Украинские компании вынуждены ежегодно переплачивать более 14 млрд. грн. по завышенным карточным платежам. Впрочем, в Верховной раде планируют ограничить монополию банков и платежных систем.
Несколько лет назад в шведском Skandinavska Eskilda Banken, более известном в Украине как банк SEB – произошло одновременно тревожное и интересное событие.
Грабитель ворвался в местное отделение банка в Стокгольме. «Это ограбление – несите сюда всю наличность, что есть», – скомандовал грабитель. Но менеджер, немного смущаясь, указал на табличку: «Отделение банка с наличными не работает».
Грабитель, немного растерявшись, даже начал советоваться с менеджером, где есть ближайшее отделение с наличными деньгами, которое он мог бы ограбить. Оказалось, что уже тогда выбор опций для грабителя был очень ограниченным.
И тем более этот выбор сократился сейчас – после года пандемии коронавируса, которая еще больше перевела расчеты в Швеции и скандинавских странах с наличных на безналичные расчеты.
И если в Украине до сих пор есть магазины, кафе и рестораны, которые не принимают платежные карты, то в странах Северной Европы – противоположная ситуация, что там часто отказывают клиентам в наличных платежах.
Высокие комиссии тормозят развитие карточных платежей в Украине
Доля безналичных платежей в странах Северной Европы уже достигает 95%. Для сравнения, в Украине она только приближается к 50%. И это притом, что, так же как и в странах Скандинавии, украинцы из-за вопросов безопасности все больше переключаются на платежные карты. Да и многие магазины перешли в онлайн-формат, где платежи также в основном проходят в электронной форме.
По данным НБУ, только за первые месяцы пандемии количество безналичных платежей выросло на четверть.
Что тормозит рост карточных платежей в Украине? Почему Украина по доле безналичных платежей почти вдвое отстает от стран Скандинавии?
Ключевая причина в том, что платеж картой в Украине на данный момент примерно в 100-150 раз менее выгоден для предприятия, продающего товар или услугу, чем платеж наличными. Так, если стоимость инкассации наличных банкам на данный момент составляет около 0,02%, то стоимость каждого проведенного платежа – 2-3%.
Для примера, в Швеции, так же как и во всех других странах Евросоюза, комиссия за карточные платежи в разы ниже. В ЕС уже несколько лет действует Регламент ЕС-2015/751, что установил предельные размеры межбанковской комиссии (интерчейндж) в размере не более 0,3%.
Также согласно регламенту была снижена и ставка эквайринга – вознаграждения за обслуживание платежей по картам, которое осуществляется через расчетные терминалы.
Если по дебетовым картам это уменьшение было не таким заметным (комиссионное вознаграждение составляет 0,32%), то по кредитным – вознаграждение уменьшилось с 0,92% до 0,73%.
По данным LDaily, «за 2019 год торговые сети перечислили банкам за безналичные расчеты 10,3 млрд. грн., а с учетом Интернет-торговли – 17,1 млрд. грн. В случае если бы в Украине действовал европейский тариф 0,3%, то потребители заплатили бы лишь 2,6 млрд. грн. Остальные 14,5 млрд. гривен остались бы у населения, что составляет 345 гривен на каждого украинца».
По сути, эти деньги были дополнительно уплачены покупателями и теми, кто рассчитывался карточкой, и теми, кто до сих пор предпочитает наличные. Потому что продавец, так или иначе, вынужден все свои расходы покрывать в цене товара или услуги. А разная цена для разного способа расчетазапрещена законодательством Украины.
Понимая объемы потерь, значительная часть украинского бизнеса уже начала объединяться против монополии платежных систем. По словам Владимира Руденко, директора Аптечной профессиональной ассоциации Украины, в сфере карточных платежей есть явное нарушение антимонопольного законодательства. Около 70% услуг эквайринга предоставляют государственные банки, а доля карточных платежных систем Mastercard и Visa составляет 99% всего рынка карточных платежей в Украине.
«Это признаки монопольного заговора. В ЕС ежегодно такие финансовые монополии получают сотни миллионов штрафов только за намеки на такое поведение, которое демонстрируют у нас» — объясняет руководитель офиса простых решений и результатов Мария Барабаш.
Этой ситуацией уже начинает интересоваться Антимонопольный комитет (АМКУ). В Украине около 30 банков предоставляют услуги эквайринга. Но среди них выделяется два крупных украинских банка, которые имеют большое территориальное покрытие. В апреле 2021 года АМКУ уже заподозрил их в монопольном сговоре.
Законопроект №4364 -поможет снизить комиссию до уровня Евросоюза
За последний год более десятка бизнес-ассоциаций, которые объединяют тысячи компаний и предприятий выступили за кардинальное сокращение неоправданно высокой комиссии за карточные платежи и за то, чтобы государство установило четкие и прозрачные правила на рынке, которые бы не позволяли их монопольного завышения.
Именно эти идеи и были предложены в поправках к законопроекту №4364, который на этой неделе ожидает второго чтения в парламенте. Законопроект предлагает постепенное снижение комиссии интерчейндж с 1% (с июля 2021 года) до уровня Евросоюза – то есть до 0,3% с июля 2024 года.
Среди компаний и ассоциаций, которые уже официально поддержали этот законопроект, и снижение комиссии за карточные платежи являются:
Украинская бизнес ассоциация;
Федерация работодателей Украины;
Аптечная профессиональная ассоциация Украины;
Украинская ресторанная ассоциация;
Ассоциация ретейлеров Украины вместе с ведущими сетями супермаркетов Украины (в том числе «Сильпо», «Ашан», «Метро», «Новус»).
Снижение комиссии уже официально поддержали некоторые крупные сети специализированных магазинов (Watsons, «Интертоп», «Эльдорадо», «Леруа Марлен»), а также такие гранды как «Макдональд», «Новая почта», «Розетка», сеть АЗС «ОККО».
Несколько дней назад публично поддержал снижение комиссии по карточным платежам и народный депутат, основатель и совладелец сети магазинов «Эпицентр» Александр Герега, который на своей странице в Фейсбуке заявил:
«Ставки эквайринга (комиссии банков за расчеты пластиковыми картами) в Украине сильно завышены по сравнению с европейскими. В Украине такая комиссия составляет примерно 2%, а иногда доходит до 3%, в то время как в странах ЕС она составляет около 1%, потому что межбанковская комиссия не превышает 0,3% для кредитных и 0,2% для дебетовых карт.
В итоге завышенные ставки эквайринга, которые устанавливают монополисты, ложатся на плечи бизнеса и конечного потребителя. Ведь, в конце концов, эти расходы закладываются в цену товаров на полках магазинов. Я убежден, что ставки эквайринга в Украине должны быть на уровне европейских стран. Выигрывают от этого не только предприниматели, но и потребители. Поэтому мы последовательно выступаем за постепенное снижение банковской комиссии за расчеты картами и регулирование ставок эквайринга на законодательном уровне».
Идея более жесткого регулирования комиссии по карточным расчетам особенно популярна среди малого бизнеса. Ведь, если крупные игроки за счет значительных объемов платежей еще хоть как-то могут торговаться по комиссии, то частные предприниматели и малые предприятий платят по полной.
Поэтому, например, за снижение комиссии выступила и Ассоциация мобильных кофеен, которая объединяет десятки частных предпринимателей. Даже на уровне государственной власти уже есть понимание, что ситуацию с монополизацией и завышенными комиссиями по карточным платежам уже нужно решать. Так, в феврале 2021 года призывы предпринимателей законодательно снизить общую стоимость эквайринга и межбанковской комиссии (интерчейндж) были поддержаны Национальным советом реформ при президенте Украины.
Обманный маневр платежных систем — меморандум с Нацбанком
Рассмотрение вопроса ограничения ставок комиссий вызвало огромное сопротивление со стороны банков и платежных систем. На данный момент, главная инициатива противоположного лагеря — меморандум между Нацбанком и платежными системами, который предусматривает «добровольное» постепенное уменьшение ставок межбанковской комиссии (интерчейндж) в течение трех ближайших лет до 0,9%.
Но с меморандумом есть две основные проблемы. Во-первых, даже предложенное снижение до 0,9% по интерчейндж – это втрое больше, чем ставка этой комиссии в Евросоюзе.
Во-вторых, меморандум, в отличие от закона или подзаконных актов, не является юридически обязывающим документом.
Сегодня платежные системы и банки обещают одно – завтра они могут передумать. Тем более, как показывает опыт Евросоюза, даже после введения законодательных ограничений платежные системы вместе с местными банками не уставали придумывать новые комиссии в обход принятых ограничений для компенсации утраченного дохода.
Как отмечает, Наталья Петровская, руководитель GR-направления Ассоциации ретейлеров Украины, стоимость эквайринга в нашей стране является одной из самых высоких в Европе. И такая ситуация существует уже не первый год.
В 2020 году плата за эквайринг стала второй крупнейшей статьей расходов предпринимателей после заработной платы. И это при том, что доля расчетов банковскими картами постоянно растет, а значит, и затраты предпринимателей на эквайринг растут. Банки и платежные системы жалуются, что, мол, предложенная в законопроекте комиссия слишком низкая, и приведет к коллапсу системы карточных платежей.
В то же время, проведенные в 2020 году по заказу Еврокомиссии исследования последствий применения Регламента №2015/751 и снижение комиссии интерчейндж до 0,3% показало положительное влияние на рынок платежных услуг, что сопровождалось ростом количества и объемов безналичных операций и развитием сети POS-терминалов.
Более того, как сообщает первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Михаил Непран, в 9 странах Евросоюза введение регламента положительно сказалось на увеличении конкуренции среди платежных систем. Сейчас там успешно работают, в том числе локальные платежные системы, которые занимают большую долю рынка дебетовых, а во Франции – и кредитных карт.
Итак, несмотря на опасения, относительно коллапса рынка безналичных платежей, в европейских странах ничего подобного не произошло. Даже существенного ограничения программ лояльности (в том числе кэш-бека, на который банки пытаются «подсаживать» клиентов для стимулирования расчетов картой) не произошло – лишь единичные случаи.
Поддерживаем снижение комиссии до уровня Евросоюза
Марьян Заблоцкий, народный депутат Украины, член комитета Верховной рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики:
К сожалению, комиссии по карточным платежам сейчас в руках монополий Visa и Mastercard. И размер комиссии, которые они берут из бизнеса и косвенным образом с граждан, довольно высок. В среднем – 2%, при этом в ЕС этот показатель ограничен на уровне 0,2-0,3%, в 10 раз меньше.
По моим оценкам, сумма этих комиссий в год составляет примерно $300 млн. Конечно, столько не может стоить обслуживание системы банковских карт в Украине!
Конечно, государство может стать эффективным регулятором в этом вопросе. То же самое сделали в ЕС, Австралии, Соединенных Штатах Америки, других цивилизованных странах.
Я поддерживаю законопроект №4364 при условии установления регулирования комиссии интерчейндж.
Роман Романчук, CEO сети кинотеатров Multiplex:
Кинотеатральная индустрия – одна из отраслей, наиболее пострадавших из-за влияния на бизнес пандемии COVID-19. Однако мы продолжаем инвестировать большие финансовые и человеческие ресурсы для максимального снижения наличных расчетов. И нам это с успехом удается.
Процент исключительно онлайн-продаж билетов ежемесячно увеличивается и по состоянию на сегодня, доля продаж в формате онлайн уже превышает 65%, и мы наблюдаем положительную динамику этого показателя.
Поэтому уменьшение ставки эквайринга — абсолютно логичный ход. Считаем, что маржинальность банков на эквайринге должна быть более адекватной и релевантной проценту, установленному в большинстве европейских стран.
Сергей Трахачев, президент Украинской ресторанной ассоциации:
Около 60% платежей в заведениях ресторанной сферы в стране – это расчеты платежными картами. И бизнес вынужден платить за это необоснованно высокую комиссию, потому что в Украине существует монополия трех банков, которые предоставляют эту услугу, и которые не согласны на смягчение условий сотрудничества.
С одной стороны мы обязаны предоставить потребителю возможность платить платежными карточками, а с другой – ставки комиссии банков устанавливаются монопольно. Именно поэтому необходимо регулирование этих отношений со стороны государства, что и предусматривает законопроект №4364, который я поддерживаю.
Потери ресторанного бизнеса в период коронакризиса – это минус 50% выручки и около трети работников, потерявших свои рабочие места. И сейчас ситуация не меняется к лучшему, поскольку условия ведения бизнеса стали непредсказуемыми. Именно поэтому своевременным шагом будет законодательное урегулирование этого вопроса и снижение ставок комиссии до общеевропейских показателей.
Автор: Василий Мельник
Источник: «БизнесЦензор»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.