В 2021 году на поддержку Новой украинской школы правительство выделило более 1,4 миллиарда гривен. Однако из-за постоянной турбулентности в Кабмине и изменений в руководстве профильного министерства реформа образования постепенно начала растворяться и исчезать с горизонта приоритетов МОН.
Поэтому учебные заведения, родители, ученики и учителя, поглощенные вызовами дистанционного образования и последствиями пандемии, оказались без системной поддержки на середине пути к изменениям.
Именно поэтому мы решили поговорить с одним из соавторов реформы образования Павлом Хобзеем. Ведь качественные изменения нуждаются в поддержке, в том числе тех людей, которые были приобщены к их старту.
Смогут ли ученики школ наверстать упущенное обучение за время действия карантина? Почему нужно отделить старшую школу от средней и начальной школ? И как Офис президента влияет на реформу Новой украинской школы – читайте в интервью с бывшим заместителем министра образования, директором Львовского областного института последипломного педагогического образования и кандидатом физико-математических наук Павлом Хобзеем.
Почти год назад в МОН пришел новый глава, который имеет несколько отличные ценности и видение развития отрасли. Смена министра сказалась ли на сфере образования?
Люди, которые сейчас работают в министерстве, не против реформ. Но для того, чтобы реформа состоялась, мало быть не против. Ее нужно постоянно поддерживать, быть активными. Чтобы провести реформу образования, нужно 8-10 лет. Не одно правительство сменится за это время. Важно продолжать то, что начали предшественники.
Проблема МОН, по моему мнению, состоит в том, что министр образования будет настаивать на видении, которое выработалось в команде президента. Значит, в результате всем руководит Офис президента, что не совсем соответствует нашей Конституции.
Есть опасения, что темпы реформ снижаются, а их вектор разворачивается немного в другую сторону. В первую очередь это касается профильной старшей школы.
Можете ли привести пример снижения темпа реформ? Если говорить о новой украинской школе?
Например, когда я работал в министерстве, то мы ежемесячно собирали координаторов, которые отвечали за внедрение НУШ в областях, и проводили с ними совещания. Давали направляющие, выясняли проблемные моменты и вместе искали пути их преодоления.
После смены руководства был такой период, когда установочных совещаний не было в принципе. Начались непонятные разговоры о возвращении к десятилетке. Потом из-за карантина совещания тоже какое-то время не проходили. Понятно, что проблема пандемии наложила свой отпечаток.
Я рад, что с конца апреля министерство начало с помощью ZOOM подготовку к старту НУШ в базовом среднем образовании. Есть шанс успеть подготовить учителей 5-6 классов к 2022-2023 учебному году, когда НУШ придет в основную школу.
В начальной школе преимущественно был один учитель в классе, а в базовой есть несколько учителей-предметников. И надо, чтобы все работало, как хороший оркестр, а не как лебедь, рак и щука.
Сейчас есть 136 школ, которые будут пилотировать новый стандарт в 5 классе с сентября 2021 года. Массово реформа средней школы стартует с 2022-го. Но для того, чтобы изменения почувствовали и дети, и родители, и общество, и учителя, в конце концов, должна быть проведена большая работа. Если мы с сентября не начнем готовить учителей, которые возьмут в пятом классе хотя бы главные предметы: математику, украинский язык, общественные науки, естествознание, – то школы будут работать так, как работали.
Можно ли говорить, что в начальной школе реформа НУШ полностью состоялась?
Я не могу сказать, что сейчас вся начальная школа перешла на рельсы НУШ. Изменения ощущаются где-то в 30% школ, еще, может, 40-50% движутся к изменениям, а для остальных не изменилось ничего. И это не вина учителя. Проблема в том, что учитель не имеет соответствующей поддержки.
Для меня основное в НУШ – это уважение к достоинству человека: ученика, учителя, родителей. И вот с этим очень сложно.
Есть много советских этических норм, моральный императив которых сводится к тому, что должно быть добро, а не предотвращение зла. Это значит, что ради «добра» ребенку, учитель может его унижать, воспитывать, не понимая, что делает зло. Авторитарный стиль воспитания, который царит в школе, – это, по моему мнению, величайшее зло. Потому что достоинство человека, ощущение свободы, право выбора – это основа НУШ. А уж потом, ведь мы, конечно, не отказываемся от знаний.
Я понимаю, что строить НУШ в начальной школе сложно, ведь это делается в тех же помещениях, с теми же учителями, а школа раз – и должна быть новой. Важно, чтобы новая культура школы была наработана и соответствовала ценностям, заложенным в НУШ.
Поэтому я говорил, что гораздо труднее внедрить НУШ в начальной школе, чем в старшей профильной школе, если будут созданы новые академические лицеи, соответственно, с нуля будет ставиться культура нового заведения, ученики старшей школы перейдут на свой профиль, и не будет этих бессмысленных многих предметов, так образуется новая образовательная среда. Тогда люди почувствуют изменения и поддержат реформу.
Старту НУШ в начальной школе предшествовала очень длительная и основательная подготовка учителей. Были учебные модули, получили донорские средства. Аналогичная подготовка учителей средней школы также предусмотрена?
Да. На Институт модернизации содержания образования МОН возложило ответственность за организацию этого обучения. Сейчас проходит обучение команд областей и пилотных школ. Запланировано завершить обучение в августе, и тогда областные институты последипломного педагогического образования должны начать массовое обучение.
Хорошая новость: в бюджете на 2021 год заложена значительная субвенция на внедрение НУШ — в размере почти полтора миллиардов гривен, из них 271,6 млн. грн — на повышение квалификации учителей 5-11 классов. Это необходимые ресурсы. Теперь лишь надо решить логистику и понять, что и как будем учить по смыслу.
В чем задержка? Есть государственный стандарт базового образования, но модульные образовательные программы еще не утверждены. Также проблема заключается в том, что учителя всегда учили детей по учебникам. Их не интересовали программы. В советские времена все школьники рассматривали одну тему. Учителя шли четко по учебнику, и не дай Бог сказать что-то не то.
При независимой Украине это было изменено, то есть учебники были, но учителя уже могли их сами выбирать и давать те темы, которые считали нужными. Но учителей раньше не учили составлять индивидуальные образовательные траектории каждого ученика. Сейчас мы должны дать каждому ученику развитие в соответствии с его способностями, при этом выполняя государственный стандарт.
Кто будет проводить обучение учителей?
Есть несколько крупных проектов, которые были вовлечены, когда мы стартовали с НУШ. Это проект Британского совета, Гете Института, большой финский проект «Учимся вместе», проект Европейского центра имени Вергеланда, проект фонда «The LEGO Foundation». Все эти партнеры и дальше поддерживают введение НУШ. Схема будет такая же, как и в начальной школе – подготовка региональных тренеров на центральном уровне и уже непосредственно работа тренеров на местах через институты последипломного педагогического образования.
Вы говорили, что в части вещей просто не успевают, и вот, собственно, в 2024 году запланирован запуск пилота профильной школы. Но насколько я понимаю, он был запланирован на 2023 год, правильно?
Нет. Мы планировали запускать реформу в начальной и старшей школе одновременно в 2018 году. Это было указано в проекте закона «Об образовании», который КМУ подал на рассмотрение Верховной рады в конце 2015 года. Еще при министре Сергее Квите. Но случилось так, что закон «Об образовании» приняли не в 2016, как планировалось, а в сентябре 2018 года уже в бытность министра Лилии Гриневич. Успеть подготовить внедрение НУШ в старшей профильной школе, уже не было возможности.
Нужно было создать новую сеть академических лицеев, принять Государственный стандарт профильной старшей школы, научить учителей — все это было нереально. Но мы прописали в законе, что старт старшей школы может состояться раньше, чем в 2027-м (то есть не тогда, когда первоклассники НУШ пойдут в 10 класс).
Если будет принят Государственный стандарт старшей профильной школы и будет финансирование, грубо говоря, если звезды правильно сложатся на небе, то можно начинать отделять старшую школу раньше. Министр Анна Новосад поддержала идею старта профильной школы с 2024 года. Однако сейчас этот шанс утрачен.
Когда пришел нынешний министр, риторика настолько изменилась, что прозвучала идея, что нам 12-летняя школа вообще не нужна, достаточно и 10 лет. Эту риторику мы слышали еще во времена министра Дмитрия Табачника. А 12-летнее образование пытались внедрять еще раньше, при министре Василии Кремене, но этот вопрос тогда не довели до конца. Почему? По моему мнению, из-за вопроса сети, которая является очень сложной.
