Петр Яблонский: В Польше 1% средств, вырученных с разрешений на торговлю алкоголем, идет на преодоление проблем алкогольной и наркотической зависимости

Значительная часть реабилитационных центров для наркозависимых в Украине работает нелегально, и есть немало примеров, когда людей, которых там удерживают силой, «выкачивая» из их родственников деньги, правоохранителям приходится вызволять, привлекая организаторов таких заведений к уголовной ответственности за похищение или незаконное лишение свободы.

Но эту систему можно перестроить так, чтобы не только найти средства на доступное лечение наркозависимых, но и снизить уровень преступности среди таких лиц.

К тому же, активно включить в этот процесс органы местной власти. И Польша стала одной из стран, где это удалось сделать. Об этом шла речь во время международной конференции «Наркотическая и алкогольная зависимость: безопасность общества, защита несовершеннолетних, психическое здоровье».

А как именно построить взаимодействие между правоохранителями и учреждениями здравоохранения, какую роль в этом играют суды и местные власти, в интервью «Цензор.НЕТ» рассказал один из участников конференции, директор Национального бюро Польши по противодействию наркомании Петр Яблонский.

«НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЬКО НА ЦЕНТРАЛЬНОМ УРОВНЕ»

— Как Польше удалось достичь одного из самых низких показателей по количеству наркозависимых среди стран Евросоюза?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо начать с того, кем является лицо, которое употребляет наркотики. Прежде всего, это больной человек, который нуждается в помощи со стороны государства и общества. Польша имеет историю борьбы с наркоманией – это не история борьбы силовых структур, таких как полиция. Это, прежде всего возможность лечить наркозависимых. И все началось с создания неправительственных организаций, которые были заинтересованы в лечении таких людей. Возможно, вы знаете о монари, которые были первыми в этой сфере.

— Знаю, что это центры реабилитации, которые появились еще в 80-е годы прошлого века.

— В то время государство системно не занималось лечением наркозависимых. Этим больше проникалось общество. И впоследствии координатором в вопросе наркополитики стал именно министр здравоохранения, а не министр юстиции или внутренних дел, как это было в Советском Союзе. В 1993 году он создал три института, которые начали заниматься различными видами зависимостей. Первый — по вопросам алкоголя, второй – наркотиков, а третий специализируется на такой теме, как ВИЧ/СПИД.

— Не всегда создание государственных институтов гарантирует, что проблема будет решена. Что именно они делают?

– Я согласен, что это не гарантирует успеха, потому что нужно найти качественных исполнителей и финансирование, иначе все это превратится в пустые разговоры. К тому же, в этой картинке не хватало третьего элемента – органов местного самоуправления. Да и государство не могло полностью обеспечить финансирование всех мер, необходимых в этой сфере.

— Обычно у местных властей еще меньше денег и тем более желания в это вкладываться. Откуда взять финансирование?

— Власти гмин выдают разрешение на розничную торговлю алкоголем, а воеводств – на оптовую. Один процент средств, вырученных с тех разрешений, идет на финансирование мероприятий, направленных на преодоление проблем алкогольной и наркотической зависимости. Благодаря этим деньгам воеводства и гмины могут реализовывать собственные программы.

— А они могут не реализовывать такие программы?

— И воеводства, и гмины обязаны это делать. Они могут потратить эти средства только на такие программы.

Следующим этапом стало то, что финансирование программ, направленных на лечение наркозависимых, передали от Министерства здравоохранения Национальному фонду здоровья. Поэтому лечение предоставляется бесплатно и тем, кто имеет медицинскую страховку, и тем, у кого ее нет. Это выгодно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет, в том числе и ограничить распространение инфекционных заболеваний.

— В этот фонд переводят отдельные средства, что получены от выдачи разрешений на торговлю алкоголем?

— Средства, которые получены от выдачи разрешений, остаются на местные программы, государство никоим образом не может повлиять на то, как местные власти их используют. На Национальный фонд здоровья финансирование выделяется из госбюджета.

Речь идет о том, чтобы местные власти делали локальный анализ своей общины и на основании этого создавали определенный план мероприятий по противодействию наркомании. Например, в одной гмине может быть проблема детей из бедных семей. Поэтому, возможно, нужно создать так называемые социальные терапевтические горницы именно для них. В другой может быть проблема с употреблением амфетамина. Поэтому стоит инвестировать эти средства в программу помощи зависимым от амфетамина.

Нельзя решить все проблемы только с центрального уровня. Есть общегосударственная стратегия, а есть такие отдельные локальные программы.

— А на что именно направлены средства из госбюджета? 

– На местном уровне занимаются профилактикой, а Национальный фонд здоровья – лечением наркозависимых. Но органы местной власти могут помогать медикам, например, покупая оборудование. Или могут профинансировать обучение врачей.

– Можете ли рассказать подробнее о программах профилактики? В Украине сейчас идет процесс децентрализации, местные общины получают больше власти и средств. И возможно, они бы переняли такой опыт. Например, вы сказали об амфетамине. Что делать, когда в конкретном регионе большое количество потребителей, кроме того, что полиция будет задерживать тех, кто его производит и продает?

— Мы в целом занимаемся проблемой зависимостей, а они разные. Одни люди зависимы от конкретных наркотиков, другие имеют поведенческие зависимости. Поэтому я бы не сосредоточился на конкретной субстанции – амфетамине или метамфетамине. В самом деле, пусть полиция задерживает тех, кто причастен к незаконному обороту наркотиков. Но полицейские должны иметь возможность направить на специальные программы реабилитации людей, которых они задерживают во время попытки совершения преступления и которые зависимы от любого наркотика.

«ЕСЛИ ДЕЛО ПОШЛО В СУД И СУД НАПРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ЛЕЧЕНИЕ, ТО ОНО БУДЕТ УЖЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ» 

— Полиция направляет их на такую реабилитацию принудительно? Или можно отказаться?

– Полицейским приходится их немного «шантажировать», ставя перед выбором: либо человек идет к психологу, или проводится следствие.

В Польше система построена так, что государство взаимодействует с общественным сектором, а полиция сотрудничает с учреждениями здравоохранения. Полиция понимает, что чем больше людей вылечат от наркотической зависимости, тем меньше будет преступлений. Например, полиция ловит молодого человека (в Польше мы так называем людей в возрасте до 21 года) на правонарушении, связанном с наркотиками. Направляя такого человека на лечение, а не за решетку, правоохранители не ломают ему судьбу.

— Значит, это как альтернатива привлечению к уголовной ответственности?

– Да. В польском праве в целом несколько альтернативных вариантов привлечения к уголовной ответственности в таких случаях. Кстати, если дело пошло в суд и суд направляет человека на лечение, то оно уже будет принудительным.

На самом деле источником успеха польской системы профилактики наркомании является сотрудничество государства, органов местного самоуправления с неправительственными организациями. Например, 90% профилактических программ финансируют органы местного самоуправления. А законодательство написано так, чтобы локальные стратегии работали. Ведь главная цель состоит в том, чтобы обеспечить общественную безопасность и борьбу с организованной преступностью, а не гоняться за потребителями наркотиков.

Польша допустила много ошибок при создании этой системы. И если провести социологическое исследование и спросить у поляков, что нужно делать с зависимыми от наркотиков лицами, то большинство ответит, что необходимо лечить. Мало будет тех, кто скажет, что их нужно наказывать.

— Как такой подход с применением альтернативных вариантов привлечения к ответственности повлиял на статистику преступности по грабежам, убийствам на улице и тому подобное?

— Здесь надо учитывать особенности польского права. Чаще всего лица наказываются за хранение наркотиков.

— А за продажу?

— Тоже конечно. Но 40% задержанных лиц – это люди, которые попались именно на хранении, причем в небольших количествах.

Что касается уличной преступности, то можно сказать, что такое явление в Польше исчезло. Потому что многие из этих лиц пользуются программой уменьшения вреда, направленной на предотвращение распространения ВИЧ-инфекции и снижение вреда, связанного с употреблением психоактивных веществ, особенно инъекционных наркотиков.

Кроме того, у нас есть ночлежки, где человек может помыться, переодеться, поесть и тому подобное. Такого, чтобы наркоманы воровали колеса с машин, чтобы найти деньги на дозу, уже давно нет.

Уменьшилось и количество лиц, наказанных за преступления, связанные с наркотиками. Самой большой проблемой, которая могла бы угрожать обществу, является инъекционное употребление героина. Но цифры потребления такого наркотика тоже понемногу снижаются.

— За счет заместительной метадоновой терапии или чего-то другого?

– 93% – это метадон, 4% – бупроморфин, остальные – это другие субстанции. Хотел бы показать на примере, какие изменения у нас произошли. Когда я был шефом центра по лечению наркозависимых, 90% наших пациентов – это были люди, зависимые от так называемого польского героина. Это такая синтетическая субстанция, сленговое название которой — «компот».

Также 90% пациентов имели ВИЧ / СПИД. Сейчас инъекционных потребителей наркотиков – 10-14 тысяч по стране. Их количество уменьшается. И даже, я бы сказал, сформировался определенный «черный пиар» в отношении инъекционного употребления наркотиков. Не то, чтобы в Польше не было наркоманов, они есть. И если уж употребляют, то скорее марихуану, что-то такое, что можно было бы понюхать. А инъекции связаны с неприятными ассоциациями, такими как кровь, иглы и тому подобное.

«РЕЦЕПТ НА МЕДИЦИНСКУЮ МАРИХУАНУ МОЖЕТ ВЫПИСАТЬ ЛЮБОЙ ВРАЧ, НО ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ЕЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ» 

– В Польшу поступают крупные партии героина и кокаина для продажи внутри страны или преимущественно вашу территорию используют как транзитную для дальнейшего перемещения в другие страны Евросоюза?

— Те партии, которые удается задерживать, преимущественно транзитные. Польша не является страной назначения таких грузов. Функцию кокаина в Польше выполняет амфетамин. Это самая дешевая субстанция. Она полностью удовлетворяет спрос на стимуляторы.

– В Украине, как рассказывал в интервью нашему изданию первый заместитель руководителя департамента борьбы с наркопреступностью Национальной полиции Украины Сергей Преутеса, популярность приобретают «соли». У вас они тоже распространены?

— Самыми распространенными у нас являются — марихуана, амфетамин и синтетические катионы.

— Отслеживаете ли ситуацию по мигрантам в отношении наркотиков? Что можете сказать в частности об украинцах, которых немало в Польше? 

— У нас нет много данных на эту тему. Но, кажется, что экономические мигранты, прежде всего, заинтересованы поиском работы и тем, чтобы задержаться в Польше, а не поиском наркотиков. Периодически поступает информация из лечебных заведений, что к ним обращаются с проблемой зависимости люди, которые приехали в Польшу из Украины, Беларуси, а также Чечни, но их немного. Поэтому у нас нет оснований говорить, что потребление наркотиков среди мигрантов является проблемой.

Время от времени появляется информация о дорожно-транспортных происшествиях с участием украинцев, но причиной является алкоголь, а не наркотики. Но поляки тоже попадаются (улыбается).

— Как вы относитесь к легализации марихуаны? Знаю, что в Польше обсуждался такой законопроект. Он уже принят? В Украине тоже этот вопрос вызывает дискуссию, особенно относительно разрешения свободно выращивать каннабис.

— В Польше постоянно разные группы, в том числе и среди депутатов, поднимают эту тему. И предлагают различные законопроекты по легализации. Но вряд ли они увенчаются успехом.

Из исследований общественного мнения следует, что отношение к идее легализации марихуаны по большей части негативное. Последнее исследование показало, что таких людей стало немного меньше, и негативное отношение пока преобладает.

В Польше сейчас речь идет о декриминализации или даже депенализации для людей, которые имеют при себе марихуану. В законе о противодействии наркомании есть статья, которая позволяет прокурору не начинать расследование, если человека задержали с небольшим количеством и это не несет угрозы общественной безопасности. Например, в 2019 году этой статьей воспользовалось 9,5 тысячи человек.

Главной задачей было убедить общество отделить медицинскую марихуану от рекреационной. Это удалось. Она разрешена. Рецепт на медицинскую марихуану может выписать любой врач, но она не является нефундированной Национальным фондом здоровья. У нас этот фонд оплачивает определенную часть лекарств. На медицинскую марихуану средств не выделяют, люди покупают ее за свой счет.

— Обсуждается исключительно вопрос декриминализации марихуаны или и других наркотиков? 

— Сейчас идет дискуссия по марихуане, и, возможно, со временем будем рассматривать вопрос шире. Мы знаем из семилетних исследований, какой является общественное мнение относительно того, чтобы давать наркоманам наркотики – почти 90% были против.

Сейчас же мы намерены объединить действия различных государственных органов в помощи людям с зависимостями. Ведь проблема не в наркотике, который употребляется. Это также культурный и социальный аспекты.

У нас есть национальная программа здоровья, которая охватывает борьбу с алкоголем, наркотиками, поведенческими зависимостями. Есть такое понятие, как политоксикомания, когда речь идет о созависимости. Поэтому разработан законопроект, который имеет целью объединение двух институтов занимающихся проблемами, связанными с употреблением наркотиков и алкоголя. Надеюсь, это даст свой положительный результат.

Автор: Татьяна Бодня

Источник: Цензор.НЕТ

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий