Пять законодательных шагов к земельной реформе: земельная дерегуляция, налоги, кредитование и право пользования землей

До конца текущей сессии народным избранникам необходимо успеть принять ряд аграрных законопроектов и решить вопрос с ключевыми этапами земельной реформы, перед тем как отправиться на каникулы.

Напомним, Верховная рада Украины сумела принять во втором чтении и в целом законопроект №2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений». За это решение 28 апреля 2021 года проголосовали 284 нардепа.

Также был принят не менее важный закон №2195 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них (аренды, суперфиция, эмфитевзиса) через электронные аукционы».

Среди ожидаемых аграриями законопроектов, которые еще не стали законами, стоит упомянуть следующие:

Законопроект №3131-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно детенизации производства сельскохозяйственной продукции».

Ключевые положения законопроекта выглядят следующим образом:

налоговое обязательство будет возникать только в отношении сельскохозяйственных участков от 1 га, то есть будет действовать для тех, кто обрабатывает значительные земельные площади, что, по сути, является сельскохозяйственным товарным производством;

обязательство не распространяется на приусадебные участки и огороды;

обязательство не распространяется на землю, которая находится в официальной аренде, такое обязательство выполняет арендатор — это будет стимулировать арендаторов заключать официальные договоры аренды, а не договариваться с владельцами паев «на словах»;

при официальном оформлении договоров аренды владельцы паев становятся юридически защищенными и смогут отстоять свои права;

в бюджет будет уплачиваться исключительно разница между размером поставленного налогового обязательства и другими фактически уплаченными налогами.

Предусматривается поэтапное введение поставленного налогового обязательства путем применения пониженных коэффициентов для его расчета. Вместо 4,5%, что начнут применяться с 2024 года, предлагается применять коэффициент 3% – за 2021 год, 3,5% – за 2022 год, 4% – по 2023 год. Штрафы за неправильно рассчитанное поставленное налоговое обязательство за 2021 год начисляться не будут.

Кроме того, для физических лиц-предпринимателей, в том числе семейных фермерских хозяйств первые 2 года (2021 – 2022 годы) ставка обязательства вообще будет нулевой. Эти нормы будут стимулировать развитие именно малых производителей и семейных фермерских хозяйств, которых у нас сегодня только больше чем сто, а должно быть десятки тысяч.

Благодаря предложенному в проекте механизму детенизации производства за справедливую налоговую нагрузку с гектара, местные бюджеты получат реальные дополнительные поступления. А все это – деньги, которые пойдут на поддержку и развитие социальной сферы села и его инфраструктуры, на школы и детсады, больницы, дороги и так далее.

Вряд ли кому-то нужно дополнительно объяснять, почему этот закон с нетерпением ждут и почему он настолько важен, однако фактически, хотя закон и готов к голосованию, он прошел подготовку в комитете, но 4 февраля текущего года его рассмотрение в зале ВР было отложено. Такой статус у него и сегодня.

Законопроект 3205-2 «О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве»

 Законопроектом предусматривается создание Фонда частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве с целью поддержки малых и средних субъектов предпринимательства, включая фермерские хозяйства, путем частичного гарантирования исполнения обязательств таких субъектов перед финансовыми учреждениями по кредитным договорам с целью создания условий для стабильного функционирования сельского хозяйства в Украине.

Законопроектом определяются ключевые вопросы деятельности Фонда частичного гарантирования кредитов, в частности, такие как порядок формирования уставного капитала Фонда частичного гарантирования кредитов, условия его увеличения и уменьшения (статья 4); порядок созыва, компетенция и порядок принятия органами управления Фонда частичного гарантирования кредитов (статьи 8, 9 и 11).

Детализация этих вопросов, а также урегулирование иных аспектов корпоративного управления в Фонде частичного гарантирования кредитов может предусматриваться уставом, который принимается общим собранием участников фонда.

18 февраля текущего года законопроект был принят в первом чтении, уже в мае (11 мая) была предоставлена таблица поправок, и документ готов к голосованию во втором чтении и в целом.

Законопроект №3012-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая)».

Законопроектом установлено, что изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности проводится на основании проектов землеустройства по приватизации земель государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.

Приватизация земель государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций осуществляется на основании решения органа исполнительной власти в таких случаях:

при приватизации таких предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений;

при ликвидации таких предприятий, учреждений, организаций;

в случае принятия органом исполнительной власти, в сферу управления которого относится государственное сельскохозяйственное предприятие, учреждение, организация, решения о приватизации земель или земель структурного подразделения без приватизации или ликвидации такого юридического лица.

Решение о приватизации принимается в течение месяца со дня внесения в него ходатайства:

соответствующего органа приватизации при приватизации таких предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений;

ликвидационной комиссии или органа, в сферу управления которого относится юридическое лицо, которое ликвидируется при ликвидации таких предприятий, учреждений, организаций;

органа исполнительной власти – в случае принятия таким органом решения о приватизации его земель (земель его структурного подразделения) без приватизации или ликвидации такого юридического лица.

Приватизации подлежат:

сельскохозяйственные угодья;

несельскохозяйственные угодья, находящиеся в постоянном пользовании сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации, земли которого приватизируются, и на которых расположены здания, сооружения.

Исключаются:

заболоченные земли;

земли, на которых расположены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;

земли под полезащитными лесными полосами и другими защитными насаждениями;

земли под хозяйственными путями, прогонами, полевыми дорогами;

земли, которые в соответствии с настоящим Кодексом не могут находиться в частной собственности.

При приватизации безвозмездно передаются:

В частную собственность работникам государственного сельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации, а также пенсионерам из их числа с выделением каждому из них земельной доли (пая). Работникам государственных и коммунальных заведений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующей территориальной общины. И в случае объединения территориальной общины, на территории территориальной общины, которая вошла в объединенную территориальную общину, а также пенсионерам из их числа (до 40 % от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации);

в собственность лицам, имеющим статус участника боевых действий, которым предоставлено на это право в соответствии с пунктами 19 и 20 части первой статьи 6 закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» для ведения личного крестьянского хозяйства в пределах норм, установленных статьей 121 настоящего кодекса. До 20% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации;

передаются в аренду на земельных торгах (не менее 40% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации), кроме случаев приватизации земель при приватизации государственного сельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации.

В случае приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий право постоянного пользования землями, которые остались в постоянном пользовании государственного сельскохозяйственного предприятия после передачи их в собственность граждан, переоформляется право аренды сроком на 50 лет.

В случае ликвидации государственных сельскохозяйственных предприятий, передаются ему в аренду сроком на 50 лет.

Право на получение земельной доли (пая) имеют граждане Украины, которые не получали в собственность земельные участки.

Размеры земельных участков не могут превышать 2 гектара. Споры, связанные с приватизацией земель государственного сельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации, разрешаются судом.

Почти год назад, 13 июля 2020 года законопроект был проголосован в первом чтении. С тех пор руки у нардепов ко второму чтению так и не дошли, хотя важность законопроекта для реализации земельной реформы очевидна.

Законопроект № 0850 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно единой правовой судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости)».

Документом предлагается унифицировать указанные правила для всех правовых титулов пользования земельным участком в случае перехода права пользования земельным участком (сервитут, суперфиция, эмфитевзис (сельскохозяйственные здания), постоянное пользование и т. п.). В случае приобретения права собственности на расположенный на нем жилой дом, здание или сооружение путем внесения изменений в статьи 120 Земельного кодекса Украины и 377 Гражданского кодекса Украины.

Также в случаях, когда границы земельного участка и объекта недвижимости не совпадают, владелец такого участка обязан уведомить пользователя другой части земельного участка о смене собственника объекта недвижимости. Такие изменения вполне соответствуют абзацу 2 части 6 статьи 120 Земельного кодекса Украины.

Особенности перехода прав на земельный участок, используемый на праве постоянного пользования, обусловленные таким способом. Пока не все лица имеют право приобретать земельные участки на указанном правовом титуле, поэтому в случае смены собственника объекта недвижимости земельный участок переходит на иной правовой титул, который определяется по согласию сторон.

Установление срока в 30 дней для расторжения и заключения нового договора обусловлено тем, что в случае, когда собственником земельного участка является государство или территориальная община, решение принимается соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Для избегания нарушения сроков, связанных с расписанием сессий или заседаний таких органов, установлен срок в 30 дней, который является необходимым и достаточным в этой ситуации.

Проектом закона также предлагается предусмотреть правовые последствия невыполнения требований об обязательности расторжения/заключения договора, которым устанавливается право пользования земельным участком. В таком случае лицо, права которого были нарушены, имеет право обратиться в суд с использованием способов защиты, предусмотренных законом.

Складывается устойчивое впечатление, что этот проект закона пытаются забыть, ведь он был проголосован в первом чтении еще в декабре 2015 года. Во втором чтении он был принят 2 февраля 2021 года.

Однако уже на следующий день, после голосования во втором чтении, в ВР был зарегистрирован проект постановления об отмене решения Верховной рады Украины о принятии во втором чтении и в целом проекта закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины. Относительно единой правовой судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости регистрационный номер № 0850 от 29 августа 2019 года. 15 февраля комитет предоставил выводы относительно постановления и — все зависло в воздухе до сегодняшнего дня.

Законопроект №5385 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты об отмене института права постоянного пользования земельными участками».

Целью проекта закона является трансформация права постоянного пользования землей в современные правовые титулы, которые бы предоставляли возможность более эффективного использования земельных ресурсов.

Отмечается, что право постоянного пользования землей не является «гибким» и не отвечает современным потребностям субъектов хозяйствования. В отличие от субъектов права собственности, аренды на земельный участок, Земельным кодексом Украины на постоянного пользователя возложена обязанность по самостоятельному хозяйствованию на земельном участке. Субъект права постоянного пользования лишен возможности передавать земельный участок в пользование третьим лицам, использовать его как объект залога для получения кредитных ресурсов.

«Однако практика свидетельствует, что указанные запреты часто не соблюдаются. Очень распространенным явлением в Украине является заключение «квазидоговоров аренды земли» под видом договоров о совместной деятельности, совместной обработке, инвестиционных договоров, которые фактически являются скрытыми договорами аренды.

Объем земель, принадлежащих таким предприятиям на праве постоянного пользования, является весьма значительным. В то же время материально-техническая база этих предприятий оставляет желать лучшего, и часто единственным их реальным активом является земля. Однако все указанные договоры заключаются и исполняются «в тени», средства от арендной платы, часто оплачиваются наличными руководству предприятий, бюджеты не получают средств из налогообложения указанных операций», – говорится в сообщении.

Отмечается, что немало проблем создает также запрет субъектам права постоянного пользования осуществлять продажу земельных участков, находящихся в их постоянном пользовании.

Авторы законопроекта убеждены, что существует потребность в трансформации права постоянного пользования землей для государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций в современные правовые титулы, которые бы предоставляли возможность более эффективного использования земельных ресурсов. Наряду с этим для юридических лиц частного права, должна быть отменена возможность обхода земельных торгов через получение земельных участков на праве постоянного пользования.

Более месяца назад (4 апреля 2021 года) законопроект был передан комитету для ознакомления. Сегодня он должен быть уже проработан, и вскоре стоит ожидать его появления в списке законов на повестке дня.

Стоит заметить, что промедление с голосованием за важные законы – это один из показателей не только технических сложностей, которые возникают у разработчиков, но и внутренних проблем в самой Верховной раде.

Мы это видели во время голосования за проекты №2178-10 (ныне – закон № 552-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения»). А также многострадальный проект №2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».

Тысячи правок к этим законопроектам тормозят земельную реформу, даже не дав ей набрать скорости и выйти на оперативный простор.

Автор: Хворостяный Виталий

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий