План для Чернобыля: Уничтожить «схематоз», экономическая зона и полмиллиона туристов в год

12.10.2019 – Что планируют делать с зоной отчуждения у Владимира Зеленского, и что можно было бы сделать, кроме этого. Рассказывает один из членов рабочей группы Денис Русак.

После взрыва на Чернобыльской атомной электростанции, который произошел в 1986 году, территория площадью в 4 тысячи квадратных километров оказалась в зоне отчуждения.

Эта трагедия коснулась миллионов украинцев и их потомков через потерянные жизни и здоровье. Также Чернобыль «съел» миллиарды долларов, которые Украина вынуждена была платить все эти годы за работы в зоне отчуждения.

Немало средств было банально похищено разного рода дельцами, которые имели доступ к соответствующим финансовым потокам – Чернобыль оказывался в эпицентре коррупционных скандалов при любой власти.

«Наживались» чиновники на всем, начиная от обращения с отходами до развития туризма. Есть ли шанс, что этот порочный круг когда-то прекратит свое движение?

В июле 2019 года в офисе президента Владимира Зеленского создали рабочую группу по улучшению туристической привлекательности зоны отчуждения. Ее возглавлял нынешний премьер-министр, тогда заместитель руководителя офиса, Алексей Гончарук.

Результатом работы группы стал указ президента «О некоторых вопросах развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 10 июля 2019 года.

Сейчас этот указ внедряется. В частности, меняются руководители предприятий в зоне отчуждения.

О перспективах Чернобыля «Экономическая правда» поговорила с одним из членов рабочей группы, вице-президентом Украинской ассоциации экономистов-международников, кандидатом экономических наук Денисом Русаком. Эксперт занимается проблематикой зоны отчуждения более 15 лет, он сам чернобылец.

Все, что надо знать о коррупции в Чернобыле 

– Что для вас Чернобыль? 

– Это воспоминания детства, чернобыльский Подол, река Припять, школа… Если выразить все одним предложением, то лучше всего подходят слова из песни об Арбате Булата Окуджавы: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моя религия». Чтобы удостовериться в этом, вам стоит приехать в Чернобыль 9 мая.

К этому месту с пиететом относятся не только коренные чернобыльцы, но и те, кто работали там. Они чувствуют нечто утраченное и великое в этом городе и все ожидают, что город будет жить полноценной жизнью. Моя миссия — приложить профессиональные усилия для того, чтобы родной полумертвый город стал живым.

– Что происходит в зоне отчуждения?

– Не буду вдаваться в ретроспективу. Достаточно посмотреть, что выдают поисковые системы в запросах, связанные с зоной отчуждения.

Преимущественно речь идет о коррупционных расследованиях. Такой степени правового нигилизма, такой масштабной коррупции никогда в зоне не было, как при передаче зоны в подчинение Остапа Семерака (руководитель Министерства экологии и природных ресурсов в правительстве Владимира Гройсмана).

Еще до прихода в министерство Семерака в апреле 2016 года на должность председателя Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) с подачи Арсения Яценюка был назначен Виталий Петрук.

В Едином государственном реестре судебных решений имеется административное дело о непрозрачности назначения Петрука председателем агентства. А вот что делал бывший сотрудник времен Януковича на этой должности — это тема для следователей.

— О чем идет речь?

— Приведу несколько примеров многомиллионного «схематоза» в зоне отчуждения.

Во-первых, была создана искусственная монополия деятельности определенных туристических операторов, о чем отмечал президент в выступлении в Чернобыле. Мы в рабочей группе разработали положения, которые устраняют монополию некоторых операторов.

Во-вторых, ведется противоправная вырубка и реализация леса кругляком коммерческими структурами. Используя административный ресурс, они выпускают лес без проведения радиологического исследования. Этот вопрос также поднимали депутаты.

В-третьих, без достоверного радиологического обследования вывозятся металлопродукция и металлолом, оставшиеся на ЧАЭС во время строительства нового безопасного конфайнмента (НБК). Об этом ранее сообщали в Госфининспекции.

В-четвертых, есть факт открытого лоббирования ряда частных строительных компаний на объектах ЧАЭС и зоны отчуждения. Эту тему расследовали журналисты.

Особенно интересные тендеры, связанные с бывшим депутатом Максимом Микитасем (один из владельцев строительной компании «Укрбуд», недавно заявил о продаже своей доли в предприятии неизвестным инвесторам), которому инкриминируют миллиардные хищения бюджетных средств и который не обошел вниманием ГАЗО.

Кроме того, под видом укрупнения бездумно уничтожаются государственные предприятия, хотя они выполняют государственную бюджетную программу по преодолению последствий чернобыльской катастрофы и выполняют социальную функцию для Иванковского и Полесского районов, города Славутича. Из-за этого теряются рабочие места.

Делается это с целью контроля ключевых бюджетных расходов определенными лицами. Яркий пример – ликвидация ГК «УкрРадон» (обеспечение, сбор и временное хранение радиоактивных материалов), что добавляет рисков в инфраструктуре обращения с радиоактивными отходами.

В целом зона отражает общегосударственную ситуацию: неэффективность распоряжения бюджетными средствами, отсутствие стратегии на долгосрочный период, отсутствие эффективного управления, господство «статусной ренты».

– Такие схемы точно не может реализовать лишь руководитель ГАЗО. Это также касается и высших чиновников. Возбуждены ли против кого-то дела? 

– Относительно большинства руководителей ключевых государственных предприятий в структуре ГАЗО возбуждены уголовные дела, однако это не мешает им занимать свои должности.

Показательный пример кадровой политики в зоне – ситуация с директором Чернобыльской АЭС Игорем Грамоткиным. Он является фигурантом нескольких уголовных дел, однако его не увольняли, несмотря на выявленные Госфининспекцией убытки свыше 40 млн. грн. С 2018 года Грамоткин скрывается в России.

Другой пример – уничтожение государственной корпорации «Радон» и перевод потоков, связанных с радиоактивными отходами, в Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами (ГСП «ЦППРВ»). Чем руководствовался министр Кабмина Александр Саенко, когда давал разрешение ГАЗО на уничтожение государственных предприятий?

С грубыми нарушениями законодательства реорганизовано госпредприятие УКБЗВ и ЧСК. Это сделал Сергей Костюк, арестованный в декабре 2014 года в статусе руководителя «Укргаздобычи». Он на четыре года исчез, а дальше с нарушением законодательства был назначен Петруком на должность директора ЧСК. Разрушил это предприятие и был переведен на должность директора ЦППРВ.

Из-за Костюка государство потеряло более 100 млн. грн. в «Укргаздобыче». Я уверен, следствие установит, какие убытки нанесла государству группа лиц в зоне отчуждения под руководством Костюка. Уже начато несколько уголовных производств в отношении его хозяйственной деятельности в зоне.

Получается, такую «модель» работы зоны кто-то прикрывал и в СБУ, и в МВД, и в ГПУ. Будем надеяться, что ситуация изменится.

– Сколько денег предыдущая власть вывела из Чернобыля?

– Оценить трудно, но это очень большие суммы. Это раковая болезнь, которая пронзила всю хозяйственную жизнь в зоне. Уничтожение ключевых предприятий зоны – ЧСК (Государственное специализированное предприятие «Чернобыльский спецкомбинат»), УКБЗВ (Государственное спецпредприятие по управлению капитальным строительством зоны отчуждения) и корпорации «Радон» – это попытка получить доступ к средствам Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами. Это около 1,2 млрд. грн.

— Какие предприятия относятся к сфере Государственного агентства по управлению зоной отчуждения?

— Также можно уничтожить систему отопления на ЧАЭС. Ее заморозили в период отопления 2016-2017 годов, а весной 2017 года объявили, что это модернизация, и ЧАЭС перевели на электрическое отопление.

Значит, имеются более опасные вещи, чем просто кражи: безопасность и здоровье наших граждан, но тоже в контексте огромных потерь бюджетных средств.

Семерак поспособствовал, чтобы в 2018 году Кабмин сделал единственным распорядителем фонда радиоактивных отходов ГАЗО. Они фактически осуществили скрытую приватизацию фонда. Кабмин утвердил постановление, по которому это стало возможным.

Новый порядок использования средств Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами содержал общие направления работ по обращению с радиационными отходами без определения приоритетов, стоимости и сроков выполнения.

Решение о смене распорядителя было принято без плана действий, то есть без порядка и сроков расходования средств, без предоставления соответствующих отчетов.

Фонд формируется за средства НАЭК «Энергоатом», который заинтересован в целевом использовании этих денег. Они должны идти на создание общегосударственной структуры обращения с радиоактивными отходами. Ранее президент «Энергоатома» Юрий Недашковский уже заявлял о коллизиях, связанных с ГАЗО.

ЧАЭС финансирует государство средствами другого целевого фонда, который тоже «распыляет» ГАЗО. Репутация государства в зоне упала настолько сильно, что большинство международных доноров отказались от сотрудничества из-за коррумпированности ГАЗО.

– Но ведь определенные работы там осуществлялись?

– О каких достижениях отчитывается председатель ГАЗО? Это туризм, который развивается не благодаря, а вопреки. Также можно оценить достижения, вспомнив его декларации в начале пребывания на посту. Среди наиболее громких – «зеленая» энергетика.

В этой сфере полностью не реализован ни один инвестиционный проект. Как не было «зеленой» энергетики, так и нет. Запущен 1 МВт СЭС, а он декларировал 1 ГВт.

Можно сказать, что бизнес – это конъюнктура и не все под силу менеджменту. Однако приведу один яркий пример именно менеджмента, который требует порядочности, а не поиска инвесторов. Все последние годы ГАЗО финансировалось для «обеспечения барьерной функции зоны отчуждения и защиты населения».

Основной зоной риска является лес, который нуждается в лесоустроительных работах. Никаких комплексных работ за четыре года не проводилось. Покупались моторные лодки, транспорт, техника, а лес оставался без присмотра. Следствие – ежегодные пожары.

Пока радионуклиды в деревьях, они безопасны, когда они высвобождаются во время пожаров и распространяются ветрами за пределы зоны – это огромная биологическая опасность для людей. Катастрофа, которая осталась без внимания правоохранительных органов, состоялась в 2018 году – тогда горел печально известный Рыжий лес.

Данные о загрязнения есть, однако не было политической воли наказать виновных. Также в связи с незаконным использованием леса следует ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности чиновников, которые сохраняют такое руководство ГАЗО и используют заповедник для незаконной охоты.

Еще один яркий пример менеджмента руководства ГАЗО – проектирование построения моста за 1,3 млн. грн. в 2017 году через реку Илья в зоне для пожарного доступа к определенным участкам леса. Стоимость проекта была завышена минимум в пять раз, за проект заплатили в конце бюджетного года, а дальше дело не пошло.

– Сейчас ведутся расследования по этим фактам? 

— Соответствующие органы имеют более 30 поданных в 2016-2019 годах запросов депутатов относительно работы руководства ГАЗО. Есть ряд возбужденных уголовных дел, рассмотрение которых тормозится. Наша задача – не позволить эти дела похоронить.

На средних звеньях в СБУ и в офисе президента есть лица, которые блокируют информацию и не дают хода заявлениям об уголовных правонарушениях в зоне отчуждения и на государственных предприятиях. Кроме того, некоторые чиновники в Министерстве энергетики уверяют нового министра Алексея Оржеля, чтобы ничего в ГАЗО не менять.

Хочу обратить внимание министра: таких чиновников после принятия закона «О государственной службе» следует освободить безотлагательно, ведь они либо коррумпированы, либо не смогли определить, что происходит в зоне. Какова ценность таких госслужащих? Уверен, что министр быстро поймет, что происходит под крышей ГАЗО.

Если кто-то из указанных фигурантов коррупционных действий в зоне останется на должностях через месяц после назначения нового руководителя ГАЗО, можно будет вести речь о том, что «схематоз» перекочевал к новому руководству зоны отчуждения.

Также стоит «поблагодарить» депутатов предыдущего созыва за непутевый закон о люстрации. Руководитель ГАЗО Виталий Петрук, который был на нескольких руководящих должностях в правительстве во времена Януковича, включая работу в ГУД на уровне начальника управления – это «новое» лицо Революции Достоинства.

Что будет с туризмом в Чернобыле 

– Туризм в зоне монополизирован. Кто на этом обогащается? 

– В июне 2019 года в офисе президента была создана группа специалистов, в которую входил и я, под руководством Алексея Гончарука (тогда – заместителя руководителя офиса президента) по улучшению туристической привлекательности зоны отчуждения.

Команда имеет талантливые личности, которые не спрашивают, где их выгода, а ставят вопрос: где государство получает инвестиции, как сделать зону привлекательной для инвестора, что будет залогом для трудоустройства населения районов.

Результатом работы группы стал указ президента «О некоторых вопросах развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 10 июля 2019 года. Он содержит ряд мер по демонополизации.

Обслуживает туризм в зоне государственное предприятие «ЦОТИЗ». Его предыдущие руководители, назначенные Петруком, оставили должности с коррупционными уголовными делами. Не трудно понять, кто бенефициар.

Некоторые тендеры, связанные с инфраструктурой, содержат коррупционную составляющую. Именно от этих тендеров, зависит туристическая инфраструктура города, прежде всего, мосты, а также коммунальное состояние города, дороги, достройка контрольного пункта.

А еще – знаменитый ремонт мостов и игры вокруг тендеров, выделение в июне 81 млн. грн. на мосты государственному предприятию «ЧСК», которое не строит, а обслуживает мосты и с мая 2019 года находится на стадии ликвидации.

В 2018 году зону посетили 72 тыс. туристов, а ЦОТИЗ получил 42 млн. грн. валового дохода. Это свидетельствует о том, что государство недополучает от туризма значительные суммы.

Зона, прежде всего, должна реализовывать социальную функцию для депрессивных районов, поэтому модель распределения доходов от туризма следует изменить. Старая модель направлена на рост доходов монополистов. По моим расчетам, при изменении модели работы ЦОТИЗ в 2018 году мог бы получить не менее 70 млн. грн.

Туризм и смежные отрасли могут давать более 1 млрд. грн. валового дохода зоне отчуждения и наполнять бюджеты депрессивных прилегающих районов, но это вопрос открытости города и стратегии. Зона не готова качественно обслужить даже 70 тыс. туристов в год. Необходимой инфраструктуры нет, а поток растет.

В 2004-2005 годах, когда понятие туризма в зоне не существовало, а были только одиночные сталкеры, появилось немало желающих разобрать РЛС «Дуга «Чернобыль-2», которая сейчас является одним из главных туристических объектов и получить на металле около 5 млн. долл. Даже несколько раз объявляли тендер на демонтаж антенны.

Наступят времена, когда в городе будет 500 тыс. туристов, а РЛС не просто будет стоять, заработают даже лифты, которые 40 лет были разобраны. Нужно быстро работать над инфраструктурой. Указ президента открывает возможности для этого, потенциал значительный, вопрос — налицо желание команды.

– Как остановить «схематоз»? Кто отвечает за кадровые изменения в Чернобыле? 

– ГАЗО подчиняется Минэнергетики, поэтому все будет зависеть от нового министра. Надеемся, что министр возьмет под личный контроль новое руководство агентства и ответственно подойдет к выбору нового руководителя.

Из положительного могу вспомнить мгновенную реакцию Владимира Зеленского после нашей короткой беседы в апреле в Бодруме относительно попытки министра экологии Семерака распорядиться средствами Государственного фонда обращения с радиационными отходами. Он мгновенно взял этот вопрос на личный контроль, и средства не оставили Государственному фонду.

Однако не состоялась встреча по стратегическому развитию зоны отчуждения, которую президент предложил провести в мае. Наверное, советники убедили президента, что основная стратегия зоны – это туризм, но это узкая экономическая перспектива. Зона имеет более масштабный экономический потенциал.

Мне известно, что все наработки по экономическому развитию группа Гончарука включила в план реформирования зоны. Искренне верю: учитывая потенциал команды, все замыслы будут реализованы и будет содействие руководства государства.

Это один из наиболее перспективных и подготовленных кластеров, который может быть интегрирован в глобальные корпоративные сети и в глобальные цепочки стоимости. Это гарантирует инвестиции, инновации, рост ВВП, технологичность наших предприятий.

О специальной экономической зоне в Чернобыле 

– Вы выступаете за создание специальной экономической зоны «Чернобыль». Что это будет означать для зоны, ее работников и туристов? 

– Нужно принять план и экономическую модель развития на пять лет, реализация которых будет заключаться в уменьшении расходов на зоне и увеличении доходов самой зоны. Технопарк или другие виды экономического стимулирования – это лишь инструменты в рамках стратегических задач экономического развития зоны.

В рамках стратегии развития зоны одним из ведущих должен был стать проект возобновления работы речного порта в Чернобыле. Это сложный, но перспективный проект. Он касается развития водного пути Е40, который озвучили премьер на форуме YES, президент – на Форуме регионов Украины и Беларуси.

Сейчас звучат скептические сравнения. Мол, это новый «гиперлуп», но это ложные суждения. Этот проект вместе с принятием закона «О внутреннем водном транспорте» даст большой импульс развитию государства. Стратегия на включение речных путей к грузоперевозкам экономически правильная.

Хотя условия прохода по реке Припять сложные, потому что там не проведено углубление. Но белорусы недавно транспортировали из Херсона на Мозырский НПЗ часть реакторной конструкции весом более 180 тонн именно нашими водными путями.

Чернобыль отвечает всем требованиям для создания зоны со специальным режимом: имеет вблизи границу с Беларусью, внутренние транспортные коридоры, может служить центром переноса производства и новой промышленной зоной для Киева.

При разработке законопроекта о специальной экономической зоне следует учесть социальные и солидарные принципы построения новой экономики. Зона будет включать Чернобыльский порт, производственную и сервисную зону, зону финансовых услуг.

Важно также восстановить социальную и экологическую сферы. Инвестор будет вкладывать только в целевой проект, а сооружения, здания и коммуникации будет предоставлять дирекция СЭЗ «Чернобыль». Экспортно-производственная зона позволит привлекать рабочую силу необходимой квалификации из пригорода, из Киева и из числа переселенцев.

Это даст, по меньшей мере, 20 тыс. рабочих мест. Это перспектива для депрессивных Иванковского и Полесского районов, жителей Славутича, почти 2 тыс. которых должны быть сокращены на ЧАЭС в рамках программы снятия станции с эксплуатации.

– Что нужно, чтобы специальная экономическая зона заработала?

– Для начала следует разработать нормативно-правовую базу с учетом мнения специалистов по поводу возможной степени открытости зоны для проживания и ведения хозяйственной деятельности. Стоит инвентаризировать земельный фонд и недвижимое имущество, пригодное для ведения хозяйственной деятельности. Пока нет баланса.

Надо определить зону специального промышленного использования, которая будет базой специальной экономической зоны. Биосферный заповедник как научно-исследовательский центр должен получить свои границы и стать частью туристических маршрутов.

– Что, по вашему мнению, надо делать с государственными предприятиями зоны отчуждения? Как их реформировать? 

– Точно не путем их слияния и превращения в многофункциональные неповоротливые предприятия, что в итоге приведет к сокращению штатов и ликвидации. Такие предприятия в условиях рыночной экономики не имеют никаких перспектив.

Наоборот – нужно выделять небольшие предприятия по отдельным функциям. Это даст возможность быстро реагировать на рыночные изменения и сроки выполнения работ, ограничит управленческий аппарат.

Налоговые и таможенные льготы следует предоставлять только высокотехнологичным проектам, например, государственно-частному кластеру прикладных научных исследований.

Такой кластер должен определить в глобальных корпоративных сетях структурные узлы компаний, которые будут работать в сферах ядерной энергии, космических технологий, радиационной безопасности и технологий. Задача кластера – подобрать компании, которые смогут стать частью цепей стоимости глобальных корпораций в сфере R&D.

Например, возможно научное взаимодействие с SpaceX в сфере разработки ядерного космического топлива и ядерных батарей, с Thorium Power Inc — по новым видам батарей, с Japan Nuclear Fuel — по ядерным материалам и радиационной безопасности.

Также Чернобыль может быть площадкой для частного освоения космоса – недавно принятый закон в этой сфере открывает новые возможности.

О возвращении людей в зону отчуждения 

— Среди намерений — программа возвращения в зону людей. Действительно ли это уже возможно? Не помешает ли этому уровень радиации?

– Цель экономического развития Чернобыля – возвращение переселенцев. Например, это моя мечта. В рамках этой программы и в контексте реформирования работы ГАЗО следует провести международную научно-практическую конференцию.

На базе последних исследований ученых и медиков, которые проводились в зоне в течение пяти лет международными компаниями, корпорацией «Радон», ГСП «Экоцентр», Биосферным заповедником, нужно дать ответ на вопрос о готовности зоны к возвращению людей и определить возможные пределы проживания.

На мой непрофессиональный взгляд, Чернобыль может принимать своих жильцов. Радиационный фон в городе не превышает фон в Киеве. Однако нужны исследования трансурановых радионуклидов, изотопов стронция и цезия, их влияния на людей при условии постоянного проживания на территории. Слово за профессионалами.

Также нужно уточнить, какие ограничения по использованию земли и воды необходимы. Пример – территория Фукусимы в Японии. Там некоторые города в 30-километровой зоне уже открыты для возвращения, хотя они более загрязненные, чем Чернобыль.

Хотя в 10-километровой зоне Фукусимы уровень радиации превышает норму в 20 раз, движение автотранспорта зоной рядом со станцией не перекрыто, в отличие от украинской зоны отчуждения. Значит, можно говорить о сужении 30-километровой зоны до 10-километровой и в Чернобыльской зоне отчуждения.

– Сколько может зарабатывать зона и на чем? 

– Это будет самый короткий ответ. Если заработает порт, канал Е40, все программы R&D, площадка для частного космоса, если город станет игровой зоной, в рамках объявленной президентом стратегии и городом выходного дня для близлежащих областей, то можно будет говорить о доходе 15-20 млрд. грн. в течение пяти лет (при незначительном изменении реального эффективного обменного курса гривны).

Все это лежит в плоскости стратегии, которую объявил Владимир Зеленский. Скоро увидим, какую стратегию избрал министр для зоны: закладывание базиса для новой экономической модели или доминирование частных краткосрочных интересов.

Автор: Ольга Сытник

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий