23.09.2018 – Заместитель председателя Киевской городской госадминистрации Петр Пантелеев в интервью УНИАН рассказал, кто лоббирует отсрочку запуска в Украине европейской системы сортировки мусора в быту, какие сроки закрытия полигона-свалки №5 в Подгорцах и о строительстве современного завода по переработке мусора, а также – когда у киевлян появится горячая вода.
Читайте также: Мусор в головах
Голодные игры Садового. Мусор, да и только
500 пакетов на человека в год. Полиэтиленовая беда Украины
Роман и Андрей Зинченко – о Greencubator, TeslaCamp и о «зеленых» трендах в Украине и мире
Мусор – большая проблема мегаполисов. Сколько всего в Киеве ежегодно образуется отходов? Куда их вывозят, какая доля перерабатывается?
Свыше одного миллиона двухсот тысяч тонн – такое количество мусора ежегодно образуется в городе. Около 40% — вывозится на полигон №5, еще 25% — на мусоросжигательный завод «Энергия», около 15% — на шестой полигон, до 8% сортируется и перерабатывается, остаток — вывозится на полигоны Киевской области.
Расскажите более подробно о переработке мусора в городе, – сколько и какие предприятия этим занимаются?
В Киеве есть предприятия, которые занимаются переработкой ресурсоценных компонентов. Это коммерческие структуры. Крупных предприятий насчитывается пять. По нашим данным, они развиваются, поскольку на вторичное сырье есть спрос, в частности, за рубежом. Это — ПЭТ-бутылка, алюминиевая бутылка, стекло. Поэтому этот бизнес постепенно растет и имеет перспективу.
Читайте также: Замминистра Николай Кузьо: Это часть этики человека – бережно относиться к тому, что есть вокруг
Недавно коммунальная компания получила «в наследство» от «Киевэнерго» мусоросжигательный завод «Энергия». Компания «Киевэнерго» имела план по его модернизации. Планирует ли столичная власть заняться его дальнейшей реализацией?
Собственно, программа модернизации оборудования на «Энергии» началась в 2014 году. Проведен капремонт двух котлоагрегатов и замена двух электрофильтров, которые очищают дымовые газы от пыли. Реконструкция позволила снизить выбросы вредных веществ в атмосферу более чем в два раза. В свое время программа была приостановлена в результате отсутствия средств в «Киевэнерго».
Однако мы планируем возобновить ее в рамках инвестиционной составляющей тарифа. Провести капремонт еще двух существующих котлов и двух электрофильтров, а также модернизацию двух кранов твердых бытовых отходов. Общая стоимость этих работ около 120 млн. грн.
Отдельные средства будут выделены на систему химической очистки дымовых газов. Проект предусматривает установку современного европейского оборудования, что повысит экологические показатели завода.
Как эти работы повлияют на тариф для населения?
С этой целью НКРЭКУ должна откорректировать тариф для завода «Энергия» с учетом инвестиционной составляющей, однако на стоимость тарифа для населения это не повлияет.
Предприятие сейчас производит только тепловую энергию, но были планы по производству электрической энергии…
Пока что украинское законодательство не предусматривает применение «зеленого тарифа», и при таких условиях инвестировать в оборудование, что позволит производить электроэнергию, нецелесообразно с точки зрения экономики. Тем более, завод производит небольшое количество пара, который может использоваться для электрической энергии. Мы этот вопрос рассматриваем как перспективный, но сейчас акцент делается на экологию.
Люди жалуются на запах в районе завода. Планирует ли столичная власть что-то с этим делать?
Причиной запаха является не столько завод, сколько работа Бортнической станции аэрации (БСА). Как вы знаете, там тоже продолжается масштабный проект реконструкции, который как раз и поможет преодолеть запах.
Каким образом?
Новые технологии позволяют сделать процесс очистки сточных вод безопасным для окружающей среды. Находясь в Японии на очистных сооружениях, изучая технологии, которые будут применены при реконструкции БСА, я убедился в этом лично.
Является ли сжигание мусора на заводе «Энергия» сейчас рентабельным?
Скажу немного по другому: сжигание мусора на заводе «Энергия» не является убыточным, но о высокой рентабельности здесь речь не идет. Но мы сейчас говорим о том, что есть существующий завод, и не надо возмещать инвестиционную составляющую на его строительство.
Когда планируется завершить рекультивацию пятого полигона в Подгорцах?
Мы имеем план мероприятий, которые позволят безопасно закрыть полигон, а также осуществить рекультивацию. Рекультивация полигона, тем более такого масштабного как полигон №5, очень непростой и новый вид работ. Ни один полигон в Украине пока не был рекультивирован.
Тридцать лет полигон существовал, а вопрос земли под ним не был должным образом упорядочен. В конце прошлого года, наконец-то решены все земельные вопросы, получена государственная экспертиза, проведены необходимые закупки и мы можем приступить к работам по реконструкции.
Параллельно начинаем рекультивацию так называемой первой карты полигона, а мусор временно, до окончательного закрытия полигона, будет завозиться на вторую карту. Будут обустроены дренажные системы, системы дегазации, будет сделано накрытие для мусора. Работы стартуют в следующем году. В результате рекультивации полигон превратится в безопасную зеленую территорию.
Сейчас сформирован план работ, который согласовывается с жителями близлежащих к полигону сел. Ведь мы понимаем, что для них долголетнее соседство с полигоном приносит кучу проблем. Однако и мы, и поселковые общины понимают, что полигон к закрытию надо подготовить, провести необходимые работы, например, пересыпку карт, уменьшение уровня фильтрата (вредная жидкость темного цвета, образуется в полигоне вследствие попадания осадков), укрепление дамбы, чтобы фильтрат не смог вытечь за пределы полигона и тому подобное.
Еще четыре года назад система очистки фильтрата на полигоне не работала вообще: мы ее восстановили, чтобы избежать утечки фильтрата, а в этом году планируем еще установить новый модуль, который еще будет снижать уровень фильтрата.
За последние два года мы имеем существенный прогресс, в первую очередь, в понимании проблематики мусора и работы полигона. Как я уже сказал, в Украине нет опыта подобных работ. И нынешний план действий существенно отличается от того, который мы утверждали два года назад. Сейчас у нас есть конкретные исследования, детальное изучение проблемы и четкое видение ее решения.
Сколько на это необходимо времени?
Планируем завершить рекультивацию, ориентировочно, за два-три года. Процесс рекультивации первой карты должны начать уже к концу текущего года. Важно то, что окончательное решение принято — полигон в долговременной перспективе не рассматривается как место, куда будет завозиться мусор.
Сколько средств нужно, чтобы реализовать этот проект?
Работы по реконструкции и рекультивации могут стоить до миллиарда гривен. Стоимость реконструкции — примерно триста пятьдесят миллионов гривен, а окончательная стоимость рекультивации будет известна после составления сметной документации на основе проекта.
В ближайшее время состоится конкурс по определению инвестора строительства мусороперерабатывающего завода в Киеве. Почему он состоится только сейчас, а не раньше?
Задолго до проведения конкурса мы имели неплохое предложение инвестора, фактически был разработан проект нового мусороперерабатывающего завода. Параллельно формировалась законодательная база для привлечения инвестиций в виде нового закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Закон вступил в силу, но положения, которые создали бы условия для привлечения инвестора в эту отрасль и на которых мы настаивали, были просто проигнорированы. Инвестор, который имел опыт строительства семи мусороперерабатывающих заводов, просто отказался, ведь украинское законодательство не позволяет нам дать гарантии.
Какие именно гарантии?
Любого инвестора, который намерен вложить десятки, а то и сотни миллионов евро в мусорную отрасль, интересуют три базовые вещи: долговременный контракт и гарантия его выполнения; стоимость, по которой будет перерабатываться мусор, для возврата инвестиций; гарантированные объемы.
Как правило, гарантом может быть либо государство, либо местная власть. К сожалению, закон этого не предусматривает. Я убежден, если мы хотим в дальнейшем привлечь в эту отрасль серьезные инвестиции, эту норму надо менять.
Именно поэтому проведение конкурса на определение исполнителя услуг по переработке оставалось единственным вариантом. Долгое время мы работали над документацией, ведь это тоже новая практика для Киева. Мы стремились написать конкурсную документацию так, чтобы привлечь компании с опытом и необходимым ресурсом, в том числе международные предприятия, ведь в Украине до этого времени еще не построен ни один перерабатывающий завод.
Законодательство не изменилось, но конкурс все, же объявлен…
Да, его организатором выступило коммунальное предприятие «Киевкоммунсервис». Эта компания, которая в Киеве является оператором вывоза отходов, все же может гарантировать те три базовых принципа, важные для инвестора.
Считаю, что мы обязаны провести конкурс. Уже есть компании, которые получили конкурсную документацию, и будут принимать решение относительно участия в нем.
Что это за компании?
Сейчас не можем раскрывать эту информацию, но документацию на рассмотрение приняли как украинские, так и зарубежные компании, например, китайские.
Какой план, если инвестора найти не получится?
Мы движемся одновременно тремя независимыми друг от друга путями. Первый – это конкурс, когда инвестор за свои средства строит комплекс. Второй – строительство мусороперерабатывающего комплекса на базе «Киевспецтранс», долей которого владеет город. Акционеры этого предприятия приняли решение о строительстве такого завода, сейчас в процессе проектные работы и также продолжается подготовка решения города.
Третье направление – строительство силами города на участках, пригодных для строительства и удаленных от жилой застройки. Считаю, что мы в любом случае будем иметь гарантированный результат по одному из направлений.
Есть ли уже окончательный вариант, какой завод будет построен в Киеве?
Мы ориентируемся на успешный опыт других стран, а именно в городах, где проживает более миллиона человек. Это безопасные с точки зрения экологии технологии. Например, успешно работают заводы в центре Монако, Гамбурга, Вены. Недавно в Копенгагене открылась ТЭЦ на биотопливе возле оперного театра в центре города. В столице мы, конечно, ориентируемся на участки, которые будут удалены от жилья и инфраструктурных объектов.
Какова стоимость строительства завода?
На сегодня есть две базовые технологии, например, механико-биологическая переработка мусора. Такой завод может стоить примерно тридцать-сорок миллионов евро при мощности переработки триста-четыреста тысяч тонн мусора в год. Если же говорить о ТЭЦ на биотопливе, то это уже цифры на порядок больше: завод мощностью двести пятьдесят-триста тысяч тонн в год будет стоить от ста двадцати миллионов до двухсот двадцати миллионов евро.
За какой период может быть построен завод?
Срок строительства и проектирования — примерно два года.
А через, сколько лет Киев сможет полностью отказаться от вывоза мусора на полигоны?
Очень сложно ответить на этот вопрос. Не только Киев, вся Украина находится в начале пути развития сферы обращения с отходами. Мы должны признавать серьезность проблемы в этом направлении, мыслить и действовать реальными категориями и признавать проблемы: формировать законодательную основу, необходимый материальный и организационный ресурс. По моему убеждению, надо избегать рамочных деклараций, действующих только на бумаге.
В Украине должны появиться первые современные перерабатывающие комплексы, которые продемонстрируют высокую технологичность и экологичность, чтобы развеять общественный страх. Надо показать: это безопасно, никаких запахов или негативного влияния на окружающую среду.
Кроме того, хочется нам или нет, но мы должны осознать – каждый из нас производит мусор и его необходимо безопасно перерабатывать или утилизировать.
Как запуск мусороперерабатывающего завода в столице и одновременное закрытие пятого полигона повлияют на тарифы для населения? Ведь захоронить значительно дешевле, чем переделать…
Тариф на захоронение дешевле, но вы вспомните суммы, которые потом тратятся на содержание полигона и его рекультивации. Я уже не говорю про вред, которым грозят полигоны окружающей среде. Опыт зарубежных стран демонстрирует, что цены, по которым принимается, перерабатывается, утилизируется мусор, достаточно высокие, но это плата за безопасность и здоровье нас и наших детей.
В то же время мы не рассматриваем вариант, когда стоимость переработки будет возложена только на граждан. В парламенте зарегистрированы пакет законопроектов, которые определяют необходимость предприятий, производящих продукцию в таре и упаковке, нести ответственность, в том числе и финансовую, за переработку остатков их продукции. Это – справедливый дополнительный ресурс для развития отрасли.
К сожалению, уже четыре года в парламенте лежат законопроекты о расширенной ответственности производителей, но они не принимаются. И все потому, что лобби этих производителей, которое присутствует в Раде, тормозит процесс. На наш взгляд, это — не цивилизованный подход компаний, которые имеют очень громкие названия, они должны нести в себе цивилизацию, в том числе, в нашу страну, но, к сожалению, этого не происходит.
Хватит ли городу одного завода?
Возвращаемся к началу разговора – миллион двести тысяч тонн мусора образуется в городе ежегодно, поэтому нам необходимо несколько современных предприятий. Также давайте не забывать, что мы имеем дело с мегаполисом с централизованной системой теплоснабжения и, если посмотреть на иностранный опыт, который мы полгода изучали, то мусор, или его определенная доля – это отличный заменитель газа, это возможность уже сегодня вырабатывать энергию за счет обращения с отходами. С точки зрения логистики, желательно было бы иметь два или три завода для утилизации мусора.
Еще одна проблема, которую надо решить, — сортировка отходов в быту. Как и когда это будет внедрено в Киеве?
Процесс сортировки мусора в быту должен стать более системным. Для этого он должен иметь экономическую составляющую для тех, кто будет собирать это вторичное сырье. Еще 4-5 года назад мы пошли путем установки отдельных контейнеров для сухой фракции. Эта практика оказалась неуспешной, поскольку бездомные, другие маргинализированные группы людей забирали почти все ресурсоценные материалы, портили контейнеры.
При таких условиях предприятия отказываются работать, и процесс сортировки превратился у нас в профанацию, когда мы видим несколько контейнеров, а сбрасывают их содержимое в один мусоровоз.
Надо переходить на сбор более конкретных категорий мусора вторичного сырья. Например, пластиковых бутылок или стекла. Отсортированная ПЭТ-бутылка в определенном объеме уже является товаром. То же самое касается стекла, то есть уже не надо тратить большие средства на сортировку, подготовку и прочее. Кроме того, мы сейчас рассматриваем и другие типы контейнеров – антивандальных с небольшими отверстиями, только для вторсырья.
Этим будет заниматься отдельная компания?
Этим может заниматься любой, имея ресурс и желание. Убежден, что более целесообразно способствовать привлечению в эту сферу предпринимателей и создавать рынок.
Например, в Германии человек имеет возможность платить значительно меньше за обращение с отходами, если сортирует свой мусор, или получает скидки в супермаркете, когда сдает бутылки. Когда у нас появится что-то подобное?
Этот опыт присущ не только Германии. Он везде работает достаточно эффективно, бутылок почти не найдешь. Как и в других странах, в Украине вопрос аналогичного общественного стимула должен стать национальной идеологией, то есть решаться на уровне парламента. К этим процессам должны быть обязательно привлечены производители продукции в таре и упаковке.
Насколько сегодняшний тариф на вывоз и захоронение мусора является обоснованным?
Сегодняшний тариф на вывоз является обоснованным. Его основной затратной составляющей является топливо: если растут цены на бензин и дизельное топливо, то перевозчики сразу увеличивают стоимость своих услуг.
Захоронение на пятом полигоне до недавнего времени осуществлялось по тарифам, установленным еще в 2010 году. Это негативно отражалось на работах по содержанию полигона, ведь предприятие не имело соответствующего ресурса на пересыпку мусора и противоаварийные работы на полигоне. Средства на это выделялись из городского бюджета. С первого сентября НКРЭКУ установила обоснованный тариф для «Киевспецтранса», который осуществляет эксплуатацию полигона. Предприятие теперь в состоянии нормально содержать полигон до его закрытия.
Не совсем по теме, но тоже очень актуальный вопрос — когда у киевлян появится горячая вода?
Вопрос не по теме, но один из ключевых для Киева. Постановление Кабинета министров Украины опубликовано (о выделении коммунальному предприятию средств на покрытие разницы в тарифах). Ожидаем, что до конца месяца завершим все процессы — заключим соответствующие соглашения и начнем давать горячую воду и готовить систему к старту отопительного сезона.
На несколько недель в ряде районов Киева горячая вода появилась, но потом опять пропала. С чем это связано? Закончился газ?
Я хочу обратить внимание, что сейчас горячее водоснабжение остается у потребителей, проживающих в зоне обслуживания Дарницкой ТЭЦ, а также ТЭЦ-5, для работы которой был закуплен коммерческий газ, чтобы избежать ее отключения. Поэтому, скорее всего, в этом случае мы говорим о гидравлических испытаниях, проводимых коммунальными службами, а также об устранении аварий.
Планирует ли столичная власть докупить коммерческий газ?
Мы хотим в этом месяце завершить историю с коммерческим газом. У нас просто денег на него нет. Притом, что это – небольшой объем, если сравнивать с общими объемами, необходимыми для города. Но все равно это – дорогая история.
Автор: Игорь Орел
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.