Почему я лично настаивал на скорейшем запуске старшей школы? Во-первых, потому что старшая школа сейчас довольно бессмысленна по своей сути. Выпускники во втором семестре уже не ходят в школу, потому что готовятся к ВНО с репетиторами. Во-вторых, с таким количеством предметов – 17 или 22, кому как повезло – невозможно знать хорошо все. Поэтому ученикам приходится как-то выкручиваться, списывать, плагиатить и так далее. С такими правилами игры мы сами загоняем учеников в условия, когда практически невозможно быть добродетельными.
Почему так важно, чтобы старшая школа была отделена от средней и начальной?
Старшую школу нужно отделять, ведь это уже совсем другая возрастная категория, чем базовое образование.
Если старшую школу не отделить, то нельзя выбрать профиль. Многие предметы — это основное зло старшей школы, ведь это не мотивирует детей к обучению. Я предполагал, что если старшая школа будет отделена, то есть будет существовать как академический лицей, то больше детей может пойти учиться в профессиональные лицеи.
У нас имеется перекос между выпусками девятых классов, где дети идут в профессиональное образование, и десятых, которые планируют получать в будущем высшее образование. Но профессиональное образование – это не тупик. Можно после него поступать в университет. А у нас люди сначала получают высшее образование, а потом профессию в профессиональных лицеях или агентствах.
Очень важно изменить ценности и отношения в новой школе. Не переносить совдепию, что присутствует в большинстве наших школ. Когда творишь новую школу, новую структуру, то выстраиваешь новую культуру школы, в соответствии с концепцией НУШ. Кроме того, критическим является количество учеников в параллели. Скажем, в 10 классах должно быть не менее ста учеников. В законе мы не писали 100, поскольку это дискретное число. И что делать, когда будет 99 или 98.
Мы указали в законе, что должно быть не меньше четырех классов в параллели, где и будет не менее ста учеников. Почему? Потому что для такого количества учеников в параллели бюджет позволит учащимся организовать обучение по выбранному ими профилю. Если есть один или два класса, как сейчас, профильное обучение организовать невозможно. Это является очень затратным.
И последнее — таких школ не было бы так много. Я понимаю, что остается вопрос доступности старшей профильной школы, но когда школ меньше, легче создать учебную среду, материально-техническую базу, лаборатории за средства бюджета.
Закон позволяет лицеям иметь низшие классы для так называемого специализированного образования – в спортивных школах, художественных, военных и научных лицеях. На мой взгляд, научные лицеи — это те школы, которые фактически готовят детей к международным предметным олимпиадам. Там трех лет старшей школы может быть мало, чтобы добывать золотые или серебряные медали. Ведь это, как большой спорт – нужно долго и хорошо готовить, чтобы получить высокие результаты.
А также школы, изучающие углубленно иностранные языки, в соответствии с международными соглашениями. Предполагается, что базовое образование при этом не должно быть профильным.
Я так понимаю, что существует сопротивление и со стороны школ, и со стороны местных властей. Кроме того, периодически возникают слухи, что в школах закроют 10-11 классы.
Да, продолжаются перемены и перемены непростые, потому что они затрагивают много людей. У нас есть примеры городов, которые уже начали эту работу, скажем, город Славута в Хмельницкой области, город Червоноград в Львовской области. Они это делали эволюционно, то есть прекратили набор учеников в первый класс в тех заведениях, которые в будущем должны были бы стать академическими лицеями.
Понятно, что переходный этап сложный, ведь школа не может стартовать только с одного десятого класса. Нужно большее количество классов, чтобы педагогический коллектив имел соответствующую недельную нагрузку. Учителя, которые будут работать в новом академическом лицее, не могут, как правило, получать меньшую заработную плату, чем по предыдущему месту работы.
Эстония пошла таким путем – они, с одной стороны, сделали муниципальные школы, которые по желанию отделяли или не отделяли старшую школу. А за государственные, не муниципальные средства, и за средства ЕС начали строить государственную сеть новых современных академических лицеев. Тогда родители имели выбор — либо идти в государственный лицей, либо оставаться в своей школе. Этот путь мягче и не вызывает конфликтов.
Но Эстонии была оказана поддержка из Европы, и это небольшая страна, как Волынская область. А если мы административно начинаем вмешиваться, не проводя нормальной коммуникационной работы, то всегда надо ожидать сопротивления.
МОН не вело разъяснительной работы о старшей школе. А сейчас уже с опозданием начало что-то объяснять на местах, и люди не понимают – в городке будет ли профильная старшая школа или нет? Детям придется ехать учиться в область? Но вопрос так не стоял. Ясно, что в сельской местности сеть лицеев будет не такая густая, как сейчас сеть школ, которые дают полное общее среднее образование. Но те новые академические лицеи будут предоставлять значительно более качественное образование, будет создана надлежащая материальная база, там будут работать лучшие учителя.
Люди пугаются: мол, подождите, так что, надо ребенка куда-то отправлять? Дети же должны жить в семье, мы против интернатов, а вы, по сути, их организуете. Но это не совсем так — и это надо было объяснять. В городах, с одной стороны, проще сделать новую сеть, поскольку, грубо говоря, из четырех школ город должен был бы выбрать одну, которая стала бы академическим лицеем, а остальные три – гимназиями, и лишь подумать, как это реализовать.
По этому пути уже пошли в городе Славута на Хмельнитчине. Лицей в территориальной общине будет, единственное — учредителем должна была бы стать область. Верховная рада приняла в первом чтении изменения в закон «Об образовании», где указала, что основателем академического лицея теперь способна стать каждая состоятельная община.
Сколько может быть лицеев в пределах области?
Если чисто математически считать, то берем количество учеников в 10 классе и делим на 100, грубо говоря. Значит, в Львовской области, например, будет около 100 академических лицеев. Но моделировать можно по-разному.
Министры Анна Новосад и Лилия Гриневич планировали в 2021-2022 годах провести инвентаризацию образовательного имущества, чтобы посмотреть, какие помещения можно использовать для академических лицеев, как можно организовать проезд к ним и тому подобное. Ведь нужно понимать контекст, чтобы объяснять общинам, как все будет организовано и почему от реформы дети только выиграют.
Понимаете, тут очень интересная вещь. С одной стороны, мы готовимся к изменениям, потому что видим довольно плачевные результаты международного мониторингового исследования PISA, а с другой – мы не хотим делать определенные вещи, потому что они являются сложными для внедрения изменений. Конечно, результаты PISA – это оценивание 15-летних детей, не связанных со старшей школой, но если проблемы заложены изначально, то подумаем, как их не усложнять.
Вы говорили, что довольно просто просчитать нужное количество лицеев. Но как это можно сделать, если давно не было переписи населения и мы не знаем, сколько есть детей?
Перепись населения, конечно, нужна государству, но прогнозировать можно и без нее.
Мы имеем единую государственную электронную базу образования, МОН имеет Институт аналитики образования. В этом институте есть данные, сколько детей учится и в каком классе, в какой параллели и в какой школе. Проблема с прогнозом есть только между девятым и десятым классами – мы не знаем, какой процент выпускников 9 класса продолжит обучение в профессиональном лицее, какой — в колледже, а какой останется получать полное общее среднее образование в общеобразовательных школах.
Но мы знаем общее количество учеников в девятом классе по каждой территориальной общине, какой процент продолжает обучение в общеобразовательных школах, и можем грубо это число разделить на сто и получить максимальное количество лицеев.
Я говорю — максимальное, поскольку думаю, что на самом деле их будет меньше, ведь считаю, что количество учеников, которые пойдут в профессиональные лицеи, увеличится. Но при этом думаю, что школы будут иметь в одном лицее больше, чем четыре класса в параллели. В городских лицеях будет по пять-восемь классов в параллели. Потому что школа на 600-800 учеников является наиболее эффективной.
Насколько сейчас общины готовы к профильной школе?
Ясно, что они не готовы. Почему? Потому что не изменено законодательство. Когда способная община сможет стать учредителями академического лицея, тогда надо, чтобы министерство или департаменты образования и науки ОГА спросили в общины, хочет ли она создать старшую школу. Напомню, что, согласно концепции децентрализации, старшая школа должна быть подчинена области.
Чтобы область открыла новые заведения, то есть академические лицеи, нужен финансовый ресурс, а он может быть лишь тогда, когда будут измененными правила отчисления НДФЛ в областной бюджет. Сейчас территориальная община не хочет отдавать области школы под академические лицеи, потому что это их жители, а область не хочет создавать эти лицеи, потому что для их функционирования нужен дополнительный значительный ресурс.
Но если существует государственная политика, очевидно, что нужно увеличить доходную базу области, чтобы можно было покрыть расходы на лицеи. Иначе не будет.
Как на этапе реформирования старшей школы планировалось решить вопрос интернатов, которые теперь называются пансионами?
Во-первых, я разделял бы заведения, где учредителями являются городские территориальные общины, и заведения, где учредителем является область. Для академических лицеев, где учредителем является территориальная община, необязательно иметь пансион, ведь можно организовать привоз детей, есть общественный транспорт и тому подобное.
Совсем другое, если делать академический лицей в сельской местности, где должна быть учредителем область. В этом случае этот областной академический лицей должен иметь пансион. Это, по сути, то самое общежитие, которое есть в учреждениях высшего образования. Там будут учиться уже старшие дети, и в субботу-воскресенье они смогут ездить к родителям.
Ясно, что мы часть из них забираем из семьи, что не есть хорошо, но они за счет этого получают более качественное образование и лучший старт в будущей карьере. Это именно так сейчас происходит в колледжах и профессиональных лицеях. Кроме того, область должна обеспечить и проживание, и питание, и транспортировку, если это необходимо. На это и нужны дополнительные средства областных бюджетов.
Разве это не противоречит реформе деинститулизации?
Нет. Вы же не говорите, что существование колледжей противоречит реформе деинститулизации. Если мы говорим о профессиональном лицее, где дети живут в общежитиях, мы это воспринимаем нормально. Почему мы не воспринимаем нормально то, что есть академический лицей, где лишь четверть или даже одна восьмая часть детей будет проживать в пансионате?
Украина — урбанизированная страна, большинство населения живет в городах. Те дети, которые будут идти в лицеи, основанные территориальными общинами, будут жить дома, а часть, которая будет идти в областные лицеи, будут проживать в пансионе, как студенты колледжа. Я окончил Киевскую физико-математическую школу-интернат при Киевском национальном университете имени Т. Шевченко, а жил я тогда в Ивано-Франковской области.
Тогда не было ни телефонов, ни мобильных, ни интернета. Тогда это действительно был сложный выбор для родителей: отдать своего ребенка в Киев и видеть его только на каникулах. Это сложно, я это тоже пережил. И вовсе не жалею. Но сейчас все иначе. Есть общение через гаджеты, кроме того, расстояния будут меньшими. Тем более, это уже старшие дети со сложившимся характером и ценностями, а не малые дети, когда действительно важно, чтобы они жили дома с любящими родителями, а не в интернате.
В Украине есть сеть профессионально-технических заведений, но они пока не реформированы, и насколько я помню, проект закона «О профессиональном образовании» пока не принят. Что вообще нужно делать для того, чтобы дети захотели поступать в профессиональные заведения?
В Украине сейчас работает большой проект Европейского Союза «EU4Skills, лучшие навыки для современной Украины», который собственно под руководством МОН реализует реформу системы профессионального образования в Украине.
Параллельно также идет работа на областном уровне по повышению эффективности сети профессиональных лицеев. К 2027 году точно произойдут серьезные изменения, имидж профессионального образования будет поднят. Отделение старшей школы и базовой также этому способствует, ведь сейчас у нас очень мало детей идет учиться в профессионально-технические заведения, и это проблема государства.
Но сейчас для родителей и учеников создание академических лицеев – это проблема, поскольку ученики скорее выберут профессионально-технические заведения, которые сейчас считаются менее престижными, только из-за территориальной удаленности академических лицеев.
Такое мнение действительно есть, но это не совсем правда. Если ты имеешь 10-11 класс в селе или через село, то это одно, но если академический лицей и профессионально-техническое заведение расположено в 30 километрах, то здесь уже будет выбор.
Ребенок, который остается в ближайшей школе с малым количеством учеников, а вы знаете, что учеников в 10 классах у нас гораздо меньше, чем в девятых, то это просто еще два года пребывания в школе, но должного развития ты не получаешь. Я не отрицаю, что можно заниматься самообразованием, что есть хорошие учителя, но если ты находишься в большом коллективе, где есть солидарность и определенное соревнование, куча проектов, то это совсем иначе. Мотивация учиться растет.
Не надо это время оттягивать. Конечно, можно все профанировать и оставить систему такой, как есть. Но захочет ли ребенок ходить в школу? Сможет ли такой ученик соревноваться в математике с теми, кто учил математику углубленно? Это же неравные условия, и дети выбирают разницу часов у репетитора, чтобы нормально сдать тесты ВНО и поступить в престижные университеты. А так будет возможность выбрать профиль, больше заниматься в школе, заниматься тем, что тебе по душе. Это и увеличивает у ребенка мотивацию к обучению.
Но ведь ученики, которые будут выбирать профессионально-техническое образование, все равно смогут поступать в университеты? И это также будет совсем другой уровень конкуренции с теми учениками, что окончили академический лицей.
Да, вы правы. Каждый ученик и академического и профессионального лицея, и колледжа после старшей школы получает свидетельство о полном среднем образовании и, соответственно, сможет поступать в вузы.
Проблемы будут возникать тогда, когда определенные университеты выставят высокие баллы на поступление или скажут, что, например, будут принимать абитуриентов только с углубленным уровнем ВНО по тому или иному предмету, а не по уровню «стандарт». Очевидно, тогда учась в профессиональном лицее, придется дополнительно заниматься, чтобы быть конкурентоспособным.
Но ученики, которые заканчивают профессиональные лицеи, смогут пойти в те университеты и на те специальности, которые требуют не высоких академических результатов, а опыта, определенного практического видения вещей. Все зависит от конкурса и специальностей. Инженерные специальности не имеют очень высокого конкурса.
Уже сейчас есть проблемы с зачислением детей в 10 класс. Родители жалуются, что школы проводят конкурсы в 10 класс, хотя так не должно быть, поскольку сеть лицеев не сформирована. Таким образом, часть, условно говоря, «неудобных» детей оказываются за бортом и вынуждены идти в не реформированные профессионально-технические заведения.
Почему, по-вашему, так происходит?
Во-первых, я хотел бы сделать такую ремарку, что в Украине во многие профессионально-технические заведения тоже есть конкурсы, просто их не так много. Но в каждой области есть несколько очень хороших профессиональных лицеев. Не надо говорить, что профессиональное образование плохое. Да, оно нуждается в реформах, но хорошие примеры есть.
Например, бывшее 27-е училище, а ныне Львовский профессиональный колледж гостиничного, туристического и ресторанного сервиса, имеет конкурс на поваров, официантов, менеджеров туризма и так далее. А Черниговское высшее профессиональное училище бытового обслуживания имеет конкурс на портных.
Также имеют конкурсы Одесский профессиональный лицей строительства и архитектуры, Технологический промышленный профессиональный колледж Винницкого национального аграрного университета. Я уже не говорю о высшем профессиональном училище №7 в Кременчуге, где реально внедрено дуальное образование. Там просто образцовое заведение, которое сотрудничает с заводами города. Мы имеем хорошие заведения, но проблема в том, что их должно быть больше.
Что касается поступления в 10 класс, то оно может быть в профильных школах, где есть действительно углубленное изучение предметов. Но если ребенок в этой школе учится, то на сегодня конкурса не должно быть. И если родители будут настаивать и напишут заявление, то директор не имеет права не взять ребенка в старшую школу, ведь закон гарантирует право на полное среднее образование.
В советское время учеников в школах было вдвое больше, чем сейчас, и школы работали в три смены. Если кто-то имел «тройку» по пятибалльной шкале, то в 1990-х годах в Львове переполненные школы того ученика не брали в 10 класс, потому что уже просто не имели места. Тогда детей направляли в профессиональное училище. Или в другие школы. Тогда были такие критерии, но сейчас такого нет.
Когда будут академические лицеи, где будет организовано поступление, то понятно, что появятся престижные заведения с конкурсом. Мы предполагали, что в год перед запуском трехлетней профильной старшей школы, чтобы поступление было более или менее объективным, будет государственная итоговая аттестация для девятиклассников в формате, близком к ВНО. Мы пока не знаем еще точно, как она будет выглядеть. Над этим сейчас работает Украинский центр оценивания качества образования.
Вот мы сейчас обсуждаем проблему доступа к академическому образованию. Но в Украине есть немножко другая проблема – то, что этот доступ, наоборот, слишком широк, и высшее образование получают люди, которым оно на самом деле не нужно ни для того, чтобы заниматься дальше профессиональной деятельностью, ни для того, чтобы заниматься научной деятельностью.
Да, и часть людей имеют документ о высшем образовании, но высшего образования, по сути, не имеют. И действительно, нужно реформировать профессиональные училища и пропагандировать колледжи.
Проблема состоит в том, что в Конституции написано, что высшее образование должно быть на конкурсной основе, а полное среднее обязательно для всех, бесплатное и не на конкурсной основе. Конечно, можно говорить, что идите получать полное среднее образование в ПТУ. Но я тогда ставил бы определенный барьер, например, если после девятого класса ученик имеет низкие достижения по определенным предметам, то ему не рекомендовать продолжать обучение в академическом лицее.
Так, скажем, при поступлении в университеты отсекают абитуриентов, которые имеют меньше 100 баллов по ВНО. Я убеждал бы родителей и ученика тоже не идти в академический лицей, потому что это бесперспективно, ребенку будет тяжело, и он не будет мотивирован. Лучше сразу приобретать специальность.
Вам не кажется, что это немного тоже обесценивает профессиональное техническое образование — отправлять в профессиональные заведения учеников, у которых низкий уровень знаний? А не тех учащихся, которые имеют способность к данной профессии.
Это — вопрос достоинства человека. Потому что ни один человек не хочет быть последним в классе. Ты не говоришь просто идти в профессиональное училище. Вам не место в академическом лицее. Надо говорить, что можно стать гениальным мастером, гениальным рабочим, потому что у каждого есть свой талант. И эти люди в обществе не меньше нужны, чем лица с дипломами высшего образования.
На Западе очень много людей сначала начинают работать после профессиональных лицеев и колледжей, а когда понимают, что им этого уровня недостаточно и не хватает высшего образования, то идут в университеты. Тогда у человека есть и опыт, и мотивация, и это совсем не то, что сменить просто школьную скамью на университетскую. Потому что так родители сказали, Или ты просто со своими сертификатами ВНО куда-то прошел.
Это сложные вопросы. Но понимаете, что хуже всего? Когда отговаривают оставлять все, как есть, не ехать в город, потому что там опасность, риск, не спешить, побыть дома, посидеть в 10-11 классе — все равно поступишь потом. Это нехорошо, потому что время используется неэффективно. Я понимаю, что выбор сложный, но мы постепенно придем к этому, и в этом направлении нам надо двигаться.
Напоследок вопрос о карантине. По вашему мнению, насколько реально наверстать упущенное для начальной школы, если нормальное обучение начнется с сентября 2022 года, например?
Во-первых, мы считаем, по крайней мере, все так отчитываются, что государственные стандарты образования достигаются. Думаю, что разрыв мы нагоним, поправим. Если не сможем в начальной школе, то это сделают учителя 5-6 классов.
В этом направлении есть два параллельных процесса. Во-первых, мы знаем, что время от времени все же происходит обучение «живое». Во-вторых, и учителя, и дети как-то уже постепенно привыкают к онлайну, их цифровые компетентности растут.
Очевидно, потери должны быть компенсированы, но, сколько процентов — это вопрос. Мне одна учительница начальной школы говорила, что очень не хватает простых утренних встреч, когда с ребенком можно поговорить, обнять его. Порой дети недостаточно много общаются с родителями, и учитель это компенсирует. Эмпатию, эмоции тяжело развивать дистанционно. Начальную школу надо возвращать в классы. Очень жаль, что реформа попала на пандемию.
И на смену власти.
Да, потому что потом будут говорить, что это наша вина, что нет тех результатов, что были раньше. Про пандемию забудут, будут говорить, что реформа неудачная.
Авторы: Анастасия Иванцив, Виктория Гуерра
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.