Особенности учебно-воспитательных функций дошкольного образования

Реформы, образование

Развитие дошкольного образования и воспитание детей приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью формирования интеллектуального потенциала личности, соответствующего требованиям инновационного общества.

В статье структурированы функции детских учреждений, учитывая динамику психологических процессов в дошкольном возрасте. Сделан анализ психологического становления личности и определены его биологические и социальные особенности. Обосновано, что задачей дошкольного образования должно быть преимущественно обеспечение положительной социализации детей. Обращается внимание на необходимость усиления функциональности дошкольных учреждений.

Решению насущных проблем воспитания детей будет способствовать расширение сети дошкольных учреждений различных форм собственности, в том числе семейных и частных.

Нужны реальные изменения в образовательной практике и их последующая институционализация, ориентация на разносторонние интересы потребителей образовательных услуг. Вариативная часть программ дошкольной подготовки должна быть специализированной и отвечать социальным потребностям населения и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, частные учреждения дошкольного образования, профессиональная ориентация, социализация, интеллект, темперамент.

Постановка и научный анализ проблемы. Профессиональная ориентация кадров для украинской экономики превратилась в одну из самых острых проблем. Развитие общества предъявляет повышенные требования к профессиональному образованию молодежи, которая вступает в жизнь после окончания учебных заведений.

Однако результаты обучения не соответствуют потребностям экономики страны, выпускники не проявляют инновационной активности, способности разрабатывать и внедрять новейшие технологии и адаптироваться к гибким производственным и социальным процессам.

Фундамент профессиональной культуры и квалификации закладывается школой. Однако в системе обучения все сильнее ощущается разбалансировка программ воспитания личности в цепочке дошкольного и школьного образования. В желании исправить ситуацию стремятся модернизировать подход к организации воспитательной работы и обучения во всех звеньях образовательной системы, начиная с дошкольных учреждений.

При этом роль и место дошкольного образования в профориентации не определяют. Традиционно значение образования в профильном обучении рассматривают как выявление склонности к определенному роду профессиональной деятельности. С научной точки зрения такая позиция в отношении дошкольных учреждений не достаточно аргументирована. Вопрос, с какого возраста определять будущую профессию, остается дискуссионным.

Однако споры по этой теме актуализируются тем, что Украина быстро теряет качество образования и последовательно уступает авторитетную позицию в мировом образовательном рейтинге. Содержательную сторону образования в рамках кластера «дошкольное воспитание – обучение в средних общеобразовательных учреждениях» приобретает приоритет в стремлении страны в долгосрочной перспективе занять место среди ведущих интеллектуально развитых государств.

Многочисленные исследования в разных странах свидетельствуют, что интеллектуальный и материальный вклад в раннее развитие ребенка и дошкольное образование является наиболее результативным с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Вопросами развития дошкольного образования в контексте конкурентоспособности человеческого потенциала занимаются Г. А. Дмитренко (G.A. Dmytrenko), В. В. Медведь (V. V. Medvyd), С. В. Мудра (S.V. Mudra), Т. И. Бурлаенко (T.I. Burlaenko), содержание обучающих технологий исследуют А. Е. Волков (A.E. Volkov), Б. Л. Фрумин (B.L. Frumin), И. М. Рымаренко (I. M. Rymarenko).

Прогнозом динамики и структуры занимается  А. М. Хмелевская (O.M. Khmelevska). Значительную роль в понимании фундаментальных проблем возрастного воспитания играют работы Э. Фромма (Erich Fromm), Л. Хьела, Д. Зиглера (Larry A. Hjelle, Daniel J. Ziegler) и других исследователей в области формирования психологии человека.

Однако масштаб задач совершенствования программ дошкольного образования постоянно расширяется и усложняется, что требует постоянного внимания к ключевым институтам развития учебно-воспитательного процесса, которые не могут рассматриваться отдельно от других социальных институтов. Современная экономика требует от образовательной сферы перехода к инновационным педагогическим технологиям, непрерывного освоения новых компетенций и квалификаций.

Усилия общества, направленные на решение этих проблем, наталкиваются на неопределенность программ дошкольной подготовки, недостаточную конкретизацию направлений воспитания детей дошкольного возраста. Эмпирическим способом, исходя только из врожденных черт характера, эти вопросы решить невозможно.

Исследование указанной проблемы связано с психологической наукой и определением на ее основе адаптационных возможностей ребенка как базовой основы формирования заданий для деятельности дошкольных учреждений и начальной школы.

Современная концептуальная позиция «человеко-центричного образования» ставит в основу системы дошкольного воспитания «организацию процесса выявления у детей генетических способностей и характерных черт личности» и на основании определенных характеристик – разработку личной карточки (паспорта личности), куда заносились бы результаты наблюдений.

Исходя из этого, концептуальные основы формирования сквозного целевого предположения в системе дошкольного и школьного образования – «это выявление и наблюдение качеств личности, которые нужно знать самому ученику о себе для самоопределения в будущем, прежде всего, в сфере трудовой деятельности, чтобы знать «сродню» труд в социальной среде».

Эта версия человеко-цетричной системы образования и государственного управления опирается на то, что человек является, прежде всего, биологической сущностью, органами чувств воспринимает образы и явления реального мира, определяет путь самореализации: «Поскольку человек является биологическим существом, большинство из … свойств являются естественными. Это означает, что наблюдать за личностью с момента ее рождения, а потом в системе образования, и помочь ей определиться со своим «Я» – это и будет первым направлением и содействием самореализации личности в течение жизни».

Такой рецептурный подход к определению возрастных особенностей ребенка на раннем этапе развития и  самореализации не учитывает возможность вероятностного характера детского поведения. В любом случае способности, склонность психики не являются статическими свойствами личности. Они динамические и переменные. В течение определенного времени одни склонности уступают место другим.

Попытка сконструировать модель поведения ребенка полемическая в своей основе, поскольку нацелена на селекционные результаты, которые не имеют четких критериев признаков вследствие гибкости самого предмета исследования.

Цель работы – на основе анализа психологических особенностей развития личности и практики применения новейших педагогических технологий воспитания обосновать актуальность социализации детей и ее институционализацию в качестве приоритетных задач дошкольного образования.

Изложение основного материала. Дошкольное воспитание становится самостоятельным элементом современной системы образования. Во-первых, оно является массовым и все охватывающим видом ухода за детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Во-вторых, пребывание детей, которым исполнилось 6 лет, в дошкольных учреждениях стало обязательным. В-третьих, воспитание в дошкольном возрасте приобрело признаки института социализации, в рамках которого формируется социальный профиль поколения, которое растет, и индивидуальная идентичность ребенка.

При этом возникают риски, которые отражают общие требования общества к образованию. При отсутствии четкой стратегии дошкольного воспитания педагогические элементы и приемы школьного обучения переносятся в дошкольные учреждения, что не оправдывается на практике. В связи с этим обязательным требованием обоснования программ дошкольного образования является учет возрастных особенностей психологического развития ребенка.

Для осознания социальных и духовных процессов, которые происходят в детском возрасте, полезно обратиться к мнению специалистов. Жизненный путь человека, как считают психологи, – сложная цепь непрерывных преобразований, определенных взаимодействием психических и физиологических факторов.

Анализ причин неповторимых различий между людьми и практическое использование его результатов берет начало в древних Китае и Греции. Уже тогда возникла потребность дифференцировать людей по их личным свойствам и, исходя из этого, реагировать на их поведение. Несмотря на определенные достижения, проблема, как было отмечено выше, сохраняет свою актуальность и в современном мире, что свидетельствует не только о ее практическом значении, но и неисчерпаемости.

Научные принципы познания взаимодействия социально-психологических и физиологических факторов, признанные в прошлые века, не имеют альтернативы, но нуждаются не столько в подтверждении, сколько в развитии с позиций оценки основных свойств личности.

К фундаментальным врожденным и приобретенным качествам личности, которые определяют специфику детского и вообще человеческого поведения, относятся темперамент и характер. Современные исследования эволюции психологии и духовной жизни человека подтверждают биологическую природу темперамента, определенную еще греческим целителем Гиппократом в IV веке до новой эры.

По его мнению, особенности психики и поведения человека зависят от соотношения четырех жидкостей. Греческие названия этих жидкостей – кровь (сангвинс), желтая желчь (холе), черная желчь (мелайна холе), лимфа (флегма) – стали названиями темпераментов в современной психологии. Это сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Темперамент дается человеку от рождения и является даром природы. Ребенок рождается с определенным набором качеств и особенностей поведения, которые в своей основе не меняются в течение жизни. Они не зависят от ситуации, уровня образования и профессионального статуса.

Итак, на основе темперамента нельзя ориентировать личность на определенный профессиональный вектор. Такое утверждение касается не только детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. Психология человека не сводится к физиологии.

Античная концепция биологической основы темперамента благодаря более поздним исследованиям была дополнена представлениями о влиянии сложных систем условных связей, возникающих в результате приобретенного индивидуального жизненного опыта. В связи с этим нужно рассмотреть, насколько результаты исследований смогли повлиять на понимание психологии вообще и психологии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в частности.

В начале ХХ века на основе теории условных и безусловных рефлексов было доказано, что биологические факторы (свойства жидкости) не являются определяющими  темпераментов. Главными для них становятся особенности функционирования нервной системы. Автором этой идеи академиком И. П. Павловым введено понятие типа высшей нервной системы, которое характеризуется комбинацией свойств возбуждения и торможения. Так начат отход от сугубо биологической трактовки темперамента.

В 1950-е гг. выдающийся психолог Б. М. Теплов, продолжая творческую работу И. П. Павлова, исследовал различия между людьми на психофизиологическом уровне и определил, что врожденные свойства и типы нервной системы не определяют поведение детей или их психологические особенности.  Но они образуют основу, на которой легче формируются одни типы поведения и индивидуальные особенности и труднее – другие.

Итак, темперамент служит биологической основой для построения характера, формирование которого является результатом воспитания, жизненного опыта и собственных усилий индивидуума. Дети и взрослые одного темперамента могут иметь непохожие характеры и, наоборот, темперамент придает определенную форму проявления характера. Структура характера охватывает немало отдельных черт или типичных проявлений, которые являются его чертами.

Известный американский психолог Г. Олпорт доказывал, что у человека можно выделить от двух до десяти ведущих черт характера и большое количество второстепенных. Характер вбирает в себя врожденные качества и условия становления личности (семейные традиции, собственный и родительский опыт). Сейчас среди психологов доминирует мнение, что биологические свойства сами по себе не предопределяют человеческое поведение. Личность всегда является сложным сплавом природных факторов и воздействия среды.

Такая позиция ставит под сомнение постоянство критериев и показателей, которыми пытаются характеризовать поведение детской личности, возможность достоверного выявления ее тренда в будущем. Главная причина этого заключается в том, что утрачивается сопоставление характерных признаков поведения личности, а, следовательно, ее практическая целесообразность.

Понимание темперамента и знание врожденных особенностей организации нервной системы является важным в процессе выбора определенного рода занятий. Для некоторых профессий даже устанавливаются оптимальные профили свойств темперамента. При этом важно иметь в виду, что ни один тип темперамента не случается в чистом виде. Существуют переходные и смешанные темпераменты.

Американские аналитики психолог А. Басс и генетик Р. Пломин, проанализировав многие научные труды по проблемам темперамента, доказали, что до сих пор, несмотря на большое количество психологических и физиологических исследований, отсутствует единство в трактовке этого понятия.  Они выявили критерии, по которым можно определить психические черты, принадлежащие к темпераменту.

Это генетическая обусловленность свойств темперамента и его наследования; проявление темперамента в раннем детстве; неизменность в течение жизни; адаптивность или приспособление человека к социальной среде.

Данные выводы имеют значение для раскрытия связи между профессией и индивидуальными особенностями ребенка, что так важны для формирования педагогических технологий обучения и воспитания. Для ряда профессий рекомендовано иметь информацию о профиле темперамента и врожденных особенностях организации нервной системы работников.

К универсальным врожденным характеристикам психики человека относятся интеллект и креативность – способность генерировать нестандартные идеи, продуцировать оригинальные способы решения проблем. В контексте данной статьи важно определить их генетическое постоянство и диапазон возможного влияния на профессиональный путь человека, для чего стоит обратиться к наработкам психологической науки.

В основе интеллекта лежит свойство нервной системы к познанию, способности к обучению и логическому мышлению. В результате психогенетических исследований установлена преобладающая генетическая обусловленность уровня развития интеллекта.

Влияние унаследованных факторов на формирование интеллекта наиболее сильное на этапе перехода от раннего детства к младшему школьному возрасту. При этом интеллект развивается поэтапно, психологами составлена периодизация психического развития ребенка.

Каждый этап его развития завершается с некоторыми не состыковками: освоение одной системы приоритетов и ценностей не совпадает с предыдущей. Это различие является причиной кризисного психологического состояния. После этого начинают формироваться свойства, которые не развивались ранее. Предыдущие усвоенные ценности усиливают развитие новых.

Благодаря такому процессу готовится следующий этап развития ребенка, направленный на реализацию личности, в том числе в будущей профессиональной деятельности. Периодизация показывает зависимость между интеллектуальным развитием, познавательной способностью и общим становлением ребенка как социального индивидуума.

Следовательно, психика и интеллект ребенка развиваются не прямолинейно, а по сложной спирали, где каждый виток функционально сложнее предыдущего. Одним из важных аналитических выводов рассмотрения процесса реализации врожденных (генетических) свойств корреляция между умственными способностями биологических родителей и детьми, которая с годами не уменьшается, а, наоборот, усиливается. Их развитие происходит через деятельность и социальную практику.

Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что психика и интеллект дошкольников являются дифференцированными понятиями и находятся под влиянием биологических факторов, социума и воспитательной культуры. Психика и интеллект ребенка – не готовый продукт, они являются результатом длительного воспитания и обучения. Первичные рефлексы со временем заменяются взрослой логикой мышления.

Многие психологи рассматривают развитие интеллекта как определенную ось развития психики в целом. Так считал, например, швейцарский психолог Ж. Пиаже, который тщательно исследовал детский интеллект. Когнитивное (познавательное) развитие, по его мнению, обеспечивает адаптацию ребенка к среде обитания, а формирование ребенка всегда происходит одним и тем же путем – по стадиям. Первичные рефлексы со временем заменяются взрослой логикой мышления.

У взрослого человека интеллект достигает максимума, если человек постоянно в деятельности, в творческом поиске, решает нестандартные задачи. Основа интеллектуальной деятельности формируется до 35-летнего возраста. Итак, естественные психологические задатки человека не имеют прямой связи с будущей профессиональной ориентацией. Дихотомия «психика – профессия» превращается в цепь «психика – развитие – интеллект – профессия».

Качество интеллекта проявляется, когда возникает потребность в самостоятельном выборе, открытии нового и творческой переработке информации, решении нестандартных вопросов. Для оценки интеллекта применяется коэффициент интеллектуального развития (IQ), который рассчитывают как отношение показателя количества правильных ответов на задания тестов к хронологическому возрасту ребенка.

Экспериментальными исследованиями установлено, что интеллект обусловлен генетическими характеристиками и факторами окружающей среды, в частности, семейными условиями.

Определить, в каком соотношении находятся эти факторы, сложно, поскольку на семейное воспитание влияют социальные составляющие: семейное благополучие, демократичность общения с родителями, уровень общей культуры, круг интересов и прочее. Между тем, эта проблема была решена при сопоставлении коэффициента интеллектуального развития приемных и родных детей в семьях с одинаковым социально-профессиональным статусом.

Приведенные данные свидетельствуют, что связь между интеллектуальным уровнем ребенка и социально-профессиональным статусом родной семьи более тесная, чем между интеллектом ребенка и статусом приемной семьи.

Развитие интеллекта, как и других функций индивидуума, зависит не только от генетических факторов, но и от условий окружающей среды. В современной науке доминирует мнение, что значение в психическом развитии ребенка имеют биологический и социальный факторы. Единство генетического и социального фактора в психике ребенка изучается новой отраслью – психогенетикой.

Установлено, что генетическая составляющая в дошкольном возрасте играет незначительную роль (от 10 до 20%) в развитии. С возрастом влияние наследственности возрастает и в зрелом возрасте достигает 80%.

Результаты, установленные психогенетическим исследованием, имеют статистический характер и касаются популяции в целом. Для отдельного индивидуума закономерная обусловленность жизненного пути генетическими факторами не является столь четкой. В последнее время внимание к измерению интеллекта методом тестирования снизилось. В реальной жизни лица, которые имели высокий потенциал интеллекта, не достигали профессиональных успехов, и наоборот.

На данном этапе анализа можно констатировать, что темперамент ребенка, который не меняется в течение жизни, может влиять на будущую профессию только в широких пределах. Например, человеку с холерическим темпераментом трудно работать архивариусом или консультантом в торговом зале.

Способности к мышлению и творчеству присущи всем детям, однако проявляются по-разному. По специальным или общим способностям (музыкальным, художественным, математическим, физическим, творческим, лидерским, психомоторным) дети являются разными личностями. Реализация способностей позволяет детям достигать высоких карьерных успехов. Однако наследственность определяет не конкретные показатели талантов, а границы от минимального уровня до максимально возможного уровня. Среди психологов этот факт имеет название норма реакции.

Психологическими исследованиями установлено, что количество детей со скрытой одаренностью превышает их количество с явной одаренностью. Предполагают, что количество одаренных составляет 20-25% от общей численности учащихся, среди них очевидно одаренных детей не более 3%. Выявленные характеристики могут служить важными предпосылками для подготовки детей к профессиональной деятельности, начиная с дошкольного воспитания.

Таким образом, для определения функций воспитания детей дошкольного возраста с точки зрения овладения будущей профессией можно опираться лишь на явную одаренность. Темперамент, интеллект, общие способности, черты характера – лишь психологические качества, которые надо принимать во внимание в процессе обучения и профилирования школы.

Основной практикой дошкольного учреждения, которая отвечает интересам детей, учитывая психологические особенности развития, является воспитание и социализация. Дошкольное воспитание сегодня приобрело особую актуальность. Украинская и международная практика подтверждают высокую эффективность инвестиций в дошкольную сферу с точки зрения дальнейшего обучения, обеспечения благоприятных стартовых возможностей для детей, интеграции в различные социальные группы и в общество в целом.

Среда, в которой воспитывается ребенок, должна быть максимально благоприятной для раскрытия генетических возможностей. Ответственность дошкольных учреждений за психологическое состояние ребенка сегодня резко возрастает. Все четче проявляется негативная тенденция утраты семьей воспитательной роли.

На это влияют разнообразные факторы: загруженность родителей поиском заработка, социальное расслоение, невнимание состоятельных родителей к собственным обязанностям, нежелание их выполнять функцию педагогического общения. Учитывая эти аспекты, во многих странах законодательно признано дошкольное образование обязательным, в том числе и в Украине.

Социализация как процесс становления личности проходит ряд этапов, которым соответствуют определенные виды деятельности и результаты. Известный психолог Э. Эриксон рассматривал социальное развитие ребенка в широкой системе социальных отношений. По его мнению, развитие личности определяется теми задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах. В то же время, последовательность этапов развития ребенка зависит от «биологических начал».

Ребенок в процессе социализации проходит ряд этапов и на каждом из них приобретает качества, фиксируемые в структуре личности и сохраняющиеся в дальнейшем. Раннее детство (1-3 года) являлось этапом обретения ощущения «независимости», «самостоятельности». На этапе дошкольного детства (3-6 лет) ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в ходе игры отношения взрослых, у него формируется осознание прав и обязанностей.

В результате к самостоятельности «добавляется» целеустремленность. В Украине определен целостный подход к функционированию системы дошкольных учреждений, по которым вопросы воспитания, оздоровления детей, их интеграция в социум соединены с проблемными задачами социализации.

Законодательство Украины формулирует задачи дошкольных учреждений так: «Дошкольное учебное заведение обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование». Из этого виден прогрессивный подход государства к концепции развития системы дошкольного образования, которая охватывает широкую программу инновационных мероприятий по повышению качества обучения.

Однако нынешнее состояние дошкольных учреждений не позволяет выполнить государственное задание. Охват детей дошкольного возраста учреждениями образования в Украине составляет 60%, в сельской местности – 42%. Количество детей в расчете на 100 мест в дошкольных учреждениях – 119, в городских поселениях — 130. Содержание воспитательных программ традиционное, технологии модернизации, которые бы учитывали вариативные аспекты, не развиты.

Дошкольное образование требует инфраструктурного усовершенствования, поскольку государственные учреждения не способны выполнить заказ общества. Помочь реализовать социальную программу может частный сектор дошкольного образования.

Ее организационные формы могут быть разными: от учреждений, по профилю и функциям аналогичных государственным и коммунальным детским учреждениям, до садов домашнего и семейного типа, коммерческих учреждений развития ребенка. Создание частных детских садов может стать успешной коммерческой деятельностью. Частный бизнес не только открывает дополнительные возможности занятости для молодых, но и для лиц старшего возраста.

Кроме того, этот вид коммерческой деятельности способен стать сферой создания новых методик воспитания и обучения, которые будут способствовать повышению качества образовательного процесса. Экспериментально отработанные технологии в области воспитания детей дошкольного возраста могли бы в будущем быть внедрены в государственную систему обучения.

В Украине работает 200 дошкольных учебных заведений частной формы собственности, в которых воспитывается 10,4 тыс. человек.  Удельный вес этих показателей в общей сети дошкольных учреждений составляет соответственно 1,3% и 0,8%. Наибольшее количество частных дошкольных учреждений расположено в Киеве (32) и таких областях: Одесской (30), Запорожской (22), Харьковской (21) и Киевской (15).

Приведенные данные показывают, что спрос на частную форму воспитания детей существует преимущественно в местностях с относительно высоким уровнем занятости и образованности населения. В сельской местности в частных дошкольных учреждениях обучается 563 человека, что составляет 5,7% детей, посещающих дошкольные учреждения.

Лидерами здесь является Одесская область, где учится 156 человек (9,8% общего количества детей в частных заведениях области), Киевская – 137 человек (соответственно 20,0%). К ним приближается Днепропетровская область с показателями 65 человек и 15,0% соответственно. Это свидетельство того, что потребность в платных услугах дошкольных учреждений есть и у сельских жителей.

Мощность частных учреждений дошкольного образования ниже, чем коммунальных и государственных. Их загруженность не превышает установленных норм. Количество детей у них в расчете на одно место равно 0,82. при этом контингент воспитанников у них лучше обеспечен педагогическим и медицинским персоналом. Объективно это свидетельствует о более благоприятных условиях воспитания детей в садах частной формы собственности.

Частные детские сады, в том числе и домашние, имеют перспективное значение в решении социальных проблем современного украинского общества. Однако отсутствие информации об их деятельности, нерегламентированная коммерциализация приводят к тому, что они не могут полноценно реализовать свой социальный потенциал.

Очевидно, что частные садики нуждаются в четком правовом определении и регулировании. Они не могут занимать нишу на рынке социальных услуг между бизнесом и самозанятостью. Необходимо создать условия для доступа частных дошкольных учреждений к ресурсам и социальной поддержке.

Интеллектуальное развитие ребенка, его подготовка к обучению – задача не только дошкольных учреждений. Полноценная и гармоничная социализация ребенка, его эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависит от семьи.

Сегодня остро стоит проблема создания благоприятного микро социума для детей на основе объединения усилий дошкольных педагогов и родителей. С этой целью необходимо развивать такую организационно-педагогическую модель воспитания, как родительская школа.

Обучение родителей педагогически-психологическим методам общения с детьми обеспечит безболезненную их социальную адаптацию ко всем большим умственным нагрузкам. Разработка программы «Родительская школа» и ее внедрение должны быть задачей местных органов власти и их специальных подразделений.

Выводы. Развитие системы дошкольного образования перемещается с периферии в центр образовательной политики. Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, что качественная подготовка в раннем возрасте (4-6 лет) обеспечивает достижение высоких социальных и образовательных эффектов в будущем. В дошкольном возрасте формируются важные качества характера человека, основа его интеллектуального потенциала, креативность, способность к творческому поиску.

Развитие этих качеств в современном обществе является важным условием социализации личности. В социально-экономической и педагогической науке сформировались адаптационный и деятельный подходы к проблеме социализации. Оба основаны на механизмах социального взаимодействия, целенаправленного воспитания и они не связанные с ориентацией на трудовую деятельность.

Функции учреждений воспитания детей дошкольного возраста с точки зрения освоения специальности в будущем могут реализовываться только в случае явной одаренности. Современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития базовых склонностей и способностей детей: представления, грамотности, познавательной деятельности, нравственности.

В связи с этим в сфере дошкольного воспитания необходимо выполнить широкую модернизацию образовательных программ, что обеспечит гибкость и вариативность учебно-воспитательного процесса. Однако нынешнее состояние дошкольных учреждений не позволяет им эффективно выполнять свои государственные задачи. Помочь реализовать социальную программу способен частный сектор дошкольного образования. Создание частных детских садов может стать успешной коммерческой деятельностью.

Очевидно, что частные садики нуждаются в четком правовом определении и регулировании, принципиальной особенностью которых является удовлетворение разносторонних потребностей населения. Их юридический статус не может быть таким как у предприятий, основанных на технологиях бизнеса. Необходимо создать условия доступа частных дошкольных учреждений к бюджетным ресурсам и социальной поддержке.

Гармоничная социализация ребенка будет способствовать объединению усилий коллектива дошкольных учреждений и семьи. Для использования образовательного потенциала семьи необходима разработка и внедрение в практику семейных отношений специализированной программы обучения в  дошкольном воспитании детей.

Автор: В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом, Институт демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@mail.ru

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий