21.02.2019 – В программе «Время Online» на «5 канале» руководитель филиала «Юго-Западная железная дорога» АО «Украинская железная дорога» Роман Веприцкий рассказал о проекте Kyiv Boryspil Express.
Читайте также: Министр Владимир Омелян: Я рад, что авиация третий год подряд демонстрирует бурный рост
Государственные компании: те, что остановили время
Бизнесмен Алексей Вадатурский: В Министерстве инфраструктуры нас сделали врагом №1
– Для пассажиров билет стоит 80 гривен, что не мало. Откуда взялась такая цена?
– Экономическая выгода государства, в частности, заключается и в доступности качественной услуги для своих граждан. Когда мы решали, какую сумму необходимо поставить за билет, мы, прежде всего, смотрели на способность людей. Это социальный проект. Политика акционерного общества заключается в том, чтобы поездка «Бориспольским экспрессом» была более доступна, чем такси и даже автобусом. За время эксплуатации экспресса пассажиры уже потратили на 26 миллионов гривен меньше, чем, если бы они воспользовались такси.
Мы посчитали, что средняя стоимость проезда с Киева в аэропорт, и из аэропорта в Киев, которая была до этого проекта, где-то около 300 гривен. Мы сделали конкурентоспособную цену. Мы сделали втрое дешевле. Кроме того, этой цены будет достаточно, чтобы окупить проект, в который мы вложили средства. «Укржелдор» делает пассажирские сообщения привлекательными и удобным вариантом в сравнении с другими видами транспорта.
– А может, стоило бы сделать большую цену, но все, же купить новые поезда, потому что эти все время ломаются?
– Вокруг экспресса больше спекуляций, чем реальных проблем. Поезда Hyundai, которые были новые и сделаны под наши технические условия, ломались сотни раз во время запуска. На сегодня наш подвижной состав выполняет график на 99,6%. Это означает, что от 100% количества рейсов, в 99,6% случаев мы попадаем в график без нарушений времени. Это вполне европейский уровень, потому что, например, в Австрии – 97%. На сегодня выполнено более трех тысяч рейсов за два месяца.
Износ подвижного состава по «Юго-западной железной дороге» составляет 74-100%. Чтобы обеспечить высокие показатели надежности, пришлось полностью изменить организацию производственных процессов. В локомотивном депо создали отдельный цех для обслуживания экспрессов. Он соответствует европейским стандартам. Там свет, тепло, чисто. Работники прошли специальное обучение. Закуплено новое оборудование, станки, инструментарий.
Ежедневно каждый «Бориспольский экспресс» проходит техническое обслуживание. В эту минуту на линии работает 3 экспрессы, а 2 в это время находятся на ТО. Более сложное ТО проходит каждый экспресс после 800, 1600, 4000 моточасов. Все ТО проводят представители фирмы-производителя под контролем наших инженеров. Благодаря современной организации производственных процессов мы обеспечим высочайшее качество, надежность и комфорт для пользователей столичного мегаполиса.
– Возвращаясь к обвинениям. А вы можете объяснить, почему среди всех компаний для строительства выбрали именно ту компанию, которую выбрали – «Рилейд»?
– Работы выполняла та компания, которую отобрал тендерный комитет на прозрачных торгах. Учитывая сжатые сроки и стоимость проекта, очереди из претендентов не было, никто не хотел выходить. Например, 5 тендеров не произошло из-за отсутствия участников. В среднем в конкурсах участвовали 2-3 участника. И в итоге именно эта компания выиграла тендер согласно действующему законодательству. Тендерный комитет принял соответствующее решение.
В сфере закупок мы создаем, и будем создавать максимальную конкурентную среду, и «Бориспольский экспресс» не исключение.
– СМИ пишут, что билетный сервис продажи билетов на «Бориспольский экспресс» создан незаконно. Стоит ли ждать очередного скандала?
– Как оператор «Бориспольского экспресса» мы заинтересованы в том, чтобы информационное решение работало максимально удобно для пассажиров. Но созданием системы онлайн-продажи билетов в «УЖД» занимается другой филиал – Главный информационно-вычислительный центр.
Могу лишь сказать, что в июле 2018 года Кабмин утвердил проект строительства, согласно которому система онлайн-продажи билетов строится на имеющейся платформе продажи билетов «Укржелдора». Это впервые в Украине у нас появился подобный сервис, когда человек имеет возможность подойти к аппарату и купить по карточке билет.
Кроме того, имеется возможность купить билет в поезде, и запускаем сейчас через Интернет и кассы. Это все работает и уже обеспечивает высокое качество онлайн-услуг для пользователей Kyiv Boryspil Express.
– Сколько потратили на строительство «Бориспольского экспресса» и почему не выбрали предыдущий вариант проекта, с закупкой нового подвижного состава?
– Руководство «УЖД» поставило перед нами задачу – это качество, минимальные затраты денег и минимальные сроки. Проект «Бориспольского экспресса» был рассчитан на 11 миллиардов, который предусматривал закупку до 50% работ и материалов за рубежом. Мы построили этот проект, после тяжелой отчетности, за 360 миллионов, хотя сметная стоимость составляла 419 миллионов. Только на тендерах удалось сэкономить более 23 млн. грн. от ожидаемой стоимости.
Если сравнивать с предыдущим проектом строительства «воздушного экспресса», то разница огромная — мы сэкономили 10,5 миллиардов государственных средств. Функция этого проекта выполняется комплексно. Когда было потрачено 11 миллиардов. Мы использовали деньги «Укржелдора».
Мы ни копейки не взяли кредитных средств. Некоторые процессы решили выполнять своими силами, чтобы не платить деньги сторонним подрядчикам. Все, кто помогали реализовывать проект Kyiv Boryspil Express, это были лишь национальные инженерные, строительные и снабженческие компании — в период реализации проекта было создано сотни рабочих мест.
Проект выполнен всего за 7 месяцев – это рекордные темпы. «УЖД» – это государственная компания, и мы всегда будем ориентироваться на интересы государства во время реализации наших проектов.
– Можно ли считать проект успешным, если через несколько дней после запуска маршрута поезда начали ломаться?
– Да, проект успешный, потому что мы все равно выполняем услуги. Здесь самое главное, чтобы человек приехал из пункта А в пункт своего назначения. Люди доезжали даже в тех поездах, которые приостанавливались. У нас есть схема, которая работает и работала на «УЖД» до экспресса.
У нас есть дежурные поезда и в случаях, если что-то случается, они доставляют до пункта назначения. Экономическая эффективность «Бориспольского экспресса» в 15 раз выше, чем экономическая эффективность пригородных перевозок. В декабре «Бориспольский экспресс» перевез 55 000 пассажиров, заработав на билетах 4,4 миллиона гривен. За этот же период на пригородных маршрутах «Юго-западной» железной дороги перевезено 2,5 миллиона пассажиров, потративших на билеты 14 миллионов гривен.
Один пассажир «Бориспольского экспресса» приносит 80 гривен дохода «Укржелдору», тогда как рядовой пассажир пригородных поездов в столичном макрорегионе приносит около 5,5 гривен. Пассажиропоток экспресса в дальнейшем растет. Мы и дальше будем увеличивать экономическую эффективность пассажирских перевозок, снижать убыточность, обеспечивать регион качественными транспортными услугами.
– Правдивы ли обвинения в нарушениях во время строительства «Бориспольского экспресса»?
– Открытость, прозрачность и подотчетность – три основополагающие принципы системы корпоративного управления, которую мы строим в «УЖД». Мы внедряем новую систему закупок, которая обеспечивает полную прозрачность. Это уже дает ощутимый экономический эффект. Если раньше закупки материальных ценностей были разделены между двумя службами, то теперь мы создаем единую эффективную службу по организации закупок.
Отныне структурные подразделения дают лишь заявки, на основе чего беспристрастными специалистами службы организации закупок готовится тендерная документация. Эффективный менеджмент и сопровождение процессов обеспечивает взаимный контроль и прозрачность. Только в прошлом году на закупках мы сэкономили 175,7 млн. грн., или почти 18% от суммы заключенных с подрядчиками договоров, поэтому мы и в дальнейшем будем улучшать экономическую эффективность железной дороги путем увеличения прозрачности закупок.
Пример «Бориспольского экспресса». Есть 100% средств, которые мы затратили – это на сегодня 360 миллионов. Из этих средств на 120 миллионов мы привлекли украинские фирмы, которые выиграли тендеры. И 240 миллионов мы освоили своими железнодорожными предприятиями. Проект экспресса имеет проектную документацию, соответствующие согласования и акт ввода в эксплуатацию. Также из этих 120 миллионов во время строительства «Бориспольского экспресса» за счет прозрачности торгов нам удалось сэкономить 27,8 миллиона гривен.
Поэтому акционерное общество больше всего заинтересовано в прозрачном расследовании. Конкретных фамилий или фактов мы не видели. Пока у нас нет оснований сомневаться в своих сотрудниках. Все подрядчики отбирались на открытых торгах, которые проводились по новым корпоративным стандартам прозрачности.
Результаты конкурсных торгов не обжаловал ни один участник. Заключенные по итогам торгов договоры выполнены, что подтверждает реальность, а также подписаны акты приема-передачи работ. Однако, в случае, если следствие представит факты злоупотреблений, в Украинской железной дороге будут способствовать расследованию.
– Насколько насущной была потребность строить «Бориспольский экспресс», не было ли это больше пиар-проектом?
– Ключевая задача «Бориспольского экспресса» – удовлетворение потребности в быстром и удобном транспорте к главному аэропорту Украины. Это первый проект по пассажирским перевозкам, которые рентабельны в Украине. «УЖД» на нем будет зарабатывать деньги. На сегодня за два месяца мы перевезли 120 тысяч пассажиров. Уже эти люди сэкономили 26 миллионов гривен, пользуясь нашей услугой.
Столичный макрорегион – ключевой транспортный узел страны. Пассажиропоток растет очень динамично, а инфраструктура не успевает. Эти 120 тысяч человек не ехали на собственной машине или на такси, тем самым разгрузили Бориспольское шоссе. Сейчас увеличивается пассажиропоток в аэропорту и поэтому этот проект актуален. Начиная с 2014 года, количество пассажиров аэропорта выросло на 84%. В 2018 году аэропорт обслужил 12,6 миллиона пассажиров, что на 20% больше, чем в предыдущем году.
Думаю через пять лет мы выйдем на рентабельность. Сегодня у нас три рельсовых автобуса на графике, еще два проходят техническое обслуживание, и еще дорабатываем три рельсовых автобуса. Поэтому мы увеличиваем пассажиропоток и окупаемость проекта. Реализованный проект обеспечит рост пассажиропотока аэропорта, по крайней мере, на 10 лет. По срокам и соотношению цена-качество это беспрецедентный проект.
«Юго-западная» железная дорога и в дальнейшем будет обеспечивать растущие потребности Киевского мегаполиса в удобных, качественных и надежных перевозках.
– Что делать пассажиру, который опаздывает на самолет, а его экспресс останавливается среди поля?
– Хотел бы обратиться к пассажирам, чтобы они заранее планировали свой выезд. Но когда будет форс-мажор, я уже говорил, у нас предусмотрены специальные меры, которые гарантированно доставят человека в аэропорт.
Кроме того, у нас с аэропортом есть договор, по которому пассажиры, опаздывающие на рейс, будут проходить упрощенную процедуру регистрации на самолет. У нас был случай, когда мы ненадолго остановились, сообщили в аэропорт фамилии пассажиров, которые опаздывали. Их там встретили, провели, и они спокойно улетели.
Kyiv Boryspil Express – новый транспортный сервис для жителей столичного мегаполиса и транзитных пассажиров аэропорта «Борисполь». Это наиболее требовательные пользователи. Поэтому надежность «Бориспольского экспресса» – безусловный приоритет «Укржелдора».
– Немного о планах. Что будет дальше с «Бориспольским экспрессом»? Каковы направления развития?
– Потенциал развития «Бориспольского экспресса» далеко не исчерпан. В 2019 году будем увеличивать подвижной состав. Будем менять график, чтобы он был более удобным для людей. Начнем строительство транспортного узла на «Выдубичах» и на перспективу готовим решение по электрификации участка экспресса, который не электрифицирован.
Мы замыкаем автостанцию, метрополитен, машины и наш экспресс в едином транспортном узле. Дальше будем разрабатывать возможность заезда поездов с харьковского и днепропетровского направлений на станцию «Борисполь». Но это в будущем, это не в этом году.
Мы хотим развивать этот проект и в дальнейшем, чтобы он был комфортным для людей. Будем строить современную европейскую транспортную инфраструктуру Киевского мегаполиса.
— Что означает «европейская»? Это не просто лозунг? Какие количественные и качественные изменения предполагаются?
– Председатель правления Евгений Кравцов поставил задачу разработать концепцию развития пригородных перевозок в Киевском транспортном узле. Главная цель – привести пригородное движение столицы к европейскому уровню. Мы в этом проекте очень четко отработали безбарьерную процедуру. О конкретике пока рано говорить. Мы обязательно представляем проект концепции. Но суть заключается в том, что сейчас в наших электричках ездят люди от безысходности, потому что у них нет другой возможности.
А мы хотим сделать так, чтобы люди ездили в электричках, потому что так комфортнее, удобнее и быстрее, чем другими видами транспорта. Кроме того, подвижной состав в идеальном состоянии. Поезда на воздушных подушках, поэтому они едут очень плавно, с комфортом для пассажиров. Расположение станций также очень удобно, чтобы люди могли выйти и пройти к терминалу D. Имеются возможности различных вариантов покупки билетов. Также проект будет развиваться, рядом с Борисполем будет еще одна остановка.
Мы будем улучшать условия в подвижном составе, уменьшать время в пути, формировать качественную инфраструктуру остановок и станций. Пригородное пассажирское движение в европейской столице Киеве будет европейского уровня. Это наш и мой личный вызов.
– Что делает «Укржелдор», чтобы уменьшить количество несчастных случаев, ведь они случаются довольно часто?
– «Юго-западная» железная дорога работает в наиболее населенном макрорегионе Украины. Наши пути во многих местах пересекают городское пространство. Это огромная ответственность. По «Юго-Западной» железной дороге по 2018 году было около 200 случаев непроизводственного травматизма. Это люди, которые не работают в «УЖД» и попали в том или ином месте под поезд. Из них больше 100 человек были смертельно травмированы. Это очень печальная статистика. Мы пытаемся бороться с этими цифрами.
На проекте аэропорта «Борисполь» мы впервые внедрили на «Украинской железной дороге» режимы эксплуатационной инфраструктуры.
Мы проанализировали наиболее опасные зоны железной дороги. Мы начали строить ограждения вдоль путей. Эти ограждения построены от аэропорта до главного входа с обеих сторон путей. Такие же ограждения есть в Киеве возле ТЦ Ocean Plaza. Статистика несчастных случаев сразу упала. В прошлом году там попало под поезд семь человек. Сейчас мы полностью исключили эту возможность.
Также действует программа обустройства светофорами и лабиринтами пешеходных переходов.
Построить один пешеходный мост будет стоить от 15 миллионов гривен, переход — около одного миллиона. На сегодня в структуре нашего филиала мы уже три таких построили. Это Белая Церковь, Ирпень и Дарница. Эти пешеходные переходы оснащены современной техникой, звуковой и светофорной сигнализацией. Они построены змеевидным путем. Человек сначала идет справа навстречу движению поезда, затем так же влево. Только прямо человек не может пройти.
Но хочу также подчеркнуть, что такие большие цифры жертв, потому что люди переходят пути в неположенных местах и очень многие из них в алкогольном опьянении.
– Ваши оппоненты говорят, что вы пришли на должность без опыта работы на железной дороге. Как вам работается? Удается ли реализовывать поставленные задачи?
– Начнем с того, что я управленец, соответственно я руковожу процессом. Я горжусь этим опытом, который получил на руководящих должностях в частном секторе, коммунальных и государственных предприятиях. Как управленец я всегда ориентирован на результат. Железная дорога, как и любая другая сфера жизнедеятельности, подчиняется общим законам управления.
Главное – понимать потребности пользователей и стейкхолдеров, наладить правильное стратегическое планирование, постоянно контролировать ключевые показатели эффективности, делать информированные управленческие решения. Что я и делаю, а о результатах судить государству, пользователям и стейкхолдерам.
– Украинская железная дорога всегда была как государство в государстве. А региональные дороги были государствами в «УЖД», нередко конфликтовали с руководством. А как у вас складываются отношения с руководством «Укржелдора»?
– Уже с начала 2018 года мы работаем, как единая команда. Эпоха удельных княжеств в «Укржелдоре» отошла в прошлое. Сегодня в «УЖД» выстроена единая управленческая вертикаль во главе с Евгением Кравцовым. Есть четкое понимание стратегии, целей и задач, план работы. Я убежден, вместе нам удастся превратить «УЖД» в мощную современную государственную корпорацию, которая динамично развивается.
Если вернуться к Бориспольскому проекту, то на нем работало более двух тысяч железнодорожников, и мы их привлекали из разных филиалов. Это не только работа «Юго-Западной» железной дороги, а в целом «Укржелдора». Хочу заметить, что один из немногих проектов, который имеет все необходимые документы. Реформы по 2018 году в «УЖД» действительно дают конкретный результат. Я очень рад, что мне довелось быть членом этой команды.
Источник: 5 канал
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.