студенты, в российских заведениях – 5827, белорусских ВНУ – 7320.
Относительно европейских стран: по данным недавно созданного реестра ETER (European Tertiary Education Register), в 2012 г. в среднем по 29 странах на одно учебное заведение уровня МСКО 5 -7 приходилось 6694 студента.
Однако «мощность» европейских заведений очень отличается, в том числе и между «странами-соседками». Например, в Латвии она в среднем составляет 1881 студент, Эстонии – 2143, Литве – 3914, Польше – 6475.
На европейском пространстве больше всего выделяются шесть стран, которые, кстати, имеют и совершенно разную по масштабам сеть высшего образования. Так, на Мальте функционирует единое заведение с общей численностью студентов 10123 человека; в Италии среднее количество студентов на одно заведение – 10233 человека (всего 176 заведений); Швеции – 10524 (39) соответственно, Нидерландах – 11721 (57), Великобритании – 12586 (152), Испании – 20424 (77).
Возвращаясь к анализу изменений параметров отечественной системы высшего образования, целесообразно рассмотреть и динамику количества вузов разных типов и уровней аккредитации по формам собственности, а также численность студентов в них. В структуре учреждений по их типам выросла доля колледжей (с 22,7 до 30,5%; за счет увеличения количества государственных и коммунальных заведений), университетов (с 21,2 до 24,7%; лишь государственной формы собственности), академий (с 6,3 до 7,7%; за счет коммунальных и частных).
Однако сократилась доля техникумов (с 20,8% до 12,1%; количество заведений государственной формы собственности уменьшилось в 2 раза, частной – в 1,6 раза), институтов (с 13,6 до 10,3%; уменьшилось количество учреждений всех форм собственности) и училищ (с 15,3 до 14,6%; в первую очередь за счет государственной формы собственности – в 2,3 раза).
В относительном измерении существенное сокращение в течение последних лет претерпела сеть частных вузов, особенно по общей численности студентов: по заведениям I-II у. а. она уменьшилась на 41,5%; III–IV у. а. – на 58,1%; по государственным учреждениям этот показатель несколько меньше (35,6% и 21,9% соответственно). А вот в коммунальные заведения удалось привлечь дополнительное количество студентов.
Среднее количество студентов в целом по вузам всех форм собственности и аккредитации значительно уменьшилось. Самой высокой остается наполняемость государственных вузов ІІІ–ІV у. а. – в среднем 7117 студентов на заведение, тогда как в государственных вузах І–ІІ у. а. она составляет лишь 874 студенты, коммунальных – в соответствии 2520 и 586, частных – 1649 и 463 .
В региональном разрезе свертывание сети заведений вузов I-II у. а. наблюдалось в большинстве (21) регионов, а количество студентов сократилось на 25,5% (в том числе по Закарпатской области – на 53,0, Хмельницкой – 50,9, Запорожской – 44,3) . Среднее количество студентов на заведение уменьшилось почти по всем регионам; региональный размах вариации этого показателя сейчас составляет от 431 (Закарпатская обл.) до 935 (Ровенская обл.).
Что касается сети вузов III-IV у. а., то уменьшение численности студентов у них зафиксировано по всем регионам (средне-украинское значение – 27,3%). При этом динамика сокращения ощутимо варьирует как по регионам, так и в большинстве случаев и является отличной от региональной динамики сокращения численности студентов в вузах І–ІІ у. а., что свидетельствует о значительном межрегиональном перемещении молодежи для получения, выбранного образовательно-квалификационного уровня и/или профессии.
Количество вузов III-IV у. а. уменьшилось на 28 ед., однако за счет лишь 14 регионов; наибольшее сокращение произошло в Донецкой (на 7 ед.) и Львовской (на 5 ед.) областях. Наполняемость вузов III-IV у. а. почти по всем регионам существенно уменьшилась, прежде всего в Сумской области – на 3829 студентов (в среднем по Украине – на 1456); исключение составляют лишь Ивано-Франковска и Львовская области, где за счет сокращения количества заведений показатель наполняемости несколько улучшился.
Однако при значительном сокращении студенческого контингента в 11 регионах количество заведений осталось неизменным, а в Киеве и Севастополе – еще и выросло. Сейчас наименьшее значение показателя «среднее количество студентов по вузам III-IV у. а.» зафиксировано на Кировоградщине (2347) , наибольшее – в Луганской (8290), Сумской (7501) и Запорожской (7140) областях (средне-украинское значение – 5304) .
В течение 2007/2008–2013/2014 учебных лет структура подготовки по образовательно-квалификационным уровням в отечественных вузах не претерпела значительные изменения: выросла доля младших специалистов (с 22,5 до 27,6%), уменьшились доли бакалавров (с 59,4 до 52,2%) и специалистов (с 14,6 до 13,3%). На этом фоне оптимистично выглядит как увеличение удельного веса магистров (с 3,5 до 6,8%), так и абсолютной численности студентов, обучающихся по магистерским программам (с 9,9 тыс. почти 14 тыс. лиц).
По формам обучения структура студенческого контингента сместилась в пользу дневной формы (с 58 до 66%), причем такое увеличение произошло по всем вузам. Соответственно уменьшилась доля студентов-заочников (с 42 до 34%), а на вечерней форме продолжают учиться менее 1% молодежи.
Исследование возрастного состава студентов дневной формы обучения не выявило существенных сдвигов, а вот среди заочников и вечерников наблюдается тенденция к увеличению доли молодежи в возрасте 30-34 и особенно 35 лет и старше, прежде всего среди студентов вузов І–ІІ у. а. Также растет доля 20-22-летних среди студентов вечерней и заочной форм обучения вузов III–IV у. а.
Распределение студентов по направлениям подготовки, к сожалению, демонстрирует сохранение неоправданной популярности (с точки зрения реального трудоустройства молодежи) различных экономических и правовых специальностей.
В 2013/2014 учебном году общая структура подготовки в вузах I-IV у. а. (МСКО 5) выглядит следующим образом, в %: «Социальные науки, бизнес и право» – 32,7; «Инженерия» – 19,2; «Гуманитарные науки и искусство» – 9,5; «Здравоохранение» – 8,0; «Образование» – 7,4; «Транспорт» – 5,2; «Естественные науки» – 4,3; «Строительство и архитектура» – 3,5; «Сельское, лесное и рыбное хозяйство и переработка их продукции» – 2,7; «Сфера обслуживания» – 1,9. «Техника и энергетика аграрного производства» – 1,9. «Геодезия и землеустройство» – 0,8; «Ветеринария» – 0,7; «Безопасность» – 0,6; «Специфические категории» – 0,6; «Социальное обеспечение» – 0,5; «Государственное управление» и «Военные науки» – по 0,2 .
В Украине наблюдается положительная динамика относительно количества иностранных студентов и повышение их доли в общей численности студентов: 2000/2001 у. г. – 12,9 тыс. человек (или 0,67% к общей численности отечественных студентов); 2007/2008 у. г. – 32,6 тыс. (1,16% соответственно), 2012/2013 у. г. – 49,0 тыс. (2,26%); 2013/2014 у. г. – 59,4 тыс. (2,89%).
В международном сопоставлении по конкурентоспособности отечественная система высшего образования «не пасет задних», поскольку по общему количеству иностранных студентов, которые получают образование на уровне МСКО 5, Украина приближается к Австрии и Италии, а по доле иностранцев среди студентов опережает, например, Польшу, а также Сербию, Литву и Хорватию.
За последние семь лет улучшился профессиональный состав научно-педагогических работников отечественных вузов, %: доля кандидатов наук выросла с 43,7 до 51,5, докторов наук – с 8,6 до 10,6, доцентов – с 31,5 до 35,1, профессоров – с 8,6 до 9,3. Также постепенно увеличивается процент штатных работников (с 83,6 до 86,8).
По размеру среднемесячной заработной платы преподавателей вузов в Украине, то он хотя и является крупнейшим в соответствующей профессиональной группе, однако не намного превышает размеры зарплат школьных учителей. К тому же, структура заработных плат преподавателей и учителей почти идентична. Соотношение уровня среднемесячной зарплаты преподавателей вузов к средней по Украине в 2012 г. составило 145,0%, в т. ч. у мужчин – 154,9, женщин – 138,4%.
Государственное финансирование высшего образования в Украине на протяжении 2000-2013 гг. в фактических ценах увеличилось с 2,3 млрд. до 21,6 млрд. грн. В процентах к ВВП доля расходов Сводного бюджета на высшее образование выросла за этот период с 1,3 до 2,1%, а в 2009-2010 гг. достигала значения 2,3% ВВП. Наиболее благоприятным в финансовом плане для высшей школы был 2002 г.
Однако с 2009 г., вследствие действия демографического фактора – сокращения численности студенческого контингента, средства между различными уровнями образования перераспределяются не в «пользу» высшего образования.
Так, ее доля в структуре общих расходов сводного бюджета сократилась с 6,8 до 6,0 процентов. В структуре расходов всей образовательной отрасли – с 31,4 до 28,4 процентов. По данным Национальных счетов образования Украины, структура с 3,56 до 2,99% (в процентах к ВВП) уменьшилась. И уменьшилась доля общих расходов государственного и негосударственного сектора на финансирование всего первого этапа высшего образования (МСКО 5).
Однако учебные заведения, дающие образование на уровне МСКО 5, остаются не только самыми крупными потребителями финансовых ресурсов среди других провайдеров образования (2007 г. – 41,6% общих расходов на образование, 2012 г. – 38,0%), но и наращивают темпы финансирования за счет средств населения. В структуре совокупных расходов домохозяйств на все уровни образования доля расходов на высшее образование выросла с 71,9 до 74,9%.
Для подготовки специалистов в вузах привлекают как бюджетные (69,9%), так и внебюджетные средства (30,1%). Однако структура источников финансирования вузов в разных уровнях аккредитации имеет значительные отличия, прежде всего, относительно участия центрального правительства (51,3% по ВУЗам I–II у. а. и 66,2% по ВУЗам III–IV у. а.), местных бюджетов (26,3 и 1,7 соответственно) и домохозяйств (21,6 и 31,0%). Участие частных фирм и корпораций в подготовке специалистов как на уровне МСКО 5В, так и на уровне МСКО 5а является мизерным (0,8% и 1,1%).
Анализ Национальных счетов образования показал, что роль государства в финансировании вузов всех уровней аккредитации ежегодно растет (с 57,9% в 2007 г. до 69,9% в 2012 г.); все большая часть средств перераспределяется непосредственно через Министерство образования и науки Украины (36,4 и 46,5% соответственно). Поэтому снизился удельный вес расходов на высшее образование из негосударственного сектора (с 42,1 до 30,1%, в том числе по домохозяйствам – с 40,6 до 29,0%) до 22 процентов.
Выводы. За годы независимости Украины основные параметры системы высшего образования постоянно менялись, а наиболее «разбалансированной» оказалась региональная сеть заведений, что подтверждает анализ динамики среднего количества студентов на одно заведение. Распределение студентов по направлениям подготовки демонстрирует сохранение неоправданной популярности в молодежной среде различных экономических и правовых специальностей (с точки зрения реального трудоустройства), при этом роль государства в финансировании высшего образования ежегодно растет.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод в необходимости оптимизации сети вузов, учитывая демографические и социально-экономические факторы.
Оснований для заметного роста студенческого контингента в ближайшие годы нет, поэтому наиболее действенными решениями по увеличению охвата населения высшим образованием является улучшение довузовской подготовки молодежи, усиление профессионально ориентационной работы с ней, создание «привлекательных» образовательных программ для взрослого населения, а так же, как наиболее перспективного направления – расширения объемов подготовки иностранных студентов.
Анализ финансовых потоков к поставщикам образовательных услуг на уровне МСКО 5 доказывает попытки государства сохранить инфраструктурный и кадровый потенциал высшего образования, улучшить его доступность для молодежи.
Но исследования направлений подготовки по образовательно-квалификационным уровням и отраслям знаний в вузе демонстрируют инерционность рынка образовательных услуг в Украине, недостаточную ориентированность структуры и содержания профессионального образования на потребности экономики, кое-где «игнорирование» учебными заведениями проблем трудоустройства своих выпускников и обеспечения их продуктивной занятости.
В связи с этим актуальной усматривается модернизация модели выработки образовательной политики в Украине. Такая модель должна рассматривать систему высшего образования как целостный объект, своевременно отслеживая основные трансформационные сдвиги не только на национальном, но и региональном уровнях.
А также сбалансировать масштабы и результаты его деятельности с объемами финансирования, потребностями национального и региональных рынков труда (через совершенствование механизма госзаказа), необходимостью повышения социального статуса преподавателей высшей школы; создать твердую «платформу» для разработки обоснованных государственно-управленческих решений.
Автор: О.М. Хмелевская, кандидат экономических наук, первый научный соавтор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: kh_o@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.