Петля на шее человечества: как Украина вместе с миром падает в долговую яму

Потеряв из-за пандемии часть доходов, физические лица, бизнес и целые страны последний год жили в долг. Чем может грозить для мира триллион долларов кредитов и выстоит ли Украина в схватке между кредиторами и должниками?

Коронакризис привел к невиданному доселе наращиванию долгов всеми секторами экономики. Государства увеличивали свои дефициты в надежде поддержать медицину и закрытые на локдаун предприятия. Предприятия влезали в долги, чтобы остаться на плаву. Люди, которые остались без работы брали кредиты, чтобы выжить.

По итогам 2020 года совокупный мировой долг – долг всех государств, населения, финансовых и нефинансовых компаний составил 355% мирового ВВП и продолжает расти. В первом квартале 2021 года валовой мировой долг достиг 360% мирового ВВП.

«Праздник дешевых денег» в развитых экономиках вскоре рискует закончиться, обрекши человечество долго страдать долговым «похмельем». Выстоит ли мировая экономика, когда придет время платить по долгам, и какой сценарий светит Украине?

«Перед развертыванием экономических катастроф почти всегда происходит огромный рост задолженности домохозяйств. Корреляция между этими процессами настолько тесна, что кажется похожей на эмпирический макроэкономический закон». Атиф Миан, Амир Суфи, «Дом долга» (House of Debt).

Сколько должно человечество

То, что весь мир живет в долг, никого не удивляет. Поражает то, какими темпами растет задолженность в последнее время. Если за 2012-2016 годы совокупный мировой долг вырос на 6 трлн. долл., то лишь за 2020 год взято кредитов на рекордные 24 трлн. долл.

По подсчетам Института международных финансов (IIF), в конце 2020 года человечество было должно 281 трлн. долл. или 355% от мирового ВВП. Это огромная сумма, размер мирового долга в 3,5 раза превышает совокупную стоимость всех изготовленных в мире товаров и предоставленных услуг в течение года. Этих денег хватило бы для финансирования Украины в течение следующих 7,5 тыс. лет (госбюджет Украины в 2020 году составил 37 млрд. долл.).

По приросту долгов коронакризис превзошел все предыдущие. Только за один год пандемии размер мирового долга относительно ВВП вырос на 35 п. п. Для сравнения: за два года глобального финансового кризиса 2008-2009 годов мировой долг вырос в целом на 25 п. п. ВВП.

Наибольшая вина в прошлогоднем наращивании долгов лежит на правительствах, из 24 трлн. долл. половина пришлась на государственные заимствования. Остальные 12 трлн. долл. – долги банков, финансовых и нефинансовых корпораций, а также населения.

В этом нет ничего удивительного, пандемия требовала от правительств резкого увеличения дефицита бюджетов и наращивания долгов. Масштабные программы финансовых стимулов, вливание средств в медицину и закупку вакцин, поддержка бизнеса и населения – все это финансировалось в основном за кредитные средства.

Привлечь триллионы долларов государствам, в частности развитым, помогла мягкая монетарная политика их центральных банков. По данным IIF, в 2020 году совокупный долг всех государств достиг 105,4% мирового ВВП, хотя еще в 2019 году он составил 88,3%. Львиная доля этих долгов — заимствования развитых стран.

Только США в 2020 году приняли три программы экономических стимулов на общую сумму около 5 трлн. долл. Кроме того, в стране готовятся новые программы финансирования инфраструктурных проектов на 1,7 трлн. долл. Однако даже Соединенным Штатам далеко до лидеров «долговой пирамиды», если сравнивать объем долга к ВВП (индикатор платежеспособности государственного сектора).

Конечно, крупнейшим должником в мире являются США. В конце мая 2021 года долг этой страны составил 28 трлн. долл., но это лишь около 130% от стоимости произведенных товаров и оказанных услуг. Япония имеет меньше кредитов (13,35 трлн. долл.), однако они достигают 256% от ВВП страны.

На таком фоне ситуация с долгом в Украине выдается контролируемой, однако лишь на первый взгляд.

Что с долгом Украины 

До начала кризиса Украина активно работала над уменьшением размера своего долга. Хотя номинально его размер вырос с 71 млрд. долл. в 2016 году до 84,4 млрд. долл. в конце 2019 года, в процентах к ВВП госдолг падал. Это позволило правительству почти не ограничивать себя в заимствованиях в течение 2020-2021 годов.

«Даже после прошлогоднего роста уровень долга не создает угроз для финансовой стабильности и почти соответствует одному из Маастрихтских критериев, которые предъявляются для присоединения в Еврозону. По ним уровень государственного и гарантированного государством долга должен быть меньше 60% ВВП», – сообщили ЭП в Национальном банке.

30 апреля 2021 года размер государственного и гарантированного государством долга Украины (кредиты госпредприятий и частного сектора под гарантии правительства), составил 91,33 млрд. долл. Если бы украинцы решили «скинуться» и в один момент погасить весь долг, то каждому жителю страны, независимо от возраста или социального статуса, нужно было бы внести почти по 57 тыс. гривен.

Чтобы понять, в чем главная проблема украинского госдолга, следует представить, что это долг не государства, а каждого гражданина. Например, долг человека — 57 тыс. грн., а зарабатывает он ежемесячно по 13,5 тыс. грн.

Кроме обслуживания займа, ему нужно покупать продукты и платить за коммунальные услуги. После всех этих расходов на погашение кредитов средств почти не останется, поэтому придется снова занимать.

Ситуация осложняется еще и тем, что почти две трети долга номинированы в иностранных валютах и лишь 36% – в гривне. Чтобы погашать валютные долги человеку, который зарабатывает гривны, нужно привлекать новые валютные займы. Это касается и государства, которое основные свои доходы (налоги) получает в гривне. Брать новые кредиты желательно под меньшие проценты, чем те, которые выплачиваются, иначе ситуация может превратиться в финансовую пирамиду.

Пирамида Шмыгаля: правительство нашло способ перекрыть «дыру» в бюджете

Из-за этого долг Украины очень зависим от валютных рисков (как только гривна падает, размер долга растет) и от способности найти деньги под приемлемые проценты. Размер ставок, под которые Украина одалживает деньги, зависит от ее кредитного рейтинга, наличия сотрудничества с международными финансовыми институтами (например, МВФ), прогресса в проведении важных реформ.

Однако эти факторы – лишь часть стоимости долга для Украины. Остальные никак не зависят от самого государства, убеждают эксперты.

«Украина – часть глобального мира, и ситуация там гораздо важнее с точки зрения спроса на ценные бумаги развивающихся стран, чем умеренные изменения в отдельных государствах.

С одной стороны, сейчас наблюдается большая эмиссия денег в США и ЕС, что приводит к перетоку средств на финансовых рынках и росту спроса на долги всех стран. С другой стороны, следствием эмиссии является рост инфляции, и ставки по долгам развитых стран могут повыситься. Это негативно повлияет на стоимость займов для Украины», — считает заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.

Именно поэтому в 2020 году Украине удалось удачно одолжить на мировых рынках 2 млрд. долл. даже после того, как Яков Смолий объявил о своей отставке с поста главы НБУ из-за «политического давления».

Значит, даже угроза одной из ключевых экономических реформ последних лет – независимости центрального банка – почти не повлияла на желание международных инвесторов доверить деньги Украине. Ими руководило желание вложить избыточную ликвидность под 7,25% годовых в условиях почти нулевых процентных ставок.

Риски для Украины

Еще до пандемии в экономиках развитых стран существовала большая проблема, это слишком низкая инфляция. Несмотря на попытки центральных банков США, ЕС или особенно Японии «разогреть» экономику монетарными стимулами, цены росли медленно. Даже сейчас, после того, как ФРС и ЕЦБ в течение года заливали экономику деньгами, цены на это почти не реагируют. Хотя по экономической логике такие действия должны были бы привести к резкому скачку инфляции.

По иронии судьбы, именно в инфляции развитый мир видит выход из потенциального долгового кризиса. «Регуляторы развитых стран предоставляют много новой ликвидности, чтобы избежать долгового кризиса. Для экономики будет лучше мягкое, постепенное инфляционное снижение долговой нагрузки: номинальный уровень долга остается прежним, а реальный уровень долга постепенно уменьшается с помощью умеренной инфляции. Так можно сохранить рабочие места и номинальный рост», – объясняет трейдер группы ICU Виталий Сивач.

Однако рано или поздно риски роста инфляции все же перевесят необходимость стимулирования экономики, и развитым странам придется прибегнуть к более жесткой монетарной политике.

«Окончание периода мягкой монетарной политики в США и ЕС может привести к росту доходностей по облигациям и к снижению основных фондовых индексов, которые находятся на исторических максимумах. В результате доступ к внешнему финансированию может ухудшиться, а вследствие снижения цен на акции ухудшатся балансы многих компаний», – отмечают аналитики «Райффайзен банка аваль».

О чем идет речь?

Когда речь идет о государственных заимствованиях, то разница между богатыми и восходящими странами существенна. Если развитому миру новый кризис из-за накопления долгов почти не угрожает, то таким государствам, как Украина, будущее готовит немало сюрпризов. «Когда начнут «закручивать гайки», это может повлечь массовые дефолты. Для таких стран, как Украина, это может быть большим сюрпризом. Непонимание чиновниками ситуации может привести к дефолту», – говорит исполнительный директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.

В мире, где все виноваты во всем, правда — всегда на стороне кредиторов. «Принудительное исполнение долговых контрактов имеет важнейшее значение для функционирования внутренних и международных рынков», – сказано в докладе «Суверенный долг и финансирование восстановления после шока COVID-19. Предварительный доклад и рекомендации» Группы тридцати (входят главы ведущих центральных банков, МВФ и Всемирного банка).

Когда музыка начнет утихать и кредиторы это почувствуют, что расплачиваться придется тем, что есть у государства.

«Передача кредиторам в случае дефолта государственной инфраструктуры, например, национальной электросети, должна снять наибольшее бремя прозрачности и подотчетности. Страны должны иметь процедуры предварительного осмотра таких механизмов на предмет их соответствия целям обеспечения приемлемого уровня задолженности и развития. Техническая помощь и многосторонний надзор должны способствовать обеспечению того, чтобы такие процедуры соответствовали передовой международной практике», – говорится в документе Группы тридцати.

Единственным спасением от неизбежного кризиса для таких государств, как Украина, остаются институциональные инвесторы, которые готовы давать деньги даже тогда, когда никто другой этого делать не хочет. Именно поэтому сотрудничество с МВФ остается важным для Украины даже во времена профицита денег на мировых рынках. Однако успеют ли это понять чиновники?

Автор: Ярослав Винокуров

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий