Пенсии, которые мы (не) заслуживаем: светит ли миллениалам старость в достатке

Без пенсионной реформы каждого украинца ждет перспектива встретить старость если не в бедности, то с прожиточным минимумом. Сколько будут получать пенсионеры в 2050 году?

Западная поп-культура часто представляет пенсионный возраст как счастливое время, когда можно наслаждаться беззаботной жизнью. Время, которое можно полностью посвятить себе, своей семье и путешествиям.

Реалии пенсионной жизни украинцев не такие радужные. Сейчас три из четырех пенсионеров живут за чертой бедности, получая от государства сумму ниже фактического прожиточного минимума. Средняя пенсия в Украине составляет около 121 доллара – почти в четыре раза меньше, чем средняя зарплата в стране.

В ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. За два десятилетия разговоров о реформировании пенсионной системы фактически ничего не изменилось. При таком сценарии те же самые «миллениалы» через 30-40 лет будут получать жалкую пенсию, которая будет значительно меньше сегодняшней.

От чего зависит размер пенсии в Украине и на что в обеспечении от государства можно рассчитывать, как получать в старости больше денег.

О нашей пенсионной системе

В Украине, как и большинстве стран мира, существуют три уровня пенсионного обеспечения. Из них работают только два, а почти все украинские пенсионеры живут благодаря одному – первому или солидарному уровню. Его суть заключается в том, что каждый работник платит взносы в общий фонд, чтобы выплачивать средства нынешним пенсионерам. Отсюда и происходит название «солидарная», младшее поколение трудоспособного возраста содержит старшее поколение.

В Украине взносы платят: официально трудоустроенные работники, ФЛП и самозанятые лица. Их отчисляют из единого социального взноса (ЕСВ). Доля ЕСВ, что идет в Пенсионный фонд, составляет около 80%, остальные – в другие фонды (страхования на случай временной нетрудоспособности и на случай безработицы).

За наемных работников ЕСВ платит работодатель. Его размер – 22% от официальной ставки (до вычета налогов). Например, на зарплату 15 тыс. грн. работодатель дополнительно начисляет 3,3 тыс. грн. ЕСВ, из них около 2,6 тыс. грн. попадают в Пенсионный фонд. С 15 тыс. грн., уже с работника удерживаются налог на доходы (18%) и военный сбор (1,5%), поэтому он получает 12 075 грн.

ФОП платит 1 320 грн. ЕСВ, отталкиваясь от минимальной зарплаты (22% от 6 тыс. грн.). По данным Пенсионного фонда, 1 ноября 2020 года 162,65 тыс. пенсионеров получали пенсию на основании стажа, полученного в качестве ФЛП.

Все средства, которые попадают в фонд, сразу же распределяются. Значит, официально работая и платя налоги, украинец не откладывает себе на пенсию, а лишь накапливает трудовой стаж, на основании которого государство будет определять размер его пенсии. Поэтому работник может рассчитывать лишь на то, что в будущем трудоспособные лица так же будут платить налоги, с которых ему государство будет начислять пенсию.

Собственных поступлений фонду хронически не хватает, из-за чего формируется его дефицит. Государство покрывает его из карманов всех налогоплательщиков. В 2021 году разница между поступлениями и расходами фонда составит 26 млрд. грн. В целом на выплату пенсий в 2021 году направят 350 млрд. грн. Это стабильно самая большая статья расходов государственного бюджета за все годы независимости.

Денег на пенсии не хватает из-за особенностей солидарной пенсионной системы, она может нормально работать в тех странах, где растет рождаемость.

Сейчас же Украина, как и большинство стран Европы, столкнулась с демографическим кризисом. Рождаемость стремительно падает, а средний возраст населения растет – в начале 2020 года он составлял 41,8 года. В течение 2020 года численность населения упала на 251 тыс., а лиц старше 60 лет – выросла на 151 тыс.

Отсюда и появляются инициативы по повышению пенсионного возраста. Чем выше возраст, тем меньше новых пенсионеров и тем больше остается плательщиков взносов в фонд. Однако это временные меры.

В 2020 году в Украине было около 11,2 млн. пенсионеров, а работников, уплачивающих взносы в Пенсионный фонд, – 10,3 млн. Значит, на десять работников приходится одиннадцать пенсионеров.

По расчетам МВФ, к 2050 году количество населения в Украине сократится на 30%. Как следствие, нагрузка на работников будет расти. Даже премьер-министр Денис Шмыгаль признает, что через 15 лет один работник будет содержать двух пенсионеров.

Исходя из особенностей формулы расчета размера пенсии, каждый гражданин получает не более 35% от своей зарплаты. Если ничего не изменится, со временем это соотношение будет еще меньшим.

«Коэффициент замещения – это соотношение размера пенсии к размеру зарплаты, что работник получал до выхода на пенсию. В Украине он составляет около 20%. Однако были времена, когда коэффициент достигал 60%. В наиболее развитых странах Европы коэффициент замещения составляет 95%. А иногда коэффициент достигает даже 100%. Международная организация труда требует от Украины, чтобы коэффициент замещения был не ниже 40%.

История и практика других стран показывает, что такого уровня можно достичь лишь при условии существования накопительной пенсионной системы. В некоторых государствах такое накопление обязательно, в некоторых – добровольное, в некоторых – симбиоз», – говорит генеральный директор компании OTP Capital Наталья Меженская.

С 1 января 2021 года размер средней пенсии по возрасту в Украине составляет 3 538,97 грн., минимальной пенсии с 1 декабря – 1 769 грн. При этом признанный государством прожиточный минимум составляет 3 922 грн.

От чего зависит размер пенсии

Формула, по которой можно рассчитать размер будущей пенсии, содержится в законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Если представить ее максимально просто, то размер пенсии – это произведение коэффициента зарплаты и коэффициента трудового стажа. Если же погрузиться в процесс определения пенсии глубже, то ее расчет достаточно сложен.

Первая часть формулы — зарплата. Для расчета пенсии по возрасту нужно иметь данные о зарплате за все годы трудового стажа. С 1 июля 2000 года эти данные содержатся в электронном реестре. Если лицо имеет трудовой стаж за период до этой даты, то может подтвердить его, представивши справку с места работы. Впрочем, вычислить эту часть непросто. Более подробно в законе.

Вторая часть формулы – трудовой стаж. Он не может быть меньше 28 лет для тех, кто хочет выйти на пенсию в 2021 году. В Украине продолжается переходный период, в течение которого минимальный размер стажа для выхода на пенсию постепенно возрастает до 35 лет. Этой отметки он достигнет 1 января 2028 года.

Коэффициент трудового стажа так же высчитывается по определенному алгоритму, который можно посмотреть в законе. Если просто, то полное количество лет трудового стажа нужно поделить на 100.

ВАЖНО ЗНАТЬ. В трудовой стаж засчитываются не только периоды непосредственной работы, но и время, в течение которого лицо получало пособие по безработице, инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или службы в армии. В 2020 году к трудовому стажу отнесли и время временной безработицы из-за карантина.

Существуют и льготные условия начисления стажа. Они действуют для вредных профессий, перечень которых определило правительство. Для этих профессий год работы засчитывается как полтора года трудового стажа. Для расчета размера пенсии первую часть формулы умножают на вторую.

Пример. В 2021 году мужчина планирует выйти на пенсию. Его трудовой стаж составляет 35 лет. После расчетов оказалось, что от зарплатной части формулы – 10 тыс. грн. Человек не работал на вредных производствах и не претендует на другие льготы.

Поскольку его трудовой стаж – 35 лет, то коэффициент трудового стажа – 0,35. После умножения зарплатной части на коэффициент трудового стажа выйдет 3 500 грн. Именно таким будет размер ежемесячной пенсии по возрасту. Ниже — расчет размеров пенсий для людей разных профессий, на которые можно рассчитывать в солидарной системе. Эти расчеты приблизительны и исходят из того, что люди большую часть жизни работали в одних сферах, имели стаж 35 лет, не имели значительных перерывов в работе и не работали на опасных производствах.

В 2020 году люди, выходившие на пенсию, в среднем получали 29% от своей последней зарплаты. По расчетам Национальной академии наук, если ничего не менять, то к 2050 году коэффициент замещения упадет ниже 20%.

«В текущих ценах это означает получение средней пенсионной выплаты на уровне 2 300 грн., что на 30% меньше нынешнего уровня», – говорит управляющий локальными активами группы ICU в Украине Григорий Овчаренко.

Значит, педагоги в среднем получали бы по 1 880 грн., медики – по 2 084 грн., крестьяне – по 2 079 грн., а финансисты и страховщики – по 3 463 грн.

Если человек всю жизнь работает как ФЛП или официально получал минимальную зарплату, то сможет претендовать, лишь на минимальную пенсию, которая равна прожиточному минимуму для лиц, утративших трудоспособность (1 769 грн.). Это при наличии 35 лет трудового стажа для мужчин и 30 лет – для женщин.

Если же человек выйдет на пенсию в 65 лет, то сможет претендовать на 40% от минимальной зарплаты (2 400 грн.) – из-за наличия аналогичного трудового стажа.

В солидарной пенсионной системе есть ограничения и относительно максимального размера пенсии. Он равен десяти прожиточным минимумам для лиц, утративших трудоспособность. С 1 января 2021 года эта сумма составляет 17 690 грн.

Однако в Украине есть люди, которые получают значительно больше. В частности, средний размер пожизненного денежного содержания судей – 67 961,39 грн. Получают эти выплаты 3 538 человек. Хотя пожизненное денежное содержание де-юре является другим видом выплат, чем пенсия по возрасту, однако осуществляют их из дефицитного Пенсионного фонда.

Аналогичные льготы существуют для пенсий народных депутатов и прокуроров. Их размер регулируют законы о статусе народного депутата и прокуратура, хотя выплачивают такие пенсии с того же Пенсионного фонда.

В целом расчет пенсии по возрасту – индивидуальное дело, которое зависит не только от страхового стажа, но и от того, где человек работал, какие зарплаты получал, имеет ли он право на льготу за работу в опасных условиях, были ли у него перерывы в трудовой деятельности, когда человек начал работать.

Рассчитать размер будущей пенсии можно с помощью калькулятора в проекте «Цена государства». Однако такие подсчеты приблизительны. Более точные расчеты можно сделать с помощью калькулятора на сайте Пенсионного фонда. Так же там можно проверить данные о трудовом стаже. Для этого нужно войти в личный кабинет с помощью электронной цифровой подписи.

Какой выход 

Солидарная пенсия — это лишь первый уровень пенсионной системы. Кроме него, существуют еще два уровня: общеобязательная накопительная пенсионная система и добровольное участие в негосударственных пенсионных фондах.

Второй уровень пенсионной системы, то есть обязательные накопительные пенсии, должен был заработать в Украине еще в 2004 году, однако его запуск постоянно откладывают. Последний раз датой запуска второго уровня должно было стать начало 2018 года, однако тогда этот вопрос снова отложили, потому что парламент не смог принять соответствующий закон.

На днях Шмыгаль заявил, что накопительную пенсионную систему введут в 2021 году. Мол, стратегию введения второго уровня пенсионной системы уже разработали и сейчас продолжаются переговоры с парламентариями.

Как работает второй уровень пенсионного обеспечения? В накопительном уровне налоги, которые платит работник, аккумулируются на персональном счете. Спустя десятилетия этих средств должно хватить на безбедную жизнь. Введение второго уровня выгодно и экономике. Накопительный пенсионный фонд, членами которого будет все трудоспособное население, станет источником долгосрочного капитала, который будет финансировать проекты с низким уровнем риска.

Хотя второй уровень в Украине отсутствует, с 2006 года каждый желающий может сам накапливать себе на пенсию с помощью третьего или добровольного уровня. Принцип работы негосударственного пенсионного фонда такой же, как и второго уровня: участник фонда открывает там свой персональный пенсионный счет, куда откладывает определенную долю дохода. По достижении участником пенсионного возраста из накопленной суммы и «набежавших» процентов ему выплачивается пенсия.

Одним из преимуществ негосударственных пенсионных фондов является более высокая доходность и более высокие размеры выплат. Например, если в течение 35 лет ежемесячно откладывать на счет в НПФ хотя бы по 500 грн., то после выхода на пенсию можно дополнительно получать в среднем по 5 189 грн. в месяц в течение 30 лет.

В сентябре 2020 года в Украине действовали 63 негосударственных пенсионных фонда, участниками их были 880,4 тыс. украинцев. Кроме НПФ, на пенсию можно откладывать, накапливая средства на депозитах, заключая договоры страхования или инвестируя средства в недвижимость, бизнес или инвестиционные фонды. Это связано с определенным риском, уберечься от которого поможет диверсификация сбережений.

Напоследок

Когда политики обещают повышение пенсий, то они делают это путем поднятия минимальной зарплаты, с которой идут отчисления в Пенсионный фонд. Значит, финансовое бремя (чтобы выплатить 1 тыс. грн. каждому пенсионеру, нужно более 11 млрд. грн.) ложится на работодателей.

«Каждый человек должен рассчитывать только на себя и накапливать на пенсию лично, не надеясь на других», – говорит Меженская. Каждый год откладывание введения второго уровня приводит к потере будущих пенсионных доходов украинцев. Как следствие, растет уровень бедности населения.

Авторы: Ярослав Винокуров, Николай Максимчук

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий