Летом прошлого года Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 2553 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о введении на рынке природного газа учета и расчетов по объему газа в единицах энергии».
Документом предусматривается переход к новой модели учета голубого топлива в киловатт-часах, что соответствует европейским стандартам в газово-энергетической сфере. Тем не менее, предложенная модель измерения коммунального газа не учитывает ряд факторов, которые могут сработать не в пользу потребителей.
Почему киловатт-часы?
В странах Европейского Союза учет газа осуществляется в энергетических единицах – киловатт-часах. Нынешнюю систему учета коммунального газа в Украине вряд ли можно охарактеризовать как рациональную и справедливую. Рассмотрим, почему так и какими преимуществами европейской модели теоретически сможем воспользоваться в нашей стране.
Украинские потребители платят за кубометры газа — при этом совсем не учитывается качество топлива, прежде всего, его энергетическая ценность. В то же время, основным критерием качества газа является способность вырабатывать энергию, зависящую от его калорийности.
Совершенно очевидно, что для конкретных бытовых нужд (подогрева воды, приготовления пищи, отопления) потребителю понадобится большее количество газа, который имеет более низкую теплотворность, содержит сверхнормативное количество различных примесей и др. Поставщикам голубого топлива – сбытам газа и облгазам – по сути, выгоден учет газа в кубометрах, ведь при этом они могут поставлять некачественный газ, а взимать с потребителей средства, как за высококалорийное топливо.
Фактически, переплата потребителя за низкокалорийный газ может достигать 1-7% с одного кубометра. В разрезе одного домохозяйства – это якобы «копейки», однако в масштабах всего рынка совокупные доходы поставщиков от манипуляций с некачественным газом измеряются сотнями миллионов гривен. По сути, они берут лишние деньги с потребителей за «продажу воздуха»;
В Украине — едва ли не самые лояльные в Европе требования к качеству газа. Оператор магистральных сетей и коммунальные поставщики руководствуются еще советским стандартом «ГОСТ 5542-87. Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения», согласно которому теплота сгорания природного газа не может быть ниже 7 600 ккал/куб. м.
Средневзвешенный показатель по Украине в августе 2020 года составил около 8 250 ккал/куб. м. При этом, в странах Европейского Союза «худшим» газом считается такой, теплота сгорания (калорийность) которого составляет 8 400 ккал/куб. м, средний же показатель — 9 000 ккал / куб. м. Чувствуете разницу? Украинцы фактически платят за кубометры низкокалорийного газа по европейским ценам!
При этом домохозяйства не потребляют газ как таковой – его сжигают для бытовых нужд, чтобы получить определенное количество тепла! Значит, учитывая газ в кубометрах, все стороны коммунального рынка, по сути, задействованы в масштабной афере, которая приносит дивиденды исключительно сбытам газа и облгазам как монополистам. При этом выбрасывает собственные деньги «на ветер», покупая низкокалорийный газ, исключительно потребитель.
Учет газа в кубометрах порождает неравенство между потребителями в зависимости от географии проживания – ведь в разных регионах страны поставщики продают газ с разными показателями теплотворности.
По данным оператора ГТС Украины в августе 2020 года самая высокая теплота сгорания поставляемого потребителям газа была зафиксирована в Ивано-Франковской области. Она составила 8 370 ккал/куб. м. В то же время, самым низким этот показатель был в Львовской области. Это 8 043 ккал/куб. м. По сути, жители Львовского региона находятся в наиболее невыгодном положении по сравнению с жителями других областей, поскольку они фактически платят за газ с низкой калорийностью по тарифам качественного топлива!
Следовательно, внедрение в Украине учета газа в энергетических единицах, по сути, должно свести на нет эту «географическую» несправедливость и «уравниловку». К тому же, при условии учета голубого топлива в киловатт-часах потребителю будет легко сравнивать энергетическую ценность и стоимость различных ресурсов для отопления – электричества, газа, альтернативных источников энергии и тому подобное, чтобы делать рациональный выбор;
Украина импортирует газ из ЕС в энергетических единицах – поэтому существуют значительные трудности при его оформлении и закачивании в газохранилища в режиме таможенного склада, ведь приходится переводить топливо в кубометры благодаря расчетной формуле с использованием определенного коэффициента.
Тем не менее, поскольку калорийность газа меняется, то меняется и значение этого коэффициента. Нередко, из-за двух систем измерения у газотрейдеров появляются отрицательные, или положительные небалансы.
Внедрение учета газа в энергетических единицах в Украине «снимет» эту проблему, стандарты учета и расчеты между отечественными импортерами газа с европейскими контрагентами станут унифицированными. А главное – это сделает возможным развитие отечественного газового рынка в соответствии с Третьим энергетическим пакетом и регламентами Европейского Союза, что будет способствовать интеграции Украины в общее энергетическое пространство ЕС и выходу мощных газовых игроков из Западной Европы на украинский рынок.
Измерение газа в энергетических единицах может ликвидировать проблему т. н. температурных коэффициентов по приведению газа к стандартным условиям. Именно ими манипулируют сбыты газа, существенно «корректируя» суммы в платежках в сторону увеличения миллионам домохозяйств, которые имеют «простые» счетчики без измерения температуры и давления газа, или же не имеют приборов учета вообще.
А таких в Украине — 80%! С внедрением учета газа в энергетических единицах, потребители больше не должны будут рассчитываться за «морозные» коэффициенты дважды, – сбытчикам газа и облгазам, а лишь оплачивать киловатт-часы поставщику на законных основаниях.
В то же время, новая модель газового учета должна побудить поставщиков к существенному повышению качества газа и существенному уменьшению «производственно-технологических» потерь, в частности – к надлежащей эксплуатации газовых сетей, чтобы в трубах не накапливалась влага, и не возникали кристаллические образования, которые уменьшают давление газа.
Очевидно, достичь высокого качества газа на входе в дома потребителей невозможно без мощных инвестиционных программ поставщиков газа и увеличения капиталовложений в модернизацию основных фондов газораспределительных сетей (ГРС), 80% из которых – изношенные и устаревшие, поскольку эксплуатируются без обновления еще с советских времен.
Впрочем, повторюсь, это — лишь теоретически. Поскольку для того, чтобы изменить систему учета газа с кубометра на киловатт-час, поставщикам нужно вложить миллионы гривен на модернизацию узлов учета, то есть – на закупку современного измерительного оборудования. Пока же существуют значительные сомнения в том, что монопольные операторы ГРМ готовы «раскошелиться» на расходы, связанные с переходом учета газа на энергетические единицы.
Новая модель и риски для потребителей
К сожалению, существует ряд факторов, которые могут полностью нивелировать основную выгоду от реализации важнейшего компонента в реформе газового рынка. Эти риски содержатся и в предлагаемой законопроектом № 2553 модели.
Во-первых, существует вероятность, что новацию традиционно «положат в долгий ящик», поскольку существует мощное лоббистское сопротивление со стороны облгазов, сбытов газа, что контролируют 70-80% коммунального газового рынка.
Ведь, окончательное внедрение учета газа в киловатт-часах, так или иначе, ликвидирует многочисленные схемы, при которых потребители платят за кубометры низкокалорийного топлива с многочисленными химическими добавками, как за европейский газ высокого качества. И эта «ловля рыбы в мутной воде» приносят поставщикам газа неоправданные дополнительные доходы.
Между тем, учет газа в энергетических единицах в Украине уже «внедряется» едва ли не с 2017 года – с тех пор спикеры правительства и «Нафтогаза» называли уже несколько дат, с которых должен был бы начаться учет газа в киловатт-часах – то 2-й квартал 2017, то осень 2019-го, то март 2021 года.
Эти «дедлайны» власть постоянно проваливала. К тому же, принятие законопроекта в первом чтении еще совсем не гарантирует окончательное внедрение реформы – ведь, Верховная рада уже в свое время предварительно «одобряла» создание то ли института энергетического Омбудсмена, то ли жилищно-коммунальной инспекции. В итоге эти инициативы, которые бы усилили защиту потребителей в сфере ЖКХ, оказались громкими «пшиками»!
Во-вторых, справедливый учет газа в киловатт-часах может быть сведен на нет. Поскольку, согласно утверждениям «Нафтогаза», не предполагается оборудование домохозяйств новыми счетчиками, что измеряют теплотворность и калорийность газа.
Мотивация — такие счетчики слишком дорого стоят. Так, по оценке бюджетного комитета ВР, для оснащения этими приборами домохозяйств нужно 100 млрд. грн., а таких денег, конечно же, нет в госбюджете.
Итак, планируется, что учет газа будет исчисляться, как и сейчас, в кубометрах, а облгазы будут выставлять в квитанциях эквивалент потребленного газа в киловатт-часах. Еще один аргумент от властей, что мол, так же осуществляется учет в Германии и некоторых других странах ЕС. Но и сегодня в платежках отечественные облгазы «для информации» указывают потребленные домохозяйствами объемы, как в кубометрах, так и в киловатт-часах и килокалориях!
Что на самом деле изменится для потребителя? По большому счету, почти ничего! Ведь облгазы, по замыслу «реформаторов», самостоятельно будут измерять физико-химические показатели и компонентный состав газа (как это они делают и сейчас) и переводить объем потребленного домохозяйствами газа с кубометров в киловатт-часы по сложной формуле, в которой «простым смертным» не разобраться.
У поставщика при этом появляется реальная возможность для разнообразных «округлений» и манипуляций с составляющими формулы – коэффициентами приведения к стандартным условиям, средневзвешенным значениям высшей теплоты сгорания, показателям калорийности и тому подобное. Значит, и снова «рыбу бросят в реку». Поставщики, по сути, смогут и дальше «рисовать» то качество газа, которое им нужно, то есть «бодяжить» низкокалорийное топливо по советскому ГОСТу, а деньги будут взимать как за газ с «европейской» теплотворностью в 9 000 ккал/куб. м.
Потребители же, как и сегодня, в основном не смогут проверить качество газа в своем счете — стоимость такой проверки в независимых лабораториях стартует от 3 тысяч гривен! А кроме облгазов, коммунальное голубое топливо в разных точках маршрутизации практически никто другой не тестирует!
В то же время, в законопроекте № 2553 не прописано никаких механизмов, которые бы защитили потребителя от манипуляций поставщиков различными единицами измерения и составляющими формул, в частности — не определены алгоритмы беспристрастной проверки качества газа по запросу клиентов и компенсации за некачественное топливо.
Ключевое отличие украинского ЖКХ от немецкого: тамошние поставщики имеют высококачественное оборудование для смеси разных типов газа и современные приборы учета. Немецкие «облгазы» обнародуют реальные физико-технические свойства — реальные показатели калорийности голубого топлива, поскольку боятся бешеных штрафов от регулятора.
И ключевое отличие состоит в том, что немецкие потребители доверяют поставщикам, поскольку практически отсутствуют кейсы мошенничества и манипуляций с некачественным газом. Есть ли похожее доверие к газовому монополисту со стороны украинских потребителей? Нет.
Поскольку на практике, украинские поставщики – газовые сбыты и облгазы – постоянно выдавливают из украинских домохозяйств сомнительную дополнительную плату: то, поставляя газ с превышенным содержанием азота или влаги, то, выставляя счета за «температурные коэффициенты», которые НКРЭКУ признала незаконными!
Таким образом, существует реальная угроза того, что учет газа в энергетических единицах – что его облгазы будут осуществлять, как и сегодня, в основном формально превратится в банальную имитацию реформы, при которой будут оставаться законсервированными масштабные коррупционные схемы в газово-коммунальном секторе.
И, в-третьих, пока непонятно, готовы ли поставщики газа инвестировать миллионы гривен на переоборудование узлов учета, закупать соответствующее дорогое оборудование (хроматографы, влагомеры) и устанавливать его по всем маршрутам транспортировки голубого топлива.
К негативным ответам побуждает фактический провал облгазов по обеспечению 5,5 миллионов домохозяйств не такими уж и дорогими счетчиками газа, настроенными на учет в кубометрах.
Следовательно, существуют серьезные риски, что масштабные расходы газовых сбытов и облгазов, связанные с переходом на новую систему учета газа в энергетических единицах, будут дополнительно заложены в тариф на поставку и транспортировку голубого топлива, то есть традиционно лягут на плечи потребителей! Никаких других финансовых компенсаторов властные идеологи газово-учетной реформы не предлагают!
Что нужно для справедливой оплаты за газ в Украине?
Для того чтобы новация с переходом учета газа в энергетических единицах не превратилась в банальную имитацию, прежде всего, необходимы следующие меры:
— правительственные — пересмотреть нормативы качества газа, гармонизировав их с европейскими стандартами. Нужно установить новые требования к калорийности газа не ниже 8 400 ккал/куб. м. При этом должна учитываться не только теплота сгорания, но и, в частности, другие показатели — точка росы, влажность, содержание азота, серы и тому подобное. Именно этот аспект должен быть учтен в законопроекте № 2553;
— правительственные и НКРЭКУ — разработать систему мониторинга качества голубого топлива и действенные механизмы компенсации потребителям в случае поставки ресурса низкого качества. Главное — необходимо предотвратить схему, когда исключительно сбыты газа и облгазы оценивают качество своего же ресурса, а, по сути – контролируют сами себя!
В идеале, таким контроллером, который бы имел возможность за собственные средства периодически проводить исследования и тестирования физико-химических и компонентных характеристик коммунального газа по всем маршрутам транспортировки ГРМ, мог бы стать энергетический Омбудсмен, или жилищно-коммунальная инспекция.
Поскольку же власть не спешит создавать эти институты, а Госпродпотребслужба не имеет достаточной компетенции и ресурсов, то президент своим указом может возложить временные полномочия по контролю над качеством газа и назначению компенсаций потребителям — на НКРЭКУ как регулятора энергетической и жилищно-коммунальной отраслей.
Правительство, вместе с профильными комитетами Верховной рады, международными и отечественными экспертами, должны разработать комплексную программу по переходу на учет газа в энергетических единицах. В них должны быть предусмотрены налоговые и другие льготы, «нулевые» кредиты с компенсацией процентов за счет Фонда энергоэффективности Украины — поставщикам газа в случае масштабных инвестиций в модернизацию узлов учета и технологической готовности к новации.
В то же время, в программе должны быть прописаны финансовые алгоритмы по обеспечению домохозяйств счетчиками, измеряющими газ в единицах энергии, в течение ближайших 5 лет. Необходимо предусмотреть совместное финансирование этой программы от разных «стейкхолдеров» — из госбюджета и местных бюджетов, со стороны всех игроков газового рынка, за счет грантов и кредитов от международных финансовых организаций и агентств по технической помощи и тому подобное.
Автор: Олег Титамир, президент ОО «Украинская организация защиты потребителей услуг»
Источник: «БизнесЦензор»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.