Отчет главы Национального банка Украины Якова Смолия в Верховной Раде о деятельности центрального банка в 2018 г.

23.01.2019 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию доклад председателя Национального банка Украины Якова Смолия в Верховной Раде Украины о деятельности центрального банка в 2018 г.

Читайте также: Председатель Национального банка Украины Яков Смолий: Какая экономика – такой и курс гривны

Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы МВФ в Украине. Часть 1

Как изменился мир финансов за год: 12 трендов, о которых необходимо знать

Главные риски для мировой экономики. Чего боятся финансисты в 2019 г.

Марк Гинзбург: Со временем может появиться доларкоин или еврокоин – государственная криптовалюта, что критически повлияет на курс биткоина

Добрый день, коллеги!

Благодарю за возможность представить вам сегодня информацию о результатах деятельности Национального банка за 2018 год. Это важная встреча для нас, ведь это подтверждение нашей прозрачности – одного из пяти ключевых принципов работы Национального банка.

Я уверен, что взаимная прозрачность поможет нам сотрудничать в грядущем году более плодотворно, а успех нашей совместной работы — это прогресс в развитии финансового сектора Украины.

Прежде чем рассказывать о работе Национального банка в 2018 году, я хочу высоко оценить наше с вами сотрудничество в течение прошлого года и поблагодарить вас за поддержку важных для финансового сектора законопроектов в течение прошлого сезона.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

2018 год отметился восстановлением макрофинансовой стабильности, которую в последний раз Украина видела еще до аннексии Крыма и военного конфликта на Донбассе.

В этом году украинская экономика продемонстрировала максимальный рост за последние семь лет. Рост реального ВВП по итогам трех кварталов — 2,8%, а, по прогнозу НБУ, в целом по году экономика вырастет на 3,4%.

Инфляция по итогам года возобновила снижение и впервые за пять лет уменьшилась до однозначного уровня – 9,8%. Это превысило нашу инфляционную цель, которая составляла 6 +/- 2 проценты. По итогам года потребительская инфляция была выше, однако в политике инфляционного таргетирования ключевым является не получение нужного уровня инфляции в определенной точке времени, а обеспечение устойчивого тренда этого показателя соответственно к инфляционным целям.

Давайте вспомним, что в 2017 году индекс потребительских цен превысил 13%, поэтому по нашему мнению обеспечение снижения этого показателя является важным достижением нашей монетарной политики.

Сегодня можем уверенно говорить об ослаблении фундаментального инфляционного давления на украинскую экономику, создании более комфортных условий для работы бизнеса и формирования сбережений населением, и постепенном приближении инфляции к среднесрочной цели Национального банка – 5%.

Да, действительно, учитывая усиление инфляционных рисков, в течение прошлого года мы четыре раза повышали учетную ставку — всего на 3,5 процентных пункта к текущим 18,0% годовых.

Реализация Национальным банком Украины монетарной политики происходит в тесном сотрудничестве с советом Национального банка, который в соответствии с нашим законом утверждает основы денежно-кредитной политики НБУ на год и осуществляет контроль над их соблюдением. Мы достойно оцениваем сотрудничество с этим органом, состоящим из представителей Верховной Рады и президента Украины.

Это обусловило повышение процентных ставок по депозитам и, соответственно, давало стимулы для увеличения сбережений. Это имело влияние и на доступность кредитования, однако позвольте я вернусь к этому вопросу в моем докладе впоследствии.

Читайте также: Как торговать валютами, акциями, облигациями и криптовалютами в Alpari и Forex Club 

Учебные курсы по торговле на валютном рынке Forex 

Книги по трейдингу на финансовых рынках в издательствах «Альпина Паблишер», «Читай-город», «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Добавлю, что вследствие жесткой монетарной политики, а также благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре для украинского экспорта на внешних рынках в первой половине года и рекордному урожаю зерновых во втором полугодии, курс гривны укрепился на 1,4% за 2018 год.

Это – признак стабилизации на валютном рынке. В то же время и украинцы уже доверяют способности Национального банка сглаживать чрезмерные колебания. Свидетельство тому – отсутствие значительных панических настроений на валютном рынке даже после инцидента с Россией у Керченского пролива и введения военного положения. Мы активно освещали ситуацию на валютном рынке и сохраняли активное присутствие на нем, и таким образом предупредили панику со стороны участников рынка и населения.

Укрепление гривны предоставило Национальному банку возможности для активного пополнения международных резервов в течение года за счет покупки валюты на межбанковском рынке – за год сальдо наших валютных интервенций составило эквивалент 1,4 миллиарда долларов США, которые были направлены в наши резервы.

Другим источником стало внешнее финансирование: Украина получила новую программу сотрудничества с МВФ, которая является фундаментом для дальнейшего укрепления макрофинансовой стабильности. Благодаря этому в резерв от международных партнеров (МВФ, Евросоюза и Всемирного банка) поступило 2,4 млрд. долл.

В итоге имеем наибольший объем международных резервов за пять лет. Это – 20,8 млрд. долл. Последний раз такие цифры мы видели осенью 2013 года.

Относительно банковского надзора и ситуации в банковской системе.

В течение 2018 года мы существенно перестроили нашу пруденциальную функцию. Мы ввели соответствующие мировым стандартам рискориентированные подходы к осуществлению надзора над банками.

Следовательно, процесс оценивания банков (SREP) стал непрерывным и осуществляется одновременно по всем банкам. По результатам оценки определяется, основана ли на комплексе факторов стратегия надзора над каждым отдельным банком.

Еще одним новшеством прошлого года стало проведение ежегодной оценки устойчивости банков, которая состоит из оценки качества активов, а для крупнейших банков – стресс-тестирования. Такие процедуры являются устоявшейся практикой ведущих регуляторов мира, что позволяет предотвратить чрезмерное накопление системных рисков и подготовить банки к возможным будущим кризисам.

Предыдущие шаги легли в основу Стратегии макропруденциальной политики, которую Национальный банк утвердил в прошлом году. Этот документ определяет, что и как будет делать Национальный банк, чтобы обеспечить согласно нашему мандату финансовую стабильность, необходимую для устойчивого экономического роста.

В прошлом году в рамках перехода к международным нормативам для банков, на основе Basel III Национальный банк ввел первый макропруденциальный инструмент – обязательный норматив ликвидности LCR.

Не менее важным событием прошлого года стало введение новых стандартов организации системы управления рисками. Соответствующим документом предусмотрена в большей степени приобщенность совета банка в своей надзорной функции к созданию работающей инфраструктуры управления рисками и контролю над соблюдением общих принципов управления рисками. Положением определен перечень основных рисков, по которым банк должен обязательно осуществлять выявление, измерение, мониторинг, контроль и отчетность.

В декабре 2018 мы утвердили новое Положение о лицензировании банков. Это принципиально новый документ, основной задачей которого является переход от формального к риск-ориентированному подходу в вопросах лицензирования банков и обеспечении регулятора инструментами для сущностного анализа при осуществлении согласительных процедур.

Заработал Кредитный реестр Национального банка: с 1 сентября Национальный банк предоставил банкам возможность получать из Кредитного реестра информацию в отношении должников, условий кредитных операций, о выполнении обязательств по таким операциям, классе должников. Это позволит банкам более комплексно оценивать риски должника, и как результат чувствовать себя более уверенно при предоставлении услуг по кредитованию.

В итоге банковский сектор продемонстрировал хорошие результаты. На сегодня в Украине работают 77 банков, включая 4 государственных и 22 банки с иностранным капиталом. Банковская система не только устойчива, капитализирована и прозрачна, но и впервые за пять лет — прибыльная.

Доверие населения к банковской системе укрепляется. Население увеличило гривневые вклады на 15% за год.

Банки, наконец-то активизируют кредитование: за год они увеличили объем выданных населению гривневых кредитов на 31%. Этот показатель является достаточно красноречивым относительно тезиса о влиянии монетарной политики Национального банка на объемы кредитования банками.

На сегодня уже можно говорить о восстановлении и в определенной степени корпоративного кредитования. Я согласен, что средние ставки по кредитам высокие. Однако хочу указать, что они диктуются не только размером нашей учетной ставки, но и рисками среды, которые банки закладывают в эту цифру.

В течение 2018 года Национальный банк Украины продолжил внутреннюю реорганизацию и повышение собственной операционной эффективности. Мы представили среднесрочную стратегию развития Национального банка. В 2018 году мы прошли проверку Счетной палаты, которая подтвердила стандарты деятельности НБУ.

Отмечу, что в 2018 году мы перечислили в государственный бюджет нашу прибыль за предыдущий год в размере 44,6 миллиардов гривен. Прибыль НБУ за 2017 год была перечислена рядом траншей по графику, согласованному с Министерством финансов Украины. Механизм перечисления средств траншами призван сгладить влияние изменений объема средств правительства на колебания ликвидности банковской системы и, соответственно, на динамику инфляции.

Прибыль Национального банка по 2018 году будет перечислена в государственный бюджет таким же образом после подтверждения соответствующей суммы независимым международным аудитором и получения соответствующего согласования от совета Национального банка Украины.

Подводя итоги года, отмечу, что мы и впредь будем работать для обеспечения ценовой и финансовой стабильности как фундамента для устойчивого экономического роста.

Однако подведение итогов для нас не только повод отметить проделанную работу, но и возможность лучше понять наши трудности и наши задачи на будущее.

Мы начинаем 2019 год с долгожданной валютной либерализации. Уже 7 февраля будет введен в действие и поддержан вами летом закон «О валюте и валютных операциях», а одновременно с ним и соответствующее подзаконное регулирование Национального банка. Новый режим осуществления валютных операций станет существенно проще для граждан и бизнеса.

Мы и дальше будем приближать его к нашей общей цели — свободе движения капитала. Впрочем, как мы последовательно говорили, продвижение дорожной картой либерализации возможно лишь при соблюдении соответствующих макроэкономических предпосылок.

Приближению свободного движения капитала будет способствовать имплементация в Украине выданных Организацией экономического сотрудничества и развития плана действий по предотвращению размывания налоговой базы – так называемого пакета BEPS. Соответствующий законопроект будет представлен на ваше рассмотрение уже в ближайшее время.

Текущий год должен быть посвящен следующему важному шагу, без которого финансовая стабильность не только в рамках банковского сектора, а в рамках всей финансовой система, невозможна. Речь идет о «сплит», за которым будущее небанковского финансового сектора.

Принятие Верховной Радой законопроекта о «сплит» не зря стало одним из структурных маяков программы сотрудничества Украины с МВФ как предпосылка укрепления финансового сектора. Ведь это даст возможность привести небанковский финансовый рынок в соответствие с европейскими стандартами, повысит качество работы финансовых компаний и защиты потребителей финансовых услуг, а также создаст условия для прихода на этот рынок новых иностранных игроков.

Еще одним приоритетом Национального банка на 2019 год является возобновление кредитования. Несмотря на прогресс в некоторых сегментах за последние два года, банки еще не работают в полную силу, особенно с крупными корпоративными заемщиками и ипотечными кредитами для населения.

Мы понимаем, что на пути к более активному восстановлению кредитования стоит высокий уровень неработающих кредитов. Способом решения этой проблемы, который поддерживает рынок, является создание правового поля для деятельности компаний по управлению задолженностью. Разработанный в сотрудничестве с ЕБРР проект соответствующего закона способен обеспечить создание надлежащей конкурентной среды на вторичном рынке кредитов в Украине и таким образом привести к быстрому сокращению проблемных портфелей банков.

Также повторюсь, что высокие ставки по кредитам все еще присутствуют, и имеются значительные риски институциональной среды. В том числе и незавершенность судебной реформы, которая обеспечила бы неукоснительное соблюдение законов и защиту прав кредиторов. Банки закладывают эти риски в процентную ставку. Поэтому над возобновлением кредитования нужно работать и в этом векторе.

В конце хочу отметить, что в грядущем году необходимость нашего сотрудничества как никогда важна для эффективного развития финансового сектора. Я подтверждаю приверженность Национального банка принципу прозрачности. Мы и в дальнейшем будем развивать пространство для диалога, и рассчитываем на плодотворный диалог с парламентом в будущем. Хочу призвать к взаимовыгодному эффективному труду.

Спасибо за внимание!

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий